Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Зарядный ток аккумуляторной батареи. Автомобильный аккумулятор: каким током его заряжать? Зарядка постоянным напряжением

Постоянный недозаряд АКБ или её абсолютная разрядка в самый неподходящий момент - головная боль многих автовладельцев. Одним из источников этих проблем может быть генератор. Но как его проверить? Возможно, дело совсем не в нём? Давайте вместе разберёмся, сколько должен вырабатывать генератор для нормального функционирования всех систем автомобиля и поддержания АКБ в заряженном состоянии.

Аккумулятор в автомобиле - важный элемент системы, который отвечает за обеспечение бортовой сети машины электричеством. Генератор используется для зарядки АКБ во время её активности. Нестабильная работа устройства, генерирующего электроэнергию, становится причиной просадки напряжения в сети и отсутствия восстановления ёмкости источника питания.

Под нормальной производительностью генератора понимается своевременное и полноценное восполнение уровня заряда аккумуляторной батареи, который под нагрузкой уменьшается. Проверка величины зарядки аккумулятора от генератора проста и может быть выполнена владельцем авто самостоятельно.

Диагностика автомобильного устройства, генерирующего энергию, включает в себя визуальный осмотр агрегата, его элементов и сопутствующих деталей, а также осуществление замеров напряжения и силы тока. Как минимум два раза в год следует проверять натяжение ремня приводов, чрезмерное ослабление которого приводит к уменьшению работоспособности генератора, а иногда может повлечь за собой и поломку устройства. Раз в год можно осуществлять проверку элементов оборудования - креплений, диодного моста, регулятора напряжения и других. Гарантией отсутствия проблем будет и своевременное обслуживание аккумулятора - чистка клемм, добавление дистиллированной воды.

Диагностика таких показателей, как напряжение, сила тока, сопротивление, необходима также два раза в год. Для её осуществления вам понадобятся специальные приборы - вольтметр, мультиметр или нагрузочная вилка.

Какая зарядка должна идти на аккумулятор с генератора

Традиционно считается, что 13,5-14,5В должен выдавать генератор на АКБ и этого совершенно хватает для восполнения затрат аккумуляторной батареи.

Стоит учитывать, что использование на автомобиле батареи большей мощности, чем рекомендует изготовитель, требует и установки более производительного генерирующего устройства.

Необходимо учесть ту нагрузку, которую должен выдерживать генератор - она высчитывается по максимальным показателям всех электроприборов и систем авто.

Не стоит забывать, что зарядный ток от устройства, генерирующего энергию, позволит завести машину в холодное время года. Для того чтобы не возникало проблем с заводом автомобиля, мы рекомендуем приобретать генерирующее оборудование, ток заряда которого будет составлять примерно 10% от ёмкости источника питания. То есть для аккумулятора в 100 А/ч необходим генератор, который сможет выдать 10А. Обратите внимание, для многих машин оборудование в 100 ампер будет работать на пределе своих возможностей, потому что энергопотребление автомобильной системы в районе 80 ампер. Поэтому выбор источника, генерирующего энергию, должен учитывать и ёмкость АКБ, и потребление в сети.

Как проверить напряжение генератора на аккумуляторе

Разность потенциалов можно диагностировать двумя способами - непосредственно на генерирующем оборудовании и через аккумулятор. Генератор напрямую связан с источником питания толстым проводом, потому для проверки уровня разницы потенциалов можно измерить напряжение на источнике питания. Для этого потребуются специальные устройства - вольтметр, мультиметр или нагрузочная вилка.

Провода первых измерительных приборов подключаются к АКБ в любой последовательности. Вилка должна быть соединена с клеммами аккумуляторной батареи со строгим соблюдением полярности. Принято считать, что нормальное напряжение в сети должно быть не ниже 12 вольт. На холостом ходу без включения всех электрических приборов автомобиля этот показатель должен быть на уровне 13,5-14В. Падение значений напряжения до 13,3-13,8 вольта считается допустимым.

В то же время обычным тестирующим оборудованием можно проверить сопротивление элементов генератора - ротора, статора и диодного моста. Диагностика роторного оборудования осуществляется по его обмотке. Необходимо соединить щупы устройства с контактными кольцами. Если мультиметр даёт показания от 2, 3 до 5,1 Ом, то этот элемент исправен. Потребление тока обмоткой должно быть в пределах 3-4,5 ампер.

Её нормальное сопротивление - 0,2 Ома. Проверка диодного моста осуществляется по наличию или отсутствию сопротивления, показатели не имеют значения. Единственное, стоит учесть - нулевого измерения быть не должно. Замеры осуществляются попарно — плюсовой выход и все пластины с этой стороны или минус и все элементы.

Напоминаем, что для нормальной зарядки автомобильного аккумулятора напряжение, выдаваемое генератором, должно быть от 13,5 до 14 вольт.

Сколько ампер выдаёт автомобильный генератор на аккумулятор

Сила тока, необходимая электросистеме каждого авто, индивидуальна и зависит от количества потребителей электричества и их значений. А также ток заряда должен быть достаточным для зарядки источника питания.

Стоит отметить, что показания ампер появляются только тогда, когда в электросистеме автомобиля есть нагрузка и, соответственно, разрядка АКБ. После запуска двигателя машины, ток заряда составляет около 6-10 ампер и со временем падает, потому что идёт заряд аккумулятора, принимающего на себя основное потребление энергии. Если включить дополнительно оборудование - фары, магнитолу или обогрев зеркал, то можно увидеть повышение значений зарядного тока.

Во время покупки генератора обращайте внимание на его технические характеристики, которые производитель указывает на корпусе - именно там вы найдёте информацию о том, какой ток максимально будет поступать на аккумулятор.

В таблице ниже можно посмотреть примерные значения силы тока, которые показывает генератор при различной нагрузке.

Таблица 1. Сколько ампер выдает генератор под нагрузкой.

Признаки неисправности генератора

В современных машинах поломки электрической системы - одни из распространённых. Большое количество электроники обязывает особо тщательно контролировать работу и состояние генератора и аккумулятора, потому что их выход из строя может обездвижить автомобиль. Самыми популярными признаками неисправности генератора являются:

  • световая индикация аккумуляторной батареи на панели приборов;
  • нестабильная работа АКБ (её выкипание или недозаряд);
  • различная интенсивность света фар;
  • посторонние звуки со стороны генератора.

Если вы заметили некорректную работу автомобиля, то, возможно, ток зарядки аккумулятора от генератора недостаточен.

Все неисправности электротехнического оборудования, к которому относится генерирующее энергию устройство автомобиля, являются механическими (деформация или поломка креплений, корпуса, нарушение работы подшипников, прижимных пружин, ремня привода и др.) или электрическими (обрывы обмоток, неисправности диодного моста, выгорание или износ щёток, замыкания между витками, пробои и пр.).

Не стоит списывать неработающий генератор со счетов: узнайте, есть ли ремкомплекты и запасные части. По возможности замените их. Если вы не можете самостоятельно осуществить ремонтные работы, то отдайте генератор в мастерскую. Многие умельцы сумеют восстановить агрегат без лишних затрат и в кратчайшее время.

Однако отдельные поломки требуют покупки нового устройства, генерирующего электроэнергию. Например, выходящий из строя подшипник, который впаян в корпус генератора не подлежит восстановлению или замене в большинстве случаев.

