Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Индейские амулеты: что это и как сделать своими руками. Древние письмена Индейские знаки и их значение

Так североамериканские индейцы могли вести счет: обозначая рассвет (пустой кружок – солнце встало) и закат (закрашенный кружок – солнца нет).

В отличии от европейского счета по дням, большинство индейских племен вело счет времени ночами – расстояние до события рассчитывалось количеством «стольких ночей».

Весна и Лето

Смысл этих символов в обозначении времени – это простой способ записать время года, когда люди не имеют часов, но способны использовать окружающую среду для измерения циклов времени.

Скорей всего на изображениях символически обозначены стебли растений – только начавшие всходить весной и уже полностью выросшие – летом.

Зима

Холодное время года обозначается с помощью изображения осадков в виде идущего с небес снега.

Зимнее солнцестояние 21 декабря символизирует начало Зимы, которое празднуется всеми племенами. Проводятся священные церемонии, исполняются специальные танцы: танец медведя, пера и пр.

Круговые символы

Круг мог быть использован как основа для различных символов, включая солнечный. А также обозначать разные циклы (ход по кругу): времен года, четырех элементов, циклы жизни и т.д.

Круг вокруг других символов обозначал защиту и сохранение того, что в круге, неразрывность обозначаемых явлений.

Космический крест (крест в круге) – символ Солнца и солнечных циклов, также обозначает весь мир.

Элементы стихий, созданные Творцом также могли обозначаться с помощью круговой символики:

Огненный кружок – несет в себе свет и тепло.

Воздух – представляет собой дыхание, жизнь.

Водный круг олицетворяет собой поддержание жизни.

Кружок, обозначающий земной шар – четыре кружка внутри внешнего контура, разделенного крестом, напоминает о четырех нациях – первых четырех племенах человечества, которые пришли в мир. Этот символ перекликается к , похожесть не только графическая, но и смысловая.

Квадрат

Как образ замкнутого пространства, использовался для обозначения чего-то стабильного, защищенного. Безопасное место.

Луна

У коренного населения Америки, Луна считалась защитницей и хранительницей людей.

Ее символом обозначали различные земные и небесные явления, к нему часто добавляли различные другие символы – чтобы проиллюстрировать время года, календарные периоды.

Солнечные символы

Солнце – особо почитаемо в культуре индейцев, оно дарит человеку свет и тепло, обеспечивает рост и жизнь. Изображалось различными способами, например:

Лучи в солнечной символике обозначали четыре основные направления течения энергии жизни: север, юг, восток и запад.

Во время летнего солнцестояния на равнине индейцы исполняли ритуальный танец Солнца в честь этого светила.

Крест

Этот символ отражал мировоззрение древних индейцев (культура строителей курганов Миссисипи) о разделении мира на верх и них, право и лево. Предполагается наличие центра, Оси, вокруг которой крутится мир, где соединяются все миры.

Отсюда вытекает и символ свастики.

Свастика

Это сломанный крест, тип солнечного креста, лучи которого согнуты под прямыми углами, что обозначает поворотное, вихревое движение.

Для индейских племен это обозначение четырех направлений течения энергии, четырех времен года и т.д.

Утренняя звезда

Символ Венеры – самая яркая утренняя звезда, связанная с вдохновением, надеждой и жизненным руководством. Ее ассоциируют с духами предков, с воскрешением героев прошлых времен в нынешних людях. Она дарует человеку мужество и чистоту духа.

Символ утренней звезды использовался в ритуалах танца призраков, который исполнялся шаманами с целью вернуть родную землю и культуру в те времена, когда на землях Америки еще не было европейцев.

Огненный цветок

Один из символов Огня, являющегося даром Великого Духа, который использовался индейцами практически во всех ритуалах и праздниках.

Означает очищение и обновление, когда из пепла восходят новые мысли и идеи, новый рост.

Чаще всего обозначал также символ земного огня, символ очага.

Молния

Добавляет силу и скорость воину в бою, делает его удары неотразимыми – если использовать это изображение в качестве боевой раскраски.

Также может символизировать наказание человека свыше, означать ужасные события.

Дождь

Вода воспринималась как важный элемент для поддержания жизни, поэтому символ дождя и дождевых капель обозначал обновление, изменение к лучшему, плодородие.

Дождевые облака – магический символ прекрасных перспектив, которые ждут человека в будущем.

Изменения

Символ связан с погодой, в нем соединены облака, дождь и молнии, все это важно для изменения, обновления и плодородия. Погода постоянно меняется и поэтому несет в себе возможность и способность производить условия жизни важные для выживания.

Этот символ может использоваться вместе с Громовой Птицей, усиливающей мощь и магическое влияние молнии, ведь она сверхъестественное существо, производящее молнии их своих глаз и клюва.

Перья

Обозначали связь с творцом. Головные уборы из ярких перьев носились лишь наиболее важными и значимыми членами племени.

В зависимости от птицы, перья могли обозначать разное, но в целом, подобный символ мог обозначать, что какой-то важный ритуал с использованием священных перьев состоялся.

Кактус

Растение, которое адаптировано к жизни в сухой и жаркой среде, способное сохранять воду. Символизирует тепло, защиту и выносливость. Может обозначать безусловную материнскую любовь.

Озеро

Использовался как знак, информирующий о присутствии данного вида водоема в истории племени, в событиях, о которых идет рассказ.

Данное изображение могло оставляться разведчиками в качестве ориентира – сообщения своим товарищам о событиях в определенном месте.

Вода

Это изображение использовалось для обозначения больших водных участков, например рек, морей, океанов, позволяло графически описать свойства определенных территорий.

Абстрактное значение – поток жизни на Земле.

Горы

Значок применяли для обозначения местности, имеющей горный хребет. В историях означало, что путешествие осуществлялось через горы.

В зависимости от района обитания, те или иные племена могли использовать свои особенные обозначения гор. Например племя навахо, история которого ведется уже около 3 тысяч лет – живя среди четырех гор в Колорадо обозначало их визуально по цветам:

  • белые – восточные горы;
  • синие – южные горы;
  • желтые – западные;
  • черный цвет – у северных гор.

