Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Творческие работыпо русскому языкув V—VIII классах. Виды творческих работ по русскому языку Творческие работы учащихся по русскому языку

Разбудить в учащихся интерес к русскому языку помогают уроки творчества: во-первых, они могут отличаться высокой эмоциональностью, во-вторых, совершенствуя речь учащихся, мы тем самым помогаем ученику в учебной работе и по другим предметам, в –третьих, организуем ситуацию успеха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая работа на уроке русского языка

Кекух Ольга Леонидовна

«Интерес к учению,- писал Сухомлинский,- проявляется тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

Разбудить в учащихся интерес к русскому языку помогают уроки творчества: во-первых, они могут отличаться высокой эмоциональностью, во-вторых, совершенствуя речь учащихся, мы тем самым помогаем ученику в учебной работе и по другим предметам, в –третьих, организуем ситуацию успеха.

Остановлюсь на сочинении-миниатюре. К сочинению-миниатюре в школе отношение особое, поскольку подготовка к такой работе связана с нахождение материала, который побудил бы желание ребят откликнуться.

Написанию творческих работ предшествует подготовительная работа: не только словарная и лексическая.

Понять окружающий мир, увидеть необычное в обычном поможет мир искусства.

Темы беру разные: «Музыка дождя», « Шепот осенних листьев», « В этот погожий сентябрьский денек» и т.п.

Например, сочинение-миниатюра «Пробуждение весны».

На уроке обращаемся к лирическим произведениям мастеров художественного слова, учащиеся рассматривают репродукции картин, иллюстрации, звучит классическая музыка («Времена года» Чайковского) - обращение к миру искусства считаю необходимым условием активизации творческого потенциала учащихся.

Развитие творческих способностей считаю одной из важных составляющих любого урока русского языка, не только развития речи.

Так например, опора на текст в качестве исходного или образцового дает возможность развивать у уч-ся чувство стиля, жанровой обусловленности высказывания, умение отбирать языковые средства.

Основой для построения высказывания может стать практически любое художественное произведение, которое изучается на уроках литературы или входит в круг самостоятельного чтения, независимо от объема и жанра.

Поскольку русский язык и литературанеразрывно связаны в курсе средней школы большая часть практического материала берется мной из произведений классиков.

Это может быть

практическая часть к монологическому ответу на уроке

Работа над высказыванием известного драматурга

Отрывок из прекрасного художественного произведения при работе над орфограммами + лингвистический анализ текста.

А такая форма работы, как создание дидактического материала к урокам, создает особое позитивное творческое отношение к учебному процессу. Создается модель учения с увлечением.

Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком. Иначе, как говорится, с водой можно выплеснуть и ребенка.

Через творческие работы (лучшие из них демонстрируются на постоянно действующем стенде « Проба пера»)можно выйти на детскую одаренность.

Творческие способности учащихся развивает и учебно-исследовательская работа на уроке,как одна из эффективных форм повышения качества образования.

Наши ученики – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит на уроке русского языка нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией.

Еще Дистервег говорил, что «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».

Компьютер становится не только помощником, но и незаменимым инструментом практически любой составляющей урока.

Я к этому шла в три этапа.

1 этап - создание ЦОРов выпускниками (сейчас это студенты), которые я использую на уроках как дидактический материал;

2 этап – мое обучение на курсах и создание собственных ЦОРов;

3 этап – привлечение ребят среднего звена (это мои семиклассники) к исследовательской деятельности. Которая, повторюсь, развивает творческие способности.

ИКТ – технологии, позволяющие уч-ся самостоятельно искать,о обрабатывать, анализировать и усваивать информацию из различных источников + наполняют уроки новым содержанием, являются фактором, влияющим на повышение качества образования.

Перед учащимися ставлю цель: научиться находить, отбирать и конкретизировать материал (конкретно по теме).

За курс 7-го класса такая работа проделана по всем темам.

С каждым уроком увеличивается количество желающих этим заниматься. Сложились даже постоянные творческие группы.

Все это есть у меня на электронных носителях – прекрасный дидактический материал к любому уроку.

На начальном этапе это выглядело просто в форме презентаций.

Сейчас это уже вполне законченные исследовательские, творческие работы.

Например, творческие группы самостоятельно изучают тему «Частица» - последнее, что мы изучаем в 7 классе:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТЫ (теоретические знания)

Задание « ПРОВЕРЬ СЕБЯ»

ТЕСТ

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА

ФОРМА КОНТРОЛЯ: СОЧИНЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (уже в 7 классе работа над частью «С» ЕГЭ).

Это творчество, побуждающее к знанию. Ожидаемый результат – повышение качества образования.

Я думаю так, опираясь на собственный опыт, компетентность, фантазию учитель и ученики в совместной деятельности раскроют секреты языка, приобщатся к искусству слова, испытают свои силы в исследовательскойдеятельности и речевом творчестве.


В методическом литературе все чаще появляются статьи учителей-словесников, рассказывающих об опыте проведения различных видов работы по развитию речи учащихся. И это понятно: однообразие видов работы создает скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, словесник должен шире использовать различные виды творческих работ. Проведение их на уроках русского языка является эффективнейшим приемом закрепления знаний учащихся.

Задачу добиться творческого подъема в классе и тем самым способствовать прочному усвоению родного языка поставили перед собой учителя средней школы Ха 12 г. Армавира Краснодарского края Д. А. Бойко, М. А. Яровая, А. Н. Нелина.

Об опыте работы этих учителей и о своей работе я рассказываю в брошюре.

А. Астафурова.

Скачать учебник СССР - Творческие работы по русскому языку 1962 года

Программа STDU Viewer - это универсальный инструмент позволяющий легко просматривать документы многих форматов, в том числе и файлов DjVu, PDF и TIFF ............

