Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Презентации для логопеда. Презентация проекта «Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр Основные положения к характеристике IV уровня развития речи

Маргарита Тиханова
Презентация проекта «Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр»

«Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития , поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей .

Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций».

Актуальность :

Дети с ОНР даже к 7 годам недостаточно подготовлены к школьному обучению, к усвоению программы по русскому языку, предпосылками овладения которой является осознание элементов языка, речи и, прежде всего, слова. Поэтому очевидна необходимость дополнительных разработок в логопедической работе в группах дошкольников с ОНР по формированию лексики путем целенаправленного действия на уточнение значения слова, его семантической структуры, осознание слова как элемента языка и речи, как совокупности лексического и грамматического значения.

Актуальным моментом становится решение этой проблемы через развивающую игру , как основного вида деятельности старшего дошкольника.

У развивающей игры две цели : одна из них – обучающая, которую преследует воспитатель, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга и помогают обеспечивать высокую результативность в формировании лексико -грамматических категорий.

Решение данной проблемы напрямую связано с успешным обучением ребенка в школе.

Публикации по теме:

Формирование лексико-грамматических категорий в летний период Консультация для родителей В летний можно пополнять словарь детей по темам «Ягоды», «Цветы», «Овощи», «Фрукты», «Насекомые», «Деревья»,.

Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР [Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР. Общее недоразвитие речи -это.

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «Слова-признаки» Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР. Богачева В. Г., учитель-логопед.

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР «Домашние птицы» Тема: «Домашние птицы» (итоговое занятие). Цель: Коррекционно-образовательная: уточнение, закрепление предметного словаря по лексической.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей с ОНР «Путешествие по парку» Занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПАРКУ» Цели: расширять представления о зимующих птицах. Задачи: * образовательные - учить различать зимующих птиц.

Тема: Предлог ПОД Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений Тема: Предлог ПОД (второе занятие по теме) Программные задачи: 1. уточнить пространственное значение предлога «ПОД»; 2. учить воспринимать.

Развитие лексико-грамматических представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме «Дикие животные» Цель: показать.

Развитие лексико-грамматических представлений у детей дошкольного возраста с ОНР в средней группе «Сказка «Колобок» Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Сказка «Колобок» Цель: - Обогащать, расширять и активизировать словарный запас.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЧТО ТАКОЕ ОНР? Подготовила учитель-логопед Пакшина О.Н.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.

Причины появления ОНР: - внутриутробная гипоксия - резус-конфликт - родовые травмы, асфиксии - черепно-мозговые травмы, частые инфекции (в раннем возрасте) - неблагоприятная речевая среда - дефицит внимания и общения

Основные признаки ОНР позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 5 годам) - скудный словарный запас - аграмматизмы - дефекты произношения - экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращённую к нему, не может сам правильно выразить свои мысли

Психические особенности детей с ОНР - неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления; - неумение вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой; -быстрая утомляемость, отвлекаемость, повышенная истощаемость, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий; - малая активность, пассивность в общении.

Состояние двигательной сферы - общая психо-соматическая ослабленность; отставание в развитии двигательной сферы: движения плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены; трудности при выполнении движений по словесной инструкции; недостаточная координация движений во всех видах моторики: общей, мимической, мелкой и артикуляционной; изменение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры, затруднение в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченные возможности произвольных движений; недостаточная координация пальцев рук, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

Уровни речевого развития I уровень - характеризуется отсутствием речи (т.е. « безречевые дети». Такие дети пользуются “ лепетными ” словами, звукоподражаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “ би-би ” может означать самолет, самосвал, пароход. III уровень - характеризуется неточным знанием и употреблением многих слов; в активном словаре преобладают существительные и глаголы. Страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов; характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов, при построении предложений. Звукопроизношение не соответствует возрастной норме; не различаются на слух и в произношении близкие звуки, искажается звуковая структура и звуковой состав слов. Связное речевое высказывание отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения. II уровень - кроме жестов и “ лепетных ” слов появляются хотя и искажённые, но достаточно постоянные общеупотребительные слова; появляется фразовая речь (фразы искажены в фонетическом и грамматическом отношении); остается резко выраженный аграмматизм. Понимание обращенной речи остается неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно. IV уровень – дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. Ошибки встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причем, если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор.

