Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Что такое иконостас в православном храме? Порядок расположения икон. Иконостас в церкви и дома

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ХРАМЕ

Земное небо.......................................................... 3

Об устройстве храма............................................ 4

Внутреннее устройство храма............................. 8

Иконостас.............................................................. 11

Икона..................................................................... 20

О почитании святых мощей................................ 23

О вхождении в Божий храм................................ 25

Таинства церковные

Крещение

Миропомазание

Покаяние (исповедь)

Причащение (Евхаристия)

Священство

Елеосвящение (соборование)

О молебнах

О посте................................................................. 54

Я... Лоза, а вы ветви............................................ 59

Молитва идущего в церковь............................... 61

Земное небо

Нет прекрасней

И таинственней нет

Дома белого,

Где немеркнущий свет,

Где в курении

Растворяется плоть

Дома, где сходятся

Человек и Господь

А. Герцик

Смысл нашей земной жизни - это подготовка к вечности. Кто в этой земной жизни не почувствовал, хотя бы однажды, предощущение вечной жизни - как бы легкое веяние из иного мира? Господь наш Иисус Христос пришел на землю, чтобы показать нам путь в Царство Света - Царство Небесное.

Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6).

Если человек искренне, чистым сердцем ищет Бога, то обязательно придет в храм, потому что именно в храме Господь ближе всего к нам. В храме Небо соприкасается с землей: Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес (Пс. 84, 11).

Об устройстве храма

Душе одна в беде есть радость - Церковь,

Легко вздохнешь, пришедши с ношей грусти,

Синеет ладан, в сердце смотрят свечи,

Иконы, гуды звонов, свет и сумрак.

К. Бальмонт

Храм обычно строится алтарем на восток и восход солнца. Господа мы называем Солнцем Правды, и в акафисте Иисусу Сладчайшему Христос именуется Востоком.

Для строительства храма выбиралось самое красивое место, он был виден издалека, звон его колоколов утешал усталого путника, а иногда помогал миновать беду заблудившемуся в пургу. Формы, выбиравшиеся для строительства храма, глубоко символичны.

Например, строились храмы в форме корабля. Это были продолговатые четырехугольные здания. Корабль здесь - символ спасения: в нем укрывается от гибели человек среди бушующего житейского моря. В Церкви Христовой мы спасаемся от духовной смерти, от вечной погибели, от царства тьмы. Это и символ Ноева ковчега, который спас от потопа, от физической смерти тех людей, которые не отступили от Бога.

Строят храмы и в виде восьмиугольника, символизирующего Вифлеемскую звезду, которая привела волхвов к пещере и яслям, где родился Спаситель мира. Церковь является путеводной звездой, которая ведет верующих ко спасению, к вечной жизни, жизни со Христом и во Христе.

Строились храмы и в виде креста, то есть в основании церкви возлежал Крест Христов, который из орудия казни и позора (ведь распятие на кресте было самой позорной и мучительной смертью) стал символом спасения через смерть и кровь распятого на нем Богочеловека. Крест... освящение водам, очищение воздуху, освящение и просвещение вся кому, мужества знамение, и Христов скиптр непреложный, противныя в землю попирая (Канон Честному Кресту, песнь 5).

Эти умилительные слова из канона Честному Животворящему Кресту можно услышать в храме на Утрене в среду и пятницу, когда вспоминаются страдания Господа нашего Иисуса Христа, страдавшего на Кресте.

Распространены храмы и в виде круга, который является символом вечности, так как не имеет ни начала, ни конца. Так и Церковь Христова вечна: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).

Храм венчается куполом, изображающим небо. Купол венчает глава с крестом - во славу Главы нашей Церкви, Иисуса Христа. Количество глав на храме различно. Например: одна глава указывает на Главу Церкви - Иисуса Христа. Две главы - два естества Иисуса Христа: Бог и человек. Три главы - три Лица Святой Троицы; пять глав - Иисус Христос и четыре евангелиста. Семь глав - семь Таинств и семь Вселенских Соборов. Девять глав - девять чинов ангельских. Тринадцать глав - Иисус Христос и двенадцать апостолов. Иногда возводились храмы и с большим количеством глав. Встречаются и двухэтажные храмы, в которых нижний этаж символизирует Церковь земную, воинствующую, а верхний - Небесную, вечно торжествующую. В восточной части храма устроен алтарь, в западной, над входом в храм или отдельно, - колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон созывает на богослужение, а также сообщает о важнейших моментах церковной службы.

В Древней Ветхозаветной Церкви колоколов не было: верующие созывались в храм звуками труб. Во времена первохристианские, когда верующие молились в катакомбах, не могло быть колоколов, так как Богослужение совершалось в великой тайне. Колокола в Православной Церкви на Руси появились довольно поздно - в IX веке. Смысл колокольного звона не только в созывании верующих на богослужение, но и в выражении торжества Церкви и Православия.

Внутреннее устройство храма

Я сорву стебелек подорожника

В бедный храм у дороги войду.

Отведи Ты, Господь, от безбожника

Надвигающуюся беду.

В. Михановский

Ветхозаветная скиния и храм Соломона имели три части: Святая святых, святилище и двор. Христианский храм также разделяется на три части: алтарь, собственно храм и притвор. Первая от входа в храм часть (предхрамие) разделена на две части - внешний и внутренний притворы.

Внешний (паперть) расположен перед входом в храм. Внутренний расположен при входе в храм, он также называется трапезной. Эта часть храма имела большое значение в древности. Именно здесь находились оглашенные - люди, собравшиеся принять христианство и изучавшие истины веры и правила христианского благочестия. Здесь же стояли и кающиеся, то есть те христиане, которые за тяжкие грехи временно отлучались от причащения Святых Таин Христовых.

Между алтарем и притвором расположена средняя часть храма, которая имеет много наименований и по сей день: навис, в переводе с греческого - корабль и означает - наставлять, приводить к вере; ораториум - говорить, проповедовать; екклессия - собрание верующих. Именно в этой части храма во время богослужения стоят и молятся христиане. В древности мужчины стояли с правой стороны, а женщины с левой.

