Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Канон к пресвятой богородице. Как читается молитва богородичен

Согласно библейскому учению, скорбь и уныние - это результат греховной жизни человека. Впадая в них, душа отпадает от Бога, от источника радости и любви, мира и блага. Но Господь обещал дать человеку по его вере, поэтому вопреки различным ситуациям и явлениям, которые могут происходить в нашей жизни, даже по грехам своим попав под один из смертных грехов - уныние, необходимо стремиться выйти из него как можно скорее, пока эта болезнь не укоренилась и не разрослась в душе.

Одним из способов, который позволяет избегнуть тягостного положения, стало чтение специального правила, которое помогает победить это опасное духовное заболевание. Правило называется Покаянный канон. Он может читаться к Ангелу-Хранителю, который приставлен к человеку и способен по просьбе своего подопечного многое для него сделать, ко Господу и, конечно, к нашей главной Заступнице - Царице Небесной.

История

В VIII веке от Рождества Христова молебный канон Божией Матери был создан святым человеком, духовным писателем по имени Феостирикт (или Феоктист). Это был известный в свое время почитатель священных икон и автор многих духовных текстов.

Тогда в Греции правил император Константин Копроним. Он был жестоким царем, а период его правления является временем появления иконоборчества вдобавок к гонениям на Церковь. Время правления императора Константина Копронима иногда даже сравнивают с периодом властвования языческого правителя Диоклетиана, который бесчеловечно издевался над христианами. Равным образом и данный правитель подвергал монахов за их верность Христу, за то, что те оберегали иконы, ужасающим пыткам.

К несчастью, и Святой Феостирикт не стал исключением: ему были обожжены горячей смолой нос и руки. Остальных побивали камнями. Впрочем, этот святой старец, создатель священных покаянных Канонов ко Господу, Богородице и святым, тем не менее стойко выдержал выпавшие на его долю испытания и в итоге прожил плодотворную долгую жизнь, преставившись в глубоком старчестве.

В древних источниках содержатся сведения, что святой Феостирикт нередко страдал от приступов черного уныния. Оно было связано с постоянными гонениями со стороны императора державы на христиан того времени. Он глубоко переживал за судьбы Церкви Христовой , Его людей, поскольку на них постоянно обрушивались жестокие нападки.

Потому, будучи глубоко верующим человеком и к тому же имея дар духовного писательства, он составил особые гимнографические песни-поэмы, которые получили название Священных Покаянных Канонов ко Христу, Божией Матери, Ангелу-Хранителю. Эти песнопения поддерживали монаха и позволяли побеждать это тягостное состояния и снова обретать мир в своей душе и гармонию в отношениях со Всевышним.

Чтение канона в наши дни

В наши дни верующие, которые читают в особых ситуациях эти каноны святого Феостирикта, равным образом испытывают позитивный результат не только в отношении своего внутреннего состояния, но также отмечают положительные изменения и во внешней, семейной, личной жизни.

Каноны распеваются совместно с другими песнопениями или по отдельности. Главное, чтобы молитва шла от сердца, именно это в итоге сыграет решающую роль.

О языке канона

Изначально, поскольку канон написан греком, он и был создан на родном языке автора - греческом. После нашими предками он был переведен на тогдашний славянский. На этом языке до сих пор в наших современных храмах на нем напечатаны книги, по которым церковнослужители поют молитвы по всем канонам. Для удобства пользования и понимания выпущены новые книги, в которых сохранены все слова молитв, но напечатаны современными буквами.

Это намного облегчило понимание. Собственно, именно этот вариант мы видим практически во всех молитвословах. Поначалу тяжело понимать славянские словесные конструкции, манеру выражения мысли, длинные сложные предложения и проч. Но для христиан, для которых русский язык стал вторым родным, но не был таковым изначально, существуют переводы, где все слова и выражения молитв написаны так, будто их писал современный человек с использованием полностью современной лексики. Такие молитвословы можно купить или услышать , к примеру, на Новом Афоне в Абхазии.

Разумеется, покаянные каноны переведены на все языки мира, чтобы к этому великому наследию возможности исцеления своей души и получения помощи свыше могли приступить и христиане из прочих народностей.

Основные виды молебных песнопений Пресвятой Богородице

Следует отметить, что на сегодняшний момент написано уже довольно значительное количество молебных обращений к Божией Матери, пожалуй, больше, чем кому-либо из святых или даже Господу. Связано это со множеством Ее святых чудотворных икон. Однако в целом все молитвы, как большие, так и малые, разделяют на:

  • молебные,
  • покаянные.

Канон молебный ко Пресвятой Богородице

Больше всего известен молебный канон Божией Матери, который начинается со слов «к Богородице прилежно ныне притецем», текст которого применяется также при пении молебна Божией Матери. Он был написан в XII веке послушником одного из мужских монастырей того времени.

Это молебное песнопение получило свое название в силу исключительно проникновенных песнопевческих стихов, которые способны вызвать у молящегося этими словами каждого христианина состояние, которое евангельски называется «сокрушение сердца», - когда человек не просто признает свое несовершенство, но и начинает скорбеть об этом, что в итоге приводит к тому, что он становится более человечным, добрым, внимательным.

Именно это можно назвать «умягчение злых сердец». Это нужно не для того, чтобы просто сокрушить человека, ослабить его и отнять все его достоинства. А, можно сказать, поменять минус на плюс. Гордость заменить смирением, кротостью и любовью к ближнему - такому же когда-то поврежденному. Зло заменить также любовью и прощением за все причиненные скорби и стать добрее, а значит, сильнее.

Человек добрый и сильный в своем сердце и воле к добру возвращает внутрь себя истинное достоинство своей души. И, что еще важнее, достоинство перед глазами Бога - чтобы тот мог не только по милости давать человеку различные блага, но и по тому, что добрый и любящий человек этого становится просто достоин.

Разумеется, смирение перед Богом (как высшей любовью) позволяет творцу восстановить в нас все поврежденные участки души и дать благодать, которую исправленная душа человеческая будет в состоянии принять в себя. А с возвращением благодати Божией из души человека сами по себе уходят и все зло и посмертные состояния души:

В свое время такое благодатное влияние молебствия стало причиной того, что святые отцы включили канон Богородице перед Причастием - каждый верующий должен был прочесть его, чтобы с верным настроем подойти к принятию в себя Тела и Крови Христовой.

Следует отметить, что на первоначальное его предназначение указывает краткое пояснение, которое говорит о том, что это песнопение также стоит начать читать, когда человека одолевает различная душевная скорбь. Правило спасает от нее и от уныния.

