Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Особенности римской мифологии. Мифология древнего рима. Философский эпос Лукреция "О природе"


О древнейшем периоде римской мифологии выводы делать сложно. В жреческих книгах «Индигитаменты» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения, созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т. д. Имена богов при этом образовывались от отдельных актов. Для древних божеств была характерна неопределённость пола, наличие у каждого персонажа мужской и женской ипостасей. Точно так же можно говорить и о наличии двух ипостасей – хтонической и космической почти у каждого персонажа. Так Плутон одновременно считался, с одной стороны, символом богатства и изобилия, а с другой – связывался с подземным миром. Сатурн сначала был богом посевов, и лишь позже подвергся сильной эллинизации и стал походить на Кроноса (существовал миф о золотом веке как времени правления Сатурна, и повествование о пришествии Сатурна в лациум к царю Янусу). Либитина как покровительница садов и виноградников выступала в качестве богини плодородия и одновременно связывалась, подобно Персефоне, с погребальным культом. Каждая женщина имела свою собственную Юнону и Венеру, что позволяет говорить о божествах не как о локализованных персонажах, а скорее как о принципах отношения к окружающему миру. Формула обращения к божеству была следующая «бог или богиня» или «или каким иным именем ты желаешь называться». Всё это является доказательством пластичности мифологии.

Вероятно, существовал миф о сотворении мира Янусом, который потом сменился Юпитером, а также миф о происхождении людей от дуба, об их первоначально дикой жизни и последующей цивилизации с помощью богов и героев. Дуб связывался с Юпитером, с царями Альбы и Рима, воплощавшими дух дуба, с духом и нимфой дуба Вирбием и Дианой, сочетавшимися сакральным браком.

Большую роль играло почитание деревьев и рощ. Большинству древнейших богов были посвящены рощи, где проходили обряды. Общим для всех рощ был бог Лукорис, хранитель убежища Ромула. Почитались и отдельные деревья в разных местах Рима. Общими святынями считались смоковница, пол которой волчица кормила Ромула и Рема и признаки увядания которой воспринимались как знак угрожающей городу страшной опасности; священный дуб на Капитолии, которому Ромул принёс свою первую добычу – оружие и доспехи убитого им царя, а также каменный дуб на Ватикане. С лесом связаны вещий фавн и Сильван.

С культом леса был связан культ водных источников, каждый из которых был обиталищем лимф. Вероятно наличие мифов, посвящённых животным. Особо, в обряде луперкалий, поклонялись волкам, которым приписывались магические свойства.

Мир богов по форме совпадал с миром людей. Жёстко различались божественное и человеческое право. Августин в труде «О граде Божием» (VIII, 9 – 13) указывает, что под бесчисленными наименованиями Юпитера он находит только одну мировую субстанцию, выступающую в разных своих видах и проявлениях (Янус – первичность, Термин – предел, Иовис – высшее, Пекуний – богатство, Сатурн – начало земледелия, гений – дух всякой вещи). Юпитер здесь выступает как центральное звено пантеона, своеобразный стержень мироздания, выражением которого он является.

Боги римлян на начальном этапе существования культуры складывались в несложную внешне иерархию. Туда входили триада Юпитер – Марс – Квирин, а также Янус и Веста. Янус считался олицетворением первоначала и стоял на первом месте. В пространственном отношении он олицетворял входные двери и ворота. Он также связывался с началом года, что определяло его приоритет во временном цикле. Янус первичен и в социальном аспекте: он был первым царем Лациума и правителем эпохи «золотого века». Его считают двуликим, что подтверждает наличие в римской мифологии циклической концепции времени и пространства: «любой вход – это два места, два состояния, то, откуда вышли, и то, куда вошли».

Веста считалась покровительницей Рима, чьё имя производится от глагола «гореть». Единственным обликом богини являлся огонь. Она была исключительным в культовом плане божеством: только храмы Весты были круглыми в основании, в отличие от традиционных четырехугольных святилищ. Наряду с этим в пантеон входил ряд богов автохтонного, греческого и этрусского происхождения, иерархия которых неизвестна.

Особый слой представляли мифы о священных браках, об отмене человеческих жертвоприношений, замене их праздником Аргиев, когда в Тибр сбрасывались куклы, либо же они вывешивались на перекрёстках. Существовали культы Вулкана, Палатуи, Фуррины, Флоры, Карменты, Цереры, Помоны, Волупии.

В период господства этрусков прежняя триада сменилась другой – Юпитер – Юнона – Минерва. Юнона выступала как воплощение женского начала и плодородия. Минерва считалась покровительницей искусства и ремесел. Боги этого периода начинают приобретать антропоморфный облик. Появляется ритуал триумфа – чествования победителя.

В период господства в Лациуме этрусков их система верований оказала значительное влияние на римскую мифологию. Этрусская мифология рано испытала на себе греческое влияние. Многие божества приобрели эллинизированные формы, получили латинские имена. О мифологии и теологии этрусков почти ничего неизвестно, представления о них являются позднейшими реконструкциями.

По последним данным, Этрурия представляла собой модель Небесного мира и была организована по принципу двенадцатиградья. Города традиционно ограждались по кругу бороздой, а стены имели священный статус. Сакральной считалась сама идея проведения границ: считалось, что межеванию людей научила нимфа Вегойя, своеобразная богиня – прародительница. Бог пограничной межи Термин считался одним из наиболее уважаемых персонажей. В центре города находился сакральный центр – Мундус, который выступал одновременно как центр всего Космоса и канал для связи с хтоническими сферами. На месте Мундуса обязательно размещался храм, выполняющий роль мировой оси.

Море понималось как Протоматерия и связывалось с Подземным миром. Последний был населен большим количеством хтонических персонажей: это хозяйка всего подземного Горгона, чудовище Хумбаба, демоны Тухулка и Хару. Космос делился на три части по вертикали (небо, земля, подземный мир) и четыре горизонтальных сектора, по сторонам света. Символическим выражением такого деления был четырехликий бог Ану.

Космогония этрусков, по поздним источникам, состояла из шести этапов, сильно напоминающих библейскую модель творения мира. Видимо, речь здесь идёт уже о позднейших культурных наслоениях. Этрусским по происхождению, скорее всего, является пророчество Вегойи, которая предрекла стране десять веков существования (века измерялись длительностью жизни одного поколения). Причиной упадка Этрурии должно было стать нарушение границ и уничтожение межевых столбов.

Боги большей частью почитались локально. Их было достаточно большое количество, и сейчас представляется затруднительным вычленить из-под эллинских и латинских напластований непосредственно этрусскую основу. Схема строения пантеона схожа с римскими и греческими аналогами. Центральным персонажем и структурирующим элементом в божественной иерархии можно считать бога Тина, чьи эпитеты тесно связаны с другими сакральными фигурами, перекрывают их и являются определяющими в мифологическом пространстве.

Наряду с богами существовал и институт Лукумонов – верховных правителей. Этруски верили, что Лукумоны обладают божественными способностями, связаны с четырьмя стихиями и служат проводниками между человеческим и божественным мирами. Существовал развитый культ предков. Важным ритуалом было поклонение Священному огню, который гасился только в праздник почитания мертвых, а потом вновь зажигался как обновленный. Широко были распространены гадательные практики. Практиковались и человеческие жертвоприношения.

Считалось, что у человека кроме тела есть еще три души. Одна из них обитает в печени и связана с божественными силами. Вторая находится в голове и имеет портретное сходство со своим носителем. Третья – родовая – размещена в аорте и сердце. После смерти человек переселялся в Подземное царство, где его душу ждали испытания, необходимые для второго, посмертного рождения.

После изгнания из Рима последнего этрусского царя и утверждения республики был воздвигнут храм новой божественной триады Церера – Либер – Либера. Все они были тесно связаны с культом плодородия. Она быстро слилась с Деметрой, Дионисом и Персефоной. Происходит ассимиляция и других греческих богов – Диоскуров, Гермеса, Аполлона, а также италийских и латинских божеств.

В 205 – 204 гг. до н. э., в ходе разворачивания военной экспансии Рима, в пантеон начинают вводиться божества восточного происхождения, например, Кибела. Столетием позже, находясь под влиянием многочисленных выходцев из других стран и пытаясь заслужить благосклонность богов, римляне начинают поклоняться Дионису, Серапису, Аттису. Распространение культов умирающих и воскресающих богов знаменует развитие религиозной формы сознания внутри мифологической системы.

