Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Как заменить тормозные колодки в автомобиле. Пошаговая инструкция. Когда надо менять тормозные колодки и каковы признаки их износа? Как поставить тормозные колодки на

Тормозные колодки являются чрезвычайно важным элементом тормозной системы автомобиля, и от их исправности во многом зависит безопасность как автомобиля, так и участников дорожного движения. Поэтому нужно постоянно следить за состоянием тормозных колодок и своевременно производить их замену. Эта операция не очень сложная, поэтому её легко провести самостоятельно при наличии всех необходимых инструментов, не обращаясь в дорогостоящее СТО. Как пример, рассмотрим процесс замены колодок на ВАЗ 2110.

Когда надо менять колодки

Тормозные колодки автомобиля ВАЗ 2110, если не углубляться в их конструкцию, состоят из фрикционной накладки и особого каркаса. Фрикционные накладки осуществляют торможение и, как раз по материалу, из которого они сделаны, и различают эти накладки. В основе этого материала (для фрикционной накладки) используется особый армирующий компонент, который и определяет такие параметры конструкции, как прочность, стабильность, термостойкость и надёжность тормозных качеств системы.

Новые тормозные колодки для ВАЗ 2110

Как и любая деталь, тормозные колодки ВАЗ 2110 обладают своим сроком службы, который составляет обычно 30000–50000 км пробега автомобиля или достижения толщины фрикционных накладок в 1,5 мм. (то есть, практически стачиваются «в ноль», но при этом чаще всего при торможении из-под колёс возникают пронзительные неприятные звуки). При толщине тормозных накладок менее 1,5 мм. возникает избыточный ход поршней тормозного цилиндра, что приводит к его протечке.

Также тормозные колодки следует заменить, если:

  • фрикционные накладки покрыты маслянистой субстанцией (замаслились);
  • обнаружена подвижность накладок на основе;
  • на поверхности фрикционных накладок появились глубокие сколы, борозды или трещины.

Также необходимо следить за износом тормозных дисков, которые следует заменять при достижении ими толщины 17,8 мм. (для вентилируемых дисков) или 10,8 мм. (для невентилируемых).

Какие выбрать для замены

От качества тормозных колодок также зависят качество торможения и комфорт при замедлении автомобиля (отсутствие свиста, скрежета). Также необходимо учесть при выборе расходника следующее:

  • Некачественный материал колодок может стать основной причиной скрипа, а также ускоренного выхода колодок из строя;
  • При покупке выбирайте передние тормозные колодки с каталожным номером производителя 21100-3501080-00;
  • Одинаковые тормозные колодки могут вести себя по-разному с разными тормозными дисками, что существенно осложняет выбор;
  • Чтобы сделать правильный выбор при покупке тормозных колодок, необходимо ознакомится с отзывами в журналах об автомобилях, непосредственно в местах продаж, среди знакомых.

В последнее время для ВАЗ 2110 пользуются большой популярностью тормозные диски Ferodo, ATE, Allied Nippon и Lucas .

Как снять

Для этой операции необходимо приготовить ключ №17, ключ №13 и пассатижи. Предварительно поддомкрачиваем, снимаем колесо, как при его замене, и готовим комплект новых тормозных колодок, предназначенных для ВАЗ 2110. Далее:

  1. С помощью пассатижей отгибаем край стопорной пластины у нижнего болта на колёсном цилиндре.

    С помощью пассатижей отгибаем край стопорной пластины

  2. Берём ключ №13 и отворачиваем этот нижний болт, но при этом рожковым ключом №17 придерживаем направляющий палец.

    Берём ключ №13 и отворачиваем нижний болт

  3. Вытаскиваем нижний болт и пластину.

    Вытаскиваем нижний болт и пластину

  4. Поддеваем суппорт и цилиндр отверткой, приподнимаем их вверх.

    Оддеваем суппорт и цилиндр отверткой, приподнимаем их вверх

  5. Вынимаем тормозные колодки из их направляющей.

    Вынимаем тормозные колодки из их направляющей

Как поменять передние колодки

  1. Для установки новых тормозных колодок необходимо выполнить перечисленные выше операции в обратной последовательности. Однако необходимо не забыть зачистить от грязи посадочные места, установить внутреннюю колодку, а скобу перевести в рабочее положение. Потом сдвигаем скобу отвёрткой, опирая её на тормозной диск и утапливая поршень отверткой, которая при этом вставлена через отверстие для суппорта.

    С помощью газового ключа вдавливаем поршень внутрь тормозного цилиндра

  2. Если новые передние колодки снабжены датчиком износа, то необходимо его подключить. Мы обрезаем провод, отвечающий за износ колодки.

    Обрезаем провод, отвечающий за износ колодки

  3. Отключаем разъём тормозной колодки.

    Отключаем разъем тормозной колодки

  4. Вынимаем остаток провода.

    Вынимаем остаток провода

  5. Подключаем новую колодку с новым разъёмом.

    Подключаем новую колодку с новым разъёмом

  6. После смены тормозных колодок прокачиваем тормоза – нажимаем несколько раз на педаль тормоза. Это делается для того, чтобы поршни заняли своё рабочее положение. Теперь проверяем уровень тормозной жидкости под капотом. В случае, если он минимален, доливаем тормозную жидкость. Кстати, будьте аккуратны, она очень токсичная и может разъедать резиновые шланги и даже лакокрасочное покрытие!

