Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Бог движения в индуизме. Основные киты индуизма: краткое описание религии. Варны и касты

ईश्वर īśvara IAST ) и бхагаван (санскр. भगवान् bhagavān IAST ). Большинство последователей индуизма верят в то, что Ишвара является единым личностным Богом, которого не следует путать с множеством божеств в индуистском пантеоне, называемых термином дэва . В Ведах говорится, что общее число дэвов составляет 330 миллионов (согласно другой интерпретации - 33 млн). Термин «дэва» можно перевести с санскрита как «бог», «божество» или «божественное существо». Дэвы в индуизме - это небесные существа, ангелы и полубоги, которые превосходят по могуществу людей и поэтому почитаются.

В индуистской философской школе веданта также существует понятие верховного космического духа, который называется Брахман . Он описывается как безграничный, вездесущий, всемогущий, бестелесный, как трансцендентная и имманентная реальность, которая выступает как божественная основа всего мироздания. Говорится, что он не поддаётся описанию. В некоторой степени его можно охарактериховать как сатчитананда - бесконечные истина, сознание и блаженство.

Вайшнавизм и шиваизм

Последователи двух самых многочисленных направлений в индуизме - вайшнавизма (приблизительно 70 % от общего числа индуистов) и шиваизма , верят в то, что Ишвара и Брахман соответственно являются личной и безличной сущностям Единого Бога, изначальной верховной сущностью которого в вайшнавизме выступают Вишну , а в шиваизме - Шива . Для последователей шактизма Верховной сущностью Ишвары выступает Богиня-мать Деви . В известном гиме «Лалита-сахасранама » описываются 1000 имён Деви. Бог в Своей личностной форме как Вишну и Его аватары , или же как Шива, обладает безграничным количеством всецело духовных качеств, из которых выделяются шесть основных:

  1. Джнана («знание»)
  2. Вайрагья («отрешённость»)
  3. Яшаса («слава»)
  4. Вирья («сила»)
  5. Айшварья («богатство»)
  6. Шри («красота»)

В философии индуизма принято рассматривать Бога в Его трёх основных сущностях:

  1. Брахман - безличная сущность Бога, вселенское всепронизывающее сияние. Достигнув этого уровня и осознав величие Брахмана, человек обретает блаженное состояние сознания, подобное нирване в буддизме .
  2. Параматма - вездесущая сущность Бога, которая находится в сердцах всех живых существ и в каждом атоме материального мира и постоянно сопровождает индивидуальную душу атман .
  3. Бхагаван - Верховная Личностная сущность Бога, которая проявляется в различных формах, таких как Вишну , Кришна и др. В вайшнавизме , осознание Бога в Его сущности как Бхагаван рассматривается как наивысший уровень духовной реализации.

Двайта

В дуалистическом индуизме двайты , к которому принадлежит большинство последователей вайшнавизма , Брахман рассматривается как безличная сущность личностного Бога, по своей природе идентичная Бхагавану . Согласно двайте, индивидуальные души (дживы) являются частичками Брахмана, а Бог в своём личностном аспекте Бхагавана или Ишвары является источником как Брахмана, так и индивидуальных джив.

Адвайта

В другом течении индуизма, адвайта-веданте , Брахман принимается как конечная и единственная реальность в этом мире, - всё остальное рассматривается как иллюзия. Последователи адвайты полагают, что

Индуизм является одной из самых необычных религий мира, в которой политеизм (многобожие) достигает невероятных размеров. Неисчислимое количество богов и богинь украшают ниши пантеона.

Три божества - Брахма, Вишну и Шива,- считаются верховными.
Они составляют понятие Тримурти, т.е. тройной образ, объединяющий Брахму-создателя, Вишну-вседержителя и Шиву-разрушителя.

Брахма, Вишну, Шива

Кроме трех Верховных Божеств, индусы почитают множество других богов, самые известные из которых следующие:

Индра - бог войны, царь полубогов, правитель одного из нижних небес- Амаравати. Считается, что он охраняет Восточную сторону света.

Варуна - всевидящий бог Вед, спустившийся из своего небесного дворца, чтобы стать богом вод. В то же время он является хранителем Западной части Вселенной.

Яма - страж Южной стороны, бог смерти, правящий в Чистилище, где грешники мучаются до следующего рождения.

Кубера - бог драгоценных металлов, камней, минералов и богатства вообще, властелин Северной стороны света. Местом его пребывания считают прекрасный город Алака, неподалеку от горы Кайласа. В его подчинении находятся неисчислимые армии гномов (гухьяка) и горных духов (якша).

Ганеша (Ганапати) - бог с головой слона, второй сын Шивы и Парвати, предводитель ганов (полубожеств, прислужников Шивы). Он является Устранителем Препятствий и покровителем всех, кто изучает различные науки. Самое любимое божество индусов, наиболее часто изображается в танце. Его атрибуты - один поломанный бивень, толстый живот, восседает на крысе.

Хануман - обезьяний бог, сын Ваю (бога ветра), друг и верный слуга Рамы. В его честь обезьяны считаются священными.

Кама - индийский бог любви. Подобно его европейскому собрату, он изображается в виде прекрасного юноши, вооруженного луком и стрелами, с той только разницей, что лук его сделан из сахарного тростника, а стрелами ему служат цветы. В услужении у него состоят апсары (нимфы).