Помните, что поломка этого узла может быть вызвана не только износом и коррозией, но и плохим качеством элементов, комплектующих; чрезмерная нагрузка; внешнее воздействие солей, жидкостей, температур.

Другие причины низкого напряжения

Не всегда малая разность потенциалов в системе связана с поломкой генератора или плохим аккумулятором. Если диагностика этих элементов не выявила никаких неполадок, то стоит обратить своё внимание на следующее:

  • состояние клемм аккумулятора - плотность примыкания и оксидация;
  • проблемы электропроводки - окисление, нарушение её целостности;
  • выходные контакты к электроприборам;
  • правильно подобранные энергопотребители.

Каждый контакт должен быть плотно примыкающим и целостным, то есть необходимо отсутствие образований (например, сульфации), которые будут нарушать прохождение тока. Неправильное соединение контактов приводит к ускоренному разряду батареи даже на незаведенной машине.

Чтобы улучшить примыкание элементов электросистемы автомобиля, необходимо зачистить все контакты и восстановить целостность проводов с помощью их замены или соединения и обмотки изоляционной лентой.

В заключение хотелось бы повторить, что устойчивая работа автомобиля требует постоянного контроля всех элементов, а особое внимание должен привлекать генератор. Аккумулятор заряжается от него и обеспечивает электричеством целую автомобильную систему. Обращайте внимание на все элементы: щётки генератора, контактные кольца, регулятор напряжения, обмотку оборудования.

Самые корректные замеры следует осуществлять при полной заряженности батареи и в различных режимах. Помните, что производитель привязывает характеристики генератора к количеству оборотов двигателя - именно они помогают вырабатывать определённый ток.

Подробное видео, как проверить генератор:

У вас есть опыт диагностики генератора и решения проблем в электрической системе автомобиля? Поделитесь, пожалуйста, вашим опытом и мнением с нашими читателями в комментариях. Если у вас есть вопросы по затронутым темам, мы будем рады на них ответить.


Не секрет, что срок службы и нормальная работа автомобильного аккумулятора во многом зависят от того, как правильно он заряжается. Поддержание аккумулятора в заряженном состоянии, недопущение его длительного простоя в разряженном виде - залог длительной «жизни» АКБ.

Заряд аккумулятора осуществляется с помощью специальных зарядных устройств. Порядок заряда следующий:

  1. Во-первых, нужно очистить клеммы АКБ от пыли, грязи и смазки, если клеммы ранее смазывались для предотвращения их окисления.
  2. Проверьте, что вентиляционные отверстия в аккумуляторе, через которые будет выходить газ, образующийся в процессе заряда, свободны и ничем не закупорены.
  3. Проверьте, что переключатель зарядного устройства находится в положении «выключено», а регулятор зарядного тока выставлен на минимальный ток.
  4. Проверьте, что токонесущие провода и зажимы - «крокодилы» зарядного устройства не имеют повреждений.
  5. «Плюсовой» провод зарядного устройства, который имеет обычно красный цвет, подключается к положительной клемме аккумулятора, а «минусовый», черный провод, соответственно, к отрицательной клемме аккумулятора.
  6. С помощью переключателя, регулирующего напряжение зарядного тока, установите необходимое напряжение 6, 9, 12, или 24 Вольта, в соответствии с номинальным напряжением заряжаемого аккумулятора.
  7. После этого, зарядное устройство подключите к сети, и переведите переключатель в положение «включено». Далее, нужно выставить необходимый ток заряда, о чем следует поговорить подробнее.
Существует так называемый «нормальный ток заряда», который соответствует 10 % от номинальной ёмкости АКБ, то есть, для аккумулятора емкостью 60. А/Ч, нормальный ток заряда составляет 6А. Но, следует понимать, что заряжать АКБ можно током, как меньшим, так и большим, чем нормальный зарядный ток. Применяя заряд меньшим током, увеличивается время процесса заряда, но, аккумулятор заряжается более «плотно», кроме того, такие режимы заряда позволяют значительно продлить срок службы АКБ.

При заряде большими токами, время заряда сокращается, но это сказывается отрицательно на долговечности аккумулятора, поэтому применять такие методы заряда нужно как можно реже, и только в случае крайней необходимости, если нужно очень быстро зарядить АКБ.


Можно сказать, что «нормальный зарядный ток», о котором говорилось выше, это некая оптимальная «золотая середина» величины зарядного тока, при которой аккумулятор заряжается относительно недолго, без ущерба для срока службы. Но, если заряжать АКБ током, меньшим нормального в два-три раза, это только положительно скажется на состоянии аккумулятора, хотя процесс зарядки будет протекать дольше. Конкретное время заряда аккумулятора может отличаться в зависимости от степени его разреженности, температуры, номинальной ёмкости, величины зарядного тока и других факторов. Косвенно, время прекращения заряда можно определить по тому, что в течение последних полутора - двух часов процесса зарядки, зарядный ток не изменяется, а также, напряжение на клеммах АКБ стабилизировалось и не возрастает.

Следует сказать, что от качества зарядного устройства и его типа зависит срок службы АКБ. Так, наиболее оптимальный режим заряда обеспечивают так называемые автоматические, комбинированные зарядные устройства, которые самостоятельно поддерживают необходимый режим заряда для конкретного аккумулятора, и прекращают его, как только аккумулятор будет полностью заряжен. Стоят комбинированные зарядные устройства дороже, чем обычные «зарядки», но, купив такое устройство, вам придется реже покупать новый аккумулятор для машины, то есть, в конечном счете, вы сэкономите.

Смотрите видео о том, как заряжать аккумулятор правильно:

Автомобильные аккумуляторы, независимо от их емкости, типа и размеров, в обязательном порядке должны быть хотя бы изредка заряжены в условиях, близких к идеальным. Это продлит жизнь аккумулятору и избавит от неприятных неожиданностей, особенно зимой. Только заражать АКБ нужно правильно, иначе в один прекрасный день аккумулятор без видимых на то причин, прикажет долго жить, не отходив и половину срока службы.

  1. Как правильно заражать аккумулятор автомобиля
  2. Ток заряда свинцового аккумулятора
  3. Технологии зарядки АКБ
  4. Особенности зарядки постоянным и переменным током

Как правильно заражать аккумулятор автомобиля

В принципе, существует только два метода зарядки аккумуляторной батареи. Первый метод предполагает зарядку постоянной силой тока, второй же проводится при постоянном значении напряжения на клеммах. Выбор способа зарядки зависит от типа аккумулятора, а они могут быть:

  • кислотные;
  • щелочные;
  • литий-ионные;
  • гелевые;
  • гибридные.

Тем не менее, зарядка производится от источника постоянного тока, напряжение на выходе которого должно быть выше, чем номинальное напряжение АКБ. В случае с автомобильными аккумуляторами для легковушек с бортовым напряжением 12 вольт, напряжение зарядки должно составлять 14-16 вольт.

Ток заряда свинцового аккумулятора

Для зарядки аккумуляторных батарей со свинцовыми пластинами применяют разные зарядные устройства, но основной задачей при зарядке АКБ станет как рассчитать ток зарядки аккумулятора и как ограничить ток зарядки, чтобы не допустить осыпания пластин и закипания электролита. Именно для этого применяются импульсные зарядные устройства, которые делают всю работу автоматически.

