Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Мероприятие, посвященное международному дню родного языка. Международный день родного языка. Досье Решение Генассамблеи ООН

(International Mother Language Day), провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

В свою очередь, Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции объявила 2008 год Международным годом языков (International Year of Languages). 2010 год был провозглашён Международным годом во имя сближения культур (International Year for the Rapprochement of Cultures).

Дата для Дня была выбрана в знак памяти событий, произошедших в Дакке (ныне — столица Бангладеш) 1952 года, когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО, половина из примерно 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей.

Шахид Минар (памятник Мученикам) в университете Дакки в Бангладеш, в память убитых в ходе демонстрации движения Бенгальского языка 21 февраля 1952 года.

Все шаги по способствованию распространения родных языков служат не только содействию языковому разнообразию и многоязыковому образованию, развитию более полного знакомства с языковыми и культурными традициями по всему миру, но и крепят солидарность, основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге.

21 февраля 2003 года по случаю Международного дня родного языка Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура отметил: «Почему столько внимания уделяется родному языку? Потому что языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей.

Родные языки уникальны в том отношении, какой отпечаток они накладывают на каждого человека с момента рождения, наделяя его особым видением вещей, которые никогда на самом деле не исчезнут, несмотря на то, что впоследствии человек овладевает многими языками. Изучение иностранного языка - это способ познакомиться с другим видением мира, с другими подходами» .

И каждый год в рамках празднования Дня родного языка в разных странах проходят различные мероприятия, посвященные определенной теме и нацеленные на содействие уважению, а также на поощрение и защиту всех языков (особенно языков, находящихся на грани исчезновения), лингвистического разнообразия и многоязычия. Так, в разные годы проведение Дня было посвящено темам: взаимосвязи между родным языком и многоязычием, особенно в образовании; системе Брайля и языку жестов; повышению осведомленности общественности в вопросах языковых и культурных традиций, основывающихся на взаимопонимании, терпимости и диалоге; охране нематериального наследия человечества и сохранению культурного разнообразия; роли языка, на котором ведется преподавание в школах и другим.

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

Существование планеты неразрывно связанно с развитием населения и речи. Языковое разнообразие неумолимо стремится к уменьшению, что вызывает опасения за полное исчезновение большинства существующих сейчас языков.

История

Международный день родного языка появился в 1999 году по учреждению Генеральной конференции ЮНЕСКО и вошел в календарную жизнь нашей планеты в 2000 году. Провозглашая этот праздник, была поставлена первостепенная задача – сохранить «вымирающие» языки, а также сблизить культурное и языковое множество народов мира.

Датой проведения Дня языка был выбран памятный день. В Дакке в 1952 году 21 февраля, во время демонстрации в поддержку родного языка, студенты, которые предлагали поднять праздник до уровня официального, были убиты сотрудниками полиции.

Каждый год этот праздник приобретает определенную тематику, привлекая внимания к различным проблемам лингвистической области. Поднимаются и рассматриваются следующие вопросы:

  1. Язык жестов и система Браиля.
  2. Содействие между родным языком и многоязычием.
  3. Сохранение культурного множества.
  4. Освещение различных культурных традиций.
  5. ·Качество лингвистического образования и др.

Сотрудниками ЮНЕСКО было определено, что на нашей планете населением использовалось огромное количество языков, 200 из которых исчезли совсем, и более 2-х тысяч находится на грани исчезновения, а используется всего около 6 тысяч языков.

В каждой стране существуют языки, которые могут исчезнуть со смертью их последних носителей. Странами с самым высоким количеством умирающих языков сейчас являются Индонезия, Индия, Китай, Бразилия, Мексика, США.

Причины исчезновения языка самые разнообразные:

  • снижение рождаемости;
  • войны;
  • депортация;
  • миграция;
  • эпидемии;
  • языковое смешивание.

В современном мире к этим факторам добавляется также появление доминантных языков, знание которых является более выгодным.