Лексические явления изучаются в течение очень короткого времени, поэтому возникает потребность в дальнейшей система-тической работе, направленной на повторение и закрепление пройденного в связи с изучением нелексическйх тем.

Выделяются следующие два направления в работе по лекси-ке при изучении словообразования и морфологии, а также в процессе формирования орфографических умений и навыков:

1)лексикологические задания по содержанию текстов упраж-нений и 2) лексические задания в связи с изучаемыми нелекси-ческими понятиями.

Для повторения лексики в связи с анализом языка текстов упражнений отобраны следующие понятия: «многозначность слова», «переносное значение слова», «синонимы», «антонимы». Работа над ними ведется в связи с выяснением их функций в тексте. Для этого в учебнике даны следующие типы дополни-тельных вопросов и заданий по лексике: 1) В каком лексиче-ском значении употреблено выделенное слово? В прямом или в переносном значении употреблено в тексте выделенное слово?

2)Для какой цели использованы синонимы в тексте? К какому слову в тексте являются синонимами такие-то слова? 3) Объяс-ните лексическое значение выделенного слова. 4) Объясните, почему в тексте использованы данные слова, а не другие.

5)В каком из значений выделенное слово является антонимом данному слову?

Для повторения лексики при изучении нелексических тем отобраны следующие понятия: «лексическое значение слова», «синоним». Лексическое значение слова оказывает влияние на образование новых слов и форм слов, на сочетание слов в пред-ложении. Употребление синонимов тесно связано с построением текста. В учебнике сформулированы следующие виды повтори-тельных заданий. В разделе «Слоцообразование»: 1) Какой значимой частью слова вы воспользуетесь, чтобы объяснить лек-сическое значение такого-то слова? 2) Почему к словам стол, стул и подобным не прибавляется суффикс -тель, а к словам учить, исследовать прибавляется? 3) С помощью чего в таком-то слове выражено уменьшительно-ласкательное значение?

В разделе «Морфология»: 1) Почему во множественном чис-ле от слова лист образуется две формы - листы и листья? 2) Почему слова типа Ваня (Петров) не имеют множественного числа? 3) Почему от слова березовый нельзя образовать крат-кую форму? 4) От какого глагола (в упражнении) нельзя обра-зовать форму 1-го лица ед. числа?

Дополнительные задания выполняются после основного. Желательно сопровождать работу над ними краткими коммен-тариями учителя о взаимосвязях между изучаемыми языковыми явлениями.

Знания и умения учащихся проверяются на всех этапах ра-боты по лексике: в процессе изучения лексических понятий, при обобщении и систематизации изученного по лексике, в процес-се контроля за усвоением нелексического материала.

При ознакомлении с новым явлением ставятся вопросы, тре-бующие воспроизведения изученного, например: что такое лекси-ческое значение слова? Какие слова называются синонимами? При систематизации и обобщении изученного в конце темы це-лесообразны вопросы, направленные на выяснение различаю-щих и сходных черт между известными учащимся лексическими явлениями, например: в чем сходство и в чем различие между многозначным словом и омонимами? Что общего имеют и чем различаются синонимы и антонимы?

Для проверки "уровня лексических умений целесообразно предлагать следующие задания:

1)при ознакомлении с лексическим явлением: подчеркнуть многозначные слова (слова с переносным значением и т. д.); выписать антонимы (омонимы и т. д.) в составе словосочетаний, раскрывающих их значение;

2)при обобщении изученного: подобрать синонимы (антони-мы, омонимы) к данному слову; сгруппировать многозначные слова (слова с переносным значением);

3)при написании контрольных диктантов по орфографии

(сочинений, изложений):подчеркнуть синонимы (антонимы

ИЗУЧЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Словообразование как раздел науки о языке изучает слово со стороны, его строения и образования. Изучение словообразо-вания в школе имеет огромное значение для познания особен-ностей структуры русского слова и способов его образования, осознания словообразовательного значения одноструктурных слов, а также структурно-семантических связей однокоренных слов. Знакомство со словообразованием создает важнейшие предпосылки для обогащения словарного запаса учащихся, ов-ладения речевыми и орфографическими умениями и навыками (см. об этом в соответствующих главах).

Словообразование изучается в IV-VI классах. На долю IV класса приходится изучение структуры слова, т. е. учащиеся узнают, как оно устроено и какие могут быть изменения в зву-ковом облике морфемы. Соответственно этому в содержание работы по словообразованию включаются словообразовательные понятия, связанные со структурой слова: «часть слова», «состав слова», «основа», «окончание», «корень», «приставка», «суффикс», «чередование звуков», «однокоренные слова». Кроме то-го, учащиеся знакомятся со словообразовательными значениями нескольких суффиксов и приставок и со способами действий над словообразовательными явлениями.

В работе по словообразованию в IV классе выделяются че-тыре этапа: повторительный (в начале учебного года), специ-альный, закрепительный (при изучении несловообразовательных тем) и обобщающий (в конце года). На повторительном этапе воспроизводятся знания о составе слова, полученные в началь-ных классах; на специальном этапе изучаются новые понятия и новые сведения об известных понятиях, а также формируются новые и закрепляются имеющиеся у учащихся словообразова-тельные умения; на закрепительном этапе совершенствуются словообразовательные умения и упрочиваются знания о составе слова; на обобщающем этапе систематизируются полученные знания о составе слова.