Зарядные устройства с ручной регулировкой параметров, в частности тока зарядки, требуют постоянного контроля процесса, чтобы вовремя изменить характеристики зарядного тока. Ток, время заряда и напряжение - это основные параметры, которые придется контролировать при зарядке вручную или же их будет регулировать импульсное зарядное устройство. Рассчитать номинальный ток заряда довольно просто. Для этого необходимо знать емкость АКБ, а зарядный ток должен составлять одну десятую от номинальной емкости батареи.

Технологии зарядки АКБ

Для батареи емкостью 60 а/ч ток зарядки составит, соответственно, 6 А и при достижении этого параметра можно считать зарядку завершенной. В процессе зарядки напряжение постоянно растет, а ток падает. Постоянный показатель силы тока для нашего аккумулятора в 6 ампер на протяжение 2 часов будет говорить о том, что зарядка прошла успешно.

Очень важно при этом контролировать силу тока во время зарядки, потому что после 20-26 часов работы при слишком высоком токе, электролит закипит и банки аккумулятора попросту замкнут накоротко. Спасти такой аккумулятор практически невозможно. Здоровый аккумулятор должен заряжаться не более 15-17 часов при соблюдении оптимальных параметров зарядки.

В некоторых случаях можно проводить заряд аккумулятора малым током. Это нужно для того, чтобы выровнять показатель плотности в каждой из банок. Особенно это касается батарей необслуживаемого типа. Если показатель плотности низкий и составляет около 1,2 - 1,3, причем в разных банках, то установив малый ток в пределах 2 ампер, после 40-часового цикла зарядки плотность электролита в банках восстановится. Таким методом заряжают аккумуляторы, которые разряжены полностью. К примеру, после многократных попытках пуска двигателя в холодное время года, рекомендуют именно такой метод зарядки, причем нельзя пропустить момент, когда пластины начнут сульфатироваться. Ток заряда для гелевых аккумуляторов и ток заряда для литий-ионных батарей определено строго в соответствии с их характеристиками и они заряжаются только специальными ЗУ.

Особенности зарядки постоянным и переменным током

При работе с электролитом следует помнить, что ни в коем случае нельзя при зарядке доливать в банки электролит. Для долива используется только дистиллированная вода. Необслуживаемые АКБ, которых сегодня подавляющее большинство, заряжаются автоматическими импульсными зарядными устройствами.

Технология зарядки АКБ по двум методам не представляет собой ничего сверхъестественного. Если заряжать АКБ постоянным напряжением, достаточно выставить уровень силы тока на величину одной десятой от емкости и запустить процесс зарядки. По мере зарядки ток будет падать, когда он упадет полностью, а это может занять до 10-15 часов, АКБ полностью восстановил свой заряд.

Зарядка переменным током несколько сложнее, но тоже в ней нет ничего архисложного. Вся сложность состоит в том, чтобы следить за напряжением на клеммах аккумулятора. Точно так же, как и в первом случае, показатель силы тока устанавливается на отметку 10% от емкости, после чего заряд проводится до тех пор, пока напряжение на клеммах не вырастет до 14 вольт. Как только это параметр достигнут, ток уменьшается вдвое, батарея заряжается до показателя 15 В.

После этого в третий раз ток уменьшается вдвое, а после стабилизации напряжения на клеммах в течение нескольких часов, зарядку можно считать завершенной. Не разряжайте аккумуляторы до предела и удачных всем дорог!

Читайте также:

Главная Вокруг авто Общий тюнинг Автолегенды Практические советы Полезно знать Контакты

    Зарядка аккумуляторной батареи автомобиля

    В стационарных условиях АКБ можно заряжать двумя способами — при постоянной силе тока или при постоянном наряжении.

    Для автомобильных кислотных аккумуляторов чаще всего применяется заряд от источника постоянного тока, напряжение которого больше напряжения заряжаемой батареи.

    Заряд при постоянной силе тока.

    Заряд при постоянной силе тока осуществляется посредством зарядного устройства, которое включает реостат или другие регуляторы (например, тиристорные, автоматически поддерживающие среднее значение тока заряда) и обеспечивает полный заряд АКБ. Недостаток этого метода заключается в обильном газовыделении в конце заряда, что сопровождается разбрызгиванием электролита. Избежать этого нежелательного явления можно, используя двухступенчатый заряд. Величина тока первой ступени обычно устанавливается равной 10% от номинальной (Сном) емкости батареи (например, для аккумулятора 55Ач ток первой ступени составит 5,5 А). Исправная АКБ при этом за 4-6 часов «набирает» до 90% своей емкости. Затем ток уменьшают в 2-3 раза и продолжают процесс до полного заряда аккумулятора. Степень заряда определяют с помощью ареометра: у полностью заряженной АКБ плотность электролита, достигнув определенного уровня, в течение дополнительных часов заряда не увеличивается.

    Заряд при постоянном напряжении.

    Заряд при постоянном напряжении отличается простотой, ведь для его поддержания не нужны регулирующие устройства: АКБ подключают к источнику питания с постоянным напряжением. В процессе заряда ток устанавливается «автоматически»: с увеличением электродвижущей силы аккумулятора начальный большой ток постепенно уменьшается и к концу заряда понижается практически до нуля. Такой режим исключает бурное газовыделение и позволяет зарядить АКБ на 90-95%. Для 12-вольтовой батареи напряжение заряда составляет 14,4-15,0 В.
    Этот способ тоже не лишен недостатков: вследствие большой силы тока в начале заряда возможен перегрев сильно разряженной батареи. В условиях низких температур из-за резкого увеличения внутреннего сопротивления батареи заряд также затрудняется. В режиме постоянного напряжения работают автомобильные системы подзаряда аккумуляторов (генераторы), установленных на машинах. Так как полный заряд (тем более перезаряд) АКБ в данном случае невозможен, рекомендуется периодически (1-2 раза в сезон) проводить полный заряд батареи от стационарного зарядного устройства при постоянной силе тока.

    Уравнительный заряд.

    Уравнительный заряд производится токами величиной 3-5% Сном для выравнивания плотности электролита в различных банках АКБ, восстановления рабочего вещества пластин, нейтрализации последствий глубоких разрядов батареи и уменьшения уровня возможной сульфатации электродов. Обычно такому заряду подвергаются аккумуляторы, заряженные на 90-95%, а заканчивают его через 2-3 часа после установления постоянной плотности электролита. Подзаряд малыми токами осуществляется для компенсации емкости, теряемой батареей в процессе саморазряда. Производится он при постоянной силе тока в 1,5-2,5% Сном. Подзаряд малыми токами позволяет в течение длительного времени поддерживать батарею в заряженном состоянии, но при этом ускоряет процесс коррозии решеток пластин положительных электродов.

    Поэтому такой процедуре следует подвергать только исправные и полностью заряженные АКБ, а время подзаряда не должно превышать 10-12 часов.

    Заряд асимметричным импульсным током.

    Заряд асимметричным импульсным током автомобильных кислотных АКБ позволяет сократить время заряда на 15-20%, замедлить сульфатацию электродов подержанных батарей, активизировать вещество их пластин, таким образом замедлить процессы «старения» батарей.
    Такой метод допускает увеличение амплитудного значения тока заряда в 1,5-2 раза, что сокращает время восстановления работоспособности АКБ.