Самые ранние представления римлян о царстве мертвых неизвестны, они заслонены греческими и этрусскими мифами. Видимо, были продолжены неолитические традиции более ранних культур.

Наряду с публичными культами формировалось и частное пространство верований. Главную роль в нем стали играть культы фамилий, которые смешались с родовыми культами. Эти культы формировались вокруг Весты, ларов и пенатов. Важнейшие семейные события требовали специальных обрядов, которыми руководили духи или низшие божества, часто предельно детализированные по функциям (Ватикан и Фабулиний помогали новорожденному испустить первый крик и начать говорить), Эдук и Полин помогали научиться есть и пить, Абеон – делать первые шаги и т. д.). Свадьба проходила под покровительством домашних и хтонических божеств (Теллус, Цереры) и охранительницы брачной клятвы – Юноны.

Похоронные обряды, совершавшиеся на девятый день после погребения или кремации, переросли в скрупулезно соблюдавшийся культ духов-покровителей умерших предков – манов. Им посвящалось два праздника – февральские паренталии и майские лемурии. Во время паренталий городские чиновники не надевали свои знаки отличия, храмы закрывались и огни на алтарях гасились, браки не заключались. Считалось, что усопшие возвращаются на землю и совершают трапезу на могилах. Фактически, праздник означал возврат к начальному этапу космогонии и временный приоритет хтонического начала, поскольку именно этот месяц считался периодом безвременья. В феврале же проходили луперкалии, коллективные ритуалы очищения, предваряющие Новый год.

В течение трёх дней лемурий мертвые, лемуры, возрождались к жизни и приходили в жилища своих потомков. Чтобы избежать их неудовольствия и помешать забрать кого-нибудь из живых с собой, глава семьи набивал рот чёрными бобами и выплевывал их, повторяя заклинания девятикратно.

Гении у римлян были аналогичны греческим демонам. Само их название переводилось как «породитель». Они выражали волевую направленность людей, могли быть личными и групповыми. Считалось, что гений менялся вместе с человеком на протяжении всей жизни последнего и в конце умирал вместе со своим подопечным.

Существовали и общие культы гражданской общины: отсюда деление культов на приватные и публичные. Жёсткого разделения между ними не было, все они находились под контролем понтификов. Общественный культ находился в руках высших лиц государства и членов религиозных братств. Известно, что в доме правителя практиковались обряды, посвященные культам Юпитера, Марса и богини плодородия Опс Консина. Видимо, имелась и специальная коллегия жрецов.

Согласно жреческой иерархии, после царя следовали пятнадцать фламинов - посвященные Юпитеру, Марсу и Квирину. Они не были кастой и не составляли коллегий. Каждый фламин был связан только с божеством, имя которого носил. Фламинам вменялось в обязанность ношение ритуальной одежды и выполнение разнообразных обетов. Они скрупулезно придерживались церемоний, но не имели права толковать канон или выносить решение в спорных случаях.

Существовала также коллегия понтификов, куда входили сам правитель и старшие фламины. Понтифики имели полную свободу действий. Главный понтифик участвовал в решении всех вопросов, связанных с верованиями, возглавлял некоторые обряды и следил за точным исполнением ритуалов во время праздников.

При коллегии понтификов числились шесть весталок, выбиравшихся главным понтификом на тридцатилетний период из группы девочек в возрасте от шести до десяти лет. Весталки оберегали народ Рима, поддерживая священный огонь, ни в коем случае не давая ему погаснуть. Залогом их священной силы был данный ими обет девственности.

Коллегия авгуров также была полностью самостоятельна. Он не определял будущее, а лишь решал, насколько правильно то или иное начинание – выбор места для отправления культа или нового жреца. Со временем в Риме распространились греческие и этрусские гадательные приемы.

Наряду с коллегиями в отправлении общинного культа участвовали закрытые объединения, или «товарищества», специализировавшиеся в одной сакральной церемонии. Так фециалы освящали объявление войны и заключение мира. Салии были центральными участниками ежегодных торжеств в марте и октябре, когда по обычаю заключали мир или объявляли войну. Арвальские братья охраняли посевы на полях, а луперки справляли луперкалии.

Как в общинном, так и в частном культе в жертву богам приносили съестное и жертвенных животных.

Особая роль отводилась гаданиям, видимо заимствованным у этрусков. Широко применялась эвокация, приводящая к расширению пантеона. Покойный отец для сыновей становился богом. Существовали культы отдельных сословий и профессий.

Гражданин был обязан участвовать в культе общины. При этом допускалась критика богов и вольнодумство.

Особо складывался миф о Риме: город, основанный по предначертанию богов, должный иметь власть со всем миром, его события – этап на пути осуществления предназначения; римский народ как избранный богами и исполненный исключительных добродетелей. Согласно преданиям, царь Альбы, Нумитор, был низложен своим братом Амулием. Для устранения соперников Амулий истребил сыновей Нумитора, а его дочь Рею Сильвию принудил стать весталкой. Но от связи с Марсом та родила близнецов, Ромула и Рема. Брошенных на берегу Тибра новорожденных чудесным образом вскормила волчица. Позднее их подобрал пастух, а его жена воспитала мальчиков. Со временем повзрослевших Ромула и Рема признал их дед, Нумитор, и, свергнув Амулия, внуки вернули деду царство. Решив основать город в местах своего детства, братья покинули Альбу и обратились за советом к богам. Каждый выбрал себе отдельный холм: Ромул – Палатин, а Рем – Авентин. Рем первым увидел в небе шесть летящих коршунов – авгурово знамение. Ромулу же явилось в два раза больше птиц. Он выиграл у брата право основать город и провёл плугом борозду вокруг Палатинского холма. Отвальная земля стала городской стеной, борозда обозначила ров вокруг города, а вынутый из земли плуг обозначал будущие городские ворота. Рем перепрыгнул через эти сооружения, и Рем за это убил брата, крикнув: «Так я покараю всякого, кто перепрыгнет мои стены!».

Данный сюжет представляет собой социализированный вариант космогонии с традиционной трактовкой пространственно- временного континуума и первоначальной жертвой. Позже эпизод братоубийства будет восприниматься как одна из причин бед, обрушивающихся на город.

К римскому мифу примыкает героика, которая вытесняет постепенно мифы, связанные с пантеоном:

Мифы, связанные с царями;

Установление республики, когда люди жертвовали собой ради величия Рима;

Обожествление государственных деятелей;

Культ императоров.

Можно сказать, что социальная мифология оттеснила традиционную, носительницу онтологических сюжетов, на задний план, почти удалила её из системы актуальных верований. Несмотря на это, фабула мифологических сюжетов первой группы тесно связана со второй, является её социальной проекцией, с сохранением почти всех закономерностей существования мифологической системы.



О римской мифологии

Прежде чем начать рассказ о римских мифах, следует сказать пару слов о сущности древнеримской мифологии как таковой. Часто мы воспринимаем римскую мифологию как заимствованную у греков, что едва ли верно. На самом деле древнеримская религия очень самобытна и все греческое влияние на нее - довольно позднее, хотя и внушительное. Римский пантеон крайне обширен и сложен по своему составу и функциям входивших в него божеств, при этом различные аспекты верований пронизывали все сферы жизни древних римлян.

Римская религия развивалась в течение многих столетий по мере роста римского государства - от небольшого города до огромной империи. Попробуем коротко и поверхностно разобраться в различных аспектах формирования классического римского пантеона - того, с которым все мы скорее всего знакомы еще по греческой мифологии.

Самыми древними объектами религиозного почитания у римлян были духи - покровители рода, культ которых старше самого города Рима. Сами римляне считали, что почитание этих духов пришло в Рим из Лавиния и Альбы-Лонги, более древних городов Италии. К таким духам-покровителям относятся маны - тени умерших, оберегающие свой род после смерти, домашние божества пенаты и лары. Пенаты, лары и маны не имели собственных имен, не персонифицировались и почитались римлянами как некое безымянное множество. Подробнее речь о них пойдет в соответствующих разделах.

Культ покровителей рода имел, конечно же, частный, семейный характер. Часто покровителем рода был некий легендарный предок, например род Юлиев чтил в этом качестве Юла, сына Энея. По мере формирования государства и утраты значимости родовой организации некоторые родовые боги стали почитаться в пределах целого государства, сменив приписываемые им функции. Есть мнение, например, что культ Фавна, веселого бога - покровителя пастухов, изначально принадлежал родам Фабиев и Квинктилиев.

