Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Король януш первый. Король матиуш первый

Ноя 6, 2016

Король Матиуш Первый Януш Корчак

(Пока оценок нет)

Название: Король Матиуш Первый

О книге «Король Матиуш Первый» Януш Корчак

Повесть «Король Матиуш Первый» — это довольно символичное произведение о попытке изменить мир к лучшему и создать идеальные условия для всех. Это мечта практически каждого ребёнка, впервые столкнувшегося с печальной реальностью этого мира, которая зарождает в нём стремление одержать полную победу над злом.

Повесть написал польский писатель Януш Корчак, известный своей выдающейся новаторской педагогической деятельностью и огромным вкладом в воспитание и поддержку детей-сирот. Януш Корчак весьма успешно занимался врачебной практикой и был общественным деятелем.

Произведение «Король Матиуш Первый» повествует читателю о мальчике Матиуше, которому по воле судьбы пришлось занять королевский трон в очень раннем возрасте. Став королём, Матиуш Первый в силу своего возраста не осознавал того, что на самом деле от его имени королевством управляют королевские чиновники и вершат за его спиной свои нечестные дела. Впоследствии нечестная игра чиновников спровоцировала войну с другими государствами, находящимися по соседству с королевством Матиуша.

Юный король проявил себя неожиданно смело и решительно, отправившись на войну инкогнито, под вымышленным именем. Он, как и другие, принимал участие в сражении с противником. Окончательную победу в войне удалось одержать благодаря тому, что воины узнали о находящемся и сражающемся рядом с ними самом короле Матиуше I. Однако наивная политика юного короля приводит к очередной войне, в которой его королевство терпит поражение, а сам король вынужден отправиться в изгнание Неожиданный поворот событий повести «Король Матиуш Первый» ожидает читателя после возвращения короля из ссылки. Завершение этого повествования наводит на многочисленные философские размышления о смысле и возможности борьбы добра со злом.

Первый фильм по мотивам произведения «Король Матиуш Первый» был снят в Польше в 1957 году. Немного позднее было поставлено также несколько спектаклей на сценах Одесского и Московского театров советскими театральными деятелями, а в 1988 году благодаря композитору Льву Конову по этому произведению была сделана постановка мюзикла для детей. В том же году был снят кукольный мультфильм о самом писателе и о его произведении.

Януш Корчак получал начальное образование в русской гимназии, где изучал несколько языков, затем закончил Варшавский медицинский университет. В качестве врача принимал участие в нескольких войнах.

Большую часть своей жизни этот великий педагог, врач и писатель посвятил помощи и воспитанию детей-сирот. Он по-настоящему любил детей и никогда не бросал их. Даже в последний путь, когда детям была уготована газовая камера, он отправился вместе с ними.

Свои произведения писатель начал печатать в восемнадцатилетнем возрасте. В их число входят как художественные произведения, так и много других книг по воспитанию детей: «Как любить ребёнка» и «Право ребёнка на уважение». Художественные произведения писателя включают в себя такие, как «Банкротство маленького Джека», «Дитя гостиной», «Моськи, Иоськи и Срули», «Лето в Михалувке» и другие.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Король Матиуш Первый» Януш Корчак в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Король Матиуш Первый» Януш Корчак

Зачем самому ломать голову, когда есть книги? Они ответят на любой вопрос, заменят сотню учителей.

Я сегодня думал, что вода может быть водой, но если её нагреть, она становится паром, а если охладить - льдом. И неизвестно, чем она является на самом деле: паром, водой или льдом.
Может быть, так и с человеком, он тоже бывает разным.

С книгами дело обстоит не так просто, как я думал. Чем больше читаешь, тем больше возникает вопросов. А книга готовых ответов не преподносит. Надо самому во всём разобраться, обдумать, понять.

Война спит, - шёпотом повторяет Аля и, приложив к губам пальчик, делает испуганное лицо и уже не плачет. - Т-и-и-ише, война спит, мячик спит, кукла спит.

Фотография её совсем выцвела, но это даже лучше. Раз мамы нет в живых, фотография должна быть бледной.

Было бы хорошо, если бы каждый имел одинокую башню в чаще леса.

Маленькие дети, наверное, оттого часто плачут, что не понимают.

Воспитывать волю значит делать то, чего не хочешь.

Скачать бесплатно книгу «Король Матиуш Первый» Януш Корчак

В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :

Януш КОРЧАК

КОРОЛЬ МАТИУШ ПЕРВЫЙ

Повесть-сказка


Дело было так.