    Бачок с тормозной жидкостью на ВАЗ 2110

Бывает, что поршень тормозного диска не возвращается в свое исходное положение. В этом случае следует открутить штуцер для прокачки тормозов, что облегчит возврат поршня. Если же это не помогло, то снимаем весь тормозной механизм данного колеса для выжимки поршня в тисах и замены уплотнений. Очень важно, чтобы при выполнении этих работ не били по поршню, так как это может привести к его перекосу и появлению царапин на зеркале цилиндра.

Видео-инструкция

Как поменять задние колодки

  1. Для замены задних тормозных колодок ставим автомобиль на подъёмник, смотровую яму или просто на ровную площадку, снимаем колесо и опускаем ручной стояночный тормоз.
    Далее берём ключ №12 и отворачиваем два направляющие штифта. Возможно, вместо ключа №12 придётся воспользоваться семимиллиметровым шестигранником.

    Ключом №12 откручиваем штифты

  2. Наносим удары молотком по тормозному барабану, равномерно его проворачивая. Лучше наносить удары не напрямую по барабану, а через деревянный брусок или другой твёрдый предмет.

    Стучим молотком по тормозному барабану

    Постукиваем по тормозному барабану через подложку

  3. С помощью отвёртки отсоединяем конец стяжной верхней пружины от тормозной колодки.

    Поддеваем отвёрткой и отсоединяем стяжную пружину от колодки

  4. Вытягиваем пружину.

    Вынимаем стяжную пружину

  5. Поддеваем отвёрткой направляющую пружину и отсоединяем от колодки.

    Поддеваем отвёрткой направляющую пружину

  6. Отсоединяем внизу стяжную пружину и снимаем колодку.

    Снимаем нижнюю натяжную пружину

    Снимаем тормозную колодку, отсоединив стяжную пружину

  7. Снимаем разжимную планку.

    Подготовка к установке задних тормозных колодок

  8. Вытягиваем рычаг привода тормозных колодок из концевика троса.

    Этап установки задних тормозных колодок

  9. Заменяем направляющую пружину колодки, после извлечения её из отверстия щитка тормозного механизма. Расклёпываем ось рычага ручного привода тормозных колодок. Вытягиваем ось, а рычаг переставляем на новую тормозную колодку. Заклёпываем ось. Далее проводим сборку в обратном порядке.

    Заменяем направляющую пружину колодки, после извлечения её из отверстия щитка тормозного механизма

Видео: Замена задних тормозных колодок

Рекомендуется при уже снятом колесе провести также осмотр других частей тормозной системы, а также подвески. Тормозные шланги должны быть целыми, абсолютно без трещин. Тормозные колодки нужно менять только комплектом (парами), иначе автомобиль при торможении будет уводить в сторону.

Тормозные колодки – это важная часть системы торможения автомобиля, отвечающая за снижения скорости транспортного средства при необходимости. От качества и работоспособности тормозных колодок зависит безопасность водителя и пассажиров, поэтому каждый водитель должен знать, что такое замена тормозных колодок и как нужно поддерживать работоспособность тормозной системы. Это несложная процедура, поэтому для автомобилистов не составит труда заменить колодки своими руками.

Все детали в автомобиле имеют определенный рабочий ресурс, который в процессе эксплуатации снижается. На износ тормозных колодок влияют различные факторы, поэтому частота замены может меняться в каждом отдельном случае. Как заменить тормозные колодки и что для этого нужно – обо всем этом и пойдет речь в данной статье.

Большая часть легковых автомобилей оснащена дисковыми тормозами, но на некоторых из них все еще установлены барабаны (например, Toyota Prius). При нажатии на педаль тормоза фрикционная поверхность колодок контактирует с диском, в результате чего его движение замедляется. В случае с барабанными тормозами все происходит аналогичным образом, только накладки прижимаются не с обеих сторон, как это происходит с диском, а из внутренней стороны барабана. Как только водитель отпускает педаль, колодки автоматически возвращаются в исходное положение.

Как устроена тормозная система автомобиля

Постепенно происходит износ фрикционной поверхности, в результате чего система не может замедлять ход транспортного средства. Неисправная тормозная система ставит жизнь водителя, пассажиров и других участников движения под угрозу. Поэтому нужно менять колодки своевременно, не откладывая это дело на потом.

Почему колодки изнашиваются

На продолжительность работы тормозных колодок могут повлиять следующие факторы:

  • качество ранее выполняемой замены колодок;
  • климатические условия вашего региона;
  • компания-производитель;
  • стоимость детали;
  • особенности вождения автомобиля;
  • качество дорожного покрытия.


Износ тормозных колодок

На заметку! Рекомендуется проводить проверку работы тормозной системы каждые 10 000 км. Во время проверки нужно особое внимание уделять тормозным колодкам, их поведению при нажатии на педаль тормоза. При появлении скрипов или других сторонних звуков нужно проводить замену поврежденных элементов.

Несмотря на различные факторы, влияющие на периодичность замены тормозных колодок, есть усредненные данные. Если вы являетесь владельцем отечественного автомобиля, то менять колодки нужно каждые 15 000 км. В случае с иномарками эти показатели существенно отличаются и проводить замену рекомендуется каждые 20 000 км. Если речь идет о гоночных авто, тогда замену нужно проводить гораздо чаще (примерно каждые 5 000 км).


