Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Транспортное обслуживание. Обслуживание туристов. Транспортное обслуживание туристов - Осипова О.Я Раздел iv обслуживание туристов водным транспортом

,
информативностью и дешевизной по сравнению с другими видами транспорта.
Отличительной особенностью автомобильных перевозок является то, что они используются не только для массовых перемещений туристов при реализации экскурсионных, познавательных, развлекательных и шоп-туров, но и для трансфера пассажиров, пользующихся услугами воздушного, железнодорожного и водного транспорта.
Глава
22
ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ
ПЕРЕВОЗКИ
ПАССАЖИРОВ
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
В сфере автомобильных перевозок действует целый ряд документов правового характера, регулирующих деятельность на автомобил ьном транспорте во внутреннем и в международном сообщениях.
Под международными перевозками понимаются перевозки, во время
которых транспортное средство пересекает территории хотя бы двух
государств.
Международные автоперевозки представляют собой специфическую область деятельности автотранспорта, так как они осуществляются на базе международных нормативных актов с учетом национальных законодательств тех государств, по чьим территориям пролегает маршрут. При этом
международные правовые документы
охватывают следующий круг вопросов:
- инфраструктура;
- дорожное движение;
- требования к автотранспортным средствам;
- условия работы экипажей транспортных средств;

Налоговое обложение;
- перевозка пассажиров и грузов, таможенные процедуры;
- перевозка специфических категорий грузов.
В основе международных пассажирских автомобильных перевозок
лежат многосторонние и двусторонние договоры, заключенные между несколькими или двумя государствами на правительственном уровне. Одним из важнейших
многосторонних договоров
в этой области является
«Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа» (КАПП), которая была разработана Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН в 1973
г. В Конвенции даны определения таких основных понятий, как
«перевозчик»,
«пассажир»,
«транспортное средство»; перечислены транспортные документы, применяемые при международной автоперевозке
(индивидуальный или коллективный билет, багажная квитанция); определена ответственность перевозчика за ущерб, причиненный жизни, здоровью пассажира или его багажу в результате происшествия , связанного с перевозкой.
Согласно КАПП общая сумма возмещения, которая должна быть выплачена
пострадавшему
в связи с нанесением вреда его физическому или психическому здоровью, ограничивается суммой 250 000 швейцарских франков. Однако любое договаривающееся государство может устанавливать в этом случае более высокий предел. Ответственность перевозчика за утрату или повреждение багажа определяется выплат ой суммы, равной размеру причиненного ущерба, но эта сумма не должна быть больше 500
швейцарских франков на единицу багажа и не более 2000 швейцарских франков на пассажира. За повреждение вещей, находящихся при пассажире,
перевозчик несет ответственность в размере не более 1000 швейцарских франков на пассажира. Перевозчик освобождается от ответственности полностью или частично, если ущерб возник по вине пассажира или в результате его поведения, противоречащего правилам поведения людей на

транспорте.
В Конвенции предусмотрены статьи по предъявлению претензий и исков.
Претензии в отношении багажа могут предъявляться пассажиром к перевозчику в течение 7 дней с момента получения багажа. Иск в суд,
связанный с телесным или психическим повреждением здоровья или смертью пассажира, может быть предъявлен в течение 3 лет. Следует отметить, что Российская Федерация не подписала данную Конвенцию,
однако многие ее положения нашли отражение в двусторонних соглашениях о международном автомобильном сообщении, заключенных Рос сией с рядом государств.
В октябре 1997 г. в Бишкеке была принятии «Конвенция о международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа» государствучастников СНГ
(КМАПП). Отличительной особенностью КМАПП по сравнению с КАПП
является то, что в ней оговари ваются вопросы страхования; порядок таможенного, пограничного и санитарного видов контроля. Все эти аспекты должны регулироваться международными конвенциями, многосторонними и двусторонними правительственными соглашениями, а также внутренними законодательствами стран, подписавших этот документ. Конвенция предусматривает ответственность перевозчика за ущерб, нанесенный здоровью пассажира или его багажу, а также порядок и сроки предъявления претензий и исков. При этом сумма компенсаций устанавливается судами сторон в соответствии с их национальным законодательством. Приложение к
Конвенции «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств участников СНГ»
регламентирует процессы перевозки пассажиров и багажа а втобусами в регулярном и нерегулярном сообщениях.
Под регулярной перевозкой понимается перевозка, которая осуществляется с определенной частотой по обозначенному маршруту, а посадка и высадка пассажиров могут происходить только на заранее определенных мест ах