– Если через три дня королю не станет лучше, можно всего ожидать, – сказал доктор. – Король тяжело болен, и если через три дня состояние его не улучшится, можно всего, всего ожидать, – повторил он.

Все опечалились, а главный министр, нацепив на нос очки, спросил:

– Что значит «можно всего ожидать»?

Доктор ничего более определенного не сказал, но все и так поняли: значит, король умрет. Главный министр переполошился и созвал государственный совет.

Министры собрались в просторном аудиенц-зале и расселись в мягких креслах вокруг большого стола. Перед каждым из них лежал лист бумаги и два карандаша: один – простой, второй – с одного конца красный, с другого синий. А перед главным министром стоял еще колокольчик.

Дверь заперли на ключ, чтобы никто не мешал. Зажгли свет и долго сидели молча. Наконец главный министр позвонил в колокольчик и сказал:

Первым взял слово министр военный:

– Надо позвать доктора. Пусть скажет прямо: вылечит он короля или нет?

Военного министра все боялись: он носил саблю и пистолет. Поэтому ему никто не прекословил.

– Правильно, позвать сюда доктора! – единодушно согласились министры.

Послали за доктором, но он не мог прийти, так как ставил королю двадцать четыре банки.

– Ну что ж, придется подождать, – сказал главный министр. – А пока давайте обсудим, что делать, если король умрет.

– По закону, – заговорил министр юстиции, – престол переходит к его старшему сыну. Потому он и называется наследником престола. Итак, если король умрет, на трон вступит его старший сын и наследник.

– Но у нашего короля один сын.

– Этого вполне достаточно.

– Но Матиуш еще совсем ребенок! Вот так король, даже писать не умеет!

– Закон есть закон, – изрек министр юстиции. – Такие случаи в истории известны. В Испании, Бельгии и некоторых других государствах бывало, что престол занимал малолетний монарх.

– Да, да, – поддакнул министр почт и телеграфа, – я даже марки видел с изображением короля-ребенка.

– Помилуйте, господа, ведь это абсурд! Король, который не умеет ни читать, ни писать, не знает ни географии, ни грамматики!.. – возмутился министр просвещения.

– Я разделяю мнение уважаемого коллеги, – сказал государственный казначей. – Как же он будет проверять счета или отдавать распоряжения, сколько чеканить новых денег, не зная таблицы умножения?

– Это еще полбеды, господа! – вмешался военный министр. – Короля-мальчишку никто слушаться не будет. Разве он справится с генералами и солдатами?

– Дело не только в солдатах, – мрачно сказал обер-полицмейстер, – его вообще никто не будет бояться. Начнутся беспорядки и бунты. Если Матиуша провозгласят королем, я слагаю с себя всякую ответственность.

– Об этом в законе ничего не сказано. – Министр юстиции побагровел от злости. – Повторяю: по закону после смерти короля престол переходит к его сыну.

– Но ведь Матиуш еще совсем маленький! – хором воскликнули министры.

Атмосфера накалялась; казалось, вот-вот вспыхнет ссора, но тут двери широко распахнулись, и в зал вступил иноземный посол.

Министры оторопели: как чужестранец проник в запертый на ключ зал? Вот чудеса! Однако, как выяснилось потом, ничего таинственного в этом не было. Просто, когда ходили за доктором, забыли запереть дверь. Но по дворцу поползли зловещие слухи об измене: дескать, министр юстиции нарочно приказал оставить дверь открытой, потому что заранее знал о приходе знатного иностранца.

– Добрый вечер! – Посол раскланялся. – Именем моего августейшего повелителя и государя имею честь сообщить: если вы не провозгласите Матиуша королем, мы объявим вам войну.

У канцлера (то есть главного министра) душа ушла в пятки, но он с невозмутимым видом взял лежащий перед ним листок бумаги и написал синим карандашом: «Хорошо, пусть будет война», – и протянул записку иностранному послу.

– Я доложу об этом своему монарху! – важно сказал посол и с поклоном удалился.

Тут в зал вошел доктор, и министры стали его умолять во что бы то ни стало спасти короля. Ведь смерть короля означала теперь войну и бедствия.

– Я уже перепробовал все лекарства, какие знал. Даже банки ставил… Я бессилен помочь королю. Но можно пригласить других докторов.