    Способ заряда аккумулятора асимметричным импульсным током отличается от заряда импульсным током тем, что в промежутках между положительными зарядными импульсами, подающимися на клеммы аккумулятора, в электроцепи АКБ формируется отрицательный импульс разрядного тока. Он образуется при разряде АКБ через резистор, который находится в зарядном устройстве.
    Установки, позволяющие производить заряд АКБ асимметричным током, питаются от бытовой электросети 220 В. Импульс зарядного тока формируется за время одного периода переменного напряжения. Соотношение амплитуд зарядного и разрядного токов составляет 10:1, а длительность разрядного импульса обычно в два раза превышает длительность импульса заряда.
    Заряд батареи производят по обычной схеме до обильного газовыделения (кипения) во всех банках. Напряжение и плотность электролита при этом должны оставаться постоянными в течение двух часов. Во время заряда периодически проверяют температуру электролита. При ее увеличении свыше 45°С заряд прекращают.
    Действующее значение импульсов тока заряда (измеренное амперметром) не должно превышать 10% от номинальной емкости аккумулятора. Например, для АКБ емкостью 60 Ач зарядный ток не должен превышать 6 А.
    При больших значениях токов (форсированные режимы заряда-разряда) эффект от использования асимметричного тока уменьшается. Несмотря на преимущества, из-за сложности устройств и высокой стоимости, обеспечивающих необходимые параметры зарядного тока, метод заряда автомобильных кислотных АКБ импульсным током широкого распространения не получил.

    Форсированный заряд.

    Форсированный заряд применяют для быстрого восстановления работоспособности сильно разряженной батареи. Величина зарядного тока при этом составляет 70% от Сном (например, для АКБ в 55 Ач ток заряда составит 38,5 А). Время форсированного заряда должно быть тем меньше, чем больше сила тока заряда — например, 90 мин при токе 30% Сном 45 мин при токе 50% Сном и 30 мин при токе 70% Сном. Если температура электролита повышается до 40°С, заряд необходимо прекратить — во избежание повреждения активной массы пластин. Форсированный заряд применяют только в исключительных случаях, так как он приводит к уменьшению срока службы батареи.

(c) moskvich2140.ru

Аккумуляторы: каким напряжением заряжать и как это делать

← Отзывы и советы по выбору АКБ с автомобильных форумовКак купить хороший автомобильный аккумулятор б/у: советы специалиста → Весь список статей → Ищете что-то?

Таблицы подбора аккумулятора по марке автомобиля (размеры, емкость, полярность)

Каким током и напряжением заряжать автомобильный аккумулятор — инструкция

Для заряда АКБ, кроме зарядного устройства, необходим так же тестер, измеряющий напряжение.

Ключевые моменты в процессе заряда АКБ:

1. Не превышать напряжение заряда 14,4 Вольта*.
2. Контролировать напряжение заряда тестером**.
3. Если напряжение поднимается 15-16 Вольт и выше, и нет регулировок тока и напряжения в ЗУ, прекратить заряд***.
4. При наличии регулировки тока в ЗУ: выставить ограничение max. тока в начале заряда, а затем в процессе заряда уменьшить его (контролируя напряжение заряда тестером)***.
5. Обычно увеличение силы тока регулировкой в зарядном устройстве поднимает и напряжение заряда****

*Напряжение заряда свинцово-кислотного автомобильного аккумулятора 14.4 В!

Не превышайте это напряжение по двум очень важным причинам:

— при более высоком напряжении аккумулятор начинает кипеть: выделять ГРЕМУЧУЮ СМЕСЬ из водорода и кислорода, которая может взорваться!
— при кипении пузырьки газов разрушают намазку на пластинах АКБ — электролит станет мутным, емкость батареи уменьшится и заряд она станет сохранять хуже. Произойдет ускоренное старение АКБ.

** В большинстве недорогих зарядных устройств напряжение заряда не ограничено 14,4 Вольт, а может достигать нежелательных 15-16 Вольт. В этом случае необходимо, контролировать напряжение заряда тестером, а если тестера нет, то выкрутив пробки и наблюдая за тем, чтобы электролит не кипел. Если АКБ начала кипеть при зарядке, а напряжение заряда понизить нельзя (нет регулировки), то лучше всего прекратить такой заряд.

*** Высокое напряжение заряда 15-16 Вольт за считанные часы может испортить Ваш аккумулятор.

**** Ток заряда не должен превышать 1/10 емкости аккумулятора, то есть максимальный ток для батареи 60Ач — 6 Ампер, а для 100Ач — 10 Ампер.

****Если есть регулировка уровня тока заряда в вашем ЗУ — ограничьте максимальный ток заряда. Особенно это важно при начальном этапе заряда сильно разряженных АКБ. На практике чаще всего ток заряда не регулируется, а просто на самом устройстве указан его максимально возможный ток. В этом случае к аккумулятору емкости 60Ач покупается ЗУ с максимальным током заряда не выше 5-6 Ампер.

Если в вашем зарядном регулируется сила тока заряда, обратите внимание на напряжение заряда!

Во многих зарядках увеличение тока заряда автоматически увеличивает и напряжение заряда!!!

Самое главное требование к процессу заряда АКБ — не превышать напряжение на клеммах выше 14,4-14,6 Вольт.

Каким током заряжать аккумулятор автомобиля: 60, 70, 100 Ач

СТЕПЕНЬ ЗАРЯЖЕННОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ


Заряд аккумуляторных батарей можно произвести от любого источника постоянного тока при условии, что его напряжение больше, чем напряжение заряжаемой аккумуляторной батареи. Для заряда положительный вывод батареи соединяется с положительным полюсом источника тока, а отрицательныйвывод батареи — с отрицательным. Во время процесса заряда мгновенное значение зарядного тока будет оптеделятся следующим соотношением: Iз=(Uзу — Uб)/R, где Uзу это напряжение зарядного устройства, Uб — напряжение батареи, R — суммарное сопротивление зарядной цепи.

Из этого выражения следует, что при равенстве напряжения зарядного устройства и батареи, ток в цепи будет равен нулю.если напряжение источника больше напряжения батареи, зарядный ток будет тем больше, чем выше напряжение зарядного устройства. В случае, когда напряжение зарядного устройства меньше напряжения батареи, происходит разряд батареи. При этом желательно, чтобы зарядное устройство, предназначенное для разряда одной 12-вольтной АКБ, имело возможность обеспечить величину зарядного напряжения до 16,0-16,5 В, в противном случае, современную необслуживаемую батарею не удастсязарядить полностью, до состояния 100% степени заряженности.

Напряжение батареи при зарядке изменяется в зависимости от температуры электролита и степени ее заряженности. Поэтому в процесе заряда желательно иметь возможность регулировки параметров зарядного процесса (тока или напряжения). Процес заряда может быть осуществлен различными режимами в зависимости от применяемых в зарядных устройствах систем регулирования напрвжения или тока.

В практике пользуются одной из двух основных возможностей реализации процесса заряда аккумуляторных батарей, а именно зарядом при постоянстве тока или зарядом при постоянстве напряжения. Оба этих метода равнценны с точки зрения их влияния на долговечность батареи.

