Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Как выстроить систему финансово-экономического успеха дошкольной образовательной организации. Конспект занятия по финансовой грамотности «Дети и деньги Что надо знать о деньгах с детства

Публикации по теме:

\ Цель данного пособия: закрепить и расширить знания детей о животном и растительном мире, о живой и неживой природе, правилах поведения.

Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи - это серия информационно-просветительских мероприятий для школьников и.

Конспект НОД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты» Конспект НОД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. «Юные финансисты» Тип НОД: обобщение знаний. Цель: формирование.

ВведениеНовые механизмы функционирования современного общества требуют от человека особых качеств, особой экономической культуры, поражают.

Обучение основам чтения детей подготовительной группы Педагог Маланина М. В. МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30» г. Кунгур,.

Программа дополнительного образования «Обучение чтению» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач в дошкольном учреждении. Опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Программа по обучению детей с множественными нарушениями развития компьютерной грамотности «Шаг вперед». Пояснительная записка. Одним из перспективных направлений развития коррекционного образования является использование новых информационных.

Развлечение по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для детей старшего дошкольного возраста. Цель: формирование основ безопасного.

Здравствуйте, друзья! Финансовое образование и умение обращаться с деньгами – вопрос далеко не праздный. И, думаю, чем больше мы будем игнорировать правильные финансовые привычки, тем хуже будет становиться наше материальное положение.

И если мы, взрослые тетеньки и дядьки, только-только сейчас начинаем понимать всю важность финансового образования, то наши дети еще могут успеть развить в себе с детства правильное отношение к деньгам и научиться грамотно ими распоряжаться.

Ранее мы уже говорили на страницах блога о том, и публиковали . И сегодня появилась возможность продолжить эту тему благодаря интересной и чрезвычайно полезной, на мой взгляд, и для детей, и для родителей книги Евгении Блискавки «Дети и деньги» , которая по счастливой случайности попалась мне на глаза.

По сути – это бесплатный самоучитель для детей и родителей, в котором в доступной и простой форме Евгения Блискавка (автор книги и директор Института финансового планирования) объясняет смысл сложных финансовых понятиях и в игровой форме учит детей основам финансовой грамотности.

Это наглядный пример того, как правильно говорить с ребенком о деньгах, чтобы навсегда не отбить у него интерес к этой теме, как просто объяснить ребенку сложные финансовые термины, как научить ребенка использовать свои знания о деньгах в жизни.

В книге очень много полезной информации, которой автор книги от лица главных ее героев (мама, папа и их дети Маша и Паша) щедро делится с читателями.

О том, как появились деньги, какие бывают деньги, зачем они вообще нужны, как ими управлять и распоряжаться, как их сохранять и преумножать и еще много чего нужного вы узнаете из этой книги.

Секрет №5. Как «приручить» деньги»?

Очень полезная информация: мы узнаем, для чего нужен бюджет, и как он поможет ребенку осуществить свои заветные желания.

Изучив эту главу и поняв, откуда приходят деньги и как они расходуются (доходная и расходная часть), ребенок самостоятельно или с вашей помощью сможет составить свой личный бюджет.

К книге приведены примеры и расчеты.

Секрет №7. Как «выращивать» деньги?

Еще одно открытие для детей. Да и только ли для детей? Многие взрослые не задумываются о том, как же все-таки приумножить свои деньги, ссылаясь на вечное их отсутствие.

Поняв, что такое инфляция, и сравнив способы сохранения денег, думаю, не сложно сделать вывод: как же все-таки выгоднее накапливать деньги, чтобы не оказаться в минусе.

А вот Секрет №8 о том, как научить деньги «бегать», думаю, окажется очень полезным и для многих взрослых.

Рассказ о современных и удобных способах расчета за товары или услуги с подробным описанием некоторых их видов (банковская карта, интернет-банкинг, платежные терминалы), с инструкцией, где можно ими расплачивается и как правильно пользоваться – настоящее мини-руководство для детей.

Секрет №9 – просто потрясающий. В нем речь идет об инвестировании.

Спасибо автору этой книги. Мое мнение: чем раньше дети начнут понимать смысл этого слова, тем раньше и быстрее возьмут в свои руки управление своими личными финансами, что очень пригодиться им в будущем. Признаюсь честно, я и сама только недавно заинтересовалась этой темой и способами инвестирования.

Секрет №10. Как купить защиту от неприятностей?