остановок. Регулярные перевозки выполняются по ранее установленным расписаниям и утвержденным тарифам.
Нерегулярная перевозка
это перевозка с закрытыми дверями,
осуществляющаяся одним транспортным средством, перевозящим одну и ту же группу пассажиров на протяжении всей поездки , начинающейся и заканчивающейся в месте отправления или заканчивающейся в месте назначения, если транспортное средство возвращается обратно порожним.
С целью либерализации пассажирских перевозок автомобильным транспортом страны ЕС в 1982 г. заключили в Дублине «Соглашение о международной нерегулярной перевозке пассажиров автобусами» (АСОР).
Впоследствии аналогичное соглашение (Ин -тербус), предназначенное для присоединения к АСОР, было разработано Комитетом внутреннего транспорта Европейской Комиссии ООН. В настоящее время положение о нерегулярных перевозках распространяется на большинство стран Западной и
Восточной
Европы и
Турцию.
Следует иметь в виду, что помимо регулярных и нерегулярных перевозок выделяют еще так называемые
челночные перевозки
повторяющиеся перевозки предварительно сформированных групп пассажиров из пункта отправления в пункт назначения и обратно. Эти перевозки также осуществляются при закрытых дверях (т. е. ни один из пассажиров не может выйти или сесть в автобус на маршруте). Как правило, во время челночных перевозок автобус едет пустым при первом обратном рейсе, когда он отвез первую группу, и последнем прямом рейсе, цель которого забрать оставшуюся группу перевезенных пассажиров.
При осуществлении нерегулярных и челночных перевозок на борту транспортного средства должны быть списки пассажиров, заверенные печатью и подписями перевозчика и водителя. Если автобус едет за пассажирами пустым, то список пассажиров может быть составлен в момент их посадки.
Принадлежность международных автомобильных перевозок к тому или

иному виду
(регулярные, нерегулярные, челночные) определяет необходимость получения разрешений на въезд на территорию одной из договаривающихся сторон или на транзит через третьи страны. В основном разрешения требуются при реализации регулярных и челночных перевозок.
Для выполнения нерегулярных перевозок, связанных с обслуживанием организованных групп туристов, такие разрешения в большинстве случаев не требуются. Разрешительная система оговаривается госуда рствами при заключении двусторонних и многосторонних договоров на международные автомобильные перевозки.
Российская Федерация, как правило, осуществляет автомобильное сообщение на основании двусторонних соглашений. Такие соглашения Россия имеет с
Азербайджаном, Австрией, Албанией, Арменией, Беларусью, Бельгией,
Болгарией, Великобританией, Венгрией, Германией, Грецией, Грузией,
Данией, Ираном, Ирландией, Италией, Казахстаном, Кипром, Китаем,
Киргизией, Латвией, Литвой, Люксембургом, Македонией, Молдовой,
Монголией, Нидерландами, Норвегией, Польшей, Португалией, Румынией,
Сербией, Словакией, Словенией, Таджикистаном, Украиной, Финляндией,
Францией, Хорватией, Чехией, Швейцарией, Швецией, Эстонией. В
соответствии с этими соглашениями компетентными органами договаривающихся сторон
заблаговременно передаются друг другу
предложения по организации регулярных перевозок. Предложения должны содержать данные о наименовании перевозчика (фирмы), маршрута следования, расписании движения, пунктах остановок, на которых перевозчик будет производить посадку и высадку пассажиров, а также о намечаемом сроке и регулярности выполнения перевозок. Компетентные органы договаривающихся сторон должны выдавать разрешения в письменной форме на осуществление регулярных перевозок пассажиров на тот участок пути, который проходит по территории их государства. В
приложении 5 в качестве примера приведено Соглашение между Российской
Федерацией и Литвой.

При выполнении нерегулярных перевозок разрешение не требуется в
случае, если группа пассажиров в одном и том же составе перевозится на одном и том же автобусе в течение всей поездки и при этом: 1) поездка начинается и заканчивается на территории государства той договаривающейся стороны, где зарегистрирован автобус; 2) поездка начинается на территории той договаривающейся стороны, где зарегистрирован автобус, и заканчивается на территории другой договаривающейся стороны при условии, что автобус покидает эту территорию порожним или если автобус въезжает пустым в целях обратной перевозки тем же перевоз чиком группы пассажиров с территории государства другой договаривающейся стороны, на которую эта группа была доставлена. Разрешение на выполнение нерегулярной перевозки не требуется при замене неисправного автобуса другим автобусом. При выполнении нерегулярных перевозок , как уже отмечалось, водитель автобуса должен иметь список пассажиров, составленный по специальной форме,
утвержденной компетентными органами договаривающихся сторон.
К международным документам, регулирующим инфраструктуру в области автомобильных
перевозок,
относится
«Европейское
Соглашение о
международных магистралях» (от 15.11.1975 г.) и «Европейское Соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах» (от 01.02.1991 г.). В первом документе приводятся определение плана международной сети «Е», перечень дорог международной сети, условия, которым должны соответствовать международные автомобильные магистрали; во втором приведен перечень международных терминалов, пограничных пунктов и железнодорожно - паромных переправ и портов, имеющих значение для международных комбинированных перевозок; определены технические характеристики грузовых автотранспортных средств для перевозки на железнодорожных платформах и т. п.
Среди наиболее важных
международных документ ов, посвященных