ПОВТОРЕНИЕ СВЕДЕНИИ О СОСТАВЕ СЛОВА, ПОЛУЧЕННЫХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В I-III классах учащиеся усваивали следующие понятия: «окончание», «приставка», «корень», «суффикс», «однокоренные слова». Эти понятия были им необходимы в первую очередь для овладения навыком правописания безударных гласных в корне слова. Помимо воспроизведения того, что известно учащимся, целесообразно сообщать им, что состав слова - это его струк-тура, строение, что слова могут совпадать и различаться по структуре (строению).

Приводим примерный конспект урока повторения сведений о составе слова. На нем, кроме того, повторяются отдельные сведения о предложении, его членах и частях речи. Эти сведе-ния необходимы для того, чтобы показать взаимосвязи языко-вых явлений друг с другом.

Урок можно начать с вопроса по материалу предыдущего занятия: для чего служит язык? Далее учитель переходит к те-ме урока «Состав слова»:

Теперь вы знаете, какую роль в жизни людей выполняет язык: он является важнейшим средством общения людей. С по-мощью языка мы храним и передаем наши знания, выражаем чувства. Чтобы правильно пользоваться языком, необходимо знать, как он устроен и как действует. Сегодня мы вспомним, из каких частей может состоять слово. Какие вы помните части слова?

Затем преподаватель добавляет, что состав слова - это его строение, структура. По строению (составу) слова могут совпа-дать, например: стол-ик и чай-ник (у этих слов есть корень и суффикс); могут различаться, например: сер-еньк-ий и сер-оват- еньк-ий (в одном из этих слов только один суффикс, а в дру-гом два суффикса).

Учитель напоминает, как следует обозначать части слова при разборе на письме:

Посмотрите в учебнике на полях страниц 6 и 7, каким знаком обозначается окончание, корень, суффикс, приставка.

После этого вспоминается правило отделения в слове окон-чания: существительные и прилагательные надо изменить по па-дежам, а глагол - по лицам. Для закрепления умения выполня-ется упражнение 4 - учащиеся составляют предложения с дан-ными сочетаниями слов; обозначают окончания в словах. Необ-ходимо при этом сказать учащимся о том, что окончания слова меняются.

На следующем этапе урока повторяются два понятия - «ко-рень» и «однокоренные слова». Учащиеся отвечают на вопросы: что называется корнем? Какие слова являются однокоренными? (Свой ответ учащиеся сверяют с учебником, с. 6.) Как выделя-ется корень в слове? (Путем подбора однокоренных слов.)

Закрепляются умения выделять корень и подбирать одноко-ренные слова при выполнении упражнений 5, 6 и 9. В упражне-ниях 6 и 9 однокоренные слова (рыбачил, рыба, рыбку; три-дцать, три) целесообразно записать и обозначить в них корни. В упражнении 6 дополнительно требуется назвать глаголы. Желательно в них назвать корни (удивился-див-; испугал-ся-пуг-; рыбачил-рыб-; слыхивал - слых-; говорила - го-вор-; сказал - сказ-). В упражнении 9 в третьей части только первые два слова являются однокоренными.

В этих упражнениях имеется три текста. Каждый из них можно использовать для небольших воспитательных бесед или замечаний учителя. Так, упражнение 6 позволяет сказать о чело-веческой доброте; упражнение 9 - о любви к Родине, заботе о благе людей, о больших делах.

Переходя к повторению суффиксов и приставок, учитель за-дает вопросы: чем отличаются суффиксы и приставки друг от друга? (Местом положения по отношению к корню.) Как отде-лить в слове суффикс и приставку? (Подобрать однокоренные слова без приставок и суффиксов, например: осинка - осина; приехать - ехать.)

Умение выделять суффикс и приставку в слове закрепляет-ся при выполнении упражнений 7 и 8.

Завершается урок полным разбором слова по составу (по строению, по структуре). Учитель ставит перед учащимися еле? дующие вопросы: из каких частей может состоять слово? Как по-другому называется состав слова? (Строение, структура.)

Учащиеся выполняют упражнение 10 (первая строка). Раз-бирая первое слово, вспоминают правила выделения окончания, корня, а также приставок и суффиксов.

При наличии времени учащиеся пишут диктант с подготов-кой (вторая часть упр. 9).

На дом можно предложить задание: выучить определение однокоренных слов (с. 6) и выполнить упражнение 10 (вторая строка).

В дальнейшем, до специальной темы «Словообразование», перечисленные словообразовательные понятия и умения повто-ряются при изучении синтаксиса и пунктуации, фонетики и лек-сики. Особенно они нужны в работе по орфографии.

ИЗУЧЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ УРОКАХ

Знакомясь с новыми словообразовательными понятиями и по-лучая новые знания об известных понятиях, учащиеся овладе-вают умением осмысленно членить слово по составу. В связи с работой над приставками и суффиксами учащиеся узнают не-которые словообразовательные значения (т. е. значения отдель-ных приставок и суффиксов).

Работа над новыми понятиями. В IV классе ими являются понятия: «форма слова» (противопоставляемое понятию «однокоренные слова»), «основа», «нулевое окончание» и «чередование звуков».

Противопоставление понятий «формы слова» и «однокорен-ные слова» имеет как образовательное, так и практическое зна-чение. В познавательном отношении различение этих понятий обеспечивает усвоение специфики словообразования и формооб-разования; в практическом отношении осознание различий меж-ду формами слова и однокоренными словами создает условия для формирования умения подбирать однокоренные слова. Кос-венно различение понятий «формы слова» и «однокоренные сло-ва» влияет на обогащение словарного запаса учащихся. Поэто-му необходимо не только добиться усвоения различий между этими понятиями, но и сформировать умение различать формы слов и однокоренные слова. Они легко различаются по следую-щим двум критериям: по составу и по семантике (лексическому значению). У однокоренных слов разный состав и разное лек-сическое значение, у форм одного и того же слова один и тот же состав и одно и то же лексическое значение. Указанные осо-бенности должны войти в алгоритм рассуждения. Его целесооб-разно ввести при выполнении упражнения 328,

Описание презентации Творческая работа по русскому языку на тему: по слайдам

Творческая работа по русскому языку на тему: «Средства выразительности речи» Выполнил: Романов А. С. Проверил: Сергеева А. Э.