Как и большинство известных нам древних народов, римляне обожествляли также ручьи и источники. Как пенаты и лары, эти силы представлялись римлянами в виде безымянного множества духов. Группу таких водяных духов римляне почитали под именем «камены». Каменам легендарный римский царь Нума Помпилий посвятил источник в Риме, в их честь строились маленькие бронзовые часовенки в рощах, где приносили в жертву воду и молоко. Их аналогами в некотором роде были греческие нимфы, а впоследствии камены отождествились с греческими музами, богинями искусств и наук.

Важнейшей отправной точкой формирования классического римского пантеона являются так называемые аграрные культы: обряды и верования, связанные с земледелием и скотоводством. Многие важнейшие боги римского пантеона, получившие в будущем иные функции, ведут свое происхождение именно от аграрных культов. Так, например, Марс, бог войны в классическую эпоху, в древности считался богом оплодотворения, покровителем земледелия и скотоводства; Венера, отождествленная впоследствии с греческой Афродитой и превратившаяся в богиню любви и красоты, изначально была божеством садоводства и виноградарства.

В значительной мере сложный состав римского пантеона порожден пестротой групп, составивших римскую общину: в нее входили латинские, сабинские и этрусские племена. Каждое племя, каждый род привносили в римский пантеон своих божеств. Со временем римское государство разрасталось, и когда территория его включала в себя новые земли, римский пантеон обзаводился и новыми богами со всей Италии.

Надо отметить, что древнеримская мифология в сравнении с греческой довольно бедна на яркие образы богов и запоминающиеся мифы об их деяниях. О почитании безымянных множеств духов мы уже упоминали, также распространены были культы таких божеств, как Мир, Надежда, Доблесть, Справедливость. Эти абстрактные понятия были практически обезличены, их нельзя даже считать настоящими олицетворениями. Тем не менее в их честь приносились жертвы и строились храмы.

Любопытно, что часть древних римских богов не имела определенного пола, например древнейшее божество пастухов Палес упоминается и как бог, и как богиня. Зачастую жрецы сами не были уверены, к какому полу принадлежит божество, и обращались к нему «sive deus, sive dea» - «или бог, или богиня».

Так же скупы и формальны были римские обряды. Почитание богов сводилось к совершению четко регламентированных действий и произнесению узаконенных формул. Самым страшным было отступление от выверенного ритуала, сулившее божественную кару. В молитвах римлянин подробно перечислял, что он хотел получить от бога и что готов был дать ему взамен. Часто такая пунктуальность в отношениях сводилась к искусству обманывать бога так, чтобы не дать ему ничего лишнего, например вместо скольких-то голов (скота) римлянин подносил богу столько же головок чеснока и полагал себя в расчете с высшими силами.

Древнеримская религия, сухая и практичная, оказалась очень восприимчивой к влиянию греков с их яркими поэтичными мифами и сложными взаимоотношениями между богами, каждый из которых имел свою историю и выраженный характер. Самое раннее влияние на римлян шло через греческие колонии на западном побережье Италии: Кумы и Неаполь. Тогда к римлянам попали бог Аполлон и Геракл, обожествленный герой, в силу созвучия объединившийся с римским Геркулесом и ставший сперва общенародным покровителем войны, а после - торговли.

Серьезное влияние на римскую религию греки оказали и после подчинения Риму греческих колоний в Южной Италии; влияние это тем более усилилось после покорения самой Греции во II веке до н. э. Постепенно римляне перенимали богатую греческую мифологию и переносили ее на своих богов. Так сложился синкретический греко-римский пантеон, и сами верующие перестали различать происхождение богов.

Римский поэт Энний пишет о двенадцати главных богах Древ него Рима, во многом сходных с древнегреческим олимпийским пантеоном. Вместе эти божества составляли совет Юпитера и несли ответственность за сохранение мирового порядка. Вот они:

Юпитер (у греков Зевс) - бог неба, грома и молнии, отец богов, верховное божество римского пантеона;

Нептун (у греков Посейдон) - бог морей;

Вулкан (у греков Гефест) - бог огня и кузнечного ремесла;

Аполлон - бог света, наук и искусств;

Меркурий (у греков Гермес) - бог торговли;

Марс (у греков Арес) - бог войны;

Юнона (у греков Гера) - богиня брака, жена Юпитера;

Минерва (у греков Афина) - богиня мудрости и ремесел;

Церера (у греков Деметра) - богиня плодородия;

Венера (у греков Афродита) - богиня любви и красоты;

Веста (у греков Гестия) - богиня семейного очага;

Диана (у греков Артемида) - богиня охоты.

Они назывались dii consentes, боги-советники. Впоследствии к ним добавилось еще восемь богов: Янус, Сатурн (у греков Кронос), Гений, Плутон (у греков Аид), Либер-отец, Земля, Солнце и Луна. Все вместе они именовались dii magni, великие боги. Существовало также огромное число самых различных dii minores, младших богов.

Большинство римских мифов о великих и младших богах тождественно греческим. Мы не видим необходимости пересказывать их в этой книге и рекомендуем интересующемуся читателю обратиться за ними к сочинениям по греческой мифологии. Мы же ставим своей целью в этой главе познакомить читателя со специфическими римскими верованиями и мифами, не имеющими аналогов у греков, а также характерными чертами римских религиозных праздников и суеверий.

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

автора Вернер Эдвард

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Глава 12. Параллели между английской историей и византийско-римской историей. Английская империя - прямая наследница византийско-римской империи Грубое сравнение династических потоков Англии и Рима-Византии Как мы уже знаем, древние английские хроники утверждают, что

Из книги От Скифии до Индии [Древние арии: мифы и история] автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

«БЛАЖЕННАЯ ОБИТЕЛЬ» В ИРАНСКОЙ МИФОЛОГИИ «На светящейся Высокой Харе нет ни ночи, ни тьмы, ни холодного ветра, ни знойного, ни губительных болезней, ни созданной дайвами скверны, и не поднимается туман от Высокой Хары» - так рассказывается в авестийских гимнах богам

Из книги Запрещенный Рюрик. Правда о «призвании варягов» автора Буровский Андрей Михайлович

От мифологии - к науке В Древней Греции показывали сразу три могилы Геракла. На Руси - сразу три могилы Ильи Муромца, и это никому не мешало. Долгое время никто не задавался простым вопросом: зачем одному Гераклу или одному Илье Муромцу так много могил?!Но рано или поздно

Из книги Средневековые хронологи «удлинили историю». Математика в истории автора Носовский Глеб Владимирович

7. Соответствие между римской историей I–VI веков н. э. (Римские империи II и III) и Священной Римской империей X–XIII веков (империя Гогенштауфенов) СВЕТСКАЯ ИСТОРИЯПродолжим описание повторов в скалигеровской истории, обусловленных сдвигом на 1053 года. Действие обнаруженной

Из книги Мифы и факты русской истории [От лихолетья Смуты до империи Петра I] автора Резников Кирилл Юрьевич

6.7. ПЁТР I В СОВЕТСКОЙ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ Пётр, Сталин и «товарищ граф». Отношение к Петру резко изменилось в первой половине 1930-х гг. Если в 1920-е гг. большевики отрицали преемственность между Советским Союзом и царской Россией, то теперь Сталин такую связь усмотрел

автора Бышок Станислав Олегович

6.2. Основы социал-национальной мифологии Мифология играет значительную роль в организации и последующей деятельности любой настоящей партии, являющейся чем-то большим, чем бизнес- или пиар-проект. Это основа, на которой строятся все остальные части партийной структуры,

Из книги Иллюзия свободы [Куда ведут Украину новые бандеровцы] автора Бышок Станислав Олегович

11.11. ОУН, УПА и развитие националистической мифологии 1 января 2013 года украинские националисты отметили годовщину рождения лидера Организации украинских националистов (ОУН) Степана Бандеры. По традиции было организовано факельное шествие, в котором приняли участие

автора

Из книги История мировых религий автора Горелов Анатолий Алексеевич

Из книги Верования дохристианской Европы автора Мартьянов Андрей

автора Коллектив авторов

Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

Происхождение античной мифологии Для полноты изложения вопроса вкратце сравним мифы о происхождении мира у греков и в иудейской Торе. Первая книга Второзакония «Бытие» начинается алгоритмически сходно греческому сотворению (последнее приведено нами в подглаве

В середине III в. до н. э., когда у греков их классическая литература была позади, а эллинистическая уже успела достигнуть наивысшего расцвета, в западной части Средиземноморья, в Италии, начинает развиваться вторая литература античного общества - римская. Рим, центральная община племени латинов, возглавившая объединение Италии, создает свою литературу, параллельную греческой, и создает ее на своем, латинском языке.