Износ передних тормозных колодок более интенсивный, чем задних, поэтому их нужно менять в несколько раз чаще. Также есть существенная разница между эксплуатацией автомобиля с дисковыми и барабанными тормозами. Если средняя частота замены колодок для дисковых тормозов составляет 10 000-20 000 км, то для барабанных – 120 000 км. Но эти показатели могут меняться в зависимости от нескольких факторов, указанных выше.

Основные признаки износа

Тормозная система автомобиля работает в режиме нон-стоп, поэтому со временем некоторые ее узлы могут выходить из строя. Но чаще всего неисправности в системе возникают в результате износа колодок. Существует несколько признаков, которые помогают автомобилистам определить износ задних или передних тормозных колодок.

Тормозной путь увеличивается

Если вы вдруг заметили, что тормозной путь резко увеличился, то это может свидетельствовать о необходимости проведения замены колодок или других элементов системы. Как показывает практика, увеличение тормозного может быть вызвано повреждением тормозного суппорта или износом фрикционной поверхности колодок.


Неравномерный фрикционный износ колодок

Если на одной оси колодки износятся больше, чем на другой, то это, скорее всего, говорит о необходимости замены тормозного суппорта, так как он функционирует неправильно. Несвоевременная замена суппорта приведет к тому, что даже самые дорогие и новые колодки выйдут из строя достаточно быстро.


Неравномерный износ тормозных колодок

Нарушение целостности

Наличие механических повреждений, которые видны даже невооруженным взглядом, свидетельствуют о необходимости проведения замены поврежденных деталей. Чаще всего водители сталкиваются с повреждением тормозных дисков, отколу частей фрикционного материала с колодки, сильных потертостях или трещинах.


Большой свободных ход педали тормоза

Сильный износ тормозных колодок можно определить по усилию, которое нужно приложить для прижатия колодок к поверхности диска. В таком случае на педаль тормоза нужно нажимать с большим усилием, что водитель замечает практически сразу, как и увеличенный ход самой педали.


Пропадает тормозная жидкость

В процессе эксплуатации, когда колодки постепенно изнашиваются, замечается увеличение расхода тормозной жидкости. Связано это с тем, что тормозной суппорт вынужден работать с большим усилием для прижатия колодки к поверхности диска. Такая операция требует большее давление и, соответственно, количество тормозной жидкости. Это и приводит к быстрому снижению ее уровня в системе.


Срабатывание специального сигнала

Некоторые модели автомобилей оснащаются специальным датчиком, который оповещает водителя при истонченной тормозной колодке. Об этом можно узнать, услышав характерный звук или увидев загоревшуюся сигнальную лампочку. Если это случилось, то вам следует как можно скорее заменить колодки.


Что потребуется для замены

Перед тем, как поменять тормозные колодки, нужно подготовить все инструменты:

  • С-образная струбцина;
  • набор гаечных ключей (они потребуются для снятия колеса и ослабления крепления тормозного суппорта);
  • рабочие перчатки;
  • домкрат;
  • плоскогубцы;
  • отвертка;
  • защитные очки для защиты глаз от попадания химических веществ;
  • респиратор также может потребоваться, чтобы защитить вас от вдыхания вредной тормозной пыли;
  • комплект новых тормозных колодок.

Инструменты для замены тормозных колодок

Большинство из указанных выше инструментов должны храниться в гараже каждого автомобилиста, поэтому не нужно быть прирожденным механиком и иметь специальное оборудование для замены тормозных колодок, будь у вас ВАЗ 2101-21099 или Рено Логан.

Если с подготовкой инструментов не возникнет никаких проблем, то при выборе комплекта тормозных колодок вы можете столкнуться с некоторыми трудностями. В первую очередь, связано это с большим количеством производителей.

На что нужно обращать внимание

Есть несколько важных моментов, которые нужно учитывать при выборе тормозных колодок. Это оригинальность деталей, качество упаковки, а также эксплуатационные особенности колодок.

Оригинальность деталей

Автомобильный рынок переполнен разными подделками, которые недобросовестные продавцы пытаются «впарить» водителям под видом оригинальных изделий. Причем определить подделку по стоимости удается далеко не всегда. Здесь нужна практика или особые навыки определять копию. Для этого существует большое количество информации в просторах интернета, где указываются основные методы отличия оригинальных деталей от подделок. Потратьте 30 минут свободного времени на изучение информации о ваших колодках.


Покупайте только оригинальные тормозные колодки

Если есть такая возможность, то совершать покупки нужно только в проверенных специализированных магазинах. Это поможет защититься от некачественной продукции.

Упаковка изделия

При выборе колодок, непосредственно в магазине, постарайтесь детально изучить упаковку. Прочите все надписи (ровность написанных строчек и правильность написания всех слов), обратите внимание на оформление упаковки. Также не лишним будет распаковать ее и осмотреть сами колодки на наличие механических повреждений и других дефектов. Проследите за тем, чтобы серийный номер на коробке совпадал с номером на самих колодках.


Изучайте информацию на коробке от тормозных колодок

Эксплуатационные особенности

Если вы являетесь любителем быстрой езды, то и колодки нужно подбирать соответствующие. Есть специальные тормозные колодки, которые предназначены для эксплуатации в городских условиях, в горных районах или для спортивного способа езды.