Как утопающий за соломинку, ухватились министры за этот совет. Любой ценой, но короля надо спасти! Тотчас из королевского гаража в разные концы города помчались автомобили за медицинскими светилами. А проголодавшиеся министры тем временем велели королевскому повару подать им ужин. Они ведь не знали заранее, сколько пробудут во дворце, и потому не пообедали дома.

Дворцовые лакеи расставили на столе серебряные блюда с изысканными кушаньями, бутылки с самыми лучшими винами. Повар из кожи вон лез, стараясь угодить министрам: он боялся, как бы после смерти короля его не прогнали из дворца.

Министры как ни в чем не бывало пьют, едят, оживленно беседуют, а рядом в зале собрались врачи.

– Королю необходимо сделать операцию, – решительно заявил один старый бородач.

– А я думаю, – возразил другой доктор, – больше помогут припарки.

– Порошки – вот единственное средство, которое спасет короля! – изрек знаменитый профессор.

– А может, капли? – робко вставил какой-то безвестный лекарь.

Каждый врач привез с собой толстенную книгу, и в каждой книге по-разному было написано, как лечить такую болезнь.

Время шло. Министры клевали носами. Но хочешь не хочешь, а надо ждать, что скажут доктора.

Переполох, поднявшийся в ту ночь во дворце, разбудил Матиуша, маленького наследника престола.

«Пойду посмотрю, что там за шум», – подумал Матиуш и, соскочив с постели, наскоро оделся и выскользнул в коридор.

Перед дверью столовой он остановился – вовсе не для того, чтобы подслушивать, просто не мог дотянуться до ручки и открыть дверь. И вот что он услышал…

– Вино в королевских подвалах отменное! – раздался громкий голос казначея. – Выпьем-ка, друзья, еще по одной! Матиушу, если он будет королем, вино ни к чему – ведь детям пить не полагается.

– И сигар дети тоже не курят! – закричал министр торговли. – Предлагаю по этому случаю прихватить немного сигар с собой!

– Вот увидите, господа, если будет война, от этого дворца камня на камне не останется. Смешно думать, будто страну сумеет защитить маленький мальчик.

– За здоровье нашего защитника, его величества короля Матиуша Первого! – послышались пьяные крики и хохот.

Спросонья Матиуш не мог сообразить, о чем это они толкуют. Он знал, что из-за болезни отца министры часто теперь совещаются во дворце. Но почему они над ним, над Матиушем, смеются? Почему называют его королем? И о какой войне идет речь?

– А я утверждаю: король непременно умрет. Никакие порошки и микстуры ему не помогут.

– Голову даю на отсечение: король не протянет больше недели.

Мальчик не дослушал. Опрометью бросился он бежать по коридору, пересек два просторных покоя и, запыхавшись, влетел в королевскую опочивальню.

Король-отец, очень бледный, лежал на кровати и часто-часто дышал. Возле него сидел добрый старый доктор, который лечил и Матиуша, когда тот болел.

– Папочка! Папочка! – заливаясь слезами, закричал Матиуш. – Я не хочу, чтобы ты умирал!

Король приоткрыл глаза и устремил скорбный взгляд на сына.

– Я тоже не хочу умирать, – прошептал он. – Не хочу оставлять тебя одного на белом свете.

Доктор взял Матиуша на колени. Они просидели так довольно долго, не проронив ни слова.

И в памяти Матиуша всплыла такая картина: он сидит на коленях у отца, а на кровати лежит мама – бледная как полотно и часто-часто дышит. «Значит, папа тоже умрет», – подумал Матиуш.

У мальчика сердце сжалось от горя. И одновременно вспыхнули гнев и обида на министров: как они смеют смеяться над ним и над его умирающим отцом!

«Я им покажу, когда стану королем!» – пронеслось у него в голове.

Похороны устроили очень пышные. Фонари были обернуты черным крепом, звонили во все колокола, оркестр играл траурный марш. По улицам двигались пушки, маршировали солдаты. Благоухали цветы, за большие деньги выписанные из жарких стран. Народ оплакивал кончину любимого монарха. Газеты сообщали о тяжелой утрате, постигшей страну.

Пригорюнившись, сидел Матиуш в детской. Предстоящая коронация его ничуть не радовала: ведь у него умер отец и он теперь круглый сирота.

Мальчик вспомнил маму – это она выбрала ему такое имя: Матиуш. Мама нисколько не кичилась своим королевским саном. Она играла с ним, строила дома из кубиков, рассказывала дивные сказки, они смотрели вместе книжки с картинками. С отцом Матиуш виделся реже – у него, как у всех королей, было дел по горло: то военные парады, то визиты иностранных королей, то сам он ездил за границу, а потом – бесконечные совещания, заседания, советы.