МЕТОД №1: ЗАРЯД ПОСТОЯННЫМ ТОКОМ

При этом режиме заряда сила тока в течении всего времени заряда должна оставаться неизменной. Для этого в ходе заряда необходимо менять напряжение зарядного устройства или сопротивление цепи. Большинство выпускаемых выпрямительных устройств, предназначены для заряда аккумуляторных батарей, питается от сети переменного тока и имеет либо ступенчатую, либо плавную регулировку тока.

Недостатком такого способа заряда являются необходимость регулярного (каждые 1-2 часа) контроля и регулирования величины зарядного тока, а также обильное газовыделение в конце заряда.

Величина степени заряженности перед началом заряда оценивается обычно по плотности электролитпа и вычисляется из условия соответствия снижения плотности электролита на величину 0,01 г/см3 от исходного состояния (обычно 1,27 — 1,28 г/см3) снижению на 6,25% степени заряженности батареи. Например, при плотности электролита 1,24 г/см3 степень заряженности батареи можно считать равно 100 — = 100 — 25= 75%

Средний КПД зарядного процеса при комнатной температуре для исправных батарей может быть принят равным 85-95% при токе заряда не более 0,1С. Коэффициен использования тока зависит от силы зарядного тока, степени заряженности батареи и температуры электролита. Он будет тем меньше, чем больше зарядный ток, чем выше степень заряженности и чем ниже температура электролита. При заряде полностью разряженных батарей в нормальных условиях (при комнатной температуре) процесс заряда в первый момент идет с максимальным коэффициентом использования тока. Повышение степени заряженности и возрастание поляризации проводит к увеличению суммарного внутреннего сопротивления батареи и увеличению потерь энергии на нагреве электролита, электродов и других элементов батареи. Кроме того, на заключительной стадии заряда ничинается вторичный процесс — электролиз воды, входящей в состав электролита.

Выделяющийся при электролизе воды газ создает видимость кипения электролита, что свидетельствует о завершении процеса заряда батареи. С целью снижения потерь энергии при заряде, уменьшения нагрева батареи и предохранения уровня электролита от чрезмерного снижения рекомендуется в конце процеса заряда снижать силу зарядного тока.

Для заряда при постоянном токе наиболее распространенным является режим, который состоит из двух ступеней. Первая ступень заряда производится при токе, равном 10% от номинальной емкости, до тех пор, пока напряжение на 12 В батарее не достигнет 14,4 В (2,4 В на каждом аккумуляторе). Далее сила зарядного токаснижается вдвое до величины 5% от номинальной емкости. Заряд при такой силе тока продолжается до постоянства напряжения и плотности электролита в аккумуляторах и течении двух часов. При этом в конце заряда наблядается бурное выделение газа, приводящее к кипению электролита.

Понижение силы тока в конце заряда позволяет уменьшить влияние перегрева на последующую работоспособность и срок службы батареи, уменьшить потери воды, а также обеспечить полноту заряда. Поэтому, для заряда современных необслуживаемых батарей без отверстий для доливки воды рекомендуется после достижения 15,0 В еще раз уменьшить ток заряда в два раза до значения 2,5 % от емкости, и при такой силе тока продолжать заряд до постоянства напряжения и плотности электролита в аккумуляторах в течении двух часов. У современных необслуживаемых батарей такое состояние наступает при напряжении 16,3 — 16,4 В и зависит от состава сплава токоотводов и чистоты электролита (при условии, что его уровень соответствует норме).

Уравнительный заряд

Такой заряд производится при постоянной силе тока менее 10% от емкости батареи (обычно 3-5%) в течение несколько большего времени, чем при обычном заряде. Его цель — обеспечить полное восстановление активных масс во всех электродах всех аккумуляторов. Уравнительный заряд нейтрализует воздействие глубоких разрядов и рекомендуется как мера, устранаящаянараста.щую сульфатацию электродов, вызванную длительной эксплуатацией АКБ при заряженности менее 70%. Заряд продолжается до тех пор, пока во всех аккумуляторах батареи не будет наблюдаться постоянство плотности электролита и напряжение в течении трех часов.

Форсированный заряд

При необходимости в короткое время восстановить работоспособность глубоко разряженной аккумуляторной батареи применяют данный способ. Такой заряд может производиться токами величиной до 70% от номинальной емкости, но в течении короткого времени. Время заряда тем меньше, чем больше величина зарядного тока. Практически при заряде током 70% от емкости продолжительность заряда не должна быть более 30 минут, при 50% около 45 минут, а при 30% около 90 минут. В процессе форсированного заряда необходимо контролировать температуру электролита при достижении 45С прервать заряд. Следует отметить, что применение форсированного заряда должно быть исключением, так как его систематическое многократное повторение для одной и той же аккмуляторной батареи сокращает ее срок службы.

МЕТОД №2: ЗАРЯД ПОСТОЯННЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ

При этом способе в течении всего времени заряда поддерживается постоянное напряжение зарядного устройства. В результате, зарядный ток убывает в процесе заряда по причине увеличения внуреннего сопротивления батареи. В первый момент после включения сила зарядного тока определяется слудующими факторами: выходным напряжением источника питания, степенью заряженности батареи и количеством последовательно включенных батарей, а также температурой электролита батареи. Если в схеме зарядного устройства не предусмотрены специальные схемные решения для ограничения первоначального тока, то при достаточной мощности устройства сила зарядного тока в начальный момент заряда может достич величин 100-150% от номинальной емкости.

Для исправных, но разряженных батарей такие токи не принесут вредных последствий. Однако для обеспечения безопасности и снижения стоимости зарядных устройств применяются схемы решения, которые ограничивают величину зарядного тока в начале процеса заряда до 25 — 30А.

При заряде таким методом степень заряженности АКБ в конце заряда напрямую зависит от величины зарядного напряжения, которое обеспечивает зарядное устройство. Так, например, при напряжении 14,4 В после 24 часов непрерывного заряда степень заряженности АКБ, которая до начала заряда была полностью разряжена, составит около 70 — 80%, при напряжении 15 В — 85 — 90%, а при напряжении 16,0 В — 95 — 97%. Для полного заряда предварительно разряженной АКБ в течение суток необходимо напряжение зарядного устройства 16,3 — 16,4 В.

Несмотря на большие токи, в начальный момент зарядного процесса общая продолжительность полного заряда батарей примерно соответсвует режиму при постоянстве тока. По мере повышения степени заряженности напряжение на выводах АКБ постепенно приближается к напряжению зарядного устройства, следовательно, ток заряда уменьшается. Заключительный этап заряда при постоянственапряжения происходит при достаточно малой силе тока. Если величина зарядного напряжения выпрямитея ниже величины начала газовыделения, то в конце заряда при приближении значения тока к нулю еще не происходит газовыделение.

И хотя степень заряженности при таком заряде будет не более 80%, заряд по такой методике в ряде случаев предпочтителен, так как он обеспечивает более быстрое доведение батареи до состояния, позволяющего обеспечить пуск двигателя. Кроме того, энергия, сообщаемая на начальном этапе заряда, расходуется преимущественно на основой зарядный процесс, то есть на восстановление активной массы электродов. При этом процесс газообразования в аккумуляторе еще невозможен.

Однако для удовлетворительного (на 90-95%) востановления степени заряженности современных после глубоких разрядов такие зарядные устройства, имеющие максимальное зарядное напряжение, равное 14,4 +/- 0,1 В, непригодны.

