Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Велосипеды для зимней езды. Как насладиться зимней ездой на велосипеде? Кататься зимой на велосипеде можно, но грязно

Горожане делятся опытом и дают советы новичкам.

Ольга Корчагина

Как начала? В 2015 году впервые попробовала проехаться зимой на велосипеде, это была репетиция перед первым зимним велопарадом:) Раньше, когда работала в офисе, ездила на работу на велосипеде зимой, совмещая поездки с МЦК. Сейчас делаю это нерегулярно, но иногда случается. Например, могу доехать до кофейни или в магазин.

Оля со старой Меридой.

Готовишься ли специально к зиме? Раньше у меня был горный велосипед, который сменился городским Electra. Ни на одном из велосипедов я не меняла резину на шипованную. Честно говоря, я вообще не предпринимаю никаких мер для эксплуатации велосипеда зимой. Езжу, как в любое другое время года. Только обязательно мою велосипед после каждой поездки.

Больше всего зимой человеку на велосипеде мешают лужи, грязь и слякоть на дорогах - никому не хочется быть окатанным с ног до головы рядом проезжающим автомобилем.

Новая городская Электра.

Тем, кто ездит в тёплое время года, я советую не торопиться убирать свой велосипед на балкон. Попробуйте прокатиться зимой, и вы увидите, что нет ничего страшного в поездках на велосипеде при более низких температурах. Главное - утеплить ноги, руки и уши. К тому же, в феврале пройдёт третий зимний велопарад, чем не повод попробовать?

Афанасий Исмаилов

Вот уже 3 года я передвигаюсь на велосипеде в любую точку города независимо от погодных условий. К зимней езде я пришёл как-то самотёком что ли: осень подходила к концу, выпал снег и сыграл интерес - а как оно, по снегу-то ездить. Вот так с тех пор и езжу зимой на велосипеде.

Готовишься специально к зиме? Или же велосипед в таком же состоянии, как и зимой? Сам конечно утепляюсь, но это происходит постепенно, по мере похолодания и одежда соответственно меняется. А велосипед готовлю сбросом давления в колёсах - так надёжнее передвигаться по зимним дорогам.

Думаю, самым неприятным для велосипедиста зимой является (как не трудно догадаться) - холод, причем в движении он усиливается. Если тело и голову мы утеплим, то кисти рук и стопы ног все равно замерзнут, как бы мы их не утепляли. Поэтому периодически нужно, и это очень важно, совершать пешие прогулки, а лучше легкие пробежки, что бы исключить отмораживание конечностей.

Могу посоветовать ребятам, кто пока ещё задаётся вопросом о зимней велоезде, просто проявить интерес к этому - покатушки по снегу доставят много положительных эмоций. В противном случае всегда можно убрать велосипед на балкон или в гараж до наступления оттепели.

Алексей Трунов

Как давно ты передвигаешься на велосипеде зимой? Пока отъездил полностью только прошлую зиму, хотя на велосипеде езжу по Москве на работу, с работы, по делам - постоянно, примерно 20-25 км в день. Останавливали предрассудки: холодно, скользко, грязно.

Готовился как-то специально к зиме? Нет, специально ничего не делал, но выбрал для поездок из двух своих великов тот, который не жалко:) Понимаю, что реагенты, отрицательные температуры вряд ли будут влиять положительно на железо.

Простой велосипед, который Алексею не жалко.

В Москве - реагенты и грязь. Хотя можно найти дороги, на которых их меньше, но эта чёрная каша - самое ужасное зимой.

Что посоветуешь новичкам? Стоит попробовать. Без фанатизма, конечно, выезжать в −20° не нужно. Советую купить в спортивном магазине маленькие грелки, которые начинают греть, как только вытаскиваешь их из пакета. Это очень помогает если стали замерзать руки или ноги.

Анна Кузьмина

На велосипеде езжу с зимы 2015-го года, тогда поездки были единичные, в бассейн или в магазин, а зимой 2016-2017 перешла на постоянную езду.

Расскажи, как готовилась к зиме? У меня велосипед с планетарной втулкой, он менее предрасположен к неисправностям в холодное время года, но кое-что изменить мне все-таки пришлось. Некоторое время я ездила на летней резине и поняла, что конкретно в моем случае - это не безопасный вариант. От езды зимой я хочу получать те же преимущества: скорость, безопасность, комфорт. Во время езды на шипованной резине можно сохранять более резкий угол поворота, ты более устойчив на неутрамбованном снеге и у тебя выше манёвренность на льду. Покрышки я выбрала Schwalbe серии «Winter active». Ширина этой резины такая же как на родных покрышках, поэтому выглядят они гармонично и не увесисто.