Рейтинг производителей

Определившись с типом тормозных колодок, который больше всего вам подходит, осталось только выбрать производителя. С этим мы попытаемся вам помочь. Ниже представлен список известных брендов тормозных колодок для отечественных автомобилей и иномарок.

Таблица. Обзор лучших производителей тормозных колодок.

Название бренда Описание
ABS Европейский производитель автомобильных тормозных частей, считающийся одним из лучших в мире. Компания выпускает продукцию не только для легковых, но и для грузовых автомобилей, захватывая спектр транспортных средств американского, корейского, японского и европейского производства.
По праву считается лидером в своей сфере. Компания Allied Nippon признана лучшим производителем тормозных колодок для автомобилей импортного происхождения. Благодаря минеральному металлу, используемому при производстве, колодки обладают повышенным коэффициентом трения.
ATE Продукция компании ATE отличается длительным сроком эксплуатации, что делает их одними из лучших в плане экономии и надежности. Тормозные колодки эффективно функционируют в различных погодных и температурных условиях.
При изготовлении тормозных колодок были использованы новейшие технологии, что обеспечивало оптимальное торможение при разных условиях. Ferodo Target – это идеальное сочетание цены и качества, поэтому многие автомобилисты предпочитают продукцию данного бренда.
Bosch В состав фрикционного материала тормозных колодок от компании Bosch входит минеральная вата, углеволокно, алюминий, медь, природный каучук и другие компоненты, что делает их стойкими к воздействию температуры и других внешних факторов. Продукция данного бренда отвечает всем стандартам по износоустойчивости, стабильности и равномерности характеристик.
Samko Итальянский производитель, сумевший завоевать весь мир. Фрикционный материал тормозных колодок не содержит асбест, что делает их уникальными в своем роде. Продукция отличается бесшумностью работы, термической устойчивостью и минимальной абразивностью. К тому же коэффициент трения колодок не меняется при повышении температуры, как это может происходить с некоторыми аналогами.

На заметку! Нельзя экономить на безопасности, поэтому при выборе тормозных колодок отдавайте предпочтение не стоимости продукции, а ее качеству. Низкосортные тормозные колодки изготавливаются из дешевых составляющих, что значительно снижает эффективность работы системы.

Приступая к процессу

Замена тормозных колодок обойдется автомобилисту намного дешевле, чем посещение автосервиса, что обычно приводит к серьезному удару по кошельку. Чтобы правильно выполнить эту процедуру в домашних условиях, нужно придерживаться пошаговой инструкции, указанной ниже.

Снятие старых колодок

Шаг 1. Купите качественные тормозные колодки. Они доступны в любом магазине автозапчастей или в местном автосалоне. Просто дайте менеджеру нужную информацию о вашем автомобиле (год выпуска, модель автомобиля и приблизительную стоимость изделия, на которую вы рассчитываете). В общем, чем дороже колодки, тем дольше они прослужат вам.



Шаг 2. Убедитесь, что автомобиль остыл. Если вы только что приехали на нем с работы или с магазина, вы рискуете сильно обжечься горячими колодками или суппортами. Перед тем, как приступить к замене, убедитесь, что эти части хорош остыли.



Шаг 3. Ослабьте гайки. Используя гаечный ключ, ослабьте каждую из гаек, которые фиксируют колеса. Открутите их примерно на 70%. Не ослабляйте все колеса одновременно. Как правило, при замене тормозных колодок меняются 2 передние или две задние колодки. Это зависит от вашего автомобиля и того, насколько равномерно изношена рабочая поверхность. Поэтому либо начинайте спереди, либо сзади.



Шаг 4. Осторожно поднимите автомобиль с помощью домкрата, пока он не поднимется достаточно для работы. Ознакомьтесь с руководством пользователя, чтобы определить правильное положение домкрата под автомобилем. Поместите несколько противооткатных клиньев позади других колес, чтобы предотвратить движение автомобиля при замене.



Шаг 5. Можно приступать к снятию колес. Закончите откручивание фиксирующих гаек только тогда, когда ваш автомобиль будет в поднятом состоянии. Потяните колесо немного к себе для снятия.



Шаг 6. Подберите нужный размер гаечного ключа для снятия болтов крепления тормозного суппорта. Основная задача тормозного суппорта заключается в принудительном создании сцепления между фрикционной поверхностью колодок и диском. Как правило, суппорта крепятся к ступице автомобиля с помощью 2 или 4 болтов. При необходимости воспользуйтесь WD-40, если у вас возникнуть проблемы с откручиванием фиксирующих гаек.



Воспользуйтесь возможностью, чтобы проверить работоспособность тормозных суппортов. Для этого немного подвигайте их со стороны в сторону в состоянии покоя. Но здесь нужно быть осторожным, даже несмотря на то, сто крепления откручены не до конца.

Шаг 7. Аккуратно подвесьте тормозной суппорт на нишу колеса, как это показано на картинке. Используйте небольшой кусок проволоки, чтобы подвесить суппорт. Так вы сможете защитить гибкий тормозной шланг от передавливания.



