Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Панели приборов не работает датчик температуры. Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости? Какие есть варианты

В современных автомобилях управление работой двигателя осуществляет который получает информацию о состоянии работоспособности его систем при помощи соответствующих датчиков. Система охлаждения, призванная обеспечивать оптимальный температурный режим мотора, включает несколько таких сигнальных устройств. Одним из них является охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Что это за устройство и каковы его функции, мы расскажем в этой статье. Кроме этого мы рассмотрим возможные неисправности данного элемента системы охлаждения, а также способы их диагностики и устранения.

ДТОЖ: что это за датчик и зачем он нужен?

Датчик температуры охлаждающей жидкости предназначен для получения информации о температуре тосола или антифриза в системе и последующей ее передачи на электронный блок управления. Основываясь на этих данных, контроллер автомобиля регулирует:

  • обороты холостого хода при прогреве двигателя;
  • концентрацию топлива в горючей смеси;
  • включение и выключение вентилятора радиатора охлаждения.

Принцип работы датчика достаточно прост. Он основан на свойствах полупроводников к изменению своего электрического сопротивления под воздействием температуры.

Что же представляет собой температурный датчик? ДТОЖ состоит из следующих элементов:


Как работает ДТОЖ?

Датчик температуры охлаждающей жидкости имеет два электрических контакта, один из которых - корпус, замыкающийся на массу, а второй - «+», идущий к электронному блоку. Контроллер посылает на ДТОЖ напряжение величиной 5 В, которое передается к рабочему элементу при помощи токопроводящей пружины. Сам полупроводниковый термистор имеет отрицательный температурный коэффициент, и при нагревании охлаждающей жидкости, в которую он помещен, его сопротивление начинает снижаться. Снижается при этом и напряжение. Именно по его изменению электронный рассчитывает температуру охлаждающей жидкости в системе.

Датчик температуры, благодаря своей простой конструкции, выходит из строя довольно редко, но, если это случается, его заменяют новым устройством. Неисправность датчика определить несложно. Его выход из строя чаще всего сопровождается определенными симптомами, присущими только нерабочему ДТОЖ. Что это за признаки, читайте далее.

Симптомы нерабочего ДТОЖ

Определить неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости можно по следующим симптомам:


Последняя неисправность может быть вызвана не только ДТОЖ. При несрабатывании прежде всего следует проверить его электрический привод и целостность проводки. Только убедившись в их работоспособности, можно сделать заключение о том, что в перегреве двигателя виноват именно температурный датчик. ДТОЖ при этом может оказаться как нерабочим, так и условно рабочим.

ДТОЖ: неисправности

К неисправностям датчика температуры охлаждающей жидкости относятся:

  • нарушение градуировки рабочего элемента (термистора), вследствие чего его сопротивление не соответствует предусмотренным температурным параметрам;
  • замыкание плюсового контакта на массу;
  • нарушение герметичности корпуса датчика;
  • отсутствие электрического контакта на разъеме.

Как видите, неисправностей у ДТОЖ не так и много. В первом случае датчик попросту начинает врать, вводя в заблуждение электронный блок. Последний, используя недостоверную информацию, вынужден будет принимать неправильные решения. Отсюда и затрудненный и перерасход топлива, и несвоевременное включение вентилятора радиатора.

Замыкание в датчике возникает при деформации или разрушении его корпуса. Это явление легко определяется контроллером, о чем он подает соответствующий сигнал на панель приборов.

Нарушение герметичности корпуса чаще всего также происходит по причине механического повреждения датчика, реже - из-за длительной эксплуатации.

При отсутствии контакта на разъемах ДТОЖ контроллер обычно поддерживает работу двигателя в аварийном режиме, а вентилятор радиатора на всякий случай работает в постоянном режиме.

Первые три неисправности устранить невозможно. Здесь исправить ситуацию может только замена ДТОЖ. В последнем случае контакт можно восстановить, что не составляет особого труда. После этого обязательно нужно перепроверить работоспособность системы охлаждения.

Где в автомобиле искать ДТОЖ?

Убедиться в неисправности или исправности датчика можно путем его несложной проверки. Но сначала следует кое-что узнать о расположении ДТОЖ. Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости в конкретном автомобиле, лучше узнать из руководства по его эксплуатации. Дело в том, что в разных моделях он может иметь разное расположение. Чаще всего ДТОЖ устанавливается на входном патрубке рубашки охлаждения ГБЦ или же на корпусе термостата.

Важно не перепутать датчик температуры охлаждающей жидкости с датчиком указателя температуры охлаждающей жидкости (ДУТОЖ). Последний также служит для определения температуры ОЖ, однако его данные используются исключительно для информирования водителя.

Демонтаж датчика

Проверка ДТОЖ предусматривает демонтаж датчика. Для этого необходимо отключить минусовую клемму от аккумулятора и частично слить охлаждающую жидкость. После этого отключается разъем на корпусе ДТОЖ. Сам датчик выкручивается из посадочного места при помощи рожкового ключа. Технологическое отверстие на время проверки закрывается чистой тряпкой во избежание попадания в систему охлаждения влаги или мусора.

Как проверить ДТОЖ?

Для проверки датчика потребуются:


Проверка датчика заключается в определении правильности градуировки рабочего элемента ДТОЖ. Что это значит? Это значит, что при проведении теста необходимо установить, насколько правильно изменяется сопротивление термистора в зависимости от температуры.