A post shared by AnnKuzz (@annkuzz) on Dec 4, 2017 at 2:35am PST

Человеку в Москве в принципе мешает некачественная уборка улиц, химические реагенты и отсутствие инфраструктуры. Человеку на велосипеде мешают, как ни странно, те же вещи: во время сильных снегопадов бо́льшая часть велоинфраструктуры оказывается под снежным покровом, пользоваться ей не удобно и приходится использовать автомобильные дороги даже там, где предусмотрены велополосы. По обочине дороги скапливается грязь и реагенты, отказавшись от реагентов, как в Питере , можно сделать дороги белее, а велосипедистов счастливее, ведь по утрамбованному снегу гораздо приятнее ездить.

Каждый раз делая такие списки вещей для себя, все время удивляюсь, что погодные условия в конечном счете не попадаю в расчёт.

A post shared by AnnKuzz (@annkuzz) on Dec 15, 2016 at 11:17pm PST

A post shared by AnnKuzz (@annkuzz) on Nov 19, 2016 at 6:00am PST

Твои советы тем, кто только думает. Когда я делаю выбор между велосипедом и его отсутствием, я прежде всего апеллирую к собственному комфорту и времени. Сейчас поездки на велосипеде легко и приятно комбинировать с МЦК и пригородными электропоездами, автобусами. Ваша поездка может быть не настолько утомительной как на авто (с ежедневными 8-ми балльными пробками) и не такой дискомфортной как на общественном транспорте. Начните с малого, поймите какой тип езды вам комфортен зимой, сперва пробуйте ездить по делам в рамках района, затем комбинируя добавляйте к велосипеду другие виды транспорта, попробуйте планировать маршрут и обязательно уделяйте внимание одежде, чтобы на начальных этапах выбрать оптимальную для вашего темпа езды.

Андрей Бурков

Как давно передвигаешься на велосипеде зимой? Передвигаюсь второй год подряд. Хотя еще в школьные годы не составляло труда и проблем поехать с одноклассниками по району на велосипедах зимой. Впечатлений было даже больше, чем летом.

Специально не готовлюсь, лишь провожу базовое обслуживание и смазку узлов перед зимой. В остальном, велосипед в таком же состоянии как и летом. Даже колеса летние. Шипы нужны только если льда по дороге много, в остальных случаях в городе, где чистят дороги и тротуары, этого не требуется.


Велосипед Андрея, который он никак не готовит.

Что больше всего мешает зимой человеку на велосипеде? Самое главное, что не мороз. Мешает ветер и плохо почищенные дороги. От ветра можно утеплиться, а от плохо почищенных дорог не убежать. И если температура около нуля, то проблем с чистотой нет, но если ниже, то не отчищенный снег замерзнет в лёд, делая перемещение достаточно опасным и не комфортным.

Главный совет - проехать недалеко от дома и посмотреть на ощущения и самочувствие. Определить проблемы, как свои: где и что замерзает, так и велосипеда: если что-то работает не в привычном режиме.

Андрей Гришин

Я живу в Москве шестой год и с самого начала у меня появился здесь велосипед. Сначала передвигался на нём только в тёплое время года. Но вот уже четвертый год велосезон для меня не заканчивается с наступлением зимы и холодов.

Первым делом приобрел зимнюю шипованную резину - с ней более увереннее стал ездить зимой по снегу. В остальном особо не готовлюсь, хотя на холодное время года не мешало бы смазку поменять на зимнюю, а то с летней сложнее ехать в холод, велосипед дубеет и идет тяжелее.

Что больше всего мешает зимой? Снег на дорогах и обледенения на съездах и бордюрах - можно неплохо навернуться, если не держать крепко руль.

Советы для тех, кто убрал велосипед на балкон. Будьте смелее! Если не на работу, то на прогулку в парк можно смело ехать. Для этого нужно обработать движущиеся детали - цепь и т. д., зимней смазкой, поменять обычные покрышки на зимние шипованные и одеваться так, чтобы не запариться.

Маргарита Леонова

К зиме нужны крылья - чем длиннее, тем меньше грязи на одежде. Тормоза заполняются кашей и стачивают обода и диски, поэтому ножной тормоз или вариант фиксированной передачи будет надежнее. На велосипеде должно быть много света: гирлянды и прочее светочудо радуют окружающих и делает велосипедиста заметнее.

Подсветка на колесе радуют окружающих и делает Риту заметнее.

Мешает дрист, который лежит в той части дороги, где спокойно можно было ехать летом. Т. е. те 40 см проезжей части становятся местом, где можно уйти в занос, не заметить люк и стать очень грязным. С другой стороны, пешеходов становится меньше - можно занимать тротуары, там почище.

Посоветуй что-нибудь тем, кто думает. Пока есть реагенты - можно убирать велосипед на балкон. Либо приобрести велосипед, который не жалко:)

Евгений Гуляев

Передвигаюсь зимой последние два года. Первый раз поехал, когда возникла необходимость доехать в соседний район поздно вечером, чтобы не ждать ОТ или не идти пешком.

