Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Глагол состояние предмет процесс. Глаголы состояния в английском языке (Stative Verbs). Смотреть что такое "глагол" в других словарях

Глагол

Часть речи,

а) обозначающая действие или состояние как процесс (семантический признак);

б) выражающая это значение при помощи категорий вида, залога, времени, лица, наклонения (морфологический признак);

в) выполняющая в предложении в основном функцию сказуемого (синтаксический признак). Понятие процесса в определении глагола включает в себя разнообразные значения: конкретное действие (строить, рисовать), движение и перемещение в пространстве (ходить, летать), физическое и душевное состояние (спать, тосковать), деятельность органов чувств (видеть, слышать), изменение состояния (слабеть, краснеть) и т. д.

Присущие глаголу грамматические категории вида, залога, времени, наклонения и т. д. показывают характер протекания действия во времени, отношение действия к его субъекту или объекту, соотношение с моментом речи, показывают действие или состояние как процесс реальный, предполагаемый, желаемый, утверждаемый или отрицаемый, т. е. в его отношении к действительности, и т. д. Категории вида ц залога присущи всем грамматическим формам глагола, категория времени отсутствует у инфинитива и деепричастия, категории лица и наклонения отсутствуют у инфинитива, причастия и деепричастия. К синтаксическим признакам глагола относится, помимо функции сказуемого, способность согласовываться с подлежащим, иметь при себе управляемые слова, определяться наречиями.


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Синонимы :

Смотреть что такое "глагол" в других словарях:

    Глагол. Самый термин глагол некоторые русские грамматики предлагали заменить каким нибудь более понятным названием. Так, В. Ф. Андреев в статье «Знаменательные и служебные слова в русской речи» писал: «Термин глагол есть перевод латинского слова… … История слов

    См … Словарь синонимов

    ГЛАГОЛ, глагола, муж. 1. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, лицам и числам (грам.). 2. Речь, слово (церк. книжн., поэт. устар.). «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта… … Толковый словарь Ушакова

    Муж. слово, речь, выражение; | словесная речь человека, разумный говор, язык. | грам. часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние, страдание. Жить по глаголу (т. е. Божию), архан. в дружбе, согласии, в мире. Глаголать, глаголовать что … Толковый словарь Даля

    Времён. Книжн. Устар. Напоминание о фатальной быстротечности жизни. /i> Цитата из стихотворения Г. Р. Державина. БМС 1998, 111. Фильтровать глагол (глаголы). Жарг. мол. Следить за своей речью, быть осторожным в выражениях; не употреблять грубых … Большой словарь русских поговорок

    Глагол - Глагол ♦ Verbe В написании с заглавной буквы иногда употребляется как синоним Слова или Логоса, то есть Божественного действия, или Бога в действии, где под действием понимается сотворение смысла. «И Слово стало плотию, и обитало с нами»,… … Философский словарь Спонвиля

    ГЛАГОЛ, часть речи, обозначающая действие или состояние как процесс. В разных языках имеет различные грамматические категории, из которых наиболее типичны время, лицо, наклонение, вид и залог. В предложении употребляется преимущественно в… … Современная энциклопедия

    Часть речи, обозначающая действие или состояние как процесс. В разных языках имеет различные грамматические категории, из которых наиболее типичны время, лицо, наклонение, вид и залог. Основная синтаксическая функция глагола в предложении быть… … Большой Энциклопедический словарь

    ГЛАГОЛ, а, муж. 1. В грамматике: часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст. вр.), рода (в прош. вр.) и образующая формы причастия и деепричастия. Глаголы совершенного и… … Толковый словарь Ожегова

    В индоевропейских языках часть речи, означающая непостоянное качество или свойство предмета (как имя прилагательное исуществительное), а, наоборот, известный преходящий признак,свойственный предмету в известный ограниченный промежуток времени.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Глагол - ГЛАГОЛ (латинск. verbum). В широком смысле Г. название грамматической категории, заключающей как спрягаемые слова, т. е. слова, имеющие формы времени и наклонения, так и образованные от тех же основ слова, не имеющие форм времени и наклонения … Словарь литературных терминов

