Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Сообщение о построение церквей. Внутреннее устройство православного храма. Назначение и духовный смысл. Собор Успения Пресвятой Богородицы

Ты, возможно, уже бывал в церкви, или, как ее называют верующие, храме. Несмотря на то, что храмы отличаются по величине, архитектурной отделке, материалу, из которого они построены, – все они имеют одинаковое внутреннее устройство.

Каждая из частей православного храма имеет четко заданное практическое назначение, но наряду с этим у нее есть и второе – символическое значение, которое должно быть понятно верующему.

Мы входим в храм, поднявшись на паперть — крытое крыльцо. Над дверями нас встречает икона с изображением святого или того события, которому посвящен данный храм. Любопытно, что обычай устраивать в храме три двери сохранился с тех далеких времен, когда мужчины и женщины не могли входить в храм через одну и ту же дверь.

Внутри храм делится на три части — притвор, средняя часть (или собственно храм) и алтарь. Поскольку алтарь всегда обращен на восток, то притвор — западная часть храма.

В древности в притворе помещались те, кто еще не принял христианскую веру и пришел, чтобы посмотреть на богослужение. Поэтому там обычно находилась купель — сосуд для крещения. Теперь притвор — преддверие, через «которое мы и войдем в храм.

Раньше храм обычно разделялся на три части невысокими деревянными решетками — мужчины и женщины не могли молиться вместе. Теперь храм представляет собой единое просторное помещение, главное место в котором занимает иконостас.

Перед иконостасом находится солея — приподнятая на одну ступеньку часть храма, чтобы верующие могли лучше видеть богослужение. Средняя часть солеи выступает вперед и называется амвоном — с нее священник произносит проповедь, а дьякон читает евангелие. На солее находятся отгороженные места — клиросы, где во время богослужения размещается хор. Они размещены справа и слева, потому что некоторые песни должны исполняться двумя хорами.

На солее находятся разнообразные светильники. Подсвечники ставятся на пол, паникадила — подвешиваются к потолку. Перед иконами подвешиваются лампады -небольшие масляные светильники. Когда в них горели свечи, то их пламя, колебавшееся от малейших движений воздуха, создавало в храме атмосферу Нереальности всего происходящего, которую усиливала игра света и тени на блестящих деталях иконостаса.

С точки зрения верующего огонь выражает пламенную любовь к Богу и тому святому, перед иконой которого поставлена свеча. Поэтому свечи и ставились перед изображением того святого, к которому верующий обращался с просьбой.

Во время богослужения священник использует еще один светильник, который он носит в руках и осеняет им верующих. Он состоит из двух перекрещенных свечей и называется дикирием. Когда служит архиерей или патриарх, используется светильник с тремя свечами — трикирий.

Важной частью богослужения является каждение. С древнейших времен во время богослужения производилось сжигание особых ароматических веществ. Этот обычай сохранился и в православной церкви.

В кадило — небольшой сосуд с щелями для прохождения воздуха — вкладываются тлеющие угли и кусочки благовонной смолы — ладана. Во время богослужения священник раскачивает кадило и окуривает ладаном верующих, иконы и святые дары. Поднимающиеся вверх облака фимиама символизируют святой дух.

Иконостас — стена, которая отделяет церковь от алтаря. В иконостасе три двери: две небольшие и одна, центральная, главная, называемая царскими вратами. Название это означает, что Царь (т.е. Бог) невидимо входит в эту дверь во время богослужения. Поэтому обычно царские врата закрыты, и проходить через них могут только священнослужители.

Важнейшей частью храма является алтарь. Входить туда могут только священнослужители. Главная часть алтаря — стол. Это обычный стол, накрытый антиминсом — шелковым платком, на котором вышито изображение положения Иисуса Христа в гроб. На антиминсе делается надпись о дате освящения храма. Освященный патриархом антиминс присылается в храм, и только с этого времени в нем можно совершать богослужение.

Антиминс накрыт одеждами — тонкой, которая называется срачицей, и верхней — индитией — напоминающей парчовую скатерть, спускающуюся до самого пола. На престоле находятся крест, евангелие в богато украшенном переплете и дарохранительница — специальный сосуд для хранения освященной просфоры.

Слева от престола устанавливается еще один стол, который называется жертвенником. На нем хранятся священные сосуды -потир и дискос и совершается приготовление святых даров для богослужения.

Состоит храм, как правило, делится на основные части: алтарь с солеей, притвор и собственно храм.

Что такое паперть?

это, если совсем просто, крыльцо , т.е. возвышенная площадка перед входом в церковь.

Что такое притвор?

В притворе могут располагаться стеллажи с церковной литературой, свечи, иконы и другая церковная утварь, выставленная на продажу. Также там могут быть вешалки для одежды прихожан.

Основная часть храма.

После притвора, мы попадаем в собственно храм, где стоят молящиеся во время богослужения.

Как называется место перед иконостасом? Что такое солея?

Это место называется солея — возвышение перед алтарной частью храма. Солея состоит из амвона и клироса. — К На солею нельзя ступать вне особых случаев (например: Причастие).

Что такое амвон?

— это выдвинутый внутрь храма выступ в середине солеи. Амвон предназначен для чтения Священного Писания проповедей и некоторых других священнодействий.

Что такое клирос?

— это место в храме для клириков (певчих)

Что такое иконостас и царские врата в храме?

— это обычно сплошная стена, отделяющая алтарь от главного помещения православного храма и составленная из икон. Царские врата это большие центральные двери иконостаса.

Что такое алтарь в церкви?

– самое сакральное место в храме, отгороженное иконостасом от основной части храма.

Можно ли входить женщинам в алтарь?

Женщинам в алтарь вход воспрещен, а мужчины-прихожане могут заходить туда только в особых случаях и с позволения священника (например, во время крещения). Из алтаря выходят 3 двери: Царские врата (самые главные), а также северные и южные двери. Через Царские врата не дозволено никому ходить, кроме священника.