Еще один актуальный вопрос, которому мы не уделяем должного внимания – это страхование от всякого рода неприятностей для себя и своего имущества.

А секрет №11 – о том, как позаботиться о своем будущем и что нужно делать, чтобы не оказаться в старости без денег, не менее важен.

Хотя и кажется, что нашим юным героям до него еще очень далеко.

И это далеко не все секреты и знания, которые можно узнать из этого самоучителя. Причем основная мысль, которая проходит через все главы этой книги, на мой взгляд, такова: насколько финансово благополучен человек зависит, в первую очередь, не от количества денег, а от его умения правильно распоряжаться своими деньгами.

Эту, простую на первый взгляд, мысль мы взрослые частенько забываем. И эта книга наглядно, на практических примерах, с помощью математики и логики не только учит детей основам финансовой грамотности, но и напоминает нам родителям, что без воспитания правильного отношения к деньгам, без обучения детей основам экономических знаний в современной жизни никак не обойтись.

Книга «Дети и деньги» выпущена издательством «Манн, Иванов и Фербер». И, как всегда, безупречно оформлена. Ее, даже не читая, просто приятно подержать в руках. Я поклонница этого издательства. И уже не раз убедилась, что все, что издается в нем – интересно, полезно и познавательно.

И совсем не обязательно, читая эту книгу, преследовать большие цели и стремиться развить в своем ребенке качества великого финансиста. Поверьте, время, проведенное вместе с ребенком за изучением этой книги, это время на сто процентов проведенное весело и с пользой.

Домашние задания, ребусы, загадки, задачки и сюрпризы на страницах книги логично дополняют основное содержание и превращают чтение в увлекательную игру, веселое и полезное путешествие в совсем не скучный мир денег.

Наука о грамотном обращении с деньгами в стране не преподается на государственном уровне. Правительство заинтересовано выращивать потребителей, яростно поднимающие ВВП. Бизнес выращивает покорных рабов, готовых целую жизнь работать на зарплату. Банкиры заинтересованы в создании спроса на кредитные средства.
Поэтому непростая задача - воспитание финансовой грамотности у детей, лежит на плечах родителей.
Зачем нужны уроки, а также какие способы раннего управления финансами существуют, разберем подробно.

Как сформируется финансовый мир в глазах детей зависит от уровня грамотности родителей, педагогов. А уровень этой грамотности в плачевном состоянии. Хорошо, если папа бизнесмен. Знает что и как устроено. Правда, часто у такого папы нет времени на преподавание, даже собственному ребенку.
Притча «Как дети финансовую систему по полочкам разложили» как нельзя лучше отображает уровень грамотности народа в финансовых вопросах.

Отличия потребностей и желаний

Родители ошибочно полагают, что понимание отличия потребностей и желаний придет само в определенном возрасте. Однако, многие и в сорок лет еще не научились проводить грань между этими понятиями. Если не хотите, чтобы ваши отпрыски оказались в этом числе начинайте вести разъяснительные беседы с малолетства, с учетом детской психологии. Помогут сказки, игры, наглядные пособия.

Планируйте семейный бюджет вместе

Привлекаем самых маленьких. Чем младше ребенок тем более укрупненная модель бюджета. Главное - активы и пассивы. Цель — научить детей отличать одно от другого. Начинаем с самого видного. Чем старше, тем больше деталей. Отдельно стоит разбирать личный детский бюджет.

Как научить ребенка финансовой грамотности

В школе учат совершенно не той финансовой грамотности, которая приводит к богатству. Детей научат как платить налоги, как брать кредиты, что такое деньги, кто такой Карл Маркс. Это важно. Но не научит человека стать финансово независимым гражданином.

Чему и как учить?

Принципы финансовой грамотности:

  1. Финансовое планирование, которое включает постановку финансовых целей. Разбивка на долгосрочные, а также краткосрочные цели.
  2. Понятие бюджета. Доходная и расходная часть бюджета легко может уложиться в голове маленького человека, если преподнести ее в виде интересного рисунка. В детскую доходную часть можно включить , подарки, поощрительные доходы за достижения.
  3. Принципы экономии. Расскажите ребенку как сбережения.
  4. Способы заработка. Ребенок должен научиться понимать что папин кошелек не рог изобилия. Для этого стоит производить пояснительные беседы с отпрысками о том как деньги зарабатывают.
  5. Способы создания пассивного дохода. Детям любого возраста можно подобрать способы инвестиций.
  6. На чем основана работа банков. Что такое кредитные, дебетовые карты. Как работает эта система.
  7. Милосердие. Научите отпрыска заботиться не только о личном бюджете, но и оказывать посильную помощь нуждающимся. Расскажите о способах как оказать финансовую помощь нуждающимся детям. Помощь не обязательно денежная. В последнее время в нашей стране развивается волонтерское движение. Найти волонтерские группы работающие по интересному, допустимому для ребенка направлению не составит труда.