При разумном подходе – абсолютно безопасно ездить зимой на велосипеде, но требуется учесть некоторые особенности

9919 1

Многие из тех, кто читает эту статью, задумывались над такими вопросами, как: не опасно ли ездить зимой на велосипеде? А не случится ли что-нибудь с велосипедом? Как подготовить велосипед к зимним поездкам? Как ездить по гололёду и снегу? Какие тонкости нужно учесть, в такой велопрогулке?

Ездить на велосипеде зимой – не опасно , а очень полезно и увлекательно! Ниже я отвечу на возможные вопросы и дам советы, чтобы зимние поездки принесли положительные эмоции и хороший опыт!

Опасно ли ездить на велосипеде зимой?

При правильном подходе – зимний велоспорт безопасен и сравним с обычной ездой в тёплую погоду по сухому асфальту. Есть некоторые тонкости, которые требуется соблюдать во время езды и учитывать при выборе экипировки. Кто-то считает, что велосипед - летнее средство передвижения, которое абсолютно не совместимо с зимой. Из всех, кого я знаю, так говорили лишь те, кто ни разу не пробовал этого. Кто решился на это, последующие зимы активно катаются по городу и городским паркам.

При разумном подходе – абсолютно безопасно ездить зимой на велосипеде, но требуется учесть некоторые особенности.

Опасен ли холод и как подготовить велосипед к зиме?

Велосипед – простой технический механизм, который без каких-либо последствий способен выдержать самую морозную погоду (есть некоторая тонкость с гидравлическим тормозом, старые модели могут испортиться в морозную погоду, но те, что ставятся на современные велосипеды способны выдержать «русскую» зиму).

При температуре менее 15 - 20 градусов выезжают опытные райдеры, которые знают свои способности и способности своего велосипеда.

Для любителей я бы назвал «комфортной» температуру до - 15 градусов. При такой температуре – с любым велосипедом не будет каких-либо проблем. Единственное, что происходит – густеет смазка на тросиках\в подшипниках\переключателе\ и т.д. Из чего следует, что могут более туго переключаться скорости\нажиматься тормоз. Для того чтобы минимально ощутить данную проблему – следите, чтобы все жизненно важные элементы велосипеда были смазаны (желательно раз в месяц «обновлять» ). Амортизированная вилка тоже становится менее «мягкой» на холоде, что также требуется учесть.

Давление в колёсах нужно сделать послабее, чтобы было хорошее сцепление со снегом и льдом, стоит поставить «позубастее», в противном случае она будет скользить и пробуксовывать. Зимой рано темнеет, а в тёмное время суток лучше использовать , что позволит видеть вам и вас.

Холод для велосипеда не опасен, если он подготовлен к зиме:

  • Следите за смазкой
  • Сделайте давление в шинах слабее (от 1.5 до 2.0 атмосфер)
  • «Зубастая резина»
  • Оснастите велосипед фонарями

Особенности езды на велосипеде по гололёду и снегу

Зимой требуется аккуратность, когда на дорогах встречается лёд. Стоит понимать, что сцепление у колёс заметно хуже, чем летом, и тормозной путь увеличивается.

Тормозить лучше, нажимая на оба тормоза, но сначала нажимайте на задний тормоз, а уже затем, с меньшей силой, на передний! Для сохранения устойчивости, не вдавливайте ручку «до упора», аккуратно подтормаживайте, не давая заблокироваться колесам.

Не стоит тормозить на поворотах, требуется сначала замедлиться, а уже потом начинать поворачивать. На тормозных колодках может скапливаться влага и их требуется чаще «просушивать». При повороте нужно стараться не наклонять велосипед, ведь на скользком участке он может выскользнуть в сторону.

В гололёд, движения должны быть плавными, требуется крайняя осторожность, а лучше избегать таких участков.

Езда по рыхлому снегу – хорошая фитнес тренировка! В этом может помочь только выносливость, накаченные ноги и энтузиазм.

Скорость на переключателе поменьше, педали крутим быстрее и вперёд! Темп езды требуется подбирать индивидуально, он должен быть умеренно быстрый, чтобы не замёрзнуть.

При езде на скользких участках требуется максимальная аккуратность и плавность движений:

  • Тормозите, зажимая оба тормоза, но обязательно, сначала нажать задний тормоз, а затем, с меньшей силой, передний
  • При торможении не допускайте полной блокировки колёс
  • Чаще «просушивайте» тормозные колодки
  • Поворачивайте плавно, стараясь не наклонять велосипед
  • При езде по рыхлому снегу – поставьте маленькую скорость на переключателе и с равномерным усилием, не останавливаясь, крутите педали
  • Подберите для себя оптимальный темп езды (под каждый тип поверхности)

Выбор одежды – важнейший элемент в велосипедной прогулке в холодную погоду. Если оденетесь тепло – есть возможность быстро вспотеть, если оденетесь холодно – можно замёрзнуть. Этому вопросу требуется уделить большее внимание, и для него требуется отдельная статья, с которой вы познакомитесь позднее.

