Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Картотека упражнений по автоматизации звука. Игры на автоматизацию звука Подборка занятий по автоматизации звука ш

Автоматизация звука Ш с помощью игровых приемов для детей дошкольников

Цель: автоматизация звука Ш в речи.

Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение употреблять в своей речи этот звук правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.

Описание: Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Уважаемые коллеги предлагаю вам в этот раз игры из своей копилки на автоматизацию звука Ш. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям."Театр"
Скажи как "Весельчаков", приподнимая брови, делая шаловливое лицо: "ША-ША-ША-ША-ША-ША".
Скажи как "Грустяшкин", выражая печаль на лице: "ШУ-ШУ-ШУ-ШУ-ШУ-ШУ".
Скажи как "Боякин", сжимаясь всем телом: "ШО-ШО-ШО-ШО-ШО-ШО".
Скажи как "Спокоев", выражая спокойствие на лице: "ШИ-ШИ-ШИ-ШИ-ШИ-ШИ".

"В ладоши хлопай"
Ты, дружок, в ладоши хлопай,
Если Ш услышать сможешь.
Шапка, шубу, петушок,
Стол, лиса и малышок,
Школа, вилка, полка, кошка,
И картина, и картошка.

"Мы со слогами играем"
Мы со слогами играем,
Мы словечки получаем.
КОШ-КОШ-КА-КА,
Получилась кошка.
МЫШ-МЫШ-КА-КА,
Получилась мышка.
И т.д.

Пальчиковая игра "Пальчики-помощники"
Ну-ка, пальцы,
В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.
Вышли в ряд!
Будем пальцы загибать,
Будут пальцы помогать
Слоги и слова считать!
ШУ-ШО-ША,

ШУБКА-ШОРОХ-И ЛАПША,

ШЕ-ШУ-ШИ,
Загибаем пальчики на одной руке.
ШЕЯ-ШУМ-И МАЛЫШИ.
Загибаем пальчики на другой руке.

Доскажи словечко
Взрослый начинает слово в словосочетании или в предложении, а ребенок должен его закончить, добавляя слог, затем произнося слово полностью.

Доскажи ША
Кукла Ма... (ша).
Кукла Да... (ша).
Мальчик Па... (ша).
Мальчик Ле... (ша).
Девочка Ната... (ша).
Вкусная ка... (ша).

Доскажи ШИ
Андрюша моет у... (ши).
Кошку боятся мы... (ши).
В лесу цветут душистые ланды... (ши).
В детский сад ходят малы... (ши).
Наши рисунки хоро... (ши).

Доскажи ШЕ
Мама купила шубку Ната... (ШЕ).
Мама заботится о малы... (ШЕ).
Папа купил шахматы Ле... (ШЕ).

Доскажи ШУ
Мы встретили мальчика Ле... (ШУ).
Мы проводили в школу Ната... (ШУ).
Мама уложила спать Да... (ШУ).
Нужно доесть ка... (шу).

"Помоги кукле Маше правильно говорить"

Взрослый сажает куклу и говорит, что кукла Маша очень плохо разговаривает, совсем как маленькая девочка. Взрослый говорит неправильно от имени куклы слова, заменяя звук Ш на С, и просит ребенка исправить Машины ошибки.

Сапка, мысата, лосадка, месок, пусок, суба, петусок, больсой, Мисутка и т. д.

"Все, что знаем, называем"

Семья
Когда всю семью мы вспоминаем,

То четко ШШШШ мы повторяем.
Бабушка, дедушка, братишка и я,
Загибаем пальчики.
Это все моя семья!

Одежда
Когда одежду мы называем,
Ритмично сжимаем пальцы в кулак.
То четко ШШШШ всегда повторяем.
Шарф, шапка, шорты, шуба -
Загибаем пальчики.
Сказать все четко это нужно!

Домашние животные
Домашних животных мы вспоминаем,
Ритмично сжимаем пальцы в кулак.
Очень ласково всех называем.
Слушай внимательно и отгадай,
Кто же здесь лишний?
А ну, называй!
Барашек, лошадка, мишутка и хрюша,
Загибаем пальчики.
Сейчас я узнаю как же ты слушал!

Есть дети, которые не могут произносить слова со звуком “ш”. О таких детках говорят, что они шепелявят. Этот дефект речи может стать причиной насмешек со стороны других детей, ведь при таком звучании слова похожи на шипение, искажается их смысл.

Причины нарушения произношения звука ш

Отсутствие, искажение звука “ш” в речи называют сигматизмом. Если он заменяется другими звуками, например, из слова «шапочка» получается «тапочка», это носит название парасигматизм. Существует 7 причин, почему не происходит автоматизация звука “ш”:

  • , при котором слова со звуком “ш” получаются с оттенком шепелявости. Объясняется это укороченной подъязыковой уздечкой из-за чего язык не достаёт неба или узостью этого самого нёба.
  • Боковой сигматизм: вместо твердого звука “ш” получается хлопающий. Трудности с произношением возникают из-за открытого бокового прикуса, слабости одной стороны языковой мышц, что возникает у детей.
  • Носовой сигматизм: ребёнку трудно произнести его из-за напряжения в задней спинке языковой мышцы, поэтому получается “х” с носовым произношением.
  • Губно-зубной парасизматизм: “ш” заменяется на “ф”. Малышам с неправильным прикусом трудно выговаривать звук “ш”. Также искажение возникает из-за нарушения фонематического слуха сниженного тонуса языка.
  • Призубной парасигматизм: подмена буквы “ш” на “т”. Причины те же, что и при губно-зубном парасигматизме.
  • Шипящий и свистящий парасигматизм - твёрдые звуки меняются на мягкие или вместо “ш” проговаривается “с”, “з”.