Канон покаянный ко Пресвятой Богородице

Помимо молебного песнопения, в молитвослове для мирян и монахов также часто публикуется и канон покаянный ко Пресвятой Владычице нашей. Христианское православное вероучение говорит о том, что-то, что не в силах простить себе и другим человек, может Бог. А также во все времена, еще со времени своего земного странствования, Матерь Божия могла просить Своего прекрасного Сына о людях, о событиях - обо всем.

И сейчас, когда Она - Царица Неба и земли и имеет благодать от Бога получать все, что попросит, она не забывает нас. Поэтому к Ее покрову и защите от самих себя, от греха и повреждений души прибегают все те, кто осознал в этом необходимость. Теперь она является Помощницей и Покровительницей всех грешных людей.

Именно по этой причине все христиане (и не только) из века в век взывают к Ней в своих прошениях о помощи от последствий своих греховных действий. Прибегание к канонам к Матери Божией, прошениям о ее помощи в замаливании грехопадений - данное песнопение к Пречистой Деве Марии является наиболее доступным средством в достижении этой цели.

Канон Богородице перед причастием

Перед причастием читают совмещенные каноны:

  • Господу Иисусу Христу,
  • Молебный ко Пресвятой Богородице,
  • Ангелу-Хранителю.

От каждого канона взято по одному тропарю (песне). Между песнями поется припев (их несколько, и они меняются в зависимости от места канона). К Божией Матери запев звучит как «Пресвятая Богородица, спаси нас». Как вариант, может быть «Пресвятая Богородице», с буквой «е» в окончании. Это не стоит воспринимать как ошибку, а нужно знать, что сохранен древний вариант произношения, где сохранился звательный падеж, а он имеет окончания -о и -е.

Три канона перед причастием соединяются следующим образом:

Это обычная процедура чтения совмещенных канонов. Но, в любом случае, следует полагаться на составителя молитвослова: в них все обычно все соответствует правилам.

Также можно обратиться за подробными разъяснениями к Богослужебным указаниям или же Типикону - полному уставу Церковной жизни и проведения молитвословий и Богослужений.

Значение канонов ко Пресвятой Богородице

Чтение канонов перед Таинствами исповеди и Причастия - это последовательность просьб ко Господу и Матери Его, чтобы даровали возможность исповедаться, здоровье, чтобы дали сил приступить ко Причастию и очистить душу перед собой и Богом, чтобы Ангел-Хранитель был неотступно рядом и не позволял темным силам нападать, влиять и посылать дурные мысли, не допускал к душе духа уныния и проч., избавил от искушений. Канон перед причащением святых Христовых Таин способен:

  • помочь настроить ум, сердце и душу на общение с Отцом Небесным,
  • придать сил и здоровья сходить на исповедь,
  • освободиться от грехов,
  • дать внутренние возможности для борьбы с ними и со злыми духами.

Ни в коем случае не стоит оправдывать свою лень, давать себе поблажки или обвинять кого-то другого в своих грехах. Скорбь и стыд за свои действия должны быть нелицемерными. Здоровье души сообщит силы и плотской составляющей человека.

Постоянное чтение канона способно на многое:

  • вылечить злобу и гневливость.
  • утихомирить желание ругаться и ссориться,
  • придать хорошее настроение,
  • утолить жадность и подарить желание делиться добром с людьми.

Существует множество примеров, когда после молитвы с людьми происходили самые благоприятные события, получалось то, что раньше было недоступно. Молитва - это дверь в жизнь каждого для разного блага. Господь всегда слышит (даже если не показывает) мольбы грешников, а множество Ангелов, по заверению Христа Иисуса, радуются на небесах и торжествуют, когда кто-то из грешников (а это мы все) приносит Богу покаяние и возносит искренние молитвы.

Чтение канона ко Пресвятой Деве Марии, как и все прочие молитвы, необходимо не спеша, с сердечным вниманием и сокрушением сердца. Имеет большое значение старание осознать значение канона, чтобы через правильный настрой получить благодать Божию.

Согласно библейскому учению, уныние и скорбь – это состояния греховного плана. Поскольку человек, впадая в них, перестает представлять собой явление жизни, не излучает энергию жизненную. А ведь сказано: «По свету вашему да будет вам» (апостол Павел).

Потому важно, несмотря на разные ситуации и явления, которые происходят в жизни, даже попав в состояние уныния, стараться как можно скорее из него выйти.

Одним из способов, созданным еще в VIII веке нашей эры Святым Феостириктом, является пение Канона Покаянного ко Господу, Богородице, Ангелу-Хранителю. Об этом речь пойдет в данной статье.

Об авторе канонов

Монах Феостирикт (по другим источниками Феоктирист) жил в VIII веке нашей эры. Он был известным в то время почитателем священных икон и духовным писателем.

Как раз в годы его жизни правил в Греции Константин Копроним. Это был жестокий царь, поскольку период его правления считается временем развития иконоборчества в церкви. Константина Копронима даже сравнивали с языческим императором Диоклетианом, который жестоко издевался над христианами.

Также и этот правитель подвергал монахов за то, что те защищали христианскую веру, оберегали иконы, ужасным пыткам.

Так и Святой Феостирикт не явился исключением: горячей смолой ему были обожжены руки и нос. Других же били камнями.

Каноны

В древних источниках сообщается, что святой часто испытывал состояние уныния из-за постоянного гонения со стороны правителя страны на христиан. Он глубоко переживал постоянно обрушивающиеся нападки.

А потому, будучи человеком глубоко верующим, а также духовным писателем, составил специальные песни-поэмы, которые названы Священными Канонами Покаянными Христу, Богородице, Ангелу-Хранителю. И они помогали монаху уходить прочь от негативного состояния и вновь приходить к радости и умиротворенности.

В настоящее время, верующие, которые применяют Каноны, также ощущают положительный результат относительно своего внутреннего состояния.

Их поют совмещенно "Покаянный Канон Господу, Богородице и Ангелу" или каждый по отдельности. Но это не влияет на смысл и результат.

Называются эти песни так:

  1. Покаянный канон молебный ко Пресвятой Богородице.
  2. Покаянный канон к Ангелу-Хранителю.
  3. Покаянный канон Иисусу Христу.

О языке песен-канонов

В статье размещен Канон Покаянный Пресвятой Богородице на русском языке. А также к Ангелу-Хранителю и Господу (объясняются на русском).

В храмах они поются на церковно-славянском языке. Но поскольку не все знают и понимают этот язык, песни переведены на русский, чтобы каждый мог четко уяснять смысл.