Спасибо за внимание, особенно тем, кто прочитал до конца! Круглогодичного сезона и попутного ветра!

[email protected]

Жители Дании, Норвегии, Швеции активно передвигаются на велосипедах и летом и зимой. Граждане Латвии, Литвы и Эстонии отвозят зимой на велосипеде детей в школу, добираются на нём каждый день на работу. Любовь к велосипеду и закалка в суровых погодных условиях позволила многим жителям этих стран стать признанными спортсменами.

Зимой в Голландии, Китае ни снег, ни холод не мешает тысячам людей передвигаться на велосипедах. Просто они привыкли круглогодично ездить на легком двухколесном транспорте и не понимают, как можно обойтись без него. В России и Украине тоже можно успешно кататься зимой на велосипеде. В конце концов, катание зимой на велосипеде может доставлять радость.

Преимущества зимнего катания на велосипеде по сравнению с летом

  • Зимой нет насекомых.
  • Осадки в виде снега зимой несравнимо приятнее дождика летом.
  • Мороз гораздо легче вытерпеть, чем жару летом. Зимний холод не чувствуется при активном вращении педалей.
  • Велосипед после поездки по снегу намного чище, чем после езды по грязи и пыльным дорогам.
  • Зимой меньше риск проколоть колёса, поскольку колючки, гвозди, стекла, консервные банки засыпаны снегом.
  • На мягком снегу покрышки меньше стираются, чем на твердом асфальте.
  • Езда на велосипеде по глубокому снегу – это настоящий спорт, в отличие от летних прогулок.
  • Зимнее катание значительно повышает опыт езды на велосипеде.

Особенности езды зимой

Дорога зимой меняется до неузнаваемости . Асфальтированная дорога, на которой не было ни одной ямы летом, зимой может покрыться неровной ледяной коркой. Грунтовые пути с несколькими лужами, зимой чаще всего, становится труднопроходимой дорогой с глубокими колеями. Желательно для зимнего катания заменить шины на велосипеде на другие с более высоким и широко расставленным протектором. Шипованные шины пригодятся лишь для езды по чистому льду, где-нибудь по замерзшим рекам или озерам.

На поверхности кристаллов снега и льда находиться пленка воды толщиной в несколько сотен молекул. При понижении температуры вода на поверхности льда становиться более вязкой, и сцепление со льдом и укатанным снегом становиться немного выше. При уменьшении времени контакта со снегом и льдом меньше тепла передается им от шины, и пленка воды на поверхности меньше растекается. Чем холоднее на улице, и чем выше скорость движения по прямой, тем лучше сцепление с обледенелой дорогой.

Зимой очень рано темнеет и чаще всего приходится ездить в сумерках и темноте. Поэтому очень важно велосипед оснастить фарой, обязательно, задним фонарем и дополнительными светоотражателями.

Зимой сильно ухудшается видимость на дорогах , так как чаще всего дни стоят пасмурные, идет небольшой снег, бывает и туман. Для своей безопасности необходимо надевать яркую одежду, и лучше всего со светоотражающими элементами.

К выбору одежды для зимней поездки на велосипеде, нужно относиться обдуманно. Одеваться нужно в три слоя: трикотажный или шерстяной тренировочный костюм, толстый синтетический спортивный костюм, не продуваемая спереди и пропускающая воздух на спине куртка с капюшоном. На ноги одеть тонкие синтетические и толстые шерстяные носки, обуться можно в кроссовки. На руки, также многослойно, надеть сначала тонкие флисовые или шерстяные перчатки, а затем кожаные перчатки или варежки. На голову насунуть вязанную шерстяную шапку или флисовую балаклаву, а сверху накинуть капюшон.

Выбор одежды и экипировки очень важен

При низких температурах смазка становиться более вязкой . Воздушно-масляные и пружинно-масляные амортизаторы становятся более жесткими. Тросы в кожухах с застывшей смазкой, а особенно с замерзшей водой, перемещаются с большим усилием, при этом становится тяжело переключать передачи, нажимать задний тормоз. Густая смазка быстро выдавливается из подшипников во втулках, каретке, рулевой колонке. Застывшая смазка на цепи вперемешку с налипшим снегом очень быстро удаляется.

Пластмасса на морозе становится хрупкой . При ударах можно сломать крепеж велокомпьютера, фонаря, светоотражателей. Вилка с эластомерным амортизатором затвердевает на морозе и перестает срабатывать.