Для начала контакты датчика подключают к щупам мультиметра, соблюдая полярность. Прибор включают в режиме омметра. После этого ДТОЖ вместе с термометром опускают в холодную воду и считывают их показания. Далее воду нагревают, продолжая делать замеры.

Ниже приведена таблица для градуировки датчиков температуры охлаждающей жидкости.

Если показатели сопротивления рабочего элемента ДТОЖ отличаются от приведенных в таблице, датчик неисправен.

Как заменить?

Процесс замены датчика не вызовет никаких трудностей даже у человека, который никогда не занимался ремонтом автомобиля, тем более если устройство уже было демонтировано для проверки. Единственное, что нужно сделать, - так это приобрести новый ДТОЖ. Цена на датчики температуры охлаждающей жидкости в зависимости от марки машины может варьироваться в пределах 300-800 рублей.

Купив ДТОЖ, все, что нужно сделать, - это предварительно проверить его описанным выше способом (для большей уверенности в его работоспособности), а потом вкрутить его на место старого и подключить соответствующий разъем. После этого доливаем охлаждающую жидкость, а также подсоединяем провод массы к аккумулятору. Далее запускаем двигатель, прогреваем его и наблюдаем за работой системы охлаждения: исчезла ли ошибка на своевременно ли включается вентилятор радиатора, равномерно ли работает мотор и т. д.

  1. Прежде чем приступать к замене нерабочего датчика температуры охлаждающей жидкости, убедитесь, что причина именно в нем.
  2. Покупайте и устанавливайте ДТОЖ только той модификации, которая предусмотрена заводом-изготовителем автомобиля.
  3. Систематически проверяйте состояние системы охлаждения и работоспособность ее отдельных элементов.
  4. Обращайте внимание на значения температуры охлаждающей жидкости. При появлении ошибки на панели приборов, связанной с работоспособностью системы охлаждения, немедленно принимайте меры по устранению причин неисправности.
  5. Никогда не заливайте в двигатель охлаждающую жидкость низкого качества или воду. Не смешивайте антифриз и тосол в одной системе.

Контроль за температурой охлаждающей жидкости, является важнейшим условием для нормальной работы силового агрегата автомобиля. Такой контроль осуществляется датчиком температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). И если такой датчик выходит из строя, возникают сбои и неполадки в работе двигателя. В этой статье мы рассмотрим типичные признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, а также расскажем о том, как его проверить и заменить.

ДТОЖ на ВАЗ-2114

В первую очередь нужно сказать, что помимо датчика температуры охлаждающей жидкости, существует датчик указателя температуры охлаждающей жидкости и это два разных по своему назначению прибора. Если первый, предоставляет информацию электронному блоку управления двигателем, то второй, банально информирует водителя о температуре рабочей жидкости в системе охлаждения. Соответственно и поломка первого датчика – проблема более серьезная.

По своему устройству, ДТОЖ это терморезистор. Другими словами, датчик сконструирован так, что при изменении температуры окружающей среды, меняется его сопротивление электрическому току. Вот эти-то изменения и фиксируются электроникой автомобиля и на их основании отдаются те или иные команды. Соответственно, неправильная информация, полученная от ДТОЖ или вообще ее отсутствие, нарушают нормальные алгоритмы работы двигателя и всей системы автомобиля.

Рассмотрим основные признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости:

  • падение оборотов или вообще самопроизвольная остановка мотора на холостом ходу;
  • длительное прогревание автомобиля;
  • частый выход двигателя за рамки оптимального температурного режима;
  • повышенный расход топлива;
  • снижение общей управляемости автомобиля;
  • темный дым из выхлопной трубы;
  • нарушения стабильной работы мотора;

Как видите, перечень проблем, которые порождает отказ датчика температуры охлаждающей жидкости, весьма солиден. А потому, пренебрегать данной проблемой, категорически не рекомендуется.

Как проверить ДТОЖ

В первую очередь нужно помнить, что для того, чтобы правильно указывать температуру охлаждающей жидкости, датчик должен быть погружен в эту самую жидкость. А потому, регулярно проверяйте наличие хладагента и его уровень в системе. Это, пожалуй самое первое, что следует предпринять при возникновении подозрения на неадекватную работу данного измерителя.

Если же с уровнем антифриза в системе охлаждения, полный порядок, то возможно окислены контакты или имеются другие нарушения в подключении датчика температуры охлаждающей жидкости. Проверить его подключение можно и самостоятельно. Как правило, но не всегда, такой датчик устанавливается рядом с термостатом. В некоторых двигателях, ДТОЖ не один. Поэтому, уточните количество датчиков и их расположение, правильные именно для вашего автомобиля. Когда же вы нашли датчик температуры охлаждающей жидкости и установили, что с его подключением все в порядке, нужно проверить само устройство. Для этого, ДТОЖ необходимо демонтировать, поскольку проверять его нужно при помощи погружения в стакан с кипятком.

И так, берете свой датчик, опускаете его в стакан с кипятком и замеряете сопротивление на выходе. В общем-то, каких-то единых показателей изменения сопротивления не существует. Датчики для разных машин, от различных производителей, будут показывать различные перепады сопротивления. Правильные величины при тех или иных температурах, конкретно для вашего датчика, нужно найти в интернете.