Что находится в алтаре православного храма (церкви)? ,

В середине алтаря находится Престол , который применяется для приготовления святых даров (причастия). В престоле присутствуют мощи святых, Евангелие и Крест.
В северо-восточной части алтаря, слева от престола, если смотреть на восток, у стены находится Жертвенник . Высота жертвенника равна высоте престола. Жертвенник применяется для приготовления святых даров. Возле жертвенника обычно ставится стол для положения на нем просфор, поданных верующими, и записок о здравии и о упокоении.
Что такое горнее место? Горнее — значит главное. В горнем месте в алтаре православного храме устанавливают богатое кресло для священников высокого ранга (архиереев). Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих ему. Поэтому этому месту всегда воздают подобающие почести, даже если оно, как это часто бывает в приходских храмах, и не оформлено возвышением с седалищем для епископа.

Храм как сооружение культа занимает особое место в любой культуре. Обычно с ним связываются, так или иначе, все основные события жизни людей – рождение, похороны, свадьбы, крещение и т.д. Для русской культуры такими знаковыми сооружения являются храмы, их историю, значение и роль для страны мы и разберем в этой статье.

История храма как сооружения

Древние культуры и античное время определяли храм как жилище своего божества. Такие сооружения и возводились по принципу человеческого дома. В нём главное место занимала та или иная фигура бога, имелось отдельное место для принесённых этому божеству даров. Вход в такой храм для человека был под запретом, на него можно было смотреть снаружи и лишь изредка заглядывать внутрь, чтобы лицезреть его божественную статую.

Напротив, в христианстве храм изначально не позиционировался как Дом Бога, а лишь как место для молитвы верующих. Эта идея шла еще от ветхозаветной традиции «мобильной» скинии, т.е. переносной постройки, в которой иудеи хранили самое святое – ковчег Завета. К тому же христианский Бог мыслился как надмирный Образ, стоящий вне его границ.

— как можно было построить дом такому Богу? Если весь мир не может вместить в себя Его, то, как рукотворный дом — сможет?

Для первых христиан Бог жил в сердце человека.
Однако со временем христианство обретает и «государственные» черты, становясь . Тогда и поднимается вопрос об определении места для всеобщих молитв, т.е. вопрос возведения храма.
Для первых культовых сооружений христиане начинают использовать светские строения — позднеантичные базилики. Так в 4-5 вв. н.э. возникают первые христианские храмы. Надо запомнить, что для этих целей культовые сооружения не возводились, а лишь приспосабливались.

Описание первого храма христиан

Античные базилики были достаточно просторными помещениями, чего, собственно, от них и требовалось. Эти сооружения представляли собой прямоугольные строения, у которых был высокий центральный неф (определялся как два света) и два боковых — пониже. В базилике соответственно и размещается символика христианского общества, состоящая из:

Оглашенных
Верных
Пастырей

По такому же принципу разворачивается и весь ансамбль храма:

Двор (атриум)
Помещение у входа (нартекс)
Основное помещение (наос)
Святое место (алтарь, апсида)

Это расположение символизировало сакральное движение верующего к Богу, идущее от входа (запад) к алтарю (восток). Данное направление было сохранено и в других типах храмов, особенно православных.
Таким образом, первые христианские храмы открывали верующим не «статику почитания» языческого божества, а «динамику» движения к Богу, выраженную в пластике пространственных форм.

Можно подытожить:

Храм в религиозно-направленной культуре (теоцентричной) становится центральным сооружением и воплощением её основных идей миропонимания. Иными словами, храм воспроизводит определенную этой культуры.

Например, по виду жилого строения и его внутреннего антуража, интерьера мы можем представить себе живущего в нем человека.

Так и храм «олицетворял» свойственные христианской культуре:

  • теологические (религиозные доктрины),
  • космогонические (происхождение мира) представления.

Идея православного храма и её история

Однако именно «несостывка» таких идей миропонимания в христианской культуре с обликом первых базилик привела, в том числе, к дальнейшему развитию идеи православного храма. (). Надо сказать, что эта идея тщательно разрабатывается уже с 5-го века и появляется одной из первых в новых церковных доктринах христианства.
Эта «несостыковка» имела следующую проблему. По словам Господа, Его престол – это небо, т.е. стремясь к Богу, верующие обращают взоры наверх. Значит, основное направление движения должно быть не горизонтальное (как в базилике), а вертикальное! В храмах же той поры крыша была плоской и словно загораживала от взгляда верующего само небо.
Появляется вопрос купола, который бы символизировал идею небесного престола Бога. Идея купола не была абсолютно новой тогда, её уже воплотили в античном Пантеоне Рима.
Кроме этого, так мог визуально решиться дуализм христианского миропонимания, который делил время и пространство в сознании человека на две основные части мира:

Дольную (земную)
Горнюю (небесную)

Это деление было изначально иерархичным, т.е. выраженным именно по вертикали: главное – там, а не здесь — на земле. То время и пространство превосходит этот век человека. Эта аксиома и выражала главный хронотоп всей культуры христианства Средних веков.

Храм Софии Константинопольской

Он нашёл выражение в первом принципиальном культовом сооружении того периода – Константинопольской Софии. Это все ещё была базилика, но уже купольного типа. Храм имеет купол 36 — метрового диаметра, расположенного на 55-метровой высоте, который зримо выражает идею неба и небесного престола Бога.

К слову, этот храм остался уникальным по своему типовому решению купольной базилики, такого больше не строили.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

29 января 2007 года правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви девять объектов церковной недвижимости, являющихся памятниками истории и культуры федерального значения.

Ниже приводятся краткие исторические сведения и описание переданных сооружений.

1. Церковь Георгиевская «за верхом» (г. Калуга, ул. Баумана, 14)

Окончание постройки существующего каменного храма относится к 1701 г. По преданию, он был построен калужским земским старостой Иваном Кирилловичем Коробовым. Название храма связано с топографическими особенностями города — слово «верх» на местном крестьянском наречии означало овраг, следовательно, прибавление «за верхом» означает «за оврагом».

