Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Дважды герой советского союза летчик-истребитель боровых андрей егорович. Биография андрея егоровича боровых Андрей боровых герой советского союза

Б оровых Андрей Егорович - летчик-истребитель 157-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса 16-й воздушной армии.

Родился 30 октября 1921 года в городе Курск в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. В 1936 году окончил среднюю школу.

В Красной Армии с 1940 года. Окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов в 1940 году.

На фронтах Великой Отечественной войны с декабря 1941 года. Его боевой путь пролёг через Орел и Курск, Гомель и Брест, Львов и Варшаву и закончился под Берлином. Он летал на перехват вражеской авиации, сопровождал наши бомбардировщики в тыл врага, вёл воздушную разведку.

Звание Героя Советского Союза командиру звена 157-го истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, Центральный фронт) младшему лейтенанту Боровых Андрею Егоровичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за 341 успешный боевой вылет и участие в 55-и воздушных боях, в которых он лично сбил 12 самолётов противника и 14 в составе группы.

Второй медали "Золотая Звезда" командир эскадрильи того же полка (234-я истребительная авиационная дивизия, те же корпус и армия, 1-й Белорусский фронт) капитан Боровых Андрей Егорович удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за сбитые в последующих 49-и воздушных боях ещё 19 вражеских самолётов.

Всего за годы войны А.Е. Боровых совершил около 470-и успешных боевых вылетов, сбил лично 31 и в группе 14 самолётов противника.

После окончания войны отважный лётчик-истребитель командовал авиационным полком, авиационными соединениями. В 1951 году он окончил Военно-воздушную академию. В 1957 году - Военную академию Генерального штаба. В 1958-77 годах - на командных должностях в Московском военном округе ПВО, ДВО, КВО, командующий авиацией ПВО страны, генерал-полковник авиации. С 1977 года - в Институте военной истории Министерства обороны СССР. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР и депутатом Верховного Совета СССР. Жил в городе-герое Москве. Трагически погиб 7 ноября 1989 года.

________________________________

Юность мужает в боях

Г енерал Боровых хорошо помнит первую военную зиму конца 1941 года - начала 1942 года. Это было на Калининском фронте. Наши войска вели успешное наступление против фашистских армий группы «Центр». Уже далеко позади остались освобожденные Калинин, Клин, Селижарово. Начинались упорные бои в районе Ржева, Торопца, Холма.

Боровых прибыл на Калининский фронт в разгар этих наступательных операций. Здесь началась его фронтовая жизнь. Отсюда через Орел и Курск, Гомель и Брест, Львов и Варшаву пролегает его боевой путь, закончившийся в Берлине. Начал он его рядовым летчиком, а закончил командиром эскадрильи, дважды Героем Советского Союза.

Первый воздушный бой принес ему первую победу. В районе Холма он стремительно атаковал фашистский «юнкерс» и сбил его. А вскоре, охраняя с воздуха железнодорожную станцию Торопец, он сразил второй, а затем третий вражеский бомбардировщик. Этот успех окрылил молодого летчика.

Получив сведения, что фашисты готовятся совершить крупный налет на район Зубцова, где были сосредоточены наши танковые части, командование полка поручило группе самолетов, которой командовал Боровых, прикрыть этот район.

Рядом с истребителем Боровых шли самолеты Баранова, Томильченко, Крупина, Казначеева, Шевцова. Вот и заданный район. Где-то там внизу, в лесной чаще, укрылись наши танкисты. Сверху хорошо виден огромный лесной массив. Вокруг леса - несколько сожженных деревень.

Дежурство уже близилось к концу, когда в эфире раздался предупреждающий голос с земли:

Внимание! Появилась большая группа фашистских бомбардировщиков. Подготовьтесь к отражению атаки.

Вражеские самолеты шли прямым курсом в район расположения наших танковых частей. Боровых атаковал ведущего. Фашист, видимо, не ожидавший такой дерзкой атаки, попытался отвернуть в сторону, но было уже поздно. Снаряды хлестнули по плоскостям, ударили в фюзеляж. «Юнкере» вспыхнул в воздухе и тут же рассыпался на части. В это время Михаил Баранов поджег второй фашистский бомбардировщик. Не принимая боя, остальные самолеты повернули обратно.

Прекратить преследование, - передал по радио Боровых.