дорожному движению, следует назвать «Конвенцию о дорожном движении»
(от 08.11.1968 г.); «Конвенцию о дорожных знаках и сигналах» (от 08.11.1968
г.);
«Протокол о разметке дорог к
Европейскому
Соглашению,
дополняющему Конвенцию о дорожных зна ках и сигналах» (от 01.03.1973
г.). В данных нормативных актах установлены единые основные правила дорожного движения; требования к автотранспортным средствам и водителям; утверждены единообразные системы дорожных знаков и сигналов, правила разметки дорог и другие предписания при осуществлении международных автомобильных перевозок. Установлены пять категорий транспортных средств (А, В, С, D, Е), на управление которыми выдаются удостоверения определенного образца. Каждое автотранспортное средство должно иметь свидетельство регистрации и отличительный знак страны регистрации (в приложении 6 приведены отличительные знаки транспортных средств различных стран). Кроме того, существует ряд документов с изложением требований к внешнему и внутреннему оборудованию, ур овню шума и загазованности, внешним световым приборам, тормозам и другим техническим и экологическим характеристикам автотранспорта. Следует иметь в виду, что эти требования меняются и поэтому страны, подписавшие подобные документы (в том числе РФ), должны следить за вносимыми изменениями и принимать меры по приведению оборудования автотранспортных средств в соответствие с нововведениями.
В области условий работы на автотранспортных средствах
действует международное «Европейское соглашение, касающееся работ ы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки» (от 01.07.1970 г.). В этом соглашении изложены основные требования, предъявляемые к водителям, осуществляющим международные перевозки, к их возрасту, квалификации, ежедне вной продолжительности управления автомобилем, максимальному времени непрерывного управления , а также к контролю за соблюдением режима труда и отдыха водителей на маршруте. Для выполнения последнего требования

автотранспортные средства, выполняющие междуна родные перевозки пассажиров и грузов, должны быть оснащены контролирующими устройствами тахографами. Тахограф представляет собой контрольное устройство, непрерывно регистрирующее пройденный путь, скорость движения на нем, режим труда и отдыха водителей.
Помимо этого, существует ряд документов, касающихся аспектов налогового
обложения и таможенного режима при автоперевозках. Эти документы разработаны с учетом «Международной Конвенции о таможенных льготах для туристов» (1959) и действующего внутреннего закон одательства стран,
на территории или через территорию которых осуществляется автоперевозка.
Содержание всех перечисленных выше соглашений и конвенций должно учитываться при реализации поездок в зарубежные страны. В России учреждена организация Ассоциация международных автоперевозчиков
(АСМАП), которая, являясь членом Международного Союза автомобильного транспорта, оказывает помощь в практических вопросах, связанных с организацией автоперевозок за рубеж.
В частности, она издает информационные справочники, г де предоставляются сведения по нормативно-правовой базе и практическим условиям выполнения перевозок по территории той или иной страны. (В качестве примера в приложении 7
представлены сведения об условиях выполнения международных автоперевозок по территории
Китая.)
Авторитетными международными организациями, занимающимися вопросами автоперевозок, являются Международный союз автомобильного транспорта, Европейская экономическая комиссия ООН, Европейская комиссия министров транспорта, Координационное транспорт ное совещание государствучастников
СНГ и др.
Все эти организации в той или иной мере занимаются вопросами безопасности; таможенными формальностями; унификацией правил,
регламентирующих автомобильные перевозки; гармонизацией национальных и международных требований в области автомобильного транспорта и