Аллегория — изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. 1. 1. Свеча – неугасаемая надежда. («Зимняя ночь» Б. Пастернак)Примеры: 2. 2. Весы - - правосудие; 3. 3. Крест - вера; 4. 4. Якорь - надежда; 5. 5. Сердце - любовь.

Анафора — повторение слов или словосочетаний в начале предложения или строфы. Примеры: 1. 1. Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел… («Евгений Онегин» А. С. Пушкин) 2. 2. Всё разнообразие, всявся прелесть, всявся красота слагается из тени и света. («Анна Каренина. » Л. Толстой) 3. 3. Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя. («Братья Карамазовы. » Ф. М. Достоевский)

Антитеза — противопоставление понятий, образов или явлений. Часто выражается с помощью антонимов. Примеры: 1. Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно. . («Александре Осиповне Смирновой» М. Ю. Лермонтов) 2. 2. Легко подружиться, тяжело разлучиться. . 3. 3. Умный научит, дурак наскучит. . 4. 4. Ученье - свет, а неученье - тьма. 5. 5. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет 6. 6. Тише едешь, дальше будешь.

Бессоюзие — намеренный пропуск союзов для предания тексту динамичности. Примеры: 1. Швед, _ русский, _ колет, _ рубит, _ режет, Бой барабанный, _ клики, _ скрежет. («Полтава» А. С. Пушкин) 2. Прямо дороженька, _ насыпи узкие, _ Столбики, _ рельсы, _ мосты. («Железная дорога. » Н. А. Некрасов)

Гипербола — художественное преувеличение. Примеры: 1. «Четыре года мы побег готовили, харчей три тонны мы наэкономили…» («Зк Васильев и Петров зк» В. Высоцкий.) 2. «Я тебе тысячу раз повторяла» — очень много раз; 3. « Сто лет не виделись» — очень давно;

Градация — расположение слов или выражений по возрастанию или убывания значимости. Примеры: 1. Не думай бежать! Это я вызвал. Найду. Загоню. Доконаю. Замучу! («Человек из-за 7 -ми лет » В. В. Маяковский) 2. Ему обещает полмира, а Францию только себе. («Воздушный Корабль» М. Ю. Лермонтов) 3. Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах. («Развалы. » А. Белый)

Инверсия — намеренное нарушение прямого порядка слов. Примеры: 1. Я хочу изведать тайны жизни мудрой и простой. («Работа» В. Брюсов) 2. «Когда же и вам 900 лет будет, не так бодро будете выглядеть вы. » («Звездные войны: Эпизод 6 – Возвращение джедая» по сценарию Д. Лукаса и Л. Кэздана, книга Д Кана.)

Ирония — скрытая насмешка, сарказм. Примеры: 1. Тут был, однако, цвет столицы, И И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые глупцы. . («Евгений Онегин» А. С. Пушкин) 2. А! Пролетарий умственного труда! Работник метлы! – воскликнул Остап, завидя согнутого в колесо дворника. («Двенадцать стульев. » И. Ильф – Е. Петров).

Литота — художественное приуменьшение. Примеры: 11. «В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок!» !» («Крестьянские дети» Н. Некрасов) 2. «Мы оба мечик ии листовочка, Мы Мы мальчик-с-пальчик ии дюймовочка Перед безликою толпой, С которою вступаем в бой. » (Из цикла «Шестистрочия» А. Ханмагомедов))

Метафора — слово в переносном значении. Примеры: 1. Тоска необъятная жрала его, и безымянный червь точил его сердце. («Мертвые души» Н. Гоголь) 2. Луна будет улыбаться весь вечер. («Три года. » А. Чехов)

Многосоюзие — повторение союзов для подчеркивания интонации. Примеры: Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, дада пыль, дада комары, дада мухи. («Осень» А. С. Пушкин)

Олицетворение — перенесение свойст человека на неодушевленные предметы. Примеры: 1. 1. Лазурь небесная смеётся Ночной омытая грозой, И между гор росисто вьется Долина светлой полосой. («Утро в горах» Ф. И. Тютчев) 2. 2. …Там дремлющая зыбь лазурного пруда Светлеет в тишине глубокой. По темной зелени дерёв Зари последний лучлуч еще приметно бродит, Луна медлительно с полуночи восходит На колеснице облаков… («Одиночество. » Ф. И. Тютчев)

Оксюморон — сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо понятия. Примеры: 1. «Но красоты их их безобразной. Я вскоре таинство постиг» («Любил и я в былые годы. . » М. Ю. Лермонтов); 2. « Оптимистическая трагедия » (В. Вишневский); 3. « Горячий снег » (Ю. Бондарев); 4. « Бегущая по волнам » (А. Грин); 5. « Живой труп » (Л. Толстой); 6. « Мёртвые души » (Н. Гоголь); 7. « Завтра была война » (Б. Васильев); 8. « Конец вечности » (А. Азимов).