Не успели советские летчики перестроиться и занять свое место над районом расположения наших танков, как на них из-за облаков свалилось 12 «мессершмиттов». И советские истребители снова вступили в бой. Через несколько минут Андрею Боровых удалось сразить одного из фашистов. Но силы были слишком неравные. Один из наших «ястребков» был подожжен, и летчик, стараясь сбить пламя, резко пошел вниз. Вскоре вышел из боя второй советский истребитель, оказался подбитым третий. Все труднее становилось вести бой трем оставшимся экипажам. У самолета, которым управлял Андрей Боровых, отказала пушка, кончились патроны в пулеметах, на исходе был бензин. Надо уходить, но 11 «мессершмиттов» плотно преграждают путь.

Боровых решил перехитрить фашистов. Измотав их сложными изворотами, он неожиданно скользнул под один из «мессеров» и ушел в сторону расположения войск противника. Михаил Баранов и Анатолий Томильченко повторили маневр Боровых. Фашисты, ожидавшие, что наши летчики будут пробиваться на восток, в сторону расположения советских войск, потеряли из виду советские «ястребки». Оторвавшись от преследователей, наши самолеты вернулись на свой аэродром.

Впоследствии Андрей Боровых не раз вспоминал этот трудный бой. Он снова и снова пытался уяснить себе, в чем заключалась ошибка. Можно ли было избежать потерь? Ответ на эти вопросы был один - нужно действовать более осмотрительно и расчетливо.

А за гибель наших «ястребков» мы еще расквитаемся,- сказал тогда своим боевым товарищам Андрей Боровых.

И такая возможность вскоре представилась. Было это уже в районе города Белый. В тот день Боровых летел ведущим, рядом шли еще два наших истребителя. В это время на горизонте показалось пять фашистских бомбардировщиков в сопровождении четырех «мессершмиттов». Противник не знал еще, что на советских истребителях установлены новые пушки вместо снятых мелкокалиберных пулеметов. Уверенные в своей недосягаемости, гитлеровские летчики продолжали свой путь, не обращая внимания на паши самолеты.

Андрей Боровых сбил с них спесь. Когда расстояние между самолетами сократилось до 800 метров, он дал по сомкнутому строю «юнкерсов» залп реактивными снарядами. Один из вражеских бомбардировщиков тут же рухнул на землю, второй был сильно поврежден и стал быстро терять высоту.

Развернувшись, Боровых поспешил на помощь товарищам, которые вступили в бой с другими вражескими бомбардировщиками. Но в этот момент на него навалились четыре «мессершмитта». Один из гитлеровских летчиков зашел сверху и приготовился открыть огонь по советскому истребителю. Боровых неожиданно резко сбавил газ и перешел на скольжение. Самолет значительно уменьшил скорость, и пулеметная трасса прошла мимо. Когда же обманутый фашист проскочил вперед, Андрей Боровых ударил по нему из пушек.

Получай, гад! - бросил он вдогонку сбитому самолету.

Нырнув в облака, Боровых оторвался от остальных «мессершмиттов» и присоединился к своей группе. На последних каплях бензина добрался до своего аэродрома. Там он узнал, что наблюдавший за воздушным боем командующий фронтом И. С. Конев объявил ему благодарность.

Всю войну провел Андрей Боровых на фронте. Совершил около 600 боевых вылетов, в воздушных сражениях сбил лично 32 фашистских самолета и 14 - в групповых боях. Не раз смотрел смерти в глаза...

Конец лета 1944 года. Белорусский фронт. Уже несколько дней моросит мелкий дождь. По земле стелется серая дымка тумана. А вокруг нескончаемая пелена серых облаков.

И когда это только кончится, - оглядывая горизонт, задумчиво произносит Боровых. - Надоело уже ждать.

Да, в такую погоду не полетишь, - соглашается штурман полка.

И вдруг приказ: срочно выслать группу летчиков на розыски нашего кавалерийского соединения, попавшего в районе Бреста в окружение. Кавалеристы совершали рейс в глубокий тыл врага. На обратном пути они лишились средств связи. Необходимо установить точные координаты кавалерийского соединения и помочь ему вырваться из окружения.

И вот уже четверка истребителей взяла курс на запад. Их ведет Андрей Боровых. Летчики пересекли линию фронта, а затем, вынырнув из облаков, на бреющем полете начали осматривать местность. На огромной скорости проносились они над оврагами и пашнями, внимательно обследовали каждую рощу.

Андрей Боровых давно уже потерял счет времени. Глаза от длительного напряжения покраснели, гимнастерка не успевала просыхать от пота. Надо бы отдохнуть, но нет времени. Много раз улетала и вновь возвращалась на свой аэродром четверка истребителей. И лишь к концу вторых суток кавалерийское соединение было обнаружено.