Историческое значение этого варианта, место римской литературы в истории литератур Европы, определяется исторической! ролью Рима в культурном" развитии европейского Запада. Римская литература служила передаточным звеном между литературами греческой и западноевропейской. Формирующая роль античности для западноевропейской литературы основывалась вплоть до XVIII в. на воздействии римского, а не греческого варианта. И в эпоху Возрождения и в XVII - XVIII вв. греческая литература воспринималась в Европе сквозь призму Рима. Античная струя в трагедии европейского «классицизма» исходила в гораздо большей мере от римского драматурга Сенеки, чем от Эсхила, Софокла и Эврипида; европейский; эпос этого времени был ориентирован на «Энеиду» Вергилия, а не на гомеровские поэмы. Только буржуазный «неогуманизм» XVIII в. (стр. 7) принес с собой новую ориентировку, обращенную на этот раз уже непосредственно к греческой литературе. Перемена ориентировки привела к тому, что в XIX в. римскую литературу стали недооценивать, рассматривать как чисто подражательную. Значение ее стали сводить к одной лишь «посреднической» роли, обусловленной будто бы только тем обстоятельством, что латинский язык был более распространен в Западной Европе, чем греческий. Эта точка зрения совершенно неправильна. Действительно, в первую половину Средних веков и во времена раннего итальянского Возрождения греческий язык был в Западной Европе почти неизвестен, между тем как латинский знали повсеместно. Но период наибольшего воздействия античной литературы на европейскую наступает с XV - XVI вв., когда греческий язык в Европе уже знали. И если. Европа обращается теперь к античной литературе в ее римском варианте, то происходит это не в силу незнакомства с греческим языком, а потому, что римский вариант более соответствовал художественному вкусу этого времени и его литературным потребностям. Теоретики европейского классицизма XVI - XVII вв., занимаясь сравнительной оценкой обеих античных литератур, всегда приходят к выводу о «превосходстве» римлян. Очень показательна в этом отношении «Поэтика» Юлия Цезаря Скалигера (1484 - 1558), один из самых влиятельных в это время трактатов по теории литературы. Скалигер, после детального сопоставления гомеровского эпоса с «Энеидой» Вергилия, отдает предпочтение «Энеиде». Такого рода суждения, при всей их исторической ограниченности вкусами определенной эпохи, свидетельствуют все же о том, что «посредническая» роль выпала на долю римской литературы не случайно, в результате большей распространенности латинского языка, а в силу ее собственных специфических качеств, отличающих ее от греческой литературы и делавших ее более созвучной эстетическим требованиям Возрождения и классицизма XVI - XVII вв.



С другой стороны, римская литература в ее лучших проявлениях нередко представляет собой синтез всего того, что давала греческая литература разных периодов. Эпос Вергилия и лирика Горация ориентированы, например, на греческую литературу классического периода, но используют вместе с тем и достижения эллинистической литературы, все накопленное мастерство веков. Старые греческие жанры получают у римлян обновленную форму. В Риме происходит, таким образом, расширенное воспроизводство литературных форм Греции, освобожденных от местных особенностей.

Историческое значение римской литературы заключается, стало быть, в том, что это такой вариант античной литературы, расцвет которого происходил на более расширенной базе римской державы и на более поздней ступени античного общества, вариант, который по своим специфическим качествам легче мог содействовать формированию новой западноевропейской литературы.

^ Древнеримская мифология, ее особенности. Единственное, что нашло. Еще найду вышлю.

Религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами, совершал сам отец семейства. В деревне его мог заменить обладавший особыми полномочиями управляющий поместьем. Официальные государственные обряды совершались опосредственно некоторыми носителями высшей власти - сначала царём через так называемых жреческих царей, потом консулами и преторами, в критические моменты - диктатором. При этом император, совместивший в себе функцию Великого понтифика, обычно своих инициатив не выражал. Институт жрецов ввёл по традиции Нума Помпилий. При этом римские жреческие коллегии не были замкнутой кастой - доступ к ним был открыт через общественную деятельность. Так например сана авгура добились Цицерон и Плиний Младший, а например Цезарь и Нерон в ранней карьере были фламинами. Важную роль играла коллегия фециалов, ведавшая сакральным ритуалом объявления войны и частично курировашая римскую дипломатию. Большую роль играла и коллегия весталок.



Римский пантеон имеет много аналогов греческих богов и богинь, есть и свои собственные божества и низшие духи. Особо почитаемые боги назывались «отцами» («patres»), низшие - «famuli divi» и «virgines divi». Божественное право («fas») не смешивалось с человеческим («ius»). Низшие божества («numina») существовали у римлян по-видимому уже в раннюю эпоху. В жреческих книгах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения и созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т. д., в связи с чем первоначально у некоторых пол не был фиксированным (ср. Палес, Фавн - Фавна, Помона - Помон и др.). Из массы нуминов выделилась триада римского пантеона - Юпитер, Марс и Квирин, отразившая трёхчленность гражданских функций - соответственно религиозно-жреческая, военная и хозяйственная. Из приписываемого Нуме Помпилию календаря праздников и списка назначенных им фламинов, из упоминаний древних святилищ известно о существовании культов Вулкана, Палатуи, Фуррины, Флоры, Карменты, Цереры, Помоны, Волупии и др. Примерно тогда же были удвоены коллегии луперков и салиев. Появились культы сословий (Нептун и Диоскуры у патрициев, Церера и Либер у плебеев) и отдельные родовые культы (у Корнелиев, Эмилиев, Клавдиев и возможно у других), группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Существовали и культы сельских общин

В противоположность художественно одаренным и подвижным эллинам, римляне не имели народной эпической поэзии; религиозные их представления, всецело вылившись в культе, выразились в немногочисленных, однообразных и скудных содержанием мифах. Не в мифологии, а в строго формальном культе заключалась суть Р. религии - этого чисто римского понятия (religio - слово Р. происхождения и означает связь), сделавшегося впоследствии достоянием всего мира. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь.

Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов: Маны - под видом змей, ^ Юпитер - под видом камня, Марс - под видом копья, Веста - под видом огня. Первоначальная система Р. мифологии - судя по модифицированным под самыми различными влияниями данным, которые нам сообщает древняя литература - сводилась к перечислению символических, безличных, обоготворенных понятий, под покровительством которых состояла жизнь человека от зачатия его до смерти; не менее отвлеченны и безличны были божества душ, культ которых составлял древнейшую основу семейной религии. На второй стадии мифологических представлений стояли божества природы, главным образом рек, источников и земли, как производительницы всего живого. Далее идут божества небесного пространства, божества смерти и преисподней, божества - олицетворения духовных и нравственных сторон человека, а также различных отношений общественной жизни, и, наконец, боги иноземные и герои.

49. Философский эпос Лукреция "О природе".

В своей поэме “О природе вещей” Лукреций изящно, в поэтической форме изображает легкую и тонкую, всегда подвижную картину воздействия, которое на наше сознание оказывают атомы путем истечения особых “эйдолов”, в результате чего возникают ощущения и все состояния сознания. Весьма любопытно, что атомы у Лукреция- не совсем то, что у Эпикура: они - не предел делимости, а своего рода творческие начала, из которых создается конкретная вещь со всей ее структурой, т.е. атомы - это материал для природы, предполагающей какой-то, вне их находящийся, творческий принцип. Никаких намеков на самодеятельность материи в поэме нет. Лукреций усматривает этот творческий принцип то в прародительнице-Венере, то в искуснице-Земле, то в созидательном естестве - природе. А.Ф. Лосев пишет: “Если мы говорим о натурфилософской мифологии у Лукреция и называем ее своеобразной религией, то пусть читатель не путается здесь в трех, соснах: натурфилософская мифология Лукреция... не имеет ровно ничего общего с традиционной мифологией, которую опровергает Лукреций”.