Замена элементов

Шаг 1. Пришло время для снятия старых тормозных колодок, но перед этим нужно запомнить положение, в котором каждая из них была закреплена. Как правило, зафиксировать колодки можно с помощью специальной металлической защелки. После снятия колодок нужно провести визуальный осмотр тормозного диска. Обращайте внимание на различные трещины или сколы. Многие производители рекомендуют проводить замену тормозных дисков вместе с накладками.



Шаг 2. Установите новые колодки. На этом этапе вы можете нанести смазывающую жидкость на металлические края тормозных колодок. Это позволит избежать появления скрипов при торможении. Избегайте попадания смазки на рабочую поверхность колодок, поскольку это может снизить эффективность тормозной системы автомобиля. Установите новые элементы в обратном порядке.



Шаг 3. Проверьте уровень тормозной жидкости на вашем автомобиле и при необходимости добавьте немного. Закрутите крышку бачка тормозной жидкости, когда закончите.



Шаг 4. Установите тормозной суппорт на свое место. Аккуратно поставьте суппорт назад на тормозной диск, стараясь ничего не задеть и не повредить. После этого закрутите и надежно затяните фиксирующие болты, удерживающие суппорт руками.



Теперь нужно установить на место тормозной суппорт

Шаг 5. Установите колесо обратно. Поставьте колесо и затяните крепежные гайки. Только после этого можно опускать машину на землю.



Шаг 6. Затяните колесные гайки до упора. Когда автомобиль окажется на земле, начинайте затягивать противоположные гайки. Это позволит повысить надежность крепления колеса. Почитайте руководство к эксплуатации автомобиля. Там должна быть информация об усилии, которое нужно прикладывать при закручивании гайки (момент затяжки). Для его измерения вам потребуется динамометрический ключ.



Затяните колесные гайки до упора

Шаг 7. Запустите автомобиль. Убедившись, что автомобиль стоит на ручном тормозе, прокачайте тормоза, нажав на них 15-20 раз. Это поможет вам удостовериться, что колодки были установлены правильно.



Шаг 8. Проверьте новые тормозные колодки. Двигаясь на скорости не более чем 10 км/час, плавно нажмите на педаль тормоза. Если автомобиль останавливается нормально, повторите тест на скорости 20 км/час. Повторите еще несколько раз, постепенно увеличивая скорость до 60 км/час. После этого проверьте работу тормозных колодок, двигаясь на задней передаче. Это ускорит процесс прилегания новых колодок к тормозному диску.



На заметку! Обращайте внимание на звуки при движении. После установки новые тормозные колодки могут немного скрипеть, это нормально. Но если при торможении вы услышали металлический скрежет, то, скорее всего вы неправильно установили колодки. Как можно скорее переставьте их.

Прокачка тормозов

Шаг 1. Открутите колпачок с бачка цилиндра тормоза. Под влиянием окружающей среды тормозная жидкость в процессе эксплуатации загрязняется (туда попадает грязь, пыль, влага). Это все негативно влияет на свойства жидкости, из-за чего снижается ее температура кипения. Обязательно слейте жидкость, если вы собираетесь менять тормозные колодки или суппорта. Но, как бы это иронично не звучало, в процессе замены вам может понадобится эта жидкость, поэтому сливать нужно из самих тормозных суппортов, а в бачке нужно оставить немного.



Шаг 2. Сливайте тормозную жидкость последовательно. Начинать нужно с той стороны, которая расположена дальше всего от бачка. Обязательно нужно свериться с инструкцией по эксплуатации автомобиля, так как все модели авто разные в этом плане. Если у вас есть какие-либо вопросы или вы не нашли инструкцию, тогда проконсультируйтесь у продавца магазина автозапчастей.



Шаг 3. Прикрепите пластиковый шланг к ниппелю, который играет роль сливного отверстия для тормозной жидкости. Поместите другой конец шланга в маленькую бутылку или кастрюлю, чтобы слить жидкость. Чтобы воздух не возвращался обратно в систему, вам нужно повесить или удерживать бутылку над уровнем суппортов.



Шаг 4. Попросите помощника нажать на педаль тормоза. Когда двигатель выключен, попросите своего друга постоянно накачивать тормоза, пока он не почувствует сопротивление. После этого он должен вас оповестить, чтобы вы знали о появлении сопротивления. После этого нужно слегка открутить штуцер.



В этот момент жидкость должна сливаться в бутылку или кастрюлю. Закрутите винт сливного отверстия обратно, когда нога вашего друга коснется пола. Повторяйте этот процесс, пока не увидите пузырьки воздуха в трубке.

Шаг 5. Дважды проверьте систему на наличие пузырьков воздуха. Если сжатие педали тормоза сопровождается бурлением жидкости в главном цилиндре, то в системе все еще есть пузырьки воздуха. Начните сливать ее снова, прежде чем садиться за руль.



Поверните рулевое колесо автомобиля, чтобы переднее колесо было вывернуто наружу. Это значительно облегчит процедуру замены тормозных колодок благодаря увеличенному доступу для работы.


Если вы меняете колодки на задних колесах, аккуратно работайте рядом с системой стояночного тормоза. Будьте предельно осторожным при снятии и регулировке. Осмотрите тормозные диски на предмет износа и ржавчины. Эти два симптома могут привести к появлению скрипов колодок при торможении.

Важные моменты

При замене нужно учитывать некоторые нюансы. Это позволит избежать распространенных ошибок, с которыми часто сталкиваются новички.

