Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Кто работает по 223 фз. Консалтинговая группа анси. Требования к заказчикам в обоих законах разные

Статья 2. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

2.1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономного учреждения, федеральный орган исполнительной власти либо организация, осуществляющие от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества унитарного предприятия, вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные унитарные предприятия, для которых применение такого типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации, автономного учреждения субъекта Российской Федерации, муниципального бюджетного учреждения, муниципального автономного учреждения, осуществляющие полномочия собственника имущества государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации, муниципального унитарного предприятия, либо иной уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией орган вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить соответственно бюджетные учреждения субъекта Российской Федерации, муниципальные бюджетные учреждения, автономные учреждения субъекта Российской Федерации, муниципальные автономные учреждения, государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, муниципальные унитарные предприятия, для которых применение такого типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений.

2.2. В типовом положении о закупке определяется в том числе дата, до наступления которой соответствующие бюджетные учреждения, автономные учреждения, унитарные предприятия обязаны внести изменения в положение о закупке либо утвердить новое положение о закупке в соответствии с этим типовым положением.

2.3. Типовое положение о закупке должно содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении соответствующими бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями положения о закупке следующие сведения:

1) порядок подготовки и (или) осуществления закупки;

2) способы закупок и условия их применения;

3) срок заключения по результатам конкурентной закупки договора, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2.4. Типовое положение о закупке должно предусматривать особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, определяемые Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона.

2.5. Типовое положение о закупке размещается в единой информационной системе утвердившими его соответствующими федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо организацией, указанными в части 2.1 настоящей статьи, в течение пятнадцати дней с даты утверждения типового положения о закупке.

2.6. В случае внесения изменений в типовое положение о закупке такие изменения обязательны для применения соответствующими бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями, положения о закупке которых утверждены в соответствии с типовым положением о закупке.

2.7. Изменения, внесенные в типовое положение о закупке, подлежат размещению в единой информационной системе утвердившими их федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо организацией, указанными в части 2.1 настоящей статьи, в течение пятнадцати дней с даты утверждения таких изменений. При размещении изменений, внесенных в типовое положение о закупке, указывается срок, в течение которого соответствующие бюджетные учреждения, автономные учреждения, унитарные предприятия обязаны внести изменения в положение о закупке или утвердить новое положение о закупке. При этом такой срок не может составлять менее пятнадцати дней с даты размещения в единой информационной системе изменений, внесенных в типовое положение о закупке.

3. Положение о закупке утверждается:

1) высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании в случае, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания;

2) руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие;

3) наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение;

4) советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, либо в случае, когда уставом акционерного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров общества, коллегиальным исполнительным органом общества или при отсутствии коллегиального исполнительного органа общим собранием акционеров общества;

5) общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью, либо в случае, когда утверждение положения о закупке отнесено уставом общества с ограниченной ответственностью к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества или коллегиального исполнительного органа общества, советом директоров (наблюдательным советом) общества или коллегиальным исполнительным органом общества;

6) органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в случае, если заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение;

7) наблюдательным советом публично-правовой компании в случае, если заказчиком выступает публично-правовая компания.

4. Органы управления юридических лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, вправе в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, принять решение о присоединении данного юридического лица к положению о закупке, утвержденному органом управления юридического лица, указанного в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, с учетом требований, установленных частью 3 настоящей статьи. Такое решение размещается в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

5. В случае внесения изменений в положение о закупке юридического лица, указанного в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, размещение таких изменений в единой информационной системе в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, является основанием для присоединившегося юридического лица принять решение о присоединении к таким изменениям. Такое решение присоединившееся юридическое лицо принимает в течение пятнадцати дней с даты размещения юридическим лицом, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, изменений в положение о закупке и размещает в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Закупки по правилам Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Сафохина Е.С.)

Дата размещения статьи: 15.04.2016

Ряд организаций в Российской Федерации осуществляют торги по правилам Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). Так, на сайте zakupki.gov.ru можно найти информацию о торгах не только по Закону N 44-ФЗ, но и по Закону N 223-ФЗ.

Рассмотрим особенности осуществления закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, а также отличия этого способа от закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

Действие Закона N 223-ФЗ распространяется на следующие категории заказчиков:

Государственные корпорации;

Государственные компании;

Субъекты естественных монополий;

Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов;

Государственные унитарные предприятия;

Муниципальные унитарные предприятия;

Автономные учреждения;

Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%;

Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам;

Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам;

Бюджетные учреждения.

Необходимо отметить, что бюджетные учреждения осуществляют закупки на средства субсидии на выполнение государственного задания по правилам Закона N 44-ФЗ. Однако согласно ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения могут использовать "двойной" режим закупок: закупки, осуществляемые за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, могут быть проведены в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

Итак, Закон N 223-ФЗ устанавливает общие принципы организации закупок. Одно из главных его требований состоит в том, что заказчик должен принять и разместить на сайте zakupki.gov.ru положение о закупке, утвержденное для организации в установленном порядке (далее - Положение). Положение - это основной документ, который регламентирует порядок осуществления закупки: он должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Учитывая огромную роль данного документа, еще до подачи заявки нужно изучить Положение того заказчика, в торгах которого поставщик хочет принять участие.

Не существует единых требований к разработке Положения. Каждая организация составляет его самостоятельно с учетом особенности своей деятельности. В то же время согласно ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ не всегда руководитель данной организации сам утверждает его. Некоторые заказчики составляют Положение подобно нормам Закона N 44-ФЗ, в то время как другие используют все возможности, предоставленные Законом N 223-ФЗ.

В системе закупок по Закону N 223-ФЗ можно выделить несколько особенностей по сравнению с Законом N 44-ФЗ.

В соответствии со ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации основными процедурами являются аукцион и конкурс. Их исключение из Положения недопустимо. Помимо данных процедур заказчик имеет право осуществлять закупки любыми иными способами: запрос котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры и т.д.

Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Это основное правило прямо прописано в Законе N 223-ФЗ.

Согласно Закону N 44-ФЗ (ст. 33) в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя. При осуществлении закупок по правилам Закона N 223-ФЗ заказчик имеет право закупать конкретный определенный товар с указанием его марки и модели. Такие закупки не являются нарушением, если не подпадают под действие антимонопольного законодательства.

В Законе N 223-ФЗ существует свой Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Данный Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2012 г. N 616 "Об утверждении Перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме". Он распространяется на любой способ осуществления закупки помимо аукциона. При этом иных требований к проведению процедур в электронной форме Закон N 223-ФЗ не содержит. Так, Закон не запрещает проводить электронные закупки с использованием собственных программно-аппаратных средств заказчика.

В Положении может быть расширен перечень оснований осуществления закупок у единственного поставщика. Законодатель допускает два случая закупки у единственного поставщика: небольшая сумма закупки и закупка при наличии определенных обстоятельств. Исходя из смысла п. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ "малая закупка" - эта закупка на сумму, не превышающая 100 тыс. руб. (или 500 тыс. руб., если годовая выручка заказчика составляет более 5 млн руб.). К определенным обстоятельствам заказчик может отнести те положения, которые важны организации. Например, закупка услуг по обслуживанию автотранспорта или услуг страхования и т.д. Таким образом, заказчик имеет право значительно расширить перечень оснований закупки у единственного поставщика по сравнению со ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

В Постановлении Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе по правилам Закона N 44-ФЗ. Согласно указанному Постановлению основные критерии - стоимостные. Закон N 223-ФЗ не регламентирует порядок оценки заявок и таким образом предоставляет свободу заказчикам установить свои правила. В том числе заказчик и вовсе может не учитывать стоимостные критерии при оценки заявок.

При закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестрах недобросовестных поставщиков. Подобные реестры ведутся как в соответствии с Законом N 223-ФЗ, так и в соответствии с Законом N 44-ФЗ. В извещении заказчик может указать как оба реестра, так и один из них.

Согласно Письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2015 г. N Д28и-2884 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ" сумма, предусмотренная контрактом, заключенным в соответствии с Законом N 44-ФЗ, должна быть уплачена победителю закупки в установленном контрактом размере независимо от применения исполнителем упрощенной системы налогообложения или уплаты исполнителем НДС.

В то же время согласно Положению конкретного заказчика может быть предусмотрено, что начальная цена контракта формируется без учета НДС, и, как следствие, предложения поставщика подается без учета НДС. А при заключении контракта цена может быть скорректирована в зависимости от налогового режима победителя.

Закон N 223-ФЗ предусматривает, что по результатам проведения закупки заказчик может заключить договоры с несколькими поставщиками, тем самым разделить запланированный объем ТЗ "зонтичная закупка".

Итак, с одной стороны, Закон N 223-ФЗ предоставляет большие возможности заказчику для осуществления закупок. Однако, с другой стороны, ФАС все чаще фиксирует случаи нарушения заказчиком собственного Положения. Положение о закупке обязательно для исполнения как заказчиком, так и поставщиком.

ФЗ №223 призван регламентировать порядок совершения закупки отдельными видами юридических лиц. Данный закон регулирует общие принципы ведения закупок. 223-ФЗ предполагает самостоятельную разработку заказчиком положения о закупках для собственной организации.

Согласно закону №223 в роли заказчика могут выступать:

  • организации, доля участия государства в которых составляет более 50%;
  • компании, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и т. д.);
  • субъекты естественных монополий (газовые и нефтяные компании, РЖД и т. д.);
  • бюджетные организации, ведущие закупку на внебюджетные средства (полученные гранты, средства субподряда, собственные средства и т. п.).

В роли поставщика (участника) могут выступать как юридические, так и физические лица, включая ИП.

Электронные торги проводятся на любых ЭТП с любыми условиями участия на усмотрение заказчика. При этом заказчик вправе самостоятельно устанавливать сроки проведения закупки и выполнения заказа, потому участники тендера перед подачей заявки должны изучить Положение о закупке конкретного заказчика. Также заказчик вправе самостоятельно устанавливать размер и способ обеспечения контракта, а также изменять условия договора, предварительно согласовав их с поставщиком.

Ведение электронного аукциона

Федеральный закон №223 предусматривает два способа отбора предложений поставщиков – аукцион и конкурс, проводимые в электронной форме. Электронные аукционы проводятся в открытой либо закрытой формах. Для проведения открытого аукциона необходимо опубликовать информацию о нем в план-графике закупок заказчика на сайте госзакупки. В открытом аукционе могут принимать участие любые организации, зарегистрированные на торговой площадке. В случае ведения закрытого аукциона нет надобности публиковать информацию о нем в план-графике. Причем принимать участие в закрытом аукционе могут лишь приглашенные заказчиком компании.

В связи с этим 223-ФЗ определяет ограничения на проведение таких аукционов. Закрытый аукцион проводится в случае заключения сделки связанной с государственной тайной или в тех случаях, когда форма определения поставщика прямо предусмотрена соответствующими решениями Правительства РФ. Также заказчик может не размещать сведения о закупке, стоимость которой не превышает определенной суммы.

Правила ведения электронного аукциона по 223-ФЗ

Правила ведения аукциона определяет заказчик. Аукционы допускается проводить как в один, так и в несколько этапов, если тендер ведется в отношении сложных работ, товаров или услуг. Заказчиком определяются сроки ведения аукциона. Ведение электронного тендера может осуществляться как в фиксированном периоде, так и с продлением срока аукциона за счет новых предложений поставщиков. Шаг аукциона также может быть фиксированным (определенная сумма либо процент от сделки) или нефиксированным (определенный диапазон сумм, либо диапазон процентов от сделки). При этом шаг аукциона может быть снижен.