Вышедшие из окружения кавалеристы пригласили к себе своих спасителей-летчиков. Никогда еще Андрей Боровых не видел столько радостных, взволнованных лиц. Он не успевал отвечать на приветствия. Ему жали руки, крепко обнимали.

Спасибо, братцы, спасибо, родные! - неслось со всех сторон.

Как-то раз, патрулируя над Вислой, Андрей Боровых и Михаил Баранов встретились в воздухе с 20 «фоке-вульфами». Чтобы обмануть врага, наши летчики повернули обратно и создали видимость, что уходят от боя. Но, зайдя в облачность, они резко изменили курс и почти молниеносно оказались над фашистскими самолетами. Поочередно появляясь из-за облачности, «ястребки» обрушивали на «фокке-вульфы» лавину огня и снова уходили ввысь, за облака. Гитлеровцы никак не могли понять, сколько истребителей их атакуют. Уже пять машин догорают внизу, а атаки не прекращаются. Так победили мужество и военная хитрость.

Каждый раз, когда Боровых сбивал в воздушном бою самолет противника, он непременно при возвращении делал над своим аэродромом «горку». Это все хорошо знали в полку. На этот раз ему пришлось сделать три «горки».

Последние месяцы Отечественной войны Андрей Боровых провел почти в непрерывных боевых полетах на Варшавском, а затем на Берлинском направлениях. Он вылетал на перехват вражеской авиации, сопровождал наши бомбардировщики в тыл врага, вел воздушную разведку. Ему пришлось участвовать во многих воздушных сражениях. Но за все это время его самолет не получил ни одной пробоины.

Когда в феврале 1945 года Андрея Боровых наградили второй золотой медалью Героя, ему было всего лишь 24 года. Теперь генерал Боровых может с гордостью вспоминать военные годы. В великую победу он внес и свою лепту как верный сын Советской Отчизны и храбрый воин.

А. Синицын.

участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, командующий авиацией Войск ПВО СССР

А. Е. Боровых родился 30 октября 1921 года в городе Курске в семье рабочего. Русский. В 1936 году окончил среднюю школу. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

В рядах Красной армии с 1940 года. Окончил Чугуевское военное авиационное училище в 1940 году.

С декабря 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны.

За два года войны (1942 и 1943) на Калининском и Центральном фронтах совершил 341 боевой вылет, проявляя в воздушных боях мужество и отвагу, лично сбил 12 самолётов противника и 14 самолётов в группе. За эти подвиги командиру звена 157-го истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, Центральный фронт) младшему лейтенанту Боровых Андрею Егоровичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1077).

За образцовое выполнение заданий командования, совершённые ещё 132 успешных боевых вылета, в которых было сбито 19 самолётов противника, проявленный при этом героизм командир эскадрильи 157-го истребительного авиационного полка (234-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) капитану Боровых Андрею Егоровичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года вручена вторая медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (№ 62).

Всего за годы войны он совершил более 470 боевых вылетов, провёл свыше 130 воздушных боёв, сбил лично 32 и в группе 14 вражеских самолётов.

По окончании войны Боровых командовал авиационным полком, дивизией, корпусом. В 1951 году окончил Военно-воздушную академию, а в 1957 году Высшую военную академию.

С 1959 по 1969 год командовал авиационными объединениями. В 1968 году присвоено воинское звание генерал-полковник авиации. В 1969-1977 годы - командующий авиацией Войск ПВО СССР.

С 1977 по 1988 год военный консультант Института военной истории МО СССР.

Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва. Заслуженный военный лётчик СССР (1966). Автор научных статей "Новая техника, оружие и человек" (1972 год), "Надёжный щит Родины" (1985 год) и других. 7 ноября 1989 года в Москве Боровых трагически погиб (убит хулиганами). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 1077 (24.08.1943)
медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 62 (23.02.1945)
2 Ордена Ленина
5 орденов Красного Знамени
Орден Александра Невского
орден Отечественной войны I-й степени
3 ордена Красной Звезды
Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III-й степени
Медали
ПАМЯТЬ

Бронзовый бюст установлен на родине - в городе Курск
Почётный гражданин Курска (1988)
СОЧИНЕНИЯ

Статья «Новая техника, оружие и человек» (1972 год)
Статья «Надёжный щит Родины» (1985 год)

Первую победу он одержал в первом же бою. Успех редко приходил к летчику сразу, и, хотя Боровых полгода был инструкторам в училище, его победа объяснима лишь исключительной настойчивостью и лихостью атак молодого летчика. Правда, и «Харрикейн», на котором он тогда летал, был модернизирован в части вооружения: четыре крыльевых пулемета «браунинг» калибром 7, 7 мм были заменены четырьмя 20миллиметровыми пушками «ШВАК».