Кроме того, у всех богов и полубогов были жены, которые как правило носили те же имена, что и мужские божества, только с женскими окончаниями - например, Индрани.

Аналогично трем Верховным Божествам, жены Брахмы, Вишну и Шивы являются Верховными среди множества женских божеств индийского пантеона и весьма почитаются индусами:

Сарасвати - жена Бога Брахмы, покровительница искусства, музыки и литературы. Ее изображают в виде молодой красивой светлокожей женщины с виной (индийской лютней) и книгой в руках, сопровождает ее лебедь. По преданию именно Сарасвати изобрела санскрит.

Сарасвати

Лакшми- богиня удачи и процветания, жена Бога Вишну. Согласно легенде, она появилась из вод вспахтанного Причинного Океана. Обычно ее изображают в виде цветущей, прекрасной женщины, восседающей или стоящей на лотосе, часто с лотосом в руке. Считается, что будучи женой Вишну, она воплощается в супругу каждой его инкарнации. Таким образом, ей поклоняются как Богине Сите, супруге Рамы (см.ниже); Рукмини, первой царице Кришны, и Радхе, вечной возлюбленной Бога Кришны.

Парвати - жена Бога Шивы в ее благожелательном аспекте, в устрашающем же виде ей поклоняются как Дурге или Кали. Во враждебном аспекте Парвати изображают в виде страшной ведьмы, многорукой и вооруженной различными видами оружия, с оскаленными клыками, кровавым языком и ожерельем из черепов на шее.

Шива, Парвати и Ганеша

Обычно Вишну изображают четырехруким человеком с кожей темно-синего цвета, с короной на голове, держащим в руках символические атрибуты: раковину, диск сударшану, жезл и лотос; на шее у него священный драгоценный камень каустубха. Вишну летает верхом на Гаруде – исполинском орле с получеловеческим лицом. Индусы почитают Вишну как «всеобъемлющее божество» в том смысле, что все остальные Боги либо являются его эманациями, либо отражают отдельные его аспекты.

Вишну верхом на Гаруде

Согласно космогоническому мифу индуизма Вишну является вечным правителем на планетах «духовного неба» – Ваикунтхах (здесь его называют Нараяной). Иногда край духовного неба брахмаджийоти застилает духовное облако. Эта затемненная его часть называется махат-таттвой.
Тогда Господь Нараяна принимает форму Маха-Вишну и ложится на воды Причинного Океана. При этом он пребывает в медитационном сне йога-нидре. В момент выдоха Маха-Вишну из его пор исходит бесчисленное множество вселенных. Они плавают на поверхности Причинного Океана, подобно пузырькам пены. Все эти вселенные существуют только в течение одного выдоха Маха-Вишну.

Маха-Вишну

В каждую из множества вселенных тот же Маха-Вишну снова входит как Гарбходакашайи-Вишну и ложится в Океане Гарбха на змея Шеша, который также является одним из аспектов Нараяны.

Гарбходакашайи-Вишну

Из пупа на животе Гарбходакашайи-Вишну вырастает стебель лотоса, и на этом лотосе рождается Брахма, владыка данной конкретной Вселенной. Брахма создает из своего ума и тела разнообразные формы живых существ, которые предоставляют возможность Индивидуальным Душам (атме) проявиться в материальном мире. Также он создает Солнце, Луну, все планеты «материального неба» и различных полубогов, управляющих этими планетами, т.е. фактически творит свою Вселенную.

Время жизни Вселенной считается равным времени жизни Брахмы и составляет 100 «лет Брахмы», что как раз соответствует продолжительности выдоха Маха-Вишну. Когда же Маха-Вишну делает вдох, все мириады вселенных, каждая со своим собственным Брахмой, возвращаются в непроявленное состояние и ждут нового выдоха Маха-Вишну.

2. Черепаха (курма). Во время потопа были утрачены многие божественные сокровища, в том числе и амброзия (амрита), с помощью которой боги сохраняли вечную молодость. Вишну принял образ исполинской черепахи и погрузился на дно космического океана. Боги поместили ему на спину гору Мандара и обернули вокруг горы божественного змея Васуки. Затем они потянули змея и раскрутили таким образом гору, взбалтывая океан, как обыкновенный индийский молочник сбивает масло. На поверхность вспененного океана всплыли амрита и многие другие сокровища, в том числе богиня Лакшми.

3. Вепрь (вараха). Демон Хираньякша в вновь погрузил Землю в глубины космического океана. Вишну принял образ гигантского вепря, убил демона и водворил Землю на место, подняв ее на своем клыке.

4. Человек-лев (нарасимха). Другой демон, Хираньякашипу, получил в дар от Брахмы волше***ю способность становиться неуязвимым. Ни зверь, ни человек, ни бог не могли убить его ни днем, ни ночью. Пользуясь своей безопасностью, он стал преследовать богов и людей и даже своего благочестивого сына Прахладу. Тогда Прахлада обратился за помощью К Вишну. На закате, т.е. не днем и не ночью, бог неожиданно возник из колонны во дворце демона в облике полульва-получеловека и убил Хираньякашипу

Нарасимха

5. Карлик (вамана). Демон по имени Бали захватил власть над миром и, совершив ряд аскетических подвигов, достиг сверхъестественного могущества и стал угрожать даже богам. Вишну предстал перед ним в виде карлика и попросил в подарок столько земли, сколько он мог отмерить тремя шагами. Когда подарок был обещан, бог превратился в великана и сделал два шага, которыми покрыл землю, небо и все пространство между ними, но великодушно воздержался от третьего шага, оставив демону преисподнюю.