Повесть Януша Корчака впервые была издана в 1923 году в Варшаве. В том же 1923 вышло продолжение – «Король Матиуш на необитаемом острове». В СССР в 1924 году вышла книга «Приключения Короля Матюша». Перевод непосредственно оригиналов был сделан в конце 1950-х годов Музой Павловой. Обе повести на русском выпустило польское издательство «Полония».

Публикация перевода Павловой в России состоялась только в 1992 году. В 60-х годах по сюжету предложенного в СССР варианта повести были созданы 2 театральные постановки. В 1988 году советский композитор Лев Конов создаёт по сюжету повести детский мюзикл, состоящий из одного акта. В 2009 году Конов переработал свой мюзикл и сделал из него оперу на 2 акта.

Кто именно послужил прототипом для создания образа юного короля, неизвестно. В некоторых событиях, происходящих в книге, нетрудно узнать реальные события, произошедшие в Польше: приобретение страной выхода к морю, раздел Польши и т. д. Вымышленный Матиуш I очень похож на короля Станислава II, который также имел склонность к новаторству.

Некоторые исследователи полагают, что на создание книги Корчака вдохновила судьба Наполеона II. В какой-то степени прототипом короля Матиуша мог быть и сам автор. В своём предисловии Корчак указывает, что мечтал когда-то быть королём. Будучи ребёнком, автор был уверен, что если бы он был на месте короля, то непременно смог бы сделать жизнь людей лучше.

Принц Матиуш (уменьшительное от имени Мачей) становится королём после смерти своего отца. Ни братьев, ни сестёр у юного принца не было, поэтому он был единственным наследником престола. Матиуш I ещё слишком молод и не понимает, что в действительности от его имени правят чиновники. Политика чиновников привела к тому, что королевство Матиуша оказалось втянутым в войну с тремя соседними государствами. Король тайно покидает дворец и отправляется на фронт. Матиуш берёт себе новое имя и становится «сыном полка».

Отправляясь на войну, юный король и не подозревал, насколько она ужасна. Война представлялась Матиушу слишком романтичной. Тем не менее, разочарование не смогло сломить Матиуша. Он достойно переносит все тяготы солдатской жизни. Вскоре воины узнают, что среди них находится король. Всех охватывает воодушевление. Война заканчивается полным разгромом неприятеля.

Вернувшись домой, Матиуш решает управлять страной самостоятельно. Король считает себя повзрослевшим и более опытным, хотя на самом деле опыта в управлении страной у него по-прежнему нет. Матиуш I проводит ряд реформ, направленных на улучшение жизни своих подданных. Особое внимание король уделяет детям. Он создаёт детский парламент, в котором заседают его ровесники. Согласно королевскому предписанию, все дети королевства должны занять рабочие места взрослых. Взрослые, в свою очередь, отправляются учиться вместо детей.

Реформы Матиуша приводят к плачевным результатам. Королевство вновь оказывается втянутым в войну. На сей раз, победил неприятель. Юный король был сослан на необитаемый остров. После бегства из заточения и многочисленных скитаний Матиуш вернулся домой. Он больше не хотел быть королём и отрёкся от престола. Матиуш устроился работать на фабрику. Вскоре главный герой погибает в результате несчастного случая.

Характеристика персонажа

Король Матиуш представлен в повести одиноким, никому не нужным ребёнком. Автор сочувствует главному герою. Трон не даёт маленькому королю никаких преимуществ. Скорее наоборот, королевский титул не позволяет Матиушу быть полноценным ребёнком: кататься на коньках, играть в снежки и просто общаться со сверстниками.

Автор отмечает чуткость и отзывчивость главного героя. Несмотря на свою неопытность и юный возраст, Матиуш уже не ребёнок. Он перестал им быть с тех пор, как понял, насколько велики страдания его подданных, сколько несправедливости и зла вокруг. Юный король готов на всё, чтобы решить проблемы жителей своего королевства. Наибольшего внимания удостаиваются дети. Матиуш сам страдает от бездушного отношения взрослых, поэтому он, как никто другой, способен понять своих ровесников.