По словам Лосева, самостоятельность Лукреция как философа глубоко раскрывается в эпизоде истории человеческой культуры, составляющей основное содержание 5-й книги поэмы. Восприняв из эпикурейской традиции отрицательную оценку тех черт усовершенствований материальной обстановки жизни, которые, не увеличивая в конечном счете суммы получаемых людьми наслаждений, служат новым предметом стяжательства. Лукреций завершает 5-ю книгу не эпикурейской моралью самоограничения, а хвалой человеческому разуму, овладевающему вершинами знаний и искусства.

В заключение этой главы следует сказать, что Демокрита, Эпикура, Лукреция и др. у нас привыкли толковать только как материалистов и атеистов. Вслед за блестящим знатоком античной философии А.Ф. Лосевым многие придерживаются точки зрения, согласно которой античная философия вообще не знала материализма в европейском смысле слова. Достаточно указать уже на то, что и Эпикур и Лукреций самым недвусмысленным образом признают существование богов.

Лукреций, Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus) (1 век до н. э.), римский поэт и философ-материалист. Самые ранние биографические данные о Лукреции относятся к 4 веку н. э., но не могут считаться достоверными, философская поэма Лукреция "О природе вещей", написанная в форме дидактического эпоса, излагает учение греческого философа Эпикура - главным образом его физику, лишь попутно касаясь его теории познания и этики. Это - единственный полностью сохранившийся памятник материалистической мысли древности. Была утеряна и найдена итальянским гуманистом Поджо Браччолини только в 15 веке. Поэма Лукреция состоит из 6 книг; в книге 1-й и 2-й излагается атомистическая теория мироздания и отвергается вмешательство богов в мирские дела; тема книги 3-й - учение о душе, её материальности и смертности, связи её с телом; книги 4-й - учение о человеке и о чувственных восприятиях как основе знаний; книги 5-й - космогония и история развития человеческого рода, а также происхождение языка. Применение огня и образование семьи явились, по Лукрецию, первыми шагами на пути от первобытного, "дикого" состояния к формированию общества и культуры; этому особенно способствовало возникновение языка. Происхождение религии в книге 6-й объясняется тремя естественными причинами: являвшиеся в сновидениях фантастические образы прекрасных и могущественных существ становились предметом поклонения; явления природы, превосходящие человеческие силы, приписывались сверхъестественным существам; наконец, люди подвержены чувству страха. Крупнейшим проводником идей Лукреция был французский философ П. Гассенди. Всё, что известно о жизни Лукреция, сводится к сообщению св. Иеронима, который, по всей вероятности цитируя Светония, говорит: «Опоенный любовным зельем, Лукреций лишился разума, в светлые промежутки он написал несколько книг, позднее изданных Цицероном, и лишил себя жизни».

^ Тит Лукреций Кар

О природе вещей (фрагменты)

<...> Не поставь никакого предела природа

Для раздробленья вещей, тела материи ныне,

Силой минувших веков раздробившись, дошли до того бы,

Что ничему уж, из них зачатому, в известное время

Было б пробиться нельзя до высшего жизни предела.

Ибо, мы видим, скорей что угодно разрушиться может,

Чем восстановленным быть; поэтому то, что доселе

Долгие дни и века бесконечных времен миновавших

Врозь разнесли, раздробив и на мелкие части расторгнув,

Вновь в остальные века никогда не могло б воссоздаться.

Но, несомненно, предел раздробленью известный положен.

Так как мы видим, что вещь возрождается каждая снова...

<...> Но продолжаю я нить своего рассуждения снова.

Всю, самое по себе, составляют природу две вещи:

Это, во-первых, тела, во-вторых же, пустое пространство,

Где пребывают они и где двигаться могут различно...

<...> Существуют такие тела, что и прочны и вечны:

Это вещей семена и начала в учении нашем,

То, из чего получился весь мир, существующий ныне.

Эти тела ни от внешних толчков разлагаться не могут,

Ни, изнутри чем-нибудь пораженные, врозь распадаться,

Ни от воздействия силы иной уничтожиться вовсе.

В пустоте находясь и витая по ней, неизбежно

Первоначала вещей уносятся собственным весом

Или толчками других. И часто, в движенье столкнувшись

Вместе, один от других они в сторону падают сразу.

И удивляться нельзя: они в высшей степени крепки.

Плотны и вески и вспять отскочить им ничто не мешает...

<...> Дабы ты лучше постиг, что тела основные мятутся

В вечном движеньи всегда, припомни, что дна никакого

Нет у Вселенной нигде, и телам изначальным остаться

Негде на месте, раз нет ни конца, ни предела пространству,

Если безмерно оно и простерто во всех направленьях,

Как я подробно уже доказал на основе разумной.

Раз установлено так, то телам изначальным, конечно,

Вовсе покоя нигде не дано в пустоте необъятной.

Наоборот: непрерывно гонимые разным движеньем,

Частью далеко они отлетают, столкнувшись друг с другом,

Частью ж расходятся врозь на короткие лишь расстоянья.

Те, у которых тесней их взаимная сплоченность, мало

И на ничтожные лишь расстояния прядая порознь,

Сложностью самих фигур своих спутаны будучи цепко,

Мощные корни камней и тела образуют железа

Стойкого, так же как все остальное подобного рода.

Прочие, в малом числе в пустоте необъятной витая,

Прядают прочь далеко и далеко назад отбегают

На промежуток большой. Из них составляется редкий

Воздух, и солнечный свет они нам доставляют блестящий.

Множество, кроме того, в пустоте необъятной витает

Тех, что отброшены прочь от вещей сочетаний и снова

Не были в силах еще сочетаться с другими в движеньи...

^ Кратко и мелко

Лукреций, Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus) (1 век до н. э.), римский поэт и философ-материалист. Самые ранние биографические данные о Лукреции относятся к 4 веку н. э., но не могут считаться достоверными, философская поэма Лукреция "О природе вещей", написанная в форме дидактического эпоса, излагает учение греческого философа Эпикура - главным образом его физику, лишь попутно касаясь его теории познания и этики. Это - единственный полностью сохранившийся памятник материалистической мысли древности. Была утеряна и найдена итальянским гуманистом Поджо Браччолини только в 15 веке. Поэма Лукреция состоит из 6 книг; в книге 1-й и 2-й излагается атомистическая теория мироздания и отвергается вмешательство богов в мирские дела; тема книги 3-й - учение о душе, её материальности и смертности, связи её с телом; книги 4-й - учение о человеке и о чувственных восприятиях как основе знаний; книги 5-й - космогония и история развития человеческого рода, а также происхождение языка. Применение огня и образование семьи явились, по Лукрецию, первыми шагами на пути от первобытного, "дикого" состояния к формированию общества и культуры; этому особенно способствовало возникновение языка. Происхождение религии в книге 6-й объясняется тремя естественными причинами: являвшиеся в сновидениях фантастические образы прекрасных и могущественных существ становились предметом поклонения; явления природы, превосходящие человеческие силы, приписывались сверхъестественным существам; наконец, люди подвержены чувству страха. Крупнейшим проводником идей Лукреция был французский философ П. Гассенди.

- 64.50 Кб

Основная часть

Мифология древнего Рима

Основная часть

Мифология древнего Рима

Введение.

Миф - сказание, предание особого рода. В самом кратком виде его главная особенность выражается в таком определении: миф - это вымысел, принимаемый за правду. Люди, принимающие миф за правду, не могут видеть в нем вымысла; а те, кто считает миф вымыслом, не могут принимать его за правду. Значит, миф есть правда для одних людей и вымысел - для других.

Мифология выступает не просто как собрание мифов, но и как культурная форма («форма общественного сознания»), в которой люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение.

Римская религия и мифология были подчинены политике, моральным устоям Рима и гражданскому долгу. У граждан не должно было возникать сомнений в устройстве их жизни и в разнице между сословиями. Все правители являются избранниками богов, героями и сыновьями богов. Поэтому они ближе к небожителям, и им лучше знать какой должна быть жизнь. Многие мифы и легенды Древнего Рима прославляли героизм, были именно эпическими. А героями, конечно же, в основном были императоры.

Следует отметить, что если у греков религия имела божественное значение, то у римлян боги были неотъемлемой частью повседневной жизни. Они были необходимы для пахоты земель, сева, удачных всходов, богатого урожая и т.д. Боги покровительствовали каждый определенному виду деятельности среди людей, определенным явлениям природы и нуждались в жертвоприношениях. Иными словами, в религии древних римлян центральное место занимали ритуалы и культ. Это не могло не отразиться на мифах и легендах.

«Римский миф».