Документация заказчика

  • Положение о закупке;
  • План закупки;
  • Извещение о закупке;
  • Сопутствующую документацию о закупке (требования к оформлению, содержанию, составу и форме заявки, а также техническое задание и прочие инструкции).

Положение о закупке – это документ, знаменующий о начале закупочной деятельности заказчика. В документе прописывается способ закупки, план ее подготовки и ведения, регламент заключения и исполнения договора, а также перечень закупаемых работ (товаров или услуг). Это положение публикуется на сайте госзакупки.

План закупки составляется сроком не менее 1 года. План размещается в открытой части сайта zakupki.gov.ru и содержит сведения о закупке и дату ее поставки (с учетом срока прохождения закупочной процедуры). Годовой план закупки разбивается на периоды: помесячно или поквартально.

Извещение о закупке формируется заказчиком в личном кабинете на zakupki.gov.ru с помощью функционала официального сайта госзакупки.

Документация о закупке, включая проект договора должны быть опубликованы в электронном виде на сайте госзакупки.

Обеспечение контракта согласно 223-ФЗ

Согласно закону установление обеспечения контракта не является обязательным условием, однако, заказчик может потребовать гарантии обеспечения на свое усмотрение. На практике же принято обеспечивать контракт путем перечисления залоговой суммы на счет заказчика либо предоставлять банковскую гарантию. Все требования и способы предоставления гарантии должны быть изложены в Положении о закупке. Поскольку залог денежных средств ведет к неэффективному отвлечению финансов из компании, большинство участников электронных торгов предпочитают использовать банковскую гарантию для обеспечения контракта.

Запрос цены – это порядок определения поставщика путем принятия от участников предложений о цене. Запрос ценовых котировок представляется конкурентным способом осуществления закупки, при котором заказчик сообщает потенциальным поставщикам о потребности в товарах (услугах или работах), рассылая извещения в электронном режиме.

Запрос котировок может быть проведен в случае не слишком дорогой поставки и при условии рассылки извещения не менее чем трем поставщикам. Тендер считается состоявшимся, если заявку на участие подали три и более компании-участника. Если же тендер не состоялся, то запрос предложений начинается заново либо проводится закупка у единого поставщика при условии указания такого требования в Положении. Победитель определяется специальной комиссией, которая сопоставляет обоснованную цену и сроки осуществления заказа.

Запрос предложений

Запрос предложений создается заказчиком путем определения условий приобретения товаров (услуг или работ), их качества и требований к поставщику. Сформированный запрос рассылается участникам закупки в виде извещения. Далее заказчик получает заявки на участие в закупке от потенциальных поставщиков и проводит их рассмотрение специальной комиссией. Информация о результате проведения запроса предложений подлежит обязательной публикации на сайте заказчика в открытом доступе, после чего с победителем запроса заключается контракт.

Заказчик может оформить отказ от проведения запроса котировок или запроса предложений на любом этапе до момента заключения договора без возмещения участникам (победителю) понесенных в связи с закупочной процедурой затрат. Однако злоупотреблять таковым правом не стоит, поскольку контролирующие органы вправе требовать предоставления веских аргументов для прекращения процедуры запроса котировок или запроса предложений.

Стоит обратить внимание на то, что закон предусматривает дисциплинарную, гражданскую и административную ответственность за нарушение правил закупки. При этом штрафные санкции могут быть возложены как на участников закупки, так и на заказчика, а также их должностных лиц.

Ниже приведено полезное видео:

Подскажите как работать по 223-ФЗ

Ответ

Для того чтобы покупать товары, работы, услуги в соответствии с Законом № 223-ФЗ, назначьте ответственных сотрудников, а также разработайте и разместите в ЕИС:

  • Положение о закупке;
  • план закупок товаров (приобретения работ, услуг).

Ответственные сотрудники.

Ответственным за закупки назначьте любого сотрудника или нескольких. К тому же вы можете ввести в штатное расписание отдельную должность или создать специальную службу. Например, контрактного управляющего как по Закону № 44-ФЗ. Специальных требований к тому, как организовать работу, не содержит.

Размещение информации.

Положение о закупке, план закупок, другие сведения, касающиеся закупок, а также вносимые в них изменения размещайте в (ч. , ст. 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ).

При закупке товаров (работ, услуг) заказчик должен разместить в ЕИС следующую информацию:

  • извещение о закупке, а также изменения в него;
  • документацию о закупке, а также изменения в нее;
  • проект договора, который будет неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке;
  • разъяснения документации о закупке;
  • протоколы, составляемые в ходе закупки. Протоколы размещайте в ЕИС не позднее чем через три дня со дня их подписания ();
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров;
  • дополнительную информацию, предусмотренную Положением о закупке.

Информацию о закупке разместите в ЕИС, даже если она содержит коммерческую тайну учреждения. Такой случай не включен в перечень случаев, когда публиковать информацию не нужно.

Удалить размещенную в ЕИС информацию можно только на основании предписания органа исполнительной власти или по решению суда ( положения, утвержденного ).

Не нужно размещать в ЕИС:

  • сведения о закупках, которые составляют гостайну (если такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора);
  • сведения о закупках, которые не относятся к гостайне, но в отношении которых принято специальное решение Правительства РФ.

Кроме того, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупках товаров (работ, услуг):

  • стоимость которых не превышает 100 тыс. руб.;
  • стоимость которых не превышает 500 тыс. руб., если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год превышает 5 млрд руб.

Решение размещать сведения об этих договорах или нет закрепите в положении о закупках.

Ситуация: какие дни - календарные или рабочие - нужно учитывать при определении даты, не ранее и не позднее которой заказчик должен размещать в ЕИС информацию о закупке товаров (работ, услуг). Автономное учреждение работает по Закону № 223-ФЗ

Течение срока определяйте в календарных днях.

Такой вывод можно сделать на основании Гражданского кодекса РФ. При этом начало срока приходится на следующий день после наступления события, которым определено его начало (). Если последний день срока приходится на нерабочий (выходной) день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день ().