Направления коррекционной работы с дошкольниками с ОНР Развитие речевого аппарата, звуковой и интонационной культуры речи Развитие фонетико-фонематических процессов Обогащение и уточнение словаря Совершенствование грамматического строя речи Развитие связной диалогической и монологической речи Развитие тонкой моторики рук Развитие психических процессов Массаж языка; Артикуляционные упражнения; Дыхательные упражнения, направ - ленные на усиление и удлинение воздушной струи; Знакомство со звуками русского языка, представление о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных; Представление об органах артикуляции, их участии в произнесении тех или иных звуков; Уточнение и воспроизведение правильных способов произнесения звуков; различение, воспро - изведение и варьиро - вание интонацией. Определение акустических характеристик звука; Составление схемы слова, подбор слов к готовой схеме; Узнавание звука в звуковом ряду, в словах; п одсчёт повторяющихся звуков в словах; Выделение звуков в начале и в конце слов, определение положения заданного звука в слове, подбор слов на заданный звук; Соотнесение количества слогов с количеством гласных звуков; подсчёт и отхлопывание слогов в словах; Подбор слов на заданный слог. Тематические беседы с целью расширения объёма словаря; Т ематические игры; Р азъяснение ребенком значения слов и применение слов в контексте предложения, загадки или стихотворения; К лассификация слов (или картинок) по тематическим группам; С оставление словосочетаний, предложений и рассказов по опорным словам или картинкам. Р азличение частей речи на существитель ные, прилагательные, глаголы, предлоги; Игры на изменение существительных и прилагательных по родам, числам и падежам; П одбор однокоренных слов; И зменение глаголов по временам, лицам; Представление о предлогах, различение простых предлогов между собой, простых и сложных предлогов; С огласование слов в словосочетаниях; Составление и распространение предложений. Р азвёрнутые ответы на вопросы, участие в беседах, формулирование вопросов в контексте бытовых и игровых ситуаций, бесед, обсуждений; Рассказы по вопросам взрослого о себе, о каком-либо предмете, животном, явлении; Участие в коллективном рассказе или пересказе; Самостоятельные пересказы и рассказы по опорным картинкам, серии картинок, схеме, сюжетной картине. Пальчиковая гимнастика, самостоятельный массаж рук; И гры со вкладышами, конструкторы, нанизывание предметов, шнуровки и проч.; Обведение рисунков по контуру, дорисовка деталей рисунков, штриховка и закрашивание крупных и мелких деталей рисунка; Обводка и печатание букв в прописи. Определение намеренных ошибок в речи взрослого с целью развития речевого внимания и восприятия; Словотворчество; Игры с рисунками на развитие внимания, мышления, памяти (сходство, различия, группирование и проч.)




Принято выделять 4 уровня речевого развития при ОНР. I уровень речевого развития I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»). Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существи­ тельными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами.


II уровню речевого развития Переход ко II уровню речевого развития (зачатки общеупотребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова («Алязай. Дети алязай убиляют. Капутн, лидоме, лябака. Литя сдают земю» - Урожай. Дети урожай убирают. Капусты, помидоры, яблоки. Листья падают на землю). Одновременно намечается различение некоторых грамматических форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол-столы; поет-поют) и относящимся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит еще довольно неустойчивый характер, и грубое недоразвитие речи у данных детей проявляется достаточно выражено. Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.


III уровень речевого развития III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы. Например, ребенок заменяет звуком с", еще недостаточно четко произносимым, звуки с («сяпоги» вместо сапоги), ш («сюба» вместо шуба), ц («сяпля» вместо цапля). Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения («Кола посол в лес, помал маленькую белку, и тыла у Коли кетка» - Коля пошел в лес, поймал маленькую белку, и жила у Коли в клетке).