Движение Солнца, которое навахо называли подъемом и падением гор вызывало чередование дня и ночи:

Когда поднялись белые горы, это был день. Когда поднялись желтые горы, были уже сумерки. Черные горы принесли ночь, а синие горы принесли рассвет.

Много рыбы

Изображение буквально обозначает, что здесь водится много рыбы, – это важное сообщение для людей, живущих у воды и питающихся рыбой.

Может использоваться в качестве пиктограммы, описывающей события связанные с рыбной ловлей, количеством пропитания, подаренного водой.

Как абстрактный символ означает жизнь, ее духовное движение и непрерывность изменений.

Гармония и баланс

Важным процессом для людей было установление и поддержание гармонии и баланса между людьми и миром природы. Данный символ был призван напоминать людям об этой задаче в каждый момент их обычной жизни.

Кокопелли

Божество плодородия – сверхъестественная фигура по имени Кокопелли, его изображали как:

  • горбатого танцующего флейтиста;
  • существо с большим фаллосом.

Руководит:

  • в природе – земледелием и урожаем,
  • у людей – зачатием, беременностью и родами.

По легендам племен индейцев хопи, Кокопелли носит детей в заплечном мешке и раздает их женщинам.

Было и такое верование: когда он приезжал в гости в поселение, все люди плясали и веселились целую ночь напролет. А утром, когда божество покидал людей, урожай был обильным, а все женщины беременными.

Радуга Кокопелли

Также считалось, что это божество играя на своей флейте гармонии, умеет управлять радугой, дарить радость, красоту и гармонию всем.

Дух Yei

Имя этого духа происходит от Yeibicheii (Святой народ). Это божество по верованиям коренных народов Северной Америки, контролирует циклы дня и ночи, погоду и т.п.

Эти духи как правило изображались с ветками сосны, полосками юкки, с погремушками в руках, – все эти предметы участвуют в церемониях духовного исцеления.

Дух Yei – помогает людям жить в гармонии с природой, со всеми живыми существами на земле, призывает брать у природы лишь столько ее даров, сколько необходимо для выживания, сохранять баланс. Близок символу радуги Кокопелли.

В последнее лето многие исследователи Американского Музея Естественной Истории проводили свои изыскания среди индейцев Арапахо, проживающих на территории Оклахомы. Некоторые результаты этих исследований представлены в нижеследующем документе.

Индейцы Арапахо относятся к алгонкинской языковой группе, а их культура относится к культуре равнинных индейцев.

При исследовании искусства первобытных племен мира, основным выражением декоративных украшений и упрощённых живописных конструкций, являются геометрические орнаменты. То же самое наблюдается среди Арапахо. То, что визуально определяется как декоративное отображение, является реалистичным и представляет собой живописное отражение действительности. Это же подтверждают и слова самих индейцев.

Первобытное изобразительное искусство, отставив в сторону свой декоративный аспект, состоит из воспроизведения нескольких характерных особенностей объекта, который автор хочет показать.
При этом прослеживаются две тенденции вызывающие изменения этого положения.
Первая - поиск наиболее верного отражения природы, что приводит к максимально подражательным и реалистичным отображениям.
Вторая - преувеличение характерных и придумывание дополнительных черт, что приводит в развитию символизма в изобразительном искусстве.
Первая тенденция развивается в то искусство, каким мы знаем его. Вторая, в конечном счете, развивается в письменность.

Именно символизм наиболее сильно проявляется в искусстве Арапахо и именно эти проявления являются темой нашей статьи.



Основным способом выражения этого символического искусства стали вышивка бисером, иглами дикобраза, нитками; резьба, барельефы и живопись. Очень слабое выражение получил символизм в керамике, ткачестве и скульптуре.
По своему внешнему виду, искусство Арапахо близко напоминает искусство Сиу.

Для обсуждения символизма искусства Арапахо, будет удобней классифицировать символы как изображения животных, растений, природы, предметов изготовленных человеком и абстрактных идей.
Дизайн с использованием изображений животных вообще считается преобладающим у всех примитивных народов. У Арапахо он так же встречается в изобилии, но ни в коем случае не является доминирующим.

Самым ожидаемым символом можно считать бизона, так как с ним связаны практически все средства к существованию индейца. Это так, но у Арапахо изображения данного животного редки. В упрощённом виде бизон представлен в виде прямоугольника закрашенного сплошным цветом (рис.1). При детальном изучении становится понятно, что этот символ совпадает с символами Земли и Изобилия и это совпадение, очевидно, и является причиной столь редкого использования данного обозначения как символа животного.
Изображение птиц, Птицы-Грома или орла (рис.2) и ворона (рис.3). Они представляются в таком же виде как на наших серебряных монетах. Головы либо повёрнуты в сторону, либо вытянуты вперёд. Образ Птицы-Грома символизируется исходящими из глаз птицы молниями, в то время как линии от клюва или хвоста обозначают дождь, который она вызывает.
Черепаха представлена в виде пяти небольших квадратов, расположенных в шахматном порядке (рис.4), или в виде прямоугольника с двумя выступами (рис.5).
На поясах, кожаных лентах или повязках изображали змею (рис.6).
На мокасинах чаще всего размещали символы сороконожки (рис.7,8), рака или скорпиона («краб») (рис.9), стрекозы (рис.10), гусеницы (рис.11), личинки или жука (рис.12), паука (рис.13).

В живописи и резьбе животные встречаются в более реалистичном изображении - бизон, черепаха, ласка, лисица, олень, антилопа, рыба, ворон, Птица-Грома, сорока, летучая мышь, утка и другие. Хотя все эти изображения можно рассматривать как символы с большим допущением. В большей степени это - пиктограммы.
Отдельные части тел животных и человека встречаются редко. Сердце изображается в виде треугольника (рис. 14, 15).