Также они переведены на другие языки мира, чтобы Каноны могли воспевать иные народности, почитающие православную веру.

Канон покаянный молебный Богородице

Начинается песнь с Тропаря Богородице (4 Глас), в котором говорится о том, что к Царице Небесной усердно обращается человек и перед Нею преклоняется, каясь и взывая о помощи из глубины души своей.

Далее, следует восхваление Богородицы и обещание человека никогда не отступать от Владычицы, поскольку именно Она – защита, опора, поддержка для земных праведников. Только благодаря Ей они свободны до сих пор.

Псалом 50 гласит о взывании к милости Божьей и просьба очистить от греха. Обновить сердце и дух. Наполнить радостью. Просьба помочь открыть уста и восхвалять Господа перед другими людьми, не ведая страха. О готовности жертвовать.

Начинается Канон Покаянный Богородице (на русском языке) с Гласа 8, Песнь 1, с Ирмоса – связующего смыслового звена между Тропарем и Каноном. Песня хвалы Богу.

Припев: просьба к Богородице о спасении от искушений, страстей, напастей и бед. Звучит слава Царице Небесной, что Сына-Спасителя родила. Просьба избавления от бедствий.

Песнь 3. Ирмос: просьба к Господу в утверждении любви человека к Нему.

  • Припев первый: поется о том, что Богородица – Защитница и Покровительница человеческая, Причина всех благ.
  • Припев второй: мольба о помощи к Богородице, чтобы смятение и уныние рассеялось. Называние Ее Родительницей Начальника Тишины.
  • Слава (рекомендуется при этом произносить "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу").
  • И ныне (рекомендуется произносить: "И ныне и присно и во веки веков. Аминь").
  • Далее, просьба спасти от бед рабов Царицы Небесной (людей, почитающих Ее), поскольку к Ней обращаются в молитвах после Бога. Просьба о воззрении Ее на тело и душу человека скорбящего.
  • Тропарь, Глас 2. Название Богородицы Горячим Ходатайством, Стеною неприступною, Источником милости, Прибежищем миру.

Песнь 4. Ирмос: понимание таинства Промысла Господня, прославление Бога.

  • Припев первый: обращение человека к Царице Небесной об успокоении страстей волнения и бури согрешения.
  • Припев второй: просьба к Богородице о милосердии.
  • Припев третий: Благодарственная песнь Богоматери.
  • Слава. Просьба о помощи.
  • И ныне. Благодарность Царице Небесной, что Она Надежда и Утверждение, и Спасения Стена Непоколебимая.

Песнь 5. Ирмос: просьба к Господу-Человеколюбцу о просвещении Повелений Его и Мире.

  • Припев первый: воззвание к Пречистой Богородице наполнить сердце человека радостью и весельем светлым.
  • Припев второй: просьба избавить от бед.
  • Слава. молитва к Богородице рассеять мглу человеческих согрешений.
  • И ныне. Просьба об исцелении.

Песнь 6. Ирмос: молитва к Господу о возвещении печалей человека.

  • Припев первый: просьба к Богородице молить Сына Ее от злодейства врагов избавить человека.
  • Припев второй: обращение к Царице Небесной как Защитнице жизни и Охраны верной, расторгающую искушения, злобу нечистого, отгоняющую в молитве от страстей пагубных избавить человека.
  • Слава. Просьба о спасении от страстей и бед.
  • И ныне. Просьба о спасении от гибельных болезней тела.

Кондак. Глас 6. Обращение к Богородице как к Защите христиан надежной, Ходатайству перед Богом.

Второй кондак. Глас 6. Обращение к Пресвятой как единственной Помощнице и Надежде.

Стихира. Глас 6. Просьба к Богородице не о земном заступничестве, а о Небесном.

Песнь 7. Ирмос: песнь про юношей из Иудеи, которых сожгли за их веру в Троицу.

  • Припев первый: воспевание Спасителя, который пришел на Землю через Чрево Богородицы – Защитницы Мира.
  • Припев второй: обращение к Царице Небесной как к Матери чистой, которая родила Любящего Милосердие, в молитве избавления от согрешений и душевной скверны.
  • Слава. Обращение к Господу, который явил Матерь Свою Сокровищницей спасения и Источником вечности.
  • И ныне. Просьба к Богородице об исцелении душевных и телесных немощей человека.
  • Припев первый: просьба к Царице Небесной не презреть помощи у Нее просящих, превозносящих Ее вовеки.
  • Припев второй: воспевание Богородицы, как Врачевательницы немощей человеческих.
  • Слава. Воспевание Девы, обильно изливающей исцеления тем, кто с Верою воспевает Ее.
  • И ныне. Воспевание Девы, отражающей искушения.

Песнь 9. Ирмос: утверждение о том, что истинно Богородицей исповедуют Матерь Господа.

  • Припев первый: просьба человека к Царице Небесной не отвергать слез его, но стереть их с лица.
  • Припев второй: просьба наполнить сердце Радостью.
  • Припев третий: просьба к Богородице сделаться Пристанищем, Защитой, Стеной непоколебимою, Убежищем, Покровом, Радостью для людей, к Ней прибегающим.
  • Слава. Просьба к Царице Небесной Светом озарения прогнать мрак неведения.
  • И ныне. Просьба об исцелении из немощи во здравие.

Стихиры, Глас 2. Песнь Богородице, восхваление и благодарность. Просьба молиться за спасение людей всех Святых.

Молитва в Покаянном Каноне ко Святой Богородице

После Канона следует Молитва к Царице Небесной. Она состоит из двух частей.

  1. В первой следует обращение-просьба о помощи, утешении, разрешении страданий и бед.
  2. А во второй части сначала идет молитва-ропот, плачь о помощи. Затем восхваление Богородицы, уже радостная просьба о помощи. И в заключении Канона Покаянного Богородице на русском языке звучит «Радуйся!».

Канон покаянный к Ангелу-Хранителю

Начинается с Тропаря, Гласа 6. Обращение к Ангелу Божьему, хранителю святому, утвердить ум человеческий на истинном пути, а душу воспламенить любовью к небесному Отцу.

Слава Отцу, и Сыну, и Духу Святому. И во веки веков. Аминь.

Богородице: просьба к Царице Небесной, Святой Владычице, молить о спасении души человеческой Христа и Ангела. И простить грехи.

Канон. Глас 8. Песнь 1. Ирмос: песнь благодарности Господу, что Он провел народ Свой через воды Красного моря.