Перед алтарем вдоль всего иконостаса находится солея - возвышенное место, по которому ходят только священнослужители и церковнослужители. Середина солеи называется амвоном и расположена прямо напротив Царских врат. Амвон обычно полукруглой формы и как бы вдается в храм. На нем произносятся ектении, читается Святое Евангелие и происходит причастие Тела и Крови Христовых верующими. Справа и слева от солеи расположены клиросы, где находятся певчие и чтецы. У клиросов стоят хоругви - церковные знамена, иконы на материи или металле, укрепленные на высоких шестах. Они выносятся из храма во время крестного хода. Средняя часть храма отделяется от алтаря иконостасом.

Иконостас

В книге Бытия мы читаем о сотворении мира: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). В Символе веры мы исповедуем Господа Творцом небу и земли, видимым же всем и невидимым. «Видимый и невидимый мир соприкасаются. Однако их взаимное различие так велико, что не может не встать вопрос о границе их соприкосновения» (священник Павел Флоренский). Такой границей соприкосновения в церкви является иконостас. Рассмотрим его устройство.

Название иконостас произошло от греческих слов: иконос - образ, подобие; стасис - поставляю. Иконостас представляет собой дощатую стену (преграду), украшенную святыми иконами, которые расположены горизонтально в несколько рядов.

К XV веку классическая форма иконостаса насчитывает пять рядов икон, увенчанных крестом.

Первый ряд - местный. В него входят и три двери, ведущие в алтарь. Центральные двери - это Царские врата, через них входят только священнослужители в определенные моменты богослужения. С внутренней стороны за вратами находится церковная завеса, которая открывается и закрывается в соответствующие моменты, символизируя непостижимость Божиих Тайн. На наружной стороне Царских врат находятся иконы, на которых изображены: Благовещение (Архангел Гавриил с белоснежной лилией и Пресвятая Дева Мария) и четыре святых евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов. Евангелисты имеют свои символы, с которыми они изображаются на иконах. Эти символы восходят к учителю Церкви IV века святому Иерониму. Символ евангелиста Матфея - Ангел с человеческим лицом, т.к. Евангелие начинается с родословной Иисуса Христа; символ евангелиста Марка - лев (проповедь Иоанна Предтечи, который готовился к ней в пустыне); символ евангелиста Луки - телец (жертва Захарии за грехи народа); символ Иоанна - орел. Орел символизирует остроту пророческого видения, так как он один из всех животных в мире может взирать на солнце, не смежая очей.

Именно эти иконы расположены здесь потому, что Матерь Божия первой узнала от Архангела Гавриила благую весть о рождестве Спасителя рода человеческого. И эту же весть - о пришествии Иисуса Христа - проповедовали (благовестили) и евангелисты.

Расположение икон строго определенно. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, слева -- икона Божией Матери. Справа от Спасителя - храмовая икона, то есть изображение того, в честь кого освящен данный храм или алтарь. Иногда икона Спасителя заменяется храмовой иконой. Далее следуют иконы, особо чтимые в данном храме или местности. То есть человеку, который знает элементарные правила построения иконостаса и традиции Церкви, войдя в храм, стоит только посмотреть на местный ряд иконостаса, и не надо уже никого спрашивать - сразу ясно, в честь кого освящен данный храм. В Богородичных храмах храмовая икона находится обычно слева от Царских врат.

Слева и справа в первом ряду иконостаса находятся одностворчатые двери. Северные ведут к жертвеннику, через них выносятся Святое Евангелие, Чаша со Святыми Дарами, Животворящий Крест и Святая Плащаница. Через эти же двери выходит диакон или священник для совершения каждения и произнесения ектении или проповеди. Южные двери - справа от Царских врат - служат для входа в алтарь после совершения каждения или произнесения ектении. На боковых дверях находятся изображения Архангелов или святых диаконов.

Перед иконами местного ряда висят лампады, стоят подсвечники, на которых горят свечи. А непосредственно над Царскими вратами находится икона с изображением Тайной Вечери.

Второй ряд иконостаса - праздничный. В нем располагаются иконы с изображением двенадцати главных годовых праздников, событий Нового Завета, особенно торжественно празднующихся Церковью и посвященных Иисусу Христу и Божией Матери. Это - Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне (Богоявление), Сретение Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье), Вознесение Господне, День Святой Троицы (день Пятидесятницы), Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Честного Животворящего Креста.

Третий ряд называется деисусным чином. Деисис по-гречески означает моление, молитва. В центре этого ряда изображен Христос, справа от Него - Божия Матерь Своим ликом обращенная к Спасителю. Слева - святой Предтеча и Креститель Иоанн, обращенный к иконе Христа. Они стоят в молитвенной позе. По бокам от них, также ликом ко Христу, расположены Ангелы и святые Новозаветной Церкви: апостолы, их преемники святители, преподобные, мученики и так далее. Этот ряд иконостаса является центральной его частью и олицетворяет собой моление Церкви за мир.

Четвертый ряд - пророческий. Он изображает Ветхозаветную Церковь в лице пророков: от пророка Моисея до пришествия в мир Христа. Пророки предсказывали пришествие в мир Спасителя, предвозвещали Боговоплощение. В центре изображается икона Божией Матери с Предвечным Младенцем.

Пятый ряд - чин праотеческий. На нем изображены праотцы Ветхозаветной Церкви от Адама до Моисея. В руках они держат свитки. В центре помещается икона Святой Троицы в виде Ее явления праотцу Аврааму у дуба Мамврийского. Это было первое откровение человеку о троичности Бога, первый союз Бога с человеком. В середине этого ряда располагается изображение Господа Саваофа в образе старца. Над этим рядом в центре устанавливается Крест - символ победы над грехом и смертью. Именно через Крест Христов произошло соединение земной и Небесной Церкви.