Давление газа в герметичных емкостях при снижении температуры падает . Если выкатить велосипед с отапливаемого помещения на холод, то бесспорно снизится. У воздушно-масляной вилки снижается на холоде жесткость, поэтому перед выездом на улицу рекомендуется в её амортизаторы накачать немного воздуха.

Зимой высокая влажность воздуха . Стальные и хромомолибденовые рамы, хромированные крылья, спицы, переключатели скоростей и другие металлические детали велосипедов зимой склонны к коррозии, особенно при контакте с соленой водой. После каждой поездки сметайте мягкой щеткой с длинными щетинами снег и воду с велосипеда, и вытирайте его большой тряпкой насухо. Болты, гайки, пружины в переключателях, все резьбовые и контактные соединения нужно покрывать проникающей смазкой из баллончика.

Особенности прохождения поворотов

Поворачивать на скользкой дороге всегда нужно по большому радиусу, чтобы чрезмерно не наклонить велосипед. В повороте, передавая усилие на заднее колесо, вы стабилизируете траекторию движения, исключая занос – как и на любом заднеприводном транспорте. Выполняя поворот желательно крутить педали, аналогично нажатию на педаль акселератора автомобиля с задним приводом или вращению ручки газа на мотоцикле.

Совершая поворот тормозить опасно, а нужно заблаговременно снижать скорость по прямой, до вхождения в поворот.

Резко повернуть в глубоком снегу не получится – протектор шины не успеет, как следует, зацепиться за плотную основу, и колесо сразу же занесет. Также не следует наезжать в поворотах на снежные комки или участки со снежной кашей.

Торможение зимой

Зимой при торможении главная проблема в том, что нет возможности экстренно остановиться, если потребуется избежать столкновения с машиной, пешеходом или ямой на пути.

На прямом участке можно нажимать на оба тормоза, но сначала нужно давить на задний, а затем, с меньшим усилием, прижимать рычаг переднего тормоза.

На спуске или при резком «полицейском» развороте на снегу будет полезен только задний тормоз – в этих случаях он работает как стабилизатор траектории движения. На спуске передний тормоз дополнительно к заднему позволительно подключать, но только если есть уверенность в надежности сцепления колес с дорогой.

Неплохо себя по эффективности зарекомендовал способ торможения, имитирующий работу ABS на автомобилях и мотоциклах, когда на рычаги тормозов нажимаешь прерывисто: нажал – отпустил, с высокой частотой. Колеса при импульсном захватывании колодками не успевают заблокироваться, и занос не возникает.

Ещё одно важное замечание – если ездить на велосипеде по глубокому снегу или пробить снежный нанос, то снег попадет на тормозную дорожку обода или тормозной диск. После этого, даже при сильном нажатии на ручки, тормоза будут очень плохо срабатывать, потому что между ободом и колодками или тормозным диском и колодками образуется водяная пленка от растаявшего снега. Очень важно после проезда заснеженных участков или луж тормозные колодки «просушить», медленно нажимая на тормоза до того момента, когда они начнут срабатывать.

Передвижение по городу зимой

Зимой правый край проезжей части, где разрешено передвигаться велосипедистам, на большинстве дорог засыпан счищенным снегом или покрыт неровным слоем льда. После снегопада полосы для движения автомобилей сужаются, на них часто образуются обледенелые колеи. В этом случае кататься на велосипеде нужно только на второстепенных дорогах. Загруженные автомобильные дороги иногда можно объехать по пешеходным дорожкам, дабы не подвергать себя повышенной опасности при разъезде с бесконечным потоком машин.

По раскатанной снежной каше лучше не ездить – крутить педали по ней тяжело, а скорость движения сравнима со скоростью пешехода. Раскатанный снег, комки снега разумнее будет объехать.

По узкой колее желательно не ездить, не имея большой опыт вождения велосипеда. Выезжать из колеи очень трудно, а неудачная попытка выскочить из неё заканчивается падением.

Еще одна опасность – зимой бордюры засыпаны снегом, и довольно сложно определить: где под снегом находится бордюрный камень. Переезжая с проезжей части на тротуар, нужно снижать скорость и заранее поднимать переднее колесо, а лучше остановиться и перенести велосипед. Врезавшись с разгону в высокий бордюр можно не только сломать спицы или пробить камеру, а также сломать вилку.

Прогулки по лесу

По тонкому рыхлому слою снега нисколько не сложнее передвигаться, чем по слою опавших листьев. Сцепление шин велосипеда с заснеженной лесной тропинкой ничем не хуже, чем с грунтовой дорогой после летнего дождика.

При подъеме в засыпанную снегом горку нужно давить на педали вставая на них, при этом перемещая корпус то к рулю, то к седлу, для поддержания устойчивости велосипеда. Хорошо распределяет центр тяжести и сохраняет устойчивость велосипеда амортизированная вилка.