6. Парашурама ("Рама с топором"). Вишну принял человеческий облик, родившись сыном брахмана Джамадагни. Когда отца брахмана ограбил злой царь Картавирья, Парашурама его убил. Сыновья Картавирьи, в свою очередь убили Джамадагни, после чего разгневанный Парашурама 21 раз подряд истре**ял всех мужчин из сословия кшатриев (воинов).

Парашурама

7. Рама, царевич Айодхьи, герой эпической драмы "Рамаяна". Вишну воплотился в его образе, чтобы спасти мир от притеснений демона Раваны. Раму обычно изображают как темнокожего человека, часто - вооруженного луком и стрелами. Его сопровождают любящая супруга Сита - воплощение женской верности, три его преданных брата - Лакшмана, Бхарата и Шатругхна,- и Хануман, царь обезьян, верный друг и соратник. Раме почитают как воплощение идеального мужа, полководца и монарха.

Рама, Сита и Хануман

8. Кришна, самое значительное из воплощений Вишну.
К историям из жизни этого божества чаще других обращаются в танце. Больше всего любят изображать либо его детские шалости, как, например, похищение масла у Яшоды (его приемной матери), либо любовные похождения с гопи (пастушками), самой любимой из которых была красавица Радха.

Кришна и гопи

Подробное жизнеописание бога Кришны содержится в известнейшем эпическом произведении - "Махабхарате".

Краткая же история его такова: Кришна родился в Матхуре, в племени ядавов. Его отцом был Васудэва, матерью - Дэваки, двоюродная сестра правившего в то время царя Кансы. Существовало пророчество, что Канса погибнет от руки восьмого сына Дэваки, поэтому он вознамерился уничтожить всех ее детей. Но Кришна и его старший брат Баларама спаслись от избиения; их усыновили и воспитали пастух Нанда и его жена Яшода из Вриндавана. Канса, узнав, что братья избежали уготованной для них гибели, предпринял множество попыток уничтожить детей. Но Кришна, будучи воплощением Бога, совершил множество чудес и подвигов: он убивал демонов, подосланных Кансой, укрывал жителей Вриндавана от бури, подняв на мизинце гору Говардхана над их головами и т.д. В свободное о совершения подвигов время он пас коров, играл на флейте для гопи и предавался своим детским шалостям.

Кришна поднимает Говардхану

Когда же он вырос и распростился со своей идиллической пастушеской жизнью, то отправился в Матхуру на борьбу со своим злокозненным двоюродным дядей. Он убил Кансу и стал правителем царства Матхура, но, теснимый, с одной стороны тестем Кансы, правителем Магадхи, а с другой - безымянным царем яванов северо-запада, покинул царство и основал новую столицу в Двараке в Саураштре. Здесь он женился на Рукмини и сделал ее главной из своих жен, которых у него было 16 108 и котрые родили ему 180 тыс. сыновей. В главном сказании "Махабхараты" на протяжении всей истории борьбы царских родов он предстает как неизменный друг и советник пятерых братьев Пандавов, и перед битвой на Курукшетре, являющейся кульминацией эпоса "Махабхараты", он, обращаясь к Арджуне, одному из братьев, произносит свою великую проповедь, изложенную в "Бхагавадгите".

Радха и Кришна на качелях

10. Калки - будущее воплощение. Индусы верят, что в конце нашей мрачной эпохи Вишну явится в образе человека верхом на белом коне, с пылающим мечом в руке. Он осудит грешников, вознаградит добродетельных и возродит Сатья-югу ("золотой век").

В представлении индусов все классические искусства неразрывно связаны с божественностью. Они верят, что Шива есть источник танца -Натараджа. Он танцует и разрушает Вселенную, когда приходит положенное время. Но Шива также и великий аскет. На горе Кайласа в Гималаях он сидит погруженный в медитацию. Существует даже легенда, согласно которой Парвати пришлось последовать примеру Шивы и стать отшельницей, для того, чтобы он обратил на нее внимание и женился.

В аспекте Натараджи Шиву обычно изображают четырехруким. В верхней левой руке он держит Дамару - маленький барабанчик, который использует танцуя Тандаву. От Дамару исходят вибрации жизненной силы, которая закладывает первый шаг в Эволюции Вселенной, кроме того с барабанчиком отождествляется рождение первозданного звука "ОМ". Другая левая рука, опущенная по направлению к пальцам поднятой ноги, олицетворяет освобождение и избавление.

Шива Натараджи

Верхняя правая рука держит либо блюдо с огнем, либо трезубец - символы очищения и разрушения, а нижняя, с вытянутыми пальцами и омкарой на ладони, символизирует защиту.

Стопа правой ноги, попирающая карлика, разрушает путы, которые охватывают душу и уводят ее в мир невежества и иллюзии, а поднятая левая нога является символом освобождения от Самсары (т.е. цепи перерождений).

Парвати поклоняется Шиве

Существует изображение Шивы с распущенными летящими волосами, украшенными звездами - это образец Ритма в космосе. Два глаза Шивы суть Солнце и Луна, а "третий" глаз - символ его высшей мудрости и проницательности. Все три глаза вместе олицетворяют Прошлое, Настоящее и Будущее.