Соответственно, если показатели сопротивления датчика и эталонные величины совпадают или имеют минимальную погрешность, значит датчик температуры охлаждающей жидкости, вполне исправен. Ну а если показатели сопротивления различаются — датчик требуется заменить. Собственно сама его конструкция, как и принцип работы, не предусматривают какого-либо ремонта. Поэтому, других альтернатив просто нет.

Видео о ДТОЖ

В итоге

Датчик температуры охлаждающей жидкости, это очень важный компонент силового агрегата, а потому, его отказ или неправильные показания, могут стать причиной серьезных проблем и нарушений в работе автомобиля. Симптомы неполадок в ДТОЖ, красноречивы и разнообразны, но перед тем, как демонтировать датчик, а в современных авто, как правило, таких датчиков два и более, стоит проверить уровень антифриза.

Поскольку по своей сути, ДТОЖ, это терморезистор, то об изменении температуры окружающей среды, он сообщает изменением электрического сопротивления. Приборы от различных производителей выдают разные перепады сопротивления при одной и той же температуре, а потому, приобретая новый датчик, следует убедиться в том, что он подходит для вашего авто.

Одна из важнейших систем автомобиля, необходимых для нормальной работы двигателя – это система охлаждения. Ее задача – поддержание оптимальной температуры , необходимой для работы мотора. Один из обязательных элементов этой системы – датчик температуры охлаждающей жидкости. О нем и пойдет сегодня речь.

При сгорании топлива выделяется много тепла, и только 30-35% этого тепла идут на совершение работы. Примерно половина от оставшегося количества вылетает вместе с выхлопом, а для отвода остальной части нужна охлаждающая система, иначе мотор перегреется.
На абсолютном большинстве современных автомобилей установлена жидкостная система охлаждения. Принцип работы: специальная жидкость (антифриз) забирает тепло от горячих деталей и отдает его в окружающую среду. За счет этого обеспечивается постоянство теплового режима , необходимого для нормальной работы мотора, а также равномерный нагрев, если мотор был холодным.
Но чтобы антифриз правильно и эффективно выполнял свою задачу, нужен ряд специальных устройств. Для того, чтобы поддерживать рабочую температуру охлаждающей жидкости (то есть ту, при которой работа двигателя оптимальна), нужно знать, сколько градусов в настоящий момент.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Эту задачу выполняет датчик температуры охлаждающей жидкости.

Принцип работы

Принцип работы всех датчиков температуры охлаждающей жидкости (ОЖ), основывается на изменении сопротивления специального полупроводникового элемента (терморезистора) от температуры. Чем горячее, тем сопротивление меньше, и наоборот.

Как это работает

Если двигатель инжекторный, то значения температуры нужны контроллеру двигателя (ЭБУ, электронный блок управления), чтобы управлять вентилятором охлаждения и работой мотора. На датчик температуры ОЖ подается постоянное (опорное) напряжение (5 вольт), ток проходит через него, и напряжение падает. Чем больше сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости, тем выше напряжение на нем, тем меньше напряжение будет на выходе. Контроллер замеряет его и на основании заложенной в него программы рассчитывает температуру. К такому датчику подведено два провода: по одному ток идет из ЭБУ, по второму – обратно.
Если в Вашей машине цифровой указатель температуры охлаждающей жидкости, то свои показания он берет с блока управления. Обычно он показывает цифрами, условными обозначениями (количество «палочек»), или используются сигнальные лампочки.
Но иногда устанавливается дополнительный датчик температуры охлаждающей жидкости, если индикатор температуры охлаждающей жидкости – стрелочный. Обычно к нему подходит один провод. Отклонение стрелки зависит от силы тока, протекающего через терморезистор, которая тоже зависит от его сопротивления. Холодно – большое сопротивление – малый ток – стрелка наклонена влево, и наоборот.


Стрелочный указатель температуры охлаждающей жидкости

На карбюраторных автомобилях, и редко на инжекторах, есть еще отдельный датчик включения вентилятора. Он ничего не измеряет, а только включает вентилятор системы охлаждения при определенной температуре.

Схема подключения датчика температуры охлаждающей жидкости

Двухпроводной: подключается к двум выводам ЭБУ, на один из которых подается опорное напряжение, на втором – измеряется напряжение.
Однопроводной: на него подается ток, идущий через прибор, показывающий температуру охлаждающей жидкости, роль второго провода выполняет его корпус, прикрепленный к «массе» (например, металлической детали двигателя). Если его корпус не соприкасается с металлом – применяется второй провод, для соединения с «массой».


Схема подключения датчика температуры ОЖ

Как узнать, что датчик неисправен?

Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости следующие:

  1. Не работает указатель температуры охлаждающей жидкости, или не показывает реальную температуру охлаждающей жидкости.
  2. «Плавает» температура охлаждающей жидкости.
  3. Непрерывно работающий вентилятор системы охлаждения (если инжекторный двигатель).
  4. Горит сигнализатор «Check Engine» (Проверь двигатель) (если инжекторный двигатель).
  5. Машина перегревается, «кипит» (пар из-под капота, сильное бульканье в расширительном бачке), но вентилятор не включается.

Причиной указанных событий может быть не только выход его из строя, но и другие неисправности (проводки, соединений и другого). Поэтому на инжекторе сначала нужно провести диагностику. Если диагностику сделать невозможно, или у Вас карбюраторный мотор, то сразу переходите к проверке датчика температуры охлаждающей жидкости

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости

Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости различается на разных моторах. Наиболее распространенные места установки следующие:

  • Двигатель (блок цилиндров, или головка блока);
  • Патрубок системы охлаждения, отходящий от двигателя;
  • Термостат;
  • Радиатор.