  • Припев первый: о милости к Иисусу Христу воспеть песнь и вознести хвалу Ангелу.
  • Припев второй: просьба к Ангелу-Хранителю молить Бога о человеке, что в неразумии и лености пребывает в данный момент. Не оставить его погибающего.
  • Слава. Просьба направить ум правильно, к Господу, и получить прощение грехов, и отвернуться от зла.
  • И ныне. Просьба к Богородице молиться о человеке вместе с Ангелом-Хранителем.

Песнь 3. Ирмос: воззвание, что Господь - Утверждение и Свет.

  • Припев первый: песнь о помышлениях и душе, устремленной к Ангелу-Хранителю. Просьба избавления от напастей вражеских.
  • Припев второй: признание о враге, попирающем и наставляющем исполнять свои желания. Просьба к Ангелу о Защите.
  • Слава. Просьба к Ангелу даровать возможность воспевать песнь Хвалы Богу и Ангелу-Хранителю.
  • И ныне: просьба к Богородице исцелить язвы души и прогнать врагов, борющихся с человеком.

Седален. Глас 2. Воззвания к Ангелу о защите и сохранении от коварных уловок, о направлении к Жизни Небесной, о вразумлении, просвещении и укреплении.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. И во веки веков. Аминь.

Богородице: обращение к Пречистой вместе с Ангелом о помощи в избавлении от всякого затруднения, даровании умиления и света душе.

Песнь 4. Ирмос: услышание человеком о Таинстве Промысла Господня. Вразумление дел Его. И прославление Его.

  • Припев первый. Просьба к Ангелу всегда молить Господа о человеке, не оставлять его, мир сохранять и спасение подавать.
  • Припев второй. Молитва к Ангелу, как Заступнику и Хранителю жизни от Бога. Просьба от всяких бед освободить.
  • Слава. Просьба об очищении и избавлении к Ангелу.
  • И ныне: просьба к Богородице об избавлении от бед и затруднений.

Песнь 5. Ирмос: прославление Господа.

  • Припев первый. Песнь к Ангелу-Хранителю молить Господа об избавлении от зол гнетущих.
  • Припев второй: песнь к Ангелу, как Свету сияющему, просветить душу человеку.
  • Слава. Просьба к Ангелу сохранять бодрствование в человеке.
  • И ныне. Просьба к Деве Марии низложить вражеские возношения, а воспевающих Ее - возвеселить.

Песнь 6. Ирмос: о даровании Ризы.

  • Припев первый: молитва к Ангелу о спасении от напастей и печалей.
  • Припев второй: просьба к Хранителю освятить ум и мысли.
  • Слава. Просьба к Ангелу-Хранителю сердце человеческое сохранять от смятения, бодрствующим быть в делах благих и направить к тишине животворящей.
  • И ныне. Песнь восхваления Богородицы.

Кондак. Глас 4. Просьба к Ангелу о милосердии, не отлучении от человека, о просветлении.

Икос. Молитва-просьба к Ангелу-Хранителю о помиловании и сохранении души, о просветлении помыслами добрыми, о низложении злоумышленных против человека врагов, помочь стать ему достойным Царства Небесного.

Песнь 7. Ирмос: о юношах из Иудеи, которые оставались верными Святой Троице. За это были сожжены.

  • Припев первый: просьба к Ангелу о милости, ибо Он заступник, наставник и хранитель жизни человека навеки.
  • Припев второй. Молитва к Ангелу о защите души человеческой от нападений разбойников на пути и направлении ее на Путь покаяния.
  • Слава. Просьба к Ангелу об исцелении посрамленной души человека.
  • И ныне. По молитвам Богородицы, просьба премудростью исполнить и крепостью божественной.

Песнь 8. Ирмос: воспевание Царя Небесного.

  • Припев первый: просьба к Ангелу-Хранителю утвердить жизнь человека и пребывать вовеки с ним.
  • Припев второй: воспевание Ангела – души человеческой наставника и хранителя.
  • Слава. Моление Ангела быть Покровом и Крепостной стеною во времена испытаний.
  • И ныне. Просьба к Богородице быть для человека, верующего в Нее, Помощницей и Тишиной.

Песнь 9. Ирмос: обращение к Господу, которого почитают истинно через Богородицу и с Ангелами величают его.

  • Припев Иисусу: просьба-песнь о помиловании и присоединении человека к сонмам праведников.
  • Припев: просьба к Ангелу-Хранителю о мышлении и творении доброго и полезного, явить силу праведным и непорочным в немощи.
  • Слава. Прошение Ангела молить о человеке Господа и помиловать его.
  • И ныне. Просьба к Деве Марии о молении Ею Сына освободить человека от уз и спасении.

Молитва к Ангелу-Хранителю

Также, как и молитва к Богородице, Покаянный Канон завершающая, так и в конце Канона Покаянного к Ангелу-Хранителю молитва.

В самом ее начале признание, покаяние в грехах человеческих: леность, злой нрав, постыдные дела. Но на то воля человеческая, каждому данная Богом от рождения.

В завершении звучит молитва-просьба о помощи, милосердии, заступничестве против злого противника святыми молитвами ангельскими.

Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу

Начинается с Песни 1. Ирмос: воспевание Богу победной песни, когда по суше прошли израильтяне, а фараоны утонули в море. Просьба о помиловании, покаянная молитва Господу.

  • И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
  • Обращение к Матери Божьей с просьбой избавления от сетей тьмы. И наставления на Путь покаяния.

Песнь 3. Ирмос: хвала Господу святому и милосердному. Покаяние души до суда страшного.

  • Слава. Молитва-покаяние души человека, делами и мыслями оскверненного, жестокосердного.
  • И ныне. Молитва-покаяние и просьба о помиловании Богородице.

Седален. Раскаяние в делах лукавых при мысли о страшном дне, просьба к Господу о помиловании.

  • Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
  • И ныне. Молитва о помощи и спасении к Царице Небесной.

Песнь 4. Ирмос: воспевание Господа Святой Церковью. Путь праведника узок, а сладострастника широк и удобен – призыв оберегаться от второго. Покаяние.

  • Слава. Призыв искать на земле Царства Божьего, нежели богатств материальных, которые тленны.
  • И ныне. Просьба-молитва к Богородице о помиловании, укреплении добродетели, сопровождении до Царства Божьего.

Песнь 5. Ирмос: утренняя молитва-просьба к Господу наполнить душу человека Божественным Светом, Любовью, Светлым стремлением. Покаяние в делах грешных.

  • Слава. Господь принимает грешников раскаявшихся, как блудницу и разбойника в земной жизни.
  • И ныне. Просьба о помощи и очищении души к Матери Божьей.

