Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Живы традиции дел богоугодных. Праведный Василий Павлово-Посадский: житие и акафист Святой василий павлопосадский в чем помогает

Родился в 21 февраля 1816года (по старому стилю) в деревне Евсеево Богородского уезда (ныне: Московской области Павлово-Посадский район).

Этот населённый пункт находился в пяти верстах от села Вохна, упоминаемого ещё в 1328 году в завещании Ивана Калиты. 2 июня 1844 года село Вохна вместе с сёлами Захарово, Меленки, Усово и Будровье по повелению Николая I образовали город Павловский Посад.

Детство

Отец Василия, Иван Семёнович, был крестьянином. Мать, Евдокия Захаровна занималась воспитанием детей. Образование мальчик получил домашнее, грамоте и чтению учился по Часослову и Псалтири, унаследовав от родителей глубокую веру и любовь к Богу.

Юность и искушения

Поступив работать на фабрику, неокрепший духовно, деревенский юноша окунулся в мир порока и страстей. Общаясь с фабричной молодежью, Василий начал пить вино. Пороки завладевали душой, а добродетели ослабевали. Но он осознавал своё падение и оплакивал свои грехи. Однако снова падал под воздействием дурной компании и слабой силой воли.

Vmonastyr , CC BY-SA 3.0

Каясь в своих грехах, Василий называл себя грязным, и это прозвище укоренилось за ним. С тех пор его стали называть Василий Грязнов. Составительница жития будущего праведника Ольга Яковлевна Лабзина так описывала его состояние:

«…Но враг нашёл, чем его искусить: сотоварищество с порочными фабричными мальчишками внушило ему, что теперь он может и свои заработанные деньги употребить, как он хочет сам, и он стал пить вино, и благое рассуждение стало его по временам оставлять… …он плакал, но невольно опять падал; при падении вновь плакал, вновь рыдал, вновь просил прощения у Бога и у родителей своих, -- и тогда, в порыве сознания и огорчения, он сам прозвал себя Грязным. Почему он впоследствии сам себя прозвал Грязновым, и это прозвище осталось у него навсегда.»

Исправление

Видя стремление к исправлению Василия, Господь направил его на путь спасения, вернул заблудшую овцу в ограду церковную. Ему было явление Богородицы. С этого момента он усилил покаянные молитвы и вскоре исправил греховный образ жизни.

Настоятелем монастыря был последователь учеников Паисия Величковского отец Венедикт. Попостившись и причастившись в монастыре, Василий получил духовное наставление от отца Венедикта в духовном делании.

После этого он коренным образом изменился. Он стал регулярно посещать храм Божий. Часто исповедоваться и причащаться. Избегать увеселительных сборищ и проводить свободное время в обществе благочестивых людей.

Обращение старообрядцев

В XIX веке в окрестностях Павловского Посада жили старообрядцы в большом количестве. Открытость и искренность Василия, его праведная жизнь и любовь к ближнему привлекали внимание старообрядцев.

Василий вёл миссионерскую деятельность среди них. Его проповедь приносила обильные плоды. Около 7 тысяч раскольников вернулись в лоно церкви благодаря праведнику.

За это ему пришлось пострадать от влиятельных купцов-староверов. Они распространяли лживые слухи о причастности Василия к ереси. Но Господь сохранил своего угодника от нападок врагов.

Встреча с Лабзиным

Однажды к святому Василию пришёл купец Яков Лабзин. Он был хозяином знаменитой платочной фабрики в городе Павловском Посаде. Яков Лабзин получил помощь от праведного и увидел его святую жизнь.

После этого он предложил Василию стать его товарищем в деле. Василий не отказался. Вскоре они стали друзьями. После вступления в дело Грязнов продолжил вести жизнь святого подвижника. Теперь у него появились больше денег и он тратил их на помощь бедным и на благоугодные дела.


Zwezda , CC BY-SA 3.0

Кончина

Он скончался 16 февраля 1869 года. После смерти Василия люди продолжали обращаться в молитвах к праведнику и получали помощь. Благодаря Якову Лабзину и его сестрам в 1874 году в Павловском Посаде был построен храм на месте захоронения святого Василия. В 1894 на месте храма был открыт Покровско-Васильевский монастырь.

Фотогалерея

Чудесное явление

Однажды один из его фабричных товарищей стал хулить икону Божией Матери и внезапно скоропостижно скончался. Василий услышал голос, сказавший ему: "Если ты не исправишься, то и тебе предстоит такая же смерть".

Духовные дарования

Благочестивая жизнь усилила его религиозные чувства и любовь к ближним. Вскоре у Василия стали проявляться духовные дары, знание вещей невидимых. К нему стали обращаться люди со своими скорбями бедами. Василий утешал их и помогал перенести трудности. Видя греховные немощи других, он сам плакал и других плакать заставлял. Василий стал добрым другом и помощником бедным, защитником притесненных, опытным советником в трудных делах.

Явление святого Харлампия

Василий имел желание к тихой созерцательной жизни. Но миссионерская деятельность рассеивала внимание. Он скорбел и желал оставить это дело.
Однажды на пути в одно село ему явился священномученик Харалампий и объявил, что Господу угодно, чтобы и впредь Василий продолжал призывать старообрядцев к Православию и укреплять в вере уже обращённых.