Для поиска его на Вашем авто пользуйтесь специальной литературой, ищите на форумах по Вашей модели, тематических сайтах.


Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости

Так как принцип работы – изменение сопротивления, то самым доступным способом проверки будет измерение этого параметра. Для этого Вам потребуется любой тестер, мультиметр, даже самый простой китайский, главное, чтобы можно было мерить МегаОмы, сопротивление.
Проверку можно осуществить, не снимая датчик с автомобиля. Но для этого надо знать, сколько градусов внутри системы охлаждения. Проще всего дождаться, пока температура антифриза станет равна уличной. Часов через 6-8 после остановки двигателя, если он прогревался. Если на улице холодно и мотор большой – то, возможно, и побольше.
Когда будете уверены, что в ОЖ столько же градусов, как и в окружающей среде, надо:

  1. Отсоединить клемму от «минуса» аккумуляторной батареи , как и перед любым ремонтом, связанным с электрикой.
  2. Найти датчик. Иногда для этого потребуется демонтировать какие-либо детали.
  3. Отсоединить проводку.
  4. Выставить на мультиметре предел измерения сопротивления 10000 Ом (если температура меньше 0, то еще больший предел).
  5. Приложить щупы мультиметра к выводам датчика (если один вывод – то к нему и к корпусу).
  6. Сравнить показанное значение на экране (шкале) прибора с данными нижеприведенной таблицы.


Зависимость сопротивления датчика температуры охлаждающей жидкости от температуры

Если измеренное сопротивление сильно отличается от табличного – скорее всего, деталь неисправна. Для более точной проверки потребуется ее снять.
Возможно, на Вашей модели установлен датчик с другими характеристиками. Уточняйте информацию.

Как снять датчик

Крепление может быть различным, поэтому, опять же, ищите информацию по конкретному авто. Но чаще всего он просто закручивается по резьбе. Тогда его корпус имеет шестигранную форму.
Последовательность действий следующая:

  1. Отсоединяете «минусовую» клемму АКБ.
  2. Находите датчик.
  3. Отсоединяете проводку.
  4. Частично сливаете антифриз (если датчик находится достаточно высоко, это можно пропустить, уточняйте по конкретной модели). Также этого можно не делать, если разыскать заглушку (например, подходящий болт) и быстро поставить ее на место снятой детали.
  5. Выкручиваете датчик (если он на резьбе), или открепляете другим способом, предусмотренным конструкцией.

Полная проверка датчика

Для нее Вам понадобится, опять же, мультиметр и термометр, который можно погружать в воду и показывающий до 100°C. Порядок выполнения:

  1. Подсоединяете к контактам датчика провода мультиметра.
  2. Опускаете проверяемую деталь и градусник в емкость с водой.
  3. Нагреваете воду, отслеживая температуру и показания мультиметра.


Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Как Вы уже видели из таблицы, сопротивление датчика меняется от температуры. Если они соответствуют таблице – он в порядке. При изменении значений сопротивления не должно быть резких скачков – это тоже признак неисправности. Если у Вас нет подходящего термометра, можно проводить проверку только при кипящей воде, то есть при 100°C. Сопротивление в таком случае приблизительно должно быть равно 180 Ом.

Как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости

Если для проверки Вы не снимали датчик, то надо проделать эту операцию. Приобретите запасную часть. Покупайте только оригинальные детали, или от проверенных фирм, обязательно сохраняйте чеки.

Процент брака на эти запчасти очень большой у недобросовестных фирм.

Лучшим вариантом будет проверка датчика вышеуказанным способом при покупке или при первой возможности.
Установите новый датчик на место, и подсоедините провода. Признаки неисправности должны исчезнуть. Если этого не произошло – или проблема не только в нем, или датчик бракованный, что, в принципе, должно было выявиться при проверке.

Заключение

Датчик температуры ОЖ – маленькая, но важная деталь. При его неисправности двигателю грозит перегрев, который может обернуться серьезными последствиями. Так что при первых подозрениях на неисправность выясняйте ее причину и устраняйте при первой возможности.

Указатель температуры работает от датчика. Как правило, датчики температуры охлаждающей жидкости в автомобиле не требуют никакого обслуживания. Но зачастую у автолюбителя закрадывается сомнение в правильности его показаний. А неисправный датчик температуры может стать причиной поломки двигателя, ремонт которого выльется в кругленькую сумму. В этом случае проверьте правильность его показаний.

Вам понадобится

набор инструментов, тестер, горячая вода, резистор на 100 Ом

Спонсор размещения P&G Статьи по теме "Как проверить указатель температуры" Как повысить температуру двигателя Как заменить датчик температуры охлаждающей жидкости Почему двигатель греется

Инструкция


Отсоедините разъем датчика температуры охлаждающей жидкости на двигателе, когда он выключен. Возьмите резистор на 100 Ом, и соедините его с разъемом датчика температуры. После этого поворотом ключа включите зажигание. Если указатель температуры исправен, стрелка на нем должна показать 90?С. При выполнении этих работ двигатель должен быть холодным. Если же стрелка на приборной доске ничего не показывает, прозвоните проводку, ведущую к указателю температуры. В том случае, если проводка целая, а указатель не работает, просто замените это устройство – проблема в нем.