Постановка звука ш

Постановка звука “ш”, а именно - коррекция профиля звука “ш”, зависит от того, по каким причинам это происходит. Иногда правильная артикуляция звука Ш наступает после визита к ортодонту, который с помощью ортодонтических конструкций расширяет верхнее нёбо, исправляет прикус. Если с зубами норма или улучшение произношения не произошло после вмешательства стоматолога, нужны логопедические упражнения. В их основе лежит выработка правильного артикуляционного уклада звука “ш”.

Правильная артикуляция

Для постановки звука Ш важно понять, как должен размещаться язык:

  • он должен быть широким с приподнятым переднем краем к верху;
  • между языком и нёбом должна образоваться щель у верхних резцов;
  • в это же время боковые края тесно соприкасаются с коренными зубами верхней челюсти.

Важное условие - абсолютная симметричность языка. Также важно положение губ: они должны складываться воронкой.

Артикуляционная гимнастика

Индивидуальное логопедическое занятие начинается с . Артикуляционные упражнения вызывают у детей восторг. Ставим звук ш, играя:

  • «Бегемот»: широко открыть рот, считать до пяти, затем закрыть.

  • «Лягушка»: растянуть рот в улыбке, не меняя положения зубов.

  • «Трубочка»: вытянуть губы трубочкой, удерживать их.

  • «Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

  • “Варенье”: облизывать широким языком в форме чашечки верхнюю губу.

  • “Кисточка”: водить языком по небу, от зубов к горлу.

Дыхательная гимнастика

Поле комплекса артикуляционных упражнений ребенку предлагают выполнить дыхательные упражнение в игровой форме:

  • «Воздушный футбол»: положить на стол ватный шарик и предложить забить гол воздушной струёй из рта. Для этого губы складываются трубочкой, а щёки не участвуют. Перед, как научить ребёнка этому упражнению, нужно придерживать щёки пальцами, чтобы он делал это на одном ровном выдохе.

  • “Бабочка села на цветок”: вырезать из цветного картона цветы и бабочек, соединить их нитью. Сдувать струей воздуха бабочек с цветов.

Автоматизация звука ш

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш начинается с того, ребёнку предлагают сказать, на что похожа буква Ш, в чём помогут картинки с её изображениями.

Далее занятия по автоматизации строятся в такой последовательности: поставить звук изолированно, затем автоматизация звука Ш в слогах, потом идёт проговаривание слов, предложений со звуком Ш и уже в конце учат логопедические стихи, чистоговорки, скороговорки.

Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях

Для дошкольников занятия по постановке звука становятся интересными и ожидаемыми, если логопедическое занятие начать в игровой форме. Например, предложить отыскать букву “ш” на картинке, рассказать забавный стишок про букву “ш”.

  • Автоматизация в слогах начинается из проговаривания тех сочетаний, где “ш” стоит сначала: ша, шо, шу.

  • После освоения идут обратные слоги - аш, уш и т. д.

  • Затем слоги, закрытого и открытого типа, сопряжённые с другими звуками: што, шут, штат.

  • Слова на букву “ш” - следующий этап. Тренировать нужно произношение слов со звуком “ш” в конце и в середине.

  • Звук ш в словосочетаниях.

  • Звук ш в предложениях: начинайте с коротких и продолжайте к более сложным.

Если ребёнок уже читает, в качестве рабочего материала может послужить конспект индивидуального занятия, а именно - его фрагмент со слогами и словами, чтобы он читал их самостоятельно.

Автоматизация в стихах, пословицах, скороговорках, загадках

Есть много забавных стихотворений, потешек, пословиц и скороговорок, которые помогут добиться автоматизации этого звука.

  • Стихи:

  • Чистоговорки:

Игры на закрепление звука

У логопедов есть особая тактика в подходе к занятиям: ребёнку предлагают те задания, которые ему нравятся. Играющих детей в разы проще обучить, чем тех, которым скучно.

Предлагаем ряд игр на автоматизацию звука “ш”:

  • «Змейка»: на картинке нарисована змейка, которая хочет попасть в домик. Он находится по другую сторону лабиринта. Задача малыша - помочь змейке доползти домой, ведя пальчиком по лабиринту и проговаривая звук “ш”.

  • «Помоги мышонку»: сюжет игры - мышонок убегает от кошки. Ребёнку нужно последовательно читать слоги, а потом и слова с буквой ш, чтобы грызун мог убежать от кота. Первый раз делать упор на правильное произношение, а потом можно предложить увеличить скорость бега мышки, читая слоги, слова быстрее.

  • «Логопедические сказки с картинками»: придумать или взять с интернета готовую сказку, где есть множество слов со звуком “ш”. Задача ребёнка - прочитать сказку, верно произнеся звуки.

Структура индивидуального логопедического занятия

  1. должна начинать каждое занятие. Это поможет подготовить мышцы языка, щёк, губ. Длительность этой части - около 5 минут.
  2. Повторение пройденного на предыдущем занятии. Если у ребёнка возникли трудности, стоит остановится на этом этапе и пройти его ещё раз.
  3. Если малыш выполняет задания легко, можно переходить к освоению более сложных этапов.
  4. Игры на закрепление материала.