другими проблемами, касающимися этой сферы деятельности.
В Российской Федерации принят ряд нормативных актов, с одной стороны,
входящих в национальную законодательную базу в сфере автотранспорта , а с другой стороны, определяющих правовые нормы в международном автомобильном сообщении. К таким документам относится Федеральный
Закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (от 09.07.1998 г.). Этот документ регулирует ряд правил,
которые должны выполняться российскими и иностранными перевозчиками
в международном сообщении.
В частности, иностранные перевозчики должны:
- иметь разрешения на перевозку, выданные компете нтными органами;
- иметь списки перевозимых пассажиров;
- соблюдать режим труда и отдыха водителей;
- не использовать принадлежащие им транспортные средства для перевозки пассажиров между пунктами, расположенными на территории России (так называемый запрет на автотранспортный каботаж);
- иметь отличительные знаки тех государств, где зарегистрировано транспортное средство, и т.д.
Контроль за выполнением этих правил осуществляется органами транспортной инспекции на контрольно -пропускных пограничных пунктах,
расположенных на территории
Российской
Федерации.
Для отечественных перевозчиков нарушение ряда требований, изложенных в этом документе, влечет за собой наложение штрафов, вплоть до приостановления действия лицензии на международные перевозки.
С целью усиления требований к безопасности движения Правительством РФ
03.08.1996 г. было принято постановление «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом».
Согласно постановлению все вновь изготавливаемые автобусы с января 1998 г. с числом мест более 20 и

грузовые автотранспортные средства полной массой более 15 т,
предназначенные для междугородных и международных перевозок, должны оснащаться тахографами. За нарушение правил использования т ахографов, а также за превышение допустимого времени управления автотранспортными средствами на должностных лиц и водителей налагается административная ответственность. Этот документ был принят в соответствии с Европейским
Соглашением, которое касается раб оты экипажей транспортных средств,
производящих международные автомобильные перевозки. (В связи с тем что усталость водителей-профессионалов является частой причиной многих дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями, решением
Европейской транспортной комиссии было введено требование по обязательному оснащению всех туристских автобусов с количеством мест 9 и более специальными контролирующими приборами.)
Законом РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» предусмотрено
введение сборов за проезд по автодорогам России в случае введения иностранными государствами сборов за проезд по их территории. Величина сборов определена постановлением Правительства РФ от 24.06.1998 г. «О
сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской
Федерации», которая зависит от вида транспортного средства и продолжительности пребывания его на территории России. В таблице 8
приведены размеры таких сборов для автобусов и легковых автомоб илей.
При осуществлении
перевозок
автомобильным
транспортом
во
внутреннем сообщении
также существует целый ряд документов ,
регламентирующих условия пассажирских и грузовых перевозок. Основным нормативным актом здесь является Устав автомобильного транспорта
РСФСР (от 08.01.1969 г. с последующими изменениями в редакции постановлений Совета Министров РСФСР 1969, 1974, 1980, 1988 и 1991 гг.).
Постановлением Верховного Совета РФ № 4604 -1 от 03.03.1993 г. этот документ считается действующим в настоящее время на т ерритории

Российской Федерации, хотя многие его положения на данный момент устарели, не соответствуют рыночным отношениям, развивающимся в стране, а в некоторых случаях противоречат современному национальному законодательству.
Предполагается, что новый нор мативный документ, который намечается принять в ближайшее время, будет учитывать современное состояние в области автомобильных перевозок.
Одним из важных правовых документов, касающихся внутренних автоперевозок, является Закон РФ «О безопасности дорожного движения».
Закон преследует цель защиты жизни, здоровья и имущества граждан,
интересов общества и государства путем предупреждения дорожно - транспортных происшествий или снижения тяжести последствий,
возникающих в их результате. Для этого Законом введено обязательное
лицензирование деятельности организаций, связанных с обеспечением
автоперевозок,
а именно:
- автопредприятий, организующих пассажирские и грузовые перевозки;
- предприятий ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств;
- учреждений, занимающихся подготовкой водителей и повышением их профессионального уровня;
- предприятий, занимающихся изготовлением производственной документации (водительских удостоверений, справок, бланков и т.д.),
номерных знаков, торговлей автотранспортными сред ствами и т. п.
Согласно Закону все автотранспортные средства, изготовленные на территории РФ или ввезенные из -за рубежа на срок более 6 мес, должны иметь сертификаты соответствия, выданные уполномоченными органами.
Кроме того, в целях обеспечения безопасно сти движения Закон предусматривает введение обязательного медицинского освидетельствования водителей и кандидатов в водители, а также проведение предрейсовых,
послерейсо-вых и текущих медицинских осмотров.