В том случае, если указатель работает нормально, подключите разъемы к датчику температуры охлаждающей жидкости. Заведите двигатель, и дайте ему полностью прогреться. Если указатель температуры ничего не показывают, или его показания не соответствуют нормальной температуре двигателя – проблема в самом датчике, замените его.

Есть и другой способ проверки указателя температуры. Отсоедините на автомобиле минусовую клемму аккумулятора. Слейте с двигателя тосол, чтобы при откручивании датчика он не пролился. Двигатель при этом не должен быть горячим. Сдвиньте защитный кембрик со жгута, который подходит к датчику, и отсоедините его от разъема, к которому он подключался.

Ключом аккуратно ослабьте затяжку датчика, а затем выверните его из гнезда. Возьмите тестер, отрегулируйте его в режим работы омметра. Присоедините один контакт к выводу датчика, а второй к его корпусу. Тестер должен показать сопротивление 700-800 Ом при комнатной температуре. При погружении датчика в горячую воду , его сопротивление должно уменьшиться, а по мере остывания воды, опять увеличиться. Если этого не происходит – проблема в датчике. В том случае, если датчик цел – позванивайте проводку, и при необходимости меняйте указатель температуры.

Как просто

Другие новости по теме:

Датчик детонации в автомобиле – это устройство, которое предназначено для определения времени появления детонации в двигателе внутреннего сгорания. Датчик детонации двигателя является одним из устройств в электронной системе управления двигателем машины с впрыском топлива. Чтобы заменить

В карбюраторных двигателях для визуального слежения за температурой охлаждающей жидкости предназначен указатель температуры на шкале приборов, получающий данные от температурного датчика, расположенного в блоке цилиндров двигателя. Спонсор размещения P&G Статьи по теме "Как проверить датчик

Для контроля работы двигателя внутреннего сгорания используются разнообразные сигнализаторы. Предлагаем рассмотреть, как работает датчик температуры охлаждающей жидкости, как производится его проверка и замена, если он неисправен.

Что это такое

Стандартный датчик охлаждающей жидкости – это устройство, которое используется для измерения антифриза, находящегося в двигателе внутреннего сгорания. Зафиксированные параметры датчика при помощи сигналов возвращаются в блок управления двигателем, который в свою очередь использует эти данные, чтобы отрегулировать нужное количество топлива и определенный угол зажигания.

В некоторых моделях автомобилей сигнализатор может применяться для переключения на элекровентиляционную систему охлаждения. Скажем, так работает датчик температуры автомобильной охлаждающей жидкости в ВАЗ-1117 (и номер 1119) Лада Калина, Лада Приора и Гранта, Ланос, Тойота Камри (Toyota).

Фото - датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2010

На многих иностранных машинах, показания прибора также выводятся на приборной панели . Например, в Volkswagen Golf (Фольксваген Гольф), Subaru (Субару), Mazda (Мазда), Opel Vectra (Опель Вектра) и Passat (Пассат), BMW (БМВ), Ford Focus (Форд Фокус), Daewoo Nexia (Дэу Нексия), Fiat (Фиат), Audi (Ауди) и прочих.

По мере измерения температуры датчика, его уровень сопротивления может меняться. Существует два вида таких датчиков в зависимости от изменения сопротивления:

  1. Датчики с отрицательным температурным коэффициентом , работают по принципу: внутреннее сопротивление уменьшается при росте температуры и наоборот;
  2. Датчики с положительным температурным коэффициентом. При росте температуры они увеличивают сопротивление.

У практически всех автомобилей установлены сигнализаторы с отрицательным коэффициентом. Датчики отрицательной температуры охлаждающей жидкости есть в Газель, ГАЗ, МАЗ, Камаз, Мерседес, Ниссан, Нива, Мицубиси, ОКА, Пежо, Вольво, Renault Logan (Рено Логан), OPEL Astra (Опель Астра), Geely, ЗМЗ.


Фото - температурный датчик

Принцип работы датчика

Блок управления автомобилем отправляет регулируемое напряжение (9-вольтовое) непосредственно в датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. В зависимости от падения вольтажа на контактах сигнализатора, будет падать сопротивление, что сразу же зафиксирует блок управления.

В таком случае, автомобильная компьютерная или механическая система сможет вычислить температуру двигателя, а затем (используя данные других приборов) применить справочные таблицы для выполнения корректировки приводов двигателя, т.е. изменить уровень и поступления топлива или угол опережения зажигания.


Фото - схема датчика температуры охлаждающей жидкости

Сопротивление датчика охлаждающей жидкости очень зависит от внешних факторов. Это температура воздуха вне автомобиля, различные особенности привода. Для наиболее корректной работы сигнализатора нужно использовать охлаждающую жидкость, рекомендованную для определенного времени года, она стоит дорого, но продлевает жизнь Вашему авто.

Видео: проверка датчика температуры двигателя

Замена датчика

Чтобы начать ремонт датчика охлаждающей жидкости, нужно определить его расположение. Чаще всего он установлен возле термостата или радиатора, в некоторых случаях бортовой компьютер использует показания с обоих датчиков или одного из них, в зависимости от марки авто и его модели. Например, так датчик расположен в Рено, Шевроле, Ситроен, Шкода, Чери, КИА, Субару Импреза.