Иногда Шиву изображают в виде Ардханаришвара, когда одна половина его фигуры имеет мужской облик, а другая - женский. Это символ единения бога со своей шакти (внутренней энергией).

Ардханаришвара

Река Ганга, струящаяся с его головы, подтверждает его бессмертность, и, наконец, танец Шивы на поверженном карлике символизирует полную победу над злом во всем мире.

Шива выпивает океан яда

Понять и принять страну без соприкосновения с ее религией, историей, культурой невозможно. В этом посте мне бы хотелось немного познакомить вас с пантеоном индийских богов. Сразу оговорюсь, что не претендую на исчерпывающие академические знания в этом вопросе, тем не менее для вводного знакомства этого будет достаточно. Если кто-то хочет что-то добавить или исправить – wellcome! Итак, поехали.

Не смотря на то, что официальное вероисповедание в Гоа – это католицизм (христианство), древних индуистских богов никто не отменял и . Индуизм, что в переводе означает «вечный путь», религия политеистическая, т.е, поклоняются целому пантеону богов, а не одному единственному, проще говоря, многобожие.

Основным смыслом и целью индуизма является единение с Богом через осознание единства всего сущего и достижение полного умиротворения. Индуизм в основной массе ни коим образом не ограничивает мирские удовольствия, так как во всем, даже в саморазрушении, можно увидеть божественное проявление. Кроме того индуизм предписывает почитать все живое, так как это возможно твое собственное воплощение (аватар) в будущих жизнях.

Универсальным божественными именем в Индуизме, а так же мантрой (молитвой) и символом является «Ом» (иногда встречается транскрипция «Аум»). Ом – это три буквенных символа, которые олицетворяют трех главных богов и сферы их влияния: Брахма – Создатель, Вишну – Вседержитель (поддержатель) и Шива – Разрушитель. Брахма, Вишну и Шива находятся на вершине индуистского Олимпа и составляют Тримурти (троицу), все остальные боги так или иначе происходят от них.

По одной легенде Брахма – это первичное существо, не имеющее изначально форму, основатель всего сущего. По другой – он был рожден в цветке лотоса, расположенного в пупке Вишну. Как я уже написала выше, Брахма – это бог создатель всего сущего в этом и других мирах. Но вообще, с здесь все так же сложно как и у китайцев. Но для справки, согласно одной из теорий, человечество появилось фактически в результате инцеста – как плод страсти Брахмы к его божественной дочери Вак, которая обычно представлена в храмах в виде львицы. Брахма единственный из всех богов верховного пантеона, кто на 100% олицетворяет собой мужское начало, остальные божества могут являть собой разные ипостаси.

Он красного цвета (не всегда, иногда кожа у него вполне человеческого цвета) и многолик (изначально имел пять лиц, но в виду обстоятельств непреодолимой силы их осталось всего четыре – Шива своим третьим глазом испепелил одну из них, так как счел обращение Брахмы к нему недостаточно почтительным). Кроме этого, у Брахмы четыре руки, в которых он держит скипетр (иногда вместо скипетра можно встретить четки), лук (не тот который есть, а тот из которого стрелять), миску для подаяний и манускрипт вед (чаще всего Риведы). Ноги у него по преданию тоже четыре, но изображают обычно две.

Вишну основной конкурент Брахма, один из самых популярных и почитаемых богов в индуизме. В некоторых регионах Индии ему отдают первостепенную роль создателя и хранителя вселенной.

Имя Вишну образовано от слова «виш» – наполнять, т.е., Вишну во всем, он наполняет собой все. Он следит за порядком во всех вселенных и мирах, и периодически, если возникает такая необходимость, полностью или частично воплощается в том или ином месте для поддержания порядка и приведения сил к равновесию. Согласно индуистским мифам и легендам, в нашем мире такая необходимость возникала уже 9 раз, именно столько раз инкарнации Вишну появлялись здесь. Он может принимать различные образы, часть его аватаров животные, часть – люди. Но уже известна, какой будет его следующая 10 сущность и что ему предстоит совершить.

Первый аватар – Матсья (рыба):
Во время всемирного потопа, когда вся земля скрывалась подводами великого океана, Вишну обратился рыбой и в этом образе предупредил прародителя человечества, сына Брахмы, о грозившей опасности и помог ему, его семье, а так же 7-ми мудрецам (риши), которые помогали Брахме с созданием вселенной, спасись от неминуемой гибели.

Второй аватар – Курма (черепаха):
В результате все того же великого потопа было утрачено множество сокровищ, в том числе и амрита (индийский вариант божественного нектара амброзии), которая помогала богам сохранять молодость и красоту. Тогда Вишну обернулся гигантской черепахой и погрузился на дно Космического океана, другие боги взгромоздили ему на спину гору Мандара, к которой привязали огромного змея Васуки. Затем боги раскручивали гору с помощью змея, взбивая воду как взбивают молоко для получения масла. В конце концов, океан вспенился и на поверхность вспыли все утерянные сокровища и даже больше. В том числе из глубин Космического океана явилась богиня Лакшми – верная спутница Вишну во всех его ипостасях.

Третий аватар – Вараха (вепрь):
Демон Хираньякша в очередной раз утопил землю в глубинах космического океана, Вараха убил его, и поднял землю из морской пучины на своем клыке.