IV уровень речевого развития IV уровень речевого развития характеризуется незначительными изменениями всех компонентов языка. У детей нет ярких нарушений звукопроизношения имеется лишь недостатки дифференциации звуков [Р - Р"], [Л - Л"], [j], [Щ - Ч - Ш], [Т" - Ц - С - С"] и др. и характеризуется своеобразием нарушения слоговой структуры, ребенок понимает значение слова не удерживает в памяти фонематический образ, в следствии чего искажения звуконаполняемости в разных вариантах: персеверации (упорное повторение какого-либо слога) «блиблиотекарь» - библиотекарь; перестановки звуков и слогов «комосновт» - космонавт; элизии (сокращение гласных при стечении); парафазии (замены слогов) «мотокилист» - мотоциклист; в редких случаях опускание слогов «велопедист» - велосипедист; добавление звуков «игруша» - груша, и слогов «воващи». Степень отставания в употреблении сложных по структуре слов в спонтанном проговаривании и речевом контакте. Все это прослеживается в сравнении с нормой, т.о. четвертый уровень определяется в зависимости от соотношения нарушений слоговой структуры и звуконаполняемости.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовила воспитатель Неволина Екатерина Игоревна

Особенности формирования связной речи у детей с ОНР.

ПРЕДИСЛОВИЕ … Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни (10-12 слов); в конце второго года жизни лексический состав составляет 300-400 слов; к трём годам - 1500 слов; к четырём - 1900; в пять лет - до 2000 - 2500, в шесть семь лет - до 3500- 4000 слов.

Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В тоже время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражаются логика, мышление ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать его в правильной, четкой, логической речи.

Иная картина наблюдается при ОНР. Общее недоразвитие речи может быть выраженно в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развернутой речи с элементами фонетико – фонематического и лексического несовершенства. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.

Актуальность данной проблемы в том, что у детей с общим недоразвитие речи, связная речь нарушена всегда. Это происходит в связи с ухудшением экологической обстановки, увеличением психической травматизации и влияние различных вредоносных факторов.

Общее недоразвитие речи - это системное нарушение усвоения всех уровней языка (звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики), требующего длительного и систематического логопедического воздействия

Основные признаки общего недоразвития речи: позднее начало развития речи; замедленный темп речевого развития; ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас; нарушение формирования грамматического строя речи; нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.

Изучение общего недоразвития речи как системного нарушения и выявлением особенностей связной речи у детей с ОНР занимались Р. Е. Левина, Л. Н. Ефименкова, Т. А. Ткачева. Вопросы формирования связной речи изучали Е. И. Тихеева, А. А. Леонтьев, Л. С. Выготский. Проблема развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение в работах В. П. Глухова, Т. Б. Филичевой, Л. Н. Ефименковой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой и др.

Особенности грамматического строя у детей с недоразвитием речи представлены в работах В.К. Воробьёвой, Б.М. Гриншпуна, В.А. Ковшикова, Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Е.Ф. Соботович, С.Н Шаховской и др. Первоначально особенности грамматического строя речи анализировались с позиций психолого-педагогического подхода с целью выявления, изучения и анализа имеющихся нарушений. Были определены морфологические нарушения, проявляющиеся в нарушении словоизменения и словобразования. Аграмматизмы в речи детей с недоразвитием речи увеличиваются по мере расширения словарного запаса. Однако, по мнению Е.Ф. Соботович, структура грамматических ошибок является неоднородной, при этом имеют место как морфологические, проявляющиеся на уровне словосочетаний и предложений в неумении согласовывать слова, так и синтаксические нарушения, проявляющиеся в структурном и семантическом аграмматизмах. У детей не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения речевого высказывания.

Впервые термин «общее недоразвитие речи» был введен Р.Е. Левиной в 50-60-х годах 20 века 1 уровень – полное отсутствие речи, элементы речи. 2 уровень – зачатки общеупотребительной речи, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. 3 уровень – речь более развернута, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико – фонематической и лексико – грамматической стороны речи

Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижение по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трёх – четырёхступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.

Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в наглядно – образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением.

Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям.

Психическое развитие детей с ОНР, как правило, опережает их речевое развитие. У них отмечается критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. На основе исследований закономерностей речевого развития детей с разной речевой патологией были разработаны пути преодоления речевой недостаточности, определено содержание и методы коррекционного обучения и воспитания.

ОНР сложная проблема, нуждающаяся в следующих методах формирования связной речи у детей. 1. Обучение пересказу. 2. Обучение рассказыванию по картинкам. 3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. 4. Обучение рассказыванию по отдельно сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий(по опорным вопросам). 5.Описание пейзажной картины. 6. Обучение описанию предметов. 7. Обучение рассказыванию с элементами творчества.