Есть несколько способов, которые помогут узнать, что датчик нужно поменять. Если у Вас рабочие все остальные системы в авто, то на приборной панели о неисправности сообщит при помощи светового сигнала. Если в автомобиле компьютерное управление, то определить проблему можно будет при помощи расшифровки комбинации на мониторе.


Фото - датчик температуры на приборной панели

Зависимо от года выпуска машины, а также её марки, многие автолюбители отмечают возрастание затрат топлива у двигателя. Но при этом нужно понимать, что дизель так не определишь (УАЗ, ПАЗ и прочие). Если у Вас механика, а не компьютерная система управления, то вот сигналы того, что нужно купить новый датчик температуры охлаждающей жидкости:

  1. Автомобиль стал потреблять топлива больше, чем обычно;
  2. Когда машина заводится, и двигатель достигает своей максимальной температуры, он глохнет;
  3. Появились проблемы с запуском;
  4. Из трубы глушителя выходит черный дым.

Рассмотрим, как осуществляется замена датчика температуры охлаждающей жидкости типа G62 на автомобиле Kia Sportage с двигателем объемом 2 литра. Аналогичная инструкция также пригодится при ремонте Acura, BMW, Buick, Chevrolet, Ford, Toyota, Volkswagen, Ваз 2110/2112 инжектор, Рено Гранд Сценик и прочих.


Фото - разные датчики температуры охлаждающей жидкости

В этой модели при поломке датчика охлаждающей жидкости, поступает аварийный сигнал 117, который говорит о том, что дальнейшая работа прибора невозможна и необходима установка нового сигнализатора. В Шевроле номер PO118 это высокий сигнал. Общая схема работы выглядит так:

Совет от автолюбителей на форумах: если по какой-то причине Вы не можете сразу при поломке понять датчик температуры охлаждающей жидкости, то вместо него можно подключить дополнительный (такое подключение может по показателям температуры немного отличаться от основного).

Магнитоэлектрический указатель температуры охлаждающей жидкости [рис. 1, А] включает в себя датчик ТМ100 и приёмник логометрического типа УК105. Основным элементом датчика является полупроводниковый терморезистор (1). Терморезистор расположен в баллоне (2). Посредством пружины (3) достигается контакт терморезистора с «массой» (баллоном) и выводом (4). Бумажный патрон (5) изолирует от корпуса баллона боковую поверхность терморезистора и пружины. При повышении температуры происходит понижение сопротивления терморезистора. В приёмнике на двух пластмассовых неподвижных каркасах (9) намотаны три катушки (К 1), (К 2) и (К 3). Катушки (К 1) и (К 2) состоят из 850 витков провода ПЭЛ (диаметр 0,1 мм) каждая. Их сопротивление составляет 100 Ом. Катушка (К 3) состоит из 400 витков, а её сопротивление равно 42 Ом. Резистор температурной компенсации (R т.к) изготовлен из константанового провода ПЭВСОК (диаметр 0,1), а его сопротивление составляет 100 Ом. Катушки (К 1) и (К 2) намотаны на один каркас таким образом, что в них ток идёт в противоположных направлениях и магнитные потоки направляются один против другого.

Рис. 1. Указатели и сигнализаторы температуры. Схемы магнитоэлектрического указателя температуры охлаждающей жидкости.

А) – Общая;

Б) – Электрическая;

В) – Датчик указателя температуры электролита в аккумуляторной батарее;

1) – Выводные зажимы;

2) – Изолирующая втулка зажимов;

3) – Уплотнительная прокладка;

4) – Газоотводящее отверстие;

5) – Корпус;

6) – Полиэтиленовый цилиндр;

7) – Латунный баллон;

8) – Бумажный патрон;

9) – Контактная пружина;

10) – Латунная чашка;

11) – Терморезистор;

Сигнализатор аварийной температуры охлаждающей жидкости.

Г) – Схема включения;

Д) – Датчик ТМ111;

1) – Вывод;

2) – Изолятор;

3) – Регулировочный винт;

4) – Контакт;

5) – Корпус;

6) – Контакт;

7) – Прижимная шайба;

8) – Биметаллическая пластина;

9) – Штекерный вывод.

О бмотка катушки (К 3) находится под прямым углом к обмоткам катушек (К 1) и (К 2). Подвижный постоянный магнит (8), который насажен на ось стрелки (6), размещён в кольцевой области между колодками катушек. При включении питания посредством включателя (13) зажигания ток аккумуляторной батареи течёт по двум параллельным ветвям:

1) – через катушку (К 1) и терморезистор (1);

2) – через катушки (К 2) и (К 3) и резистор температурной компенсации. При этом происходит изменение силы тока, который проходит через (К 1) и терморезистор, в соответствии с изменением сопротивления и температуры терморезистора, тогда как ток другой ветви остаётся примерно постоянным. Результирующий магнитный поток трёх катушек при взаимодействии с постоянным магнитом стрелки устанавливает ей по отношению к шкале в положение, которое соответствует температуре окружающей среды . После того как источник питания отключается – стрелка указателя под воздействием постоянного магнита (12) левее отметки (40 град. Цельсия). Стальной магнитопровод (7) также является и экраном, который защищает привод от влияния на него посторонних магнитных полей. В прорези (10) движется отогнутый конец ограничителя (11) угла поворота стрелки.