Помощь ближним

Василий вместе с Яковом Лабзиным и сестрами Якова строили школы и богадельни. Праведный Василий мечтал построить в городе Павловском Посаде мужской монастырь. Но при жизни его мечта не сбылась.

Свя-той пра-вед-ный Ва-си-лий (Грязнов Василий Иванович) ро-дил-ся в 1816 го-ду в де-ревне Ев-се-е-во Бо-го-род-ско-го уез-да Мос-ков-ской Гу-бер-нии. Его отец, Иван Се-ме-но-вич, был кре-стья-ни-ном. Мать, Ев-до-кия За-ха-ров-на, за-ни-ма-лась вос-пи-та-ни-ем сво-их де-тей. Се-ло Вох-на (ныне Пав-лов-ский По-сад), в пя-ти вер-стах от ко-то-ро-го на-хо-ди-лась де-рев-ня Ев-се-вье-во, бы-ло ко-гда-то вот-чи-ной Тро-и-це-Сер-ги-е-вой Лав-ры, и по-се-му жи-те-ли этих мест от-ли-ча-лись на-бож-но-стью и бла-го-че-сти-ем и име-ли осо-бен-ную ве-ру и лю-бовь к пре-по-доб-но-му Сер-гию Ра-до-неж-ско-му.

Ва-си-лий Ива-но-вич по-лу-чил до-маш-нее об-ра-зо-ва-ние, гра-мо-те и чте-нию учил-ся по Ча-со-сло-ву и Псал-ти-ри. Глу-бо-кое ре-ли-ги-оз-ное чув-ство он уна-сле-до-вал от ро-ди-те-лей, с ма-лых лет явил се-бя бо-го-лю-бивым от-ро-ком, ум-ным, крот-ким и доб-ро-нрав-ным, и с вось-ми лет с осо-бен-ной ра-до-стью встре-чал Ве-ли-кий пост.

В юно-сти он по-сту-пил ра-бо-тать на фаб-ри-ку и со-при-кос-нул-ся со сре-дой фаб-рич-ной мо-ло-де-жи. Дух ми-ра се-го стал тре-во-жить его неокреп-шую ду-шу, дур-ное со-об-ще-ство фаб-рич-ных под-рост-ков тол-ка-ло на путь по-ро-ка, на-вы-ки доб-ро-де-тель-ной жиз-ни, усво-ен-ные в се-мье, ста-ли осла-бе-вать, а бла-гое рас-суж-де-ние ста-ло его по вре-ме-нам остав-лять. За-ра-бо-тан-ные день-ги Ва-си-лий стал упо-треб-лять по сво-е-му про-из-во-ле-нию, на-чал пить ви-но. Го-лос со-ве-сти в ду-ше звал его к по-ка-я-нию; он опла-ки-вал свои гре-хи, но вновь неволь-но па-дал и про-сил про-ще-ния у Бо-га. В скор-би от со-зна-ния гре-хов-но-сти сво-ей жиз-ни он сам про-звал се-бя гряз-ным, это про-зви-ще и оста-лось за ним на-все-гда.

То, что Ва-си-лий не остав-лял мо-лит-вы и чте-ния ду-хов-ных книг, ча-сто ста-но-ви-лось пред-ме-том на-сме-шек со сто-ро-ны его то-ва-ри-щей. Не раз-де-ляя и не по-ни-мая его по-ка-ян-ной на-стро-ен-но-сти, бес-печ-ные то-ва-ри-щи спра-ши-ва-ли его: «Что с то-бой, Ва-ся? О чем ты так пла-чешь?» «За-гроб-ная жизнь долж-на быть пред-ме-том на-ших дум», - от-ве-чал он.

Из-люб-лен-ным ме-стом в Свя-щен-ном Пи-са-нии ста-но-вят-ся для него сло-ва свя-то-го апо-сто-ла и еван-ге-ли-ста Иоан-на Бо-го-сло-ва: «Не лю-би-те ми-ра, ни то-го, что в ми-ре: кто лю-бит мир, в том нет люб-ви От-чей. Ибо все, что в ми-ре: по-хоть пло-ти, по-хоть очей и гор-дость жи-тей-ская, не есть от От-ца, но от ми-ра се-го» ().

Ва-си-лий Ива-но-вич и близ-кие ему по ду-хов-ной на-стро-ен-но-сти лю-ди, ищу-щие ис-тин-но-го бла-го-че-стия, ста-ли со-би-рать-ся вме-сте для чте-ния Свя-щен-но-го пи-са-ния и свя-то-оте-че-ских книг. Они усерд-но по-се-ща-ли храм, го-ве-ли, ис-по-ве-до-ва-лись и при-ча-ща-лись Свя-тых Хри-сто-вых Тайн. Па-мя-туя о том, что у хри-сти-ан «все долж-но быть бла-го-при-стой-но», сто-ро-ни-лись уве-се-ли-тель-ных на-род-ных сбо-рищ.

Мест-ный ми-ли-о-нер ку-пец Ши-ро-ков, ко-то-ро-го Ва-си-лий Ива-но-вич об-ли-чал в тай-ной при-вер-жен-но-сти к рас-ко-лу, стал рас-про-стра-нять слу-хи о том, что Гряз-нов опа-сен для пра-во-сла-вия, рас-суж-да-ет о ре-ли-гии, тол-ку-ет о том, че-го не зна-ет, за-вле-ка-ет мо-ло-дежь.