Иконостас в совокупности икон выражает идею Вселенской Церкви и наглядно показывает, с кем мы, верующие в Иисуса Христа, находимся в духовном общении, единении, кто представляет нас пред Богом и с кем мы составляем единую Церковь Христову. Изображение Спасителя доминирует во всем построении иконостаса, ибо Он является Главой Церкви.

Главная часть христианского храма - алтарь. Располагается он в восточной части за иконостасом. Название происходит от греческих слов: «альта» - возвышенный и «арра» - жертвенник. Алтарь возвышается над основным пространством храма и напоминает о земном рае, в котором находились прародители Адам и Ева до грехопадения. Находясь в храме, всегда следует стоять лицом к алтарю. Алтарь символизирует собой те места, откуда Христос шел на проповедь, страдал, претерпевал крестную смерть, где совершились Его Воскресение и Вознесение. Входить в алтарь имеют право только священнослужители и церковнослужители. Женщины, кроме монахинь, да и то по благословению, не имеют права входить в алтарь.

В алтаре, в центре его, находится главная принадлежность алтаря - святой престол, на котором и происходит принесение Бескровной Жертвы и пресуществление Святых Даров в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Это особо освященный четырехугольный стол, символизирующий Престол невидимого Бога и Гроб Господень, в который было положено тело Иисуса. Во времена Христа в Палестине в деревянных гробах не хоронили. Тело умершего умащивали благовониями, заворачивали в специальные пелены и полагали в пещеру на каменное ложе в виде стола.

Точную копию Святого Гроба Господня вы можете увидеть, посетив Тихвинскую церковь в Москве (в бывшем селе Алексеевском, у ст. метро «ВДНХ»).

На одном престоле можно совершать только одну Литургию в сутки, так как Христос принес Себя в жертву единожды.

К престолу могут прикасаться только диаконы, священники и епископы. Только они могут и проходить между престолом и Царскими вратами.

В Царские врата невидимо проходит Сам Царь Славы, Господь наш Иисус Христос: сначала - в образе Евангелия, а затем, во время великого входа, в образе хлеба и вина, приготовленных для пресуществления Даров.

Кроме главного алтаря, существуют еще и приделы, боковые алтари, каждый из которых освящен во имя какого-нибудь святого.

Икона

Когда тебя коснется искушенье

И овладеть тобой готово зло,

Иди тогда, спеши в уединенье

И перед образом склони свое чело.

А. Селезнев

Почитание святых икон занимает важное место в православном благочестии. Ими украшаются как православные храмы, так и дома. Икона духовно связана с первообразом, изображенным на ней. Священное Предание сохранило для нас сведение о первом Нерукотворенном образе, возникновение которого связано еще со временем пребывания Спасителя на земле.

Едесский князь Авгарь, будучи тяжело и неизлечимо болен, просил живописца Ананию найти Христа и написать с Него портрет, - так как много слышал об исцелениях, но не мог сам встретиться со Спасителем. Анания нашел Христа, но портрет не удавался, потому что лик Спасителя менялся чудесным образом. Тогда Господь попросил принести воды, умылся и отерся полотенцем, на котором просиял Его Пречистый лик. Он отдал Свой святой Лик на полотне живописцу. Так благословил наш Господь первую икону.

Первые же иконы Божией Матери, написаны еще при Ее жизни евангелистом Лукой. Известно по Священному Преданию, что евангелист Лука написал три иконы Матери Божией, которые Она благословила и сказала: «Да будет с ними благодать Моя и Сына Моего». С этих икон евангелист Лука написал еще семьдесят копий. Промыслом Божиим в России оказались некоторые из этих древних икон, написанных святым Лукой. Например: Владимирская, Корсунская, Тихвинская, Смоленская. Святые иконы Божией Матери не раз спасали наше отечество от гибели.

Истинный христианин рождается, вступает в брак и умирает с иконой. На Руси был обычай при рождении младенца заказывать икону по его росту. Такие иконы назывались родимыми или мерными.

Мы легко узнаем на иконе того или иного святого. Никто не спутает святителя Николая с целителем Пантелеимоном. Это потому, что у нас в Церкви сохранилось много преданий о внешнем виде святых, довольно таких сведений и в житиях святых.

Бывали случаи, когда святые являлись иконописцам или священникам Церкви и говорили, как их нужно изображать. Так, например, мученик Орест явился святителю Димитрию Ростовскому, святой Иоанн Яренгский - иконописцу, соловецкому иноку Феодориту; святитель Митрофан Воронежский - воронежскому живописцу. В начале VIII века Православная Церковь пережила ересь иконоборчества. Это восстание поднял император Лев Исаврянин. Много святых пострадало тогда, защищая и сохраняя для нас святую икону.

О почитании святых мощей

Над нами те ж, как древле, небеса

И так же льют нам благ своих потоки,

И в наши дни творятся чудеса,

И в наши дни являются пророки.

В. Бенедиктов

Православная Церковь наряду с иконой почитает мощи святых людей, которые при жизни своей богоуподобились, приблизившись к Богу, и своим жизненным подвигом, ежедневной молитвой, постом, очищением сердца, - действительно достигли уподобления Господу, покорив плоть духу.

Тела некоторых святых сохраняются в сравнительной или полной нетленности. Однако следует помнить, что почитаются они не за их нетленность, а за то, что по причине святости почивших их тела и по смерти являются хранителями Божественной благодати, силою которой подаются верующим дары исцелений и другие духовные дарования. И по сей день чудеса и исцеления людей у мощей святых угодников Божиих -бесчисленны. Народ Божий с верою, благодарением и надеждой припадает к ним. Исцеления бывают от телесных болезней и от болезней душевных и духовных. Духовное прозрение человека, которое дает ему возможность следовать за Христом, - выше всякого телесного здравия.

О вхождении в Божий храм

Если хочешь жить легко

И быть к небу близко,

Держи сердце высоко,

А голову низко.