Сигнализаторы аварийной температуры охлаждающей жидкости служат для предупреждения водителей о критическом повышении температуры в системе охлаждения. В состав сигнализатора входит датчик, смонтированный в верхнем бачке радиатора [рис. 1, Г] и контрольная лампа (5), которая находится на приборном щитке. На корпусе (3) датчика изолированно от «массы» размещена биметаллическая пластина (3), закрытая посредством латунного патрона (1). Закреплённый конец пластины соединён с выводной клеммой, а к подвижному концу (со стороны неактивного слоя) прикреплён контакт. Неподвижный контакт припаян к регулировочному винту (4), который соединён с «массой» (корпусом). До тех пор пока температура охлаждающей жидкости остаётся ниже заданного предела, контакты сигнализатора находятся в разомкнутом состоянии, а лампочка не горит. С увеличением температуры происходит деформация биметаллической пластины и сближение контактов. Замыкание контактов и включение сигнальной лампы происходит при достижении температурой значения, на которое отрегулирован датчик. Датчики ТМ29 (автомобиль ЗИЛ-130), ТМ104-Т (автомобиль ГАЗ-53А) включают лампу при 105-108, 112-118 град. Цельсия соответственно, а ММ7, ТМ111 (автомобиль КамАЗ) и ММ7-Т – при 92-98 и 104-107 град. Цельсия. Датчик РС403, смонтированный в четвёртой головке цилиндра двигателя воздушного охлаждения Д-37М, включает сигнальную лампу при температуре 160-175 град. Цельсия. Если в процессе проверки выяснится, что температура включения не совпадает с указанной, то датчик следует разобрать и отрегулировать зазор.

Современный автомобиль наполняется огромным количеством электронным систем, которые контролируют все параметры состояния двигателя и предоставляют их водителю. Не исключением является и ДТОЖ, который принимает информацию о температуре охлаждающей жидкости, и передает ее на указатель. Бывают ситуации, когда необходимо убедить в состоянии этого устройства, поэтому важно научиться, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости.

Чтобы узнать, как проверить этот датчик, необходимо узнать, как он работает. Все достаточно просто. Он представляет собой устройство, которое вкручивается в двигатель и контактирует с антифризом. По сути, ДТОЖ является терморезистором, сопротивление которого меняется в зависимости от температуры.

Когда двигатель не прогрет, стрелка прибора находится в нулевом положении. Это значит, что сопротивление устройства большое, а затем, к указателю прикладывается минимальное напряжение . В процессе прогрева, меняется температура охлаждающей жидкости, а вместе с этим, за счет явления теплообмена, уменьшается сопротивление резистора. Как только двигатель прогреется до рабочей температуры, сопротивление уменьшится на половину, а к указателю будет приложено около 6 вольт, что соответствует серединному расположению стрелки.

Многие водители ошибочно путают этот элемент с устройством, которое включает электрический вентилятор. На самом деле эти два прибора имеют совершенно разные назначения, равно, как и принцип действия.

Для включения вентилятора используется не резистор а контакты с биметаллической пластиной, которая разгибается в зависимости от температуры, а потом замыкает цепь.

Признаки неисправности

Информацию о температуре ОЖ необходимо получать постоянно . Именно по ней судят о том, прогрет двигатель или нет, а также по указателю можно определить, что мотор подвергается перегреву. Во многих случаях, такой элемент спасает многих водителей от дорогостоящего ремонта, именно поэтому важно вовремя определять его неисправность, а также вовремя менять.

Сразу оговоримся, такой датчик не подвергается ремонту, его можно только заменить. Дело в том, что он не разборный, а состоит из одной плотно запаянной части, внутри которой находится терморезистор.

Чтобы определить неисправность датчика и начать его проверять, достаточно обратить внимание на его поведение.

  1. Стрелка постоянно находится в начальном положении и не отклоняется при изменении температуры. Скорее всего, в цепи появился обрыв, который препятствует прохождению электрического тока.
  2. Датчик температуры охлаждающей жидкости выдает неверные показания. К примеру, мотор еще не прогрет, а стрелка уже доходит до 90 градусов Цельсия. Прежде чем менять его, необходимо учесть, что незначительные погрешности все же допустимы.
  3. Стрелка все время показывает перегрев двигателя, даже когда двигатель холодный. Тут можно говорить о том, что внутри прибора произошло замыкание, и сопротивление цепи стало ровно нулю. Это тоже одна из самых известных неисправностей.

Как только вы обнаружите эти странности в поведении прибора, необходимо сразу же проверить исправность ДТОЖ. Как это сделать, будет описано ниже.

Как проверить ДТОЖ

Для начала необходимо убедиться, что сам указатель исправен, для этого включите зажигание и вытащите оба провода из датчика. Замкните их между собой и обратите внимание на поведение стрелки. Если при замыкании она отклоняется до конца, то прибор исправен, и вы ищите в нужном направлении .

Пожалуй, это один из самых простых способов проверить датчик.

Более серьезный метод проверки выполняется при помощи омметра. Если вы не сильно разбираетесь в электротехнике, то это не беда. Достаточно лишь иметь соответствующий прибор под рукой. Кстати, хорошо подойдет и мультиметр, у которого есть возможность измерения электрических сопротивлений. Для этого выставите максимальное значение сопротивления и наберите в обычный стакан горячую воду из крана.

Принято считать, что температура такой воды составляет около 65 градусов Цельсия. При контакте с такой водой, сопротивление изменяется до 500-600 Ом. Опустите в стакан датчик д и приложите щупы к контактам. Если сопротивление имеет другие значения, то он не исправен.