Возрастные группы и уровни преподавания

Дошкольники

Пока что малышам достаточно уяснить, что деньги не бесконечны. Не стоит подробно рассказывать как трудно достаются деньги семье. Важен сам принцип много работал - получил зарплату. Понимание того, что значит денег много не бывает, придет не сразу.
Основам финансовой грамотности дошколят лучше учить дома в спокойной обстановке. Вариант подробного объяснения в магазине почему мама не может сейчас купить вертолет не удачный.
У малышей дошкольного возраста критерии выбора пока отсутствуют. Поэтому не стоит их вести в магазин для выбора игрушки. Правильное решение - обсудить дома и купить без присутствия малыша.

Младшие классы

Начальная школа — самое время создания основательного подхода к обучению финансовой грамотности. В глазах детей этого возраста финансовый мир еще иллюзорен. Малыши только начинают понимать что необходимо трудится, чтобы зарабатывать деньги. Хорошо, если у младших школьников уже существуют навыки самостоятельной траты денег в магазине. Если вы еще не начали приучать детей к собственным деньгам, самое время выдавать . Пусть ребята совершают финансовые ошибки на мелких суммах. На этом выстроится умение обращаться с деньгами.

Подростки

Школьники понемногу начинают понимать необходимость разумного расходования средств. Переходите с еженедельных выплат на ежемесячные. Сумма выдаваемых денег должна расти.
Принципы финансовой грамотности подросткам и молодежи уже следует разъяснять основательно. В этом возрасте познакомьте детей с графиком источников дохода который описывал Роберт Кийосаки в книге «Богатый папа, бедный папа». Источников четыре: заработать будучи наемным работником, работая на себя, создав бизнес и инвестиционные доходы.

Следующий пункт обязательный к изучению детьми: достижение финансовой безопасности.
Подростки уже задумываются о том как заработать.

Формируем правильное отношение к кредитам
Понимание, что такое заем денежных средств важный финансовый навык. Многие прошли эту школу на собственной шкуре не зная правил игры. Научив школьника финансовой грамоте, поможете не совершать глупых ошибок.
По статистике каждый пятый россиянин — держатель кредитной карты, каждый седьмой одновременно выплачивает 2 и более кредитов. Большинство кредитных целей относятся не к потребностям, а к желаниям, без которых можно обойтись.
Показать работу кредитов нужно наглядно с помощью рисунков, таблиц. Важно не запугать ребенка кредитами, а научить грамотно использовать привлеченные средства.

Термины, без которых не обойтись

Деньги
Финансы
Кредит
Банк
Министр финансов
Министерство финансов

Полезные экономические игры, занятия

Единственно верный способ научить малышей деньгам это игра. Финансовые игры можно найти в магазинах, в интернете. А разнообразие экономических компьютерных игр позволит подобрать полезное занятие для любого возраста.

Монополия, известна старшему поколению. Сегодня имеет массу видов. Неизменна цель - стать богатым землевладельцем. Здесь и налоги и штрафы, арендная плата и прочие прелести реальной жизни.
7 чудес. Покупайте, продавайте ресурсы и стройте чудо-света.
А еще: Артифициум, Колонизаторы, Джайпур

Компьютерные игры

Игра Wild West (Дикий Запад) подойдет даже дошкольникам. Чтобы получить пользу от игры, маме придется сначала самостоятельно разобраться. Вы удивитесь насколько глубоко и подробно игра может научить планированию.
Аналогичная — Big Farm .
Виртономика. Игра подойдет подросткам. Здесь создаются виртуальные компании с детальной проработкой всех бизнес-процессов.
Rising Cities - градостроительная стратегия. Тоже затрагивает финансовые вопросы. Требует детального планирования бюджета.