Ф. Глинка

Оставляй все скорби за вратами храма, помня слова Спасителя: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11,28).

Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.

Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.

Войдя в храм, сотвори три поясных поклона, молясь про себя: «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя», «Боже, милостив буди мне грешному», «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного», «Вси святии, молите Бога о мне, грешном».

Самое важное богослужение Литургия или обедня (она совершается до полудня). За Литургией вспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается Таинство Причащения, которое установил Сам Господь на Тайной Вечере.

Православные христиане подают на Божественную Литургию записки о здравии своих родственников (крещеных, православных) и, отдельно, о упокоении умерших.

Имена пишутся аккуратно, разборчиво. Нужно писать полное имя в родительном падеже: о здравии (или упокоении) кого? - Николая, Никиты, Иоанна, Веры и т.п. Количество имен не имеет значения, однако не очень длинную записку священник обычно читает внимательнее и молитвеннее.

Записки подаются перед началом службы, тогда же покупают и свечи. Не следует смущаться разной ценой записок, потому что различная цена записок означает лишь разную сумму пожертвования на храмовые нужды. То же можно сказать и о цене свеч.

Благоговейно относись к церковной свече: это - символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо.

О здравии близких или в другой нужде свечи ставят Спасителю, иконам Божией Матери, святым угодникам Божиим. Свечи за упокой ставят на канун. Канун - это специальный столик, на котором стоит Крест с распятием и множество свечей. На канун также кладут поминальную еду. Перед кануном совершаются панихиды по усопшим.

Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

Если в храме есть место, где ты привык стоять, проходи к нему тихо и благоговейно, а проходя мимо Царских Врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись.

Если ты пришел в храм в первый раз, то встань на свободное место и внимательно совершай внутреннюю молитву.

В храм всегда приходи к началу Богослужения. Святые отцы имели откровение, что с первым звоном в храм входит Сама Царица Небесная. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения Шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на Литургии (когда совершается пресуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей богослужения.

Во время службы старайся не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам следует перед началом богослужения и после него или в установленное время - например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия; Песнь Богородицы (Честнейшая) и Великое Славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне...» и вся Литургия, начиная от «Иже Херувимы...».

В храме молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми, даже с особо близкими не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай - береги свое сердце, ум и внимание для молитвы. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих людей, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.

В храме положено стоять, но если по немощи тела тебе это трудно, то сядь с самоукорением и внимательно следи за службой. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) сказал: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя - о ногах». Но во время чтения Евангелия и в особо важных местах Литургии нужно встать.

Когда священнослужитель совершает каждение храма, нужно посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову.

В храме молись духом как участвующий в Богослужении, а не присутствующий только телом: старайся чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, входили в твое сердце; внимательно следи за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь. Полагай на себя крестное знамение и твори поклоны одновременно со всеми. Креститься принято при славословиях Святой Троице и Иисусу, во время ектений - на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Перекреститься и поклониться нужно и перед тем, как подойти к иконе или поставить свечу, и выходя из храма. Нельзя поспешно, невнимательно осенять себя крестным знамением, ведь при этом мы взываем к Господней любви и благодати.

Крестное знамение совершается правой рукой. Для этого соединяются первые три пальца вместе, а два остальных - безымянный и мизинец - пригибаются к ладони. Тремя соединенными пальцами мы, изображая на себе крест, прикасаемся ко лбу, к груди, к правому и затем левому плечам и, опустив руку, кланяемся. Соединение трех пальцев (по-славянски перстов) символизирует нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Два же пригнутых к ладони перста - нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа, соединившего в Себе два естества: Он есть Бог и Он есть Человек, ради нашего спасения сошедший с Небес на землю. При этом следует знать, что на чело крестное знамение налагается для того, чтобы освятить ум и мысли наши, на грудь - чтобы освятить сердце и чувства, на плечи - чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших.

Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели. Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его.

Не осуждай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме - полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, во время Богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайся, никого не одергивай. Постарайся не обращать на это внимания, а если, по немощи, не справишься с искушением, лучше отойди тихо в другое место.

Когда идешь в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы, чтобы не мешать Богослужению и молящимся.

До конца Богослужения, без крайней необходимости, не уходи из храма, ибо это - грех перед Богом.

По старым монастырским обычаям, мужчины стоят в правой части храма, а женщины - в левой. (Сейчас это сохраняется только в монастырях.) Прохода от главных дверей к Царским Вратам никто не должен занимать.

Женщины должны приходить в храм скромно одетыми и с покрытой головой. Недопустимо причащаться Святых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами. Женщины не должны приходить в церковь в брюках, коротких юбках. Мужчины перед входом в храм снимают головной убор. Но если ты увидишь, что вошла женщина или девушка одетая не как положено - не делай замечания. Ты можешь отвратить навсегда человека от храма, сделав грубо, нетактично замечание. Одна пожилая женщина рассказала своему духовнику. Она одернула в храме девушку в брюках, сказала ей что-то в резкой форме. Ночью во сне ей явилась Божия Матерь и сказала: «Что ты сделала? Я ждала эту душу двадцать лет, а ты прогнала ее».

Главное - это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в Церкви, будем думать, что находимся на Небесах, то Господь исполнит все прошения наши.

В каждом колосе - тело Христово

В каждом дереве распят Господь

И молитвой пречистое Слово

Исцеляет болящую плоть.

А. Ахматова

Он был неведом мне, но полн святой любовью

Текущею из ран не погнушался кровью:

Он взял линя с собой и помогал мне сам,

И лил на раны мне целительный бальзам.

Ю. Жадовская

О посте

Для человека вновь пришедшего в Церковь, чем-то очень трудным и непреодолимым кажутся посты. Но пост, как и все остальное, что заповедал нам Господь, - есть великая Его любовь к нам. Цель поста облегчить нам путь в Царство Небесное. Пост делает нас менее плотяными, более легкими. Каждый верующий свидетельствует, что в конце поста усиливается молитва, легче становится стоять в храме, душа испытывает детскую радость. Глубокое осмысление поста восходит еще к жизни первых людей, Адама и Евы, в Эдеме, т.е. в раю Божием. Тогда Господь заповедал Адаму и Еве не вкушать плодов лишь от одного древа: Не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть (Быт. 3, 3).