И в заключении: Изучив теоретическую литературу по поднятой проблеме, мы ознакомились с состоянием проблемы, изучили симптоматику общего недоразвития речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамотой. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Эффективность процесса формирования связной речи зависит, прежде всего, от своевременного его начала и эффективности выбранного метода коррекционного воздействия с учетом выявленных нарушений и особенностей ребенка. Также исследуя теоретическую литературу мы сделали вывод: логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в раннем возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным, но важным.

Литература. 1. Логопедический справочник логопеда Н.Н.Полушкина. – М.: АСТ:Астрель 2010. 2. Основы теории и практики логопедии под редакцией Р. Е. Левиной Просвещение – М – 1968 3. Основы логопедии Т. Б. Филичева, А. Н. Чевелева, Г. В. Чиркина, Просвещение М – 1989. 4. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи А. В. Захарова Новсибирск -1975. 5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева Просвещение М 1998. 6. Речь, как проводник информации Н. И. Жинкин –м -1982.

Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях) В пособии представлены психолого-педагогическая характеристика детей, программа коррекционного обучения и воспитания детей, примерные конспекты занятий по развитию понимания речи, формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи у детей с ОНР в I, II и III периодах обучения. Для занятий с детьми с 1 уровнем ОНР Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. СПб.: Речь, 2004 В книге изложена система коррекционной работы с детьми в возрасте двух-трех лет, страдающих задержкой речевого развития разного происхождения с использованием всех видов деятельности, доступных детям данного возраста.

Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/ Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева, 1999. Здесь подробно расписана работа по преодолению ОНР от 1 до 3 уровня. В сравнительном плане рассматривается процесс усвоения ребёнком русского языка в норме и патологии. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб. М.:Просвещение, 1985 Приведены описания игровых приёмов по развитию лексико-грамматического строя речи. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет., Москва, 2002. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет., Москва, 2002. Пособие является частью учебно-методического комплекта, широко используемого современными логопедами-практиками. В нём представлено планирование коррекционной логопедической работы в специализированных группах для детей с ОНР, приведены наиболее интересные конспекты занятий, игровых приёмов.

Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.:, 2004 Пособие включает три раздела, посвященных логопедической работы в разных возрастных группах - средней (1-й год обучения), старшей (2-й год обучения) и подготовительной к школе (3-й год обучении) Каждый раздел состоит из перспективного плана работы логопедической группы на год и приложений. Перспективные планы составлены с опорой на типовую программу детских дошкольных учреждений и включают элементы программы «Детство» (учитываются особенное развития детей с нарушениями речи). Приложения содержит обширный дидактический материал к логопедическим занятиям (стихи, подвижные игры, упражнения пальчиковой гимнастики и др.)

Спасибо за внимание


Характеристика детей с ОНРОНР – это сложное речевое расстройство, при котором у детей с
нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается
позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм,
дефекты произношения и фонемообразования.
Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение
всех компонентов речевой деятельности.
Системный подход к анализу речевых нарушений у детей представлен в
работах Р.Е. Левиной.
ОНР имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия
речевых средств общения до развернутой речи с элементами
фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Все
многообразие речевого недоразвития Р.Е. Левина свела к трем уровням
речевого развития. Каждый уровень характеризуется определенным
соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений,
задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от
одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых
возможностей.

Овладение системой родного языка

Норма 4,5-5 лет
Правильное
воспроизведение
многосложных слов
(т.е. сформированы
ССС, ФВ)
ФОНЕМАТИКА
Полно и связно излагает
свои мысли
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Владеет 4-5 тыс. слов
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Произносит все звуки
родного языка
правильно
ФОНЕТИКА
Соединяет слова во
фразы, строит
развернутые
предложения
ЛЕКСИКОГРАММАТИЧЕСКИЙ
СТРОЙ

Овладение системой родного языка ОНР III уровня (5 лет)