Изображения мозга и глаз (рис.16), встречающиеся на головных уборах в виде головы бизона, представлены в виде плетёной полоски из кукурузных листьев, с пришитыми по краям петлями. Этот символ очень редкий и используются в основном в качестве повязки на голову.
Сердце и лёгкие (рис.17) представлены в виде двух неравнобедренных треугольников и одного равнобедренного треугольника соединённые вершинами.
Шахматный дизайн (квадраты, поочерёдно заполненные бисером) часто используемый на мокасинах, представляет собой отображение содержимого кишечника бизона.
Ромбовидные символы, часто встречающиеся на парфлешах, являются пупком и глазом (возможно за счёт его красного контура и жёлтого заполнения) (Рис.19).
Рука (рис.20) встречается на мячах, вследствие того, что бросает их.

Одним из наиболее часто встречающихся символов является след бизона. Изображается он в виде полосы (рис.21) или ряда разноцветных полос (рис.22). Иногда этот символ усложняется поперечными полосами других цветов (рис.23).
Этим же рисунком обозначается след на земле от перетаскиваемого жилья, когда лагерь снимается и переезжает на другое место. Поперечные линии в таком случае обозначают овраги, которые должны быть преодолены или места привалов. Беготня детей отображается в виде ряда широких линий, проходящих через подножия мокасин ребёнка. Линии под солнцем или утренней звездой также обозначают их путь (как они поднимаются).

Следы бизонов представляются линией квадратиков внутри более широкой полосы (рис.24).
Маленькие чёрные квадраты, выстроенные в линию, обозначают следы кролика на снегу (рис.25).
Следы копыт лося и антилопы показываются с помощью двух неравнобедренных треугольников, соединённых в одной вершине. Лосиные следы (рис. 26) показаны треугольниками так, что на одной линии находятся их длинные стороны, а у следов антилопы на одной линии находятся кратчайшие стороны треугольников (рис.27).
Следы лошадей отражены в виде подков (рис.28).
Медвежьи следы показываются в виде прямоугольников, открытые стороны которых опущены вниз, что указывает на когти (рис. 29).

Арапахо использовали небольшие сумки (paint-bag) в которых держали свою краску для тела. Эти сумки, как правило, делались в виде животных, таких как бобр (рис.30), рыба (рис.31), ящерица (рис.32), лягушка (рис.33). Сумка открывается как бы через пасть животного и завязывается двумя ремешками (условно, передние лапы сумки-животного). Всё «тело» животного украшалось рисунками и вышивкой. Зачастую эти сумки расшивались символами тех животных, чью форму имели. Таким образом, мы видим рёбра (рис.34), рисунок хвоста бобра (рис. 35), четыре треугольника изображающих лягушку и еду в ней (рис.36), рисунок на шкуре ящерицы (рис.37) и т.д. Эти символы являются сложными, разноцветными и зачастую их значение менялось от местоположения на теле животного.
Иногда по краям мешочка пришивалась бахрома, которая символизировала траву, в которой животное сидит. Например, лягушка (рис.33); бисерная вышивка на сумке-бобре показывает запруды по ходу потока, плотины и бобровые хатки (рис.38).
Следует добавить, что не всегда сумки для красок по форме напоминают животного, но именно они интересны своей адаптацией животных объектов в прикладных предметах.
Кстати, подобные адаптации общая черта многих племён.

Орнаменты, изображающие растения, как и у большинства первобытных племён, представлены грубо и приближённо. Деревья представлены простейшими символами (рис.39). В некоторых рисунках, подобный символ обозначает только кедр, а лиственные деревья обозначаются с дополнительными листиками на концах ветвей (рис.40). Трава обозначается короткими прямыми линиями под различными углами друг к другу (рис.41), как и бахрома на сумке для краски (рис.33), а грибы - в виде треугольников с единым стеблем (рис.42).

Неживая природа даёт большее разнообразие и количество символов. Солнце изображается в виде простейшего круга (рис.43), луна в виде горизонтального полумесяца (рис.44, 45). И каждый из этих символов используется с дополнительными элементами. Солнечные лучи представляются в виде прямых линий, отходящих от солнца (рис. 46, 47, 48). Подобное представление также отображается и другими материалами. Во время танца солнца или церемонии мескаль, солнце символизируется бахромой оленьей кожи.
Радуга изображается в виде разноцветных кругов вокруг солнца (рис.49) или в виде параллельных синих, красных и жёлтых полос (рис.50).
Символ молнии - зигзаг или волнистые линии, часто выходящие из глаз Птицы-Грома. Часто изображается в виде двух, трёх и четырёх линий разного цвета (рис.51, 52). Одна из самых сложных конструкций изображения молнии - широкие жёлтые полосы с красными краями (рис.53).
Как уже говорилось выше, дождь обозначается прямой линией отходящей от символа (например, Птицы-Грома) (рис.53), в виде ремешков или бахромы, прикреплённых к предмету. Белые бусины или бисер на концах бахромы и ремешков обозначает град.
Утреннюю звезду традиционно изображают в виде кресте, но иногда и в виде нескольких линий пересекающихся в центре. Вид креста может варьироваться от двух пересекающихся линий (рис.55), до мальтийского креста (рис.56) или производных его формы (рис.57, 58). Кресты обычно многоцветны.

Перпендикулярная линия под крестом обозначает восходящую звезду (рис.59), горизонтальная линия под крестом или в контакте с ним обозначает горизонт, над которым он начинает расти, говоря нам о рассвете (рис.60). Две короткие полоски по обе стороны от креста говорят о мерцании звезды (рис.61).
Достаточно часто звезда представляется в виде ромба или нескольких разноцветных ромбов друг в друге (рис.62) в бисерной вышивке и в виде пятиконечной звезды (рис.63) в резьбе и живописи.
Шесть ромбов, соединённых линией отражённые на подошвах мокасинов, обозначают созвездие Корона (рис.64). Две белые полосы с несколькими цветными метками на них обозначают Млечный Путь (рис.65). Более упрощённая версия Млечного Пути встречается у Шайеннов (Cheyennes) и изображается в виде удлинённой буквы Y (рис.66).
Прочие звёзды на небе обозначались простыми символами в виде многоконечной звезды, точек или маленьких квадратов (рис.67, 68, 69).
Очень любопытный небольшой рисунок, состоящий из трёх квадратов (рис.70) представляет собой мерцающую звезду.
Своеобразно представлены облака (рис.71, 72). На рис. 73 облака показаны как тёмная область внутри радуги.