Исчезновение языков опасно не только с лингвистической точки зрения. Могут исчезать целые культурные пласты из-за утраты традиций и народного творчества, которые напрямую связаны с историей языка.

Традиции

В этот день сотрудниками всех филиалов ЮНЕСКО организовываются языковые мероприятия, во всех странах проходят различные конференции, семинары, выставки, концерты.

В России во многих школах проходят уроки, которые знакомят детей с языковой историей нашей планеты и темой исчезновения языков. Педагоги рассказывают, почему некоторые языки «стираются с лица Земли», учат ребят любить и уважать как родной язык, так и иностранные.

В мире насчитывается несметное количество языков. По предварительной оценке их число составляет около 6 тысяч. Каждый язык является инструментом отражения национальной культуры, инструментом развития и сохранения духовного и материального наследия. Язык каждого народа самобытен и имеет самобытные выражения, отражающие менталитет и традиции нации. Язык формирует сознание человека, знание языка помогает расширить кругозор, глубже проникнуть в культуру другой страны. Признание и уважение всех языков позволяет сохранить мир во всем мире. С 1999 года по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО во всем мире отмечается 21 февраля Международный день родного языка как напоминание о необходимости содействия развитию многонациональности языковой культуры, ее разнообразию и многоязычию.

Родной язык, родная речь,
Он с детства рядом с нами,
Он в нежном шепоте листвы,
В словах отца и мамы.

Он в сказках, песнях и стихах,
В присяге он и в гимне
И без родного языка
Любой народ погибнет.

Я в день родного языка
Желаю вам его хранить,
Могли, чтоб дети после нас
С землей родною говорить.

С Международным днем
Родного языка
Поздравлю всех,
Живущих на планете,
На нем с тобою говорит земля,
И с колыбели слышат его дети.
Желаю вам язык родной беречь,
В нем сила и душа народа,
Свободной песней
Льется пусть родная речь,
Прокладывая путь через века и годы.

Родной, любимый наш язык,
Нам без тебя не жить на свете,
О том, что ты очень велик,
Знают и взрослые, и дети!

Должны тебя мы все любить,
Всегда достойно выражаться,
Как бриллиант, язык хранить
И красотою восхищаться!

Народом дружно отмечаем,
Мы день родного языка,
И всех сегодня поздравляем,
Учить его должны всегда!

Не забывать, и вечно помнить,
И правила все повторять,
Язык родной нам очень важен,
Должны его мы уважать!

Родной язык - твоя земля,
На нем говорят леса и поля.
Плавно на нем река говорит,
Гудок парохода в ответ ей вторит.

На нем колыбельную мама поет,
Ребенок родную речь узнает.
Без языка не бывает народа,
Поздравлю я с днем языка вас родного.

Народы живут на планете большой,
Пусть все берегут язык свой родной.
Чтоб сохранить его для детей
И говорить с землею своей.

Родной язык - он самый главный,
В нем есть любовь, забота, мать.
Родное слово вспоминая,
Мы возвращаем время в спять.

Родная речь - так ранит душу,
Когда один в чужой стране.
И так бодрит, когда стоишь ты,
На родной Русской земле.

Я в этот праздник всем желаю,
Родного слова не терять.
Родной язык от всего сердца,
Любить, ценить и восхвалять.

Международный день родного языка
Я поздравляю с этой славной датой,
Желаю вам лексически всегда
Быть грамотным, подкованным, богатым.

Звучит всегда пусть чисто ваша речь,
Слова плохие ее пусть не испортят,
Язык родной поможет возразить
И настоять уверенно и твердо.

Родной язык ценить нам нужно,
Ведь мы беречь его должны!
Учить язык давайте дружно,
Ведь это важно для страны!

Пусть будет наша речь прекрасна,
Давайте грамотно писать
И мысли, и идеи ясно
Всегда друг другу выражать!