Затормозить, повернуть, спуститься с горки по снегу так же выполнимо, как и по песку или размякшей земле после дождя. Немного осторожнее нужно быть при выполнении виражей возле деревьев и ям, так как под снегом могут находиться достаточно толстые ветки, кучи листьев и сухой травы, в которые переднее колесо упрётся и его сразу же занесёт.

По укатанным лесным дорогам кататься не только легко, а очень приятно – колеса хорошо катятся по твердой поверхности, велосипедом управлять просто, и остается лишь наслаждаться прогулкой.

Видео на тему подготовки велосипеда к холодному сезону:

Преодоление участков покрытых льдом

Давно уже написаны и успешно применяются многими поколениями велосипедистов правила езды по льду.

  • Нельзя поворачивать сидя на велосипеде.
  • Нельзя вращать педали, вставая на них.
  • Нельзя вертеть головой.
  • Нельзя тормозить, пока не проедешь лед.

На шинах с высоким и широким протектором можно уверенно ездить по ровному льду, особенно если его поверхность шероховата и покрыта примерзшими снежинками. Если поверхность льда покрыта буграми и колеями, тогда удобно будет ездить только на шипованной резине.

Давление в шинах, даже в шипованных, для езды по льду рекомендуется снизить. При увеличении площади контакта с дорогой, хотя и увеличивается сопротивление качению, но зато значительно улучшается сцепление шины со льдом.

Вывод прост и конкретен – кататься зимой на велосипеде несложно, особенно, если к этому готов, как сам велосипед, так и его хозяин.

Продолжить зимнюю тему решили нестандартным способом. Представьте картину… зимний город, ранее утро, немного вьюжит. Народ, содрогаясь, спешит в теплое метро. И тут взгляд падает на велосипедиста, спокойно перестраивающегося между рядами машин. Не только глаза круглыми станут. Как представишь, что холодно и скользко, так страшно становится. А если серьезно, можно ли кататься на велосипеде зимой?

Оказывается, велосипед хорош, как круглогодичный транспорт. Достаточно посмотреть на норвежцев, шведов или финнов -ездят в любую погоду. Тогда чего боимся мы? Давайте разбираться, чем грозят российским велосипедистам зимние дороги. Возможно кто-то и пересядет на этот экологичный транспорт.

Как кататься на велосипеде зимой

Закономерный вопрос – как можно ездить, если скользко? Не поверите, не скользко. Вернее, ситуация аналогична поездки на авто. Сцепление с поверхностью идет по одинаковому принципу. Разница только в количестве точек опоры. Но тогда пешком не надо ходить 🙂 Почему идущий по льду валится либо вперед, либо назад? Опорная конечность теряет сцепку во время движения. Такое, знаете ли, контролируемое падение. С великом ситуация иная.

Тут только набок завалишься. Причины падений одинаковы с автомобилем, который занесло. К примеру, резкий поворот на льду, не снижая скорости или резкое торможение. То есть, соблюдаем скоростной режим, держимся уверенно… и спокойно катим себе. Именно! Резиновая покрышка держит лед лучше зимней обуви, за редким исключением. Так что вероятность падения у пешеходов гораздо выше.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ… что разработаны целые научные труды по принципам движения велосипеда? Оказывается, транспортное средство постоянно пребывает в состоянии динамического равновесия. То есть велик стремится упасть, а велосипедист не дает этого сделать 🙂 Еще один интересный момент – эффект шимми. На больших скоростях передний обод начинает вибрировать. Это связано с резонансом конструкции, а не с плохой сборкой.

Для безопасной езды потребуется всего ничего – зимние покрышки. И то, если ездить ежедневно по несколько раз. Например, на работу или занимаясь спортом. Для редких выездов подойдет обычная резина. Только она должна быть нормально, не лысой, как коленка. И соблюдаем правила вождения – никаких резких поворотов, перекладываний на скоростях и прочих экстремальных движений.

Ширина велосипедной резины небольшая. Протекторы по бокам ну никак не могут цеплять снег, тем более лед. Это еще один аргумент в пользу спокойной езды без выкрутасов. Если есть авто, должны понимать значение зимней «обувки». Осталось вспомнить еще одну опасность. Страшнее льда только неровный наст.

Вспомните лето. Наскочили на бордюр, попали на скорости в кучу ямок и неровностей – удержать велосипед стоит немалых трудов. А теперь представьте слежавшийся снег с выбоинами, наростами и трещинами. Никогда не угадаешь, в какую сторону понесет велик. И таких мест на зимней дороге достаточно. Как чистят тротуары и края проезжей части, объяснять не нужно. В этой ситуации помогает лишь одно – крепко держим руль. Его рвет, а мы держим.