Единый порядок дорожного движения на территории Ро ссийской Федерации введен «Правилами дорожного движения» (от 23.10.1993 г.), утвержденными
Правительством РФ. Этим актом на территории России узаконено правостороннее движение.
В целях повышения безопасности автомобильных перевозок 08.01.1997 г.
был издан приказ Министерства транспорта «Положение об обеспечении
безопасности перевозок пассажиров автобусами». В документе приведены определения таких понятий, как «автобус», «автобусный маршрут», «вид автобусных перевозок»; дана классификация автоперевозок по ра зличным признакам; определены основные задачи физических и юридических лиц по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами, в том числе при осуществлении туристско -экскурсионных поездок, при перевозке детей,
а также при реализации автоперевозок на горных маршрутах.
Для регулирования автомобильных перевозок на автомобильном транспорте взамен устаревших правил, действовавших в
9
Осипова
257
РСФСР, в 1997 г. приказом Министерства транспорта были утверждены
«Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным
транспортом в Российской Федерации». В правилах дается определение понятий «пассажир», «водитель», «перевозчик», «багаж», «ручная кладь»,
«автовокзал», «автостанция» и т.д.; рассмотрен порядок перевозки пассажиров различными автотра нспортными средствами (в том числе в автобусах, предоставляемых организациям и гражданам по договорам или отдельным заказам); обозначены основные права и обязанности перевозчика и пассажиров. Этим вопросам будет уделено более глубокое внимание в главе, посвященной обслуживанию пассажиров, пользующихся автомобильным транспортом, на внутренних маршрутах.

Осипова О.Я.

Транспортное обслуживание. Обслуживание туристов.

Раздел I ОБСЛУЖИВАНИЕ ТУРИСТОВ ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ

В современном мире, в то время, когда путешествия людей по планете приобрели масштабный характер, существенно возросла роль возду шного транспорта как наиболее быстрого средства перемещения на большие расстояния. Особенно велико значение воздушных перевозок в реализации массового туризма. Его бурное развитие в середине прошлого века потребовало создания самолетов, отвечающих различны м целям путешествий и имеющих высокий уровень комфорта. На борту воздушных судов и в аэропортах пассажирам предлагается разнообразный и совершенный сервис, делающий путешествия приятными и доступными широким слоям населения.

Авиаперевозки имеют ряд особенностей по сравнению с другим транспортным обслуживанием. Это связано, прежде всего, с зависимостью их от метеоусловий и от ландшафта местности в пунктах взлета и посадки (особенно для самолетов). Кроме того, условия эксплуатации подвижного состава заставляют выносить аэропорты за пределы населенных пунктов и требуют значительного времени для подготовки пассажиров к непосредственно перелету. Тем не менее благодаря главному преимуществу высокой скорости доставки в дестинацию авиаперевозки составляют серьезную конкуренцию наземным и водным видам транспорта.

Глава 1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Воздушная перевозка представляет собой транспортировку пассажиров и багажа, выполняемую авиационными предприятиями на воздуш ных судах за установленную плату, а также наземными транспортными средствами перевозчика.

Внутренняя воздушная перевозка воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории одного государства.

Международная воздушная перевозка воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: соответственно на территории двух государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

Период перевозки включает в себя: при перевозке пассажира период времени с момента входа пассажира на перрон аэропорта для посадки на воздушное судно и до момента, пока он не покинет перрон под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика; при перевозке багажа период времени с момента принятия багажа к перевозке и до выдачи получателю или передачи его согласно установленным правилам другой организации. При этом под перроном понимается часть летного поля гражданского аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа, груза и почты, а также для других видов обслуживания.

Регулирование перевозок воздушным транспортом осуществляется в соответствии с международным законодате льством (если перевозка носит международный характер) или с национальным законодательством (если перевозка носит внутренний характер).

1.1. Правовое обеспечение международных авиаперевозок

Основными документами, регулирующими международные воздушные перевозки, являются международные глобальные и двусторонние конвенции.

Двусторонние соглашения заключаются, как правило, между двумя государствами, чье сотрудничество определено рамками других договоров (рамками СНГ, ЕС и т.д.).

В международных соглашениях широкого значения участвует большой круг государств, которые разрабатывают международные нормы и правила, регулирующие полеты, а также принципы организации воздушных перевозок над территориями этих государств.

Одним из первых правовых документов в области между народной гражданской авиации явилась Варшавская «Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок», принятая в 1929 г. В этом нормативном акте даны:

- определение международной воздушной перевозки;

- порядок осуществления перевозок пассажиров и багажа авиаперевозчиками по воздушному пространству;

- основные перевозочные документы, подтверждающие договор на перевозку;

- порядок ответственности перевозчика;

- порядок присоединения государств к участию в на стоящей конвенции.