  1. Всегда используйте подставки при поднятии машины домкратом и подставляйте под колеса противооткатные клинья или обычные кирпичи. Это позволит предотвратить движение машины при замене колодок. Полностью полагаться на работу домкрата в данном случае не стоит.
  2. Избегайте контакта смазки с поверхностью тормозной колодки. Если это все-таки случилось, то система перестанет создавать необходимое трение и станет практически бесполезной.
  3. Не удаляйте тормозной шланг с суппорта. Это может привести к тому, что воздух войдет в систему, и она перестанет нормально функционировать.

Надеемся, наша статья была полезной для вас, и вы сумели самостоятельно сменить тормозные колодки. Ни гвоздя, ни жезла, дорогие автомобилисты!

Видео - Замена тормозных колодок на ВАЗ 2108, 2109

Тормозные колодки обеспечивают безопасную езду на автомобиле. Детали расположены на диске (барабане). В процессе торможения на колодки передается давление, оказываемое на педаль. Запчасти прижимаются к барабану. Вращение колес прекращается.

Какие тормозные колодки бывают?

Существуют задние и передние тормозные колодки.

Износ тормозных колодок зависит от нескольких факторов:

  • Стиль вождения;
  • Погодные условия;
  • Состояние дорожного покрытия;
  • Качество колодок.

Как заменить задние тормозные колодки?

Задние тормозные колодки нуждаются в регулярной замене. Об износе детали свидетельствует неприятный свист и скрежет, возникающий при остановке машины. Рекомендуется менять колодки через 30-40 тысяч км пробега в зависимости от условий эксплуатации.

Замена передних тормозных колодок

Лучше всего купить оригинальные запчасти. В обязательном порядке меняют тормозные колодки сразу на обоих колесах одной оси. В противном случае из-за неравномерного износа снизится управляемость автомобиля. После установки деталей на барабан первые пару сотен километров следует избегать резкого торможения.

Чтобы заменить тормозные колодки, необходимо снять колеса с автомобиля. Затем из суппорта выбивают штифты и освобождают пружины. Снимают внутренние и внешние колодки. Тщательно очищают от грязи и пыли направляющие и барабан. Устанавливают новые колодки. Проверяют уровень тормозной жидкости. Алгоритм замены может отличаться в зависимости от модели автомобиля.

Как заменить передние тормозные колодки?

Передние тормозные колодки изнашиваются вдвое быстрее задних. Чтобы выполнить замену деталей, сначала нужно снять колеса. Затем необходимо отогнуть края стопорной пластины, предотвращающей раскручивание болтов. Далее развинчивают соединение. Поднимают суппорт и и достают колодки из направляющей. Перед установкой деталей перемещают поршень как можно дальше внутрь цилиндра. Схема замены тормозных колодок практически аналогична для всех марок автомобилей, однако могут быть небольшие отличия.

При чрезмерном износе снятие деталей может стать серьезной проблемой. Потребуются инструменты и оборудование для демонтажа. Качественную и быструю замену тормозных колодок способны выполнить только специалисты. Рекомендуем вам воспользоваться услугами сервисного центра, у которого в наличии всегда есть оригинальные автозапчасти chevrolet, mazda, toyota или других автомобильных марок, по которым они специализируются. Специалисты сервис-центра быстро и качественно заменят изношенные тормозные колодки любого типа в самые короткие сроки.

Редакция сайт желает своим читателям ровных дорог и вовремя менять тормозные колодки на своем автомобиле - безопасность превыше всего.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

При движении. Основной задачей данной системы является частичное замедление автомобиля, а также полная его остановка. В правилах ПДД прописано, что автомобиль с неисправной тормозной системой эксплуатировать полностью запрещается.

За элементами тормозной системы нужно тщательно следить

Конструкция и принцип работы тормозных механизмов

Эти механизмы устанавливаются на ступицах колес и являются промежуточным звеном между ступицей и колесом, за счет чего и осуществляется возможность замедления .

Зачастую дисковые механизмы устанавливаются на передней оси, а барабанные, поскольку они еще используются и как стояночный тормоз – на задней. Хотя есть и много авто, у которых дисковые тормоза стоят на обеих осях.

Принцип функционирования барабанного механизма таков: барабан с закрепленным на нем колесом свободно вращается вокруг оси ступицы, тормозные колодки, находящиеся внутри барабана находятся в сжатом состоянии. Сжатие колодок обеспечивается двумя пружинами. Нижняя часть колодок устанавливается в установочные пазы ступицы, а верхняя часть – в пазы поршней рабочего тормозного цилиндра.

При воздействии на педаль жидкость под действием усилия давит на поршни, они начинают выходить из цилиндра, толкая колодки и преодолевая усилие стяжных пружин. Колодки разжимаются и соприкасаются с барабаном. Трение, возникающее между ними, замедляет вращение барабана, а вместе с ним и колеса. Чем больше усилие передает жидкость, тем больше колодки будут прижиматься к барабану, и торможение будет происходить интенсивнее.

Снятие суппорта у дисковых тормозов при замене колодок

У дисковых механизмов конструкция и принцип работы несколько иной. Тормозные колодки устанавливаются в суппорте, которые имеет П-образную форму. Сам суппорт может продольно перемещаться на своих крепежных болтах. С одной стороны, обычно внутренней, в суппорт установлен тормозной поршень, а сам суппорт играет роль рабочего цилиндра. Поршень упирается в одну из колодок.