Двухэтажный каменный храм с шатровой колокольней издалека привлекает внимание стройностью пропорций и богатыми архитектурными деталями. Он выполнен в стиле построек времен Алексея Михайловича или в стиле «московского барокко». Корпус и наружная отделка сохранились почти полностью. Храм пятиглавый, имеет форму полукорабля, высотой около 43 м, длиной чуть более 32 м, по бокам верхнего этажа — галереи, покоящиеся на четырех романских арках, через которые проходит свет в окна нижнего этажа. Галереи сначала были открытыми, но в конце 1776 г. покрыты кровлей, которая держится на пяти четырехугольных колоннах с каждой стороны. После Великой Отечественной войны галерея была полностью застеклена. На галереи и в храм второго этажа ведут с обеих сторон лестницы, перила которых образуют балюстраду из балясин с кубиками. Главный вход в нижний храм был «из-под колокольни», о чем свидетельствует арка в первом ярусе колокольни, ныне заложенная.

Наружные стены верхнего храма украшены крестами. Храм обведен зубчатым поясом в пять кирпичей на угол. В стенах верхнего храма есть голосники. Кровля храма четырехскатная, увенчанная пятью главками. Кокошники в верхней части фасадов четверика укреплены раковинообразными вставками. Просторный алтарь сохраняет традиционную трехапсидную форму, но более сглаженную. Отделка дверей как в нижнем, так и в верхнем храме, выполнена в русском стиле из мячковского камня. Двери остаются в неприкосновенности, раскрашенными, как были.

Верхний этаж занимает всего один придел — во имя Воздвижения Креста Господня. В нижнем этаже 3 придела: главный — во имя великомученика Георгия Победоносца, южный — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и северный — во имя Иоанна Предтечи. Южный и северный приделы в нижнем храме были устроены в 1824 г. Верхний храм расписан, как показывает надпись в алтаре и на стенах, в 1766-1767 гг. В 1880-1881 гг. она была промыта и подновлена, с сохранением древнего канона. Позднее ее также неоднократно подновляли, так что сейчас трудно судить о качестве росписи 20-х гг. XVIII в. Нижний храм был расписан в начале XX в. Трапезная часть нижнего храма вновь расписана в 1999 г. иконописцами Калужской епархии.

Пятиярусный иконостас верхнего храма относится к 1770-1780 гг. Большинство икон в иконостасе верхнего храма, были написаны специально для него. В нижний же храм, по окончании строительства каменного собора, иконы для трехъярусного иконостаса были перенесены, по преданию, из прежнего деревянного храма. И если судить по двум реставрированным иконам нижнего храма — великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы Пятницы, датируемым специалистами концом XVI — началом XVII вв. — то это предание можно считать достоверным.

Колокольня Георгиевского собора — один из самых блестящих образцов распространенного в XVII в. архитектурного типа. Трехъярусный четверик легко несет восьмигранную звонницу, завершенную высоким шатровым верхом. На крыше колокольни симметрично расположены двойные четырехугольные и круглые пролеты слуховых окон. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом, т.е. поперечной вертикальной скошенной стенкой, придающей архитектуре храма вид древней крепостной стены. Во втором и третьем ярусах есть оконца: 2 оконца во втором и одно в третьем. Наличники окон украшены небольшими колонками.

С 1926 по 1999 гг. собор являлся кафедральным. В феврале 1940 г. Георгиевский собор был ненадолго закрыт, вновь открыт в том же 1940 г.

В 1950 г. в соборе был тщательно заделан купол, подновлена роспись и промыта и восстановлена стенная живопись. К празднованию тысячелетия Крещения Руси в храме был произведен ремонт. Снаружи весь храм был подштукатурен и окрашен в красный цвет, была перекрыта крыша, включая и купола. Вместо обветшавшего центрального креста над куполом был поставлен новый, который был вскоре позолочен. Вся настенная живопись верхнего храма была промыта и подновлена, местами написана заново, на западной стене алтаря были выполнены новые росписи. Посередине — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, с правой стороны — великомученик Георгий Победоносец и преподобный Пафнутий Боровский, с левой — праведный Лаврентий Калужский и преподобный Тихон Калужский. В это же время иконостас, киоты и все храмовые иконы были отреставрированы.

В соборе находится главная святыня Калужской земли — чудотворная Калужская икона Божией Матери. Из икон нижнего храма особо почитаются: икона Божией Матери «Утоли моя печали» (была написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление за границей в Кенигсберге), икона святителя Николая Чудотворца, икона Спасителя, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы.

В верхнем храме одной из почитаемых является Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым. В алтаре хранился напрестольный крест с частицами мощей девяти Печерских святых. С 1960 г. собор является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР № 1327 от 30.08.1960г.).

25 сентября 1991 г. Калужский областной совет народных депутатов принял решение № 380 о передаче храма (в числе нескольких других) Калужской епархии Русской Православной Церкви. В настоящее время при храме действует Местная православная религиозная организация-учреждение Свято-Георгиевский собор в г. Калуге, совершаются богослужения.

2. Церковь Никольская «на козинке» (г. Калуга, ул. Николо-Козинская (бывшая ул. К. Цеткин), 33)

Храм был построен на общественные деньги в 1775-1779 гг. Первоначально он был небольшим однопрестольным. В 1844 г. к нему была пристроена трапезная часть с двумя приделами — в честь Тихвинской иконы Божией Матери и Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, а также колокольня.

Храм сооружен в стиле провинциального классицизма. К двухсветному четверику, перекрытому крестовым сводом и увенчанному одной главой, примыкает широкая алтарная апсида с полуциркульным сводом и боковыми разгрузочными арками. От храма алтарь отделен глухой каменной стеной с тремя арочными проходами. Трапеза и колокольня выстроены в стиле эклектики. Храм кубической формы (без трапезы) покрыт на четыре ската полукруглым шатром. Колокольня трехъярусная, в виде массивного столба, увенчанного большой главой в форме луковицы.

Своим благоустройством храм был во многом обязан калужскому мещанину Ф.А.Извекову, церковному старосте, пожертвовавшему в пользу храма из личных средств 600 руб. В 1899-1900 гг. на его деньги была отремонтирована трапезная, заново расписаны стены храма (эти росписи сохранялись до 1983 г.), вызолочены иконостасы, в 1905-1906 гг. полы были покрыты метлахской плиткой. В 1848 г. при храме была открыта церковноприходская школа.