Четвертый аватар – Нарасимха (человек-лев):
Демон Хираньякашипу не правильно распорядился даром бога Брахмы – неуязвимостью. Никто не могу убить его ни днем ни ночью. Возомнив себя всесильным он стал творить множественные бесчинства как среди людей, так и среди богов. Досталось от Хираньякашипу и его собственному сыну, благочестивому Прахладу, из-за чего тот вынужден был призвать на помощь бога Вишну. Вишну явился на закате (т.е. ни днем, ни ночью, а в период когда одно время суток сменяет другое) в образе Нарасимха, получеловека – полульва и убил зарвавшегося демона.

Пятый аватар – Вамана (карлик):
И снова не обошлось без демонов. Демон Бали захватил мир и достиг такой мощи, что стал опасен даже богам. Силой справиться с ним было невозможно, тогда Вишну вынужден был пойти на хитрость. Он явился к Бали в образе карлика и попросил подарить столько земли, сколько он сможет отмерить тремя шагами. Бали не был скупым, тем более что там карлик намерит своими шагами ☺, поэтому согласился. Но Ваман обманул его: после того как согласие было получено, он превратился в великана и в два шага покрыл небо, землю и все что есть между ними. Тем не менее, в ответ на благородство Бали, он не стал делать третий шаг и оставил ему преисподнюю.

Шестой аватар – Парашурама (Рама с топором):
Человеческий аватар Вишну. Он явился на землю в образе сына брахмана Джамадагни. Жадный злой царь Картавирья обокрал брахмана, за что был убит Парашурамой. Сыновья Картавирьи в отместку убили Джамадагни. Это привело в бешенство Вишну и он 21 раз подряд истреблял всех мужчин из сословиях кшатриев (воинов).

Седьмой аватар – Рама:
Герой знаменитой Рамаяны, о которой я уже рассказывала в посте . Его верная спутница Лакшми здесь представлена в образе Ситы. Рама почитается как образец мужественности, мужской чести, любящего супруга, монарха и друга. Кроме Рамы и Ситы, в истории задействованы его братья Лакшмана, Бхарата и Шатрагхна, а так же друг и верный помощник Рамы царь обезьян Хануман. «Рамаяна» одна из самых любимых тем в творчестве народов Азии, особую популярность она имеет в Индии, Шри Ланке и Бали.

Восьмой аватар – Кришна:
Самое популярное божество в Индии, а так же во многих других странах, на сегодняшний день. Кто из нас не слышал знаменитую мантру «Харе Кришна» (हरे कृष्ण, Hare Kṛṣṇa). Считается, что прослушивание, а уж тем более распевание данной мантры возвышает сознание, раскрывает ум и, самое главное, освобождает от последствий кармы.

Девятый аватар – Будда:
Да, да, тот самый основатель буддизма. Именно за счет этого аватара, достигается тесное переплетение буддизма с индуизмом и логичное включение и распространение его философии на территории Индии.

Десятый аватар – Калки:
Грядущее воплощение Вишну. В конце нашей эпохи явится Вишну в человеческом обличье верхом на белом коне с пылающим мечом в руке. Кстати, для поклонников «Игры престолов» и «Песни льда и пламени» Джорджа Р. Р. Мартина, по одной, не самой, на мой взгляд, бредовой теории, в основу пророчества об Азор Ахайе была положена именно легенда о 10-й инкарнации Вишну. Так вот, когда явится Калки, он осудит и покарает грешников, вознаградит праведников и наступит всеобщее благоденствие, до следующего пришествия ☺.

Еще один очень непростой персонаж индийского пантеона – это Шива.Он одновременно является богом –разрушителем, богом – танца, а так же хранителем людей от иллюзий.

Шиву обычно изображают очень миловидным молодым человеком голубого цвета с четырьмя руками и тремя глазами, иногда можно встретить изображение еще и с четырьмя головами. Третий глаз, тот который мечтают у себя открыть все йоги и прочие «просветленные», расположен в центре лба и может нести во истину разрушительные последствия, не забывайте, что стало с одним из лиц Брахмы. Иногда его рисуют как обычный глаз, а иногда схематически в виде трех полос. Почитатели Шивы так же наносят себе на лоб отметку, символизирующую третий глаз.Нельзя сказать, что у Шивы как у Вишну было множество аватаров, скорее он представлен во множестве ипостасях, символизирующих его божественное предназначение.

Шива бог-йог, бог-аскет:
Он предпочитает одиночество и уединенно сидит на горе Кайлаш (Кайлас) в Гималаях. Обычно он одет в тигриную шкуру, а его шею обвивают змеи (количество может разниться). Соответственно, он так или иначе покровительствует всем кто ищет просветления, развития ума и осознания.

Но как я уже говорила, Шиву часто называют богом-разрушителем. В этой своей ипостаси он имеет имя Бхайрава – «поглотитель радости» . Исполняя эту миссию он со свитой демонов бродит по кладбищам и местам кремации, шею его украшает ожерелье из черепов, а в волосах копошатся змеи.

Другая его сущность – это бог-танцор Натараджа . В своем магическом танце он стоит на одной ноге, опираясь на крошечную фигурку демона-карлика, лежащего на цветке лотоса. Этот демон символизирует человеческое невежество, которое Шива искореняет. своим танцем, ведя к мудрости и освобождению от кармы и пут бренной жизни. Вторая нога бога согнута и поднята. В двух руках он держит барабан и пламя (символ его разрушительной натуры), третья рука сложена в благословляющем жесте, а четвертая развернута к поднятой ноге, даруя тем самым освобождение от иллюзий. Сам Натараджа окружен языками пламени. Танец Шивы символизирует путь к спасению, освобождение от майи (иллюзий).