Как тогда речь шла о духовной смерти, об отпадении от Бога за непослушание, так и в современном посте - главное послушание Богу и Церкви, которое мы оказываем, соблюдая заповеданный нам пост. Постом мы не должны вкушать пищи животного происхождения: мяса, яиц, молочных продуктов, сливочного масла.

Должно воздерживаться также от развлечений, стараться умягчить свою душу добрыми делами. Но все это укладывается в две главные заповеди Божии: Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 37-38).

Посты установлены церковным уставом и бывают многодневными и однодневными. Многодневные посты подготавливают христианина к великим праздникам.

Самый строгий - Великий пост - начинается за семь недель до Светлого Христова Воскресения, Пасхи. Именно в этот пост включена и Страстная неделя (седьмая).

С 28 ноября (здесь и далее даты даны по новому стилю) - на следующий день после празднования дня памяти святого апостола Филиппа (поэтому в народе этот пост называют еще Филиппов пост, или просто Филипповки) - начинается Рождественский пост. Он длится сорок дней и заканчивается перед днем 6 января, Рождественским Сочельником.

Перед празднованием памяти святых первоверховных Апостолов Петра и Павла установлен Церковью Петров пост. Продолжительность этого поста бывает различной. Далее следует Успенский пост, который начинается 14 августа и продолжается две недели, до праздника Успения Пресвятой Богородицы (28 августа).

Однодневные посты соблюдаются в течение всего года по средам и пятницам, за исключением Святок и сплошных седмиц. Святки - от Рождества Христова до праздника Крещения Господня. Сплошные седмицы - это две седмицы до Великого поста (седмица после Недели 1 о мытаре и фарисее и масленица), седмица после Пасхи и седмица после Троицы.

_______________________________________________

1 Неделя (букв, «не делать») - воскресный, нерабочий день. По церковному уставу седмица начинается с воскресного дня.

По средам и пятницам христиане могут есть рыбу, но принимать мясную и молочную пищу нельзя. Среда и пятница - дни страданий Господа нашего за нас, в эти дни он претерпел предательство, мучения, издевательства и, наконец, распятие и смерть на Кресте.

Помимо этого существуют, если можно так выразиться, и именные однодневные посты. В Крещенский сочельник (18 января) не положено принимать ни мяса, ни рыбы, ни молочных продуктов. Обычно верующие вообще ничего не едят до великого освящения воды, которое происходит в этот день в церкви. Этот однодневный пост заканчивается вкушением крещенской воды. Эту воду, как великую святыню (агиасму) христиане благоговейно хранят в домах в течение года. Крещенскую воду вкушают натощак, ею кропят дома.

В Рождественский сочельник - навечерие Рождества Христова - соблюдается столь же строгий пост, как и в Крещенский сочельник.

В день памяти усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и в день праздника Воздвижения Креста Господня (27 сентября) соблюдается строгий пост, предписывающий принимать только растительную пищу.

Я... Лоза, а вы ветви (Ин. 15, 5)

Не постыдит Он упованья

Сердец, отдавшихся Ему,

Забыть заставит и страданья,

И зла пугающую тьму.

Архиепископ Августин (Беляев)

Мы говорим с нежностью «Церковь Христова», и действительно - невозможно отделить Церковь от Христа. Я есмь Лоза, а вы ветви (Ин. 15, 5). «Потому-то, как свят Господь, так свята и Церковь» (Св. Иоанн Кронштадтский). Нераздельность Христа и Церкви открывается в образе Божией Матери «Знамение»: Христос изображается на нем в материнском чреве. В лоне Богоматери Бог изображен не только во плоти, но и окруженным человеческою плотью Пречистой Девы. Церковь начинается там, где: двое или трое собраны во имя Христово (Мф. 18, 20). Двое или трое - это первичная клетка любви. «Понятие зовущей к объединению любви лежит в самом греческом слове Церковь - эклексия, означающем «собрание», «созывание» (И. Фудель).

О Церковь Божия, Святая, Соборная и Апостольская! Сколь Ты величественна, премудра, истинна и спасительна! Сколь велик и чуден и дивно возвышен состав Твой, сколь велика глава Твоя - Сам Христос. Он есть Глава тела Церкви (Кол. 1, 18).

Твердо веруй в Бога Творца, Отца и Судию Праведного и в Церковь Его, созданную на земле для приготовления нашего, для научения, очищения, врачевания, освящения и утверждения. Благодари Бога за все, для тебя уготованное, пользуйся к своему благу и блаженству всеми дарами Божиими. Аминь. (Св. Иоанн Кронштадтский)

Молитва идущего в церковь

Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Аз же множеством милости Твоея, Господи, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради, исправи пред Тобою путь мой; да без преткновения прославлю едино Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Слово «икона» в переводе с греческого означает «образ». Священные изображения Господа, Матери Божьей, ангелов, святых мы называем иконами. Существует очень много разных икон, подробнее о них вы можете почитать в статье . А в этой статье мы расскажем о том, какие иконы можно увидеть в храме.

Иконостас

Сейчас мы поговорим о церковном иконостасе. Стоит заметить, что он является обязательным и самым важным элементом каждого храма. Иконостас полностью состоит из икон, расположенных строго ярусами, некоторые из них обязательные, другие — нет. Число ярусов в каждом храме свое, но не должно быть меньше трех.

Обязательные и не обязательные иконы

Итак, расскажем о рядах иконостаса и обязательных изображениях ликов Господа и святых. В 15—19 вв. сформировался порядок высокого иконостаса. Сейчас мы поговорим о нем подробней.

Русский иконостас имеет 5 рядов: местный, деисусный, праздничный, праотеческий.