ФОНЕТИКА
Неверное
ФОНЕМАТИКА
произношение 1.Не различают на слух и в произношении
многих звуков близкие по звучанию мягкие-твердые,
(до 10 и более) звонкие-глухие, а также звуки: С-Ш, З-Ж,
ТЬ-Ч, СЬ-Щ, Л-Р и т.п.
2.Искажают ССС и звуконаполняемость
(питатифа; атагафия; голопед).
3.Не могут воспроизвести ряд слов или звуковых
(слоговых) сочетаний, близких по звучанию
(бык-бак-бок; па-ба-па; та-кта).
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ Наличие
аграмматизма:
- неправильное употребление предлогов («Платок
лежит кармане»; Кошка вылезла под кровати);
- нарушения в согласовании различных частей речи
(Заботился о ёжика; Наблюдали за обезьяны);
- нарушения в построении предложений
(Шёл Петя грибы лес собирать; Почему что ёжик
кололся, почему что девочка и плачет).
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Владеет 2,5-3 тыс. слов;
много вербальных
замен; незнание менее
употребительных словпредметов (земляника,
затылок, кабина),
глаголов, выражающих
уточненность действий
(лакает, откусывает,
жует - ест),
приставочных глаголов
(подошел, пришел,
вышел), относит.
прилагательных
(вишневый, песчаный),
антонимов (храбрый –
трусливый, густойжидкий) и пр.
Отсутствие четкости, последовательности изложения, отрывочность
суждений, акцент на внешние, поверхностные впечатления, а не причинно-следственные
взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего – самост. и творч. рассказывание.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.

СВЯЗНАЯ_РЕЧЬ Отсутствие четкости, последовательности изложения, отрывочность суждений, акцент на внешние, поверхностные впечатления, а не

причинно-следственные
взаимоотношения
действующих
лиц.
Труднее всего – самостоятельное и творческое рассказывание.
Отсутствие чувства рифмы и ритма мешает заучиванию стихов.
Пример рассказа по картинке
Дети фипили фнигака. Дети катавифа на
фанки. Дети катавифа ив гойки.
Питатинифа повала детёф дефкий фат.

Овладение системой родного языка ОНР II уровня (5 лет)

ФОНЕТИКА
НЗП (до 20 и более).
Характерны: замены звуков и
смешения (П-Т-К, С-Т),
нарушено произношение
мягких согл. зв.: ПЬ-МЬ-БЬ;
ТЬ-ДЬ-НЬ перед гласными А,
О, У+ произношение
свистящих, шипящих,
аффрикат.
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Ограничен качественно и
количественно. Есть след. ЛГ
разряды слов: сущ, гл.,
прилаг., нареч., мест.,
некоторые предлоги и союзы.
Дети не знают многих слов
(названий цвета предмета, его
формы, размера), заменяют
слова близкими по смыслу.
ФОНЕМАТИКА
1.Не различают на слух и в произношении не
только близкие по звучанию, но и далекие звуки:
(дупа - рука; морашки - ромашки; биледат виноград) и т.п.
2.Грубо искажают ССС (перестановки, замены,
уподобления) и звуконаполняемость (алёти;
сковородка; дёти; гада; биледат; ликаза).
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
Наличие резко выраженного аграмматизма:
- Начинают употреблять некоторые предлоги, но
смешивают их по значению или опускают (Я была
лелька - Я был на елке);
- нарушения в согласовании прилагательных и
числительных с сущ. (асинь адас - красный карандаш;
- да пека – две печки);
- смешивают падежные окончания (Катался гокам катается на горке);
- ошибаются в употреблении мн.ч. сущ. (да памидка- две
пирамидки), в употреблении числа и рода глаголов
(Коля питяля - Коля писал).
Дети часто употребляют сущ. в Им.п., а глаголы в инфинитиве или форме 3 лица ед. и мн. ч. наст. вр.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Появляется фразовая речь, искаженная в фонетическом и грамматическом отношении,
могут ответить на вопросы по картинке на близкую им тему, используя простые предл.,

СВЯЗНАЯ_РЕЧЬ (ОНР II уровень)

Пример рассказа по картинке
Бася … котю. Она … фате.
Бася кос зиля ходива.
Собака … школа. Она … портфель.
Собака кость взяла, ходила.