Параллелизм — одинаковое синтаксическое построение смежных предложения. Пример: Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело, Коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой! (А. К. Толстой)

Парцелляция — расчленение фразы на части или отдельные слова. Намеренное нарушение границ в предложении. Примеры: 1. А все Кузнецкий мост, и вечные французы, Откуда моды к нам, и авторы, и музы: Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! ! чепцов! ! и шпилек! ! и булавок!! И книжных и бисквитных лавок!! («Горе от ума. » А. Грибоедов) 2. . . Но горы близко. И снег на них. Мы время проведем У печки. . В Имеретии. . Зимою. . Как в Переделкине, как под Москвою. . (В. Инбер) 3. 3. Ни дымных кухонь. . Ни бездомных улиц. . Двенадцать бьет. . Четыре бьет. . И шесть. . И снова. . Гулливер. . Стоит. . Сутулясь. . Плечом. . На тучу. . Тяжко! ! Опершись. . («Гулливер. » П. Антокольский)

Перифраз — оборот речи заменяющий слова или словосочетания указывая на признак предмета или места, но не называя его. Примеры: 1. Погиб поэт! - невольник чести — Пал оклеветанный молвой. С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув головой. («Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов) 2. «люди в белых халатах»(врачи), 3. 3. «рыжая плутовка»(лиса), 4. «царь зверей»(лев).

Парафраз — — изложение своими словами какого-либо литературного произведения; адаптированный текст. Примеры: 1. 1. Пересказ современным языком «Слов о полку Игореве» . 2. Детские издания «Тысячи и одной ночи» , «Дон Кихота» М. де Сервантеса, «Робинзона Крузо» Д. Дефо.

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа. Примеры: 1. «Какой же русский не любит быстрой езды? » («Мертвые души» Н. Гоголь) 2. «А судьи кто? » («Горе от ума. » А. С. Грибоедов); 3. «А был ли мальчик? » («Жизнь Клима Самгина. » М. Горький); 4. «Куда ты скачешь, гордый гонь? » («Медный всадник» А. С. Пушкин)

Риторическое обращение — — стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу. Цель риторического обращения – усиление выразительности речи. Примеры: 1. Мечты, мечты! Где ваша сладость? («Пробуждение» А. Пушкин) 2. Поэт! не дорожи любовию народной. . . («Поэту» А. СПушкин) 3. Цветы, любовь, деревня, праздность Поля! я предан вам душой… («Евгений Онегин» А. С. Пушкин) 4. Юноша бледный со взором горящим Ныне даю я тебе три завета… («Юному поэту» В. Брюсов)

Сравнение — сопоставление двух предметов или понятий имеющих общий признак. Примеры: 1. Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. («Саша» Н. А. Некрасов) 2. Раньше был он звонкий, точно птица, Как родник, струился и звенел, Точно весь в сиянии излиться По стальному проводу хотел. А потом, как дальнее рыданье, Как прощанье с радостью души, Стал звучать он, полный покаянья, И пропал в неведомой глуши. 3. храбрый как лев; трусливый как заяц; голодный как волк; преданный как собака; хитрый как лиса; крепок как дуб; легкий как пёрышко; красный как рак.

Умолчание — внезапно прерванное высказывание в расчете на догадку читателя. Примеры: Баснь эту можно бы и боле пояснить — Да чтоб гусей не раздразнить. . . (басня И. А. Крылова «Гуси»)

Эпитет — образная характеристика какого-либо лица или предмета. Примеры: 1. «Крадучись, играя в прятки, сходит небо. » («Снег идет» Б. Пастернак) 2. Закружилась листва золотая В В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду («Закружилась листва золотая…» С. Есенин) 3. Мармеладное настроение (А. П. Чехов) 4. Чурбанное равнодушие (Д. Писарев) 5. Малиновая улыбка (И. Анненский).

Эллипсис — пропуск слов, которые легко восстанавливаются по смыслу. Примеры: «Вместо хлеба - камень, Вместо поучения - колотушка. » («Господа Головлевы» М. Салтыков-Щедрин)

Эпифора — повторение слов или выражений в конце смежных предложений. Примеры: (Грамотическая эпифора) 1. За годом год, за веком веквек …… Что ж негодует человек, Сей злак земной!… («Сижу задумчив и один…» Ф. И. Тютчев) 2. Силы даны мне судьбой, Удача дана мне судьбой, И неудача - судьбой; ; Всё в мире вершится судьбою. . (М. Гаспаров)

Ссылки http: //xn—-ctbibqemlceahmok 5 omc. xn--p 1 ai/232 -chto-oznachaet-oksyu moron. html оксюморон http: // infoogle. ru / chto_takoe_sintaksicheskij_parallelizm. html параллелизм http: // russkiiyazyk. ru / leksika / chto-takoe-perifraza. html перифраз http: // chto-eto-takoe. ru / rhetorical-question р вопрос http: // litterms. ru /u/311 умолчание http: // infoogle. ru / chto_takoe_epitet. html эпитет http: // literaturologiya. academic. ru /872/%D 1%8 D%D 0%BB%D 0%B 8%D 0%BF%D 1%81%D 0%B 8%D 1%81 эллипсис http: // russkiiyazyk. ru / leksika / epifora-primeryi-literature. html эпифора


В методическом литературе все чаще появляются статьи учителей-словесников, рассказывающих об опыте проведения различных видов работы по развитию речи учащихся. И это понятно: однообразие видов работы создает скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, словесник должен шире использовать различные виды творческих работ. Проведение их на уроках русского языка является эффективнейшим приемом закрепления знаний учащихся.
Задачу добиться творческого подъема в классе и тем самым способствовать прочному усвоению родного языка поставили перед собой учителя средней школы Ха 12 г. Армавира Краснодарского края Д. А. Бойко, М. А. Яровая, А. Н. Нелина.
Об опыте работы этих учителей и о своей работе я рассказываю в брошюре.
А. Астафурова.

ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
Разнообразны виды письменных работ, проводимых на уроках изучения морфологии. К ним относится творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант творческое изложение, творческое сочинение.
Все эти виды работ должны проводиться в определенной системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание.