Общая длительность занятий не должна превышать 20-25 минут, чтобы малыш не потерял интереса к ним.

Игры на автоматизацию звука [Ш]

1. Игра «1,2,5,9»

Цель: автоматизация звука Ш в словах; Согласование числительных с существительным.

Ход игры: Составь словосочетания со словами шапка, шуба, мешок, шутник по образцу.

Образец: одна шапка, две шапки, пять шапок, девять шапок и т. д.

2. Игра «Закончи слово»

Цель: автоматизация звука Ш в словах;

Ход игры: Добавь последнюю букву.

Малы… камы… гуля… мы…ь

ду… ланды… детены… мар…

3. Игра «Запомни, повтори»

Ход игры: Запомни и повтори ряд слов. (Взрослый 4 раза меняет порядок слов.)

лапша – каша – машина – душ

душ – каша – машина - лапша

машина – душ – лапша - каша

каша – лапша – душ - машина

4. Игра «Снежный ком»

Цель: автоматизация звука Ш в словах; развитие слуховой памяти;

Ход игры: Повтори мое, слово со звуком Ш и придумай свое. Я повторяю свое, твое, и придумываю новое слово.

Образец: шок

шок - машина

шок – машина – крыша

шок – машина – крыша - ошибка

6. Игра «Один - Много»

Цель: автоматизация звука Ш в словах; развивать умение образовывать мн. ч. существительного;

Ход игры: послушай слова, измени по образцу.

Образец: мешок – мешки, шапка - шапки.

Шип – шипы, шар – шары, машина – машины, афиша – афиши, шутка – шутки, шалаш – шалаши, шишка – шишки, шайба – шайба;

7. Игра «Назови ласково»

Цель: автоматизация звука Ш в словах; развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Ход игры: Послушай слова, назови ласково.


Образец: шапка - шапочка, шар - шарик, мешок - мешочек.

8. Игра «Замени звук»

Цель: автоматизация звука Ш в словах;;

Ход игры: замени первый звук в слове на звук Ш.

Образец: тапка - шапка, топот - шёпот, накал - шакал.

маг майка Гарик

зов даль валун

толк мыло ворох

дар фея губы

9. Игра «Что из чего?»

Цель: автоматизация звука Ш в словах; расширение словаря;

Образец: компот из шиповника – шиповниковый компот

Конфета из шоколада

Платок на шею

Доска для шахмат

Завод шин

Платье из шёлка

Рассказ с шутками

10. Игра «Посчитай от 1 до 10»

Цель: автоматизация звука Ш в словах; согласование числительного с существительным;

Ход игры: Посчитай от 1 до 10 и обратно со словом шутник.

Образец: один шутник, два шутника, пять шутников, девять шутников и т. д.

11. Игра «Распутай слова»

Цель: автоматизация звука Ш в словах.

Ход игры: Взрослый переставляет слоги местами, называет слово которое получилось. Ребенок отгадывает слово.

Образец: наши - шина, пкаша - шапка, шокме - мешок и т. д.

12. Игра «Жадина»

Цель: автоматизация звука Ш в словосочетаниях; согласование притяжательного местоимения с существительным.

Ход игры: взрослый просит поиграть в жадину, который говорит, что все вещи его.

Образец: шуба – моя шуба, шар – мой шар, шило – мое шило, шоколад – мой шоколад, шампунь – мой шампунь и т. д.

13. Игра «Одень Антошку»

Ход игры: Взрослый начинает, называя предмет одежды, ребнок добавляет еще один предмет и т. д. по очереди.

Образец: Антошка в Шапке.

Антошка в шапке и шарфике.

Антошка в шапке, шарфике и шубе.

Антошка в шапке, шарфике, шубе и штанишках.

Сапож(ш)ки, вареж(ш)ки, рубашка…

14. Игра «Измени предложение»

Ход игры: Спряжение глагол по образцу. (Образец дает взрослый)

Образец: Одевать шубу и шапку.

Я одеваю шубу и шапку.

Ты одеваешь шубу и шапку.

Он одевает шубу и шапку.

Она … Вы… Мы… Они…

15. Игра «Путаница»

Цель: автоматизация звука Ш во фразе;

Ход игры: Составь и преобразуй предложение по образцу.

Образец: Даша, шуба, у. – У Даши шуба. – Это Дашина шуба.

Шура, у, машина.

Письмо, Маша, писать.

Есть, Паша, ватрушка.

16. Игра «Исправь ошибки»

Цель: автоматизация звука Ш во фразе.

Ход игры: Взрослый произносит фразу, ребенок исправляет ее.

Образец: Мышка съела кошку.- Кошка съела мышку.

Крыша сидит на петушке.

У шин есть машина.

Лягушка испугалась мошку.

Шашки играют в Мишу .

Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах

оош-ош-ош

Шаг, шайба, шапка, шахта, мышата, большая, ушанка, мешать, дышать, лошадка, шахматы, лапша, шайба, шайка, ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Леша, Паша, Миша, Алеша, Наташа, Андрюша.

Шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, шел, шелк, шепот, ушел, нашел, пришел, вошел.

Ширь, шило, шина, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили.