Песнь 6. Ирмос: воззвание к Господу о спасении от погибели в море житейском, где полно искушений.

  • Слава. Молитва покаяния и милосердия. Просьба о помощи освобождения от греха.
  • И ныне. Просьба к Богородице сохранить от видимого и невидимого зла человека.

Кондак. Обращение к душе согрешившей покаяться перед Господом.

Икос. Просьба к душе о покаянии прежде смерти.

Песнь 7. Ирмос: воспевание печи, сотворенной Ангелом, окропляющей росою святых отроков и Божьим повелением Халдеев, что даже мучитель-царь воскликнул благословение Богу. Воззвание к душе человека не надеяться на тленное богатство и красоту внешнюю.

  • Слава. Призыв душе вспомнить о вечной жизни для праведников и мучениям для недостойных.
  • И ныне. Молитва Матери Божьей о скорой помощи и помиловании.

Песнь 8. Ирмос: превознесение Христа за совершенные Им Святые Дела. Просьба к Господу о покаянии и помиловании.

  • Слава. Вера в Господа и просьба о покаянии прежде смерти.
  • И ныне. Молитва о покаянии к Пречистой Богородице.

Песнь 9. Ирмос: молитва человека к Царице Небесной, Ангелам и Архангелам избавления от муки вечной.

  • Слава. Молитва к святым мученикам, пустынникам, праведникам обратиться к Господу о помиловании человека.
  • И ныне. Просьба к Матери Божьей помолиться о человеке Господу, помиловать его во время суда.

Молитва к Господу Иисусу Христу

Горячая молитва кающегося праведника ко Христу, который Своими страданиями исцелил страсти человеческие, Своими язвами уврачевал язвы человеческие. Просьба даровать благоухание телу Животворящее и усладить душу Честной Кровью, чтобы ушла горечь врагами излитая.

Просьба возвысить ум человеческий к Господнему, отвести от пропасти погибели, даровать покаяние и благодать.

Молитва заканчивается просьбой отыскать человека праведного и приобщить его к пастбищу Господа, к овцам избранного стада.

В заключение

Покаянный Канон к Богородице, Ангелу-Хранителю и Иисусу Христу является достаточно сильной песнью-молитвой. Приобщаться к этой святыне необходимо только с искренними побуждениями в покаянии.

Но каждый, кто когда-либо обращается к Канону Покаянному ко Пресвятой Богородице на русском или церковно-славянском языке – обязательно получает помощь и поддержку.


В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения - например, сокращение «Слава, и ныне:» - есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.

В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) - оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.

«Слава, и ныне: (либо : «Слава: И ныне:» ) - Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

«Слава:» - Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

«и ныне:» - И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Внимание! В Псалтири каждая из кафизм - двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения - делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:

(Трижды)

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

«Аллилуиа» (Трижды) - Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

«Трисвятое. По Отче наш» или «Трисвятое . Пресвятая Троице… Отче наш…» - читаются последовательно молитвы:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Сокращение «Приидите, поклонимся…» следует читать:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу . (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон) .

Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас , а вместо Троичен : Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу .

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй, (трижды) . Сла́ва, и ны́не:

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Тропари, глас 6-й:

Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас, вся́каго бо отве́та недоуме́юще, сию́ Ти моли́тву, я́ко Влады́це, гре́шнии прино́сим, поми́луй нас.

Слава: Го́споди, поми́луй нас, на Тя бо упова́хом, не прогне́вайся на ны зело́, ниже́ помяни́ беззако́ний на́ших, но при́зри и ны́не, я́ко Благоутро́бен, и изба́ви нас от враг на́ших, Ты бо еси́ Бог наш, и мы лю́дие Твои́, вси дела́ руку́ Твое́ю, и и́мя Твое́ призыва́ем.

И ныне: Милосе́рдия две́ри отве́рзи нам, Благослове́нная Богоро́дице, наде́ющиеся на Тя, да не поги́бнем, но да изба́вимся Тобо́ю от бед, Ты бо еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

Го́споди поми́луй, (12 раз) . Сла́ва, и ны́не:

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

Таже Псалом 50:

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя. Яко беззако́ния моя́ аз зна́ю и грех мой пре́до мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х, и лука́вая пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х и победи́ши, внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниях зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́, безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся, омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие, возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х, и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не оты́ми от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́, и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́, возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Яко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо, всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н, се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая, тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́.

Канон, глас 6

Песнь 1

Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.

Всяко моего рыдаю жития сквернаго, и множества безмерных моих зол: что же исповем ти Чистая, недоумею и ужасаюся: но помози ми Владычице.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Откуду начну глаголати лукавая и лютая моя падения, страстный аз; увы мне, что буду прочее; но Владычице, прежде конца ущедри мя.

Слава: Смертный убо час, и судище страшное всегда помышляю, Пречистая, обычаем же всезлым прельщаюся люте: но помози ми.

И ныне: Благих тлитель, смотряя мя ныне нага Божественных добродетелей, и далече отступльша и отчуждена от Бога, поглотити мя устремляется: Владычице, предвари.

Песнь 3

Ирмос: Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Душу окалях скверно от безмерных зол моих страстный аз, Богородице Владычице: и камо прочее пойду, отчаянием весь одержим.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

И еже по образу, себе окалях, Чистая, и по подобию: делом, и словом, и помыслом содеях безместная.

Слава: Несть ин в человецех, иже неподобная содеяв, ни родися в мире, якоже аз, Благая, помрачен умом: ибо крещение Божественное оскверних.

И ныне: На конец достигох злых, пресвятая Дево, ты помози ми вскоре: небо и земля вопиют горце, от безместных деяний неподобных.

Песнь 4

Ирмос: Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет, взывающи от смысла чиста, о Господе празднующи.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Ангельстии чинове, и воинства небесных сил, твоего Сына ужасаются державы, Чистая: ныне же аз отчаявся, безстрашием одержимь есмь.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Удивися вся земля и ужасеся зрящи, лютая и злая творящу ми, и безместная: и твоего Сына многому милосердию чудится.

Слава: Церковь осквернив зле телесную, и Церковь Господню, в нюже человецы трепещуще входят, аз же блудный без студа вхожду: увы мне.

И ныне: Не яви, Владычице, не яви странна мя устраншася крова Сына твоего, всяко недостойнаго: но омый мене от скверны прегрешений моих.