Впоследствии Варшавская конвенция нашла развитие в дополнениях и изменениях, внесенных Гаагским протоколом 1955 г., Гватемальским протоколом 1971 г. и Монреальским протоколом 1975 г.

Важным пунктом Варшавской конвенции является пункт об ответственности перевозчика за смерть или нанесение ущерба здоровью пассажира и за утрату и повреждение багажа. Согласно этому документу, ответственность перевозчика за жизнь и здоровье пассажиров на международных рейсах в большинстве случаев ограничиваетс я суммой 10 000 $ США.

Ответственность за утрату и повреждение багажа для большинства международных перевозок (включая внутренние отрезки международной перевозки) ограничивается суммой 20 $ США за килограмм зарегистрированного багажа и 400 $ США за незарег истрированный багаж в отношении каждого пассажира.

4 ноября 2003 г. вступила в силу Монреальская конвенция, (заключенная под эгидой ICAO в 1999 г.), которая отменила лимиты, установленные Варшавской конвенцией по выплатам пострадавшим в авиакатастрофе и их родственникам. Более того, эта конвенция ввела двухуровневую систему ответственности. На первом уровне, сразу же после наступления страхового случая, авиакомпания (или ее страховщик) должна выплатить около 135 000 $ США каждому пострадавшему даже если вина перевозчика не доказана. Если же авиакомпания будет признана виновной в происшествии, наступит второй уровень ответственности, при котором сумма выплат ущерба вообще не ограничивается. Увеличена также ответственность перевозчика за багаж пассажиров.

К моменту вступления в силу Монреалькую конвенцию подписало 31 государство (Барбадос, Бахрейн, Белиз, Ботсвана, Македония, Греция, Иордания, Камерун, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Кувейт, Мексика, Намибия, Нигерия, Новая Зеландия, Танзания, ОАЭ, Панама, Пара гвай, Перу, Португалия, Румыния, Сирия, Словакия, Словения, США, Чешская Республика, Эстония, Япония). Официально Россия не присоединилась к новому документу, поэтому в нашей стране при реализации международных авиаперевозок пока действует Варшавская конве нция.

Тем не менее некоторые перевозчики, особенно частные, уже начали увеличивать свои расходные статьи в соответствии с новыми веяниями международных стандартов. Естественно, что позволить себе это в состоянии только стабильные и крупные авиакомпании, ко торые могут предоставлять большие гарантии и страхующие самолеты на суммы 750 млн 1 млрд $ США

(за такие деньги возмещение может быть более чем достаточным). Остальные компании будут ждать правительственных решений.

Многие эксперты полагают, что присоедин ение России к конвенции дело времени. Затягивание данного процесса будет способствовать потере позиций отечественных авиакомпаний на международном рынке. Российские граждане могут переметнуться к иностранным перевозчикам, которые за неприятности на борту заплатят приличные деньги. Кроме того, поскольку международные полеты требуют соблюдения принятых международных нормативов, авиационные администрации стран, подписавших конвенцию, имеют право не пускать на свою территорию самолеты из государств, не подписавших пока еще данный документ. Аналогичные события имели место в ситуации, связанной с ограничением по шумам: страны, принявшие международные стандарты, ограничивающие полеты шумных самолетов, показали, что не намерены вникать в экономическое положение Рос сии, и уж тем более под него подстраиваться.

Следует отметить, что только шестая часть из 187 государств -членов ICAO к моменту вступления в силу Монреальской конвенции ратифицировала ее, поэтому Россия в принципе не оказалась в одиночестве. Новые правила не будут действовать также и на территории большинства европейских стран до ратификации данного документа их правительствами, поскольку принятие конвенции является исключительно прерогативой правительства той или иной страны.

Другим важным документом международного воздушного права в области регулярного воздушного сообщения является Чикагская «Конвенция о международной гражданской авиации» 1944 г. Чикагской конвенцией был заложен ряд принципов осуществления полетов в мировом воздушном пространстве, согласно которым каждое договаривающееся государство предоставляет другим договаривающимся государствам следующие права:

- пролетать над его территорией без посадки;

- приземляться с некоммерческими целями (для заправки, смены экипажа, технических целей и др.);

- выгружать пассажиров, почту и груз, взятые на борт на территории государства, национальную принадлежность которого имеет воздушное судно;

- брать на борт пассажиров, почту и груз с местом назначения на территории государства, национальную принад лежность которого имеет воздушное судно;

- брать на борт пассажиров, почту и груз с местом назначения на территории любого другого договаривающегося государства и право выгружать пассажиров, почту и груз, прибывшие с любой такой территории.