При реальной эксплуатации АКБ заряд от генератора осуществляется в режиме постоянного напряжения, величина которого определяется регулятором напряжения. Производители автомобилей по согласованию с производителями АКБ установили уровень зарядного напряжения, обеспечиваемый регулятором, равным 14,1+/- 0,1В, что ниже напряжения интенстивного газовыделения.

В летнее время такое значение зарядного напряжения позволяет поддержать степень заряженности АКБ близкой к 100% и избегать перезаряда, даже при достаточно высокой температуре окружающей среды (30-35С). При снижении температуры эффективность заряда при постоянном напряжении регулятора уменьшается вследствии повышения внутреннего сопротивления батареи. Поэтому на автомобиле не всегда полностью восстанавливают свою емкость, особенно после глубокого разряда. Поэтому зимой средняя степень заряженности АКБ составляет 70 — 75%, если напряжение на ее клеммах составляет 13,9 — 14,3 В при работающем двигателе.

При эксплуатации в процесе движения в городском цикле АКБ подвергается работе в циклическом режиме чередующихся кратковременных разрядов во время остановок (например, на перекрестках при пропуске транспорта или пешеходов) и зарядов во время интенсивной работы двигателя при разгоне и движении с постоянной скоростью. Величина поляризационного сопротивления АКБ при таком режиме работы значительно ниже, чем при постоянном заряде в станционных условиях. Поэтому эффективность заряда в циклическом режиме при более низком напряжении сопоставима с эффективностью заряда при напряжении начала газовыделения в условиях стационарного заряда, то есть при более высоком его значении.

И тем не менее зимой, при низких температурах (ниже минус 15С), требующих более длительного заряда повышенной мощностью для пуска двигателя, в условиях коротких пробегов и частых пусков, целесообразно переодически, желательного не реже одного раза в месяц, производить оценку состояния заряженности АКБ и при необходимости заряд от стационарного усторйства при положительной температуре.

Как бы это не было прискорбно, но у всего есть свой срок службы. Считается, что у аккумулятора он составляет порядка трех лет, после чего батарея отправляется на свалку, а ее место в автомобиле занимает новая АКБ.

Однако не спешите раньше времени прощаться со старым аккумулятором, поскольку существует несколько способов его реанимации. Именно с ними сегодня вас и хочется познакомить.

К наиболее распространенным и излюбленным большинством автовладельцев методам реанимирования аккумуляторов относят :
1. Продолжительный заряд АКБ малым током.
2. Заряд АКБ в дистиллированной воде.
3.

Ток заряда автомобильного аккумулятора

Максимальные разряды АКБ малыми токами.

Согласитесь, название способов восстановления дают лишь поверхностные представления об их сути. Для достижения отличного результата требуется познакомиться с этими методами реанимирования АКБ поближе.

Продолжительный заряд АКБ малым током

С помощью данного нехитрого способа можно вернуть жизнь только аккумулятору с незначительной и не застарелой сульфатацией пластин.

Для того, чтобы даровать вторую жизнь АКБ, вам необходимо:
1. Заполнить аккумулятор дистиллированной водой немного выше уровня.
2. Включить АКБ на заряд током нормальной величины (0,1 емкости аккумулятора).
3. Как только станет заметно газообразование в АКБ, следует на минут 20-30 отключить заряд.
4. После перерыва АКБ вновь необходимо подключить к току, только на этот раз уменьшенному в десять раз в сравнении с первоначальным, т.е 0,01 емкости АКБ.
5. Заметив усиленное газообразование на пластинах обеих полярностей, надо отключить АКБ от тока и сделать перерыв на 15-20 минут.

Четвертый и пятый этап восстановления аккумулятора следует повторить несколько раз . Порой, чтобы АКБ пришла в полную боевую готовность, требуется повторять указанные процедуры несколько дней подряд, прежде чем начать эксплуатировать аккумулятор на всю мощь.

Во избежание неудобств, связанных с работой аккумулятора, рекомендуем периодически проверять уровень электролита в АКБ (высота его слоя не должна быть менее 5 мм над верхними кромками пластин), а при необходимости можно добавить дистиллированной воды. Следите, чтобы в аккумулятор не попали какие-либо посторонние вещества. Следы окисления на аккумуляторных клеммах и проводах необходимо аккуратно удалять.

Заряд АКБ в дистиллированной воде

Если сульфатация АКБ глубокая, но не застарелая, то можно постараться восстановить аккумулятор следующим способом.
1. Разряжаем аккумулятор до напряжения 9 В.
2. Сливаем весь раствор электролита и заполняем аккумулятор дистиллированной водой. Ждем около часа.
3. После паузы в работе аккумулятор включаем на заряд. При этом напряжение тока на каждом зажиме аккумулятора ни в коем случае не должно превышать 11,5 В.
4. Постепенно увеличиваем заряд. После того, как удельный вес раствора был увеличен примерно до 1,1-1,12, необходимо довести зарядный ток до величины, равной 0,1 емкости АКБ.
5. Заряжать таким образом АКБ следует до тех пор, пока не будет заметно равномерное выделение газа на пластинах обеих полярностей.
6. После этого необходимо аккумулятор разрядить в течение полутора-двух часов током, равным 0,2 величины разрядного тока, соответствующего десятичасовому режиму разряда аккумулятора.

Пятый и шестой этап восстановления аккумулятора следует повторить несколько раз . После того, как удельный вес раствора не перестанет повышаться, следует довести уровень электролита до нормы и аккумулятор готов к эксплуатации.

Стоит отметить, что подобный метод довольно времязатратный, нередко, чтобы даровать аккумулятору вторую жизнь, могут потребоваться недели.

Реанимирование аккумулятора методом максимальных разрядов малыми токами

Метод восстановления АКБ, о котором сейчас пойдет речь, подходит для аккумуляторов с застарелой сульфатацией. Очевидно, что процесс будет долгим и трудоемким, однако он того стоит.

1. В первую очередь вам необходимо зарядить аккумулятор током, равным 0,2*Q (где Q — емкость аккумулятора).
2. После того, как напряжение достигло 12 В, зарядный ток следует снизить до величины, рассчитываемой по формуле 0,05*Q.
3. Заряд следует прекратить тогда, когда и напряжение, и вес электролита достигнут стабильных значений.
4. Дайте аккумулятору отдохнуть полчаса-час. После чего опять заряжайте его малым током, до тех пор пока он не «закипит».

Данный этап следует повторить несколько раз. О том, что пора прекратить процедуру, вы поймете тогда, когда электролит начнет закипать спустя несколько минут после начала зарядки .

После этого вам следует повторить первый этап работы, а через пару часов продолжить заряжать аккумулятор указанным способом. Для восстановления работоспособности АКБ вам может потребоваться повторить весь цикл работ до 8 раз.

Конечно, восстановление аккумулятора своими силами – это довольно долгий и трудоемкий процесс, однако приложив немного стараний вы сможете заметно продлить жизнь АКБ и сэкономить значительную сумму.