В храме сохранились все иконостасы. Главный — высокий, пятиярусный, выполнен в конце XVIII в. Большинство икон написаны в древнерусской традиции, но в живописи чувствуется западное влияние. Невысокие двухъярусные иконостасы приделов наряду с иконами XIX в. содержат и более ранние. В местном ряду главного иконостаса находится древняя, покрытая поздней живописью храмовая житийная икона святителя Николая, перенесенная еще из прежнего деревянного храма. Эта икона особо почитается прихожанами. Кроме того, в храме находятся иконы в киотах из закрытых калужских храмов. Перед правым клиросом, у солеи, помещена икона Благовещения Пресвятой Богородицы, первой половины XVIII в., из разрушенного Благовещенского храма.

К чтимым иконам храма также относятся: икона святителя Николая, помещенная в иконостасе Тихвинского придела, Калужская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери; икона Божией Матери «Утоли моя печали»; икона мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива; Корсунская икона Божией Матери; икона святых Зосимы и Савватия Соловецких.

В годы советской власти в храме сменилось несколько настоятелей. С 17 июля 1935 г. настоятелем был священномученик Иоанникий (Дмитриев, †10/23 ноября). С 10 октября 1935 г. до 17 октября 1936 г. храм был закрыт и использовался под склад «Заготзерно». Затем в нем до 1939 г. находилась кафедра обновленческого «архиерея» А.И.Расторгуева. В ноябре 1941 г., когда храм был передан Православной Церкви, его настоятелем был назначен священник Георгиевского собора протоиерей Иоанн Сергеевич Соловьев. В середине января 1942 г. Никольский храм был снова закрыт и возвращен Церкви 1 июня 1945 г.

25 сентября 1991 г. Калужский областной совет народных депутатов принял решение № 380 о передаче храма (в числе нескольких других) Калужской епархии. В настоящее время при храме действует Местная православная религиозная организация приход в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских в г. Калуге, совершаются богослужения.

3. Церковь Иоанна Предтечи (г. Калуга, ул. Московская, 30)

Храм был построен в 1735 г. на месте деревянного. В 1754 г. сильно пострадал во время пожара, который уничтожил значительную часть городских строений. Тогда почти полностью выгорело и все внутреннее убранство и иконы храма. Уцелел только образ Иоанна Крестителя. Храм был восстановлен в 1763 г. на средства, собранные стараниями священника Никиты Егоровича Попова и прихожан. Тогда же к нему было пристроено 2 придела — один во имя Сергия Радонежского, другой — во имя мучеников Гурия, Самона и Авива. Для внутренней отделки храма использовался искусственный мрамор разных цветов.

В конце XIX в. в храме производился ремонт, в ходе которого были заново расписаны его стены, а пол покрыт паркетом. В основу росписи были положены копии с изображений в храме Христа Спасителя в Москве и во Владимирском соборе Киева. Семиярусный иконостас был переписан на новом полотне, но на старых досках по рисункам художников Васнецова, Нестерова, Маковского и Сорокина. Особо почитались прихожанами древняя икона Иоанна Предтечи и икона мучеников Гурия, Самона и Авива.

Извне храм величественный, обильно орнаментированный. В основании главной его части лежит четырехугольник с многочисленными окнами. В верхней части четырехугольника по углам расположены четыре маленькие главки, скрывающие переход к ротондообразному верху, увенчанному круглым куполом. Единственная глава усеяна звездами на голубом фоне. Трехъярусная колокольня в готическом стиле построена в 1784 г. На углах первого и второго ярусов установлено по 3 колонны, только во втором они соединены стрелкой. Верхний ярус был переделан во время ремонта в 90-х гг. XIX в.

В 1929 г. храм был закрыт (по другим источникам был закрыт в 1934 г.), т.к. община была не в состоянии провести капитальный ремонт. В середине 50-х гг. XX в. был разобран алтарь храма, выходящий на Московскую улицу, как «мешающий проезду автотранспорта». С 1960 г. храм Иоанна предтечи является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР № 1327 от 30.08.1960г.). До 1995 г. в храме находился колледж культуры. 7 августа 1995 г. храм был передан Калужской епархии по акту приема-передачи. 15 августа 1997 г. между Дирекцией по охране, реставрации и использованию памятников и земель историко-культурного назначения и Калужской епархией Русской Православной Церкви был заключен договор № 1-п о сохранности и использовании недвижимого памятника истории и культуры религиозного назначения. В настоящее время при храме действует местная православная религиозная организация-учреждение Архиерейское Подворье — храм в честь Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в г. Калуге, совершаются богослужения.

4. Церковь Жен-Мироносиц (г. Калуга, ул. Кирова, 21)

Храм построен по плану Губернского архитектора Ясныгина, а колокольня по плану Губернского архитектора Соколова. Строительство храма на месте прежнего обветшавшего было начато в 1798 г. и окончено в 1804 г. В 1818 г. началось возведение новой колокольни, строительство которой было завершено в 1833 г. В 1851 г. была сооружена западная паперть, поставлена каменная ограда с железными решетками.

Храм построен ротондой, увенчанной круглым византийским куполом, над которым возвышается глава на сквозном трибуне. Боковые входы в храм украшены портиками с колоннами дорического ордера. Такой же портик имеется над главным окном алтарной апсиды. Трапезная часть храма с обеих сторон окружена колоннадами из четырех раздельных колонн с парапетами, в центре которых вделаны полукруглые ниши.

Трехъярусная колокольня присоединена к храму. Первый ярус четырехугольный, с портиками с каждой стороны; колонны смешанного ордера — ионического, в капителях переходящего в коринфский. Второй ярус круглый, по краям сквозных арок параллельно нижним поставлены ионические колонны. Третий ярус такой же, как второй. Высота колокольни вместе с крестом составляет 87 м. Главный престол храма освящен в честь святых Жен Мироносиц, приделы — во имя Казанской иконы Божией Матери (1800 г.) и во имя Сретения Господня (1809 г.).