Мировой бестселлер по финансам Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» теперь могут прочитать дети. Вышла в свет книга адаптированная под подростковый возраст под названием «Богатый папа, бедный папа для подростков» . С помощью упражнений, схем, наглядных примеров эта книга способна сформировать правильное понимание финансового мироустройства.
Книга «Финансы для тинейджеров» Поповой Натальи раскроет важные понятия: налоги, банки, кредиты.
Книга «Пес по имени Мани» Бодо Шефера в форме интересного приключения раскроет важную тему финансовой грамотности детям.

Виктория Персинцева
Конспект занятия по финансовой грамотности «Дети и деньги»

«Дети и деньги »

Цель : сформировать культуру обращения с деньгами , как части общей культуры человека, для подготовки к будущей самостоятельной жизни.

2. Незаконченное предложение «Чего нельзя купить за деньги » .

3. Воспитывающие ситуации «Дети и деньги »

4. Подведение итогов

1. Ребята для начала давайте, определим тему нашей с вами встречи. А для этого отгадайте, пожалуйста, загадки :

а) Маленькая, кругленькая

Из кармана в карман скачет. (Монета)

б) На них я подарок подруге куплю,

Поэтому их каждый день я коплю . (Деньги )

с) Я кладу их не в платок,

Я кладу их в кошелек. (Деньги )

Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и выясним , что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать. Я хочу вас попросить дать мне определение такому понятию как «деньги » . Деньги - это такие бумажки , или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны , и что чаще всего их не хватает.

А что такое деньги , по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно : почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт?

В них скрыта таинственная сила?

Как к ним относиться?

Чего больше - добра, или зла приносят они людям.

Зачем нужны деньги ?

Обобщение : Деньги выражают стоимость товара, услуги, труда. По их числу можно сказать : богат человек или беден. Из-за денег люди могут потерять честь, совесть, разум, и даже жизнь. Каждый день мы имеем дело с деньгами , постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства.

Знаете ли вы, как сейчас выглядят Российские деньги ?

Из чего они сделаны?

Как называют бумажные деньги ? (банкноты)

Наименование стоимости банкнот называют купюрой. Какие купюры вы знаете?

Как называют иностранные деньги ?

Как называют международную валюту?

Всегда ли люди пользовались бумажными и металлическими деньгами ?

Что заменяло деньги в старые времена ?

И сейчас есть полноценные деньги и их заменители . Может кто-то догадаться, какие деньги полноценные ? (Не путайте с фальшивыми) .

Полноценными называются монеты из серебра и золота, а мы с вами пользуемся заменителями - бумажными купюрами и металлическими монетами.

Но и эти деньги надо использовать грамотно , чтобы хватило на все необходимое и осталось на мечту.

2. Практическое задание

Незаконченные предложения. «Чего нельзя купить на деньги »

Есть такие вещи на земле, которые ни за какие деньги не купишь . Представьте, что мы попали на ярмарку, где продается все на свете. Но вы замечаете только то, чего нельзя купить ни за какие деньги . Например, я говорю : «За деньги можно купить кровать» , а вы замечаете : «Но не сон» . Понятно? Продолжим.

Прочтение начало предложений, дети заканчивают фразы (можно хором)

– за деньги можно купить часы… (но не время)

– за деньги можно купить книгу… (но не мудрость)

– за деньги можно купить телохранителя… (но не друга)

– за деньги можно купить еду… (но не аппетит)

– за деньги можно купить дом… (но не семью)

– за деньги можно купить положение в обществе… (но не уважение людей)

– за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье)

– за деньги можно купить поцелуй… (но не любовь)

– за деньги можно купить развлечения… (но не счастье)

– за деньги можно купить икону… (но не веру)

– за деньги можно купить целый континент… (но не Родину)

– за деньги можно купить орден… (но не подвиг, не честь)

– за деньги можно купить клоунов… (но не хорошее настроение)

Как видим, не все на свете продается и покупается. А богатству миллиардеров не стоит завидовать. По словам оного французского писателя, «они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого!»

3. Воспитывающие ситуации «Дети и деньги » .

-Дети тоже учатся культуре обращения с деньгами . Предлагаю вам оценить, насколько успешно это у них получается.

Ситуация №1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилетний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате ребенок дополнительно разжился небольшой суммой денег. Но… Олег заработал немного денег, но неизвестно, какой счет пришел родителям за все эти безразмерные телефонные разговоры. Так что Олег заработал за счет своих же родителей.