Также у русского иконостаса есть 3 двери: центральные, царские — на них изображен сам Господь, на северных и южных изображены архангелы Гавриил и Михаил.

Расскажем подробней о рядах иконостаса.

  1. В местном ряду обязательно должна быть икона Спасителя справа от царских ворот, а образ Божьей Матери с младенцем — слева. Над Царскими вратами должна быть икона Тайной Вечере. В этом ряду могут так же присутствовать именные иконы и иконы, посвященные текущему празднику.
  2. Деисусный чин - самый важный. По середине находится икона или Спас на престоле. На ней изображены святые, молящиеся Христу и сам Христос. Образ Иоанна Предтечи находится справа, потом архангел Гавриил и апостол Павел, а слева — икона Божией Матери, за ней архангел Михаил и апостол Петр. Большие иконостасы дополняются различными изображениями святых, либо 12 апостолов.
  3. Праздничный ряд состоит из икон двунадесятых праздников и образов Пасхальной и Страстной недель. Обязательные иконы — Распятия и Воскрешения Христа. В некоторых, но не во всех храмах, этот ряд включает иконы страстей Христовых, Уверение Фомы, Рождество Богоматери и Введение во Храм, сошествие Духа Святого, Богоявление.
  4. Пророческий ряд. Здесь всегда изображены Цари Давид и Соломон, пророк Илья. В центре ряда икона Богоматери Знамения. Также могут быть изображены различные святые, их количество зависит от размера иконостаса храма.
  5. Праотеческий ряд - это своеобразная галерея праотцов. Этот ряд содержит иконы предков Христа — от Адама, Евы и Авеля до самого Моисея. В центре ряда расположена икона Отечество или Троица Ветхозаветная, на выбор храма.

Иконостас обязательно завершается крестом или иконой Распятие. Иногда по сторонам от креста можно увидеть иконы, на которых изображена Богоматерь и Иоанн Богослов.

Уникальные иконы

В каждом храме имеется своя храмовая икона, т.е. на ней изображен тот святой, в честь которого назван храм, например, икона Казанской Богоматери находится в Казанском Соборе. А икона Божией Матери “Милостивая” является достоянием Зачатьевского монастыря.

Каждый православный должен знать, к какой иконе нужно обращаться при той или иной просьбе. Узнать эту информацию можно, обратившись к статье .

В православном храме иконостасом называется алтарная перегородка с несколькими рядами икон, отделяющая алтарную часть от остального пространства храма. Согласно православному календарю, иконостас состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти. Классическим иконостасом принято считать пятиярусный иконостас, в котором сюжеты икон и их порядок имеют определенное значение.

Иконостас может читаться как сверху вниз, так и снизу вверх, но, как говорят священнослужители, его лучше воспринимать как единый образ. «Иконостас воспринимается целиком. Он очень символичен, поскольку рассказывает всю историю. Смысл каждого ряда в иконостасе определен каноном, а его содержание и наполнение зависит от конкретного храма. Вся содержательная часть иконостаса служит напоминанием о становлении церкви, охватывая все времена, и включая все символические значения отдельных икон», - рассказал АиФ.ru протоиерей, настоятель Храма святого Александра Невского при МГИМО Игорь Фомин (отец Игорь).

Пять рядов икон носят следующие названия: верхний ряд - праотеческий, ниже - пророческий, праздничный, деисусный и самый нижний ряд - местный, где находятся Царские врата, алтарные двери, храмовая и местночтимые иконы. С середины XVI века, как сказано в Православной энциклопедии обязательными были Северные и Южные врата, но, их как правило, устраивали только в больших храмах.

Самый нижний ряд икон в иконостасе описывает земную жизнь и подвиги святых, выше изображены земной путь Христа, его жертвоприношение и Страшный суд, а наверху изображены пророки и праотцы, которые встречают праведников.

Что символизируют ряды иконостаса?

Местный ряд

Самый нижний ряд в иконостасе - местный. Здесь обычно располагаются местночтимые иконы, состав которых зависит от традиций каждого храма. Однако часть икон местного ряда закреплена общей традицией и встречается в любом храме. В центре местного чина располагаются Царские врата, которые символизируют двери рая, символ входа в Царство Божие. Справа от Царских врат находится икона Спасителя, слева - икона Богоматери, изредка из заменяют на иконы господских и богородичных праздников. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм.

Над Царскими Вратами располагается икона «Тайная Вечеря» и иконы «Благовещения Пресвятой Богородицы» и четырех Евангелистов.

Деисус (деисис)

За местным рядом следует деисис (в пер. с греч. - «моление», в русском языке слово закрепилось в форме «деисус»). Здесь в центре икона Спасителя. Справа и слева от Него изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча. За ними следуют архангелы, святители, апостолы, мученики, преподобные, то есть весь сонм святых, представленный всеми чинами святости. Смысл этого ряда - моление Церкви за мир. Все святые на иконах этого ряда повернуты в три четверти оборота ко Христу и показаны молящимися Спасителю.

«В храмах нет строгого расположения деисуса. Как правило, он располагается над Царскими вратами. Иконография деисуса разнообразна и отличается по составу святых, количеству фигур. Минимальное количество икон в центральном ряде иконостоса - три - это Спаситель, Богоматерь и св. Иоанн Предтеча. В этом ряду также могут быть иконы святых, апостолов, пророков, святителей, преподобных, мучеников. В своем порядке они располагаются или справа или слева. Так что строгого ряда у деисуса нет. Он может быть и вторым и третьим», - говорит отец Игорь.

Праздничный ряд

Праздничный описывает события земной жизни Спасителя. В этом ряду стоят иконы двунадесятых праздников (12 главных церковных праздников - Рождество Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста, Рождество Христово, Крещение (Богоявление), Благовещение, Сретение Господне, Вход Господень во Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница, Преображение Господне, Успение Богоматери).