День родного языка
Нужен нам, наверняка!
Давайте говорить по-русски будем,
И сленг, и мат на день забудем,
Прекрасных слов мы знаем тысячи,
Их в голове своей поищем -
Польется речь прекрасная, да, да!
Быть может, не захочется другой тогда?

Без родного языка
Жизнь была бы нелегка.
Как тогда нам выражаться?
А в любви как признаваться?

С языком нам повезло,
Он красивый всем назло,
Как алмаз должны беречь
Мы свою родную речь!

Поздравлений: 68 в стихах, 8 в прозе.

СЦЕНАРИЙ

проведения мероприятия,

посвященного Международному дню родного языка

Дата проведения : 21 февраля 2018 года.

Цели:

Провести мероприятие, посвященное Международному родному языку;

Расширять кругозор обучащихся;

Развивать их творческие способности, смекалку, ловкость;

Стимулировать интерес к изучению родного языка;

Прививать любовь к родному языку;

Способствовать сплочению коллектива;

Воспитывать уважение к родному языку.

Место проведения: Республиканский центр дополнительного образования слепых и слабовидящих детей и взрослых.

Оформление помещения :

- на стене надпись «21 февраля - Международный день родного языка»,

-цитаты русских писателей,

-выставка книг русских писателей и книг с шрифтом Брайля,

-цветы, воздушные шарики.

Оборудование:

Для слепых участников:

Бумага для письма по Брайлю;

Грифель для письма по Брайлю;

Письменный прибор для письма по Брайлю;

Для слабовидящих участников:

Бумага с разлиновкой;

Черный маркер.

Ход мероприятия

Ведущий.

Добрый день всем присутствующим на нашем мероприятии, посвященного Международному дню родного языка. Что же такое «родной язык»? Родной язык - это тот , который усваивает с раннего детства без специального обучения, находясь в соответствующей языковой среде (в частности, в своей семье).

Языков так в мире много,
Всех нам даже не познать.
Очень важно в этой жизни,
О родном не забывать.
И стараться речь родную,
Никогда не засорять,
Продвигать её вновь в массы,
Много книжек прочитать!
Развивать свои познанья,
Открывать вновь для себя,

И чтоб в этом помогали,
Все родные и друзья.

В мире насчитывается несметное количество языков. По предварительной оценке их число составляет около 6 тысяч. Каждый язык является инструментом отражения национальной культуры, инструментом развития и сохранения духовного и материального наследия. Язык каждого народа самобытен и имеет самобытные выражения, отражающие менталитет и традиции нации. Язык формирует сознание человека, знание языка помогает расширить кругозор, глубже проникнуть в культуру другой страны. Признание и уважение всех языков позволяет сохранить мир во всем мире. С 1999 года по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО во всем мире отмечается 21 февраля Международный день родного языка как напоминание о необходимости содействия развитию многонациональности языковой культуры, ее разнообразию и многоязычию.

Николай Гаврилович Чернышевский очень метко заметил, что «изучать родной язык необходимо…чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей».

Словарный запас великого писателя Уильяма Шекспира составлял более 15000 слов, русский поэт Александр Пушкин использовал в литературной речи 21000 слов, вождь племени Тумба-Юмба использовал 300 слов, а Эллочка Людоедка из сатирического романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» с лёгкостью обходилась тридцатью, но ими она могла выразить практически любую свою мысль.

Родной язык всего дороже,
Его прекрасней в мире нет,
На нём мы думать только можем,
Он дарит слуху дивный свет!
Порою ищем обороты,
В других прекрасных языках,
Багаж словарный пополняем,
И радость теплится в сердцах!
Язык с культурой неделимы,
Они как целое одно!

Храните знания свои вы,
Чтобы потомкам повезло!


Для привлечения внимания к проблеме сохранения языкового многообразия учредила , который отмечается ежегодно 21 февраля. Почему этот день? О нем мы узнаем дальше.