Так же Шива является Гангадхаром – те, кто мог удержать реку Ганг. С этой его ипостасью связана следующая легенда. Когда-то давным-давно на земле не хватало не то что воды, но даже влаги, вся она была сухой и растрескавшейся и покрытой пеплом. Единственное, что могло спасти ее, это воды великой реки Ганг, но они омывали божественные миры и струились высоко в небесах, а ее мощь была настолько велика, что если бы направить весь поток на землю, это просто-напросто разрушило ее. На помощь пришел Шива – он подставил свою голову под поток воды, которая запутавшись в его волосах, превратилась в семь притоков и напоила землю живительной влагой.

Для передвижения Шива предпочитает использовать белого бычка Нанди, вот почему почитатели Шиву так трепетно относятся к коровам. Нанди так же заботится обо всех четвероногих существах и очень печалится, когда им причиняют вред.

В личной жизни у Шивы все намного запутаннее, чем у Вишну. Если посмотреть на список амурных похождений Шивы, как-то не очень вяжется он с образом аскета ☺. Истории нежных привязанностей всех богов Тримурти довольно интересны и заслуживают внимания, так же как и некоторые их отпрыски. Но предлагаю о женской части верховного индуистского пантеона поговорить в следующий раз.

Индуизм - уникальная религия, крайне противоречивая, необычайно сложная, для понимания современным человеком. Её разнообразие удивляет, привлекает и шокирует; религиозные традиции, философия, и верование, могут основываться на монотеизме, политеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме. Индуизм можно сравнить с баньяновым деревом, это дерево постоянно пускает новые корни, с течением времени, корни становятся стволами, а стволы пускают новые побеги. Хаотичность, запутанность, совмещение абсолютно противоположных понятий дают право сказать, что индуизм это религиозный феномен, изучить и понять который крайне сложно. Люди, занимающиеся изучением этой религии, до сих пор не определились с четким определением понятия «индуизм», а многие говорят о том, что индуизма как общей религиозной системы и вовсе нет.

История индуизма:
Изучение истории индуизма затруднено, каких либо достоверных фактов, существует очень мало. Корни индуизма в ведийской и харапской цивилизациях, именно поэтому индуизм принято считать древнейшей религией мира, хотя многое в современном индуизме уж очень сильно противоречит тем же ведийским текстам, но какая религия обходится без противоречий, Именно благодаря им, мировые религии веками выстраивали свои системы ценностей. Индуизм это религия без основателя, без иерархии, без даты происхождения. Сам термин "индуизм" это персидский вариант названия реки (Инда). В 18 в. англичане, называли жителей Индии индусами, что означает живущие у реки (жители речного места). Сами же индусы называют свою религию бессмертным учением, или законом.

Возникновение индуизма с его огромным разнообразием, было спровоцировано необходимостью обновления традиционной брахманской религии, которая была слишком оторвана от простого народа. Идеи абстрактного абсолюта в ведизме привели к кризису, а с появлением буддизма ситуация накалилась ещё сильней. Выход был только один. Боги должны были спуститься к простому человеку, и они спустились, во множестве своих воплощений...

В индуизме появились храмы, где возводились грандиозные статуи посвященные богам, чего не было в религии брахманизма. Происходило формирование новых индуистский богов. Выдающиеся деятели, мудрецы со временем обожествлялись, а значимые образы эпической поэзии, ставшие нравственным идеалом для народа, из человеческой сферы переводились в божественную. Именно таким образом происходила демократизация культа, приближение бога к человеку. Антропоморфный бог, превращался в бога которого можно было понять и любить...

Сформировалось учение об аватарах (воплощениях), согласно которому каждый небесный бог может иметь свою аватару на земле.

Бог в индуизме. Верховные божества:

Индуизм - является монотеистической религией, Индусы верят в то, что Бог может проявлять себя в различных формах. Любой может отдавать предпочтение той форме Бога, которая более близка ему, при этом индусы уважительно относятся к другим формам поклонения.

С развитием индуизма ведический пантеон уступил место другим богам, неарийского происхождения. Боги почитаемые в эпоху Вед ушли на задний план, а те которые не почитались раньше приобрели уважение и почёт.

Тримутри (триада) - это верховные божества; Брахма, Вишну и Шива.

Брахма - абстрактное божество. Он владеет силой творения. Это главный бог брахманского времени, но со временем он утратил свою силу и его функции перешли к другим богам. На изображениях Брахма, темно - желтого цвета с четырьмя головами (пятой головы, его лишил Шива, за то, что тот объявил себя наивысшим существом и утверждал, что он сотворил Шиву). Часто Брахму изображают верхом на лотосе - это символизирует его нерожденность, происхождение из самого себя. В честь Брахмы никогда не сооружались храмы и вообще любое упоминание о нём, это всего лишь дань традиции.

Вишну - великий охранитель, держатель. Он ответственен за людские судьбы. Вишну всегда благосклонный бог, олицетворяет божественную любовь, он заботится о людях, во всем помогая им. Высшим блаженством считается возможность сделаться тождественным с Вишну.