В 1845 го-ду по на-у-ще-нию Ши-ро-ко-ва кре-стья-ни-ном Хре-но-вым был сде-лан до-нос о том, что в Пав-лов-ском По-са-де об-ра-зо-ва-лась «сек-та под на-зва-ни-ем фар-ма-зон-ской». По Вы-со-чай-ше-му по-ве-ле-нию бы-ло учи-не-но след-ствие. Из Моск-вы при-е-ха-ли жан-дарм-ский пол-ков-ник князь Хил-ков, ис-прав-ник, стряп-чий, сле-до-ва-тель и пред-ста-ви-тель от ду-хо-вен-ства свя-щен-ник Ан-то-ний. По на-ве-ту Хре-но-ва Ва-си-лий Ива-но-вич был аре-сто-ван.

Все об-ви-нен-ные в при-част-но-сти к фар-ма-зон-ской сек-те от-ве-ча-ли, что они ни к ка-кой сек-те не при-над-ле-жат, а яв-ля-ют-ся ча-да-ми Пра-во-слав-ной Церк-ви. Од-на-ко воз-ве-ден-ное на Ва-си-лия Ива-но-ви-ча об-ви-не-ние впо-след-ствии бы-ло опро-верг-ну-то, сму-ще-ние, про-из-ве-ден-ное кле-ве-той, из-гла-ди-лось, и про-тив-ле-ние дья-воль-ское хо-тя-щим «бла-го-чест-но жи-ти» () бы-ло по-беж-де-но.

Нели-це-мер-ное бла-го-че-стие и по-движ-ни-че-ская жизнь Ва-си-лия Ива-но-ви-ча при-влек-ли к нему серд-ца мно-гих рас-коль-ни-ков, ко-то-рые бла-го-да-ря его ду-хов-но-нрав-ствен-но-му вли-я-нию вос-со-еди-ни-лись с Пра-во-слав-ной Цер-ко-вью. Та-ким об-ра-зом, не бу-дучи ни мо-на-хом, ни свя-щен-ни-ком, ни пу-стын-но-жи-те-лем, он смог апо-столь-ски по-слу-жить сво-им бра-тьям во Хри-сте. Имея вле-че-ние к жиз-ни мо-лит-вен-ной и со-зер-ца-тель-ной, Ва-си-лий Ива-но-вич Гряз-нов по вре-ме-нам очень скор-бел о том, что, про-хо-дя по-при-ще об-ще-ствен-но-го слу-же-ния в ка-че-стве мис-си-о-не-ра сре-ди ста-ро-об-ряд-цев, неволь-но при-хо-дит-ся раз-вле-кать вни-ма-ние во вре-мя бе-сед со мно-ги-ми людь-ми. Но од-на-жды на пу-ти в од-но се-ло явил-ся ему свя-щен-ному-че-ник Хар-лам-пий и воз-ве-стил, что Гос-по-ду угод-но, чтобы Ва-си-лий Ива-но-вич и даль-ше не остав-лял ду-хов-ным со-ве-том и по-мо-щью тех, кто бла-го-да-ря его уча-стию об-ра-тил-ся к Пра-во-слав-ной Церк-ви.

С тех пор Ва-си-лий Ива-но-вич стал при-ни-мать в де-ревне Ев-се-вье-во всех об-ра-ща-ю-щих-ся к нему за по-мо-щью. Ото-всю-ду сте-ка-лись к нему лю-ди со сво-и-ми нуж-да-ми. По сви-де-тель-ству его ду-хов-но-го от-ца про-то-и-е-рея Сер-гия Цвет-ко-ва, он был доб-рый друг и по-мощ-ник бед-ным, за-щит-ник при-тес-нен-ных и оби-жен-ных, опыт-ный со-вет-ник в де-лах за-труд-ни-тель-ных и при-ят-ный со-бе-сед-ник бла-го-че-сти-вых лю-дей; имея доб-рую ду-шу, чи-стое серд-це и свет-лый ум, он мог сов-ме-стить в се-бе все эти ка-че-ства.

Ко-гда в 1848 го-ду в Пав-лов-ском По-са-де на-ча-лась эпи-де-мия хо-ле-ры, по ве-ре и мо-лит-вам Ва-си-лия Ива-но-ви-ча ни-кто из об-ра-щав-ших-ся к нему за мо-лит-вен-ной по-мо-щью не умер от этой бо-лез-ни.

В 1840 го-дах дру-гом и со-бе-сед-ни-ком Ва-си-лия Ива-но-ви-ча стал вла-де-лец пла-точ-ной фаб-ри-ки в Пав-лов-ском По-са-де Яков Ива-но-вич Ла-б-зин. С Яко-вом Ла-б-зи-ным, че-ло-ве-ком мо-ло-дым и бо-го-бо-яз-нен-ным, Ва-си-лий Ива-но-вич вел ду-ше-спа-си-тель-ные бе-се-ды о том, что жизнь бу-ду-щая необ-хо-ди-мо свя-за-на с на-сто-я-щей, что участь пер-вой за-ви-сит от по-след-ней, что здесь вре-мя труд-ное, а там вре-мя успо-ко-е-ния, что здесь се-я-ние, а там жат-ва.