Учитель

Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

Дата Международного дня родного языка была выбрана в знак памяти о событиях, произошедших в Дакке (ныне – столица Бангладеш) 21 февраля 1952 года, когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

Языки являются сильным инструментом сохранения и развития материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО, половина из примерно 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей. Внимание к родным языкам содействует языковому разнообразию и многоязыковому образованию, способствует знакомству с языковыми и культурными традициями наций и народов.

Ежегодно в рамках празднования Дня родного языка в разных странах проходят мероприятия, посвященные данной теме и нацеленные на содействие уважению, а также на поощрение и защиту всех языков (особенно языков, находящихся на грани исчезновения), лингвистического разнообразия и многоязычия. Среди наиболее распространенных тем обсуждения: взаимосвязь между родным языком и многоязычием; система Брайля и язык жестов; повышение осведомленности общественности в вопросах языковых и культурных традиций, основывающихся на взаимопонимании, терпимости и диалоге; охрана нематериального наследия человечества и сохранение культурного разнообразия; роль родного языка в сохранении самобытной культуры народа. Тридцати трем европейским языкам угрожает серьезная опасность, в том числе 13 из них вот-вот исчезнут. Эти данные были взяты из информации ЮНЕСКО, которая назвала список европейских языков, квалифицированных как "исчезающие" и "находящиеся в опасности". К первым относятся языки, на которых говорят лишь отдельные представители самого старшего поколения, в то время как их дети уже не понимают их. Ко вторым - языки, на которых говорят люди помоложе, но лишь изредка и нечасто.

В самом тяжелом положении из списка языков, находящихся под угрозой исчезновения, - готшейский диалект немецкого языка, на котором говорит малоизученная этническая группа готшейских немцев, проживающих в городе Кочевье в Словении. Число сохранившихся носителей этого языка не известно.

Всего 6 человек говорят сегодня на галичском диалекте караимского языка, некогда распространенном на западе Украины.

Осталось только 20 носителей водского языка, на котором разговаривала малочисленная народность водь, проживающая в Кингисеппском районе Ленинградской области России.

Под серьезной угрозой находится и кильдинский саамский язык, распространенный в центральной части Кольского полуострова. На нем разговаривают, по данным ЮНЕСКО, 787 человек.

Всего в обоих списках значатся 8 языков народностей, живущих во Франции, 4 - в Великобритании, 3 - в Швеции, а также языки этносов в Хорватии, Болгарии, Италии, Греции, Германии, Финляндии, Норвегии и Латвии.

Ведущий

В Конституции нашей Республики два государственных языка: русский и украинский, однако большая часть жителей разговаривает на русском языке.

Родному русскому языку и посвятила свое стихотворение автор стихотворения «Великий и могучий, любимый и певучий» .

Великий и могучий, любимый и певучий

Другие знаю языки,
А думаю всегда – по-русски…
Духи французских слов – легки,
Регланы слов английских – узки,
А русский слог мне в самый раз,
По смыслу впору и по духу:
Так органична точность фраз,
Напевность так
приятна уху.
С рожденья слышала вокруг
Я зык татарский и узбекский,
И украинский – с детства друг:
На нем балакал двор соседский.
По свету часто колеся,
Дружа с английским и французским,
Болгарским и немецким, я
Молюсь и вижу сны на русском.
Так вкусно фразы смаковать
Из русских слов, простых и сочных,
И рифмы в косы заплетать,
Причесывая пряди строчек.
По-русски я смеюсь, пою,
Тоскую, плачу и ревную,
По-русски я шепчу: «Люблю…»
И троекратно мир целую.
Я – русская! И я горжусь
Родным, «великим и могучим»…
Мать языка – святая Русь,

Сын-богатырь – красив и звучен!

Ведущий

Во многих учебных и культурных заведениях нашей республики 21 февраля проходят мероприятия, посвященные Международному дню родного языка. Будут проходить выставки книг писателей, конкурсы рисунков и плакатов, вечера поэзий и многое-многое другое. А мы предлагаем провести написание диктанта о «Нашем родном языке».