Для неба нет особых символов, кроме цвета. В редких случаях символами неба служат линии, но только с обязательным цветовым выделением. Традиционно небо отражается светло-голубым и тёмно-синим цветом, чёрным и жёлтыми цветами показываются солнечные лучи.
Поверхность земли, как правило, изображается зелёным цветом; осенняя - жёлтым и коричневым. Изображение земли как поверхности делается в виде горизонтальной линии соответствующего цвета (рис.74). Земля как планета во всеобъемлющем смысле изображается в виде заполненного цветом прямоугольника (рис.75) или полого прямоугольника (рис.76), который совмещается с другими рисунками.
Изображение Земли как космического символа (планеты) представляет собой кольцо с четырьмя равноудалёнными цветными метками (рис.77), которые иногда связаны друг с другом линиями (рис.78). Четыре эти метки обозначают стороны света. Подобный знак известен на всей территории Северной Америки от юга до севера.

Любопытное трёхцветное изображение (рис.79) представляет собой озеро. Розовый цвет указывает на берега из красной глины, чёрный цвет - воду, зелёный - взвешенный ил. Водные потоки и бобровые плотины (рис.38).
Длинные широкие линии, окаймляющие рисунки на парфлешах, образуя стороны прямоугольника, обычно обозначают землю или периметр лагеря, в редких случаях - реки (рис.80).
По сравнению с изображениями гор и холмов, изображений воды вообще очень мало
Горы чаще всего показаны в виде равнобедренного треугольника (рис. 81, 82) и его вариациях (рис.83, 84). Горы, в основном, покрыты снегом, но некоторые рисунки указывается и их скалистая часть (рис.85)
Горы, из-за которых приходят бизоны, изображаются с квадратами или крестами, обозначающими двери (рис.86, 87). Снег изображается белым, но иногда белый цвет это просто фон.
Четыре ветра представлены четырьмя волнистыми линиями разных цветов (рис.88). Вихрь изображается как на рисунке 89.

Ещё один часто встречающийся символ обозначает жилище (типи). Изображается он в виде равнобедренного треугольника (рис.90) и иногда равностороннего (рис.91). С небольшим перевёрнутым треугольником в вершине, представляющим собой шесты торчащие из типи (рис.92) или двумя треугольниками по краям вершины (рис.93), которые представляют собой вентиляционные клапана.

Более реалистичное изображение типи представлено на рисунке 94. При раскраске парфлешей символ типи (рис.95) окрашен в зелёные, жёлтые и красные цвета. Здесь зелёный означает землю, жёлтый - шкуры, из которых пошит типи и красный - огонь внутри. Небольшие удлинённые треугольники у основания, представляют собой колышки, которыми типи крепится к земле.
Размещенные на верху треугольника, маленькие перевёрнутые треугольники обозначают памятные знаки, груды камней на вершинах гор или подвешенные на палках бизоньи плащи, размещённые для молитв (рис.96).
Периметр лагеря иногда изображался прямоугольником, таким же, как знак земли (рис.76). Так же одним и тем же рисунком в виде комбинаций полос и поперечных линий изображаются как путь движения племени, так и путь миграции бизонов (рис.23).
Наконечники стел и копий изображаются в виде остроугольных треугольников (рис.97), прямоугольных треугольников (рис.98) или открытых углов (рис.99). Колючки (рис.100).
Лук (оружие) изображается в виде полосы (рис.101). В этом случае изображение лука определяется в большей степени по его положению на рисунке, чем по визуальной форме самого изображения. Более реалистичное изображение лука представлено на рисунке 102.

Так же у Арапахо встречаются символы абстрактных идей. Однако точные значения символов подобрать не легко, так как индейцы, способные объяснить их смысл, испытывали проблемы с точной интерпретацией арапахских слов на английский язык. И даже определения самых часто встречаемых символов довольно расплывчаты.

Одним из самых абстрактных и распространённых символов является так называемый «хиитени» (hiiteni). Этот символ обозначает изобилие и молитву о нём. Значения этого символа иногда значительно варьируются, а изображение остаётся неизменным - квадрат или прямоугольник. Это, как мы помним, также является символом Земли и бизона. Тесная связь между этими смыслами очевидно и отражает их близость и совпадение символов.
Этот символ никогда не бывает большим по размеру. Частным его видом являются квадрат (рис.103), прямоугольник (рис.104), трапеция (рис.105), ромб (рис.106) и квадрат с прямоугольником (рис.107). При использовании последнего варианта центральная его часть отличается по цвету от периметральной. Несколько рисунков, являющихся комбинацией этого символа, показаны на рисунках 108, 109 и 110. Гребнеобразный рисунок (рис.111) в одном из случаев представляет собой большое количество бизонов, но при этом не является «хиитени» (hiiteni).

Мысли (размышления, желания, молитвы) представлены линиями, либо параллельными, либо расположенными друг за другом (рис.112, 113). Иногда связка кожаных ремешков с перьями или небольшие круглые зеркала имеют тот же смысл. В одном из вариантов к связке ремешков были пришиты латунные бусины, оловянные цилиндры и конусы, и пучки окрашенного конского волоса - это всё обозначало достижение целей и благодарность за исполнение желаний (рис.114). Диалог или молитву обозначают в виде прямой линии (рис.115), символ того, что молитва была услышана, похож на стрелку (рис.116).
Сердце также изображается абстрактно. Четыре возраста человека или четыре периода жизни человека представлены в виде четырёх холмов, разделённых белыми полосами. Каждое разделение имеет равный интервал (рис.117). Символ в виде вытянутой буквы Y говорит о жизни человека, которая как одна линия до брака и как две, после (рис.118). Одна полоса так же может иметь смысл пути или добродетельной жизни. Четыре широких белых сектора круга с четырьмя узкими чёрными секторами, обозначают четыре поколения по сто лет каждый, из которых первый сектор обозначает момент сотворения мира, а четвёртый - сегодняшнее поколение (рис.119).