Без со-ве-та Ва-си-лия Ива-но-ви-ча Яков Ла-б-зин ни-че-го не пред-при-ни-мал в де-лах слу-жеб-ных. Же-нясь на сест-ре Ва-си-лия Ива-но-ви-ча Аки-лине Ива-новне, он убе-дил Ва-си-лия Ива-но-ви-ча пе-рей-ти на жи-тель-ство к нему в дом. По де-лам служ-бы Яко-ву Ива-но-ви-чу ча-сто при-хо-ди-лось от-лу-чать-ся из до-ма на дли-тель-ное вре-мя; в его от-сут-ствие Ва-си-лий Ива-но-вич, на-хо-див-ший-ся по-сто-ян-но на фаб-ри-ке, над-зи-рал за его име-ни-ем, на-блю-дал за тем, чтобы все тор-го-вые де-ла со-вер-ша-лись чест-но, а наи-па-че имел по-чте-ние о со-блю-де-нии ми-ра и бла-го-че-стия в сре-де фаб-рич-ных ра-бо-чих. При-хо-дя-щих к нему со скор-бью ду-шев-ною и те-лес-ною, уны-ва-ю-щих под тя-же-стью сво-е-го кре-ста он со-вер-шен-но успо-ка-и-вал и их тя-го-ты как бы при-ни-мал на се-бя, уго-ва-ри-вал быть ве-ли-ко-душ-ны-ми, тер-пе-ли-вы-ми.

«Все скор-би ми-ра се-го еще не бе-да пе-ре-но-сить, - го-во-рил он, - а бе-да по-те-рять ве-ру в Бо-га, бе-да по-те-рять жизнь хри-сти-ан-скую, - это вот ис-тин-ная бе-да, до-стой-ная пла-ча и ту-ги сер-деч-ной». Ко-гда кто-ли-бо из ра-бо-чих тер-пел неправ-ду, Ва-си-лий Ива-но-вич уте-шал его, го-во-ря: «Тер-пи, пе-ре-но-си все. Ни на ко-го не оби-жай-ся. Бог за все воз-на-гра-дит впо-след-ствии». По-уче-ния по-движ-ни-ка дей-ство-ва-ли пло-до-твор-но: все ухо-дя-щие от него ста-ра-лись об ис-прав-ле-нии сво-ей жиз-ни.

Ко-гда Яков Ла-б-зин сде-лал Ва-си-лия Ива-но-ви-ча со-вла-дель-цем сво-ей фаб-ри-ки, для него от-кры-лась воз-мож-ность щед-ро бла-го-тво-рить нуж-да-ю-щим-ся и упо-треб-лять да-ро-ван-ное ему бо-гат-ство на вся-кое бла-гое де-ло, на слу-же-ние ближ-ним и Церк-ви Бо-жи-ей. По сви-де-тель-ству про-то-и-е-рея Сер-гия Цвет-ко-ва, лю-бовь Ва-си-лия Ива-но-ви-ча к ближ-ним бы-ла так силь-на, что он не ща-дил ни се-бя, ни сво-е-го со-сто-я-ния. Он по-мо-гал всем и каж-до-му, по-мо-гал все-гда и вез-де. Бла-го-тво-ри-тель-ность его не огра-ни-чи-ва-лась кру-гом лю-дей ему из-вест-ных, к нему при-хо-ди-ли мно-гие лю-ди из от-да-лен-ных се-ле-ний, со-вер-шен-но ему неиз-вест-ные, и щед-рая ру-ка его, управ-ля-е-мая доб-рым серд-цем, все-гда го-то-ва бы-ла по-мочь нуж-да-ю-щим-ся. Ни-кто не ухо-дил от него без щед-ро-го по-да-я-ния и доб-ро-го со-ве-та.

Ва-си-лий Ива-но-вич Гряз-ное поль-зо-вал-ся осо-бым рас-по-ло-же-ни-ем свя-то-го Фила-ре-та, мит-ро-по-ли-та Мос-ков-ско-го, ко-то-рый в 1858 го-ду по-ру-чил ему как ис-крен-не-му лю-би-те-лю ино-че-ства иметь на-блю-де-ние при устро-е-нии Спа-со-Пре-об-ра-жен-ской Гус-лиц-кой оби-те-ли сов-мест-но с ее пер-вым на-сто-я-те-лем игу-ме-ном Пар-фе-ни-ем.

В ок-тяб-ре 1868 го-да Ва-си-лий Ива-но-вич Гряз-нов и Яков Ива-но-вич Ла-б-зин по-да-ли про-ше-ние о доз-во-ле-нии им устро-ить на свои сред-ства муж-ской об-ще-жи-тель-ный мо-на-стырь на пят-на-дцать че-ло-век бра-тии с ка-мен-ной трех-пре-столь-ной цер-ко-вью. В этот мо-на-стырь Ва-си-лий Ива-но-вич вы-ра-жал же-ла-ние всту-пить сам вме-сте с со-бран-ной им об-щи-ной. 8 но-яб-ря 1868 го-да на про-ше-ние по-сле-до-вал от-каз, так как сред-ства, жерт-ву-е-мые устро-и-те-ля-ми на со-дер-жа-ние мо-на-сты-ря, бы-ли при-зна-ны недо-ста-точ-ны-ми и не ограж-ден-ны-ми от слу-чай-но-стей, а рас-по-ло-жен-ная сре-ди фаб-рич-ных за-ве-де-ний мест-ность, в ко-то-рой пред-по-ла-га-лось по-стро-ить мо-на-стырь, при-зна-на неудоб-ной для по-ме-ще-ния мо-на-ше-ству-ю-щих, толь-ко еще на-чи-на-ю-щих мо-на-стыр-скую жизнь.