(Ведущий читает текст диктанта)

Наш родной язык.

На территории нашей республики в настоящее время проживают более 120 национальностей. У каждого из них есть свой родной язык. Но объединяет всех - русский язык. В нем наша сила и единство!

Ведущий

Нет, пожалуй, ни одного крупного русского поэта, чьи стихи, положенные на музыку, не звучали бы в концертных залах, музыкальных салонах или гостиных, в домах горожан - любителей пения или в крестьянской избе, на улице или в поле. Особенно удивительна судьба тех поэтов - чьи имена в истории поэзии почти забыты, чьи книги уже давно никем не читаются, а из всего, что было создано ими, сохраняются лишь те стихи, которые стали крылатыми песнями.

В заключении нашего мероприятия предлагаем послушать романс на стихи русского поэта Афанасия Афанасиевича Фета « На заре ты ее не буди» в исполнении Виктории Ивановой.

Ведущий

Спасибо всем участникам нашего мероприятия. До новых встреч!

ЮНЕСКО содействует многоязычному и поликультурному образованию в контексте Образования в целях устойчивого развития и Образования в области глобальной гражданственности с самых ранних лет обучения. Тем самым, повышая осведомленность по этому вопросу в Международный день родного языка , который проходит 21 февраля.

Тема Дня 2018 года: Сохранение лингвистического разнообразия и продвижение многоязычия в рамках достижения целей в области устойчивого развития по качественному образованию и цели 6: «Обеспечить, чтобы все молодые люди и значительная часть взрослого населения, как мужчин, так и женщин, умели читать и считать».
Для обеспечения устойчивого развития учащиеся должны иметь доступ к обучению на родном языке и других языках. Базовые навыки в области чтения, правописания и арифметики приобретаются в процессе познания родного языка. Переход к многоязычному образованию обеспечивает устойчивое развитие, как предусмотрено в цели устойчивого развития 4 и 6, направленных на то, чтобы к 2030 году все молодые люди и значительная доля взрослого населения, как мужчин, так и женщин, умели читать и считать.

Что такое многоязычное образование?

Многоязычное образование облегчает доступ к образованию, одновременно содействуя справедливости для людей, принадлежащих к группе меньшинства или коренных народов, особенно девочек и женщин:

  • Подчеркивая качество преподавания и обучения, в котором уделяется особое внимание пониманию и творчеству;
  • Укрепляя когнитивный аспект обучения, который обеспечивает непосредственное применение результатов обучения к жизни учащегося через родной язык;
  • Расширяя диалог и взаимодействие между учеником и учителем, позволяя подлинное общение с самого начала.
  • Способствует участию и деятельности в обществе и дает доступ к новым знаниям и культурному самовыражению, обеспечивая тем самым гармоничные взаимоотношения между глобальными и местными условиями.
Региональное бюро ЮНЕСКО в Азиатско-Тихоокеанском регионе в Бангкоке, в рамках развития родного языка и многоязычного образования, разработало набор материалов для многоязычного образования на родном языке для трех групп заинтересованных людей: руководителей, исполнителей программ и представителей общества. Пять буклетов в комплекте представляют собой «общую картину» успешных программ многоязычного образования на основе родного языка и предложений для тех ролей, которые каждая группа может принимать, планируя, внедряя и поддерживая свои программы.

Международный день родного языка был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

4 - 8 декабря 2017 года в Шымкенте, прошел Региональный семинар по многоязычному и поликультурному образованию в Казахстане. Семинар был организован Верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств (ВКНМ) в сотрудничестве с Национальным центром профессионального развития «ОРЛЕУ» Казахстан, Кластерным Бюро ЮНЕСКО в Алматы по Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану, и ЮНИСЕФ в Киргизской Республике.
Полный текст статьи доступен

Похожие публикации