8 боевых вылетов, совершенных Боровых на Калининском фронте, в составе 728 истребительного авиационного полка, принесли 3 победы, он был назначен командиром звена, награжден орденом Красного Знамени. Вскоре летчик провел воздушный бой в районе Зубцова, где на глазах командующего фронтом генерал-полковника И. Конева сбил Ю-88 и Ме-109, получив благодарность за отличное ведение схватки. Имя его становится известным в частях фронта, вместе с опытом приходит хладнокровие, еще больше укрепляется уверенность.

А Боровых родился в Курске 30 октября 1921 г. , под знаком Скорпиона, хранившего его судьбу, как и судьбы относительного большинства асов, родившихся под этим созвездием. Окончил 7 классов, работал шоферам, после чего крепкого и толкового юношу приняли в Чугуевское военное училище летчиков, переименованное в марте 1941 года в Чугуевскую военную авиационную школу, которую он окончил в том же году. Несмотря на возражения курсанта, он был оставлен в школе инструктором, а инструкторами оставляли лучших из лучших. Заметим, что выпуск 41-го года дал 54 Героя Советского Союза, 4 дважды и одного трижды Героев, что в течение грядущих трех с половиной лет они собьют в воздухе около 1000 неприятельских машин, то есть по своему составу этот выпуск не имел себе равных в истории Советских ВВС.

Большую часть боевых вылетов Боровых провел на самолетах, летно-технические характеристики которых существенно уступали немецким («Харрикейн» МкII, Як-7б). Компенсировать преимущество вражеских машин помогали тактическая грамотность и военная хитрость, о которых никогда не забывал наш ас: «Летчик должен не только в совершенстве владеть самолетом, но и обладать военной хитростью. Знания, помноженные на военную хитрость, - в этом успех боя, ключ к победе над самым сильным и коварным врагом».

В тяжелых воздушных боях на Центральном фронте, на Курской дуге уже на Як-7б он сбил 8 немецких самолетов. В одном из боев выбросился с парашютом из горящей машины, но на следующий день, едва вернувшись в полк, вновь вылетел на боевое задание. В этих боях он в буквальном смысле встал на защиту родного дома, ведь в недавно освобожденном Курске оставались родители, братья и сестры. Позднее он узнает, что его отец, Егор Григорьевич, погиб при налете немецкой авиации на Курск.

В конце августа 1943 г. Боровых стал командиром эскадрильи, Героем Советского Союза.

Весной 1944 г. полк был перевооружен на Як-3 - истребитель, превосходивший большинство современных ему немецких типов. На этой машине Боровых участвовал в Белорусской операции, в освобождении Польши, в боях на Берлинском направлении. Этот истребитель уже не получил ни одной пробоины.

Во время ВОВ летчик провел около 500 боевых вылетов, 130 воздушных боев, лично сбил 32 и в группе 14 самолетов противника. Воевал в составе 157го истребительного авиационного полка (273 иад, 6 иак, 16 ВА).

Дважды. Герой Советского Союза (Указы от 24.08.43, 23.02.45). Награжден двумя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., тремя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3й ст., медалями.

После войны, 23м приемом, в числе 20 дважды Героев так называемой «золотой орды», капитан Боровых был зачислен в ВВА. После окончания академии (1951) командовал полкам, дивизией. Освоил многие типы боевых реактивных самолетов. Заслуженный военный летчик СССР. В 1957 г. окончил Военную академию Генштаба. В 19581977 гг. на командных должностях в Московском округе ПВО, Дальневосточном военном округе. Киевском военном округе. С 1968 г. генерал-полковник авиации Боровых был назначен командующим авиацией ПВО страны. С 1977 г. работал в Институте военной истории. Написал две книги: «Новая техника, оружие и человек» (М., 1972), «Надежный щит Родины» (М., 1985). Умер 17 ноября 1989 г.

На британской торговой публикуют лот с советскими воинскими наградами. В материале, раскрывающем суть лота, говорится о том, что ордена и медали принадлежали прославленному советскому военачальнику, дважды Герою Советского Союза генерал-полковнику авиации Андрею Егоровичу Боровых. Первоначальная стоимость лота оценивалась в 10-15 тыс. фунтов стерлингов. Сообщается, что итоговая сумма реализации орденов и медалей генерала Боровых составила 120 тыс. фунтов.