Пророческий ряд

Пророческий ряд иконостаса являет собой ветхозаветную церковь от Моисея до Христа. Он состоит из изображений пророков с развернутыми свитками в руках. Первоначально в центре ряда помещались изображения Давида и Соломона, позже - Богоматерь с Младенцем.

Праотеческий ряд

Верхний ряд назван праотеческим. Этот ряд располагается над пророческим и представляет собой галерею ветхозаветных праотцов с соответствующими текстами на свитках. В центре этого ряда обычно помещается образ Святой Троицы в виде трех Ангелов - явление Бога Аврааму как ветхозаветное указание на Триединство Бога и напоминание о Предвечном Совете Пресвятой Троицы о спасении человека и мира.

Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (также в форме креста). Иногда по сторонам креста ставятся иконы Богоматери, Иоанна Богослова и даже иногда жен-мироносиц. Крест (Голгофа) над пророческим рядом является символом искупления человечества.

Раньше практически в каждом доме был собственный иконостас — место, где располагались иконы и где к святым и к Господу возносились молитвы. Теперь же многие христианские традиции забыты, в результате чего в некоторых семьях не знают, как правильно содержать и располагать иконы в доме.

В домах верующих для икон ранее выделялось самое почетное место, называемое красным или святым углом . Такое место богато украшалось, содержалось в безукоризненной чистоте, оно служило в качестве своеобразного домашнего алтаря, где члены семьи могли помолиться, испросить у Господа благословения. В наши дни подобная практика почти не встречается, и все чаще в домах верующих есть просто одна или несколько отдельных икон, расположенных как и где придется.

Конечно же, подобное отношение к иконам не приветствуется, ведь это святые образа, с которыми обращаться нужно соответственно. Поэтому важно знать хотя бы основные принципы выбора и размещения икон в доме заранее, чтобы не осквернять их.

Согласно догматам православной Церкви, икона является изображением Бога или Его святых. Образы являются напоминанием о действительном существовании духовного мира. Почитая их, православные христиане выражают должное отношение к Тому, Кто на них изображён. К иконам необходимо относиться с благоговением и любовью , как к изображению самого родного и близкого.

Иконы предназначены для молитвы, то есть для общения человека с Богом и святыми. Взирая на иконы, православные христиане должны возноситься умом к Богу, вспоминая вечную жизнь. Иконопочитание не является идолопоклонством, так как служение совершается не иконе, а изображенному на ней Святому.

Какие выбрать иконы для дома?


Строгих предписаний о том, какие иконы должны быть в доме не существует - это всегда личный выбор верующего человека, который он делает исходя из своих предпочтений и духовной привязанности к тем или иным православным святым. Впрочем, одно общее правило все же есть - в православных семьях обязательно должны быть дома иконы Спасителя и Божией Матери.

Икону Спасителя для домашних молитв обычно выбирают с изображением Господа Вседержителя (Пантократора) или же Спаса Нерукотворного. Икона Богородицы в доме, в свою очередь, выбирается преимущественно среди таких иконографических типов, как «Умиление» («Елеуса») и «Путеводительница» («Одигитрия»).

В молодых семьях в качестве двух главных икон в доме часто используется венчальная пара. Это допустимо, но важно проследить, чтобы такая пара была по размеру больше остальных икон в доме и при этом совпадала с ними по стилю написания.

Иконы с изображением святых необязательны, но желательны. Их выбор свободен. Но чаще всего верующие приобретают в дом иконы святых небесных покровителей членов семьи (именные иконы), иконы очень почитаемых в семье святых, иконы праздников. При этом также довольно часто в домах верующих встречаются образа святителя Николая Чудотворца, святого великомученика Георгия Победоносца — особенно чтимых и любимых в народе святых.

Как располагать иконы в доме?

В соответствии с православными христианскими традициями, иконы в доме либо вешаются на стены, либо расставляются на специальных полочках. Куда же именно можно вешать иконы?

На самом деле строгого регламента порядка размещения икон в доме нет. Но все же нужно придерживаться ряда важных принципов при выборе места для каждой иконы. Так, никакая икона не может быть больше и расположена выше, чем икона Спасителя, за исключением иконы Святой Троицы. Рядом с образом Христа обычно располагается икона Богородицы, причем взаимное расположение этих икон должно быть таким, чтобы икона Спасителя по отношению к обращенному к ней лицом верующему была справа, а икона Пресвятой Богородицы — слева.

Ниже икон Христа и Пресвятой Богоматери или же сбоку от них можно располагать именные иконы членов семьи, а также другие иконы. При этом обычно соблюдается принцип иерархии: например, иконы святых не размещаются выше главных икон (Святой Троицы, Спасителя, Богородицы) и выше икон апостолов.

Нужно отметить, что перебор в иконах не приветствуется церковью. Лучше, если у вас будет всего два образа, но таких, чтобы на них хотелось молиться и возносить восхваление Господу. Подобный подход принесет куда больше пользы, чем если вы обвешаете всю стену изображениями праведников.

В православных храмах алтари обращены на восток, и в домашнем иконостасе святые образа располагаются обычно также на восточной стороне. Но если из-за планировки помещений в доме так разместить иконы не получается — ничего страшного, ведь иконы разрешено располагать в любом доступном месте. При этом важно помнить, что перед иконами должно быть достаточно свободного пространства для совершения молитвы сразу несколькими членами семьи, часть комнаты, где находятся иконы, не должна быть захламлена.

Выбор комнаты для размещения икон в доме может быть практически любым: иконы можно располагать в гостиной, в детской, на кухне, допускается также расположение икон над входом в дом. И уж конечно можно вешать на стены или ставить на полочку иконы в спальне , в том числе и супружеской: супружеская близость в браке не является грехом, поэтому ничего предосудительного в том, что иконы располагаются над супружеской кроватью, нет и быть не может.


Царское Село. Спальня Александры Федоровны и Николая II

В заключение стоит отметить, что иконы в доме всегда должны располагаться отдельно, и неуместно их ставить на полки с книгами, фотографиями членов семьи, игрушками, сувенирами. Не допускается также расположение икон в окружении картин, пусть даже и религиозного характера, а также в окружении фотографий праведников или священников.