25 сентября 1991 г. Калужский областной совет народных депутатов принял решение № 380 о передаче храма (в числе нескольких других) Калужской епархии. В настоящее время при храме действует местная православная религиозная организация приход в честь Святых Жен-Мироносиц в г. Калуге, совершаются богослужения.

5. Церковь Параскевы Пятницы (г. Калуга, ул. Труда, 1А, Пятницкое кладбище)

В 1780 г. в северной части г. Калуги было устроено общее кладбище. Сейчас здесь сохранилось много надгробных памятников XVIII-XIX вв., имеющих историческую и архитектурную ценность. К Пятницкому некрополю территориально примыкает Мемориальное воинское кладбище, где похоронено более 4000 человек, погибших в Великой Отечественной войне.

На центральной аллее Пятницкого кладбища стоит храм в честь святых апостолов Петра и Павла. Он был перенесен сюда в 1780 г. на общественные деньги и именовался тогда в честь великомученицы Параскевы Пятницы. Это название дало имя и всему некрополю.
Храм сооружен в «итальянском стиле»: одноглавый четверик, фасады которого украшены аркадами и пилястрами, с трапезной и колокольней по одной продольной оси. Во второй половине XIX в. с северной и южной сторон колокольни были сделаны небольшие одноэтажные пристройки с плоскими перекрытиями. Главный престол храма освящен в честь святых апостолов Петра и Павла, а придел — в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, икона которой была перенесена из прежнего храма. В 1877 г. на деньги надворного советника Ивана Иосифовича Жураковского был построен и освящен придел во имя Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
При храме находилась Пятницкая богадельня, основанная в 1793 г. Здесь же рядом была открыта бесплатная столовая и организован бесплатный амбулаторный прием больных. В 1900 г. на воинском кладбище был построен храм в честь святителя Николая. Сейчас на месте этого храма находится памятник Воину-освободителю.

В 1929 г. храм был закрыт и приспособлен под складские помещения. С 1960 г. в нем расположилась мастерская Горупкоопхоза по производству гробов, венков и сушке древесины. 25 сентября 1991 г. Калужский областной совет народных депутатов принял решение № 380 о передаче храма (в числе нескольких других) Калужской епархии. Сейчас храм полностью восстановлен. С 1995 г. Пятницкий храм охраняется государством как памятник архитектуры и градостроительства (Указ Президента РФ № 176 от 20.02.1995г.). В настоящее время при храме действует местная православная религиозная организация приход в честь Святых апостолов Петра и Павла в г. Калуге, совершаются богослужения.

6. Церковь Бориса и Глеба (г. Боровск, ул. Коммунистическая, 102)

Борисо-Глебский храм с трапезной и приделом в честь преподобного Пафнутия Боровского построен прихожанами в 1704 г. Колокольня возведена в 1819 г.

Каменный пятиглавый храм имеет богатые кирпичные детали внешней отделки: четверик храма декорирован двумя поясами многорядных карнизов, углы акцентированы колоннами-дудочками, оконные проемы украшены нарядными наличниками, а входы — перспективными порталами. Надстройка основной части храма увенчана карнизом с четырьмя ложными кокошниками и фризом с глубоким рельефом и узором уложенных по-разному кирпичей, отчего кажется значительно выше. Изящная четырехъярусная колокольня с пилястрами в нижнем ярусе и парными колонками между арками звона во втором и третьем ярусах венчается маленькой главкой на тонком, кажущемся хрупким барабане. В ночь под 21 июня 1889 г. в результате пожара сгорели главы, купол и крыша храма. Поэтому очень широко расставленные главы на высоких барабанах датируются уже концом XVIII в.

Храм был закрыт в 1929 г. С 1960 г. он был принят на охрану государством как памятник архитектуры федерального значения. В ходе проводившихся государством реставрационных работ храм был перекрыт медью и побелен изнутри.

Постановлением администрации Калужской области № 144 от 5 июня 1992 г. храм был передан Калужской епархии. В настоящее время при храме действует местная православная религиозная организация-учреждение Архиерейское Подворье — храм в честь Святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба в г. Боровске Калужской епархии, совершаются богослужения.

7. Церковь Троицы (г. Кондрово, ул. Красный Октябрь)

Каменный храм с колокольней в с. Троицкое на Вздыне (ныне г. Кондрово) был построен в 1818 г. помещицей Верой Ивановной Хлюстиной на средства владельца с. Троицкого секунд-майора А.С.Xлюстина. Храм имел 3 престола: главный — в честь Живоначальной Троицы, южный — во имя святителя Николая Чудотворца, северный — в честь Казанской иконы Божией Матери. Приход состоял из с. Троицкого, деревни при Троицкой фабрике, д. Дробышево, д. Макарово, д. Косякино, д. Толкачево, д. Слободы, д. Калюковки и д. Дубинино. Неподалеку от храма, в его ограде, была построена церковноприходская школа. В приходе было также еще четыре школы: две при Троицкой фабрике (двухклассная Министерства Народного Просвещения и земская двухкомплектная), в д. Слободе земская двухкомплектная и в д. Макарово земская однокомплектная.

В 30-е гг. XX в. храм был закрыт. В 1945 г., во время проведения водопровода, была разрушена ограда вокруг храма и разобраны верхние ярусы колокольни, в которой был открыт продуктовый магазин. Тогда же пострадало церковное кладбище, — были сломаны надгробные плиты, снесены кресты, захоронения разорены. В годы советской власти в храме в разное время располагались: школа, инкубатор, склад, пивцех, магазины.

25 сентября 1991 г. Калужский областной совет народных депутатов принял решение № 380 о передаче храма (в числе нескольких других) Калужской епархии. В настоящее время при храме действует местная православная религиозная организация приход в честь Святой Живоначальной Троицы в г. Кондрово Калужской епархии, совершаются богослужения. При храме построено здание, в котором разместилась библиотека с читальным залом. В 1994 г. была открыта воскресная школа для детей, в работе которой принимают участие преподаватели Кондровского педагогического колледжа. Настоятель храма духовно окормляет воспитанников Кондровского детского дома.