Идеальным способом будет считаться проверка датчика при постепенном нагреве воды. Для этого вначале возьмите холодную воду, опустите туда термометр и постепенно нагревайте на газовой плите, подключив прибор к контактам устройства. Следите за температурой и обращайте внимание на омметр. Ниже приведена таблица, в которой показано сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости при той или иной температуре.

Ну, вот и все. Как видите, проверка датчика температуры охлаждающей жидкости не такая уж и трудная задача. Желаем вам удачи на дорогах!

На сегодняшний день в любом автомобиле встроены особые устройства, которые способны не только контролировать работу мотора, но улучшить его эффективность в той или иной ситуации. Примером такого устройства является датчик температуры охлаждающей жидкости, о котором и пойдет речь в данной статье.

Любой современный автомобиль оснащен большим количеством датчиков, которые позволяют отслеживать состояние транспортного средства. Некоторые из них предназначены для того, чтобы донести до автомобилиста информацию о том, что в автомобиле что-то не в порядке (к примеру, датчики масла или топлива). Другие предназначены для бортового компьютера, чтобы он в свою очередь на основании их показаний правильно скорректировал работу механизмов автомобиля (например, датчики температуры или датчики, регулирующие количество поступающего в цилиндры топлива).

Назначение ДТОЖ

В свою очередь все современные автомобили оборудуются датчиком температуры охлаждающей жидкости (антифриза). Он особенно необходим в жаркую погоду - иначе двигатель может просто перегреться. Как и любое другое оборудование, ДТОЖ может также выйти из строя, что может привести к различным неполадкам в работе двигателя. Наиболее часто датчики, как и любое другое оборудование, выходят из строя на автомобилях с большим пробегом, хотя нередки случаи поломки и на относительно новых авто.

Датчик температуры охлаждающей жидкости - устройство, которое позволяет поддерживать стабильное функционирование узлов автомобиля, обеспечивает его быстрый прогрев и не допускает перегрева. Он обладает довольно малыми размерами, но его роль отнюдь не так мала - он влияет не только на работу двигателя, но и на состояние авто в целом. Поэтому некорректная работа датчика может повлечь довольно серьезные последствия. Особенно, если неполадки выявлены довольно поздно.

Стоит различать датчик температуры охлаждающей жидкости и датчик указателя температуры ОЖ. Если второй несет лишь информацию о температуре охлаждающей жидкости, которая предоставляется водителю - первый корректирует работу двигателя.

О том, как проверить указатель температуры охлаждающей жидкости можете узнать, перейдя по данной ссылке.

Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости

Признаки неисправности ДТОЖ довольно явные и их сложно не заметить. При неисправностях в работе датчика ОЖ двигатель, как правило, начинает работать сбивчиво, троит, с трудом стартует. Периодически происходит резкое снижение холостых оборотов (вместо "довольного" урчания двигателя в районе 600-800 оборотов появляются "покряхтывания" в диапазоне от 200 до 1500).

Вдобавок из-за того, что не работает система охлаждения - повышается расход топлива, а также внезапно начинают неверно функционировать вентиляторы охлаждения, к примеру, они могут включаться в холодную погоду и выключаться в жару.

Об основных причинах, из-за которых при включении зажигания включается вентилятор охлаждения двигателя , вы узнаете перейдя по этой ссылке.

Также одним из признаков выхода из строя датчика ОЖ может быть темный дым из выхлопной трубы автомобиля.

Помимо вышеописанных проблем, которые сами по себе являются довольно неприятными последствиями, неисправность датчика ОЖ может привести к следующим проблемам:

  • Плохая управляемость автомобилем, вплоть до "игнорирования" команд водителя;
  • Медленный прогрев авто зимой;
  • Перегрев двигателя.

Добавьте к этому проблемы, указанные выше - и вы увидите весь комплекс неполадок, к которым может привести игнорирование признаков неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости.

Как проверить датчик температуры на работоспособность?

Первый способ. Для проверки на работоспособность датчика температуры охлаждающей жидкости нам потребуется:

  • Мультиметр;
  • Емкость с водой;
  • Термометр.

Для начала нагреваем воду до определенной температуры и помещаем туда датчик, температуру жидкости замеряем термометром.

Если данные соответствуют параметрам таблицы - датчик исправен. Чтобы убедиться в точности измерения выставляем мультиметр в режим вольтметра и повторяем опыт. Результаты должны соответствовать следующей таблице:

Если значения не совпадают – датчик нуждается в замене. Кстати при покупке нового датчика следует его также проверить указанным методом.

Второй способ проверки работоспособности датчика подойдет тем, у кого нет термометра. Для этого необходимо разогреть емкость с водой до температуры кипения, погрузить в него датчик и замерить сопротивление.

Суть заключается в том, что температура кипения воды при нормальном атмосферном давлении составляет 100 °С. При такой температуре, мультиметр должен показывать с учетом погрешности сопротивление в пределах 180-215 Ом. При более сильных отклонениях датчик неисправен.

Также смотрим видео, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости своими руками:

Что делать в случае поломки датчика температуры охлаждающей жидкости?

Как правило, попытки починить датчик своими руками не приводят к восстановлению его работоспособности - он весьма мал и собран из довольно маленьких деталей. Поэтому в случае его неисправности рекомендуется замена датчика.

Похожие публикации