Книги

  • Глагол. № 3. 1991. Александр Галич. Я выбираю свободу , Александр Галич , В третий номер журнала "Глагол" вошли публицистические выступления известного советского поэта, прозаика и драматурга Александра Галича. Основу составили его выступления по радиостанции… Категория: Научная литература Серия: Глагол (журнал) Издатель: Глагол ,
  • Глагол-волк: Лексическая лирика , Арсенов Сергей Иванович , ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЛИРИКА - завершающая трилогию о СЛОВЕ книга Сергея Ивановича Арсёнова (издающегося под псевдонимом АГЛОССЕР, член Российского союза писателей с 2018 г.). В первой книге… Категория:

Слово "процесс" в данном употреблении имеет широкое значение; под этим словом понимается трудовая деятельность, движение, деятельность органов чувств, мышление, физическое и душевное состояние, изменение состояния (строить, ходить, слышать, мыслить, спать, тосковать, слабеть и т. п.). Мария плачет и грустит (П.): глаголы плачет и грустит выражают состояние, отнесенное к лицу как субъекту этого состояния, а также ко времени.

Морфологические особенности глагола тесно связаны с его семантикой и выражаются в формах лица, наклонения, времени, вида и залога.

Основная синтаксическая роль глагола - выражение сказуемого (предиката).
Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола и их синтаксическая роль
Изменение глагола по наклонениям, а внутри наклонений по временам (только в изъявительном наклонении), по лицам (в изъявительном и частично в повелительном наклонении) и по числам, а также по родам (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения) называется спряжением в широком смысле. Образуемые при этом изменении формы носят название спрягаемых. Кроме спрягаемых форм, в систему глагольных форм включаются и неспрягаемые формы: неопределенная форма, причастие и деепричастие.
Спрягаемые и неспрягаемые формы объединяются в единую систему форм глагола, так как обладают рядом общих признаков, а именно: 1) общностью лексического значения, 2) общностью видовых и залоговых образований; 3) общностью управления и 4) общей возможностью поясняться наречием.
Спрягаемые формы глагола используются исключительно в синтаксической роли сказуемого (предиката) и называются предикативными. Неспрягаемые формы глагола - причастие и деепричастие - могут выступать как второстепенные члены предложения (причастие как определение и деепричастие как обстоятельство) и называются атрибутивными формами.

Неопределенная форма глагола, ее значение, образование и синтаксическое использование

Неопределенная форма (инфинитив) входит в систему глагольных форм, хотя и отличается весьма своеобразной структурой. Семантически неопределенная форма аналогична именительному падежу имени существительного со значением действия: ловить - ловля. Слова ловить и ловля имеют значение действия, но существительное ловля обозначает действие как предмет, а неопределенная форма ловить - как процесс. Неразрывная связь неопределенной формы с глаголом поддерживается морфологически и синтаксически: ей присущи видовые различия (делать - сделать), переходность и непереходность (видеть - сидеть), возвратность и невозвратность (купать - купаться) и залоговые значения (в соответствующем контексте). Синтаксическое использование неопределенной формы в современном литературном языке очень широко: она может выступать в роли главных и второстепенных членов предложения.
Неопределенная форма образуется посредством аффиксов - ть или - ти. Последний выступает в бесприставочных глаголах только под ударением: идти, везти, нести, ползти, расти, трясти. Приставка вы - перетягивает на себя ударение: вывезти, вынести и т. д. Аффикс - сти выделяется в инфинитиве глаголов с основой настоящего времени на т (мету - мести), д (веду - вести), б (гребу - грести). Этот аффикс сложился в общеславянскую эпоху в результате фонетического изменения групп согласных тт>ст, дт>ст и последующего перехода звука с от основы к аффиксу инфинитива - ти. Вариант этого аффикса - сть имеют некоторые глаголы с неподвижным ударением на основе прошедшего времени: сели - сесть, клали - класть, пали - пасть, крали - красть и др. Употребление неопределенной формы на - сть вне указанных случаев придает речи характер разговорный и даже просторечный: Всем домом правила одна Параша, поручено ей было счеты весть (П.). У глаголов с основой на задненебные г, к неопределенная форма заканчивается на - чь, представляющее результат древнего фонетического изменения группы согласных кт и гт и редукции гласного и, а затем исчезновения его (ср.: пек-ти - печь, лег-ти - лечь).