8. Ансамбль Спасо-Воротынского монастыря: собор Спасо-Преображения, трапезная, церковь Введения (г. Калуга, с. Спас)

Монастырь основан вскоре после «Стояния на Угре» на средства князя Дмитрия Феодоровича Воротынского в 1498 г. (по другим данным в начале ХVI в.) в низовье р. Угры, на месте бегства хана Ахмата в 1480 г. Предположительно, первоначальником обители был ученик преподобного Тихона Калужского Никифор († 1506 г.). Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. С 1725 г. монастырь запустел и в 1764 г. был упразднен.

По описи 1763 г. в монастыре было 3 каменных строения: собор в честь Преображения Господня, храм в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы и одна келья. Остальные постройки, в т. ч. и колокольня были деревянными. Каменная колокольня была возведена в конце XVIII в. К началу ХIХ в. кельи и стены монастыря были утрачены.

К началу XX в. от обители осталось 2 храма древней постройки, которые были приходскими. Эти храмы — редкие образцы шатровой архитектуры. Собор в честь Преображения Господня каменный, однопрестольный, теплый. Основной несущий объем собора — кубовидный двусветный четверик, на котором через невысокий восьмерик поставлен восьмигранный шатер. С востока к четверику примыкает трехчастный алтарь. Декор фасадов прост. Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с монастырской трапезной палатой и трехъярусной колокольней представляет собой единое, неправильной четырехугольной формы двухэтажное здание. Небольшая, прямоугольная в плане, вытянутая в ширину двусветная часть храма занимает восточную его половину, завершают эту часть 2 небольших глухих шатра. Трапезная часть храма, как и монастырская трапезная в первом этаже — одностолпные. В отделке фасадов использованы лопатки, карнизы, декоративные кокошники.

В 30-е гг. XX в. оба храмы были закрыты, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых были плиты с надписями XVI в.

Летом 2000 г., когда развалины храмов Спасо-Преображенского Воротынского монастыря были переданы Церкви по актам приема-передачи во временное пользование, начались работы по возрождению древней обители. В настоящее время оба храма находятся в аварийном состоянии. В шатре Спасо-Преображенского собора имеется большая пробоина и трещины, также трещины в углах четверика и в сводах алтаря и алтарных стенах. Введенский храм не имеет кровли, в результате чего в трех углах трапезной своды совершенно разрушились и трещины пошли вниз. Сильно повреждена нижняя часть северной стены храма, в южной стене первого этажа в годы советской власти был пробит проезд для машин, который ослабил своды. Оба храма сильно вросли в землю, местами культурный слой выше метра.

Монастырь является подворьем местной православной религиозной организации-учреждения Казанского Девичьего монастыря в г. Калуге, самостоятельного юридического статуса не имеет.

С 2002 г. в обители восстановлено почитание её основателя, местночтимого святого, преподобного Никифора Медынского.
4 февраля 2005 г. был заключен четырехсторонний договор № 20 о безвозмездном пользовании Калужской епархией Русской Православной Церкви объектом культурного наследия религиозного назначения «ансамбль Спасо-Воротынского монастыря».

9. Ансамбль Свято-Никольского Черноостровского монастыря (г. Малоярославец, ул. Кутузова, 2)

Монастырь был создан в конце XVI в. на месте церкви, построенной князьями Оболенскими в XIV в. В начале XVII в. в Смутное время монастырь был разорен, и только к 1659 г. при старце Ипатии в нем возобновлена монашеская жизнь. В 1764 г. монастырь стал заштатным, а в следующем году по бедности обращен в приходскую церковь.

По ходатайству и на средства Московского купца Целибеева, уроженца г. Малоярославца, в 1799 г. монастырь стал возрождаться. В 1809 г., когда наместником был назначен насельник Оптиной пустыни иеромонах Макарий (Фомин), началось строительство нового храма. Вместе с отцом Макарием из Оптиной в монастырь перешли 7 человек: один иеромонах, 2 монаха и 4 послушника. Его преемником был преподобный Антоний (Путилов), впоследствии подвизавшийся в Оптиной. Трудами своих настоятелей — выходцев из Свято-Введенской Оптиной пустыни — на протяжении XIX и в начале XX вв. монастырь был благоустроен внешне и внутренне, и в нем сложились традиции строгой монашеской жизни.

В 1812 г. территория монастыря стала местом решающего сражения в войне с Наполеоном. В этой битве погибло по разным оценкам от 6000 до 8000 русских воинов. От военных действий монастырь, как и весь город, сильно пострадал. Все его здания были выжжены, и только сохранились главные врата, испещренные картечью, но написанный на них Нерукотворный Образ Спасителя Божиим чудом остался невредим. За последующие 10 лет Свято-Никольский монастырь был полностью восстановлен. В 1817 г. он стал штатным третьеклассным монастырем «в память и в вечное благоволение Всевышнего, Отечеству нашему над врагами преславную победу под стенами его даровавшего».

Комплекс зданий монастыря сформировался к середине XIX в. В него входили 3 храма: Никольский собор, построенный в память победы русских войск в войне с Наполеоном, с храмом в честь Всех Святых и храм в честь Корсунской иконы Божией Матери. Собор был заложен в 1812 г. настоятелем архимандритом Макарием (Фоминым), строительство завершено в 1843 г. в настоятельство преподобного Антония Оптинского, и 26 августа 1843 г. был освящен его главный придел. На хорах собор имеет придел в честь Преображения Господня. Предположительно, автором проекта собора является архитектор А.Витберг. Высота храма — 47 метров. Купол опирается на четыре колонны коринфского ордера, середина храма образует обширную ротонду. Рядом с входом на хоры располагалась монастырская библиотека.

К собору примыкает паперть, от которой ведет лестница к нижней площадке монастыря и входу в храм Всех Святых. Этот храм служил монастырской усыпальницей. Каменный храм в честь Корсунской иконы Божией Матери был построен двухэтажным, на хорах имел придел в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Кроме храмов в монастырский комплекс входили: трехъярусная колокольня над Святыми вратами, больничные каменные кельи, 3 двухэтажных монашеских корпуса (в одном из них размещались трапезная и кухня), странноприимница и каменная ограда с башнями. На внешней территории монастырь имел 2 каменных дома, скотный и конный дворы, суконную фабрику, кирпичный завод, хлебопекарню и пруды. У монастыря было подворье в Москве рядом с храмом святителя Николая Чудотворца в Пыжах. На могилах защитников Отечества, павших в 1812 г., была выстроена часовня, при которой читалась Неусыпаемая псалтирь с поминовением. 12/25 октября к часовне совершался Крестный ход из всех храмов города.