Королевские реформы

Реформы, которые Матиуш проводит в своей стране, тоже могут многое рассказать о его характере. Король приходит к выводу о том, что жизнь так тяжела потому, что все правила и законы созданы взрослыми. Следовательно, детей и взрослых нужно поменять местами. В итоге, появился детский парламент. Ровесники короля занимают места своих родителей. Но поскольку у ребят нет ни опыта, ни необходимого образования, реформа привела страну к очередной войне. На этот раз, королевство Матиуша не смогло победить, так как было приведено к полному упадку королевскими реформами.

Следует отметить самокритичность короля и его умение признавать собственные ошибки. Матиуш понял, что одной только любви к людям недостаточно, чтобы управлять страной. Главный герой отрёкся от престола. Матиуш считает, что его место должен занять по-настоящему опытный и сильный правитель, способный помочь подданным королевства. Ребёнок сделал то, на что никогда бы не согласился ни один взрослый – отказался от собственных амбиций ради всеобщего блага.

В качестве темы своей повести Януш Корчак выбрал взросление человека. Маленький король Матиуш – это не только вымышленный персонаж. Это и сам автор, и каждый, кто прочтёт его повесть.

В раннем детстве ребёнку всё кажется простым и понятным. Он живёт в своём собственном вымышленном мире, где все невзгоды исчезают сами собой, достаточно взмахнуть волшебной палочкой или использовать другой магический предмет. Сказочный мир начинает рушиться в тот момент, когда дети сталкиваются со злом и несправедливостью. Ребёнок начинает взрослеть. Он уже понимает, что не всё в этом мире так безоблачно. Непонятным остаётся только одно: почему взрослые не могут уничтожить зло? Каждый человек хотя бы однажды в детстве говорил: «Вот когда я вырасту…». Ребёнок точно знает, что нужно делать и начинает ждать, когда же он, наконец, станет взрослым. Но проходит время, и дети понимают, что они так же бессильны перед злом, как когда-то были бессильны их родители.

Идею повести тоже нетрудно обнаружить: совершенства достичь невозможно. Люди часто ругают правителя за жестокость и бессердечие, за невозможность дать им счастье. На извечный вопрос «Как сделать, чтобы всем было хорошо?» автор отвечает коротко и безапелляционно: «Никак!». Доброты недостаточно для создания всеобщего счастья. Ни одни мудрый правитель не сможет дать своим подданным то, что они от него ждут. Всеобщее счастье невозможно хотя бы потому, что каждый человек понимает счастье по-своему. То, что кажется правильным одному, может показаться совершенно недопустимым другому. Имея одну и ту же сумму денег, один человек чувствует себя обладателем целого состояния, а другой – нищим.

Трагическая смерть

Несмотря на всю свою любовь к главному герою, автор «убивает» Матиуша. Примечательно, что мальчик погиб не доблестным воином, сражающимся за свою родину. Его не убили в борьбе за власть. В смерти Матиуша вообще никто не виноват, он погиб в результате трагической случайности. Символичным становится и тот способ, которым автор «убил» своего героя: Матиуш попал под станок и умер от ран.

Не знаю, как так получилось, но я никогда не читала “Короля Матиуша”. Наверное, этого произведения не было в нашей местной библиотеке.

Но кто такой Януш Корчак, я знаю. Польский педагог, который отказался бросить воспитанников своего детского дома и погиб вместе с ними в газовой камере во время войны. Человек, пропагандирующий идею любви к детям и написавший 10 заповедей для родителей. Вот эта моя “любимая”, полюбуйтесь!

Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

В этот момент я сразу же начинаю вспоминать все свои прегрешения. Не гуляю, не учу уроки, не занимаюсь английским, не читаю, все время сижу в интернете. Эгоистичная мать – горе семьи.

Решила исправляться и начать со чтения. Прочитать вместе с Глебом “Короля Матиуша Первого”. К тому же нам попалось такое красивое издание с тканевым синим корешком. Мммм. Я так поняла, что это переиздание старой книги с прекрасными иллюстрациями. Я такие сразу чувствую, это как привет из детства. Против таких не устоять. Я обычно равнодушна к картинкам, мне бы текста и побольше, побольше, но вот такие советские я люблю.

Читать или не читать?

Как мне кажется, сейчас превалирует чтение для развлечения. Один из главных постулатов модного сейчас Пеннака – не читать, если не хочется. Мол, это право читателя. Но относительно своего сына я знаю точно, что если не стоять над душой, не требовать и не заставлять, он будет читать очень сомнительные книги, которые и литературой-то назвать сложно. А, скорее всего, не будет читать совсем!