В современном русском языке неопределенная форма занимает такое же положение по отношению к остальным формам глагола, какое занимает именительный падеж существительного по отношению к прочим его падежам, т. е. она является начальной, исходной формой глагола.

Общая характеристика глагола как части речи

Глаголами называются слова, обозначающие действия или состояния лица, а также предмета и отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?
(бежать, убежать, рубить, отрубить, спать, заснуть и т. д.).

Глаголы могут указывать не только на действия и состояния, но и на признаки (зеленеет луг), количество (удвоили, утроили энергию), на отношение к кому-нибудь или чему-нибудь (уважал своего товарища).

Перечисленные выше значения глагола имеются и у слов других частей речи, в частности у существительных и прилагательных. Ср.: бьют часы кремлевской башни - бой часов кремлевской башни, ходил конем - ход конем, читал книгу - чтение книги, строят объект - строительство объекта, лицо краснеет - лицо его постепенно становится красным и т. д. Почему же слова бьют, ходил, читал, строят, краснеет относятся к глаголу, а бой, ход, чтение, строительство, красный - к другим частям речи?

В отличие от других частей речи глагол, называя действие, состояние, признак, количество, отношение к кому-нибудь или чему-нибудь, указывает, во- первых, на производителя, деятеля (субъекта) - кто-то или что-то ходит, читает, бьет, краснеет, во-вторых, на время совершения действия (бьют, ходил, читал). В-третьих, глагол располагает такими формами, которые позволяют оценивать действие, состояние, признак как реальное или только желаемое, возможное: удвоим, удвойте, удвоили бы; строим, стройте, строили бы.

Таким образом, глагол - часть речи, обозначающая действие или состояние в его отношении к лицу, времени и наклонению.

Морфологические признаки глагола – изменение по наклонениям, временам, лицам, числам и родам. Кроме того, глаголы имеют спряжение, могут быть переходными и непереходными, возвратными и невозвратными, могут указывать на вид.

Глагол - самая «богатая» часть речи. Каждый глагол имеет целую систему форм, ср.: читать-читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают-читал, читала, читали-буду читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать, будут читать - читай, читайте, читал бы-читающий, читавший, читаемый, читанный-читая.

Одни глагольные формы относятся к спрягаемым, другие - к неспрягаемым.
Неспрягаемыми являются инфинитив, причастие и деепричастие, все остальные включаются в группу спрягаемых (формы лица, времени, наклонения).

Важнейшая синтаксическая функция глагола - быть сказуемым. Основные формы глагола (формы лица, времени и наклонения) употребляются исключительно в роли сказуемого, поэтому их называют предикативными
(предикат-сказуемое).

Из всех глагольных форм только инфинитив может быть любым членом предложения и сказуемым в том числе.

Все глагольные формы сочетаются с существительными - управляют существительными, «требуют» существительное в определенном падеже (с предлогом или без предлога). Ср.: упрашивать товарища, подойти к товарищу, говорить о товарище; говорю (говорил, буду говорить, говори, говорил бы, говорящий, говоривший, говоря) о товарище.

Глагол имеет и словообразовательные признаки, отличающие его от других частей речи. Так, глаголы активно образуются с помощью приставок (для образования слов других частей речи этот способ используется менее активно). У глагола есть «свои» суффиксы: -а- (обедать), -ну- (крикнуть),
-ся (приводниться) и др.