По некоторым данным, награды прославленного советского генерала решили выставить на продажу близко знавшие его люди.

Лот презентован как "Мировые ордена и украшения":

Информация официально не подтверждена. В любом случае, продажа наград, представляющих в первую очередь историческую (не говоря уже о семейной) ценность на зарубежном аукционе ради получения денег сегодня выглядит кощунством по отношению к памяти Андрея Егоровича.

При этом нет данных о том, кто стал приобретателем советских наград генерала Боровых.

Известно, что А.Е.Боровых был убит в Москве 7 ноября 1989 году в возрасте 68 лет. По информации СМИ, часть наград тогда была похищена. Похоронили генерала, уроженца Курска, в закрытом гробу на Новодевичьем кладбище города Москвы. При этом нет никаких данных о том, что преступники понесли наказание за смерть генерал-полковника, в своё время командовавшего авиацией войск ПВО СССР.

Биография Андрея Егоровича Боровых

Б оровых Андрей Егорович (30 октября 1921 - 21 ноября 1989) участник Великой отечественной войны, дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, заслуженный военный летчик СССР, командующий авиацией Войск ПВО СССР (1969 - 1977).

Р одился 30 октября 1921 в Курске в семье рабочего. В 1936 году окончил среднюю школу №9. После семилетки работал шофером. Еще подростком строил планеры и летал на них. По путёвке комсомола поступил в аэроклуб, успешно закончил его. В Курском небе впервые поднялся на учебном спортивном самолёте, не подозревая, что сравнительно скоро будет защищать Курск.

А эроклуб Осоавиахима дал путёвку в военную авиационную школу, где преподаватели и инструкторы формировали качества, необходимые для боя, для победы. Андрей Боровых прошел курс обучения в Чугуевской авиашколе и добровольно вступил в ряды Красной Армии. В Советской Армии Боровых А. Е. с 1940 года.

Н есмотря на возражения курсанта, он был оставлен в школе инструктором, а инструкторами всегда оставляли лучших из лучших. Но с первых же дней войны Боровых настойчиво добивается отправки на фронт. Наконец просьбу удовлетворили.

В декабре 1941 года его направляют в истребительный авиационный полк. Молодой летчик с первых дней Великой Отечественной войны встал на защиту родного неба страны, пройдя боевой путь в 157-м истребительном авиаполку от пилота до заместителя командира полка.

Н а фронтах Великой Отечественной войны с декабря 1941 года. Его боевой путь пролег через Орел и Курск, Гомель и Брест, Львов и Варшаву и закончился под Берлином. Он летал на перехват вражеской авиации, сопровождал наши бомбардировщики в тыл врага, вел воздушную разведку.

З вание Героя Советского Союза командиру звена, младшему лейтенанту Боровых Андрею Егоровичу присвоено 24 августа 1943 года за 341 успешных боевых вылетов и участие в 55 воздушных боях, в которых лично сбил 12 самолетов противника и 14 в составе группы.

В торой медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи, капитан Боровых удостоен 23 февраля 1945 года, за сбитые в последующих 49 воздушных боях еще 19 вражеских самолетов.

В сего за годы войны Боровых совершил около 470 успешных боевых вылетов, сбил лично 32 и в группе 14 самолетов.

П осле окончания войны командовал авиационным полком, авиационными соединениями. В 1951 году окончил Военно-воздушную академию. В 1957 - Военную академию Генерального штаба. В 1958 - 1977 годах Боровых А. Е. на командных должностях в Московском военном округе ПВО, ДВО, КВО, командующий авиацией ПВО страны. Заслуженный военный лётчик СССР (1966).

В 1968 году Боровых Андрею Егоровичу присвоено звание генерала – полковника авиации. Автор научных статей «Новая техника, оружие и человек» (1972 год), «Надёжный щит Родины» (1985 год) и других. С 1977 года – в запасе, работал военным консультантом в Институте военной истории Министерства обороны СССР. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР и депутатом Верховного Совета СССР.

Ж ил в городе-герое Москве. Трагически погиб 7 ноября 1989 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды Боровых Андрея Егоровича:

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 1077 (24.08.1943);

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 62 (23.02.1945);

2 Ордена Ленина;

5 орденов Красного Знамени;

Орден Александра Невского;

Орден Отечественной войны I-й степени;

3 ордена Красной Звезды;

Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III-й степени;

Ордена Польской Народной республики;

Похожие публикации