Шум, шут, шуба, шутка, мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, шея, мишень, ошейник,

шуруп, шутить, чешуя.

Автоматизация звука Ш в чистоговорках

Ша-ша-ша - поет душа

Ша-ша-ша - уточка у камыша

Шо-шо-шо - летом хорошо

Шу-шуц-шу - красиво буквы напишу

Ши-ши-ши - на болоте камыши

Ши-ши-ши - маме ручкой помаши

Ше-ше-ше - дети в камыше

Аш, аш, аш - делаю массаж

Аш, аш, аш - мы идём на пляж

Иш, иш, иш - сел на ветку стриж

Ош, ош, ош - примеряю юбку клёш

Автоматизация звука Ш в предложении

Наташа пишет.

Вот Маша. У Маши шляпа.

У Леши ландыши. Ландыши хороши.

Миша и Паша едут на лошадке.

У реки камыши. Река широкая.

Малыши шагают в школу. Школа большая.

Миша нашел камешек.

На дороге шумит машина.

У шиповника шипы. Шипы колючие.

В шалаше пять ребятишек.

Паша и Наташа, прошу не шуметь.

Хороша уха из ершей.

Гриша и Миша гоняют шайбу.

Леша ел пшенную кашу.

Ум хорошо, а два лучше.

Автоматизация звука Ш в связной речи

Потешки

Петушок, петушок, отдай Маше гребешок!

Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу.

Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришел на нашу крышу.

Шалун Миша

Миша - шалун. Шалил с котенком. Котенок мяукал. Бабушка отняла котенка. Ушел Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошел Миша домой.

Ландыши

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей - и домой. Хороши ландыши!

© 2012г. Центр коррекции и развития речи "ЛОГОПЕД и Я"

Картотека

Домашние задания на автоматизацию звука [Ш]

Домашнее задание

Правильное положение речевых органов при произношении звука Ш

    Губы вытянуты вперед в форме квадратика

    Язык в форме чашечки, кончик языка поднят к небу, но не касается его

    Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам.

    Струя воздуха сильная, теплая.

    Посмотри на картинку, раскрась только те предметы в названии которых есть звук Ш (в случаи необходимости взрослый помогает ребенку, произносит слова в слух, выделяя голосом звук Ш, пока не требовать правильного произношения звука)

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика (упражнения для органов участвующих в образовании звуков) Выполнять ежедневно в течении 5 минут перед зеркалом. Упражнения на стр. 1 Особое внимание уделить упражнениям: «Улыбка», «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Грибок», «Маляр»

    Массаж кончиков пальцев рук. Кончик каждого пальца хорошенько растереть (выполнять каждый день)

Образец: ( Шарик)

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика (упражнения для органов участвующих в образовании звуков) Выполнять ежедневно в течении 5 минут перед зеркалом. Упражнения на стр. 1 Особое внимание уделить упражнениям: «Улыбка», «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Грибок», «Маляр»

    Массаж кончиков пальцев рук. Кончик каждого пальца хорошенько растереть (выполнять каждый день)

    а) Где в слове прячется звук Ш. Если звук Шпрячится в начале слова то раскрась синим цветом первый квадратик, если в середине, раскрась синим цветом второй квадратик, если в конце раскрась последний квадратик. (Если необходимо, то оказать ребенку помощь)

б) Скажи это слово ласково. (ребенок произносит, взрослый записывает)

Образец : (Шар)

Шар – шарик.

б)_____________________________________

б)_______________________________________________

Б) _______________________________________________

Домашнее задание

    Повтори слоги.

ША – ША – ША ШУ – ШУ - ШУ

ШО – ШО – ШО ШЫ – ШЫ – ШЫ

    Составь предложение о Даше по схеме и образцу. (ребенок составляет предложение взрослый записывает)

Образец: Даша…ландыш – Даша сорвала ландыш

    __________________________________________________________

    _

    _____________________________________________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________________________________________

5. Выучи стишок.

Мышонку шепчет мышь:

- Ты все шуршишь, не спишь!

Мышонок шепчет мыши:

- Шуршать я буду тише

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Повтори слоги.

ША – ША – ША ШУ – ШУ - ШУ

ШО – ШО – ШО ШЫ – ШЫ – ШЫ

Постоянно следить за речью ребенка, за правильностью произношения звука Ш в словах. Если ребенок произносит слово не правильно, обращать на это его внимания, просить повторить правильно!!!

    а) Посчитай предметы. (Ребенок произносит взрослый записывает)

Образец: шуба 1 - шуба, 3 – шубы, 5 - шуб.

(Ребенок придумывает предложение, взрослый записывает)

Образец: Мама повесила шубу в шкаф.

Шапка –

а) 1__________________3__________________5___________________

б)( предложение) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кошка –

а) 1__________________3___________________5_________________

б)_________________________________________________________
___________________________________________________________

Шалаш –

а)1__________________3___________________5__________________

б)____________________________________________________________________________________________________________________

Чашка –

___________________________________________________________

Картошка –

а)1__________________3____________________5_________________

б) _________________________________________________________

___________________________________________________________

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Повтори слоги.

ША – ША – ША ШУ – ШУ - ШУ

СА – СА – СА СУ – СУ - СУ

ШО – ШО – ШО ШЫ – ШЫ – ШЫ

СО – СО – СО СЫ – СЫ - СЫ

Постоянно следить за речью ребенка, за правильностью произношения звука Ш в словах. Если ребенок произносит слово не правильно, обращать на это его внимания, просить повторить правильно!!!