Общее понятие о видах глагола

Обозначая действие, русский глагол может также указывать на Те достигло ли оно в своем развитии, течении конечной цели, желаемого результата. Поясним на примерах: 1) Я написал письмо-глагол написал не только указывает на определенный процесс, но и сообщает о том что этот процесс в какой-то момент времени достиг конечной цели желаемого результата
(письмо оказалось написанным). 2) Я писал письмо — глагол писал указывает только на то, что данный процесс имел место в прошлом, какое-то время продолжался, длился, но ничего не сообщает о том, была ли достигнута цель, желаемый результат. ‘

Таким образом, в одних случаях глагол выступает в роли простого обозначения действия (Я писал письмо. Завтра она идет в театр. Брат читал| этот роман), в других - глагол, обозначая действие, дополнительно информирует о достижении цели этим действием, о достижении результата (Я написал письмо. Завтра она пойдет в театр. Брат прочитал этот роман).

Достижение действием цели, желаемого результата называется внутренним пределом в развитии действия. Вид как один из признаков; глагола указывает на наличие или отсутствие внутреннего предела в развитии действия.

Совершенный вид обозначает действие, в развитии которого имелся или будет иметься внутренний предел (т. е. был или будет достигнут результат): решил-решит, написал-напишет, купил-купит, запел-запоет, сходил - сходит и т. д. Несовершенный вид обозначает действие без указания на внутренний предел, в этом случае внимание сосредоточивается на представлении, констатации самого действия: читает - читал - ‘будет читать, ходит-ходил-будет ходить, посвистывает-посвистывал-будет посвистывать, поет-пел-будет петь.

Кроме основных значений (указание на внутренний предел или отсутствие такового) глаголы совершенного и несовершенного вида могут иметь дополнительные оттенки. Так, многие глаголы несовершенного вида указывают также на повторяемость действия: подписывать, почитывать, побаливать, толкать, бросать, ездить и т. д., а целый ряд глаголов совершенного вида обозначает, наоборот, действия однократные, мгновенные: бросить, толкнуть, обернуться и т. д.

Вид легко распознается по вопросу: что делать? - несовершенный вид, что сделать? - совершенный вид. Вид характеризует все формы глагола: 1) читать (что делать?), читаю (что делаю?), читал (что делал?), буду читать
(что буду делать?), читай (что делай?), читающий (что делающий?) , читавший
(что делавший?), читая (что делая?); 2) прочитать (что сделать?), прочитает
(что сделает?), прочитал (что сделал?), роман прочитан (что сделано с романом?), прочитав (что сделав?).

Глаголы совершенного вида имеют два времени:, прошедшее и простое будущее (купил-купит, бросил-бросит, пропел-пропоет и т. д.). Глаголы несовершенного вида имеют все три времени: настоящее, прошедшее и сложное будущее покупает - покупал - будет покупать, бросает - бросал - будет бросать, поет - пел - будет петь).

Общая характеристика лица глагола

Глагол, обозначая действие, процесс, состояние, указывает и на того, кто или что совершает данное действие или процесс, кто или что испытывает данное состояние, т. е. глагол определяет также производителя действия.
Ср.: Приятно шагать по утренней Москве-инфинитив шагать называет только определенное действие (в отличие например, от идти, бежать) и не сообщает о том, кто шагает по Москве. Но: шагаю, шагаешь, шагает, шагаем, шагаете, шагают-в этом случае каждая форма глагола. и вне контекста вызывает у нас представление о том, кто шагает, т. е. кто является производителем действия.

Производитель действия в морфологии называется термином лицо. Но лицо глагола определяет производителя действия не вообще, а с точки зрения говорящего. Отсюда: 1) если производителем действия является сам говорящий
- это 1-е лицо: Я шагаю по Москве; 2) если производителем действия является его собеседник - это 2-е лицо: Ты шагаешь по Москве; 3) если производителем действия является лицо, не участвующее в разговоре, или явление животного мира, природы, какой-нибудь предмет, о котором идет речь,-это 3-е лицо глагола: Он шагает по Москве; Плывет луна в недвижной высоте… Поет петух в деревне за хребтом, и утро подступает по секундам.