Сравнение текстов рассказов

III уровень ОНР
Дети фипили фнигака.
Дети катавифа на фанки.
Дети катавифа ив гойки.
Питатинифа повала детёф
дефкий фат.
II уровень ОНР
Бася … котю.
Она … фате.
Бася кос зиля ходива.

III уровень ОНР
водопроводчик – датавотик
фотография – атагафия
магнитофон – матафон
воспитательница - питатифа
II уровень ОНР
самолёты – алёти
троллейбус – алебись
трамвай – талань
обезьянки – мизяки
огурец – дулесь
виноград – биледат
голова – гада
гвозди – дёти
стрекоза – ликаза
сковорода - левоська

Овладение системой родного языка ОНР I уровня (4,5 - 5 лет)

ОТСУТСТВУЮТ СЛОВЕСНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
(в то время, когда у нормально развивающихся детей речь уже полностью сформирована!)
1.Отдельные многозначные аналоги слов, часто звукоподражательного плана:
собака, коза, баран, корова – АВА; машина, корабль, ракета, велосипед – ТУ-ТУ
упасть, спуститься, сесть, лечь – ПА; есть, пить, откусывать, жевать – АМ и т.п.
Речевая подражательность детей реализуется лишь в звуковых комплексах,
состоящих их 2-3 плохо артикулируемых звуков раннего онтогенеза (отсутствуют
звуки, требующие верхнего подъема языка, нет стечений согласных). ЗП
характеризуется неопределенностью: дверь - теф, вефь, веть. Произношение отдельных
звуков лишено постоянной артикуляции.
2. Небольшое количество нечетко произносимых обиходных слов (искажена
ритмико-слоговая структура слова).
Пассивный словарь шире активного, но ограничен по сравнению с нормально
развивающимися детьми. На первый план выступает лексическое значение слов, в то время как
грамматические формы детьми не учитываются.
3. Характерно отсутствие грамматических связей слов между собой и
морфологических элементов для передачи грамматических отношений.
Дети не понимают значений грамматических изменений слова
(формы ед. и мн. числа сущ.; пр.вр. глаголов, формы ж. и м. рода; не понимают
значения предлогов).
4. Речь понятна лишь в конкретной ситуации!
5. Дети широко используют паралингвистические средства общения.

Образцы произношения слов детьми

III уровень ОНР
водопроводчик – датавотик
фотография – атагафия
магнитофон – матафон
воспитательница - питатифа
I уровень ОНР
петух -уту
киска - тита
воробей - ки
II уровень ОНР
самолёты – алёти
троллейбус – алебись
трамвай – талань
обезьянки – мизяки
огурец – дулесь
виноград – биледат
голова – гада
гвозди – дёти
стрекоза – ликаза
сковорода - левоська

Речевые особенности + недостаточная сформированности процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (неречевые психические процессы)

1. Нарушены внимание и память (особенно слуховые).
2. Нарушены пальцевая и артикуляционная моторика.
3. Недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
Можно говорить о незрелости высших психических функций.
Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с
речевой функцией, что затрудняет определение первичного и
вторичного нарушения, т.е. что является причиной, а что –
следствием:
I – нарушения словесно-логического мышления и внимания
II – ОНР
ИЛИ
I – ОНР
II – нарушения словесно-логического мышления и внимания

Нарушения внимания и памяти

Проявления:
1. Трудно устанавливают порядок расположения даже 4-х предметов
после их перестановки.
2. Не замечают неточностей в рисунках-шутках.
3. Не всегда выделяют предметы по заданному признаку (Покажи
только красные квадраты; Хлопни в ладоши, если будет названа
одежда; Собери в коробочку все предметы, сделанные из дерева или
металла).
4. Трудно сосредоточить и удержать внимание на словесном материале
вне наглядной ситуации (поэтому в полном объеме не воспринимают
пространственные, длинные инструкции, неконкретные,
продолжительные оценки их деятельности).
5. В большей степени затрагивают произвольную деятельность.
Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне
(МУЛЬТИКИ, ПОДАРКИ) происходит значительно лучше.

Нарушения артикуляционной моторики

Проявления:
1. Ограниченность, неточность
или слабость движений подвижных органов артикуляции
– языка, мягкого неба, губ и нижней челюсти. () Артикуляция всех
звуков речи и происходит тогда, когда перечисленные подвижные
органы образуют с неподвижными (тв. нёбом и зубами) смычки и
щели между собой.
2. Естественно, нарушения артикуляции звуков приводят к их
дефектному произношению (НЗП),
а часто и к общей невнятности, смазанности речи.