А. ТВОРЧЕСКОЕ СПИСЫВАНИЕ
Творческое списывание прежде всего должно быть сознательным. Сознательным же оно может быть только в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказать его, если они умеют объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами.
Творческое списывание обычно осложняется задания-, ми, которые связаны с развитием речи.
Прежде чем проводить такое списывание, необходимо повторить правописание орфограмм, над которыми учащиеся будут работать. Задание должно быть четко сформулировано и разъяснено учащимся.
Творческое списывание, как и творческий диктант, изложение, может быть обучающим и контрольным. Обучающее творческое списывание проводится на уроках закрепления орфографического правила. Работа проводится таким образом: учащимся предлагается текст (текст предварительно записан на доске), в котором пропущены слова, написание которых надо проверить. Текст читается громко, в ходе работы над текстом подбираются пропущенные слова, проводится орфогоафический разбор, затем текст в теради.
(...)
Иногда списывание может сопровождаться подбором синонимов.
1) Сильный ветер сорвал желтые листья с деревьев. 2) Заливные луга покрылись сильным туманом. 3) Сильные лучи прожектора скрещивались в далеком темном небе. 4) Земля была размыта сильным потоком дождя. 5) Мы едва могли грести против сильного течения. 6) О моем сильном желании учиться в школе живописи знали родители и не препятствовали моему решению поступить только в эту школу. 7) Сильных волей советских солдат не сломил грозный Тихий океан.
Этот текст можно использовать в качестве закрепления падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
Коллективно подбираются синонимы к прилагательному сильный.
Сильный ветер - порывистый, резкий.
Сильный туман - густой, сплошной.
Сильные лучи прожектора - яркие, ослепительные, мощные.
Сильные потоки - бурные, обильные.
Сильное течение - быстрое, стремительное.
Сильное желание - страстное, большое, непреодолимое.
Учащиеся убеждаются (на подборе примеров), что в последнем предложении слово сильный является наиболее подходящим.
После устного подбора синонимов учащимся предлагается списать текст, подчеркнуть падежные окончания прилагательных, проверить их постановкой вопросов к прилагательным. В скобках указать после каждого прилагательного падеж.
Списывание с подбором синонимов можно провести на уроке, посвященном изучению правописания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
2. Спускается на землю зимний вечер, и в избах загораются огни.
3. Еше мгновенье - и кровля дома загорится.
4. Дом загорелся от неосторожного обращения с огнем.
5. На востоке заря загорается.
6. Протянут электропровода по деревне, загорятся огни в домах колхозников.
7. Нефть, бензин, керосин быстро загораются.
В процессе коллективной работы подбираются следующие синонимы к слову загореться: зажечься, запылать, вспыхнуть, заняться, засветиться, воспламениться. Устно выясняется значение этого ряда синонимов. Так, слона загореться, зажечься, вспыхнуть употребляются и по отношению к свету от огня, от электричества, и по отношению к свету вообще. При наличии общего значения слова этого синонимического ряда имеют дополнительные смысловые оттенки. Например, слово вспыхнуть указывает на внезапность действия; запылать - очень сильно загореться; заняться то же, что загореться, но это слово несколько устарело. Слово воспламеняться говорит
о сильном действии и о способности предмета загораться.
После выяснения значения глаголов повторяется правило правописания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Затем учащиеся, списывая текст в тетради, самостоятельно заменяют слово загореться глаголом-синонимом, подчеркивают личные окончания глаголов, указывая, к какому спряжению относится глагол.
Работа ученика 5 класса Владимира Р.
1. Искры летят огненной метелью, избы загораются.
2. Спускается на землю зимний вечер, и в избах зажигаются огнн.
3. Еще минута - и кровля дома запылает.
4. Часто пожар вспыхивает от неосторожного обращения со спичками.
5. На востоке заря занимается.
6. Протянут электропровода по деревне, засветятся огни в домах колхозников.
7. Нефть, бензин, керосин быстро воспламеняются.
Работа над текстом дает возможность повторить чередование гласных в корнях гар - гор (загар - загореться), жег - жиг (зажечь - зажигать), зар - зор (заря - зорька), ня - ним (занять - занимать).
Аналогичная работа может быть проведена по теме «Наречие». Учащимся предлагается текст с подчеркнутыми словосочетаниями, которые при списывании следует заменить близкими по значению наречиями. Учащиеся выполняют работу самостоятельно, а затем она проверяется в классе. Во время проверки повторяется правописание вставленных наречий, их образование; выясняется соответствие по значению с теми словами, вместо которых они употреблены. Таким образом, списывание позволяет связать занятия по грамматике и орфогра фни с работой по стилистике.

ЕЖИК
Пять месяцев шестиклассница Лиля Иванникова, как мать, растила, лелеяла Ежика В первые дни бычок фыркал на нее, не один раз пробовал бодаться. Лиля за это назвала своего упрямца Ежиком. Но упрямился бычок несколько дней, а потом привязался к Лиле. Как только раздастся голос девочки. Ежик сию минуту бежит к ней. Три раза в день кормила девочка своего любимца. Корм Лиля приносила бычку всегда в одно и то же время. Если девочка являлась не в свое время, Ежик мычал. Когда Ежик подрос, окреп, Лиля отдала его в колхоз. Ручным, ласковым был воспитанник девочки, но все в колхозе, как и прежде, звали его Ежиком. Доярки рассказывали, что Ежик несколько недель скучал без Лили.

Вот какими наречиями заменили учащиеся данные сочетания при выполнении работы:
как мать - заботливо, по-матерински, любовно;
в первые дни - сначала, вначале;
не один раз - непрестанно, часто;
несколько дней - недолго;
как только - лишь;
сию минуту - тотчас, сейчас же;
три раза - трижды;
в одно и то же время - регулярно, своевременно; не в свое время - не вовремя; как и прежде - по-прежнему; несколько недель - долго.