Действие может совершаться не одним лицом, а несколькими: Мы шагаем по
Москве-1-е лицо мн. ч.; Бы шагаете по Москве-2-е лицо мн. ч.; Они шагают по
Москве-3-е лицо мн. ч.

Действие может быть связано с несколькими явлениями животного мира и природы, с несколькими предметами: Сляг стрижи на оконных карнизах, кипарисы глядятся в окно; Скрежещут над парком трамваи… Истошно кричат попугаи… Таким образом, три лица глагола имеются не только в единственном, но и во множественном числе.

Указание на лицо имеется у глагола во всех наклонениях. Например:

Я выучил русский язык - 1-е лицо изъявительного наклонения; Жди меня, и я вернусь… - 2-е лицо повелительного наклонения; Ждите нас завтра - 2-е лицо мн. ч. повелительного наклонения.

1-е и 2-е лицо ед. и мн.ч. глагола указывают на человека или на олицетворенный «очеловеченный» предмет. Например, в «Необычайном приключении…» Маяковского солнце, «дух переведя, заговорило басом: «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья» - здесь 1-е лицо указывает на
«очеловеченное» явление природы (солнце).

3-е лицо) может указывать и на деятеля-человека и на деятеля-предмет:
Кондуктор с лесенки кричит; Грохочут моторы, летят поезда, огни на походной стоянке.

Общее понятие о временах глагола

Время как одна из основных форм существования бесконечно развивающейся материи выражается в языке глаголом.

Осуществление любого действия, процесса, состояния во времени рассматривается в морфологии с точки зрения говорящего. Таким образом, время глагола выражает отношение действия, состояния, процесса к моменту речи.

В современном русском языке имеется три времени: настоящее, прошедшее и будущее.

Настоящее время называет действие, которое происходит в тот момент, когда о нем говорится. Например: Просят в столовую - здесь глагол просят свидетельствует о том, что действие совершается в то же самое время, когда говорящий сообщает об этом, т. е. действие совпадает с моментом речи.

Прошедшее время называет действие, которое происходило до момента речи. Например: Солдаты разошлись повзводно на квартиры. Плац опустел - глаголы разошлись, опустел показывают, что названные действия происходили до момента речи, до того, как началась об этом речь.

Будущее время называет действие, которое произойдет или мыслится как возможное после момента речи. Например: - Вот, назло им всем, завтра же засяду за книги, подготовлюсь и поступлю в академию - глаголы засяду, подготовлюсь, поступлю показывают на такие действия, которые произойдут или могут произойти после момента речи, которые представляются говорящему как вполне возможные в будущем.

Времена глагола тесно связаны с видами: глаголы несовершенного вида употребляются во всех трех временах (пишу, писал, буду писать);глаголы совершенного вида имеют только два времени - прошедшее и будущее (написал, напишу).

Общее понятие о наклонении глагола

Действие может рассматриваться говорящим по-разному: 1) как реальное
(происходило, произошло—писал, написал; происходит-пишу; произойдет или будет происходить -- буду писать, напишу); 2) как желаемое (напиши письмо брату) или возможное (написал бы письмо брату, да времени нет).

Таким образом, с точки зрения говорящего действие в одном случае соответствует действительности, (оно было, есть или будет), в другом - действия на самом деле нет, но оно может произойти или могло бы произойти при известных условиях.

Сравнивая такие формы глагола, как напиш-ешь и напиш-и, написал бы, приходим к выводу, что понятия реальности действия, с одной стороны, и его нереальности (в смысле желательности, возможности) - с другой, выражаются в русском глаголе специальными показателями. Способность глагола определенными показателями выражать степень реальности действия называется наклонением.

Русский глагол имеет три наклонения: изъявительное, повелительное, сослагательное (или условное).

Возвратные глаголы.

Глаголы, имеющие суффикс –ся (-сь), называются возвратными: одеваться
– одеваюсь, одеваешься, одевается и т.д., умываться – умываюсь, умываешься, умывается и т.д. Суффикс –ся (-сь) отличается от других суффиксов тем, что он стоит после всех морфем, в том числе и после окончаний: собираюсь, собирались.