Ситуация №2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказались, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска.

Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего пятилетнего брата Мишку и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги . Ставка – 200 рублей. Естественно, Мишка проиграл. Но… Саша хотел заработать, с помощью аферы. Скорей всего родители раскусят его хитрый ход и не дадут брату денег. Так что дохода проект не принесет

Ситуация №3. Родители наняли восьмикласснику Диме репетитора по английскому языку. Плату учителю за уроки передавали с мальчиком. Через несколько месяцев сынок уже блистал на уроках английского, но почему-то сильно не высыпался. Оказалось, что репетитора он давно бросил, учит язык самостоятельно по ночам, а деньги отдаёт под проценты своим одноклассникам. Сейчас он весьма преуспевающий предприниматель. Но… парень заработал честно своим трудом, все продумал. Но остается червячок : своим же пацанам и под проценты? А вдруг они деньги у него занимают на наркоту?

4. Итоговая часть :

Хорошо, если сегодняшний разговор станет для вас полезным. Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например - здоровье. Поэтому экономьте на мороженом, или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге, или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение, или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь всё соизмерить с деньгами . Далеко не всё на свете продаётся и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера : «Богатству иных людей не следует завидовать : они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

Публикации по теме:

Викторина по формированию основ финансовой грамотности у детей Формирование основ финансовой грамотности у детей для успешной социализации в обществе - именно правильно обращаться с деньгами в будущем.

Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что: 1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают.

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе «Поможем коту Матроскину открыть магазин» Конспект образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе «Поможем коту Матроскину открыть.

Конспект НОД по развитию речи и по финансовой грамотности «Петушок и бобовое зернышко» в старшей группе Цель: учить детей связано,последовательно и выразительно пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя;раскрыть цепочку связей в.

Конспект НОД по экономике в старшей группе на тему: «Путешествие золотой монетки» Выполнила: воспитатель старшей группы «Радужная» Донец.

Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы, между тем наша материальная жизнь основана на денежных отношениях. Воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям так же важно, как научить его вести себя за столом.

В российской культуре щепетильное отношение к финансовой стороне жизни издавна выражалось в том, что о деньгах в приличном обществе говорить было не принято. С приходом советской власти уважение к деньгам стало сродни дурному тону, "мещанству". Детям внушали, что говорить о деньгах некрасиво. Зато вполне прилично было на каждую просьбу ребенка, которую родители заведомо считали блажью, говорить со слезой в голосе: "У нас нет на куклу (машину, новые туфли) денег".

В сегодняшней жизни страны отношение к деньгам изменилось в корне. С этого слова снято табу, и звонкое "деньги" стало едва ли не самым распространенным словом в обиходе. Значит, и родительский опыт в вопросе финансового нуждается в методах, которые отвечали бы духу времени. Многие родители растеряны - они не знают, с какого бока подойти к этой сложной теме. Вот самые распространенные вопросы родителей:

Нужно ли обсуждать с детьми финансовые вопросы?

Прежде всего родителям нужно решить, готовы ли они обсуждать с детьми финансовые вопросы. Дети не должны быть свидетелями яростных споров или ссор, в которых родители обвиняют друг друга в неправильном распределении домашнего бюджета, в неумении заработать на самое насущное, в скупости или транжирстве.

Как только родители достигли согласия в этом щекотливом вопросе, они посвятят малыша в основы домашней экономики. Двухлетнему ребенку достаточно знать, что папа работает, зарабатывает деньги, на эти деньги он может купить продукты и игрушку для сына. В три года ребенок уже понимает, что "у мамы при себе нет денег на куклу, но она непременно вернется сюда через неделю, чтобы купить ее". В четыре ребенок способен понять, что "на дорогую игрушку сейчас нет денег, нужно подождать до следующего месяца, когда мама и папа отложат в копилку необходимую сумму". Пятилетний ребенок уже немного умеет считать. Составив список необходимых продуктов, привлеките его к планированию. Не забудьте включить в этот список здоровое лакомство для ребенка. Пусть он знает: вы умеете считать деньги, но непременно выделите некоторую сумму на вкусные фрукты или мороженое.