Хло-по-ты об устрой-стве мо-на-сты-ря в Пав-лов-ском По-са-де бы-ли воз-об-нов-ле-ны в ян-ва-ре 1869 го-да, но так-же не встре-ти-ли под-держ-ки со сто-ро-ны епар-хи-аль-но-го на-чаль-ства. От-каз на оче-ред-ное про-ше-ние был по-лу-чен Яко-вом Ива-но-ви-чем Ла-б-зи-ным через несколь-ко дней по-сле кон-чи-ны Ва-си-лия Ива-но-ви-ча.

Со вре-ме-нем чис-ло об-ра-ща-ю-щих-ся с мо-лит-вой за по-мо-щью к по-чив-ше-му пра-вед-ни-ку ста-ло все бо-лее умно-жать-ся. Мно-гие пра-во-слав-ные жи-те-ли Пав-лов-ско-го По-са-да име-ли у се-бя его порт-ре-ты, крат-кое жи-тие, со-став-лен-ное про-то-и-е-ре-ем Сер-ги-ем Цвет-ко-вым, и ожи-да-ли про-слав-ле-ния пра-вед-ни-ка в ли-ке свя-тых.

Ожи-да-ни-ям этим в то вре-мя не да-но бы-ло сбыть-ся. На-сту-пи-ла ре-во-лю-ция, и на-ча-лись го-не-ния на Рус-скую Пра-во-слав-ную Цер-ковь. В 1919-1920 го-дах по всей Рос-сии без-бож-ная власть про-во-ди-ла кам-па-нию по вскры-тию мо-щей. В ок-тяб-ре 1919 го-да со-труд-ни-ки гу-берн-ской ЧК про-из-ве-ли в По-кров-ско-Ва-си-льев-ском мо-на-сты-ре обыск, во вре-мя ко-то-ро-го бы-ли изъ-яты его порт-ре-ты, крат-кое жи-тие, а так-же ков-чег с хра-нив-ши-ми-ся в нем нетлен-ны-ми пер-ста-ми Ва-си-лия Ива-но-ви-ча.

16 ок-тяб-ря 1920 го-да в за-ле быв-ше-го ре-аль-но-го учи-ли-ща был устро-ен «суд» над по-чив-шим пра-вед-ни-ком, а так-же над те-ми, кто по-чи-тал его за бла-го-че-сти-вую жизнь. Це-лью су-да бы-ло уга-сить в ве-ру-ю-щем на-ро-де лю-бовь к нему и пре-кра-тить его по-чи-та-ние, од-на-ко эти пла-ны не осу-ще-стви-лись.

В на-сто-я-щее вре-мя воз-ро-ди-лась По-кров-ско-Ва-си-льев-ская оби-тель, где по-чи-ва-ют мо-щи свя-то-го и не пре-кра-ща-ет-ся его по-чи-та-ние.

Живы традиции дел богоугодных

Виталий Попов

В августе 1999 года был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии старец Василий (Грязнов), мощи которого ныне покоятся в крипте Покровско-Васильевского мужского монастыря в Павловском Посаде.

Василий Грязнов родился 21 февраля 1816 года в деревеньке Евсевьево Богородского уезда Московской губернии. Родитель его, Иван Семенович, был крестьянином. Мать, Евдокия Захаровна, занималась воспитанием сынов и дочерей.

В середине XIX века Василий Грязнов стал купцом 2-ой гильдии и завел в Павловском Посаде мануфактурное дело - стал производить шерстяные платки и ситцы с набивным рисунком. Фабрикант стал пользоваться в округе авторитетом среди местного люда и просвещенных современников. И снискал уважение Василий Иванович своими миссионерскими и богоугодными делами.

Духовник Берлюковской пустыни отец Венедикт благословил Василия Грязнова на борьбу с раскольниками разных «толков и согласий», которые в изобилии населяли в то время Богородский уезд. По некоторым сведениям Грязнову удалось вызволить из раскола более семи тысяч человек. Однако немало скорбей, печалей и всевозможных гонений понес Василий Иванович на этом поприще. Не раз был оклеветан злобными языками, неоднократно писались на него доносы, и тайная полиция занималась его делами, заводила следствие. На одном из допросов в тайной полиции Василию Грязнову выбили два зуба и «учинили пролом головы». Эти мучения не останавливали Грязнова, не ослабляли его веру в Бога. Упечь фабриканта в тюрьму не удалось. Одно из последних следствий вынесло такой вердикт: «Василий Иванович Грязнов является человеком редкой добродетели, человек Божий и истинный христианин».

Религиозная душа Василия Грязнова алкала жизни иноческой. Он собрал вокруг себя общину с монашеским уклоном. Члены общины вели аскетический образ жизни и ежедневно посещали церковные богослужения. По совету и благословению Московского митрополита Филарета (Дроздова) Василий Иванович организовал в округе мужской монастырь из 11 человек и женскую общину, в которую входило около 60 православных христианок. Митрополит Филарет с любовью и уважением относился к Василию Ивановичу. По его благословению фабрикант наблюдал за строительством Гуслицкого Свято-Преображенского мужского монастыря. Василий Иванович являлся церковным старостой Павлово-Посадского Воскресенского собора, который благодаря его стараниям вельми украшен и расширен был. За эту деятельность Грязнов был удостоен от епархиального начальства памятной золотой медали.