Работает механизм так: диск, помещенный между колодками, если не производится торможение, свободно вращается. При передаче усилия поршень выходит из цилиндра и начинает прижимать колодку к диску. Усилие, создаваемое жидкостью на поршень суппорта, не только прижимает одну колодку, оно еще и заставляет переместиться сам суппорт вдоль оси, и колодка, находящаяся с другой стороны диска, тоже начинает прижиматься к нему. Так обеспечивается двухстороннее воздействие колодок на диск.

Когда нужна замена тормозных колодок. Признаки износа

Из вышеизложенного ясно, что основным элементом данного механизма являются колодки. Частое их взаимодействие с барабаном или диском приводит к стиранию фрикционных накладок, после чего будет требоваться замена тормозных колодок. Существует несколько признаков того, что нужна замена тормозных колодок:

Видео: Как заменить тормозные диски и колодки

  1. Слышен визг при торможении. Появление звука свидетельствует о полном стирании фрикционных накладок и с барабаном/диском уже взаимодействует металлическая часть колодки.
  2. Торможение происходит слишком медленно или быстро. При сильном износе фрикционных накладок увеличивается зазор между колодкой и барабаном/диском. Этот зазор влияет на время, требуемое для полноценного соприкосновения накладки с барабаном/диском, а также изменяет ход педали тормоза, требуется больше нажимать на педаль, и как следствие – увеличение усилия. Из-за этого торможение происходит медленнее. Отсутствие же фрикционных накладок приводит к тому, что при торможении взаимодействовать между собой начинают металлическая часть колодки и диска/барабана. Трение между ними значительно возрастает – торможение происходит быстрее обычного. При этом взаимодействие металлических частей значительно повреждает поверхность барабана/диска;
  3. . Происходит это из-за неравномерного износа или повреждения фрикционной накладки. Появление биения тоже свидетельствует о том, что требуется замена тормозных колодок.

При появлении хоть одного из данных признаков производится замена тормозных колодок.

Замена передних тормозных колодок

Как уже сказано, спереди на авто устанавливаются дисковые механизмы, а поскольку конструкция такого механизма проще, то и замена передних тормозных колодок производиться легче.

Замена передних тормозных колодок

Для замены передних тормозных колодок авто нужно установить на ровную площадку, поставить его на стояночный тормоз и кинуть противооткатные башмаки под колеса. Затем авто поддомкрачивается с той стороны, где будет производиться замена передних тормозных колодок, предварительно ослабляются болты крепления колеса.

После поддомкрачивания колесо полностью снимается со ступицы. На данном этапе можно визуально оценить состояние колодок, если замечен сильный их износ – они меняются. Для этого нужно выкрутить один из крепежных болтов суппорта. Далее суппорт снимается с диска путем проворачивания его вокруг оси второго болта крепления. После чего изношенные колодки извлекаются из суппорта.

Видео: Видео замены передних тормозных колодок VW Passat

Перед тем, как заменить передние тормозные колодки, нужно будет утопить поршень в тормозной цилиндр, иначе установить на место суппорт будет невозможно. Вдавливать его нужно с усилием, но аккуратно, поскольку суппорт сделан из алюминия и повредить его несложно.

После того как поршень будет вдавлен, в суппорт устанавливаются колодки, он ставится на место и закрепляется обратно болтом крепления. После чего устанавливается на место колесо и авто снимается с домкрата.

Замена задних тормозных колодок, если они дисковые, производится таким же путем, как и спереди.

Замена задних тормозных колодок

А вот если сзади установлен барабанный механизм, замена задних тормозных колодок более трудоемкая, тем дисковых.

Замена колодок на задних тормозах барабанного типа

Опять же колесо там, где будет производиться замена тормозных колодок, поддомкрачивается и снимается с авто. Чтобы снять барабан, нужно будет расстопорить гайку крепления барабана и саму гайку выкрутить. Далее аккуратно поддевая барабан с разных сторон, он снимается с оси ступицы. При снятии важно проследить за подшипником, который установлен в барабан. Если имеется механизм стояночного тормоза, то он снимается.

Перед заменой задних тормозных колодо, нужно будет утопить в рабочем цилиндре поршни. После чего колодки ставятся на место. После чего фиксируются фиксаторами, на них устанавливаются стяжные пружины и механизм стояночного тормоза. Затем на место устанавливается барабан с подшипником и затягивается он гайкой, сама гайка стопорится. После устанавливается колесо. Замена задних тормозных колодок барабанного механизма произведена.

Важно учитывать, что замена колодок производится как минимум парно, то есть, если заменены колодки на одном переднем колесе, то менять их нужно и на втором. А лучше производить замену колодок сразу на всех колесах.

Безопасность передвижения на автомобиле зависит от работоспособности всех его узлов и агрегатов. Особое внимание следует уделить тормозной системе, так как именно она помогает предотвратить большинство столкновений. Замена тормозных дисков предполагает проведение комплексных работ по ремонту всех частей системы, а также заливку новой циркулирующей в ней жидкости.