Чем старше ребенок, тем больше он узнает про товарно-денежные отношения и их колоссальную роль во взаимоотношениях людей. Ребенок не должен стать свидетелем того, как вы рассуждаете над вопросом: потянет ли ваша семья материально второго малыша. Сложные темы о переезде в новую квартиру, покупке машины, продаже дачи или займе на лечение мамы должны обсуждаться вдали от ребенка. Старшие обговаривают с детьми простые финансовые вопросы, но не перекладывают на детские плечи болезненные проблемы!

Нужно ли привлекать детей к составлению семейного бюджета?

Родители тратят много времени и душевных сил на то, чтобы принять верные финансовые решения, и детям совершенно не нужно принимать участие в многотрудных и зачастую мучительных заседаниях. Однако есть вопросы, в которых участие детей просто необходимо! После того как родители обсудили генеральную линию, они приглашают младшего члена семьи. "Мы с мамой рассматриваем два равноценных варианта каникул: неделя на байдарках или неделя в горах. Чего бы тебе больше хотелось?" Или: "Мы с папой собираемся купить вам подарки к Новому году: что вы хотите - две одинаковые машины или машину и конструктор, тогда вы станете играть с ними по очереди?"

Как научить ребенка понимать стоимость денег?

Если папа уважительно относится к вкладу мамы в семейный бюджет, а мама в свою очередь ценит папины усилия, то привить ребенку уважение к их труду (и к денежному выражению их усилий) совсем несложно. Ваш ребенок отказывается понимать, что деньги имеют свойство иссякать и заканчиваться, что у родителей есть приоритеты при распределении бюджета, что он не может требовать сороковую машинку за эту неделю? Он кричит, что вы жадины и злюки? Вы с ним согласны в глубине души? Вы испытываете муки вины, что не можете предоставить ему всех благ на свете? Это значит, что деньги стали грозным символом власти и манипуляций в вашей семье. Здоровое и трезвое отношение к деньгам - вот лекарство от скандалов на почве денег.

Здоровое отношение к деньгам - это умение отделить главное (крыша над головой, полноценное питание, одежда по сезону, необходимое медицинское обслуживание и гигиенические процедуры, обеспечение ухода за детьми) от второстепенного (иномарка, европейский ремонт, дорогая игрушка). Если у родителей деньги не стали самоцелью, наваждением, постоянной темой для разговоров, то, скорее всего, и в жизни ребенка они станут занимать строго отведенное для них место.

Трезвое отношение к деньгам - это спокойное умение распределить бюджет так, чтобы полностью удовлетворить главные нужды семьи и совместными усилиями решить, на что бросить оставшиеся финансы. Что важнее: коньки для дочки или мобильный телефон для мамы? Поездка сына с классом в Варшаву или приобретение ему компьютера? Трезвое отношение к деньгам приходит в процессе проб и ошибок, заблуждений и расплат за ошибки. Как воспитать такое отношение? В первую очередь доверием и отсутствием мелочной опеки. Как только ребенок получил свои первые карманные деньги, обсудите с ним, на какой срок ему выданы деньги (на три дня или на неделю) и что он может на них купить. При этом круг запрещенных покупок обсудите сразу и твердо. Например, ребенок не может покупать сигареты, неприличные журналы или жвачку. Спросите, на что он хотел бы потратить свой капитал. Обсудите, хватает ли у него денег на желаемое. Старайтесь не предлагать свои советы или выводы - только задавайте вопросы и выслушивайте ответы. Если ребенок истощил свой недельный капитал за день и пришел к вам за добавкой, объясните ему, что карманные деньги были выданы на неделю и следующую порцию он может получить только через шесть дней.

Важно уважительно выслушать ребенка и не смеяться над его непрактичностью - мол, кто же это на все 150 рублей карандашей да ластиков покупает? Солить их, что ли? Важно не читать нотацию: "Объяснял тебе - к деньгам нужно относиться с уважением, бережно, по-умному" - реальность говорит куда громче ваших наставлений! Зато нельзя и поддаваться на манипуляции подобного толка: "Папа, я же все эти денежки нищему отдал! Мне его жалко стало!" или: "Мне нужны деньги, потому что я поделился с Васей - ему мама не дала денег".

Как бы вам ни хотелось поддержать добрые порывы в душе своего ребенка, важнее позволить ему испытать уроки жизни: даже делясь с ближним, ты должен соизмерять свои поступки с возможностями. Если ты решил отдать последнюю рубаху другу, тебе придется испытать дискомфорт, который является прямым следствием твоего выбора. Нельзя быть добрым или великодушным за чужой счет.