Сестра Василия Ивановича Акулина вышла замуж за известного в округе благочестием и благотворительностью фабриканта Якова Лабзина. В 1855 году Грязнов и Лабзин решили объединить свои усилия и капиталы. Они учредили торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов». Они стали основателями предприятия, где было поставлено на промышленную основу производство известных ныне во всем мире павловопосадских шалей и платков.

Став купцом 1-ой гильдии, Василий Иванович остался верен религиозному образу жизни. Он всячески помогал бедным людям, предоставляя им возможность зарабатывать себе на жизнь и хлеб насущный. Со всех сторон округи стекались к нему страждущие люди, прося духовной и материальной поддержки. Грязнов не щадил ни себя, ни своего состояния. При фабрике Лабзина и Грязнова существовала богадельня на 60 человек и больница для бедных на 20 коек. За счет фабрики содержалось несколько школ, в которых обучалось не менее четырехсот местных детишек.

Василий Иванович умер 1 марта 1869 года. Его имя осталось в памяти благодарных потомков. На павловопосадской земле сохранились предания о благих делах Грязнова, возродились традиции благотворительности.

Традиции не возникают на пустом месте, а формируются долгим укладом жизни. Основанное Василием Грязновым промышленное дело достойно продолжает ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Это акционерное общество относится к предприятиям народных художественных промыслов. Усилиями многих здешних поколений на предприятии ревностно сохраняются художественные традиции уникального производства. Руководство этого предприятия бережно относится не только к традиции производства платков и шалей, но и чтит традиции богоугодных дел, заложенных в городе Василием Грязновым и Яковом Лабзиным.

Генеральный директор этого акционерного общества Владимир Стулов активно занимается благотворительной деятельностью. Частые гости в его кабинете – священнослужители близлежащих церковных приходов и монастырей. Владимир Сергеевич многим из них материально помогает. При его поддержке проведены работы по изготовлению нового иконостаса для возрожденной церкви Первосвятителя Николая Чудотворца в деревне Васютино. Новый иконостас украсили лики Спасителя и православных святых, над которыми в течение шести лет работал ногинский художник Александр Хопкин. Иконостас состоит из восьмидесяти пяти икон. Его высота – 11 метров, ширина – 8 метров.

7 августа нынешнего года на территории Покровско-Васильевского мужского монастыря пройдут торжественные богослужения, приуроченные к 10-летию со дня причисления к лику местночтимых святых Василия Грязнова. В этой обители почивают мощи святого старца Василия и не прекращается его почитание.

В этот день генеральный директор ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» Владимир Стулов преподнесет в дар монастырю икону святого преподобного Василия Павлово-Посадского. Ее написал по благословению настоятеля монастыря отца Андрея заслуженный художник России Александр Хопкин. Эта работа - знаковая и этапная в творчестве художника и иконописца. По своему письму и содержанию – она уникальна. Это не список с другой иконы. Это новое изображение праведного Василия с его житием. На иконе не только изображение лика преподобного. Она украшена по периметру 16-ю клеймами, раскрывающими праведную жизнь Василия Павлово-Посадского. 7 августа икона преподобного Василия Павлово-Посадского в обители будет освящена.

Александр Хопкин утверждает, что эта работа изменила его не только в профессиональном плане, но и в духовном. Он стал гораздо требовательнее относиться к себе и к тем произведениям, которые выходят из-под его кисти. Духовная тема давно интересовала и влекла к себе художника. В последнее десятилетие, пожалуй, она стала доминирующей в его творчестве. В настоящее время Александр Хопкин приступил к работе над иконостасом для церкви Покровско-Васильевского монастыря. Иконостас будет состоять из 53-х икон, расположенных в три ряда.

(ныне Павловский Посад), в пяти верстах от которого находилась деревня Евсевьево, было когда-то вотчиной Троице-Сергиевой Лавры , и посему жители этих мест отличались набожностью и благочестием и имели особенную веру и любовь к преподобному Сергию Радонежскому .

Василий Иванович получил домашнее образование, грамоте и чтению учился по Часослову и Псалтири . Глубокое религиозное чувство он унаследовал от родителей, с малых лет явил себя боголюбивым отроком, умным и кротким и добронравным и с восьми лет с особенной радостью встречал Великий пост .

Искушения и исправление

В юности он поступил работать на фабрику и соприкоснулся со средой фабричной молодежи. Дух мира сего стал тревожить его неокрепшую душу, дурное сообщество фабричных подростков толкало на путь порока, навыки добродетельной жизни, усвоенные в семье, стали ослабевать, а благое рассуждение стало его по временам оставлять. Заработанные деньги Василий стал употреблять по своему произволению, начал пить вино. Голос совести в душе звал его к покаянию; он оплакивал свои грехи, но вновь невольно падал и просил прощения у Бога, В скорби от сознания греховности своей жизни он сам прозвал себя "Грязным", это прозвище и осталось за ним навсегда.

То, что Василий не оставлял молитвы и чтения духовных книг, часто становилось предметом насмешек со стороны его товарищей. Не разделяя и не понимая его покаянной настроенности, беспечные товарищи спрашивали его: «Что с тобой, Вася? О чем ты так плачешь?» «Загробная жизнь должна быть предметом наших дум», - отвечал он. Излюбленным местом в Священном Писании становятся для него слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова : «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 15 -16).