Кататься зимой на велосипеде можно, но грязно

Сравнивая Скандинавию с нашими городами, замечаешь одну деталь. Среднестатистический российский город грязнее финского или шведского. Это еще мягко сказано 🙂 Удивительно другое. Да, зимой в городах бурая ледяная жижа из песка, соли и воды. Но! Частенько пешеходы и водители приходят домой грязнее велосипедистов. Факт кажется странным, но только пока не подумаешь и не прикинешь, что к чему.

ВАЖНО! Езда на велосипеде может стать отличным способом поправить здоровье. При заболеваниях суставов, например, артрите, противопоказаны многие тренировки. Велосипед или велотренажер позволяет снизить нагрузку на колени и тренироваться. А зимняя езда станет дополнительным способом закаливания и укрепления иммунитета.

Два момента. Первое, правильного размера «крылья», которые к тому же правильно установлены 🙂 Велосипедист едет по той же грязи, что и машины. Грязь отсекается аналогичным образом. Ну и главная причина чистых ног – легкая обувь. Именно так. Звучит странновато, но задумайтесь. В тяжелой зимней обуви человек, не задумываясь, наступает в грязь. А в кроссовках, особенно белых, стремишься выкрутиться.


Обобщим. Защита от брызг обязательно. Забудьте про короткие спортивные крылья. Красиво, спору нет, но летом. Ставим полноразмерные, максимально закрывающие. Заднее крыло должно быть до середины по высоте, переднее выдвигаться далеко вперед. Теперь насчет одежды. В идеале – зауженные велосипедные штаны. Но если спешим в офис или на встречу, придется возить сменку. Не сильно удобно.

Можно ли кататься на велосипеде зимой

Плавно переходит к вопросу «А не холодно зимой на велосипеде?». Если не стоять на месте, минус 10-15 градусов не доставляют неприятностей. Замерзнуть можно во время прогулочной езды, эдакого неспешного катания по парку 🙂 А тренировка или поездка на работу – приличная нагрузка, заставляющая организм работать. Избыточного тепла вырабатывается столько, что в пору снимать лишнее.

Вспомните бегунов или лыжников. Видели хоть одного в пуховике или дубленке? Вопрос одежды во время физических нагрузок, сугубо индивидуален. Кому-то достаточно свитера из флиса и легкой ветровки, другие комфортно чувствуют себя в шерстяной водолазке, третьим подавай одежду потолще. Решайте проблему экспериментальным путем. Подбирайте комплект, в котором не будет ни жарко, ни холодно.

СОВЕТ. Как подготовить велосипед к зиме? Идеальный вариант наличие второго велика со скромной обвеской и более жесткой вилкой. Но не всегда есть возможность потратиться на второй агрегат. Перед выездом дайте «привыкнуть» металлу к холоду. Подержите велосипед в подъезде минут 15. После каждой поездки очищайте раму и движущиеся части от снега, наледи, песка и соли. Появившиеся царапины советуем обезжиривать и сразу закрашивать.

Что же необходимо:

  • Термобелье;
  • Штаны;
  • Ветровка;
  • Ботинки;
  • Шапка;
  • Перчатки;
  • Очки.

«Капустный » принцип хорош и в этой ситуации. Лучше приобрести специальное белье. Слой должен «дышать», не давать скапливаться влаге и лишнему теплу. Если катаемся постоянно, экономить не стоит. Еще один аргумент в пользу специального белья – защита внутренней стороны бедер. Можно поддеть треники, а то и пару, но лучше термобелья, ноги ничто не защитит. Вторым слоем пойдут теплые свободные джинсы или штаны для лыжных прогулок.


Корпус одеваем в толстовку или легкую водолазку. Хороший вариант – одежда из флиса. Держит тепло, не изнашивается, пропускает влагу и воздух, мгновенно сохнет. К тому же материал приятен на ощупь и не вызывает дискомфорта. Поверх ветровка. Забудьте про пуховики, кожанки и шерстяные куртки. Нужна защита от ветра и осадков. Тепло накрутится педалями 🙂 Можно купить специальную куртку или воспользоваться плотными легкими моделями.

Особое внимание уделите обуви, перчаткам и шапке. Эти части замерзают быстрее, меньше нагрузка. Комфортно ездить в треккинговых ботинках, если тренируетесь. На работу одевайте привычные теплые ботинки. Лишь бы комфортно себя чувствовать во время езды. Все-таки, педали крутить придется 🙂 Для головы идеальны теплые балаклавы, которые запросто купишь в магазине спорттоваров или для охотников. Можно использовать обычную вязаную шапочку.