Autopulse.net » Полезные советы водителю

В зимний период времени особенно актуальны темы связанные с аккумуляторами автомобиля, ведь холодный пуск может его быстро разрядить. Многие меняют старые батареи (), покупают новые (главное ) – однако большинство старается их подзарядить и использовать дальше. Благо современные батареи ходят достаточно долго (порядка 4 – 5 лет), но этот срок может быть намного уменьшен! Если вы неправильно подадите ток и рассчитаете неправильное время заряда, то аккумулятор может быстро выйти из строя. Поэтому сегодня подробная информация — сколько по времени нужно проводить зарядку вашего АКБ …


Сразу хочется оговориться — специальным зарядным устройством, при примерной температуре в 25 градусов Цельсия, это важно, ведь если температура превышает 35 градусов, то процесс лучше не начинать (здесь зависимость температуры электролита и окружающего воздуха)! Все дело в том, что электролит имеет различную плотность при различной температуре (кстати, можете посмотреть — ). Однако я предлагаю вспомнить принципы заряда и разряда.

Принцип работы аккумулятора

Для того чтобы его заряжать нужно понимать как он работает — нет я сейчас не буду разлагать его на различные составляющие, все и так знают что внутри свинцовые пластины в . Нам нужно понять — что такое, например — 55 Ампер*час и 12 Вольт.

  • Ампер и часы – измеряется в Ампер/часах. То есть если ваш АКБ (аккумуляторная батарея) 60 А*ч – то он может отдавать 60 Ампер в течение одного часа. Соответственно если нагрузка падает, например до 30А, то он может отдавать уже два часа и так далее. Думаю это понятно.
  • Напряжение – принято считать, что напряжение равно 12 Вольт, хотя это не совсем правильно. Нормальное значение рабочего варианта 12,6 – 12,7В (есть варианты и с большим), это полностью заряженный на 100%.

Если напряжение составляет 12В, то можно констатировать что разряд батареи примерно 40 – 50%, однако с такими показателями можно ездить. Если ваш авто исправен и генератор дает нормальную «зарядку», то напряжение быстро восстановится. Также хочется отметить что показатель в 11,5 – 11,6В говорит о «», это очень «неприятно» для батареи. Начинается процесс «сульфации» свинцовых пластин внутри, что просто уменьшает емкость АКБ — может настолько, что автомобиль просто не запуститься.

То есть мы с вами поняли — нормальные показатели в 12,7В (заряжен), именно с таким напряжением будет отдаваться 60 Ампер в течении часа, а дальше оно упадет до 11,6В (разряжен). Потом зарядка и повторная эксплуатация.

Два строения аккумуляторов

Это также важная строчка, все дело в том — что заряжать каждый из типов, нужно по-разному, точнее готовиться к процессу заряда. ИТАК:

Первый тип – это так называемые необслуживаемые батареи. У которых внутри есть электролит и он как бы «запаян» внутри, то есть не может испариться. Если превращается в пар, дальше конденсируется на стенках и повторно выпадает в основной электролит. Это самый беспроблемный тип. Не нужно забивать голову с пополнением уровня, плотностью и т.д.

Второй тип – (который уходит в прошлое) – обслуживаемый. У него нет герметичного корпуса, поэтому электролит (а точнее вода из него), может испаряться, тем самым понижая уровень. Этот вариант один из самых проблемных, за ним нужно уметь ухаживать и заряжать! Например, если понижен уровень — зарядка недолжна производиться! Нужна правильная подготовка.

Подготовка аккумулятора

Прежде чем заряжать батарею, ее нужно правильно подготовить, ведь если вы ее снимаете, то нужно проверить все и сразу. Как я писал сверху пойдет речь именно об обслуживаемом аккумуляторе.

  • Для начала нужно удалить весь конденсат, окись и грязь с поверхности и контактов. Для этого просто берем обычную тряпку, мочим ее в растворе обычной соды и протираем верхнюю часть – контакты. Таким образом, мы добиваемся чистоты – это важно! Ведь если ваш аккумулятор имеет откручивающиеся крышки сверху, то в них при демонтаже может попасть грязь – что крайне не желательно! Ведь она может быть причиной выхода из строя батареи, просто .
  • Можно открутить крышки. Проверяем уровень электролита, если он крайне низок – не закрывает пластины, то нужно – ОБЯЗАТЕЛЬНО, добавить дистиллированной воды. Иначе просто «убьете» свою батарею. Свинцовые пластины нагреются и осыпяться.
  • В идеале нужно замерить плотность электролита. Напомню для рабочего, нормального аккумулятора она составляет – 1,26 – 1,30 г/см3.

После подготовительных работ можно переходить к зарядке. Однако стоит отметить — что она бывает двух вариантов – при помощи постоянного тока и при помощи постоянного напряжения, время может сильно разниться от этих параметров. Если конечно у вас не универсальное зарядное устройство, там вы по минимуму имеете настроек.

Время заряда постоянным током

Думаю, не стоит объяснять — что минусовую клемму аккумулятора вы подсоединяете к минусу «зарядника» с плюсом точно также. Многие придерживаются именно этого варианта, ведь «Ампераж» который мы подаем на АКБ очень важный параметр – его ни в коем случае нельзя превышать, а если сильно занизить, то батарея будет долго заряжаться.

Также хочется предупредить — что напряжение должно быть больше номинального – то есть от зарядного устройства получаем около 13,8 — 14В, примерно столько же дает автомобильный генератор. Только тогда пойдет заряд, если напряжение будет меньше чем 12 (а тем более 11В), то ничего не произойдет, а скорее всего еще более усугубит разряд.

ИТАК : Оптимальным считается напряжение в 10% от общей емкости батареи, то есть если у вас 75 А*ч, то заряжать нужно с током в 7,5А.

Таким образом — если ваша батарея полностью разряжена (напряжение менее 11,7В), то она должна зарядиться за 10 часов! Однако время может сократиться от уровня разряда.

В варианте с обслуживаемой батарей определить это достаточно легко – как только пойдут пузырьки с поверхности электролита в банках, это значит — заряд полностью состоялся.

От себя хочу добавить – в далекие времена (лет так 20 назад), мой отец очень часто заряжал АКБ дома, особенно зимой. Он ставил на 60Ач вариант ток в 2А и оставлял на ночь, таким образом — батарея брала нужное количество энергии — из этого малого тока. Нужно отметить разряд был тогда не глубоким. Поэтому если хотите просто «подпитать» свой АКБ, например напряжение на контактах ровно 12В, поставьте его на ток в 1 – 2А на ночь!

Однако сейчас существует еще один способ, который требует также минимум вмешательства человека.

Время заряда постоянным напряжением

Этот вариант набирает все большую популярность – именно этот принцип реализован на многих китайских устройствах, где практически нет индикаторов «ВОЛЬТАЖА» и «АМПЕРАЖА», а есть только светящиеся «точечки» или шкала, которая сигнализирует заряд. Такое устройство разработано специально для необслуживаемых аккумуляторов, ведь вы не сможете смотреть за кипением электролита и выделением из него газа, ибо все герметично. Поэтому первый вариант, не совсем хорош. Здесь автоматически регулируется напряжение и «ампераж».

ИТАК : Напряжение может плавать в пределах от 13,8 до 14,5В, чем больше напряжение тем быстрее идет заряд.

Так в первый час батарея может впитать в себя от 50 до 60% от номинальной емкости. ТО есть если она 60А, то 60Х60%=36А

Во второй час – напряжение падает, и заряд происходит медленнее, около 15 – 20%

Третий час – еще ниже, около 7 – 8%

Четвертый – почти полная емкость в 90 – 96%.