Позднее эти принципы были расширены правом осуществлять перевозки пассажиров, почты и грузов между партнером по Соглашению и третьей стороной в обоих направлениях через свою территорию или по воздушной линии, не проходящей над территорией своей страны, а также правом осуществлять перевозки пассажиров и грузов по внутренним линиям другой страны участницы Соглашения.

Несмотря на то что принятые Чикагской конвенцией права государств по осуществлению международных полетов на практике ограничиваются некоторыми рамками, они создают необходимые условия для осуществления воздушных сообщений между государствами, обеспечивают безопасность полетов, а также способствуют благоприятным отношениям между странами

и развитию туризма.

Среди правовых документов, регламентирующих междунаро дное воздушное сообщение, важное значение имеют также «Соглашение о международном воздушном транспорте» (Чикаго, 1944 г.); «Соглашение о транзите по международным воздушным линиям» (Чикаго, 1944 г.); Римская «Конвенция о возмещении вреда, причиненного инос транными воздушными судами третьим лицам на поверхности» (Рим, 1952 г.); Токийская

«Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна» (Токио, 1963 г.) и др.

Для регулирования деятельности в мировом воздушном пространстве были созданы несколько международных организаций, целью которых стала разработка основных стратегических направлений в развитии международного авиационного сообщения. К наиболее значимым организациям относятся Международная организация гражданс кой авиации ICAO (International Civil Aviation Organization) и Международная ассоциация воздушного транспорта IATA (International Air Transport Association).

ICAO была образована в 1944 г. в Чикаго как межправительственная организация, членами которой в настоящее время являются 187 стран мира. Россия как правопреемница СССР, вступившего в ICAO в 1979 г., также является членом этого объединения. В круг основных вопросов, рассматриваемых ICAO, входят:

- разработка унифицированных правил навигационных систе м для самолетов;

- координация деятельности летных служб, безопасность воздушного пространства, в том числе выдача лицензий на регулярные перевозки;

Техническая помощь странамучастникам организации и т.п.

В сентябре октябре 2001 г. в Монреале (штаб -квартире ICAO) состоялась очередная, 33-я Ассамблея ICAO, призвавшая разработать глобальную стратегию повышения безопасности полетов и авиационной безопасности в международной гражданской авиации в связи с трагическими событиями 11 сентября в США. На Ассамбл ее было решено с 2004 г.: 1) расширить Универсальную программу проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов; 2) создать Международный механизм финансирования в целях безопасности полетов; 3) укрепить Программу технического сотрудничества ICAO; 4) разработать принципы международного механизма в области авиационного страхования от военных рисков. Помимо этого, Ассамблея приняла резолюцию, обусловленную тем,

что в последнее время увеличилось количество серьезных инцидентов, совершаемых недисциплинированными пассажирами на борту гражданских воздушных судов. Согласно этой резолюции, всем государствам предлагается принять соответствующие законы и положения, позволяющие преследовать нарушителей в судебном порядке, где бы ни было совершено правонарушение.

В области экологической безопасности Ассамблея одобрила решение Совета ICAO принять новый, более жесткий, стандарт для снижения шума. Этот стандарт будет введен в действие 1 января 2006 г. в отношении вновь конструируемых воздушных судов.

В вопросах аэронавигации была достигнута договоренность о введении

с 1 февраля 2002 г. новой структуры авиамаршрутов через Северный Полюс, что позволяет существенно сократить дальность полетов, связывающих Европу и Северную Америку с Центральной и Юго -Восточной Азией; снизить полетное время; составить более удобное расписание полетов; снизить экологический ущерб окружающей среде и принести экономическую выгоду пассажирам и авиакомпаниям.

IATA была основана в 1945 г. в Гаване как ассоциация авиаперевозчиков, объединяющая в настоящее время 272 авиакомпании из 130 стран мира. Из отечественных авиакомпаний членами IATA на настоящий момент являются «Аэрофлот», «Пулково», «Сибирь», «Трансаэро» и «ВолгаДнепр».

IATA оказывает помощь авиакомпаниям, туристической индустрии и организациям-партнерам в повышении рентабельности их работы и улучшении качества обслуживания пассажирских и грузовых перевозок.

В финансовой области службы IATA предоставляют:

Услуги по эффективному проведению в кратчайшие сроки платежей по взаимным обязательствам авиакомпаний;

- возможность производить взаиморасчеты посредством мировой информационной сети Интернет в ежедневном, еженедельном или ежемесячном режимах;

- авиакомпаниям централизованно управлять денежными потоками и выручкой из различных стран мира, конвертировать и выполнять перевод денежных средств.