И не будет ни “Алых парусов”, ни “Острова сокровищ”, да что уж там, даже “80 дней вокруг света” не будет. Так что я ему поставила ультиматум: хоть тушкой, хоть чучелком, но будь добр. В общем, мы в длительном процессе знакомства с королем Матиушем. Очень помогло бы включение этого произведения в список для внеклассного чтения, но почему-то его там нет. Лучше бы дети вместо “Дубровского”, которого они понять просто не в состоянии, читали бы Януша Корчака. Пользы было бы несоизмеримо больше.

Что касается меня, то я уже прочитала и “Короля Матиуша Первого” и “Король Матиуш на необитаемом острове”. И очень рада, что в детстве меня миновала эта книга. А то бы она встала в один ряд с “Белым Бимом” и “Хижиной дяди Тома”. Слабонервным просьба не читать. Уж на что я вроде бы взрослый человек, но в финале заливалась слезами на кухне в 12 часов ночи.

Но не оторваться! Хотя я понимаю, что это не самое простое чтение для детей. Думающим мальчикам и девочкам можно замахнуться на него лет в 8. Обычным – не раньше 12 лет.

Сюжет

Умирает король. И вместо него остается править десятилетний сын Матиуш. Обычно в истории такие ситуации решаются либо захватом власти третьим лицом, либо долгим регентством матери или дяди, короче, близкого родственника, у которого потом надо эту власть чуть ли не насильственно отнимать.

У Януша Корчака мы имеем вариант, в котором ребенок реально пытается управлять своим маленьким государством. Нет, конечно, в помощь имеются министры и дворцовый этикет.

Начинается война. На маленькое королевство Матиуша нападает целых три соседских! Но Матиуш, как любой нормальный мальчишка, решает, что война это круто, война это подвиги и геройство, и сбегает из дворца со своим новым другом Фелеком в действующую армию. Там он быстро прозревает относительно подвигов и геройства и на всю свою оставшуюся жизнь проникается отвращением к войне. На возвращении Матиуша во дворец можно было бы ставить точку, но это только начало истории.

А его еще ждут приключения в опасной и страшной Африке, государственные реформы, еще одна война, ссылка на необитаемый остров и превращение из одинокого мечтательного ребенка в умудренного жизнью человека. Хотя от начала первой книги до конца второй прошло максимум год-полтора.

Наглядно видно, что невозможно быть правителем и пытаться воплотить идеи гуманизма в жизнь. Сделать так, чтобы граждане были счастливы, невозможно. Казалось бы, взрослые – это отдельный разговор, с детьми как-то все понятнее – корми шоколадом и дари подарки. Но и это демократическое начинание провалилось из-за отсутствия бюджета.

В книге есть такой полуположительный персонаж, как Печальный Король. Он из разряда умных людей и правителей, поэтому, заранее зная, как все закончится, он ничего не начинает. Но он очень симпатизирует Матиушу. Что-то из разряда “Безумству храбрых поем мы песню”. Однако никакого реального поступка от него автор не смог добиться за две книги. Сам Матиуш отнес бы Печального Короля к разряду “Спокойных добрых людей”.

Люди бывают спокойные и беспокойные.

Дети

Теперь мне стало интересно прочитать о педагогической методике Януша Корчака. Потому что именно педагога в “Короле Матиуше” совсем не видно. Он там отсутствует как данность. Детей никто не воспитывает. Автор просто описывает разных детей. Примечательно то, что они у него не получились абсолютными злодеями или очень положительными. Так ведь в жизни не бывает.

Иногда во время аудиенции ребята просили еще что-нибудь. Это сердило Матиуша: он ведь не маг и не волшебник и не может достать из-под земли книжку, игрушку или что-нибудь еще.

Одна девочка, получив новое платье к свадьбе своей тети, попросила и куклу до самого потолка.

– Дура! – сказал Матиуш. – Будешь жадничать, я у тебя и платье отниму!

Вообще, Матиуш стал многоопытным королем, и обмануть его было совсем не просто, не то что раньше.

Матиуш – умный мальчик, иногда вспыльчивый и импульсивный, но добрый и искренний. Первое, что уяснил во время своего сиротства: ничего не говорить взрослым. Если в первой части он еще ребенок, который мечтает о том, чтобы поиграть с детьми в парке и подружиться с классным мальчиком, то по мере приобретения печального жизненного опыта к концу второй книги это уже взрослый человек, у которого есть ответственность за своих друзей и страну.

Во второй книге есть такой пронзительный момент. Матиуш находится в ссылке на острове. У него умирает канарейка, для которой он сложил могилку из камешков.