    Назови предметы во множественном числе «один-много» с каждым словом придумай предложение. (ребенок называет, взрослый записывает)

Образец: один шар – много шаров

Стрекоза – много ______________________________________

Рубашка – много ______________________________________

(предложение)_____________________________________________________________________________________________

Частушка – много _____________________________________

(предложение)_____________________________________________________________________________________________

Парашют – много______________________________________

(предложение)_____________________________________________________________________________________________

Кастрюля – много _____________________________________

(предложение)_____________________________________________________________________________________________

Сушка – много________________________________________

(предложение)_____________________________________________________________________________________________

    Выучи стишок

Мышка сушек насушила

Мышка мышек пригласила

Мышки сушки кушать стала

Мышки зубки поломали.

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Повтори слоги.

ША – ША – ША ШУ – ШУ - ШУ

ШО – ШО – ШО ШЫ – ШЫ – ШЫ

Постоянно следить за речью ребенка, за правильностью произношения звука Ш в словах. Если ребенок произносит слово не правильно, обращать на это его внимания, просить повторить правильно!!!

    Сегодня мы поиграем в игру «учитель и ученик» Ты будешь учителям, а я ученик. (ребенок в роле учителя, а взрослый в роле ученика). Я буду произносить предложение, а ты должен найти ошибку и исправить – произнести это предложение правильно. (взрослый зачитывает фразу, так как написано, ребенок находит ошибку и произносит правильно. Взрослый следит за правильностью произношения слов в предложении)

    Мама по С ла в магазин и купила шарик.

    Саша ел су С ку.

    На полянке росли красивыерома С ки.

    Мышки ку С ают зернышки.

    В зоопарке мы видели Марты С ек.

    Мама чистит карто С ку

    Лена налила в ча С ку сок.

    Придумай со словами предложение. (ребенок придумывает, взрослый записывает)

Сушка_____________________________________________________

___________________________________________________________

Ромашка ___________________________________________________

___________________________________________________________

Зернышко _________________________________________________

___________________________________________________________

Шторы____________________________________________________

___________________________________________________________

Петушок______________________________________________________________________________________________________________

    Выучи стишок

Кот шалун сидит на шторе

Потому что Маша в школе

Будет Маша после школы

Штопать шёлковые шторы

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Повтори слоги.

ША – ША – ША ШУ – ШУ - ШУ

СА – СА – СА СУ – СУ - СУ

ШО – ШО – ШО ШЫ – ШЫ – ШЫ

СО – СО – СО СЫ – СЫ - СЫ

Постоянно следить за речью ребенка, за правильностью произношения звука Ш в словах. Если ребенок произносит слово не правильно, обращать на это его внимания, просить повторить правильно!!!

    Нарисуй рисунок под диктовку. Я буду говорить, а ты рисовать. (Взрослый читает текст, а ребенок рисует на альбомном листе).

«В центре листочка нарисуй большую сосну. На сосне растут шишки. (пауза, дается время чтобы ребенок нарисовал) С лево от сосны стоит снеговик (пауза, дается время чтобы ребенок нарисовал) На голове снеговика одета кастрюля, а на шее шарф. (пауза, дается время чтобы ребенок нарисовал) С права о сосны стоит машина. (пауза, дается время чтобы ребенок нарисовал) С лева от машины лежат сугробы. (пауза, дается время чтобы ребенок нарисовал) Над сосной летает кукушка (пауза, дается время чтобы ребенок нарисовал) В правом верхнем углу светит солнышко. (пауза, дается время чтобы ребенок нарисовал)

    Придумай рассказ по рисунку который ты нарисовал. (ребенок придумывает, взрослый записывает и следит, чтобы все слова произносились правильно)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Повтори слоги.

ША – ША – ША ШУ – ШУ - ШУ

СА – СА – СА СУ – СУ - СУ

ШО – ШО – ШО ШЫ – ШЫ – ШЫ

СО – СО – СО СЫ – СЫ - СЫ

Постоянно следить за речью ребенка, за правильностью произношения звука Ш в словах. Если ребенок произносит слово не правильно, обращать на это его внимания, просить повторить правильно!!!

    Произнеси слова и определи какое слово лишнее. (взрослый читает слова, ребенок повторяет и определяет лишнее слово и обязательно объясняет почему. Взрослый контролирует произношение)

А) Шапка, шарф, сарафан, шуба.

Б) Шапка, сапоги, шуба, шорты.

В) Шкаф, миска, ложка, чашка.

Г) Сосна, ромашка, осина, берёза.

Д) Слива, груша, апельсин, свёкла.

Е) Картошка, капуста, груша, чеснок.

(Лишнее слово подчеркнуть)

5) Выучи чистоговорку

Ша-ша-ша – Саша моет малыша.

Су-су-су – воздушный шарик я несу.

Шу-шу-шу – я письмо пишу.

Со-со-со – Миша катит колесо.

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Повтори слоги.

ША – ША – ША ШУ – ШУ - ШУ

СА – СА – СА СУ – СУ - СУ

ШО – ШО – ШО ШЫ – ШЫ – ШЫ

СО – СО – СО СЫ – СЫ - СЫ

Постоянно следить за речью ребенка, за правильностью произношения звука Ш в словах. Если ребенок произносит слово не правильно, обращать на это его внимания, просить повторить правильно!!!