В V классе можно провести творческое списывание на уроке изучения местоимений. Этот вид работы был вызван тем обстоятельством, что учащиеся часто неправильно заменяют нужное существительное местоимением, нагромождают местоимения, что затрудняет понимание текста и подчас искажает его смысл. Чтобы научить школьников правильной замене, предлагается текст, в котором часто встречается одно и то же существительное.

МЕДВЕЖОНОК
Лакомясь кедровыми орехами, серый медвежонок встретил черного медведя. Испугавшись косолапого, медвежонок полез на ближайшее дерево. Черный медведь сначала тоже испугался медвежонка а потом полез за медвежонком. Когда медвежонок уцепился за самую верхушку, мишка безжалостно сбросил медвежонка. Хромая, медвежонок побежал. Черный медведь мог бы погнаться за медвежонком и обидеть медвежонка, но боялся, что где-нибудь спрягалась старая медведица.

Проверка самостоятельном работы проводится в классе и дает возможность выяснить в каждом отдельном случае необходимость замены существительного местоимением или невозможность ее. Так, во втором предложении можно заменить слово медвежонок местоимением он. Кроме того, обращено было внимание на то, что во втором предложении вместо слов черного медведя употреблено слово косолапого, указали, с какой целью ыо сделано.
Предложения третье и четвертое не вызвали затруднения у учащихся: замена была произведена правильно. Допущена была ошибка в пятом предложении: хромая, медвежонок побежал - хромая, он побежал. Учитель напоминает учащимся, что если перед местоимением находится два или более существительных, к которым по числу и роду можно отнести местоимение, то может поникнуть неясность, к чему оно относится. Учащиеся делают вывод, что в пятом предложении существительное медвежонок не может быть заменено личным местоимением он.
После этой работы был сделан морфологический и орфографический разбор местоимений.


KOHEЦ ФPAГMEHTA УЧЕБНИКА

5. Педагогический стаж и квалификационная категория - 5 лет; первая

Организация творческой деятельности учащихся на уроках русского языка и во внеурочной работе по предмету».

7. Уровень опыта и степень новизны - современные подходы к организации творческой деятельности на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Творческая деятельность на уроках русского языка»

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ Большесосновская СОШ Голубевой Ольги Леонидовны (на конкурсе «Учитель года») по теме: «Организация творческой деятельности учащихся на уроках русского языка и во внеурочной работе по предмету».

Информационная карта педагогического опыта

2. Город (район) - муниципальное образование, Большесосновский район

3. Образовательное учреждение - муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение «Большесосновская СОШ»

4. Занимаемая должность - учитель русского языка и литературы

5. Педагогический стаж и квалификационная категория – 5 лет; первая

6. Тема педагогического опыта - «Организация творческой деятельности учащихся на уроках русского языка и во внеурочной работе по предмету».

7. Уровень опыта и степень новизны – современные подходы к организации творческой деятельности на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

8. Цель педагогического опыта - создать условия для творческой деятельности на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

9. Краткое описание опыта - В современных условиях модернизации

образования, учитывая снижение значимости русского языка,

актуализируется проблема формирования творческой деятельности на уроках русского языка и во внеурочной деятельности. Следует не только

говорить о значении русского языка для школьников, но и формировать

нравственные качества человека.

В своей работе я рассматривала способы работы на уроках русского

языка с материалом, основанном на творческой деятельности.

В концепции модернизации российского образования говорится: «…в намечающихся контурах будущего общества образованность и интеллект относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, его всестороннее развитие, профессиональная подготовка, стремление к творчеству, умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны…»

Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Именно поэтому развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка считаю основополагающим.

В своей работе использую исследования С.А. Псарёвой, Е.В. Ульяновой, Л.М. Головиной, И.Э. Унт.

В работах С.А. Псарёвой значимыми для меня выступили идеи:

Необходимости выявления, учета и развития творческих способностей учащихся,

Приобщение школьников к многообразной творческой деятельности.

В работах С.В.Ульяновой наиболее важным считаю положение о воспитании общественно-активной творческой личности.

Очень важен опыт методистов Т.А. Ладыженской, Е.И. Никитиной , которые проводят идеи творческого взаимодействия учителя и учащихся при обучении русскому языку.

Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. В каждом человеке есть индивидуальное своеобразие:

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы – как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Так должно быть. Но как часто, уже с детства ребенок не верит в себя, и в результате – тормозится развитие. Поэтому главная задача учителя: не убить, а освободить, раскрыть творческие силы в ученике.

Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, полной творческого труда. На уроке должна царить атмосфера взаимопонимания и сотрудничества . Для этого я привлекаю своих учеников к учительским функциям. Так появились ассистенты, лаборанты, информаторы, консультанты. Стараюсь, чтобы даже самый слабенький ученик чувствовал себя нужным в классе. Это способствует развитию ребенка.

Интеграция урочной и внеклассной деятельности позволяет обеспечить беспрерывность процесса развития и воспитания творческой личности. Развитие творческих способностей осуществляю через технологию развития критического мышления, исследовательскую, компьютерные и игровые технологии.

Сделать урок более эффективным, добиться высокого результата в обучении способствует приобщение учащихся к исследовательской деятельности , так как в ее основе лежит развитие познавательных навыков и творчества, умений самостоятельно добывать знания.