Ему припомнилось кладбище в далекой столице, где похоронены его родители. И сам не зная зачем, он сделал еще две могилы, потом вспомнил Кампанеллу, и появился четвертый холмик.

Вот, Фелек – лучший друг Матиуша, с которым он сбегает в армию. Самая неоднозначная фигура в книге. Он то использует своего друга-короля, то помогает ему. В конце концов именно он становится причиной гибели Матиуша.

Вот, Клу-Клу – самая цельная и преданная личность. Не удивительно, что автор поселил ее в Африке. Редкий экземпляр, в Европе таких почти нет.

Вот, дети в самой массе. Мальчики не могут терпеть девочек. Девочки ябедничают на мальчиков. Все вместе они создают хаос, когда на время им передали управлять страной. Вот жестокие дети, которые предают Матиуша и хотят выдать его властям за награду. Может быть, в их сиротском доме не нашлось такого воспитателя, как Януш Корчак. Вот смелые дети, которые почти победили в сражении и если бы не капитуляция трусливых министров, все закончилось бы хорошо.

– Дети злые, несправедливые, вредные, лживые. Заике, косому, хромому, рыжему, горбатому или если кто-то наделал в штаны, они проходу не дадут, задразнят. «Рыжий – красный, черт опасный!.. Хромоножка!.. Горбун!..» – кричат они, кривляются и смеются. Десятилетний смеется над восьмилетним, двенадцатилетний не хочет водиться с десятилетним. Увидят у другого что получше, обязательно выклянчат или будут подлизываться без зазрения совести. Драчуну все спускают, а тихого и доброго не ставят ни во что. Доверишь кому-нибудь тайну, он с тобой поссорится и выболтает ее. Всех высмеивают, обижают, дразнят.

Повесть Януша Корчака впервые была издана в 1923 году в Варшаве. В том же 1923 вышло продолжение – «Король Матиуш на необитаемом острове». В СССР в 1924 году вышла книга «Приключения Короля Матюша». Перевод непосредственно оригиналов был сделан в конце 1950-х годов Музой Павловой. Обе повести на русском выпустило польское издательство «Полония».

Публикация перевода Павловой в России состоялась только в 1992 году. В 60-х годах по сюжету предложенного в СССР варианта повести были созданы 2 театральные постановки. В 1988 году советский композитор Лев Конов создаёт по сюжету повести детский мюзикл, состоящий из одного акта. В 2009 году Конов переработал свой мюзикл и сделал из него оперу на 2 акта.

Кто именно послужил прототипом для создания образа юного короля, неизвестно. В некоторых событиях, происходящих в книге, нетрудно узнать реальные события, произошедшие в Польше: приобретение страной выхода к морю, раздел Польши и т. д. Вымышленный Матиуш I очень похож на короля Станислава II, который также имел склонность к новаторству.

Некоторые исследователи полагают, что на создание книги Корчака вдохновила судьба Наполеона II. В какой-то степени прототипом короля Матиуша мог быть и сам автор. В своём предисловии Корчак указывает, что мечтал когда-то быть королём. Будучи ребёнком, автор был уверен, что если бы он был на месте короля, то непременно смог бы сделать жизнь людей лучше.

Принц Матиуш (уменьшительное от имени Мачей) становится королём после смерти своего отца. Ни братьев, ни сестёр у юного принца не было, поэтому он был единственным наследником престола. Матиуш I ещё слишком молод и не понимает, что в действительности от его имени правят чиновники. Политика чиновников привела к тому, что королевство Матиуша оказалось втянутым в войну с тремя соседними государствами. Король тайно покидает дворец и отправляется на фронт. Матиуш берёт себе новое имя и становится «сыном полка».

Отправляясь на войну, юный король и не подозревал, насколько она ужасна. Война представлялась Матиушу слишком романтичной. Тем не менее, разочарование не смогло сломить Матиуша. Он достойно переносит все тяготы солдатской жизни. Вскоре воины узнают, что среди них находится король. Всех охватывает воодушевление. Война заканчивается полным разгромом неприятеля.

Вернувшись домой, Матиуш решает управлять страной самостоятельно. Король считает себя повзрослевшим и более опытным, хотя на самом деле опыта в управлении страной у него по-прежнему нет. Матиуш I проводит ряд реформ, направленных на улучшение жизни своих подданных. Особое внимание король уделяет детям. Он создаёт детский парламент, в котором заседают его ровесники. Согласно королевскому предписанию, все дети королевства должны занять рабочие места взрослых. Взрослые, в свою очередь, отправляются учиться вместо детей.