    а) Разложи картинки на две полочки, на первую полочку вклей картинки в названии которых есть звук С, а на вторую полочку вклей картинки в названии которых есть звук Ш . Раскрась картинки. (взрослый оказывает в случаи необходимости помощь ребенку, но не делает задание за него.)

б) С каждым словом придумай предложение. (ребенок придумывает, а взрослый записывает.)

полочка

2 полочка

б) предложения:

1._______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

4._______________________________________________________________

5._______________________________________________________________

6._______________________________________________________________


Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Повтори слоги.

ША – ША – ША ШУ – ШУ - ШУ

СА – СА – СА СУ – СУ - СУ

ШО – ШО – ШО ШЫ – ШЫ – ШЫ

СО – СО – СО СЫ – СЫ - СЫ

Постоянно следить за речью ребенка, за правильностью произношения звука Ш в словах. Если ребенок произносит слово не правильно, обращать на это его внимания, просить повторить правильно!!!

    Исправь ошибку в предложении и скажи правильно. (Взрослый зачитывает, а ребенок находит ошибку и исправляет)

Маша ест ка С у.

Санки катаются на Даши

Картошка варит маму

Шкаф сидит на кошке

Санки катаются на Шуре

Шишки собирают Свету

Дерево сидит на кукушке

    Придумай три слова со звуком Ш и три слова со звуком С и составь с ними предложения. (ребенок придумывает, а взрослый записывает)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Произнеси слоги или прочитай

ША-ША-ША АШ-АШ-АШ

ШО-ШО-ШО ОШ-ОШ-ОШ

ШУ-ШУ-ШУ УШ-УШ-УШ

ШЫ-ШЫ-ШЫ ЫШ-ЫШ-ЫШ

    Найди на картинке предметы в названии которых есть звук Ш и раскрась их. Составь по этой картинке рассказ. (ребенок составляет рассказ, а взрослый записывает.)

    Сделай звуковую схему слов

СЛЕДИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА ЗА РЕЧЬЮ РЕБЕНКА, ИСПРАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА ЕСЛИ ОН В СЛОВАХ НЕ ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТ ЗВУК Ш

Домашнее задание

Учимся слышать выделять и произносить звук Ш

    Артикуляционная гимнастика на стр.1 в тетради

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги

ША-ША-ША АШ-АШ-АШ

ШО-ШО-ШО ОШ-ОШ-ОШ

ШУ-ШУ-ШУ УШ-УШ-УШ

ШЫ-ШЫ-ШЫ ЫШ-ЫШ-ЫШ

    Сделай звуковую схему слов. Раскрась картинки.

    Придумай три слова со звуком Ш и три слова со звуком С и составь с этими словами предложения. (ребенок придумывает слова и составляет предложения, а взрослый записывает)

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика на стр.1 в тетради

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги

ША-ША-ША АШ-АШ-АШ

СА-СА-СА АС-АС-АС

ШО-ШО-ШО ОШ-ОШ-ОШ

СО-СО-СО ОС-ОС-ОС

ШУ-ШУ-ШУ УШ-УШ-УШ

СУ-СУ-СУ УС-УС-УС

ШЫ-ШЫ-ШЫ ЫШ-ЫШ-ЫШ

СЫ-СЫ-СЫ ЫС-ЫС-ЫС

    Сделай звуковую схему слов «сушка». (взрослый в случаи необходимости оказывает помощь)

    Посчитай предметы (образец: 1-шапка, 3, шапки, 5 шапок.Ребенок считает, а взрослый записывает)

    Шапка 3- 5-

    сушка 3- 5-

    мышка 3- 5-

    слон 3- 5-

    шарф 3- 5-

    сумка 3- 5-

    С каждым словом из задания 5 составь предложения (ребенок составляет предложение, а взрослый записывает)

СЛЕДИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЗА РЕЧЬЮ РЕБЕНКА, ИСПРАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА, ЕСЛИ ОН В СЛОВАХ НЕ ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТ ЗВУК Ш

Домашнее задание

Учимся слышать выделять, произносить и различать звуки Ш, С

    Артикуляционная гимнастика на стр.1 в тетради

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги

ША-ША-ША АШ-АШ-АШ

СА-СА-СА АС-АС-АС

ШО-ШО-ШО ОШ-ОШ-ОШ

СО-СО-СО ОС-ОС-ОС

ШУ-ШУ-ШУ УШ-УШ-УШ

СУ-СУ-СУ УС-УС-УС

ШЫ-ШЫ-ШЫ ЫШ-ЫШ-ЫШ

СЫ-СЫ-СЫ ЫС-ЫС-ЫС

    Составь предложения с парами слов, так чтобы в предложении было два этих слова. (ребенок составляет, а взрослый записывает.)