«Включение» ученика в процесс добывания знаний начинаю с 5 класса. Стараюсь, чтобы ребята самостоятельно выводили правила (эта работа заложена в параграфах учебника - материал для наблюдений). Словарная работа на уроке тоже превращается в мини – исследование. Ученики по очереди знакомят класс со словарными словами из рамочки (самостоятельно выясняют лексическое значение слова, его происхождение, употребление). Такая работа обогащает словарный запас, приучает учеников пользоваться словарями, развивает познавательную активность и склонность к творчеству.

Активно использую в работе технологию критического мышления , особенностью которой является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Данная технология характеризуется следующей структурой:

Активизация познавательной деятельности;

Осмысление материала через активное чтение и слушание;

Через размышление и анализ к творческой интерпретации.

Данную технологию использую при работе с текстом на уроках русского языка и литературы, при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. Данный прием это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы. Он развивает языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок. Помогает до конца понять особенности текста, авторский замысел и, как итог, развивает литературно – творческие способности. Для анализа беру стихотворения в прозе русских писателей: И.С.Тургенева, В.Астафьева, В. Солоухина. На «стадии осмысления» учащиеся знакомятся с содержанием текста, используя методы активного чтения: ставят на полях значки «?» (непонятно), «+» (согласен), « - « (вызывает сомнение), «!» (это главное). Такая работа учит читать текст между строк. Говорим на уроке о проблеме текста, о позиции автора, учащиеся формулируют аргументы для доказательства собственной точки зрения. Анализ текста завершается написанием творческой работы.

Использование технологии критического мышления способствует формированию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции, имеет большое значение не только в процессе подготовки к ЕГЭ, но и в решении задачи возвращения культуры массового читателя.

Ни для кого не секрет, что сегодняшние школьники не любят читать. А по данным социологических исследований «чтение художественной литературы… перестало быть отличительной чертой нашего народа».

Л.С. Айзерман писал: «Если литература не откроется сегодняшнему школьнику на уроках литературы, то скорее всего она не откроется ему и после школы. И дело здесь не только в судьбе литературы как учебного предмета. Речь идет о чувствах и ценностях, идеях и идеалах тех, кто входит в жизнь. Речь идет о нашем завтра».

На уроках русского языка я активно использую различные виды творческих заданий:

Творческие диктанты (заменит словосочетание одним словом – синонимом);

Сочинение по данному началу;

Изложения творческого характера (Творческое изложение с преобразованием стиля текста, творческое изложение с воспроизведением основной мысли текста);

Составление и отгадывание ребусов, загадок и кроссвордов;

Составление сказок на грамматическую тему (6 класс – «Имя числительное», 7 класс – «Наречия»).

Огромную роль в развитии творческих способностей учащихся играют и уроки развития речи . На таких уроках должна проявляться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность.

Традиционно на уроках развития речи четко выделяется основная мысль будущей работы, составляется план, совместно сочиняется вступление и заключение, на доске заранее пишутся слова и словосочетания, которые можно использовать в сочинении. Такая работа важна, она способствует выработке у учащихся знаний, умений и навыков. Но должны быть по развитию речи и уроки – праздники, когда учитель дает свободу творчества.

Мне нравится проводить уроки развития речи с использованием произведений декоративно – прикладного искусства, так как народное творчество является мощным стимулом интеллектуального и эмоционального развития школьников.

Мною был проведен урок «Архитектура – это застывшая музыка» (обучение сочинению – описанию с элементами повествования памятника архитектуры, 8 класс). Такие уроки в своей основе имеют игровые элементы: дети выступают в роли экскурсовода, историка, архитектора, что способствует развитию монологической речи, обогащению лексики учащихся.

Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по-своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль.

Один из таких видов деятельности – игра. Она в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию творческих качеств личности. Есть темы, изучение которых провожу в форме игры. Например, тема «Загадки», «Пословицы». Уроки – путешествия в страну Русский язык, Лексика, Фразеология. Уроки – игры являются плодом совместного творчества учителя и учеников. Они способны увлечь ребят, воспитывают бережное отношение к родному языку.

Игры – упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор. Так при изучении «Лексики» использую игру «Переводчик»: кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами или кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими. Очень актуальна во всех классах игра «Корректор»: найди ошибку в выборе слова или замени прилагательные таким словом, чтобы оно давало яркое, образное представление.

Учитель должен идти в ногу со временем. Сегодняшние ученики не мыслят себя без компьютера, да и учителя мечтают иметь такую чудо – технику в своем кабинете.

Учащиеся с интересом работают с игровыми программами по орфографии и пунктуации, выполняют различные тесты.

В развитии творческих способностей огромную роль играет внеклассная работа . Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка и даже способна организовать досуг подростка. Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной.

Традиционным видом внеклассной работы является проведение литературно - музыкальных вечеров, проведение викторин, конкурсов, выпуск газет.

Живой интерес вызывает у детей инсценирование литературных произведений. Ребята с увлечением подбирают костюмы и декорации, репетируют, преломляя через себя и свое творчество русскую классику.

Воспитание патриотизма через любовь и интерес к родному языку – сложный и многогранный процесс, успех которого во многом зависит от того, насколько удалось привнести в душу ребенка уважение к прошлому и настоящему своей Родины. А любовь к Родине начинается с любви к родному дому, с интереса к истории своего края. Исследовательская деятельность стимулирует интерес к предмету, развивает потребность в самообразовании школьников, формирует умения учебного сотрудничества.

В.Ф.Шаталов писал: «Как сделать, чтобы годы учения… стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь». В нашей сегодняшней такой непростой жизни только школа и остается «точкой опоры» для человека. И учитель может дать ученикам не только сумму знаний, но и развить творческие способности, пробудить в детях «чувства добрые», привить глубокую любовь к родному языку. Все это поможет формированию человека с активной жизненной позицией. Став взрослым, он обязательно найдет свое место в жизни.

Похожие публикации