Честное отношение к деньгам - это когда каждый член семьи умеет пойти на компромисс, учесть не только свои пожелания, но и интересы остальных домочадцев, отложить покупку, согласиться на более скромную вещь. Если ваш ребенок видит, что каждый "семейный совет по финансовому вопросу" заканчивается тем, что кто-то один неизменно убеждает остальных в том, что его нужды самые насущные и срочные, то ваш ребенок, скорее всего, будет разгневан и раздосадован. Он ощутит свое бессилие, свою "второсортность".

С какого возраста и сколько давать денег на карманные расходы?

Детям следует получать деньги на карманные расходы тогда, когда они начинают сами возвращаться из школы домой. Примерно с девяти лет у детей должно быть достаточно денег, чтобы купить стакан сока и бублик. Или одну порцию мороженого. Давать младшим школьникам сравнительно крупные суммы денег неразумно: старшие школьники эти деньги у них могут отнять, выманить, уговорить купить сигарет или вина… Хорошо, если все расчеты по детским расходам в школе (деньги на завтраки, на проездные билеты и различные мероприятия) ведутся между учителями и родителями. Подросткам следует выдавать карманные деньги так, чтобы они могли купить билет в кино и полакомиться мороженым. При этом очень важно, чтобы подростки не нарушали основных правил, о которых вы с ними договорились: при первом же подозрении, что карманные деньги идут на сигареты, выпивку или порнопродукцию, вам придется серьезно пересмотреть свою финансовую политику. Может быть, выдавать карманные деньги в более скромном объеме и только на один день. Дети любят выуживать из родительских карманов мелкие деньги - за воровство это у них не считается. Для того чтобы исключить подобные проделки, возьмите за правило делиться с ребенком мелочью - пусть складывает в копилку, чтобы купить заветную компьютерную игру, которую вы одобрили. Старайтесь не оставлять деньги раскиданными по всему дому. Это не значит, что вы относитесь с подозрением к ребенку, просто не нужно его искушать.

Должны ли дети до 18 лет зарабатывать?

Дети могут начать зарабатывать уже с 14 лет, выполняя посильную работу не более 6-8 часов в неделю. Не путайте работу с исполнением обязанностей по дому - посильная помощь родителям входит в понятие семейной жизни и, как правило, вознаграждается уважением, благодарностью и похвалой. А вот тщательно покрасить бабушкин забор или присмотреть часок за соседским сыном, помочь дяде вымыть его машину - совсем другое дело. Это уже работа, и она требует отдельной оплаты. Что еще могут делать подростки? Перепечатать небольшую статью, помочь сделать генеральную уборку после ремонта. Подростки могут выводить на прогулку соседского пса, забирать из школы знакомую первоклашку и помогать ей делать уроки. Главное, чтобы эти обязанности не были слишком обременительными, трудоемкими или длительными. Они не должны отвлекать детей от школьных занятий и препятствовать их полноценному отдыху. Распоряжаться заработанными деньгами подросток может по своему усмотрению. Если вы будете навязывать ему, как потратить деньги, он скоро потеряет интерес к самостоятельному зарабатыванию. Но он не должен забывать о запретных покупках!

Как правильно поощрять своего ребенка

Проблема Неудачное поощрение Удачное поощрение
Ваша восьмилетняя дочь отказывается убирать свою комнату. Пообещайте дочери 50 рублей, если через два часа в комнате будет идеальная чистота. Покажите дочери, как нужно наводить порядок, и пообещайте, что, когда она закончит уборку, вы купите ей билет в кино.
Ваш 4-летний сын в магазине хватает все, до чего может дотянуться. Когда ребенок начнет хватать все подряд, дайте ему шоколадку и скажите: "На, ешь! Только ничего не трогай!" Обещайте малышу, что, если он будет вести себя хорошо и брать с полок только то, что скажет мама, вы купите ему любую конфету или маленькую игрушку, какую он выберет. А вручая заслуженную награду, обязательно похвалите ребенка за то, что он был таким молодцом
Домашняя обязанность вашего 11-летнего сына – каждый день выносить мусор. Но почему-то он все время об этом забывает. Подарите новый диск в начале недели и потом возмущайтесь каждый раз, когда ребенок забудет вынести мусор. Повесьте на стену "мусорный календарь". Если в течение недели сын не пропустил ни одного дня, то в воскресенье он получает деньги на новый CD-диск.

Похожие публикации