Возвратные глаголы имеют различные добавочные значения, которых не имеют невозвратные глаголы:

1) возвратное значение: мальчик одевается, причёсывается, т. е. одевает себя, причёсывает себя;

2) взаимное значение: друзья обнимаются, целуются, т. е. обнимают друг друга, целуют друг друга;

3) значение постоянного свойства: крапива жжётся, корова бодается, собака кусается;

4) страдательное значение: дом строится каменщиками. При возвратном глаголе с этим значением подлежащее обозначает предмет, подвергающийся действию (подлежащее дом не сам производит действие, его строят каменщики).

Спряжение глаголов.

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

В русском языке два спряжения - первое и второе. Глаголы, которые имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -угл, -ют, относятся к I спряжению.

Глаголы, которые имеют окончания -ишь, -мот, -им» -ите, -бет, -ят, относятся ко II спряжению.

У глаголов I спряжения в 3-м л. мн. ч. окончания -ут (-ют), а у глаголов II спряжения--am (-ят).

Если ударение падает на основу и личные окончания на слух различить трудно, то спряжение определяется по инфинитиву

Ко II спряжению с безударными личными окончаниями относятся: а) все глаголы, имеющие в инфинитиве -ить: пилить, молотить, боронить и др. (кроме глаголов брить, стелить и образованных от них выбрить, застелить, перестелить и др.); б) семь глаголов на -еть: смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть и образованные от них посмотреть, увидеть и т. п.; в) четыре глагола на –ать: слышать, дышать, держать, гнать и образованные от них услышать, задышать, подержать и т. п.

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Список литературы

1. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Русский язык. М., МГУ1978.
2. Мисири Г.С., Габ С.П. Русский язык. М., Высшая школа. 1979.
3. Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора.

М., Высшая школа. 1991.
4. Чеснокова Л.Д., Букаренко С.Г. Сборник упражнений по морфологии современного русского языка. М., Высшая школа. 1988.


Обозначает: действие или состояние предмета. Вопросы: Что делать? Что сделать? Постоянные признаки: 1. Вид (совершенный и несовершенный); 2. Спряжение (1, 2); 3. Переходность; 4. Возвратность; Непостоянные признаки: 1.Наклонение (изъявительное, повелительное, сослагательное); 2. Время (настоящее, прошедшее, будущее); 3. Род; 4. Лицо; 5. Число Синтаксическая роль: сказуемое, подлежащее, дополнение, обстоятельство Что такое глагол?






Наклонение глагола ИзъявительноеСослагательное (условное) Повелительное Обозначает действие, которое происходит, происходило или будет происходить Обозначает действие, которое возможно при каком-либо условии или желательно, но неизвестно, произойдет оно или нет Обозначает действие, которое просят или приказывают выполнить Живут слышал жили бы слышал бы живите слушай


Спряжение глагола (изменение по лицам и числам) лицоЛичные окончания 1 спряжение2 спряжение Ед.ч.Мн.чЕд.ч.Мн. ч. 1-у (-ю)-ем-у (-ю)-им 2-ешь-ете-ишь-ите 3-ет-ут (-ют)-ит-ат (-ят) По своим личным окончаниям глаголы делятся на два спряжения. Спрягаются глаголы только в форме настоящего и будущего времени, а в форме прошедшего времени изменяются по родам и числам и личных окончаний не имеют. !