IATA проводит активную политику, направленную на снижение всевозможных аэронавигационных и аэропортовых сборов, взимаемых с участников воздушного движения (так, благодаря лоббистским усилиям IATA удалось на 7,5 % снизить сборы за посадку и стоянку воздушных судов

в новом афинском аэропорту Спарта); содействует тому, чтобы взимаемые в виде сборов средства использовались для развития авиационной инфраструктуры.

В центре внимания IATA находятся вопросы, связанные со снабжением подвижного состава топливом, так как доля затрат на топливо составляет в среднем 15% эксплуатационных расходов авиакомпаний.

В связи с этим Ассоциация рассматривает следующие вопросы: 1) проводит совещания с поставщиками топлива для улучшения взаимопонимания; 2) разрабатывает правила и стандарты, связанные с закупками топлива; 3) осуществляет контроль за всеми аспектами снабжения топливом и т.д.

В области реализации услуг IATA является законодательным органом по всем вопросам, связанным с разработкой тарифов на международные пассажирские перевозки; устанавливает правила регистрации пассажиров, порядок бронирования мест, обработки, оформления и выдачи багажа; устанавливает стандарты обслуживания пассажиров в полете, вкл ючая требования к организации работы бортпроводников и их подготовке, требования к обеспечению питанием в полете, к оборудованию и к организации медицинской помощи на борту.

М.: Академия, 2006. - 384 с.

В учебном пособии рассматриваются правовые основы, регулирующие перевозки туристов в международном и внутреннем сообщениях, излагаются порядок реализации туристских перевозок отдельными звеньями транспортной системы, а также основные правила перевозок пассажиров и багажа в соответствии с современными кодексами и уставами различных видов транспорта. Приводятся сведения о сервисных услугах, сопровождающих перевозки туристов, в том числе отражающие последние достижения в области развития новых технологий. Уделено внимание вопросам безопасности, связанным с транспортным обслуживанием туристов.

Для студентов вузов. Может быть полезно студентам средних учебных заведений системы туристского образования.

Введение

РАЗДЕЛ I. ОБСЛУЖИВАНИЕ ТУРИСТОВ ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Глава 1. Правовые основы регулирования перевозок пассажиров воздушным транспортом
Глава 2. Авиабилет как документ, подтверждающий договор о воздушной перевозке
Глава 3. Авиационные тарифы
Глава 4. Современные системы бронирования авиабилетов
Глава 5. Технология обслуживания авиапассажиров
Глава 6. Особенности обслуживания отдельных категорий пассажиров
Глава 7. Общие правила перевозки багажа
Глава 8. Особенности перевозки отдельных групп предметов и вещей
Глава 9. Чартерные авиарейсы
Глава 10. Сервис для авиапассажиров
Глава 11. Специальные программы для часто летающих пассажиров
Глава 12. Техническое обеспечение авиаперевозок

РАЗДЕЛ II. ОБСЛУЖИВАНИЕ ТУРИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Глава 13. Правовые основы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом
Глава 14. Виды железнодорожных сообщений и подвижного состава
Глава 15. Перевозочные документы
Глава 16. Тарифы. Льготы. Сборы
Глава 17. Правила перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте
Глава 18. Перевозка ручной клади, багажа и грузобагажа
Глава 19. Сервис для пассажиров на российском железнодорожном транспорте
Глава 20. Особенности обслуживания организованных групп туристов на железнодорожном транспорте
Глава 21. Обслуживание пассажиров на зарубежных железных дорогах

РАЗДЕЛ III. ОБСЛУЖИВАНИЕ ТУРИСТОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Глава 22. Правовые основы перевозки пассажиров автомобильным транспортом
Глава 23. Классификация подвижного состава и требования, предъявляемые к туристским автобусам
Глава 24. Обслуживание пассажиров, пользующихся автомобильным транспортом, на внутренних маршрутах
Глава 25. Организация перевозок туристов автомобильным транспортом на международных маршрутах
Глава 26. Прокат автомобилей

РАЗДЕЛ IV ОБСЛУЖИВАНИЕ ТУРИСТОВ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Глава 27. Правовые основы регулирования перевозок пассажиров морским транспортом
Глава 28. Правовые основы регулирования перевозок пассажиров внутренним водным транспортом
Глава 29. Обслуживание туристов на морских круизных судах
Глава 30. Обслуживание туристов на речных круизных судах

Приложения
Контрольные вопросы и задания к разделам I-IV
Рекомендуемая литература

Похожие публикации