Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Соблюдаю принципы этики и деонтологии. Деонтология в медицине. Аспектами медицинской деонтологии являются

Соблюдение медицинской этики и деонтологии должно лежать в основе деятельности любого медицинского учреждения и пронизывать все моменты работы врача, медсестры, фельдшера и т.д.

Деонтология - учение о долге, основанное на принципе «соблюдения долга» (греч. deon – должное + logos). Термин «деонтология» введен в философию И.Бентамом . Деонтология базируется на строжайшем выполнении предписаний морального порядка , соблюдении некоторого набора правил , устанавливаемых сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей человека для обязательного исполнения.

Медицинская деонтология – учение о должном в медицине, прежде всего о профессиональном долге врачей и всех медицинских работников по отношению к их пациентам. В профессиональной медицинской среде понятие медицинской деонтологии обычно употребляется как синоним понятия медицинской этики. В современной медицине употребляются и термин «медицинская этика» , и термин «медицинская деонтология» ; при этом термин «медицинская этика» обычно указывает на мировоззренческий контекст принципов и норм для врачей и других, работающих в медицине специалистов, а термин «деонтология медицинская» – на моральные нормы и стандарты самой медицинской практики. Для каждой врачебной специальности существует свой «кодекс чести», несоблюдение которого чревато дисциплинарными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия.

Основными нормами медицинской этики и деонтологии должны быть следующие:

непричинение вреда больному

справедливость

правдивость

компетентность (специалиста любого уровня)

приватность (неразглашение сведений о частной жизни)

конфиденциальность (соблюдение медицинской тайны)

предоставление пациенту благодеяний

соблюдение принципов «автономии» пациента

Взаимоотношения врача и больного

Ведущая роль во взаимоотношениях врача и больного, как свидетельствует многочисленные работы, посвященные изучению данной проблемы, имеют личностные и характерологические качества , определяющие их поведение, мотивация деятельности врача, ожидания пациента.

Обращение больного к врачу обусловлено стремлением получить качественную медицинскую помощь . При выборе врача он имеет определенную свободу и опирается при этом на представления об идеальном враче, сведения о конкретном враче, полученные из различных источников, профессиональный статус врача.

Важной составляющей профессиональной деятельности медицинского работника является наличие такого качества, как эмпатия – способность сопереживать собеседнику, понимать его чувства, потребности, интересы, мотивации поступков. Во время общения с пациентом у врача возникает личностный резонанс в виде сострадания, желания облегчить страдания больного человека.

Медицинская тайна.

Конфиденциальность – норма этики и права, запрещающая медицинским работникам разглашать определенную информацию. В том или другом виде норма конфиденциальности имеется в многочисленных кодексах профессиональной этики медицинских работников, юристов, психологов, журналистов и т.д. Данная норма распространяется на всех лиц, которые в силу своего служебного или профессионального положения стали обладателями указанной информации. Оглашение медицинской информации допустимо лишь с открытого согласия пациента или в случаях, прямо предусмотренных законом.

Сохранение медицинской тайны является одним из самых важных вопросов медицинской деонтологии. По роду своей деятельности врач часто становится обладателям множества биографических, часто самых сокровенных, интимных сведений о больном. В настоящее время основы учения о врачебной тайне формируются следующим образом: любой врач не должен разглашать третьему лицу какие либо сведения, касающееся больного, без его согласия, если таковые почерпнуты в ходе профессионального общения с больным, а разглашении их может отрицательно повлиять на больного. Вместе с тем, врач, узнавший от больного сведения, представляющие опасность для общества , обязан выполнить свой гражданский долг и уведомить об этом соответствующие организации

В медицинской практике встречаются как прямые, так и косвенные нарушения медицинской тайны. Прямые связаны с недобросовестностью работников, нарушением ими этических норм. Косвенные могут быть связаны с небрежным хранением документов, использованием всякого рода справок не по назначению (передача случайным лицам).

Врачебные ошибки:

Понятием «врачебные ошибки» обычно определяют действия медицинских работников, приводящие к негативным последствиям в состоянии здоровья человека или неблагоприятным исходам.

Действия врача, связанные с неблагоприятными последствиями, обычно делят на 3 группы:

несчастные случаи

врачебные ошибки

профессиональные преступления

Под несчастными случаями в медицинской практике принято понимать неблагоприятный исход медицинского вмешательства, вызванный случайными обстоятельствами, которые врач не мог предвидеть. По сути, это ошибки, в которых врач не виноват.

Под врачебными ошибками понимают ошибки, произошедшие по вине медицинского работника вследствие недостатка его образования или опыта работы. Обычно они связаны с какими-то объективными или смягчающими вину обстоятельствами, например, отсутствие практического навыка, плохие условия для оказания медицинской помощи, несовершенные методы исследования и т.д.