Римская мифология представляет собой совокупность традиционных историй, относящихся к легендарному происхождению Древнего Рима и его религиозной системе, представленных в литературе и изобразительном искусстве римлян. Термин «римская мифология» может относиться также к современному изучению этих представлений, а также к материалам из других культур любого периода, в которых рассматривается римская литература и искусство.

Римляне обычно трактовали эти традиционные повествования как исторические, даже если они содержат чудеса или элементы сверхъестественности. Повествования часто связаны с политикой и моралью и с тем, как личная неприкосновенность человека соотносится с его ответственностью перед обществом и Римским государством. Важной темой является героизм. Когда повествование касалось римской религиозной практики, оно больше было связано с ритуалами, предсказаниями и общественными институтами, чем с теологией или космогонией.

Изучение римской религии и мифов осложняется ранним влияние греческой религии на Апеннинском полуострове в протоисторический период истории Рима, а позже художественным подражанием римских авторов греческим литературным образцам. Римляне с любопытством стремятся отождествить своих собственных богов с греческими, и дают новое толкование повествований о греческих божествах под именами своих римских аналогов. Ранние римские мифы и легенды имеют также динамичные переплетения с этрусской религией, менее документированной чем греческая.

Хотя в римской мифологии, может быть, не хватает столь широкого божественного повествования, как в греческой литературе, но, тем не менее, изображение Ромула и Рема, сосущих волчицу, является столь, же знаменитым, как любое изображение из греческой мифологии, за исключением троянского коня. Поскольку латинская литература была более широко известна в Европе в Средние века и в эпоху Возрождения, интерпретация греческих мифов римлянами часто имели большее влияние на живописные представления о «классической мифологии», чем греческие источники. В частности, версии греческих мифов в Метаморфозах Овидия, написанные во время правления Августа, стали рассматриваться как канонические.

Характер римского мифа.

Поскольку ритуал играет центральную роль в римской религии, как и в мифах, созданных греками, иногда возникает сомнение по поводу того, что большая часть римских мифов имеет исконно римское происхождение. Это восприятие является продуктом романтизма и антиковедения XIX века, которые расценивают греческую цивилизацию как более «достоверно творческую». Но от Ренессанса до XVIII века римские мифы были частью вдохновения для европейской живописи. Римские традиции особенно богаты историческими мифами или легендами, касающимися основания и возвышения города. Эти повествования сосредоточены на человеке – деятеле, в жизни которого бывают лишь случайные вмешательства божества, но всепроникающее чувство божественности всегда сопровождает его судьбу. В ранний период Рима история и миф имеют взаимные и взаимодополняющие отношения. Как отмечает Т. П. Уайзман:

Римская история все ещё имеет такое же значение, какое она имела для Данте в 1300 году, Шекспира в 1600 году и отцов-основателей Соединённых Штатов в 1776 году. Что нужно для того, чтобы быть свободным гражданином? Может ли сверхдержава быть ещё и республикой? Как благонамеренная власть превращается в убийственную тиранию?

Основными источниками римских мифов являются Энеида Вергилия. И первые несколько книг истории Ливия. Другими важными источниками являются Фасты Овидия, шестиатомная книга стихотворений, структурированных под римский религиозный календ арь, и четвёртая книга элегий Проперция. Сцены из римских мифов появляются также в римской настенной живописи, на монетах и в скульптуре, в частности, на рельефах.

Божественное повествование играло в греческой системе религиозной веры более важную роль, чем у римлян, для которых первичными были ритуал и культ. Хотя римская религия не была основана на священном писании и его истолковании, священническая литература была одной из самых ранних письменных форм латинской прозы. Книги (Libri) и комментарии (Commentarii) коллегии понтификов и авгуров содержали религиозные процедуры, молитвы, постановления и мнения по пунктам религиозного закона. Хотя по крайней мере некоторые из этих материалов были доступны для консультаций римскому сенату, часто они были occultum genus litterarum (тайной за семью печатями), загадочной формой литературы, к которой доступ имели только жрецы. Пророчества, относящиеся к мировой истории и судьбе Рима, появлявшиеся в критические моменты истории, неожиданно были обнаружены в туманных книгах Сивилл, которые, согласно легенде, были приобретены Тарквинием Гордым в конце VI века до нашей эры у куманских Сивилл. Некоторые аспекты архаичной римской религии были записаны в утерянных богословских трудах учёного I века до н. э. Марка Теренция Варрона, и теперь известны по трудам других классических и христианских авторов.

Римский пантеон имеет много аналогов греческих богов и богинь, есть и свои собственные божества, и низшие духи. Особо почитаемые боги назывались «отцами» («patres»), низшие - «famuli divi» и «virgines divi». Божественное право («fas») не смешивалось с человеческим («ius»). Низшие божества («numina») существовали у римлян по-видимому уже в раннюю эпоху. В греческих книгах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения и созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т. д., в связи с чем первоначально у некоторых пол не был фиксированным (ср. Палес, Фавн - Фавна, Помона - Помон и др.). Из массы нуминов выделилась триада римского пантеона - Юпитер, Марс и Квирин, отразившая трёхчленность гражданских функций - соответственно религиозно-жреческая, военная и хозяйственная. Из приписываемого Нуме Помпилию календаря праздников и списка назначенных им фламинов, из упоминаний древних святилищ известно о существовании культов Вулкана, Палатуи, Фуррины, Флоры,Карменты, Цереры, Помоны, Волупии и др. Примерно тогда же были удвоены коллегии луперков и салиев. Появились культы сословий (Нептун иДиоскуры у патрициев, Церера и Либер у плебеев) и отдельные родовые культы (у Корнелиев, Эмилиев, Клавдиев и возможно у других), группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Существовали и культы сельских общин.

Первое поколение - боги заимствованы из греческой религии (по Гигину)

Дети Хаоса:

Эребус (Мрак)

Нокс (Ночь)

Этар (Свет)

Диес (День)

Дети Этара и Диес:

Теллус/Терра (Земля)

Тартаррус (Бездна)

Амур (Любовь)

Темпус (Время)

Дети Хаоса и Теллус:

Уран (Небо)

Мар (Море)

Второе поколение божеств:

Дети Урана и Теллус - титаны:

Гиперион

Юстиция

Дети Мара и Теллус:

Еврибия

Тавмантус

Турсциверс

Третье поколение

Юпитер Оптимус Максимус (бог грома и молний)

Боги были перечислены поэтом Квинтом Эннием в конце III века до нашей эры, со ссылкой на неизвестного греческого поэта

Третье поколение

Главные (олимпийские) боги - дети Сатурна и Опс

Юпитер Оптимус Максимус (бог грома и молний)

Юнона Наставница (богиня семьи и брака)

Нептун (бог морей и океанов)

Церера (богиня плодородия и земледелия)

Веста (богиня тихого огня, домашнего уюта и семейных традиций)

Плутон/Диспатер (бог богатства, повелитель мертвых и смерти)

Боги были перечислены поэтом Квинтом Эннием в конце III века до нашей эры, с ссылкой на неизвестного греческого поэта

Четвертое поколение (дети Юпитера)

Вулкан (бог огня, сын Юпитера и Юноны)

Марс (бог войны и мощи, сын Юпитера и Юноны)

Вакх/Бахус (бог виноделия, сын Юпитера и Либеры)

Меркурий (бог путешественников, купцов и воров, сын Юпитера и плеяды Майи)

Минерва (богиня мудрости и наук, дочь Юпитера и Метис)

Диана (богиня охоты и войны, дочь Юпитера и Латоны)

Феб (бог охоты и поэзии, старший сын Юпитера и Латоны)

Венера (богиня любви, брака и страсти, младшая приёмная дочь Юпитера и Юноны; дитя из тела умирающего Урана-Неба)

Заимствованные боги:

Впитывание соседних местных богов происходило постоянно, поскольку римское государство завоёвывало окружающие территории. Римляне обычно оказывали местным богам завоёв анной территории те же почести, что и богам римской государственной религии. В дополнение к Кастору и Поллуксу завоёванные поселения Италии внесли свой вклад в римский пантеон в лице Дианы, Минервы, Геркулеса, Венеры и божеств меньшего ранга, некоторые из которых были италийскими божествами, другие изначально происходили из греческой культуры Великой Греции. В 203 г. до н.э. культовый объект, олицетворяющий Кибелу, был привезён из города Пессинус во Фригии и с должными церемониями приветствовался в Риме, за много веков до того, как её территория была присоединена к Риму. Два поэта той эпохи, Лукреций и Катулл, в середине первого века до нашей эры выражали неодобрительные взгляды на её дикий экстатический культ.