Клевета

Василий Иванович и близкие ему по духовной настроенности люди, ищущие истинного благочестия, стали собираться вместе для чтения Священного Писания и святоотеческих книг. Они усердно посещали храм, говели, исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн , памятуя о том, что у христиан «все должно быть благопристойно» (Кор. 14, 40), сторонились увеселительных народных сборищ.

Местный миллионер купец Широков, которого Василий Иванович обличал в тайной приверженности к расколу , стал распространять слухи о том, что Грязнов опасен для Православия, рассуждает о религии, толкует о том, чего не знает, завлекает молодежь. В году по наущению Широкова крестьянином Хреновым был сделан донос о том, что в Павловском Посаде образовалась «секта под названием фармазонской». По Высочайшему повелению было учинено следствие. Из Москвы приехали жандармский полковник князь Хилков, исправник, стряпчий, следователь и представитель от духовенства священник Антоний. По навету Хренова Василий Иванович был арестован. Все обвиненные в причастности к фармазонской секте отвечали, что они ни к какой секте не принадлежат, а являются чадами Православной Церкви. Возведенное на Василия Ивановича обвинение было опровергнуто.

Служение и духовные дарования

Нелицемерное благочестие и подвижническая жизнь Василия Ивановича привлекли к нему сердца многих раскольников, которые благодаря его духовно-нравственному влиянию воссоединились с Православной Церковью. Таким образом, не будучи ни монахом , ни священником , ни пустынножителем, он смог апостольски послужить своим братьям во Христе. Имея влечение к жизни молитвенной и созерцательной, Василий Иванович Грязнов, по временам очень скорбел о том, что, проходя поприще общественного служения в качестве миссионера среди старообрядцев, невольно приходится развлекать внимание во время бесед со многими людьми. Но однажды на пути в одно село явился ему священномученик Харлампий и возвестил, что Господу угодно, чтобы Василий Иванович и дальше не оставлял духовным советом и помощью тех, кто благодаря его участию обратился к Православной Церкви.

С тех пор Василий Иванович стал принимать в деревне Евсевьево всех обращающихся к нему за помощью. Отовсюду стекались к нему люди со своими нуждами. По свидетельству его духовного отца протоиерея Сергия Цветкова, он был добрый друг и помощник бедным, защитник притесненных и обиженных, опытный советник в делах затруднительных и приятный собеседник благочестивых людей; имея добрую душу, чистое сердце и светлый ум, он мог совместить в себе все эти качества.

Почитание

На похороны праведника стеклись тысячи людей. Со временем число обращающихся с молитвой за помощью к почившему праведнику стало все более умножаться. Многие православные жители Павловского Посада имели у себя его портреты, краткое житие, составленное протоиереем Сергием Цветковым, и ожидали прославления праведника в лике святых.

Ожиданиям этим в то время не дано было сбыться. Наступила революция, и начались гонения на Церковь. В - годах по всей России безбожная власть проводила кампанию по вскрытию мощей. В октябре года сотрудники губернской ЧК произвели в Покровско-Васильевском монастыре обыск, во время которого были изъяты его портреты, краткое житие, а также ковчег с хранившимися в нем нетленными перстами Василия Ивановича. 16 октября года в зале бывшего реального училища был устроен «суд» над почившим праведником, а также над теми, кто почитал его за благочестивую жизнь. Целью суда было угасить в верующем народе любовь к нему и прекратить его почитание. Имя Василия Грязнова было поругано, последователям его и продолжателям торгово-промышленного дела был вынесен обвинительный приговор с осуждением на многолетнее заключение с тяжелыми физическими работами.

  • "Василий Грязнов", сайт Павловопосадской платочной мануфактуры:
  • Доехать сюда из столицы совсем не сложно: всего лишь час с небольшим на электричке от Курского вокзала, и вы в Павловском Посаде – городе, где родился знаменитый платок и жил предприниматель, прославленный Церковью.

    По императорскому указу

    Павловский Посад до сих пор живет тихо и неспешно, многие горожане знают друг друга в лицо и здороваются на улицах, а семьи дружат поколениями. В самом центре на улочках стоят красивые деревянные дома, во дворах кое-кто держит живность – кур или коз. В городе любят ласковые названия: «Топотушки», «Звездочка» – это детские сады, а магазины – «Каблучок», «Чайный домик». Культурная жизнь здесь кипит: концерты классической музыки и всевозможные выставки – не редкость, а посещать их считается хорошим тоном. Но самое главное – местные жители хорошо помнят свои корни, знают историю, и в этом кроется секрет их любви к родной земле.

    День рождения города точно известен – 2 июня 1844 года по указу Сената за собственноручной подписью царя Николая I из села Павлово и еще четырех окрестных сел был образован посад под общим названием Павловский. Этот новый город вскоре прославился на всю Россию как родина знаменитого павловопосадского платка.

    Наследие московского князя

    История этого места давняя – первый храм здесь еще в XIV веке построил знаменитый московский князь Димитрий Донской, когда он владел здешними землями. На месте престола древнего храма в конце ХIХ века был поставлен часовенный столб. Как гласит надпись на нем, когда-то здесь стоял деревянный храм во имя святого великомученника Димитрия Солунского – в честь небесного покровителя великого князя. С тех давних пор Димитрий Солунский считается покровителем здешних мест. В 1710 году тут выстроили новый каменный храм в честь Воскресения Христова, в 1839 году к нему пристроили колокольню, а чуть позже – крестильню. В 1938 году храм закрыли, а в конце 50-х годов разрушили. Уцелели лишь колокольня и крестильня, в которой ныне располагается храм. Колокольня Воскресенского храма – архитектурная доминанта и символ Павловского Посада.