Советуем ездить в шлеме. Так что подбирайте шапку, исходя из этого. Для защиты рук подойдут перчатки из флиса, трикотажа или не слишком здоровые модели для горных лыж. Главное, выдержать грань между теплом и удобством управления. Толстые перчатки могут ограничивать движение пальцев, а в городских условиях нужна быстрая реакция. Даже не думайте выехать без перчаток. Пять минут при минус 5 превращают кисти в нечувствительные культяпки!

Как подготовить велосипед к зиме для катания

Велик, конечно, попроще мотоцикла или автомобиля. Но движущихся частей хватает, поэтому придется озаботиться состоянием велосипеда. Обязательно проверьте системы перед морозами. Для удобства разобьем конструкцию на составляющие: тормозная система, переключение скоростей, педали, сиденье, велозамок, бортовой комп и сигналка.

  • Тормоза. Тут, главное, помнить о длинном тормозном пути. Зима, однако 🙂 Если система дисковая, можно не заморачиваться. Следим за чистотой и все. С ободной системой ситуация сложнее. Достаточно небольшого морозца, чтобы тормоза встали колом. Придется разогревать. Выбираем свободное место и тихонько катимся. Чуть притормозили, едем дальше. Еще раз пробуем слегка тормозить. Десяток другой попыток, и система готова к нормальной работе.
  • Переключение скоростей. Длительное стояние на улице не проходит даром для рычагов, тросиков и «звездочек». Даже без осадков элементы могут покрыться наледью, в результате запаришься переключаться на нужную скорость. Банальный проскок. Выберите оптимальную передачу и не меняйте ее в течение поездки. В сильные морозы и гололед – это оптимальный вариант. При нуле или минус пять система работает, как часики.
  • Педали покрываются льдом чуть ли не быстрее колес. Перед поездкой удалите замерзший снег и грязь. Помните, обратные стороны педалей редко имеют зацепы. Если в теплое время без разницы, как жать на педали, зимой стоит следить за положением стопы. Чем крепче рамка вдавливается в ботинок, тем безопаснее езда.
  • Бортовой комп лучше не использовать. 99 процентов велокомпьютеров «умирают» при минус 5-10 градусах. Производители не рассчитывают на такое использование своей продукции 🙂 Возможно, комп просто отключится, но может скончаться навсегда. Так что рисковать не стоит. Обойдемся без навигации и музыки. Есть несколько всепогодных моделей, которым без разницы внешние условия. Но редкость редкостная, да и стоят немало.

ИНТЕРЕСНО. Современные велошлемы мало отличаются друг от друга. За десятилетия конструкция устоялась, найдены оптимальные решения для максимальной безопасности. Особых различий между моделями в одном ценовом ряде нет. Поэтому выбирайте защиту чисто по эстетике. В первую очередь, размер, затем цвет и форма.

  • Сиденье. Запаситесь куском мягкой натуральной ткани. Можно использовать салфетки из микрофибры. Перед каждой поездкой протирайте сиденье. Зачем садиться на воду или снег? Некомфортно и для здоровья вредно.
  • Велозамки и сигналки. Замерзнуть может замок любого типа. Особенно в слякоть или дождь. Будьте готовые отогревать. Хорошо помогает кипяток, но придется возить с собой термокружку. Достаточно быстро действует спрей «WD». Кстати, проще разморозить замок с ключом, чем кодовый. Что касается сигналки, лучше перейти на «дуделку». Тональность сменится, не без этого. Зато громкость никуда не денется. А большего и не нужно 🙂

Как кататься на велосипеде зимой – простые правила

Привыкайте к изменившимся условиям. Другая температура, другая влажность, другое состояние дороги. И ездить придется по-другому. Несколько простых правил помогут удержать велосипед и насладиться ездой:


  • Держите среднюю скорость. Никаких резких разгонов и торможений. Дистанция до препятствий должна быть минимум раза в два больше, чем летом. Тормозной путь увеличился, так что внезапный пешеход или перестраивающееся авто могут нарисоваться внезапно. Лучше быть готовым заранее;
  • Передвигайтесь по расчищенным участкам пути. Понятное дело, что маршрут знакомый, знаем все дворы и закоулки. Вот только эпопея со снегом и наледью может закончиться опозданием на работу или встречу. Дай бог, не падением. Тьфу, тьфу, тьфу… и по дереву;
  • Не важно, где стоит велосипед, подстилайте ткань. Какое-нибудь не нужно покрывало, простынь и тому подобные вещи. Грязные лужи явно не украсят интерьер квартиры или офиса;
  • Элементы конструкции постоянно в воде. Постарайтесь раз в неделю просушивать и смазывать движущиеся части. На велике еще летом кататься 🙂

ЗЫ. Возможно, мы что-то упустили. Дополняйте своими комментами. Главное, не бояться зимних поездок. По-большому счету, нет ничего экстраординарного и кошмарного. Есть небольшие особенности, да и только. В конце концов, мы что, слабее шведов с финнами!

Похожие публикации