Нарушения мелкой моторики пальцев рук

1.
2.
Пальцы малоподвижны.
Движения пальцев рук отличаются неточностью или
несогласованностью.
Даже пятилетние дети держат ложку в кулаке;
с трудом правильно берут карандаш, кисточку;
не могут застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки.
Связь пальцевой и артикуляционной моторики была подтверждена в
конце 20 века исследователями Института физиологии детей и
подростков АПН РФ
(А.В. Антакова-Фомина, М.М. Кольцова, Е.И. Исенина).

Недостаточная сформированность словесно-логического мышления

Проявления:
1. Испытывают затруднения при классификации предметов,
обобщении явлений и признаков (поэтому с трудом решают
математические задачки, не в состоянии отгадать несложные
загадки).
«Мебель – это стол, шкаф, телевизор, настольная лампа. ПОЧЕМУ?
У нас в комнате есть»
1. Суждения детей бедны, отрывочны, логически не связаны друг с
другом.
«Зимой дома тепло, тому что нет снега»
«Автобус едет быстрее велосипеда – он больше»

Характерологические (личностные) особенности детей с ОНР

На занятиях:
у одних – быстрая утомляемость, отвлекаемость; дети вертятся,
разговаривают, не воспринимают учебный материал.
Другие – ведут себя тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или
отвечают невпопад, задания не воспринимают.
В процессе общения между собой:
у некоторых детей - повышенная возбудимость (они слишком
подвижны, трудно управляемы);
другие – вялые, апатичные (не проявляют интереса к играм, к чтению
им книжек воспитателем).
Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством
страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению
негативизма, излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости.

Наличие сложного симптомокомплекса у детей с ОНР

Проявления:
1. Системное нарушение речи, которое характеризуется нарушениями ЗП,
ФВ, ССС, ограниченностью словарного запаса, несформированностью
грамматического строя речи и связной речи.
2. Незрелость высших психических функций (внимания, восприятия,
памяти, мышления).
3. Наличие характерологических особенностей (тихие, спокойные,
чрезмерно подвижные, непослушные, впечатлительные, легко ранимые,
проявляющие негативизм и др.).
ВЫВОД
Успешная логопедическая работа возможна только при наличии
комплексного МПП подхода, который выражается в следующем:
- медикаментозное лечение и психотерапия;
- логопедическое воздействие специалистов;
- максимальная помощь родителей и воспитателей;
- нейропсихологическая направленность коррекционной работы, учитывающая
весь симптомокомплекс имеющейся у детей недостаточности.

Логопедические заключения
(дошкольный возраст)
ОНР I уровня, на фоне моторной алалии.
ОНР I уровня, на фоне моторной алалии, с синдромом дизартрии.
(младший школьный возраст, N)
Нарушение чтения и письма, обусловленное несформированностью
фонетико-фонематической и (или) лексико-грамматической стороны
речи.
(младший школьный возраст, интеллектуальные нарушения)
Несформированность языковых средств общения на фонетикофонематическом и лексико-грамматическом уровнях с преобладанием
недоразвития смысловой стороны речи.

ОНР I уровня

Основные задачи:
Формирование мотивационной основы речевой деятельности
Воспитание речевой и психической продуктивной активности
ребёнка
Развитие импрессивной речи (восприятие и понимание речи)
Формирование активного словаря, доступного пониманию и
воспроизведению
Формирование первоначального навыка общения в различных
ситуациях (поддержание элементарного диалога)
Совершенствование неречевых процессов.
Ключевое внимание уделяется смысловой стороне речи,
неправильное произношение допустимо.
Первоначальный шаг – установление эмоционального контакта с
ребенком, создание доброжелательной атмосферы.