В 1918 г. монастырь был закрыт. С 26 декабря по 8 января местная Чрезвычайная комиссия произвела здесь несколько обысков, в результате которых было конфисковано все имущество монастыря. Настоятель монастыря, архимандрит Илия, был помещен под домашний арест и в марте 1919 г. выселен из обители. До 1926 г. оставался действующим только Никольский собор.

С 1930 г. в монастыре размещался педагогический техникум. В 1939 г. в здании Никольского собора была открыта экспозиция музея 1812 г. После Великой Отечественной войны музей переместили в здание бывшей часовни, а монастырь заселили жильцами. В последующие годы в нем в разное время размещались педагогический и библиотечный техникумы, шахматный клуб, общеобразовательная и художественная школы, хлебозавод, строительные организации. Постепенно монастырь пришел в полное запустение: кроме храмов, из монастырских зданий уцелел только один корпус, в котором располагалась художественная школа.

29 июля 1991 г. решением исполнительного комитета Калужского областного совета народных депутатов № 288 монастырь был возвращен Церкви и открыт как мужской, но малочисленная братия разошлась по другим обителям, и в феврале 1993 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил Никольскому Черноостровскому монастырю быть женским. В настоящее время в монастыре действует местная православная религиозная организация-учреждение Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь в г. Малоярославец, совершаются богослужения, дела милосердия и благотворительности, ведется воспитательская, миссионерская и просветительская деятельность.

Восстановлены все жилые здания монастыря, построен комплекс детского приюта на 80 человек. Во всех храмах совершаются богослужения. Полностью восстановлены храм в честь Всех Святых (освящен в 1996 г.) и храм в честь Корсунской иконы Божией Матери. В главном приделе Никольского собора установлен временный иконостас и ведутся восстановительные работы. Благоустроен источник в честь святителя Николая. В 1996 г. над источником была установлена и освящена купальня. Монастырь имеет скотный двор, огороды, теплицы, 44 га сенокосных и пахотных земель. Многие сестры монастыря проходили послушания в Русской Духовной Миссии на Святой Земле.

В монастыре установлен общежительный устав: общая трапеза, послушания, обязательное посещение богослужения, откровение помыслов. Каждый день сестры присутствуют на уставных службах в храме; читается Неусыпаемая псалтирь. Также ведется работа по духовному образованию сестер: проводятся занятия по изучению Священного Писания, творений Святых отцов, Богослужебного устава. Ежедневно в монастыре совершается Крестный ход с чтением Богородичного правила. В обители возобновлен ежегодный Крестный ход к братской могиле защитников Отечества 1812 г. Он совершается 25 октября, в праздник Калужской иконы Божией Матери, в память заступничества Богородицы в войне 1812 г. Монастырь имеет библиотеку. Образовано 2 монастырских скита — в с. Карижа и в с. Боболи Малоярославецкого района.

В Никольском монастыре имеются следующие святыни: резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня; частица мощей святителя Николая в ковчеге, привезенная в 2001 г. в дар из г. Бари; стопа преподобного Антония (Путилова), старца Оптинского; частица мощей преподобномученика Космы Протатского; 2 креста-мощевика. Также имеются иконы с мощами Киево-Печерских святых, преподобных старцев Оптинских, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, преподобного Феодосия Тотемского, святителя Иоанна Тобольского, преподобномученицы Елисаветы.

Монастырь ведет благотворительную и просветительскую деятельность среди населения г. Малоярославца, принимает многочисленных паломников. С 1993 г. при монастыре действует приют-пансион «Отрада» для девочек из семей с наркотической и алкогольной зависимостью.

1 января 2000 г. был заключен двухсторонний договор № 2/2000 о сохранности и использовании памятника истории и культуры религиозного назначения.

Пресс-служба Московской Патриархии





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Всем известно, что впервые войти в незнакомое помещение сложно, тем более в православный храм. На классном часе можно провести виртуальную экскурсию по храму, рассказать, как он устроен, как себя вести войдя в храм и этим помочь переступить его порог.

Не секрет, что многие люди, попав в храм (особенно в незнакомый), теряются. Кому-то может показаться, что все храмы разные. На самом же деле, все храмы строятся по похожему принципу и расположение основных храмовых элементов также одинаково.

Представленный материал не претендует на всю полноту раскрытия этого большого и сложного вопроса, а представляет лишь конспект первого знакомства.

Слайд 3

Храм предназначен непосредственно для верующих.

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.

Слайд 4

Главнейшая часть храма - это алтарь , место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю.

Слово "алтарь " значит возвышенный жертвенник.

Алтарь - место сугубого пребывания господа Иисуса Христа.

Слайд 5

Алтарь возвышается над средней частью и отделяется от храма иконостасом.

Слайд 6

Алтарь в храме Христа спасителя.

Слайд 7, 8

Главная святыня храма - ПРЕСТОЛ особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица, возвышающийся посреди него.

Дарохранительница - это ящичек в виде небольшой церковки. Здесь хранятся святые дары для причащения больных. А на дом к ним для причащения священник ходит с дароносицей.

Слайд 9

Антиминс - главный священный предмет храма, освященный архиереем шелковый плат, с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и обязательно с зашитой на другой его стороне частицей мощей какого-либо святого.

В первые века христианства литургия всегда совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Без антиминса службу совершать нельзя. Недаром само слово антиминс переводится с греческого как “вместопрестолие”. Обыкновенно антиминс завернут в другой плат - илитон, напоминающий повязку на голове Христа в гробу.