Последующие часы не очень то и нужны, сила тока может «свалиться» до 0,2А, зарядка до 100% займет почти эти же 10 часов.

Каждый автовладелец знает, что транспортное средство требует к себе повышенного внимания Необходимо вовремя менять масло, проводить техосмотр машины. А по окончанию летнего сезона у владельцев машин возникает вопрос: как правильно проводится зарядка автомобильного аккумулятора? Рассмотрим это процесс более подробно.

Зарядка аккумуляторных батарей производится от источника выпрямленного тока. Допускается использование различных выпрямителей, которые допускают регулировку напряжения либо зарядного тока. Используются 2 метода заряда батареи: при постоянном напряжении либо при постоянном значение силы тока. И тот, и другой метод одинаково влияют на долговечность батареи. При выборе устройства для зарядки автомобильных аккумуляторов необходимо руководствоваться ниже приведенной информацией.



Зарядка при постоянном значении силы тока

Заряжать батареи необходимо с силой тока, которая соответствует 1/10 от номинальной емкости. Чтобы поддерживать силу тока на одном уровне, нужно использовать регулирующее устройство. У такого способа есть недостаток. Каждые 2 часа нужно регулировать силу тока, а по окончанию заряда наблюдается обильное газовыделение. Чтобы сократить его, следует ступенчато понижать силу тока, когда растет зарядное напряжение. Многих водителей интересует время зарядки автомобильного аккумулятора. Если номинальная емкость составляет 90 Ач, то на зарядку уйдет около 10 часов.


Если напряжение достигло отметки 14,4 вольта, то силу зарядного тока необходимо сократить вдвое. Если батарея имеет емкость 60 Ач, то сила тока составит 3 А. При такой силе тока продолжается заряд до того момента, когда начнется газовыделение. Если у батарей нет отверстий, через которые можно долить воду, то можно еще в 2 раза уменьшить силу тока при напряжении в 15 вольт. Батарея заряжена на 100%, если напряжение, сила тока в процессе зарядки неизменны 1-2 часа.


Зарядка при постоянном напряжении

Как провести зарядку автомобильного аккумулятора таким способом? Напряженность АКБ в конце зарядки зависит от зарядного напряжения. Если напряжение составляет 16 вольт, то за сутки батарея зарядится почти полностью. Когда включается ток, его сила может составлять свыше 50 А. Все зависит от того, какую емкость имеет батарея. Именно поэтому зарядное устройство имеет схемные решения, которые держат предельное значение силы тока в диапазоне 20-25 А.


В процессе заряда напряжение на концах батареи становится таким же, как и напряжение зарядного устройства. Ток зарядки автомобильного аккумулятора сокращается, стремится к нулю. Благодаря этому процесс зарядки проходит без вмешательства человека. Критерий окончания процесса зарядки - это напряжение в 14,4 вольта на концах батареи. Также загорается сигнал зеленого цвета, который сигнализирует о завершении процесса.

Частью схемы зарядки автомобильного аккумулятора является составной транзистор. Он может принадлежать серии КТ827. Выходное напряжение при этом определяется переменным резистором. Выходной ток таких схем определяется мощность, типом трансформатора. Минимальная их мощность составляет 200 Вт. У трансформатора есть 3 главных вывода.

Некоторые схемы зарядного устройства имеют тиристорное управление. Оно проходит за счет сдвига фаз. Такие схемы довольно просты. Конструкцию могут монтировать в обычном оргалите. Тиристоры, а также диоды должны крепится на теплоотводе. Именно так получается зарядка автомобильного аккумулятора своими руками.


Зарядка при помощи солнечных батарей

Солнечную батарею устанавливают на приборной панели машины. Ее подключают к разъему прикуривателя. Такое устройство очень полезно во время длительной стоянке транспортного средства для позарядки батареи. Особенно это актуально зимой. Благодаря правильно подобранной мощности модуля контролер заряда не нужен. Для солнечной зарядки автомобильного аккумулятора потребуется солнечная батарея, имеющая мощность 6 ватт; кабель, соединяющийся с бортовой сетью машины; развязывающий диод.


Подобный модуль может зарядить батарею, емкость которой составляет не более 75 Ач. Контролер заряда при этом не потребуется.

Если нужна подзарядка АКБ весь день, то нужно использовать иной модуль. Его мощность не превышает 60 ватт. Для таких случаев нужно использовать контроллер заряда. Он позволит защитить батарею от перезаряда. Таким образом будет проходить правильная зарядка автомобильного аккумулятора.


Сама обмотка (которая в бесперебойнике играет роль первичной обмотки) тут у нас будет понижающей, то есть вторичной. Трансформатор является обычным понижающим сетевым трансформатором, при таком режиме работы на выводах вторичной обмотки образуется переменное напряжение с номиналом 24 Вольт 8-15 Ампер, в зависимости от мощности трансформатора.


Заряд батареи на автомобиле

При эксплуатации батареи на автомобиле ее заряд происходит при постоянном напряжении. Производители автомобилей по согласованию с разработчиками батарей устанавливают уровень зарядного напряжения 14,1±0,2 В, что ниже напряжения интенсивного газовыделения. С понижением температуры эффективность заряда при постоянном напряжении уменьшается из-за роста внутреннего сопротивления батареи.


Поэтому АКБ на автомобиле не всегда восстанавливает свою емкость после разряда полностью. Обычно степень заряженности батареи зимой составляет 70-75%, если напряжение на клеммах батареи равно 13,9-14,3 В при работающем двигателе и включенном дальнем свете. Поэтому в тяжелых условиях зимы (при низких температурах, частых и длительных пусках холодного двигателя и коротких пробегах) целесообразно периодически (желательно не реже одного раза в месяц) производить заряд АКБ от стационарного зарядного устройства и при положительной температуре.

У полностью заряженной батареи плотность электролита составляет 1,28±0,01 г/см3 Линейно снижаясь, по мере разряда АКБ, она составляет 1,20±0,01 г/см3 у батарей, степень заряженности которых снизилась до 50%. У полностью разряженной батареи плотность электролита составляет 1,10±0,01 г/см3.



Если значение плотности во всех аккумуляторах одинаково (с разбросом ±0,01 г/см3), это говорит о степени заряженности батареи и отсутствии внутренних замыканий. При наличии внутреннего короткого замыкания плотность электролита в дефектной банке аккумулятора будет значительно ниже (на 0,10-0,15 г/смі), чем в остальных ячейках.

Для измерения плотности жидкостей применяют ареометры со сменными денситометрами для измерения плотности различных жидкостей, например, антифриза с плотностью от 1,0 до 1,1 г/см3 или электролита с плотностью от 1,1 до 1,3 г/см3.



При измерении поплавок не должен касаться стенок цилиндрической части стеклянной трубки. Одновременно необходимо замерить температуру электролита. Результат измерения плотности приводят к +25°C. Для этого к показаниям денситометра надо прибавить или отнять поправку, указанную в специальной литературе.

Если при измерении окажется, что НРЦ ниже 12,6 В, а плотность электролита ниже 1,24 г/см3, батарею необходимо подзарядить и проверить зарядное напряжение на ее клеммах при работающем двигателе.

Похожие публикации