Внимание: в Законе № 223-ФЗ нет ограничений для закупок у единственного поставщика, а также у аффилированных лиц без проведения конкурентных процедур. Случаи и порядок таких закупок заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке. Но злоупотреблять ими не стоит. Это может привести к недобросовестной конкуренции и привлечь внимание контролирующих органов. Об этом предупредили специалисты Минэкономразвития России в письмах , .

Положение утверждает наблюдательный совет автономного учреждения. Сделать это надо один раз, то есть ежегодно утверждать новое положение о закупке не нужно.

Такие правила установлены частями , статьи 2, статьи 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ и разъяснены в письмах Минэкономразвития России , .

Совет: при подготовке Положения о закупках руководствуйтесь примерными (типовыми) положениями о закупках, разработанными госорганами. Ознакомиться с текстами таких положений можно в таблице.

Положение о закупке разместите в ЕИС в течение 15 дней со дня его утверждения ()».*

«Ежегодно утверждать и размещать в ЕИС новое Положение о закупке не нужно. Такого требования в законодательстве нет. Срок, на который распространяется положение, законодательством также не ограничен. Разместить новое положение нужно только при внесении в него изменений (). Если изменений нет, то и заново утверждать и размещать его не нужно.

Если в учреждении решили скорректировать закупочную деятельность, то Положение о закупке тоже измените. Его новую редакцию разместите в ЕИС в течение 15 дней. А вместе с ней - документ с перечнем внесенных изменений.

План закупок.

Заказчики проводят закупки товаров (работ, услуг) и заключают контракты по планам закупок ().

Формировать нужно два плана: годовой и долгосрочный - для инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарств (ч. , ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ). Составляйте их по , утвержденным . Этим же постановлением утверждена и форма плана закупок.*

Важно: для плана закупок на 2016 год коды ОКВЭД и ОКПД берите из новых классификаторов - и ( Требований, утвержденных , ).

Кстати, если стоимость товаров (работ, услуг) не больше 100 000 руб. (500 000 руб. - у заказчиков с годовой выручкой не больше 5 млрд руб.), то в плане закупок их можно не отражать (). Ведь сведения о таких закупках публиковать не нужно. А если все закупки вы запланировали в малых объемах (до 100 000 руб. или 500 000 руб.), опубликуйте пустой план.

Долгосрочный план нужно размещать на период от пяти до семи лет. Этот план формируйте только по закупкам:

  • инновационной и высокотехнологичной продукции. Подробнее о закупках такой продукции см. здесь;
  • лекарственных средств.

2. Даже если вы не планируете закупку инновационной и высокотехнологичной продукции и лекарств, пустой долгосрочный план все равно нужно разместить в ЕИС ().

3. Ваше учреждение могут включить в инновационной и высокотехнологичной продукции. Тогда в долгосрочном плане укажите и ту продукцию, которую закупаете у в годовом объеме (). Годовой объем определяйте по правилам, утвержденным .

Размещение плана в ЕИС.

План закупки, а также изменения в него разместите в ЕИС в течение 10 календарных дней с даты утверждения, но не позднее 31 декабря текущего календарного года. Полный порядок размещения плана закупок в ЕИС установлен Положения, утвержденного .

Пример составления плана закупки товаров (работ, услуг).

В ГАУ «Альфа» объем средств, доведенный учредителем на 2016 год, составил 10 200 000 руб.

Сумма средств, запланированная по статьям зарплаты и налогов, составила 4 719 200 руб.

Исходя из полученных данных ответственный сотрудник А.С. Глебова рассчитала сумму средств, которые будут включены в план закупки и проведены в 2016 году:

10 200 000 руб. - 4 719 200 руб. = 5 480 800 руб.

Оставшиеся денежные средства Глебова распределила в соответствии с нуждами учреждения и составила план закупок товаров (работ, услуг).

Руководитель «Альфы» план утвердил, а затем Глебова разместила его в ЕИС.

Изменение плана.

Корректировать план закупок можно:

  • если изменилась потребность в товарах (работах, услугах), в сроках их приобретения, в способах закупки и срока исполнения договора;
  • если цена планируемых к приобретению товаров (работ, услуг) изменилась более чем на 10 процентов;
  • в других случаях, которые предусмотрены в положении о закупке.

Внимание: изменения в план закупок вносите до размещения извещения. Это позволит заинтересованным лицам своевременно ознакомиться с потребностями заказчика и подготовить качественную заявку. Такие рекомендации приведены в

«Участники закупок.

Участвовать в закупках могут любые:

  • организация или несколько организаций, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе учрежденные заказчиком, то есть аффилированные лица;
  • граждане (в т. ч. предприниматели).

Важно! В закупках не могут принимать участие сотрудники учреждения-заказчика (). Но нужно различать личное участие сотрудника и если участвует организация, которой он руководит. Так, если сотрудник является директором организации, то отказать ей в участии в закупке нельзя. Аналогичного мнения придерживаются и суды (см., например, ).

Любой участник должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в Положении о закупке. Например, заказчик может установить требование об отсутствии претендента на заключение договора в реестре недобросовестных поставщиков. Об этом сказано в частях , статьи 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Имейте в виду, что сведения из реестра недобросовестных поставщиков бесплатно доступны для ознакомления в ЕИС ( , п. , Правил, утвержденных ).

Внимание: если заказчик нарушает порядок проведения закупок, предусмотренный , участник закупок вправе обжаловать его действия (бездействие) в судебном порядке или в ФАС России.

Основанием для подачи жалобы в ФАС России является следующее.

1. Неразмещение (несвоевременное размещение) в ЕИС:

  • Положения о закупке;
  • изменений, вносимых в Положение о закупке;
  • информации о закупке, которую надо размещать в ЕИС.

2. Предъявление к поставщику (подрядчику, исполнителю) требований о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке.

3. Проведение заказчиками закупки товаров (приобретения работ, услуг) при отсутствии утвержденного и размещенного в ЕИС Положения о закупке и без применения положений .