Слайд 10

На престоле таинственно, невидимо присутствует cам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

Слайд 11

На алтаре, у северной стены поставлен особый стол, называемый жертвенником . Здесь готовятся хлеб и вино для причастия. Для их торжественного приготовления во время обряда (проскомидии) на жертвеннике находятся: потир - святая чаша, в которую вливается вино с водою (символ крови Христа); дискос - блюдо на подставке для причастного хлеба (символ тела Христа); звездица - две дуги, соединенные крестом, чтобы ставить их на дискос и покров не касался частиц просфор (звездица - символ звезды Вифлеемской); копие - острая палочка для вынимания частиц из просфор (символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица - ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы называют покровцами, а самый большой - воздухом.

Слайд 12

Место за престолом у восточной стены специально делается немного возвышенным, называется “горним местом ” и считается самым святым местом даже на алтаре. Здесь ставится сидение (трон), предназначенное для архиерея и фланкированное сопрестолиями (симметричные скамьи, примыкающие к внутренней восточной стене алтаря по обе стороны от горнего места).

Здесь традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.

Кроме того, за алтарной преградой хранятся: кадильница , хранятся: кадильница , дикирий (двусвечник) и трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при освящении их).

Слайд 13

Иконостас

Отделяет алтарь от остального храма иконостас . Правда, некоторая часть алтаря находится перед иконостасом. Ее называют солеей (греч. “возвышение посреди храма”), а ее середину солеи - амвоном (греч. “восхожу”). С амвона священник произносит самые значительные слова при совершении службы. Амвон - символически очень значим. Это и гора, с которой проповедовал Христос; и вифлеемская пещера, где он родился; и камень, с которого ангел возвестил женам о возненсении Христа. По краям солеи у стен храма устраивают клиросы - места для певцов и чтецов. Само название клиросов происходит от названия певчих-священников “клирошане”, то есть певчие из священнослужителей, клира (греч. “жребий, надел”). У самых клиросов обыкновенно ставят хоругви - иконы на материи, прикрепленные к длинным древкам в виде знамен. Их носят во время крестных ходов.

В иконостасе, отделяющем храм от алтаря, устроены три двери. Средние - самые большие - носят название царских врат. Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Кроме дверей царские врата перекрывает завеса, как правило красного цвета. Сами царские врата украшены иконами Благовешения и изображениями четырех евангелистов. А над ними помещают икону с изображением Тайной вечери.

В больших соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое:

  • Нижний ярус, или ряд, называется местным , потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда, как уже отмечалось выше, находятся Царские Врата. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее - местную икону. Еще правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы.Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее - другие иконы.
  • Второй от низа ряд может быть праздничным , в нем расположены иконы двунадесятых праздников.
  • Третий ряд - это деисусный ряд. Справа и слева от Деисуса - иконы святителей и архангелов.
  • Четвертый ряд - пророческий . В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета - Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.
  • Пятый ряд - праотеческий . Праотцы - это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.

Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше Деисуса, или его совсем может не быть.

Слайд 14

Если мы войдем в Храм Христа Спасителя через западные двери, то увидим, прежде всего, алтарь с иконостасом. Главный иконостас Храма - это восьмигранная часовня из белого мрамора, с орнаментом и инкрустацией цветными породами мрамора, сложнейшей резьбой по камню. В работе использован каррарский мрамор из Италии, отечественные камни лабрадорит, красный гранит, порфир, яшма.

Часовня увенчана бронзовым позолоченным шатром, суживающимся кверху и заканчивающимся главой, напоминающей одну из глав Покровского собора. Огромное внутреннее пространство под куполом Храма как бы символически олицетворяет Красную площадь - центр Москвы и России, хранимой Христом Спасителем.

Иконостас состоит из четырех ярусов, предназначенных для размещения икон. Внутри находится престол. Свод иконостаса-часовни возвышается над третьим, а бронзовый позолоченный шатер - над четвертым ярусом. С лицевой его стороны имеется пролет для Царских врат. Высота уникального иконостаса составляет вместе с шатром 26,6 м. Он выше шестиэтажного дома.

Слайд 14

Новый иконостас в ските на ВАЛААМЕ

Слайд 15

Средняя часть храма

эта часть храма знаменует также область земного бытия, мир людей, но уже оправданный освященный, обоженый.

Слайд 16

В центре храма всегда находится икона праздника, или, как ее еще иногда называют, Праздничная икона.

Она находится на аналое (специальном столике с наклонной крышкой). По этой иконе легко узнать, какой праздник чествуется в этот день. В воскресенье кладется икона Воскресения Христова, в большие праздники – икона празднуемого события. В обычный день – икона месяцесловная (обычно маленького размера), то есть показывающая святых этой недели, а то и календарного месяца.

Можно вместо одной иконы (в центре храма) иметь всегда две. На одной будет икона праздника, а на другой – икона того святого (или Господа, или Божией Матери), в честь которых освящен храм.

Слайд 17

В средней части храма вместе с другими иконами считается обязательным иметь образ Голгофы - большой деревянный Крест с образом распятого Спасителя, часто сделанный в натуральную величину - в рост человека.

Голгофой называется изображение Распятия Христова. Канун – специальный столик, на который ставятся свечи с поминанием усопших.

Именно возле Распятия мы молимся за усопших, служим панихиды, заочные отпевания.

Слайд 18

В средней части храма, обычно у северной стены, ставится стол с кануном (каноном) - четырехугольной мраморной или металлической доской со множеством ячеек для свечей и небольшим Распятием.

Слайд 19

Притвор – это преддверие к храму.

Символическое значение притвора – место соприкосновения божественного с землёй.

Это мир людей. В первые века христианства в притворе стояли кающиеся и оглашенные.

Сегодня в притворах устраиваются свечные или книжные лавки. Хотя, делая покупку, мы совершаем ее в специально предназначенном для того месте – притворе, а не в самом храме, следует сохранять благоговение и тишину. Если в древности притвор отделялся от храма глухой стеной, сегодня притвор – часть храма.

Источники

1. Фотоальбом священника Константина Пархоменко http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/

2. “Азбука православия” познавательный видеофильм. Студия Анастасии Дадыко “Интересное кино”.

3. Архитектура храма http://www.golddomes.ru/cerkov/cerkov1.shtml

4. Александр Петров. Устройство православного храма http://ourways.ru/article/article-24.html

Похожие публикации