В вышеупомянутых символах число имеет важное значение, но только как дополнение к сути самой идеи символа.
Существуют же и отдельные символы, имеющие числовые значение со своим собственным смыслом. Например, четыре линии на поясе могли символизировать длительность танца - 4 дня. В другом случае количество линий на леггинах могло означать количество сосчитанных «ку» война.
Даже цвета используют для обозначения определённого числа.

Зелёные и жёлтые полосы или ремешки из оленьей кожи, пришитые к вещи несущей на себе символы брака, указывают на двойственность брачной жизни (муж и жена), без какого-либо соотношения цвета к мужу или жене. Параллельные чёрные, красные, жёлтые и белые линии, часто встречаемые на плащах и накидках из бизоньих шкур, указывают на четыре поколения, упомянутых выше.

Изображения человеческой фигуры в большей степени встречаются в живописи и резьбе, чем в вышивке (рис.120). Фигуры чаще всего изображаются в профиль. Женщина - в длинном платье (рис.121). Духи могут быть окрашены в чёрный цвет (рис.122) или представлены с серпом на голове (рис.123), но из этих правил бывают исключения. В некоторых случаях, серп заменяют на лук или перо (рис.124). Рисунки, символизирующие голову, выглядят как круги с линиями или точками, изображающими краску на лице (на лбу, щёках, подбородке) (рис.125, 126).
Христианский крест, воткнутый в землю и лошадиная подкова заполненная линиями (нимб), являются символами воскрешения (рис.127, 128).
Треугольники, расположенные на полукруглой полосе, обозначают участников церемонии мескаль, сидящих в палатке (рис.129). В другом случае, восемь маленькие треугольников внутри окружности (рис.130) обозначают рвоту, которую обычно оставляют участники церемонии за ночь. Палочки, используемые в играх для счёта, изображаются в виде линий вышитых бисером (рис.131). Два изображения на рисунках 132 и 133 являются символами паутины. На рисунке 134 показана курительная трубка.

Почти все орнаменты Арапахо цветные. Это естественно, так как цвет помогает реалистичности изображения, совпадая по цвету с изображаемым объектом. Порой, смысл рисунка можно понять только по цвету (рис.11, 50, 79, 85, 122). Когда цвет изображаемого предмета, по мнению индейца, неясен или не важен, то для изображения он выбирается случайным образом. Таким образом, у нас есть разноцветные бизоньи следы; синие следы антилопы; красные, чёрные, зелёные и жёлтые мысли; розовые, зелёные и синие бизоньи кишки и так далее. Следует помнить, что по заявлениям индейцев, они различают цвета звёзд, молнии и тому подобных объектов, которые нам представляются лишь в различных вариантах яркости. Индейцы, порой, используют цвет для выражения абстрактной идеи различия без какой-либо попытки реального представления. Тенденция использования цвета в изображениях используется не так же часто, как использование форм и единственной её целью является декоративная функция (т.е. не более чем условная).
Основные цвета так же имеют своё собственное значение, которое иногда не зависит от формы, к которой они применимы. Таким образом, мы имеем символы по форме и символы по цвету в одном и том же изображении, порой абсолютно независимые друг от друга.
Таким образом, зелёный - цвет земли, красный - цвет человечества (из-за цвета крови), жёлтый - дневной свет и иногда загробный мир, синий - небо, белый - снег, чёрный - ночь.

До сих пор, формы и символы описывались отдельно. Однако, как правило, они зачастую встречаются в комбинациях.
Отношения или связи между символами в таких сочетаниях могут быть трёх видов:
1. Связь может быть условной, закреплённой использованием.
2. Связь может быть неявной. Например, мокасины украшены символами земли, сердца и лёгких, стрекозы, гусеницы и звезды. В подобных случаях орнамент описывает сон или видение и это создаёт ассоциативную связь между несоответствующими друг другу символами.
3. Связь между символами может быть настолько тесной, что рисунок в целом может представлять собой какую-нибудь историю.

Пример такой связи представлен на рисунке 135, представляющем собой сумку расшитую бисером. Синий фон - небо; по небу летит Птица-Грома или орёл с красным сердцем и белыми крыльями и хвостом. Под птицей изображены жёлтые полосы молний, окаймлённые красным зигзагом или разветвлённой молнией. Треугольниками показаны вершины гор, на которых отдыхала птица, поднимаясь всё выше и выше. Под ними показан идущий дождь, наполняющий озеро в подножии этого рисунка. По краям показан белый снег из которого возникают горы. В верхней части сумки, где находится Птица-Грома, снега нет. Это означает, что там жарко.
Более простое изображение, но аналогичное по смыслу, можно найти на бисерной вышивке мокасин (рис.136). Длинная белая полоса - это дорога, на которой стоит бизон. Бизон изображён в виде зелёного прямоугольника. Поперечная полоса на конце вышивки - это лук охотника, а чёрные треугольники - это стрелы, которыми охотник стреляет в бизона.

Связанный или повествовательный символизм показан на медицинской цилиндрической сумке из кожи бизона. Изображение показано в развёрнутом виде на рисунке 137. Внизу, справа, изображена палатка для потения, в которой владелец сумки проводил обряд очищения перед началом поста для обретения сверхъестественной силы. Это изображение также представляет собой небольшой холм перед палаткой для потения, на котором лежит бизоний череп. Чуть выше него, в виде рыбьего хвоста изображена гора, на которой человек постился. Этот же орнамент обозначает и самого человека. Справа от него, в виде полумесяца изображён «покровитель» (солнце), который называется «тот, кто даёт свет». Основание или стебель этой фигуры представляет собой «информацию» (сверхъестественную силу), стекающую с этого существа к земле (горизонтальная линия). С левого края этого рисунка изображён этот же человек, но уже после получения информации и силы. Справа, в виде рыбьего хвоста изображена сама медицинская сумка. Однако сумка сделана из шкуры бизона, и её сверхъестественная сила состояла в основном в управлении бизонами, поэтому это же символ обозначает и бизона. Ещё ниже, слева, изображена палатка для потения, в которую ушёл человек после поста.