4. Неразмещение или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП).

Участие субъектов малого и среднего предпринимательства.

Правительство РФ установило закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) - . Годовой объем закупок у МСП - не меньше 18 процентов совокупного годового стоимостного объема всех договоров учреждения. Когда рассчитываете годовой объем закупок у МСП, учитывайте только те закупки, информация о которых опубликована в ЕИС ().

Все заказчики должны прописывать в Положении о закупке перечень товаров, работ или услуг, которые они планируют закупать у МСП. Это поможет своевременно уведомить потенциальных поставщиков о потребностях заказчика и возможности поучаствовать в закупке на льготных условиях. Об этом сказано в .

Однако закупать у МСП по этим правилам должны не все. Обязательно должны учитывать эти особенности только те учреждения, у которых суммарный объем выручки от продажи товаров (работ, услуг) и от прочих доходов за предшествующий год больше 2 млрд руб. На остальные учреждения действие этого постановления не распространяется.

Участники закупки из состава МСП должны указать на свою принадлежность к данным категориям. Для этого они прикладывают к заявке на участие сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Если в реестре сведений об участнике еще нет, только встал на учет в налоговую, то он подает декларацию. Другие документы заказчик требовать не вправе.

Форма закупок.

Закупки можно проводить с заключением договоров как на бумаге, так и в электронной форме. Кроме того, Правительство РФ вправе установить перечень товаров (работ, услуг), закупка которых возможна только в электронной форме (). Такой перечень утвержден .

Кстати, ФАС России рекомендует расширять число электронных закупок, помимо указанных в перечне. Это нужно, чтобы снизить коррупцию и обеспечить прозрачность и открытость закупочной деятельности. Об этом сказано в . Проводить такие закупки нужно на площадках, которые отобраны в соответствии с . Они полностью соответствуют требованиям . Такие разъяснения даны в письмах , .

При этом не проводите в электронной форме закупку товаров (работ, услуг), которые включены в , если:

  • информация о закупке не размещается в ЕИС;
  • потребность в закупке появилась из-за аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также для предотвращения угрозы их возникновения;
  • согласно Положению о закупках закупка проводится у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

В извещении о закупке должны быть указаны, в частности, такие сведения:

  • способ закупки (открытый конкурс, открытый электронный аукцион или другой, который предусмотрен Положением о закупках);
  • наименование, местонахождение, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
  • предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  • срок, место и порядок представления документации о закупке;
  • размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за представление документации (если такая плата установлена заказчиком), за исключением случаев представления документации в форме электронного документа;
  • место и точную дату, когда будут рассмотрены предложения участников закупки и подведены итоги закупки. Указывать период вместо точной даты нельзя. То есть неправильно писать в извещении и документации: «рассмотрение заявок не позднее… », «рассмотрение заявок в течение…». Об этом сказано в , .

Для проведения конкурса (аукциона, закупки другим способом) заказчик должен опубликовать извещение об этом в ЕИС не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе (аукционе) (). Одновременно с извещением разместите в ЕИС в электронном виде:

  • документацию о закупке;
  • проект договора.

Порядок размещения в ЕИС извещения, документации о закупке, проекта договора, а также вносимых в них изменений установлен положения, утвержденного .

Документация о закупке.

В документации о закупке укажите сведения, которые установлены в Положении о закупке. В том числе:

  • требования к безопасности, качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы или услуги. Возьмите их из техрегламентов, стандартов, других законодательных актов о техническом регулировании. Если это невозможно, то обоснуйте необходимость других показателей;
  • требования к участникам и документы, которыми участники могут подтвердить, что соответствуют им. Если для проверки соответствия вам нужны , то можете это требование тоже включить в документацию ().
  • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), в том числе и ее обоснование ();
  • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
  • порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Полный перечень сведений, которые должны быть указаны в документации о закупке, приведен в статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Помимо этого заказчик вправе потребовать от участников представить другие сведения, если они предусмотрены Положением о закупке. В частности, справку об отсутствии задолженности по налогам. При этом участник вправе подать такую справку как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа с применением усиленной квалификационной подписи. Об этом сказано в .

Стоит отметить, что если в документации о закупке не указаны какие-либо требования к участникам, товарам (работам, услугам) или условиям договора, то и предъявлять их нельзя. Кроме того, нельзя проводить оценку и сопоставление заявок на участие по критериям и в порядке, которые не установлены в документации. При этом исчерпывающий перечень критериев, по которым нужно оценивать и сопоставлять заявки, не утвержден. А значит, заказчики сами выбирают их для оценки в зависимости от потребностей каждой закупки и прописывают в документации.*

Порядок сопоставления и оценки заявок может включать:
- вес каждого критерия в совокупности критериев оценки;
- оценку в баллах, которые получают участники закупки по каждому критерию;
- алгоритм расчета итогового рейтинга по каждой заявке;
- другие условия, при которых заявка участника будет признана лучшей.

Внимание: за отсутствие в документации о закупке порядка оценки и сопоставления заявок предусмотрена административная ответственность.

Изменение извещения и документации.

Изменения в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации разместите в ЕИС не позднее чем в течение трех дней с даты решения о таких изменениях, представления указанных разъяснений ().

Победитель закупок.

По результатам закупки победителем конкурса (аукциона), то есть потенциальным поставщиком (исполнителем), с которым может быть заключен договор, признают:

  • в конкурсе - участника, предложившего лучшие условия исполнения договора (в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации);
  • в аукционе - участника, предложившего наиболее низкую цену договора. При этом может возникнуть ситуация, когда цена аукциона снижена до нуля. В этом случае аукцион проводится на право заключить договор и победителем аукциона признают участника, предложившего наиболее высокую цену договора.

При закупках другими способами (помимо конкурса и аукциона) победителя определяйте в соответствии с порядком проведения таких закупок.

Внимание: если в Положении о закупке вы предусмотрели размещение вышеуказанных сведений, но не сделали этого, вам грозит штраф ( , ).