Реформы Матиуша приводят к плачевным результатам. Королевство вновь оказывается втянутым в войну. На сей раз, победил неприятель. Юный король был сослан на необитаемый остров. После бегства из заточения и многочисленных скитаний Матиуш вернулся домой. Он больше не хотел быть королём и отрёкся от престола. Матиуш устроился работать на фабрику. Вскоре главный герой погибает в результате несчастного случая.

Характеристика персонажа

Король Матиуш представлен в повести одиноким, никому не нужным ребёнком. Автор сочувствует главному герою. Трон не даёт маленькому королю никаких преимуществ. Скорее наоборот, королевский титул не позволяет Матиушу быть полноценным ребёнком: кататься на коньках, играть в снежки и просто общаться со сверстниками.

Автор отмечает чуткость и отзывчивость главного героя. Несмотря на свою неопытность и юный возраст, Матиуш уже не ребёнок. Он перестал им быть с тех пор, как понял, насколько велики страдания его подданных, сколько несправедливости и зла вокруг. Юный король готов на всё, чтобы решить проблемы жителей своего королевства. Наибольшего внимания удостаиваются дети. Матиуш сам страдает от бездушного отношения взрослых, поэтому он, как никто другой, способен понять своих ровесников.

Королевские реформы

Реформы, которые Матиуш проводит в своей стране, тоже могут многое рассказать о его характере. Король приходит к выводу о том, что жизнь так тяжела потому, что все правила и законы созданы взрослыми. Следовательно, детей и взрослых нужно поменять местами. В итоге, появился детский парламент. Ровесники короля занимают места своих родителей. Но поскольку у ребят нет ни опыта, ни необходимого образования, реформа привела страну к очередной войне. На этот раз, королевство Матиуша не смогло победить, так как было приведено к полному упадку королевскими реформами.

Следует отметить самокритичность короля и его умение признавать собственные ошибки. Матиуш понял, что одной только любви к людям недостаточно, чтобы управлять страной. Главный герой отрёкся от престола. Матиуш считает, что его место должен занять по-настоящему опытный и сильный правитель, способный помочь подданным королевства. Ребёнок сделал то, на что никогда бы не согласился ни один взрослый – отказался от собственных амбиций ради всеобщего блага.

В качестве темы своей повести Януш Корчак выбрал взросление человека. Маленький король Матиуш – это не только вымышленный персонаж. Это и сам автор, и каждый, кто прочтёт его повесть.

В раннем детстве ребёнку всё кажется простым и понятным. Он живёт в своём собственном вымышленном мире, где все невзгоды исчезают сами собой, достаточно взмахнуть волшебной палочкой или использовать другой магический предмет. Сказочный мир начинает рушиться в тот момент, когда дети сталкиваются со злом и несправедливостью. Ребёнок начинает взрослеть. Он уже понимает, что не всё в этом мире так безоблачно. Непонятным остаётся только одно: почему взрослые не могут уничтожить зло? Каждый человек хотя бы однажды в детстве говорил: «Вот когда я вырасту…». Ребёнок точно знает, что нужно делать и начинает ждать, когда же он, наконец, станет взрослым. Но проходит время, и дети понимают, что они так же бессильны перед злом, как когда-то были бессильны их родители.

Идею повести тоже нетрудно обнаружить: совершенства достичь невозможно. Люди часто ругают правителя за жестокость и бессердечие, за невозможность дать им счастье. На извечный вопрос «Как сделать, чтобы всем было хорошо?» автор отвечает коротко и безапелляционно: «Никак!». Доброты недостаточно для создания всеобщего счастья. Ни одни мудрый правитель не сможет дать своим подданным то, что они от него ждут. Всеобщее счастье невозможно хотя бы потому, что каждый человек понимает счастье по-своему. То, что кажется правильным одному, может показаться совершенно недопустимым другому. Имея одну и ту же сумму денег, один человек чувствует себя обладателем целого состояния, а другой – нищим.

Трагическая смерть

Несмотря на всю свою любовь к главному герою, автор «убивает» Матиуша. Примечательно, что мальчик погиб не доблестным воином, сражающимся за свою родину. Его не убили в борьбе за власть. В смерти Матиуша вообще никто не виноват, он погиб в результате трагической случайности. Символичным становится и тот способ, которым автор «убил» своего героя: Матиуш попал под станок и умер от ран.

Похожие публикации