Собака, бабушка

Кошка, Саша

Кастрюля, каша

Частушка, ребятишки

Шкаф, сарафан

Шишка, лес

Картошка, суп

Шуба, сумка

    Составь звуковую схему слова «Саша»

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика (упражнения для органов участвующих в образовании звуков) Выполнять ежедневно в течении 5 минут перед зеркалом. Упражнения на стр. 1 Особое внимание уделить упражнениям: «Улыбка», «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Грибок», «Маляр»

    Массаж кончиков пальцев рук. Кончик каждого пальца хорошенько растереть (выполнять каждый день)

    Прочитай слова

    Найди и вклей только те картинки в названии которых есть звук Ш. Определи места звука Ш в слове. Если звук Ш стоит в начале слова то раскрась синим цветом первый квадратик, если в середине слова то раскрась синим цветом второй квадратик, если на конце слова, то раскрась синим цветом третий квадратик. (взрослый оказывает ребенку в случаи необходимости помощь, но не выполняет задание за него)

Образец: ( Шарик)

В слове шарик звук Ш стоит в начале слова, значит раскрашиваем первый квадратик синим цветом.

Учимся слышать выделять и произносить звук Ш

    Артикуляционная гимнастика на стр.1 в тетради

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги и слова

ША-ША-ША - ШАХМАТЫ АШ-АШ-АШ- КАРАНДАШ

ШО-ШО-ШО – КАПЮШОН ОШ-ОШ-ОШ- МОШКА

ШУ-ШУ-ШУ - ШУРИК УШ-УШ-УШ- СУШКА

ШЫ-ШЫ-ШЫ -КАМЫШИ ЫШ-ЫШ-ЫШ- МЫШКА

    Сделай звуковую схему слов

5

    Скажи ласково

ШАПКА-

ШУБА-

ШАР-

ШАРФ-

ШОРТЫ-

СЛЕДИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЗА РЕЧЬЮ РЕБЕНКА, ИСПРАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА ЕСЛИ ОН В СЛОВАХ НЕ ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТ ЗВУК Ш

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика (упражнения для органов участвующих в образовании звуков) Выполнять ежедневно в течении 5 минут перед зеркалом. Упражнения на стр. 1 Особое внимание уделить упражнениям: «Улыбка», «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Грибок», «Маляр»

    Массаж кончиков пальцев рук. Кончик каждого пальца хорошенько растереть (выполнять каждый день)

    Прочитай слоги и слова

ША-ША-ША – ШАЙБА

ШУ –ШУ-ШУ – ШУТ

ШЫ-ШЫ-ШЫ – ШЫНА

ЫШ-ЫШ-ЫШ -МЫШ

    а) Составь звуковую схему слов

б) Скажи это слово ласково и запиши (взрослый контролирует чтобы ребенок произносил звук Ш правильно)

Образец : (Шар)

Шар – шарик.

б)______________________________________

б) _____________________________________

б) __________________________________

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги.

ША-ША-ША АШ-АШ-АШ

ШО-ШО-ШО 0Ш-ОШ-ОШ

ШЫ-ШЫ-ШЫ ЫШ-ЫШ-ЫШ

ШУ-ШУ-ШУ УШ-УШ-УШ

    Буквы в слове рассыпались и перепутались. Переставь буквы так чтобы получилось слово и запиши. (следить за правильным произношением звука Ш)

Ш, У, К, П, А –

К, Ч, А, Ш, А –

А, М, И, Ш, Н, А –

У, Р, Б, Ш, А, К, А –

    Прочитай слова, найди и подчеркни слова с буквой Ш (следить за правильным произношением звука Ш при чтении.

КАРТОШКА, СУСЛИК, ФУДБОЛКА, ШЫПОВНИК, САПОГИ, ЧАСТУШКА, КАРМУШКА, СУП, ЛАНДЫШ, КАРУСЕЛЬ, МЕСЯЦ, ШАЙБА, ПУСТЫШКА.

Выпиши только те слова в которых есть буква Ш, деля на слоги.

    Составь звуковую схему слов.

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги.

ШТА-ШТА-ШТА АШТ-АШТ-АШТ

ШТУ-ШТУ- ШТУ УШТ-УШТ-УШТ

ШТО-ШТО-ШТО ОШТ-ОШТ-ОШТ

ШТЫ-ШТЫ-ШТЫ ЫШТ-ЫШТ-ЫШТ

    Слоги в словах рассыпались и перепутались. Собери из слогов слова и запиши. (следить за правильным произношением звука Ш)

ШИ, НА, МА –

КОР, КА, МУШ –

ТУШ, КА, ЧАС –

ШОК, ПАС, ТУ –

КА, ДЕ, ДУШ –

    Прочитай предложения четко произнося звук Ш в словах. Подчеркни слова в которых есть буква Ш. Выпиши и раздели на слоги только те слова, в которых есть буква Ш

МАЛЫШ ЕСТ КАШУ. МАМА КУПИЛА СЫНУ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК. ЛЕНА ПИШЕТ ПИСЬМО БАБУШКЕ. НАТАША РИСУЕТ СОЛНЫШКО ЖЕЛТЫМ КАРАНДАШОМ.

    а звука Ш)

ШУБА –

КОШКА –

ШАПКА –

ШАРФ –

МАШИНА –

ШОРТЫ –

МЫШ –

ШКАТУЛКА –

ШКАФ –

    Сделай звуковую схему слова, «шайба» раздели на слоги и поставь ударения.

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги

ШМА-МА-ШМА АШМ-АШМ-АШМ

ШМО-ШМО-ШМО ОШМ-ОШМ-ОШМ Найди и раскрась буквы Ш печатную и букву Ш письменную.