Закупка не состоялась.

Случаи признания закупки несостоявшейся не установлены. Поэтому пропишите их в своем Положении о закупке. Также в положении установите и порядок действий заказчика в этих случаях. Это следует из статьи 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Обычно закупку признают таковой, если:

  • не подано ни одной заявки на участие либо все заявки в ходе рассмотрения отклонены;
  • подана только одна заявка либо только одна заявка признана соответствующей требованиям извещения и документации о закупке.

Кстати, такие варианты признания закупок несостоявшимися установлены и в Законе о контрактной системе (см., например, положения для электронного аукциона, запроса котировок, конкурса). И в своем положении о закупке вы можете установить аналогичный порядок.

То, что закупка не состоялась, отразите в протоколе. В нем укажите причины и ссылки на конкретные пункты положения о закупке. Протокол разместите в ЕИС не позднее чем через три дня с даты подписания.

Далее в зависимости от причины, по которой закупка не состоялась, действия заказчика могут быть различны. Так, если есть только одна заявка, можно заключить контракт с единственным участником, а если заявок вовсе нет, провести закупку повторно либо назначить новую. Причем вы можете предусмотреть и другие варианты развития событий. Но помните, что все это надо четко прописать в положении, так как именно оно будет вашим аргументом перед контрольными органами.

Реестр договоров

Обо всех заключенных договорах заказчик должен подать сведения в реестр (). Этот реестр ведет Казначейство России в электронном виде и размещает его в ЕИС. Правила ведения реестра и порядок подачи сведений утверждены .

В реестр подавайте следующую информацию:

  • наименование заказчика;
  • сведения о способе закупки;
  • дата подведения итогов закупки;
  • дата заключения договора и его номер;
  • сведения о поставщике;
  • об исполнении договора, в том числе его оплате.

Полный перечень сведений приведен в Правил, утвержденных . Причем заказчики самостоятельно решают, когда вносить информацию об исполнении договора в реестр. Например, после каждого факта исполнения договора (т. е. каждой приемки товаров, работ, услуг или каждой оплаты) или когда все обязательства по договору выполнены. Регламент включения в реестр информации установите в Положении о закупке.*

  • копию договора, которая подписана усиленной ЭЦП ;
  • документы об исполнении и оплате договора;
  • документы об изменении или расторжении договора.

Эти документы формируйте для реестра в виде:

  • электронной копии бумажного документа, созданной путем его сканирования (в формате сканированной копии документа, Word, Adobe Acrobat или в других общеиспользуемых форматах);
  • копии электронного документа.

Причем максимальный размер файла не должен превышать 50 Мб. Файлы большего объема предварительно заархивируйте или разбейте на несколько документов.

Обратите внимание , что договоры, сведения о которых в ЕИС не размещают, в реестр включать тоже не нужно. Но вы вправе это сделать. Например, если направите в Казначейство России документы о договорах на сумму 100 000 руб. (500 000 руб.), Казначейство России включит их в реестр. Даже если в вашем Положении о закупке установлено, что сведения о таких договорах не размещаются в ЕИС. Такие разъяснения есть в письма Минэкономразвития России от 1 августа 2016 г. № Д28и-2046.

Для включения сведений в реестр договоров заполните экранные формы веб-интерфейса и приложите документы через личный кабинет информационной системы «Электронный бюджет». Дополнительно представлять документы в Казначейство России не требуется ().

Система «Электронный бюджет» размещена на сайте www.budget.gov.ru . заполнения экранных форм и подачи документов утвержден .

Размещение сведений о заключенных договорах.

Помимо включения информации о закупке в реестр договоров, заказчик должен ежемесячно размещать в ЕИС сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных за истекший месяц, по результатам закупок:

  • товаров (приобретения работ, услуг) на общих основаниях;
  • у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе на сумму до 100 000 руб. (500 000 руб.);
  • сведения о которых составляют гостайну;
  • сведения о которых не размещались в ЕИС по решению Правительства РФ;
  • у СМиСП.

Делать это нужно не позднее 10-го числа каждого месяца.

Ответственность.

За нарушение порядка проведения закупок, установленного положениями , предусмотрена административная ответственность.

В частности, проверяющие могут наказать за ограничение конкуренции. Так, нарушением будет:

  • координация заказчиком деятельности участников закупки, в том числе заключение соглашений между ними, которые могут привести к ограничению конкуренции;
  • создание участнику преимущественных условий участия в закупке, в том числе путем доступа к информации;
  • нарушение порядка определения победителя;
  • , статьи 17 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ и подтверждено в ».*

    Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Летом 2011 г. был принят Федеральный закон № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ № 223 ), который вступает в силу с 1 января 2012 г. Поэтому на подготовку к новым правилам закупок отдельным юридическим лицам было отведено пять месяцев. Но время идет и 2012 г. уже совсем скоро наступит.

ФЗ № 223 состоит всего из восьми статей, однако дискуссий по поводу его положений не меньше, чем когда был принят Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 94). Относительно положений ФЗ № 223 можно встретить достаточно много высказываний: одни его называют «корявым», другие его просто не понимают.

Тем не менее, каким бы он ни был несовершенным, наводить порядок в закупках, проводимых отдельными юридическими лицами, все же нужно было.

ФЗ № 223 направлен на совершенствование закупочной деятельности отдельных юридических лиц. Принятие ФЗ № 223 способствует обеспечению гласности и прозрачности размещения заказов, расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в закупках, проводимых отдельными юридическими лицами, развитию добросовестной конкуренции.
В данной статье выделим основные аспекты ФЗ № 223 , на которые следует обратить внимание отдельным юридическим лицам.

Кто подпадает под действие ФЗ № 223

В ФЗ № 223 установлен четкий перечень юридических лиц, на которые распространяются положения данного закона.