В некоторых случаях божества врагов власти были официально приглашены пройти через ритуал эвокатии, чтобы занять своё место в новых святилищах в Риме.

Общины иностранцев (перегрины) и бывших рабов (либертины) продолжали свои религиозные обряды в пределах города. Таким способом Митра попал в Рим, и его популярность в римской армии распространила его культ до таких далеких мест, как Римская Британия. Важные римские божества были, в конечном счете, отождествлены с антропоморфными греческими богами и богинями, и вместе с ними восприняты многие из их атрибутов и мифов.

Заключение.

В целом римляне заимствовали богов не только у греков, но и всех завоеванных ими народов. Они почитали чужих богов так же, как и своих. Культура Древнего Рима переплеталась с достижениями других народов. Нельзя сказать, что римляне слепо копировали в своих произведениях чужие легенды. Многое было переработано, что-то доведено до совершенства и превосходило по своей красоте первоисточники.

Читать мифы и легенды Древнего Рима не менее интересно, чем сказки. Тем более, что многие из них являются до сих пор жемчужинами литературного искусства, на создание которых было потрачено не мало лет самых великих древнеримских поэтов. Например, «Энеиду» Вергилий писал долгих 10 лет.

План

Введение

Мифология Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима

Искусство Древнего Рима

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Античная культура и цивилизации развивались в рамках истории «вечного Рима» - государства, прошедшее путь от крестьянской общины на р. Тибр до мировой державы - владыки всего мира. Наивысшего расцвета нтичная культура достигает во времена Римской цивилизации.

Более двадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.) существовала Римская культура, которая была явлением более сложным, чем греческая. Рим, позже Греции, появился на арене мировой истории и был столицей необъятной империи, захватившей все территории вокруг Средиземноморья. «Все дороги ведут в Рим» - говорит пословица, так как со всего света сюда стремились путешественники, торговцы…

Рим оказал своё влияние на покоренные им эллинистические территории. Таким образом, формировался синтез греческой и римской культур, результатом которого стала позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы - от Британских островов до Египта. Римское искусство - высшее достижение и итог развития древнего искусства, так как его создавали не только римляне, но покоренные ими народы: древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии, иногда стоявшие на более высокой ступени культурного развития.

Как мы видим, Рим распространил свою власть не только на земли соседей, но и на прилегающие обширные страны. Уже тогда, в древности, современники искали объяснения этим впечатляющим достижениям: историки и поэты находили их причины главным образом в силе римского оружия и героизме римлян. Но что же тогда послужило причиной распада великой державы, только ли нашествие варваров? Не сыграли ли здесь какой либо роли культурный аспект?

В своей работе я хотела бы проследить за основными направлениями развития римской культуры и выделить в ней ряд особенностей. Также в ходе анализа попытаться определить, насколько велико было влияние культур завоеванных стран.

Мифология Древнего Рима

Об этапах развития Римской мифологии существует несколько мнений. Некоторые историки за основу берут книги жрецов "Индигитаменты", где говорится о том, что в мире существуют лишь безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина (numina), свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Первоначально боги представали в виде символов: Юпитер - камень, Марс - копье, Веста - огонь. Характерной чертой ранней стадии развития мифологии была неопределенность пола божеств (Палес), отразившаяся в наличии у некоторых из них мужских и женских ипостасей (Фавн - Фавна, Помон - Помона), в обращении к богам "бог или богиня". Согласно мнению части историков, мифы в Древнем Риме появились лишь под влиянием этрусской и греческой мифологии. Греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Некоторые современные исследователи поставили под сомнение теорию нумина, приводя в качестве довода то, что "Индигитаменты" были созданы жрецами, а не народом. Многие из понтификов были юристами, которым была свойственна крайняя детализация явлений. Позднее этрусскому и греческому влиянию стали отводить меньшее значение, подчеркивая самобытность римской религии.

Древняя римская религия формировалась параллельно с процессом синойкизма общин, лежавшим в основе возникновения Рима, и боги отдельных общин сливались друг с другом. По мере вытеснения родовых связей соседскими, а родов фамилиями, главную роль стали играть культы фамилий, группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Наряду с ними существовали культы соседских общин - курий, культы всей римской гражданской общины, которые, однако, не были отгорожены друг от друга. Все они находились под контролем коллегии понтификов, оттеснившей жрецов-фламинов. Считалось, что совершаемое во благо общины служит и благу отдельных граждан, и наоборот. Боги делились на небесных, земных и подземных, но могли действовать во всех трех мирах. Миры богов, людей и мертвых были разграничены (право богов, fas, не смешивалось с правом человека, ius) и вместе с тем взаимосвязаны (люди не начинали ни одного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги). Большую роль при этом играли авгуры и гаруспики, пояснявшие волю богов по полету и поведению птиц, внутренностям (особенно печени) жертвенных животных, удару молнии. Этой же цели служили книги Сивиллы, связанные с культом Аполлона и хранившиеся в тайне специальной коллегией жрецов. В случае угрожающих знамений жрецы по специальному постановлению сената искали в книгах указания как поступить. Считалось, что богов врага можно переманить на сторону Рима с помощью определенной формулы evocatio. С переходом в Рим богов италийских городов образы римских богов усложнялись. Когда Рим стал главой Латинского союза, он принял культы его богов Дианы Арицийской и Юпитера Латиариса. Центром культа в Риме, окончательно оформившимся как единый город, стал Капитолийский храм, а богом римской мощи и славы - Юпитер Капитолийский.

На дальнейшее развитие Римской мифологии оказали влияние три фактора: демократизация общества, обусловленная победой плебса, победоносная римская агрессия и знакомство с более развитыми культурами и религиями. Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, ранее занимавшиеся только патрициями, не дала развиться касте жрецов. Высшим авторитетом стала сама гражданская община, что обусловило отсутствие религиозной догмы. Граждане обязаны были чтить богов, составлявших своеобразную часть их общины (отсюда распространенная впоследствии мысль о мире как великом городе людей и богов), но в праве были думать, говорить и писать о них что угодно, вплоть до полного их отрицания. Этика определялась не религией, а благом гражданской общины, одних награждавшей почетом, а других каравшей презрением. Почитаемое римлянами отвращение к сильной личной власти, к людям, поставившим себя над народом, исключало культ царей и героев, и, если таковой и существовал в древнейшее время (лары), то потом заглох. Своеобразным оправданием войн Рима, стоивших многих жертв, стал сложившийся миф о Риме как городе, основанном по предначертанию богов, предназначавших ему власть над миром, о римском народе как избранном богами (один из компонентов мифа о Риме - миф об Энее).

Заимствование греческих богов началось не позднее конца VI - начала V в.в. до н.э. с введения культа Аполлона, затем римляне стали знакомиться с греческими мифами и мистериями, посвященными Дионису, с греческими религиозно-философскими течениями. Интерпретируя мифы, государственные деятели стали претендовать на божественное происхождение (первым был Сципион Африканский), на особое покровительство божества (Сулла и Цезарь - на покровительство Венеры, Антоний - Геркулеса и Диониса), на уготованное их душам бессмертие и особое место в звездных сферах или полях блаженных. В провинциях распространился культ полководцев. Так был подготовлен императорский культ, начавшийся с обожествления Цезаря и Августа, а затем его преемников. Императоры отождествляли себя с богами, их жены - с богинями. С установлением империи "римский миф", в связи с отстранением народа от участия в государственных делах, утратой Римом его характера гражданской общины, начал терять свою популярность. Несомненная заслуга Древнего Рима, имевшего свою мифологию, в восприятии, популяризации и сохранении греческой мифологии, в превращении ее в греко-римскую. Большинство гениальных произведений греческих скульпторов человечество может видеть только благодаря их римским копиям; поэтические творения греческого народа были сохранены для нас римскими поэтами, многие мифологические сюжеты стали известны благодаря поэме Овидия "Метаморфозы".

Архитектура Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировалось в период IV—I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки. В перечень строительных сооружений Рима необходимо включить и культовые сооружения: храмы, алтари, гробницы. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека.

Во всем древнем мире архитектура Рима не имеет себе равных по мастерству инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, размаху строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и несущие конструкции.

Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам. Но благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место стремлению возвеличить власть императоров и военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.