Спряжение глаголов, имеющих безударное окончание, определяется по неопределенной форме Неопределенная форма 1 спряжение2 спряжение Все остальные глаголы: на –еть, -ать, -оть, - уть, -ть и др. 1.Все глаголы на –ить (кроме брить, стелить), 2.Семь глаголов на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, смотреть, видеть. 3.Четыре глагола на –ать: слышать, дышать, держать, гнать



Глагол - разряд слов, который характеризуется прежде всего большим семантическим богатством. Глагол - это часть речи, обозначающая процесс, т.е. представляющая признак как действие, со­стояние или становление. Значение Обобщение проявляется прежде всего в том, что к глаголам относятся слова, обозначающие разные действия: трудовую деятельность (рубить, строить), пере­движение лица или предмета (идти, ползти), чувства (слышать, видеть), мыслительные процессы (думать, рассуждать), физическое состояние (спать, лежать) и многие другие. Он изменяется по временам, числам, лицам и родам, в состав гла­гольных форм входят изменяемые и неопределенная (неизменяе­мая) формы. В начальных классах не рассматриваются категории наклонения, залога, причастия, деепричастия. По способам образования глагол также своеобразен: в нем раз­вита система префиксального образования; у глагола довольно слож­ные способы суффиксального словообразования. Своеобразие глагола выражается и в его синтаксических воз­можностях: это прежде всего сказуемое в предложении, т.е. один из главных членов предложения. Большое значение глагол имеет для построения словосочета­ний: Основные задачи изучения глагола следующие: 1) формирование первоначального понятия о глаголе как час­ти речи; 2) развитие умения осознанно употреблять глаголы в устных и письменных высказываниях; 3) повышение уровня умственного развития учащихся;4) выработка навыка правописания личных окончаний наибо­лее употребительных глаголов I иII спряжения. Все задачи решаются во взаимосвязи. последовательность изучения глагола.

I класс. Подготовительный этап совпадает условно с периодом обучения грамоте. Подготовка к изучению глагола заключается в развитии у учащихся внимания к лексическому значению слова, и в частности глагола. Более целенаправленная работа над глаголами начинается во втором полугодии I класса в процессе изучения темы «Слова, отвечающие на вопрос что делать?». II класс. Основные задачи данного этапа состоят в формиро­вании понятия «глагол как часть речи», в ознакомлении с измене­нием глаголов по числам и временам, овладении учащимися уме­нием образовывать временные формы глаголов. III класс. знакомство с неопределенной формой гла­гола, овладение спряжением глаголов, формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов. Задачи изучения глаголов в III классе следующие:. 1) углубление знаний учащихся о глаголе как части речи (лек­сическое значение глагола, изменение по числам, временам, роль в предложении); 2) развитие навыков точного употребления глаголов в речи 3) знакомство со спряжением глаголов; развитие умения распоз­навать лицо глагола в настоящем, прошедшем и будущем времени; 4) подготовка учащихся к правописанию личных окончаний глагола; первоначальное ознакомление с I и II спряжением, развитие умения распознавать спряжение по неопределенной форме.

Формирование понятия «глагол» начинается в период обучения грамоте. Упражнения проводятся в связи с чтением страниц букваря, составлением предложений по картинкам и т.п. Учитель специально создает условия для того, чтобы при составлении предложений, подбирая подходящее по смыслу слово, Например: Птицы осенью (что делают?) улетают. В дальнейшем следует подбирать глаголы, значение которых не совпадает с житейским пониманием «действия» предмета (болеть, удивляться, зеленеть).

Одним из ведущих умений, формируемых у первоклассников, является постановка вопроса к слову. Учитель специально упраж­няет учащихся в этом, используя глаголы различных временных форм и вида. Слова, отвечающие на вопрос что?, сопоставляются со словами, отвечающими на вопрос что делать