К числу таких лиц ФЗ № 223 относит:

  1. Государственные корпорации и государственные компании;
  2. Субъекты естественных монополий;
  3. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
  4. Государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия;
  5. Автономные учреждения;
  6. Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  7. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит всем указанным выше юридическим лицам;
  8. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в п. 7 дочерним хозяйственным обществам.

Как было раньше

Раньше закупочный процесс вышеуказанных лиц (далее по тексту - заказчики) регулировался множеством различных актов. На сегодняшний день для всех этих заказчиков ФЗ № 223 устанавливает единые принципы закупки товаров (работ, услуг) . Так, в рамках своей закупочной деятельности заказчики должны обеспечивать:

  • информационную открытость закупки;
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  • отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Что не регулирует ФЗ № 223

Важно отметить, что отношения, связанные с куплей-продажей ценных бумаг и валютных ценностей, приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже, закупкой в области военно-технического сотрудничества, закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором РФ, осуществлением заказчиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с ФЗ № 94, а также осуществлением заказчиком отбора финансовых организаций для оказания финансовых услуг и осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, ФЗ № 223 не регулируются (ч. 4 ст. 1 ФЗ № 223).

Кто может принимать участие в закупке

Все поставщики, принимающие участие в закупках вышеуказанных заказчиков, ФЗ № 223 определены как участники закупок.
Согласно ч. 5 ст. 3 ФЗ № 223 участником закупки может быть:

  • любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала;
  • любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки;
  • индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Как указывает ФЗ № 223 , все вышеперечисленные участники должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком.

Способы, которые ФЗ № 223 допускает использовать при закупке товаров, работ, услуг

Примечательно, что ФЗ № 223 в качестве возможных способов размещения заказа указывает только на открытый конкурс и аукциоcenterн (ч. 2 и 3 ст. 3 ФЗ № 223). При этом упоминания о возможности осуществлять закупку при помощи нигде нет, но есть пункт, согласно которому Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (ч. 4 ст. 3 ФЗ № 223 ). Скорее всего, следует ждать выхода дополнительного нормативно-правового акта.

Законодатель оставил заказчикам право на использование и иных способов закупок (помимо конкурса или аукциона), но при условии, что способ закупки и порядок его осуществления заказчиком будет указан в Положении о закупке .

Положение о закупке

ФЗ № 223 указывает на то, что заказчики, осуществляя закупку товаров (работ, услуг) должны руководствоваться рядом нормативных документов. К их числу относятся: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ № 223 , а также другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ. Помимо этого, законодатель говорит еще об одном документе, которым должен руководствоваться заказчик. Этот документ называется Положение о закупке . При этом на заказчиков возлагается обязанность самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 3 ст. 2 ФЗ № 223 ).

Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ № 223 Положение о закупке должно стать ключевым документом, регламентирущим закупочную деятельность заказчика, и содержать требования к закупке , в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Исходя из анализа ч. 4 статьи 8 ФЗ № 223 , следует, что на разработку и размещение Положения о закупке заказчику отводится срок три месяца со дня вступления в силу ФЗ № 223 . Однако если заказчиком не будет разработано и размещено Положение о закупке , то он вправе при закупке товаров, работ, услуг руководствоваться положениями ФЗ № 94 , но лишь до тех пор, пока не будет размещено утвержденное Положение о закупке .

Кроме разработки Положения о закупке в обязанности заказчика входит составить и разместить план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год . Порядок формирования и сроки размещения такого плана должны быть утверждены Правительством РФ. Также установлено, что с 1 января 2015 г. планы по закупкам инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств будут размещаться заказчиком на период от пяти до семи лет.

Формирование документов по закупке

В ФЗ № 223 отсутствует детальное описание процедур проведения закупок, как это предусмотрено положениями ФЗ № 94. Подразумевается, что основные вопросы проведения закупок с полной их регламентацией заказчик самостоятельно должен обозначить и подробно расписать в Положении о закупке .

По замыслу ФЗ № 223 заказчики так же, как и при работе с ФЗ № 94, должны формировать извещение о закупке, документацию, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, а также протоколы, составляемые в ходе закупки. При этом в ФЗ № 223 определено, что должно содержать извещение и документация о закупке, а также порядок внесения изменений в извещение и документацию о закупке (ч. 9, 10, 11 ст. 4 ФЗ № 223). Установлены сроки по предоставлению разъяснений положений документации (ч. 11 ст. 4 ФЗ № 223).

Где нужно размещать информацию о закупке и в какие сроки

Положение о закупке, планы, извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения документации, протоколы, составляемые в ходе закупки , а также иная информация о закупке должны размещаться на официальном сайте www.zakupki.gov.ru . При этом законодатель оставил возможность заказчикам дублировать информацию о закупке на сайте заказчика. Порядок размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru информации о закупке должен быть установлен Правительством РФ. При этом частью 3 ст. 8 ФЗ № 223 определено, что до 1 июля 2012 г. Положение о закупке , изменения, вносимые в Положение, планы закупок, а также иная информация о закупке может быть размеTOPщена на сайте заказчика. После 1 июля 2012 г. вся указанная выше информация должна быть размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru .

Но прежде чем размещать информацию, заказчикам необходимо зарегистрироваться на сайте www.zakupki.gov.ru. Однако ФЗ № 223 не регламентирует данную процедуру и указывает, что порядок регистрации заказчиков на официальном сайте www.zakupki.gov.ru будет определен федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на ведение официального сайта.
Заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, сумма которых:

  • не превышает ста тысяч рублей;
  • не превышает пятисот тысяч рублей, но при условии, что годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей.

Если организация заказчика создана после дня вступления в силу ФЗ № 223 , то заказчик должен в течение трех месяцев с даты регистрации этой организации в едином государственном реестре юридических лиц утвердить и разместить Положение о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru .

Если изменилась совокупная доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном капитале хозяйственных обществ, совокупная доля участия юридических лиц, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 1 ФЗ № 223 в уставном капитале дочерних хозяйственных обществ, совокупная доля указанных дочерних хозяйственных обществ в уставном капитале их дочерних хозяйственных обществ, в результате которого эти общества подпадают под действие ФЗ № 223 (касательно отношений, возникающих в связи с закупкой товаров, работ, услуг), Положение о закупке размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в течение трех месяцев с даты получения уведомления об изменении совокупной доли.

Примечательно, что в ФЗ № 223 не установлено никаких санкций на случай, если заказчик не соблюдает указанные выше сроки по размещению Положения о закупке на официальном сайте. Наоборот, законодатель предоставляет заказчикам дополнительный выход из ситуации, указав, что если заказчик не соблюдает сроки по размещению Положения о закупке (три месяца), то он должен при закупке руководствоваться положениями ФЗ № 94 до тех пор, пока им не будет утверждено и размещено Положение о закупке (ст. 8 ФЗ № 223 ).

Новый реестр недобросовестных поставщиков

Исходя из анализа положений ФЗ № 223, предполагается , что у нас в России будет два реестра недобросовестных поставщиков (ч. 7 ст. 3 ФЗ № 223 ). К уже существующему реестру, который ведет ФАС России для государственных и муниципальных заказчиков, работающих по ФЗ № 94, прибавится еще один реестр недобросовестных поставщиков для лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 ФЗ № 223.

Основания включения участников в такой реестр, по сути, идентичен с порядком, который регламентирует ФЗ № 94. В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (ст. 5 ФЗ № 223 ). Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, также по истечении двух лет со дня их внесения в реестр исключаются из этого реестра.

При этом ФЗ № 223 предоставляет право заказчикам устанавливать требование, по которому участник закупки должен отсутствовать в новом реестре недобросовестных поставщиков и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ФЗ № 94.

Обжалование действий заказчика

ФЗ № 223 предусмотрены три случая, при которых участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика в антимонопольный орган:

  • если заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не размещено Положение о закупке , изменения, вносимые в Положение, а также иная информация о закупке, подлежащая размещению на официальном сайте, а также если заказчик нарушает сроки такого размещения;
  • если заказчик требует от участников закупки представления документов, не предусмотренных документацией о закупке;
  • если заказчик осуществляет закупку товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Положения о закупке и без применения положений ФЗ № 94.

При этом участник закупки вправе при закупке товаров, работ, услуг.

В заключение отметим, что сложно определить назначение данного закона: то ли он во благо госкорпорациям, естественным монополиям и другим лицам, то ли ожидать от него еще больших проблем.

С одной стороны, ФЗ № 223 предельно либерален: получается, не хочешь разрабатывать Положение о закупке - работай по ФЗ № 94, и нет никакой ответственности. Практически весь ФЗ № 223 построен на общих фразах, которые при умелом подходе можно использовать себе в угоду. Так, например, со способами закупок, которые заказчик сам может по своему усмотрению устанавливать в Положении о закупке . Каждый заказчик в них будет вкладывать свое содержание, что может осложнить участие потенциальных поставщиков в закупках. То есть как будет построен весь закупочный процесс, полностью зависит от самого заказчика.

С другой стороны, именно из-за общих фраз, содержащихся в ФЗ № 223 , возникают вопросы относительно закупочного процесса.

Прежде всего, в ФЗ № 223 совершенно отсутствуют хоть какие-либо примерные параметры, по которым заказчику можно ориентироваться при выборе способа размещения заказа. Волнует заказчиков и вопрос: будут ли на конкурс и аукцион распространяться положения ФЗ № 94? По каким критериям заказчикам оценивать заявки участников, если будет проводиться конкурс, можно ли будет опираться на Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722? Непонятен и порядок обжалования действий (бездействий) заказчика. Да, ФЗ № 223 говорит о такой возможности, но будут ли распространяться положения главы 8 ФЗ № 94 на закупки, осуществляемые госкорпорациями, госкомпаниями, естественными монополиями и т. д.?

Конечно, обеспокоенность заказчиков понять можно, но, с другой стороны, сам ФЗ № 223 предоставляет заказчикам волю. Он не ставит их в жесткие рамки, поэтому если заказчик захочет проводить закупку по конкурсу, регламентированному ФЗ № 94, и оценивать заявки согласно Постановлению Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722, то просто подробно описывает это в Положении о закупке с добавлением, возможно, чего-то нового, своего. Главное, чтобы отсутствовала дискриминация участников, требования к ним были разумными, не ограничивающими конкуренцию.

Очевидно одно, что в дополнение к ФЗ № 223 будут обязательно приниматься другие нормативно-правовые акты, конкретизирующие отдельные положения данного закона.

И последнее. Некоторые заказчики все же смогут немного вздохнуть с облегчением, так как не все должны применять данный закон с 1 января 2012 г. Для некоторых заказчиков предусмотрена так называемая «отсрочка» по сроку применения ФЗ № 223 .

Срок применения Закона № 223 Юридическое лицо При условии, что....

Естественные монополии и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения,теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов

общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки за 2011 г. от всех видов деятельности

Дочерние хозяйственные общества

более 50% уставного капитала принадлежит госкорпорациям, госкомпаниям, естественным монополям, организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, ГУПам, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в которых доля участия государства более 50%, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ с долей участия более 50%.

Муниципальные унитарные предприятия и автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями

Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования более 50%

ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования

Дочерние хозяйственные общества, у которых более 50% принадлежит муниципальным унитарным предприятиям и хозяйственным обществам, у которых более 50% принадлежит муниципальному образованию

ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования

Дочерние хозяйственные общества указанных выше дочерних хозяйственных обществ, доля участия которых более 50%

ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования

Во всех остальных случаях - с 01.01.2012 г.

Мезина Алла Александровна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
юрист-консультант ЮТЦ «Ориентир»

21.12.2011 г.

У вас остались вопросы о закупках в соответствии с ФЗ № 223 или о том, как разработать Положение о закупках ? Вы можете по этой теме специалистам ЕЦГЗ.

Похожие публикации