    Скажи и запиши во множественном числе. Образец: одна школа – много …(школ)

ШТАНЫ – много …

ШОРТЫ-

КОШКА-

ШАР-

ПАСТУШОК –

КРЫШКА –

КОРМУШКА –

ПУСТЫШКА-

КОШЕЛЕК –

ЧАСТУШКА –

ШМЕЛЬ –

ШТОРЫ –

    С тремя словами из задания 6 составь и запиши предложения.

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги

ШПА-ШПА-ШПА АШП-АШП-АШП

ШПО-ШПО-ШПО ОШП-ОШП-ОШП

ШПУ-ШПУ-ШПУ УШП-УШП-УШП

ШПЫ-ШПЫ-ШПЫ ЫШП-ЫШП-ЫШП

    Посчитай предметы (образец: 1 машина, 2 машины, 5 машин) С тремя словами составь и запиши предложения

1 2 5

Мышка

Катушка

Петрушка

Школа

Пушка

Мартышка

Чашка

    Слова в предложении перепутались, составь из слов правильное предложение и запиши.

ВНУЧКА, ГРУША, БАБШКА, ДАВАТЬ –

МЫШКА, КОШКА, БЕЖАТЬ, СТОЛ, ПОД, ЗА –

МАША, СТОЛ, СТАВИТЬ, КУВШИН, НА –

ШУРА, ШАПКА, ШТАНЫ, НАДЕТЬ, И –

МИШКА, ЛЕС, В, ШИШКА, НАШЕЛ –

    Составь звуковую схему слов и раздели на слоги слова.

Во время выполнения домашнего задания и в повседневной жизни следить за правильностью произношения звука Ш. обращать внимания ребенка, если он произносит звук Ш не правильно!!!

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги

ШКА-ШКА-ШКА АШКА-АШКА-АШКА

ШКУ-ШКУ-ШКУ УШКУ-УШКУ-УШКУ

ШКО-ШКО-ШКО ОШКО-ОШКО-ОШКО

ШКЫ-ШКЫ-ШКЫ ЫШКЫ-ЫШКЫ-ЫШКЫ

    Дорисуй вторую половинку предмета и заштрихуй ее, невыходя за границы рисунка.

    Запиши слова, деля их на слоги. Диктуй слово в слух по слогам, правильно произнося звук Ш. В каждом слове поставь ударения. (образец написания слов: ма-ши-на)

СУШКА, КАМЫШИ, ЧАСТУШКА, ПЫШКА, ШКОЛА, МУШКА, ПЕТРУШКА, ЗАЮШКА, МИШУТКА.

    Прочитай предложения, найди в предложении ошибку, исправь и запиши правильно. Не забывай правильно произносить звук Ш

КОШКА ПОЙМАЛА МЫШКУ

СУШКА ЕСТ МАШУ

ДЕРЕВО СИДИТ НА КУКУШКЕ

КАША ВАРИТ БАБУШКУ

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги

ШНА-ШНА-ШНА АШНА-АШНА-АШНА

ШНУ-ШНУ-ШНУ УШНА-УШНА-УШНА

ШНЫ-ШНЫ-ШНЫ ЫШНА-ЫШНА-ЫШНА

ШНО-ШНО-ШНО ОШНА-ОШНА-ОШНА

    Заштрихуй картинку

Дорисуй узор (можно в тетради по клеточкам)

    Сделай звуковую схему слов, раздели на слоги, и поставь ударения. Придумай предложения с каждым из этих слов и запиши

    Исправь ошибки в предложении, скажи предложение правильно, запиши правильно предложение, диктуя слова в слух, по слогам.

МАМА ВАРИТ КАРТОШКА

МЫШКИ СИДИТ ПОД СТУЛОМ

У САШИ КАША СТОИТ В СТОЛЕ

ПАПА СКЛАДЫВАЕТ КАРТОШКА В МЕШОК

РОМАШКА РАСТЕТ НАД ПОЛЯНКОЙ

ШИТЬ ШТАНИШКИ ДЛЯ МИШКИ

Я – шью штанишки для мишки

ТЫ –

ОН –

ОНА-

ОНИ-

МЫ –

ВЫ -

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

МАЛЫШЕСТПШЕННУЮКАШУ

Сколько слов в предложении –

Раздели слова на слоги –

    Спряжение в настоящем времени. Измени фразу по образцу.

КУШАТЬ БАБУШКИНЫ ПЫШКИ

Я –

ТЫ –

ОН –

ОНА-

ОНИ-

МЫ –

ВЫ -

    Вставь пропущенное слово (предлог) и произнеси фразу.

БАБУШКА РЕЖИТ ПЕТРУШКУ ______________ СУП

КОШКА БЕЖИТ ___________МЫШКОЙ

САША ИДЕТ __________ДОМУ

________ГОЛОВОЙ СВЕТИТ СОЛНЫШКО

________БОЛЬШИМ ДЕРЕВОМ БЫЛА ГЛУБОКАЯ ЯМА

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Дудочка», «Чашечка», «Маляр», «Киска» или «Горка», «Блинчик», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка»)

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Обведи картинки не отрывая карандаш

    Раздели предложения на слова. Составь анализ предложения по схеме

МИШКАСОБИРАЕТШИШКИ В МЕШОК

Сколько слов в предложении –

Раздели слова на слоги –

Сделай звуковую схему каждого слова –

    Придумай и запиши 5 слов со звуком Ш. Составь с этими словами предложения и запиши.

Следить за речью ребенка!!!

Похожие публикации