Помогает Вишну людям с помощью своих аватар, то есть воплощений, или нисхождений.

Шива - третий член тримутри. Он разрушитель и обновитель. Культ Шивы имеет очень древний характер. В этом боге соединились различные противоположности. Он отождествляется с мужской силой, его символом считается фаллос. Шива может быть не только разрушителем, он может быть созидательным началом. Шива очень распространен, его признают богом письменности и учености, его образ очень многосторонен, поэтому он имеет своих последователей во всех слоях общества.

С христианской троицей - это сочетание богов (Брахма, Вишна, Шива), имеет очень мало общего. В отличии от христианской троицы, тримутри никогда не было ни догмой, ни верой, это был всего лишь образ, которому не придавалось никакого значения.

Также индусами почитаются женские божества:

Сарасвати - жена Бога Брахмы, богиня красноречия и учёности, занимает определённое место в индусском пантеоне. Богине Сарасвати придают намного больше значимости, чем её мужу Брахме. В её честь есть даже праздники.

Лакшми – богиня, которая приносит удачу и процветание, богиня красоты и счастья, она жена Бога Вишну. Лакшми воплощается, в жену Вишну, в каждом из его воплощений.

Парвати - жена Шивы. Можно сказать, что она - это обе стороны характера Шивы. Суровая и милостивая. У Парвати есть также другое имя Дурга (недоступная), или Кали.
Кали - это дикая и жестокая богиня, богиня смерти. Её изображают довольно в устрашающем и парадоскально символическом образе, её юбка из человеческих рук, а украшения из черепов, но индусы считают, что такой вид богини, помогает преодолеть внутренние страхи.

Кроме трех Верховных Божеств, и их жён, индусы почитают огромное множество других богов и их последующих перевоплощений.

С культом Шивы принято также почитать его сына Ганешу - бога мудрости, письменности и учености. Его изображают в виде человека с головой слона.

Важную роль играет также предводитель обезьян Гануман обладатель больших челюстей, Предположительно Гануман это был древний деревенский бог, которого почитали в образе обезьяны. Благодаря эпической поэме «Рамаян» где Гануман помогает Раме (седьмому воплощению Вишну) победить демона, могущество Ганумана, как божества значительно возросло.

Как и Ганеша Гануман изображается в зооморфном виде. Почитание животных (культы змей, слонов, обезьян) довольно распространено в индуизме.

Наверное все слышали, что корова в Индии священное животное. Это живой символ Матери - земли. Культ обожествления коровы пришел из Ведов. Но мало кто знает, что в Ведах к этим животным относились несколько иначе. Коров убивали, и съедали. Это полностью противоречит идеи Ахимса (непричинение вреда живым существам). Но именно на этих противоречиях развивался индуизм. Именно поэтому он столь уникален и интересен...

Философия индуизма:

В основе философии индуизма лежит идея о том, что мир - это не просто случайное сочетание, хаос вещей и явлений. Это одно целое, подчиненное порядку.

Всеобщий вечный порядок держащий вселенную, как одно целое называется дхарма (от санскритского корня дхр , что означает держать).

Без дхармы мир не может существовать, он просто распадется. Это не случается, хотя иногда, но в определенное время и в определенном месте возможна адхарма (отрицание порядка). Так, как это касается, только части вселенной, полностью уничтожить дхарму невозможно.

Дхарма это не символ бога - законодателя, она находится в самих явлениях и вещах. Она воплощение безличностной закономерности вселенского целого, и лишь вторично она может выступать в качестве закона, который предопределяет судьбу индивидуума. Именно так объясняется и устанавливается место каждой частицы в её отношении к целому.

Учение индуизма гласит - мир это сочетание радости и страданий. Люди могут достичь счастья, получить чувственные наслаждения(Кама) и пользу (Артха) от вещей и своего положения в обществе, но это будет только в соответствии с дхармой. Стоит уточнить, что зрелые души, которые достигли определенной ступени развития, не стремятся к материальным благам. Они ищут вечную жизнь, абсолютную реальность, которая скрывается от простых смертных за покровом иллюзий.

Смыслом существования индуисты считают осознание того, что множественность мира - это только иллюзия. Есть одна сущность, всего одна жизнь и одна цель.

Совокупность средств, с помощью которых достигается постижение реальности, называется йога, что значит освободиться.

В течение одной жизни, невозможно сделать сознание божественным. Поэтому человек проходит через множество рождений и смертей.

Как уже говорилось выше, каждый может выбрать, какого бога ему почитать. Это может быть один бог, или два, или человек может вообще не признавать ни одного. Но если и этот уровень ему не доступен, то для него существуют специально предписанные правила, которые человек обязан соблюдать безоговорочно. Именно поэтому индуизм носит столь универсальный характер. Он не навязывает своих догм, заботясь в равной степени и о тех, кто находится близко к цели, и о тех, кто далек от освобождения.

Индуизм настолько разнообразен и уникален, что понять его полностью не хватит жизни. Его огромное количество культов, богов, взаимоисключающих практик и концепций и все это принято считать одним целым. Нам это сложно понять, а для индуса это обычный способ мышления...

источники для написания статьи: " Всеобщая история религий мира".