Отмечено, что символы земли, бизонов и молитвы об изобилии (хиитени) часто идентичны. Сходство между ними поразительно показано на рисунке 138. Всё это изображение является бизоном, стоящим на полпути между реалистичным отображением и простым прямоугольным символом. Легко различимы тело, голова, ноги и хвост. В тоже время весь этот рисунок называет «хиитени». Символы изобилия также отображены короткими линиями на концах ног; три линии по сторонам и одна небольшая вертикальная центральная линия, являются бизоньей тропой. Любопытно то, что они расположены не симметрично. Два прямоугольника в центре обозначают землю: внешний красный обозначает саму землю, внутренний зелёный обозначает траву. Создатель этого изображения не смог дать объяснения второй голове изображённой внизу бизона, объяснив лишь, что вся эта картина отображает его сон. Возможно, вторая голова изображает процесс рождения (прим. переводчика).

Таким образом, декоративное искусство Арапахо имеет сходство с системой пиктограмм североамериканских индейцев. Количество символов очень велико, некоторые из них выражают абстрактные связи между символами и могут рассказывать целые истории. Всё это говорит о развитии рисуночного письма.

В тоже время тут нет никакой реальной пиктографии. Символы не могут быть прочитаны однозначно. Один человек может догадаться о смысле рисунка, в полной мере не поняв его или даже не правильно истолковав.

В тоже время не следует забывать, что это искусство и основная его цель - декоративная. Символы настолько же декоративны, как и символичны. Они часто дублируются, создавая симметричный орнамент. В пиктографии такого нет. Некоторые изображения представляют собой повторения одного и того же символа. Другим декоративным приёмом, упоминаемым выше, является украшение предмета, представляющего собой животное. Порой смысл одного символа искажается для того, чтобы сделать его симметричным. Все эти приёмы декоративны по своей сути.

Все эти методы декоративного украшения используются в искусстве Арапахо в достаточной мере, чтобы указать на его декоративный характер. Повторяющиеся узоры встречаются редко (рис. 18, 23, 42). Искажения симметрии встречаются не часто, и они незначительны (рис.1, 5, 8, 10). Украшение предмета в виде животного ограничивается небольшим количеством сумок.

Марина Полуянова

К открытому занятию "Знакомство с культурой и традициями индейского народа ", для детей подготовительной группы были изготовлены амулеты в качестве подарка .

Для изготовления амулета понадобится :

1. Кольцо пластмассовое (от штор) .

2. Нитки (два цвета) .

3. Бусины (две крупные,деревянные; одна мелкая) .

4. Перья разного цвета.

5. Лента (один метр) .

6. Ножницы.

Ход работы:

Отмотать небольшое количество нити в маленький клубок,чтобы удобно было продевать в кольцо.

Затем плотно обмотать нитью кольцо, закрепить.




Далее взять нить другого цвета, примерно метр,зафиксировать её, она будет началом плетения "паутины".Через 1см. после начала плетения, нужно сделать полуузел вокруг кольца. Обернуть нить вокруг кольца и продеть в образовавшуюся петлю. Затянуть. Так продолжать плести весь первый ряд, по всему кольцу, на равном расстоянии.



Второй ряд плетения :Вновь сделать полуузел, но обернуть нить уже не вокруг кольца,а вокруг самой нити первого ряда.



В качестве украшения амулета используем подвеску из перьев. Связываем перья между собой нитью,обрезаем до нужного размера, продеваем в деревянную бусину и закрепляем на кольце.



Привязываем ленту. Сверху продеваем ещё одну большую бусину.

Всё амулет готов !

Публикации по теме:

День Святого Валентина- это день дружбы и любви. Все люди дарят друг другу свои улыбки и добрые пожелания. Все близкие, соседи, родственники.

Материалы для рыбок: 1. ткань четырёх цветов, нитки для обшивки 2. синтепон для набивки 3. ножницы 4. канцелярские зажимы 5. пайетки Этапы.

Подарки, сделанные своими руками, имеют множество привилегий перед сувенирами, купленными в магазине, их главное преимущество - эксклюзивность.

Для изготовления гномика потребуется: 1 большая бусина (голова,4 маленьких (ступни ног и ладошки, ворсистые проволочные палочки (туловище,.

Мастер – класс по изготовлению Лэпбука «Давайте жить дружно» Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Главное – как преподносить.

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию простой способ "превращения" пластиковых бутылок в пуфики. Способ изготовления. 1. Подбираем.

Мастер класс по изготовлению совы из картона и осенних листьев. + Фотоотчёт. Осень дарит нам большое количество сюрпризов. Погода меняется.

В этой статье:

Жизнь коренных жителей Северной Америки во многом зависела от сил природы. Силы природы воспринимались индейцами, как высшие мистические божества.

Индейские талисманы и амулеты использовались людьми для того, чтобы заручиться поддержкой высших сил. Магические обереги традиционно изготавливались целителями и шаманами племени, а простые люди носили готовые талисманы на теле и одежде, заплетали их в волосы и прикрепляли к оружию.

Самые распространенные амулеты североамериканских индейцев

В создании защитных амулетов чаще всего использовали какие-либо части живых существ или растений. Считалось, что если человек будет носить предмет, с частью животного, то он получит силу это существа. Кроме того, в качестве оберегов могли использоваться чучела и просто фигурки, символизирующие определенных животных.

Каждый отдельный амулет обладал своими особенностями и уникальной энергией, к примеру, хвост или позвоночник лисы могли защитить от болезней кожи, от ран и гнойных воспалений.