Иконостас в церкви.

Иконостас Смоленского Храма Новодевичьего монастыря. 2010.


Иконостас Спасо-Преображенского собора в Угличе (начало XVIII века). Фото из Википедии.

Иконостас - алтарная перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма, от северной до южной стены. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти.

В середине нижнего яруса находятся Царские врата . Справа от Царских врат — большая икона Спасителя, слева от них — икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах — архангелы Гавриил и Михаил (иногда — святые диаконы). За иконами нижнего ряда с обеих сторон расположены диаконские двери. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.

Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Это так называемый "праздничный" ряд. Его ещё можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории. Первая икона здесь — Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. Количество праздничных икон может быть разным.

Третий ярус - иконы Деисуса. Весь этот ряд символизирует моление Церкви ко Христу которое завершится на Страшном суде. В центре ряда непосредственно над Царскими вратами и иконой "Тайной вечери", находится икона "Спас в силах". Христос, сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами (земля), синего овала (мир духовный) и красного ромба (мир невидимый). Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания. Справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева — икона Божией Матери. Не случайно это - "Заступница" -Богородица изображена в полный рост смотрящей влево и со свитком в руке. Справа и слева от этих икон - изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников, являющих собой святую Церковь Христову.

Четвертый ряд. Если иконы третьего ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит в нас во времена ветхозаветной Церкви. Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: Мессии и о Деве, от которой родится Христос. Не случайно в центре ряда находится икона Божией Матери "Оранта" («Знамение»), или "Молящаяся", изображающая пречистую Деву с молитвенно поднятыми к небу руками и Младенцем на лоне.

Верхний, пятый ярус называется "праотеческим". Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь иконы ветхозаветных праведников и праотцев — от Адама до Моисея (Авраама, Исаака, Иакова и др.). В центре ряда помещается "Ветхозаветная Троица".

Верх иконостаса увенчивается изображением распятия.

http://azbyka.ru/dictionary/09/ikonostas...

http://www.ukoha.ru/article/ludi/ikonoctac.htm

Домашний иконостас .

Как определить место в квартире, загородном доме, куда правильно поставить иконы? Верно ли, что иконы надо ставить только в угол? Как разместить иконы в правильном месте, в определённой последовательности? Тогда у Вас получится домашний иконостас, который будет не только радовать глаз, но и защищать дом и его обитателей, поддерживать в помещении духовную чистоту, наполнять вас ощущением благости. Создание домашнего иконостаса может стать поступком, который приблизит нас к Богу.

Раньше дома строили специально в расчёте на так называемый «красный угол». Ему отводился самый дальний угол избы, с восточной стороны, по диагонали от печи. При этом обе стены, смежные с «красным углом», были с окнами. Получалось, что иконостас находится в самом освещённом месте дома. Поскольку к домашнему иконостасу православная церковь не предъявляет слишком строгих требований, от этих правил можно отступить. Таковы реалии нашей жизни - в современных квартирах не предусмотрено место для «красного угла». Достаточно соблюсти простейшие правила. По возможности, для иконостаса надо выбрать восточную стену. Если с этим возникают затруднения, не страшно. Просто найдите для него свободное и легкодоступное место, где ничто не помешает вам молиться.

Обязательное условие - иметь две иконы: Спасителя и Божией Матери . Изображения Господа Иисуса Христа и Богородицы, как самых совершенных из земных людей, необходимы для каждого православного. Что касается прочих икон, то рекомендуется обзавестись образами тех святых, именами которых названы члены семьи.

Иконостас должен находиться по возможности вдалеке от телевизора (в современной жизни он часто заменяет нам икону), видеомагнитофона, компьютера, музыкального центра и другой бытовой техники. Впрочем, и здесь делаются исключения. Например, в рабочих помещениях (конторах, офисах) не возбраняется ставить иконы по соседству с компьютерами. Е сли сотрудник работает на дому, то икона, помещённая возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли .

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы. Рядом с домашним иконостасом не должно находиться декоративных предметов светского характера - фотографий, ваз, статуэток, картин, плакатов, журнальных постеров и так далее. Все это отражает мир телесный, материальный, такие изображения сиюминутны и не соответствуют предназначению священных икон. По соседству с иконостасом можно развесить изображения храмов, виды Святой Земли, спокойные пейзажи и так далее. Важно, чтобы все эти виды не содержали в себе агрессии, не отвлекали вашего взгляда от иконостаса и висели на относительном удалении от него .

Домострой предписывал ставить иконы в каждой комнате. В сознании человека их количество должно было как бы «спустить» небо в реальный мир: «Каждый христианин должен в доме своём, во всех комнатах, развесить по старшинству святые образа, красиво их обрядив, и поставить светильники, в которых перед святыми образами зажигаются во время молебствия свечи, а после службы гасятся, закрываются занавеской чистоты ради и от пыли, ради строгого порядка и для сохранности; и всегда их следует обметать чистым крылышком и мягкою губкою их протирать, а комнату всегда содержать в чистоте». Нижний ряд такого иконостаса был занят иконами «местными», «на поклон». Кроме икон Христа и Богоматери, этот ряд занимали особо чтимые образа, например иконы тезоименитых святых, благословенные иконы от родителей и родственников, кресты-панагии и ковчежцы со святыми мощами, списки прославленных чудотворных образов; наконец, иконы святых — помощников, молителей и заступников в тех или иных делах .


Считается, что иконам лучше стоять на твёрдой поверхности, а не висеть на стене. Раньше иконостас размещали на специальной полочке или даже в особом шкафчике - киоте - он продаётся во всех церковных лавках. Перед иконами подвешивают или ставят лампаду. Её надо зажигать во время молитвы, а в воскресенье и церковные праздники она может гореть целый день.

Похожие публикации