Признаки износа дисков

Тормозная система имеет свой срок эксплуатации. Если для тормозных колодок это 20-40 тыс. км ., то для дисков чуть более 100 тыс. км. Иногда замена деталей может понадобиться гораздо раньше. Основными причинами, по которым происходит преждевременная замена деталей, выступают:

  • Некачественные тормозные диски.
  • Резкое торможение и дрифт.
  • Агрессивный стиль езды.
  • Повреждения вызванные механическим воздействием.
  • Неправильная установка деталей.
  • Использование низкокачественных колодок.
  • Непрофессиональная расточка.

Также тормозные диски часто меняются во время тюнинга автомобиля. Считается, что дисковая система надежней чем барабанная.

Самым явным свидетельством износа является уменьшение толщины детали. Узнать толщину диска можно при помощи штангенциркуля. Одним из основных признаков износа выступает изменение траектории движения во время торможения и увеличение тормозного пути. Провалы либо залипания педали торможения, перерасход тормозной жидкости могут также возникнуть из-за износа тормозных дисков. Иногда поврежденный диск может быть источником вибраций либо биения в рулевой колонке.

При возникновении подозрений на неисправность следует обратиться в автосервис либо приступить к ремонту своими руками.

На что обратить внимание при замене

Приобретать нужно только диски, имеющие сертификаты качества и соответствующие международным стандартам. При покупке важно подбирать детали в соответствии с маркой и моделью авто. Для каждой машины предусмотрена различная толщина дисков. При покупке деталей важно учесть есть ли необходимость использовать новые самоконтрящиеся болты. Так как вместе с демонтажем дисков производится снятие и других частей системы, то специалисты рекомендуют одновременно производить замену тормозной жидкости и колодок.

Менять детали на одной оси необходимо одновременно, так как может возникнуть перегрузка. Замена дисковых тормозов на передней оси проводится гораздо чаще, чем на задней, что обусловлено повышенными нагрузками на нее. О том чтобы поменять детали следует задуматься после первой проточки, так как протачивание второй раз недопустимо.

Рейтинг производителей тормозных дисков

Среди производителей недорогих запчастей для автомобилей следует отметить Ferodo, NiBk, Bosh . Эти марки зарекомендовали себя на протяжении не одного десятилетия, как изготовители надежных товаров бюджетной категории. Среди производителей из среднего ценового сегмента заслуживают внимания:

  • Brembo.
  • Lucas (TRW).
  • Schneider.

Процесс замены дисков

Все работы следует проводить на ровной поверхности, на которой нет пыли и грязи. Машину необходимо поднять при помощи домкрата и зафиксировать ее в этом положении при помощи металлических подпорок. После того, как авто было зафиксировано на определенной высоте, производят демонтаж тормозной системы и отжим поршня в работающем цилиндре.

Следующим этапом проведения ремонтных работ в системе является снятие тормозных колодок. В случае, когда доступ к тормозному диску сильно затруднен, следует произвести демонтаж суппорта. Обычно диск соединяется со ступицей 1-2 болтами, поэтому демонтировать его не составляет труда. Посадочную плоскость необходимо очистить от грязи и пыли, так как новая деталь может быть установлена неправильно либо неплотно прилегать.

Процесс замены на примере BMW E39 (видео):

Тормозной механизм поставляется в заводской смазке, поэтому не требует дополнительного применения смазочных материалов. Вытирать поверхность диска перед установкой не нужно, так как недостаток смазки может повлиять на плотность прилегания детали к ступице. Монтаж тормозных дисков требует предельной аккуратности. Излишняя закрутка болтов может привести к появлению радиального биения, как и недокрутка. При монтаже лучше пользоваться ключом с динамометром. Нормальный показатель находится в пределах 100-120 Нм. После установки лучше проверить величину вибрации при помощи индикатора. Для каждой марки авто этот показатель индивидуален и его можно найти в интернете. В случае, когда показатели вне нормы, то следует еще раз закрутить болты.

После установки тормозных дисков нужно очистить их рабочую поверхность от смазки. При необходимости также может быть заменен суппорт. В случае установки старой детали необходимо удостовериться в отсутствии на поверхности стыковочного фланца ржавчины и других механических повреждений. Все крепежи лучше затягивать также при помощи ключа с динамометром. Замену тормозных колодок рекомендовано осуществлять вместе с установкой остальных деталей системы.

Прокачка и обкатка

Прокачка нужна как при замене тормозной жидкости, так и при переоборудовании всей системы. В первом случае обычно есть возможность посетить сервисный центр, то во втором — необходимо проводить эту манипуляцию в домашних условиях. При отсутствии необходимого агрегата можно воспользоваться старым приспособлением, которое состоит из:

  • Шприца.
  • Трубки.
  • Пластмассовой емкости.

Для прокачки тормозов необходимо соблюдать определенную очередность. Праворульные автомобили предполагают прокачку в таком порядке:

  • Левое заднее.
  • Правое переднее.
  • Правое заднее.
  • Левое заднее.
  • Правое переднее.
  • Левое переднее.

Часто бывает, что после замены тормозных колодок и других деталей требуется прокачка, но рядом нет помощника. В таком случае еще понадобится крышка, которая идентична той, что находится на бачке авто. Шприц необходимо герметично установить в крышку и накрутить на бачок с жидкостью набрав перед этим раствор в самодельное устройство. На выходе прокачиваемого контура необходимо открутить штуцер и установить емкость для сбора вытекающей жидкости. Шприцом нагнетается тормозная жидкость.

Похожие публикации