Неопределенная форма глагола не обозначает ни времени, ни лица, она более абстрактна, чем другие глагольные формы. Поэтому изучение этой формы нецелесообразно в I и II классах. Неопределенная форма глагола (инфинитив) обозначает действие или состояние без указания лица и времени и является начальной формой глагола. По своему происхождению и положению в системе языка неопределенная форма напоминает имя существительное в именительном падеже; недаром в русском языке имеются омонимы: знать, печь -*глаголы и знать, печь - имена существительные. Учащимся начальных классов практически постоянно приходится иметь дело с глаголами совершенного и несовершенного вида, ставить вопросы к глаголам: что делать? что сделать. При изучении неопределенной формы возможны следующие типы упражнений. 1. Провести наблюдения над лексическим (смысловым) значе­нием глаголов в неопределенной форме, над их многозначностью, синонимией, сопровождаемые заданиями: 1) сгруппировать глаголы по значению (передвижение, физи­ческий труд, говорение, работа мысли, состояние погоды и т.д.): везти, пилить, решать, плакать; 2) подобрать синонимы к глаголам: смотреть - ..., сказать греметь...; 3) подобрать антонимы к глаголам: говорить..., радовать-..;4) заменить глаголы однокоренными существительными: возвратить..., 5) заменить существительные однокоренными глаголами: отправление..., освещение..., собирание - .... 2. Составить словосочетания, состоящие из глагола в неопределенной форме и зависимого от него существительного: приходить в читать

«18» Категория числа глагола Учащиеся на основе конкретных наблюдений подводятся к обобщению о том, что глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета, глагол во множественном числе обозначает действие двух или более предметов; при изменении числа глагола изменяется окончание. Ознакомить учащихся с согласованием существительного и глагола в чис­ле, с сущностью числа можно следующим образом.

1. Учитель показывает предметные картинки, на одной из которых изображен один предмет, а на другой - несколько предметов: самолет и самолеты.

Составьте по рисункам предложения из двух слов: Самолет летит. Самолеты летят.

Сравните глаголы в этих предложениях. Действие скольких предметов обозначает каждый глагол?2. Обобщение. - Если глагол обозначает действие одного предмета, то он стоит в единственном числе. Если глагол обозначает действие двухли более предметов, то он стоит во множественном числе. 3. Наблюдение над согласованием существительного с глаголом. В процессе последующей работы у детей формируется умение изменять глагол по числам. Временные формы глагола представляют для второклассников значительную трудность. Она обусловлена тем, что при образовании временных форм ученику нужно учитывать вид глагола. Сущность временной формы глагола учащиеся раскрывают, со­поставляя, когда совершается действие и когда о нем сообщается, т.е. на основе сопоставления времени совершения действия относительно момента речи. Например, школьники наблюдают за дей­ствиями, которые выполняет или выполнил вызванный к доске ученик, а также обсуждают то, что еще будет сделано (пишет пред­ложение, писал предложение, будет писать предложение). следующие выводы.

«19». Глаголы изменяются по временам. Глагол имеет три времени: настоящее, прошедшее и будущее. 2. Глаголы настоящего времени обозначают действие, которое происходит в то время, когда о нем говорят, т.е. в момент речи. Они отвечают на вопросы что делает? что делают? и т.д.обращает внимание учащихся на суффикс -л- как показатель прошедшего времени. С понятием «лицо» учащиеся познакомились при изучении местоимений. Они знают, что местоимения бывают 1, 2 и 3-го лица, что они изменяются по числам (я - мы, ты - вы, он - они). Эти сведения и используются при первом ознакомлении учащихся с изменением глагола по лицам. Даются сочетания: я пою, ты по­ешь, он поет, мы поем, вы поете, они поют. Дети, наблюдая, убеж­даются, что в зависимости от лица местоимения изменяется и лицо глагола, Будущее время глагола предстоит перед учащимися в двух ви­дах: как будущее сложное, состоящее из вспомогательного глагола буду и данного глагола несовершенного вида в неопределенной форме: буду писать, будешь писать, будут писать и т.д., и как будущее простое, состоящее из одного слова - глагола совершенного вида: напишу, напишут и т.д. Личные окончания глаголов. Учащиеся III класса учатся различать окончания, узнают, что для одних глаголов характерны окон­чания -ет и -ут, для других - -ит и -ат (-ят), наблюдают, что если какая-либо форма имеет в окончании букву е, то она сохра­няется и в других окончаниях.После наблюдения за различиями в правописании глаголов учитель предлагает рассмотреть таблицу спряжения, списать ее, выделив личные окончания глаголов, и прочитать определение, данное в учебнике.

Похожие публикации