Песнь 5

Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Божественным сиянием твоим Благая, исцели душевныя моя страсти, яже ми тлитель всея: и избави мя сего пленения горькаго.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Адам преступи убо заповедь едину Дево, и во изгнание впаде: како же рыдаю прегрешений моих бездну аз преступный.

Слава: Убийца убо явлься древе, и братоубийца Каин, Богом проклят бысть: что же сотворю аз вседерзый, душу убо убив ныне, и не стыждуся.

И ныне: Исаву поревновах лютому, чревообъядением, и сытостию: весь, душу оскверних пиянством, и ласкосердством житие мое: и кто мене не плачет страстнаго, увы мне.

Песнь 6

Ирмос: Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Житие мое блудно, душа моя сквернава, и живот весь окаянен, тело же мое все во злых люте окалях: темже потщися Дево, помози ми.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Конец предста, и не теплю, Благая, совесть обличает мя: предстоят бо ми деяния лукавая, и житие блудное, и судища ужасаюся Сына твоего, Чистая.

Слава: Плоти моея разжжение, река огненна страшна и неугасима ждет воистинну, и червь неусыпаяй: но угаси ми сия молитвами твоими, Пречистая.

И ныне: Ныне трепетом одержимь есмь, Благая, и ужасаюся лукаваго ловления: прежде бо конца хощет мя тлитель убити, держа мя яко пленена всего, и нага добродетелей.

Господи помилуй (трижды). Слава, И ныне:

Седален, глас 6

Упование и стена, и пристанище людем твоим, Дево: из неяже родися безстрастно Спас всяческих: якоже плачася твоего Сына при кресте, того и ныне моли избавити от тли вся, поющыя тя.

Песнь 7

Ирмос: Росодательну убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увещи вопити: благословен еси, Боже отец наших.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Седмь седмерицею пламень разжже ми страстьми лукавый, и люодеяньми сердце мое всегда умерщвляет: темже токами моих слез угаси его, Мати Божия, и спаси.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Окаляема тиною прегрешений моих, не отрини мене, Владычице благая: ибо зря мя во отчаянии суща, смеется прелукавый враг: но сама, твоею державною рукою возстави.

Слава: Страшное убо судище, страстная душе моя и нечувственная, и мучение же некончаемое и грозное: но обаче ныне припади к Матери Судии твоего и Бога, и не отчайся сама.

И ныне: Омрачихся страстный, множеством безмерных зол, и оскверних душу и тело же и ум: темже Пречистая, светом твоих сияний, к безстрастию сладости скоро введи мя.

Песнь 8

Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси и праведнаго жертву водою попалил еси: вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Прихода смертнаго ужасаюся, Пречистая, и суда онаго весь ныне убояхся: дея же злая, никакоже стыждуся: ущедри мя прежде конца, молитвами твоими Дево.

Слава: Стенания немолчная, Владычице, даруй ми, и слез тучы даждь, да омыю моя прегрешения многая, и неисцельныя язвы: яко да улучу жизнь вечную.

И ныне: Зол моих множество тебе исповедах Владычице: яко ни един в мире ин прогнева тако Бога, Сына и Господа твоего: сего ми на милость вскоре премени, Дево.

Песнь 9

Ирмос: Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати; Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово Воплощенно, Егоже величающе, с небесными вои Тя ублажаем.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Се прихожду ти Пречистая, со страхом многим и любовию, крепость ведый многую молитвы твоея, раб твой, много бо может воистинну, Владычице, мольба матерня к Сыну: милосердием бо преклоняется.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Яже от Троицы единаго Бога рождшая, и на руку носившая, Дево Мати: угаси страстей огнепальную пещь, и слезными токи омый душу мою.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Лики прими Архангел же, и множество вышних воинств Зиждителя моего, Апостол же и Пророк соборы, и Мученики, и Преподобныя, и Священномученики: и молитву сотвори, Чистая, за нас к Богу.

Слава: И ныне и тогда твою помощь да обрящу Чистая, в час в оньже изыдет дух мой: вскоре изимающи избави мя бесовскаго мучительства, Пренепорочная, и не остави мене Благая, предану быти им.

И ныне: Судии щедраго чаю, и человеколюбиваго твоего Сына: Чистая, не презри мене, но того ми сотвори благопременна, поставити мене одесную тогда, Всенепорочная, пречистому судищу его: на тя бо уповах.

Молитва ко Пресвятей Госпоже Богородице

Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми твоими и всесильными мольбами, отжени от мене смиреннаго, и окаяннаго раба твоего уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления, от окаяннаго моего сердца, и от помраченнаго ума моего. И погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен: и избави мя от многих и лютых воспоминаний, и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословенна еси от всех родов, и славится пречистое имя Твое, во веки веков. Аминь.

Окончание канонов общее.

Досто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́во ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Го́споди, поми́луй, (трижды)

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́луй и спаси́ нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Полное собрание и описание: богородичен это какая молитва для духовной жизни верующего человека.

Богородичное правило – читается 150 раз *Богородице Дево…*:

О, Господи наш Премилосердный! Молим Тя мы все с великими слезами и стенаниями сердца, укрепи дух наш в день лют. Дай нам силу противостоять злобе антихриста. И отмени от его лютых прельщений. Во дни страшной погибели не остави нас сирыми, соедини нас в стадо Твое малое, пошли нам пастырей Твоих честных в те страшные дни гонения. Да Святыми Дарами Тела и Крови Твоей они укрепят наше сердце и сделают сильными и безстрашными против злобы мучителя. Ей, Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты знаешь немощь естества человеческаго. Укрой нас от лютой злобы и коварства антихриста, и сонмы Ангелов Твоих да защитят нас. Аминь.

О, Пресвятая Госпоже, Владычице наша, Богородице Дево! Вышшая Ангел и Архангел и всея твари Честнейшая! Просим и молим Тя всегрешнии раби Твои: не отыми омофора святаго Своего от Дивеевской земли! Из удела Твоего святаго не изгоняй нас, Всемилостивая, за леность и нерадение наше! Помози претерпеть все горести, скорби, лишения, соблазны и обольщения близ-грядущего антихриста. Да дарует нам Господь по молитвам Твоим веру искреннюю и непоколебимую. Просвети, Владычице, наш ум, да распознаем лукавые сети вражьи, и не впадем в них по неведению. О, Пречистая Госпоже, наша Мати Игумения! Собери нас, рассеянное малое стадо Христово, воедино. Спаси православное монашество последнего века сего, спаси сестер обители удела Твоего святаго и нас всех православных христиан! Буди Сама, Пречистая, наша Спасительница и Питателъница! Все упование на Тя возлагаем, Мати Божия, сохрани нас под Кровом Твоим!