Защитные талисманы было принято носить в кожаном мешочке на поясе или на шее. Мешочек должен был защищать магический предмет от посторонних взглядов, которые могли значительно снизить эффективность даже самого мощного амулета.

Зубы акулы очень ценились индейцами.
Для создания амулетов мог использоваться как один, так и несколько зубом. Часто для создания ожерелья зубы акулы нанизывали на конский волос. Считалось, что такой талисман способен даровать человеку силу и храбрость, тем не менее, купить такой магический предмет было невозможно. Ожерельем из зубов акулы мог пользоваться только достойный воин, а в некоторых племенах только тот человек, который собственноручно убил этого грозного морского обитателя.

Помимо силы и храбрости зубы акулы могли защитить человека от негативного магического влияния, причем, сила талисмана могла сохраняться на протяжении долгих лет, но для этого его стоило прятать от посторонних взглядов. Некоторые племена считали, что такой амулет обладал силой лечить болезни и останавливать кровотечения, потому им часто пользовались шаманы и целители.

Индейцы знали толк в амулетной практике

Кремний — бессмертный камень, который, по мнению индейцев, обладал громадной магической силой. Из этого материала изготавливали наконечники стрел и просто старались держать возле себя, ведь он мог даровать неуязвимость.

Амулеты из зубов бизона примечательны тем, что их можно использовать совершенно открыто. Острые края зубов защищали владельца магического предмета от любого дурного энергетического влияния. Этот и другие амулеты, сила которых заключена в ингредиентах животного происхождения нельзя носить вместе со стальными цепочками.

Зубы бизона лучше всего носить на простом кожаном шнурке. Такой амулет дарует мужчине великолепную энергетику, которую обязательно заметят представительницы противоположного пола. Талисман содействуют гармонии, миру и любви в семье. В то же время, из-за грубости бизона, амулеты из зубов этого животного не рекомендуются для применения женщинам, так как они рискуют потерять свою женственность и природную притягательность.

Волк у многих индейских племен считался тотемным, священным животным, обладающим громадной силой. Одним из самых эффективных амулетов на основе животных ингредиентов считается талисман с глазом волка, причем, для создания оберега можно использовать только материал, взятый с животного, умершего естественной смертью. Глаз нужно было опустить в масло или спирт и держать там на протяжении нескольких дней. После этого глаз извлекали и зашивали внутрь плотного полотняного мешочку. Для усиления эффективности амулета, шаманы также читали специальные магические заклинания.


*

Амулет с глазом волка может исправно служить владельцу на протяжении всей его жизни, талисман будет годами уберегать от негативной энергии, однако, раз в месяц мешочек нужно было вскрывать и смотреть на состояние оберега. Если глаз волка принимал в себя слишком много негатива, он темнел и становился негодным для дальнейшего использования. Когда подобное происходило, индейцы сжигали амулет вместе с мешочком, а пепел выбрасывали как можно дальше от стоянки племени.

Индейцы считали, что мощной энергетикой обладали амулеты, созданные из обыкновенной жабы. Такие талисманы оберегали своих владельцев от различных видов отрицательной энергии, от проклятий и сглаза. Чтобы создать подобный оберег, человек должен был найти жабу и высушить ее, а после этого постоянно держать ее при себе. Чаще всего, такой оберег носили в специальном кожаном мешочке, который располагался подмышкой.

Священная связка оберегов у индейцев

Индейцы могли одновременно использовать большое количество амулетов различной направленности, а потому для удобства использования применялись специальные священные или колдовские связки. У каждого человека такая связка была совершенно уникальной, в ней хранились самые разные талисманы, некоторые из которых изготавливались самостоятельно, другие – получались от шаманов и целителей. Кроме того, существовали обрядовые связки, в которых держался специальный набор талисманов, необходимых для проведения какого-либо обряда, к примеру, танца солнца. В состав набора входили травы, шкурки, перья, зубы и фигурки животных.

Военные амулеты

Различные племена индейцев на протяжении всей своей истории вели бесконечные войны, сначала между собой, а позднее – против белых колонистов. Именно поэтому особую роль для этих народов имели талисманы, приносящие удачу в войне, наделяющие своих обладателей дополнительной силой и отвагой.

Индейцы ценили, к примеру, талисман, представляющий собой чучело ворона. Такой амулет крепился к голове и должен был предупредить война о приближении неприятеля клевком в затылок. Небольшой бубенчик или колокольчик, прикрепленный к щиту, предназначался для того, чтобы отводить стрелы и копья врага, а позднее и пули.

Важнейшим элементом верований в магическую силу частей живых существ является вера в то, что снятый с поверженного врага скальп должен был передать новому владельцу все боевые умения, силу и храбрость побежденного.

Талисманы индейцев своими руками

В домашних условиях легче всего создать амулеты североамериканских индейцев, которые носились на руках, чаще всего, на запястьях. Индейцы считают, что запястье – это совершенно уникальная зона в теле человека, место, где слышится биение пульса, зона истечения энергии. Индейцы уверены в том, что эти зоны нужно обязательно закрывать, защищать от недоброжелателей, ведь даже простое касание к такой зоне может привести к сильной потере жизненных сил.

В качестве защиты для запястья индейцы использовали браслеты с широкими сетками из бусин. Используя браслеты из натуральных материалов, к примеру, из дерева, камней, ракушек или костей, можно не только защитить себя от нападения, но и заручиться поддержкой высших сил. Особое значение при создании амулета на запястье имеет цвет используемых бусин.


*

Желтые бусины могут помочь в различных сложных жизненных ситуациях, способствуют привлечении удачи.

Черный браслет поможет в решении каких-либо деловых вопросов, в частности, защитит от потерь в бизнесе и поможет найти наиболее подходящих партнеров.
Голубые бусины помогут в трудоустройстве и продвижении по карьерной лестнице.
Зеленый браслет поможет найти новых друзей и привлечет удачу в новых встречах. Кроме того, различные оттенки этого цвета могут еще и приносить финансовое благополучие.