    Напротив колокольни, через дорогу, стоит часовня в честь защитников Отечества. Это реконструкция часовни, построенной в 1912 году к столетию Отечественной войны 1812 года по инициативе местного общества хоругвеносцев. В советские годы, в одну из «безбожных пятилеток», часовню разрушили, а в 2009 году восстановили на средства местных жителей. Рядом находится небольшой чугунный мост – молодожены после ЗАГСа приезжают сюда, чтобы повесить свой замок в знак вечности брачного союза.

    Купец-миссионер

    Павловский Посад был крупным текстильным центром Богородского уезда Московской губернии, с середины ХIХ века тут бурно развиваются мануфактуры и начинается производство знаменитых павлово-посадских шалей. Наиболее успешным производителем шалей был купец Яков Иванович Лабзин, крупный благотворитель и глубоко верующий человек. Его близкий друг и деловой компаньон Василий Иванович Грязнов был в 1999 году прославлен как местночтимый святой – святой праведный Василий Павлово-Посадский. День его памяти – 1 марта по новому стилю. Василий Грязнов родился в семье старообрядцев, но в юности сознательно перешел в лоно Матери Церкви и в течение своей жизни обратил около двух тысяч староверов. Он был старостой Воскресенской церкви, способствовал расширению и украшению храма. Василий Иванович пользовался особым расположением святителя Филарета Московского, который характеризовал его как «ревнителя Православия». После смерти Василия Ивановича его друг Яков Лабзин построил над его могилой храм, позднее ставший собором Покровско-Васильевского монастыря.

    Обитель праведного Василия

    Покровско-Васильевская женская община, существовавшая с конца ХIХ века, вскоре после создания получила статус монастыря. Здесь возвели колокольню, келейные корпуса, детский приют. Когда в 1920 году обитель закрывали, в ней были около ста монахинь. В советское время в здании храма находились общежития, овощехранилище, авторемонтная мастерская. В 1989 году обитель вернули Церкви, и сейчас Покровско-Васильевский монастырь, после восстановления открытый как мужской, поражает своей благоустроенностью. При нем действуют ферма и пасека, поэтому там всегда можно купить свежие молочные и мясные продукты и мед. Восстановлен старый келейный корпус и построена новая трапезная, готовые в скором времени принять паломников.

    В верхнем храме Покровской церкви, справа от алтаря, находится серебряная рака с мощами св. прав. Василия Павлово-Посадского, а также ковчег с частицами мощей многих святых из Киево-Печерской Лавры. А в нижнем храме, открытом только Великим постом, хранятся особо почитаемые в монастыре образы – великомученика Пантелеймона (чудом сохранившаяся старая монастырская икона) и икона Божией Матери Скоропослушница, привезенная с Афона вскоре после восстановления обители.

    Вознесение на Городке

    Одна из архитектурных жемчужин Павловского Посада – храм Вознесения Господня на Городке, построенный в 1908 году. Красивый храм из красного кирпича никогда не закрывался, и все его внутреннее убранство сохранилось полностью, в том числе уникальный деревянный иконостас работы иконописца Васильчикова, расписывавшего иконостас в храме Христа Спасителя. В храме находятся ковчеги и иконы с частицами мощей святых – св. влмч. Варвары, Преп. Сергия Радонежского, блж. Матроны Московской, свт. Димитрия Ростовского и многих других, общим числом около 100. Есть в числе прочих и икона с частицей мощей свт. Иннокентия, епископа Пензенского, который родился и получил свое первое образование в Павловском Посаде.

    Единственный в России

    Конечно, в Павловском Посаде есть Музей истории русского платка и шали – единственный в России, где можно увидеть платки, выпускавшиеся в разных уголках России за последние 150 лет. Шерстяные, шелковые, парчевые, с золотным шитьем платки радуют посетителей своей красотой. Особое место занимают памятные платки – например, редкий платок 1905 года, посвященный 50-летию священства отца Ионна Кронштадтского, он был выпущен еще при жизни батюшки. В музее проводятся экскурсии, а особо интересующиеся могут поучаствовать в мастер-классе по изготовлению сувенирного платка по старинной технологии.

    А еще в Павловском Посаде просто приятно побродить по тихим улочкам, полюбоваться на домики с резными наличниками и цветами на окошках, посмотреть с многочисленных мостов на речки Клязьма или Вохонка. И подышать чистым, почти деревенским воздухом – перед тем как сесть в электричку и вернуться домой.

    В блокнот паломнику:

    Добраться в Павловский Посад из Москвы можно:

    – на электричках горьковского направления с Курского вокзала до станции «Павлово Посад». Время в пути 1 ч. 10 мин. – 1 ч. 30 мин.

    – на автобусе № 386 от станции метро «Партизанская». Время в пути зависит от пробок на Горьковском шоссе: 1 ч. 20мин. – 2 ч. 30мин.

    – на автомобиле по Горьковскому или Новосовихинскому шоссе.

    Время в пути зависит от пробок и примерно составляет 1 час.

    Елена Ермилова,

    Похожие публикации