Т.е. читаем усиленно несколько дней или неделю, а потом что-то происходит и бросаем. И получается, что никакой системы нет. И это явление является скорее не единичным, а массовым. И возникает вопрос, почему у некоторых получается работать в системе, слаженно, а у других нет? В чём же причина.

Дело в том, что враг рода человеческого особенно мстит за молитву. Как писал прп. Анатолий Оптинский, что те, кто начинают подвизаться в Иисусовой молитве, претерпевают сильные искушения и появляется много врагов, завистиников, ненавистников. Но благодать Божья, конечно, всё это покрывает при грамотном делании и совершенном уповании на помощь Божью. Что касается Псалтири, то это молитва особой силы. И не пройдя определенную школу молитвы, к серьезному чтении Псалтири очень трудно подойти. На тех людей кто усиленно читает Псалтирь и тем более поминает других, наступает особая брань. И самому, без Божьей благодати, естественно, здесь устоять нельзя. Чтобы хорошо шло чтение Псалтири и, вообще, чтобы бы дальше уверенно двигались по пути спасения, просто необходимро быть под Особым Покровом Царицы Небесной! Только с Её помощью мы можем устоять и не сломиться. Мы помним такую великую роль Царицы Небесной в жизни прп. Серафима Саровского и Сергия Радонежского! И они не сломились, а преуспели именно благодаря усердному молению к Пресвятой Богордице. И это не пустые слова. Мы видимо и множество других подобных примеров, о которых можно говорить и говорить.

Уроки православия: богородичен. Что это? Нужен ли он?

В православии особо почитается Дева Мария. Считается, что своими чудесными молитвами к Господу Пресвятая Богородица спасет всех живущих на Земле христиан.

Ее образ запечатлен во множествах икон. На многих из них святая изображена с младенцем Иисусом на руках. Одно только чудо непорочного зачатия девушки уже заставляет уверовать в великую силу Божьего промысла. Житие Марии является примером кротости, смирения для каждого из нас.

Помощь Богородицы

Многие православные отмечают чудодейственную силу Божией Матери. Она спасает и оберегает верующих.

  • Дева Мария является покровительницей всех матерей.
  • Она способна излечить различные недуги, в том числе бесплодие.
  • Принято считать, что образ Богоматери спасает верующих от междоусобиц и войн.
  • Дева Мария способствует разрешению в родах, учению, воспитанию детей.

Наверное, нет ситуации, когда пресвятая Богородица не помогла бы правосланым христианам.

Обращение к Деве Марии – богородичен. Что это?

Как помогает верующим святая? В молитвослове есть специальный раздел обращений к Деве. Он носит название “богородичен”. Представляет собой собрание всех молитв ко пресвятой Божией Матери. Они применяются для разрешения проблем в любых жизненных ситуациях, начиная с беременности и родов и заканчивая поминовением усопших.

Итак, почему молитвенное обращение к Деве Марие называется богородичен? Что это?

Богородичен входит в обязательный состав чтения литургии (утренней службы). Особенно почитается обращение к Пресвятой Деве во время великих православных праздников. Считается, что своими молитвами Богоматерь оберегает все христианские храмы и соборы и несет благодать верующим.

Святые отцы отметили, что молитвы, обращенные именно к Деве Марии, имеют особую силу. Поэтому было принято решение обобщить их названием богородичен для указания их великого статуса. В настоящее время значение слова несколько видоизменилось. Многие служители храмов данным определением называют просто обращение к Пресвятой Деве.

Как читать богородичен

Основная молитва Деве Марии – «Пресвятая Богородица, спаси нас». Ее принято читать во всех жизненных ситуациях. Дает спасение в случае опасности и покровительство в удаче эта молитва.

Богородичен читается во время литургии после «Отче наш». Ее текст повторяется единовременно в количестве 33 раз. Затем основное обращение к Богородице производится в начале каждой части службы.

Особую силу имеет молитва перед совершением таинства причастия. Считается, что именно в этот период на христианина налагается благодать Божия. Что такое богородичен перед причастием? Обращение к Деве Марии перед святым таинством позволяет открыть душу верующего Богу и отпустить все его грехи.

Сила молитвы

Жизнеописание святой считается примером для всех православных. Еще при жизни Богородицы молитвенное обращение к ней спасало верующих от невзгод и неурядиц. В период после своей смерти и по сей день великая Дева Мария не перестает покровительствовать христианам.

Практически каждый верующий отмечает ее помощь в самых трудных ситуациях.

Свою любовь к православным пречистая Дева не раз показывала в виде мироточения икон, чудесного исцеления от пояса Богородицы, проявления благодати во время празднования Рождества, Успения и входа во храм.

Поможет ли богородичен

Многие скептики утверждают, что молитвенное обращение к святой – не что иное, как просто программирование своих мыслей и поступков на определенные действия. Результат их будет не помощью от Божией Матери, а логичный итог их работы. Однако святые отцы отмечают, что подобное суждение является настолько поверхностным, что даже не принимается в счет. Помощь христианам при молитве к пресвятой Деве Марии оказывается на протяжении уже более 2000 лет. Подобная продолжительность чудесных явлений и миллионы благодарных христиан являются лучшим доказательством силы и влияния молитвы.

Читаем богородичен в домашних условиях

Православному христианину не обязательно постоянно посещать службы в храме. Можно совершать домашние молитвы. Обычно они производятся утром после пробуждения и перед отходом ко сну.

Домашний богородичен – что это? У каждого православного в месте проживания должен быть оборудован специальный угол для обращения к Богу. Центральное место его занимают иконы (Спасителя, пресвятой Девы Марии и святых отцов).

Здесь можно обращаться с молитвой к Господу. В этом же углу читают богородичен. Символом веры также может служить горящая свеча или лампада, установленные рядом с иконами.Обращаться в молитве к Деве Марии принято за себя и своих близких, также за уже усопших православных христиан.

И все-таки богородичен – что это? Это молитва, которая может помочь и оказать любую помощь просящим. Обращение к святой Деве Марии через богородичен – один из лучших способов очищения христианской души.

В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения - например, сокращение «Слава, и ныне:» - есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.

В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) - оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.

«Слава, и ныне: (либо : «Слава: И ныне:») - Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

«Слава:» - Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

«и ныне:» - И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Внимание! В Псалтири каждая из кафизм - двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения - делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Сокращение «Приидите, поклонимся…» следует читать:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу . (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон) .

Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас , а вместо Троичен : Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу .

Православная молитва Богородичен для верующего

Начинающий православный христианин, купив молитвослов, может заглянуть в него и увидеть множество сокращений. Не в каждом молитвослове бывают пояснения, и поэтому за разъяснениями приходится идти к священнику или к более опытным верующим знакомым. Среди прочих сокращений часто можно встретить слово Богородичен. Что же оно означает?

Это короткий вариант словосочетания богородичная молитва, означает, что по очередности в том месте, где оно написано, следует читать определенную молитву, обращенную к Матери Божьей. В молитвенных правилах для мирян это, как правило, молитва Пресвятая Богородица, спаси нас. В богослужебной практике слово Богородичен обозначает песнопение, посвященное Царице небесной.

Богородичен догматик

Люди, зашедшие в субботу вечером на службу в православный храм, часто слышат восклицание чтеца на клиросе: богородичен догматик. Вслед за этим восклицанием хор поет короткое торжественное песнопение, содержащее похвалу Божьей матери и одновременно прославляющее два начала Ее Сына: божественное и человеческое.

Всего существует восемь богородичных догматиков, их еще называют догматики восьми гласов, и поются они только накануне великой вечерни. Скорбные песнопения, посвященные плачу Богоматери у Креста, называются крестобогородичны.

Богородичные молитвы для православного верующего

Все православные молитвы, обращенные к Божьей Матери, принято называть богородичными молитвами. В православное церкви их великое множество, поскольку Богородица очень почитается верующими, и к Ней принято обращаться во всех важных жизненных ситуациях, и в скорбных, и в радостных. Пресвятая Дева славится на всех богослужениях, вспоминается на всех церковных праздниках, так как явила Своим примером образец истинного смирения, покорности воле Божьей, любви к Богу и сочувствия людям, не смотря на то, что пережила много горя.

Православные тексты богородичных молитв читаются православными утром и вечером, перед началом и по окончании всякого дела. Существуют и особо торжественные богородичные молитвы для домашнего чтения – акафисты и каноны. Слушать акафисты и каноны можно в записи, в профессиональном исполнении церковных хоров, так как традиционно они исполняются нараспев.

Слушать на видео молитву Богородичен

Читать текст православной Богородичной молитвы

Прими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единой прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся святаго тела Его, и пречистыя крове Его; тем же блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, херувимов светлейши и серафимов честнейши сущая. И ныне всепетая, Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабах Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго, и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди: яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми; славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице единому Богу, и всех Создателю возсылаем, ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Богородичен это какая молитва

Троицкий храм с. Тербуны

Всем своим православным читателям рекомендую применять Богородичное правило – это очень сильная молитва! Если вам тяжело на сердце, случились какие-либо неприятности, читайте Богородичное правило, и все разрешится. Пресвятая Богородица никогда не оставит в беде тех, кто призывает ее на помощь. Главное – молиться от всего сердца.

Всегда читайте «Богородицу», и тогда Матерь Божия всегда будет охранять вас от всех искушений. Даже когда в магазин идете или в какое-либо другое общественное место, читайте «Богородицу», тогда не будет искушений. Тому, кто читает эту молитву, Матерь Божия помогает удаляться от всех искушений, а иначе обязательно будут искушения. И в дороге, чтобы все гладко прошло, читайте «Богородицу». Если вам придется в пути столкнуться со всякими неожиданностями, то ни чего не бойтесь, не волнуйтесь, не беспокойтесь, ибо «аще и во ад сниду, если Ты Господи, со мною, не убоится сердце мое». Где бы вы ни были: на работе, дома, в общежитии…. Ругаются там, бранятся, а вы читайте Иисусову молитву или «Богородицу», и вы всегда будете с Господом, с Божией Матерью. Не страшитесь! Господь не допустит, чтобы вам что-нибудь повредило.

Святые угодники Божии – Николай Чудотворец, преподобный Сергей Радонежский, преподобный Серафим Саровский и другие – говорят нам, что, как бы мы их ни призывали, как бы мы их ни прославляли, но более совершенный путь – призывать Матерь Божию, чтобы победить все греховные наклонности. Она Всеблагая, во всем первая Помощница!

Сама Царица Небесная дала людям это правило в VIII веке, и его исполняли когда-то все христиане, а потом забыли о нем.

Богородичное правило – читается 150 раз "Богородице Дево…":

Расписание богослужений в Тихвинском храме на ближайший месяц.

Узнайте больше об иконостасе Тихвинского храма.

Предлагаем Вам ознакомиться с подробным описанием икон Тихвинского храма, а также узнать больше о значении иконостаса и пространстве храма из статьи нашего священника Антония Лакирева.

Каков замысел Божий о семье? Насколько мы близки к нему?

Как должны распределяться права и обязанности в семье? Правильно ли мы относимся к нашим самым близким людям? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой статье.

Приходите в храм, участвуйте в Богослужениях.

Мы будем рады видеть Вас на службе в нашем храме. Всегда помните священные слова Евангелия: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Евангелие от Матфея, глава 18, стих 20).

Все ли мы знаем о молитве Господней, полученной от самого Христа?

Разъяснение и толкование Господней молитвы от митрополита Антония Сурожского и протопресвитера Александра Шмемана в этом разделе.

К услугам читателей – более 1 500 книг библиотеки Тихвинского храма.

Творения святых отцов, учебники, художественная и детская литература, многие редкие издания и духовные книги ждут своих читателей в библиотеке.

Воцерковление

  • Первый раз в храме?
  • Таинства
  • Молитвы
    • Значение молитвы
    • Символ веры
    • Молитва Господня
    • Сокращения в молитвослове
    • Утренние молитвы
    • Вечерние молитвы
    • Псалтирь
  • Богослужение
  • Читальный зал
  • Полезные ссылки
  • Миссионерство
  • Календарь приходских и межприходских мероприятий

Расписание

09:00 – Божественная литургия.

  • 27 февраля 2017

Мысли великих

Будем непрестанно, день и ночь, со слезами повергать себя пред лицем благости Божией, да очистит Он сердца наши от всякого злого помышления, чтобы мы достойно могли проходить путь звания нашего и чистыми руками приносить Ему дары служения нашего.

Объявления

Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах

В молитвословах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения - например, сокращение «Слава, и ныне:» - есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.

Только в случае, когда указаны в Псалтири после каждой из трех частей кафизмы

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды )


Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды )


Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды )


Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон )
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон )
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон ).

Пресвятая Богородице, Спаси нас

Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу

Русская Православная Церковь Ильинское благочиние г. Москвы

Похожие публикации