Савитар или Савитр (санскрит Sаvitr = родитель, возбудитель, от su-, "рождать", буквально "порождающий") – имя солнечного бога в древнейшей ведийской мифологии индусов. Прославлению его посвящено в Ригведе целых одиннадцать гимнов. Что Савитар есть солнечное божество – видно из эпитетов, прилагаемых к нему. Очи, руки, язык у Савитара золотые, волосы желтые (как у Агни или Индры). Золотая колесница его снабжена золотым дышлом, принимающим, как и сам Савитар, разные формы; везут ее два лучезарных коня. Ему приписывается сильное золотое сияние, которое он разливает кругом, освещая воздух, небо, землю и весь мир. Он поднимает вверх свои могучие золотые руки, которыми благословляет и пробуждает все существа и которые простираются до конца земли. Савитар едет в своей золотой колеснице по верхнему и нижнему пути, взирая на все создания; он измерил все земное пространство, идет в три светлые небесные царства и соединяется с лучами солнца.

Савитара просят отвезти отшедшую душу туда, где обитают праведные; он дает бессмертие богам и долговечность людям. Он прогоняет злых духов и волшебников; его просят прогнать дурные сны, сделать людей безгрешными. Вместе с некоторыми другими божествами Савитар называется асура (первично – светлое божество). Ему приписываются и общие божеские свойства: он охраняет установленные законы; воды и ветры подчинены ему. Никто, даже Индра, Варуна, Митра и другие боги, не могут сопротивляться его воле и владычеству.

Имя Савитар было первоначально простым эпитетом ("бог возбудитель – живитель"), и употребление его в ведах носит еще следы этого первичного значения. В Савитаре олицетворена божественная сила солнца, тогда как Сурья – более конкретный образ, в представлении о котором никогда не упускается внешний вид солнца. Противоположное мнение принадлежит профессору Ольденбергу, полагающему, что Савитар представляет собой отвлеченную идею возбуждения, животворности, и конкретные признаки солнца только присоединились к этой идее путем вторичного процесса.

Савитар, в древнеиндийской мифологии солярное божество. В "Ригведе" ему посвящено 11 гимнов. Савитар особенно тесно связан с Сурьей, иногда эти оба имени обозначают попеременно одно и то же божество, в других случаях Савитар отождествляется с Сурьей (Pигведа, V 81, 2-3); имеют место также отождествления с Бхагой (VII 37, 8), Митрой (V 81, 4), Пушаном (V 81, 5)]; наконец, Савитар (X 85) – отец Сурьи. Как солнечное божество Савитар разъезжает на колеснице, запряженной конями, по небу или между небом и землей, восходит на небесные высоты, пробуждает по утрам весь мир и богов, приводит ночь и ночной покой, предшествует дню и ночи, членит время (в частности, определяет сроки жертвоприношения). Савитар торопит солнце, которое подчиняется ему (как и ветер). Универсальное определение Савитар – "золотой" (таковы его глаза, язык, руки, волосы, одежда, колесница, кони).

Савитар обладает и другими космологическими функциями: он заполняет воздушное пространство и мир (IV 52, 2-3; VII 45, 1), управляет миром (его называют господином творения и господином мира, IV 53, 6), приводит в покой землю и укрепляет небо (X 149, 1), удерживает небо (IV 53, 2), охватывает тройное воздушное и небесное пространство, приводит в движение три неба, три земли, охраняет людей тремя обетами (IV 53, 5; число три особенно характерно для Савитар). Савитар простирает руки (он – "широкорукий") и дает свет, указывает путь водам; даже боги, которым он указывает бессмертие (IV 54,2), следуют его советам (II 38, 9). Савитар приносит и распределяет дары, богатство, сокровища, счастье (он – "бог счастья", V 82, 3), силу, дает долгую жизнь (назначает жизненный срок; его молят о детях), изгоняет болезни, лечит от истощения, ограждает от колдовства, защищает жертвователя, забирает грехи. Савитар – "мудрейший из мудрых" (V 42, 3), он знает источник океана, возбуждает мысли; он может принимать все формы (V 81, 2); он – асура и иногда причисляется к адитьям (VIII 18, 3).

В "Ригведе" Савитар связан еще с Сомой, Ушас, Апам Напатом; упоминается (X 130, 4), что он соединился с Ушних – кобылой солнца. У Савитар есть дочь – Сурья. Некогда отец прочил ее в жены Сомы, но в состязании за право обладать Сурьей победили Ашвины, и она стала их подругой. В "Тайттирийя-брахмане" дочь Савитар – Сита, любившая Сому, но Сома был привязан к Шраддхе. Савитар дал дочери средство, с помощью которого Сома полюбил ее (II 3, 10, 1-3). В истории жертвоприношения Дакши Рудра лишил Савитар рук, но потом вернул их ему. В ранней версии ("Каушика-брахмана") боги дали Савитар золотые руки. В "Махабхарате" и пуранах Савитар изображается одноруким.

В эпосе Савитар выступает в эпизоде битвы богов с Раваной и его спутниками: когда боги были близки к поражению, Савитар раздробил колесницу предводителя ракшасов Сумалина и поразил его самого, обратив в прах, после чего ракшасы отступили. Тем не менее в эпосе значение Савитар заметно падает. Индийская традиция рассматривает Савитар как образ восходящего и заходящего солнца; некоторые видят в Савитар один из аспектов Варуны; есть точка зрения, согласно которой Савитар первоначально был персонификацией абстрактного принципа стимулирования; связь его с солнцем – результат позднейшего развития.

Похожие публикации