При создании браслета важно помнить еще и о том, что если использовать бусины из натуральных материалов, к примеру, из камней, то амулет будет иметь еще и силу этих материалов. Поэтому старайтесь тщательно выбирать бусины таким образом, чтобы их энергетика соответствовала вашим пожеланиям.

Индейцы – некогда самый развитый и цивилизованный народ Северной Америки. Они прекрасные охотники, строители и храбрые воины. Более того, они достигли высокого уровня культуры. Как и все племенные народы, индейцы много внимания уделяли татуировкам. Для них это не только самовыражение и способ выделиться из общей массы, но и показатель социального статуса, талисман и многое другое. Хотя в большей степени это относится к мужчинам. Для женщины татуировка – зачастую украшение. Индейские тату актуальны и в современном мире благодаря своей красоте и глубокому смыслу. Особенно популярны они на территории США как напоминание о коренных жителях этой страны.

Девушка в индейском стиле тату

Еще один вариант тату в индейском стиле

Ловец снов

Безусловно, самый известный из индейских символов. Несмотря на кажущуюся простоту имеет огромную смысловую нагрузку и занимает важное место в культуре и по сей день. Раньше вместо того, чтобы наносить татуировку, ловца снов плели из тонких веток и оленьих жил, украшали перьями орлов или сов и вешали над кроватью. Считается, что его паутинка останавливает негативные мысли, сновидения и злых духов, не давая им проникнуть в разум человека. Татуировку ловца снов делают таким образом, чтобы она находилась как можно ближе к голове, на плече , спине или шее. Потому что именно в голове находятся все мысли и сны, которые нужно сохранить светлыми и чистыми.

Ловец снов - татуировка

А вы знали? В Сибири шаманы тоже пользуются изображением ловца снов, но не для защиты, а для того, чтобы лучше запомнить и понять свои видения, которые часто являются во сне.

Кокопелли

Кокопелли с месяцем на ноге

Один из главных богов древних племен Юго-Запада Америки. Согласно легендам, путешествует по деревням в облике человека и все время носит с собой флейту. Его приходу всегда сопутствует смена сезона, ведь именно Кокопелли отвечает за это природное явление. Кроме того, этот непосредственный человечек любит всячески нарушать общепринятые правила, но при этом персонаж он исключительно позитивный и приносит людям только радость. Что касается его божественных обязанностей, их у Кокопелли много, а именно:

  • Обеспечение материального благополучия людей, плодородия земли и богатого урожая;
  • Покровительствует деторождению;
  • Символизирует энергию, как творческую, так и сексуальную ;
  • Вселяет в людей дух веселья, авантюризма и озорства.

Почему я делаю только индейские татуировки? Значение и красота уравновешенны и создают прекрасную картину. Это я как художник говорю. А Кокопелли у меня появился первым. Считаю его своим покровителем и главным поставщиком удачных идей.

Алексей, Самара.

Лицо индейца

Как это ни странно, но татуировки, изображающие индейцев, изобрели сами индейцы. Долгое время накалывать их не имел права никто, кроме вождя племени. К сожалению, точного значения этой татуировки не известно, но один из смыслов – это талисман, помогающий в любовных делах.

Обладатель такого рисунка на теле обязательно найдет свою вторую половинку и обретет счастье до конца жизни. То, как именно будет изображен индеец и даже мужчина это будет или женщина, не имеет никакого значения и не меняет смысл татуировки. Именно поэтому сейчас она так востребована. Он может быть в головном уборе с перьями или без, портрет или в полный рост, даже на коне. Можете позволить себе все, что придет в голову , это сделает ваш оберег единственным и неповторимым.

Один из вариантов нанесения индейца на тело

Недавно набила портрет индейской девушки на ноге. Очень довольна результатом, профессиональностью мастера и тем, что моя татуировка единственная в своем роде.

Динара, Москва

Тотемные животные

Индейцы всегда отличались тем, что жили в гармонии с природой. Особое место в их религии занимают священные (тотемные) животными, с которыми связывают определенные личностные качества. В данном случае по татуировке можно судить о том, какое мнение о человеке складывается в племени. Например:

Пример нанесения тотемных животных на тело

  • Волк – упорство, верность, сильно развитая интуиция;
  • Койот – злоба, хитрость;
  • Бык – отчаянность, готовность рисковать;
  • Медведь – сила, храбрость;
  • Орел – власть, могущество, всевидение.

Важно! Особенно почетно – иметь татуировку медведя гризли. Этого права удостаивался только тот, кто смог победить это величественное животное голыми руками. Частенько такой неравный бой заканчивался смертью охотника.

Перо

Птицы вылетают из пера - один из вариантов пера

У коренных народов Америки перо является символом вечного перерождения жизни и бессмертия души. Такую татуировку могут носить только самые уважаемые люди племени: вожди, старейшины, целители, выдающиеся воины. Перо помогает войти в более тесный контакт с богами и дает возможность разговаривать с ними. Татуировку с пером орла делают воины, чтобы перенять его отвагу, стремительность и силу. Также орлиные перья используют как украшение одежды, головных уборов и ловцов снов . Для индейцев это способ показать свое уважение тотемным птицам.

Большое объемное перо в 3д стиле

Есть татуировка пера на руке , очень женственно и аккуратно смотрится. Не особо задумывалась о смысле, но всегда нравились индейские татуировки. Фото выложила сразу как сделала, лайков было ооочень много. Набивайте, девочки, не пожалеете.

Галина, Уфа.

Тату племени Майя

Тату племени майя

Когда речь идет об индейских тату, нельзя оставить в стороне татуировки в стиле майя. Они достаточно сложны в нанесении, и справиться с этой задачей может только профессионал. Так как большинство культурного наследия это древней цивилизации было безвозвратно утеряно, точно известно только то, что татуировка на теле мужчины племени майя – свидетельство его воинских подвигов и побед. И чем больше он покрыт

Похожие публикации