Разнообразие сооружений и масштабы зодчества в Древнем Риме значительно изменяются по сравнению с древней Грецией: возводится колоссальное количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ строительства. Выполнение задач с помощью старой техники стало невозможным: в Риме разрабатываются и получают широчайшее распространение новые конструкции - из кирпича бетона, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и - что особенно важно - ограничить применение квалифицированных мастеров, переместив строительные процессы па плечи рабочих-рабов с низким уровнем. Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять раствор, во II в. до н. э. сложилась новая технология возведения монолитных стен и сводов на основе растворов и камня-заполнителя. Был получен искусственный монолит путем смешивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Гидравлические добавки вулканического песка — пуццолана (по названию местности, откуда он вывозился) сделали его водонепроницаемым и крайне прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполнялась быстро и позволяла экспериментировать с формой. Римляне знали все преимущества обожженной глины, изготавливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы до сих пор, например, раствор «римская мальта» для химиков является загадкой и сейчас.

Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда, торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имело, прежде всего, политическое значение.

Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон. Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой круглый греческий храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма.

Базилика исполняла роль административного помещения, в котором римляне проводили большую часть дня. Вторая часть дня была связана с отдыхом и проходила в термах. Термы представляли собой сложное сочетание помещений, связанных с отдыхом, спортом и личной гигиеной. В них находились помещения для занятий гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед, библиотеки, врачебные кабинеты, бани, бассейны, торговые помещения, сады и т.д.

Искусство Древнего Рима Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют ввиду, когда говорят об "античном искусстве". Искусство Рима считают завершением художественного творчества античного общества. Правомерно утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все же искусство древнего Рима - явление самостоятельное, определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами. Римское искусство как особое художественное явление стали изучать лишь в ХХ веке, по существу только тогда осознав всю его самобытность и неповторимость. И все же до сих пор многие видные антиковеды полагают, что история римского искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложность его проблематики. В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика и аллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступили у римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространства и формы - не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах. Изваяния, подобные Менаде Скопаса или Нике Самофракийской, уже не создавались, зато римлянам принадлежали непревзойденные скульптурные портреты с исключительно точной передачей индивидуальных особенностей лица и характера, а также рельефы, достоверно фиксировавшие исторические события. Римских мастеров в отличие от греческого, видевшего реальность в ее пластическом единстве, больше склонялся канализированию, расчленению целого на части, детальному изображению явления. Грек видел мир как бы сквозь все объединявшую и связывавшую воедино поэтическую дымку мифа. Для римлянина она начинала рассеиваться, и явления воспринимались в более отчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило к утрате ощущения цельности мироздания. В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм - фреска, мозаика, станковая живопись, слабо распространенные у греков. Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым было у римлян и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства. Предельно компактные, концентрические в своей сущности формы классического Парфенона не исключали, а напротив, выражали открытость здания просторам, окружавшим Акрополь. В римской архитектуре, поражающей обычно своими ансамблевыми размахами, предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену. Если древнегреческие площади всегда были открыты пространству, подобно Агоре в Афинах или других эллинистических городах, то римские либо обносились, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо устраивались в низинах. Важный фактор, воздействовавший на характер древнеримского искусства, - огромное пространство его поля действия. Динамичность и постоянное расширение территориальных рамок древнеримского искусства со включением в его сферу уже в V веке до н.э. этрусских, италийских, галльских, египетских и других форм, с особенным значением греческих, - не может быть объяснено только свойствами художественного римского потенциала. Это процесс, связанный с развитием общеевропейского искусства, в котором римское начало играть роль особенную - интерпретатора и хранителя художественного наследия античной эпохи при одновременном выявлении собственно своих римских принципов. В римском горниле сплавлялись художественные различные ценности, чтобы в итоге появилась совершенно новая, не исключавшая, однако, традиций античности, средневековая эстетическая практика. От пиренейских берегов Атлантического океана до восточных границ Сирии, от Британских островов до Африканского континента племена и народы жили в сфере влияния художественных систем, которые диктовались столицей империи. Тесное соприкосновение римского искусства с местным искусством приводило к появлению своеобразных памятников. Скульптурные портреты Северной Африки поражают по сравнению со столичными экспрессивностью форм, некоторые британские - особенной холодностью, почти чопорностью, пальмирские - свойственной восточному искусству затейливой орнаментикой декоративных украшений одежд, головных уборов, драгоценностей. И все же нельзя не отметить, что к середине I тысячелетия н.э., в конце античности, в Средиземноморье дали о себе знать тенденции к сближению различных эстетических принципов, в значительной степени, определившие культурное развитие раннего средневековья. Конец римского искусства формально и условно может быть определен падением Империи. Вопрос же о времени возникновения римского искусства весьма спорный. Распространение на территории Апеннинского полуострова в I тысячелетии до н.э. высокохудожественных произведений этрусков и греков способствовало тому, что только начинавшее формироваться римское искусство оказывалось незаметным. Ведь долгое время, с VIII до VI в.в. до н.э., Рим был небольшим поселением среди множества других италийских, этрусских и греческих городов и поселений. Однако даже из этого отдаленного прошлого, куда уходят истоки римского искусства, сохраняются фибулы с латинскими именами, цисты и такие монументальные бронзовые изваяния, как Капитолийская волчица. Вряд ли поэтому правомерно начинать историю искусства древнего Рима, как это иногда делают, с I в. до н.э., не учитывая хотя и небольшой количественно, но очень важный материал, который со временем, нужно думать, будет возрастать. Периодизация римского искусства - одна из самых сложных проблем его истории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизации древнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, время расцвета - классикой и кризисные века - эллинизмом. Историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских династий. Однако далеко не всегда смена династий или императора влекла за собой изменение художественного стиля. Поэтому важно определить в развитии римского искусства границы его становления, расцвета и кризиса, принимая во внимание изменение художественно - стилистических форм в их связи с социально - экономическими, историческими, религиозно-культовыми, бытовыми факторами. Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в общих чертах их можно представить так: Древнейшая (VII - V вв. до н.э.) и республиканская эпохи (V в. до н. э.- I в. до н.э.) - период становления римского искусства. В этих широких временных границах медленно, часто в противоборстве с этрусскими, италийскими, греческими влияниями формировались принципы собственно римского творчества. Из-за недостатка вещественных материалов, весьма слабого освещения этого длительного периода в древних источниках дифференцировать более детально этот этап невозможно. В VIII - V в.в. до н.э. римское искусство еще не могло соперничать не только с развитым художественным творчеством этруссков и греков, но, очевидно, и с достаточно отчетливо заявлявшей о себе художественной деятельностью италиков. Расцвет римского искусства приходится на I -II вв. н.э. В рамках этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период - время Августа, первый период - годы правления Юлиев - Клавдиев и Флавиев, второй - время Траяна, поздний период - время позднего Адриана и последних Антонионов. Времена Септимия Севера, как ранее Помпея и Цезаря, при этом, очевидно, следует считать переходными. С конца правления Септимия Севера начинается кризис римского искусства. Тогда же возникло научно-эстетическое отношение к древнему наследию. И. Винкельман, в отличие от деятелей "антикварного" периода, выступил представителем просветительской философии своего времени, создателем истории древнего искусства. Правда, он еще относился к римскому искусству как к продолжению греческого искусства. В конце XVIII начале XIX в. Древнеримским искусством начали заниматься уже не частные лица, а государственные учреждения Европы. Финансировались археологические раскопки, основывались крупные музеи и научные общества, создавались первые научные труды о древнеримских произведениях искусства. Попытки философского осмысления сущности и специфики древнеримского искусства были сделаны в конце XIX в. Ф. Викгофом и А. Риглем. Ценным теоретическим исследованием явилась также книга О. Бренделя "Введение в изучение искусства древнего Рима", где рассмотрены различные точки зрения на древнеримское искусство от Ренессанса до наших дней.

Заключение

Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.

Список используемой литературы

1. Измайлов Г.В. История древних миров. Минск. «Эра». 1996. 2. История Рима. Под ред. Иванова А.Г. М. 1997. 3. Культура древнего мира. Учебное пособие. 1991.

  1. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 томах. М. Советская энциклопедия, 1987, 1988
  2. Машкин Н.А. «История Древнего мира», Л., 1948
  3. http://artclassic.edu.ru/
  4. http://architecture-blog.info/arxitektura-drevnego-rima/

Похожие публикации