ОНР I уровня

Направления работы:
Расширение импрессивного словаря проводится по лексическим темам
«Игрушки», «Части тела и лица», «Предметы обихода», «Животные».
Основные приемы работы – показ, демонстрация, инструкция, вопрос
(после знакомства с предметом: «Покажи, где..?»)
Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий,
которые совершают близкие ребенка и он сам. Обязательно обеспечиваем
связь – глагол + существительное. Учим дифференцировать элементарные
грамматические формы, понимание вопросов косвенных падежей.
Совершенствование понимания обращенной речи. Необходимо дать
знания о глагольных формах, их дифференциации – дотянуть понимание
до предикативного уровня
Совершенствование неречевых процессов с помощью выполнения
различных невербальных (без использования слов) заданий:
Формирование контрастных величин (большой, маленький, средний);
Обучение ориентировке в пространстве, а позже и во временах года;
Понятие об основных цветах;
Понятие о форме;
Слуховое внимание и восприятие (Где спрятался колокольчик?);
Совершенствование памяти (Чего не стало?);
Мыслительные операции (Четвертый лишний, Разрезные картинки,
Доски Сегена);

ОНР I уровня

Активизация речевого подражания начинается с подражания
действиям, движениям, интонации. Рекомендуется использовать
потешки, пальчиковую гимнастику, двигательно-речевые
миниатюры.
Формирование доступного активного словаря. Вызываются
звукоподражания и аморфные слова. Необходимо при первой же
возможности комбинировать слова во фразу.
Результат: расширение кругозора и представлений об
окружающем мире. Умение поддерживать на доступном уровне
диалог, первые попытки комбинирования слов, владение
элементарным активным словарем.

ОНР II уровня

Основные задачи:
1. Формирование фразовой речи на основе усвоения
грамматических категорий и расширения словаря
2. Усвоение различных синтаксических моделей
3. Совершенствование неречевых процессов (профилактика ЗПР)
4. В конце второго этапа – совершенствование произносительной
стороны речи.
Направления работы:
1. Расширение понимания чужой речи, расширение активного словаря,
формирование навыка строить двухсловное предложение. Работа над
пониманием чужой речи предполагает узнавание предметов по их
описанию, функции.
На доступном словаре сначала в пассиве, а затем в активе начинается
разграничение форм единственного и множественного числа
существительных, а затем и глаголов (дай мяч/мячи).
Акцент в работе делается на формирование у ребенка предложения из
двух слов. Центром предложения является сначала глагол в
повелительном наклонении. Дети учатся давать команды игрушкам, маме,
другим детям. Акцент делается на ударное окончание (ляля, сидИ/идИ).
Когда ребенок успешно использует 8-10 глаголов, к основе наращивают
звук [т] (ляля, сиди! – ляля сидит). Появление фразы рассматривается как
речевой криз.

ОНР II уровня

Направления работы:
2.
Далее идет целенаправленная работа над двусоставным предложением и
усвоением элементарных грамматических форм. На этом этапе не прекращается
работа над импрессивной речью – детей учат отличать слава, близкие по
звучанию (Покажи, где несут, а где везут?). Продолжается наращивание
активного словаря по лексическим темам – разучиваются одно-, дву- и даже
трехсложные слова (используется прием отстукивания, отхлопывания,
дережирования слов).
Начинается работа над совершенствованием органов артикуляции, речевого
дыхания. По возможности уточняется артикуляция звуков раннего онтогенеза.
Начинается распространение простого предложения при помощи вопросноответной формы общения с ребенком. Используются вопросы косвенных
падежей. Сначала одни вопрос к разным картинка: Что пьет мама? Что пьет
папа? Что пьет девочка?далее разные вопросы: Кого кормит мальчик? Чем
мама режет хлеб? Обязательно включается противопоставление падежных
форм: Мальчик ест суп / думает о супе / облился супом. Первоначально мы
обращаем внимание на окончания. По мере овладения системой флексий
начинаем уделять внимание предлогам. Постепенно объем предложения
расширяется до 5-7 слов, что происходит за счет включения уже отработанных
словосочетаний. (У меня нарисовано много грибов)
Когда словарь ребенка достигнет 200-300 слов, можно начинать постановку
звуков и их автоматизацию. Параллельно ведется работа над
совершенствованием слоговой структуры трехсложных слов.

ОНР II уровня

Направления работы:
3. Предложение с однородными членами начинается с работы
над обобщающими понятиями: В саду растут фрукты: яблоки,
груши, сливы. Составление загадок описаний,

Похожие публикации