Под профессиональными преступлениями понимают действия медицинских работников, обусловленные халатностью, безответственностью, бездеятельностью либо неправильными поступками медработников, идущими в разрез с общепринятыми в медицине правилами. Разница между врачебной ошибкой и профессиональным преступлением состоит, по существу, в причинах и условиях их возникновения.

Взаимоотношения в медицинском коллективе.

Отношения медработника со своими коллегами являются важной составляющей медицинской деонтологии, так как атмосфера, царящая в медицинском коллективе, способна оказывать полярное воздействие, как на пациентов медицинского учреждения, так и на его сотрудников.

В медицинском коллективе каждый работник имеет свои функции и круг обязанностей, организационная структура весьма консервативна и традиционна, общим требованием является соблюдение субординации. Для поддержания благоприятного социально-психологического климата медицинским работникам необходимо быть взаимовежливыми, доброжелательными, уметь оказывать товарищескую помощь и не превышать свои должностные обязанности.

Деонтология - совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей. Термин предложен английским философом И. Бентамом (1748-1832) и употреблялся первоначально для обозначения теории нравственности как науки о морали. В работах "Введение в основания нравственности и законодательства" (1789), "Деонтология, или наука о морали" (1834) им обоснована важность учета индивидуальных и общественных интересов в целях достижения всеобщего согласия и утверждения добродетели, сочетания пользы с удовольствием. Впоследствии термин Д. сузился до характеристики проблем человеческого долга: из представлений об общественно должном человеку самому необходимо было определять свои нравственные позиции, требования к себе и своему поведению в обществе и т. п. Долг теперь выступает в качестве внутреннего переживания того принуждения, которое задается этическими ценностями, обязывающими строить свою жизнь в соответствии с ними. В еще более узком смысле Д. стали называть профессиональную этику медиков: соблюдение врачебного этикета, нравственные отношения "врач-врач, врач-пациент" и т. п.

И. И. Косарев

Определения, значения слова в других словарях:

Новейший философский словарь

ДЕОНТОЛОГИЯ (греч deon - долгжное и logos - учение, слово) - концепция, раздел этической теории, в котором рассматриваются вопросы, связанные с понятием долга Термин и концепция Д введен и разработан Вентамом Вопрос об исходной роли долга в этической теории до сих пор не...

Психологическая энциклопедия

Деонтология в медицине

Этика - система норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению друг к другу, к обществу, Родине на основе общечеловеческих представлений о добре и зле, а также - философское учение о морали, нравственности, как одной из форм идеологии, о ее сущности, законах исторического развития и роли в общественной жизни.

Медицинская этика рассматривает всю совокупность моральных критериев, которыми руководствуется работник здравоохранения в повседневной работе, направленной на удовлетворение потребностей общества и каждого человека в сохранении и укреплении состояния здоровья или возвращении его при болезни.

Медицинская деонтология - совокупность этических норм при выполнении медицинским работником своих профессиональных обязанностей, а также принципов поведения, профессиональных приемов психологического общения с обратившимся к врачу здоровым или больным человеком. Таким образом, деонтология - составная часть медицинской этики, и если этика - методологическое, то деонтология - методическое понятие. Если медицинская этика не несет в себе специфики отдельной врачебной специальности, то медицинская деонтология имеет прикладной характер, обусловленный той или иной медицинской профессией, т. е., различают деонтологию акушера-гинеколога, педиатра, терапевта, эндокринолога, хирурга, судебного медика, онколога, рентгенолога, венеролога и др.

Решение важнейших задач - повышение качества и культуры медицинской помощи населению страны, развитие ее специализированных видов и осуществление широких профилактических мероприятий во многом определяется соблюдением принципов медицинской деонтологии (от греч. «деон» - должное и «логос» - учение) - учения о должном в медицине.

Медицинская деонтология постоянно развивается, возрастает и ее значение. Возрастает и значение медико-психологических аспектов деонтологии, т. к.: естественные и социальные последствия научно-технического прогресса приводят к возрастанию психологически-эмоциональной напряженности во взаимоотношениях между людьми, к различным конфликтным ситуациям и трудностям адаптации. Назрела настоятельная необходимость изучения человека в целом - как объекта биологически-социальной природы.

В процессе дифференциации и интеграции медицины, формирования ее новых областей, специальностей, профилизации отдельных направлений возникают и другие, новые, не менее сложные, деонтологические проблемы.

В связи с появлением сложных медицинских систем требования к медицинскому персоналу существенно возросли. Каждый член медперсонала должен не только в совершенстве владеть медицинскими навыками, но и уметь общаться и взаимодействовать с больными, тем более с детьми.

Взаимоотношения врача и пациента - одна из сложнейших проблем медицины и, возможно всего человеческого сообщества, так как именно в модели «врач - больной» наиболее драматично обнажаются проблемы отношений между людьми вообще. Слишком велика ставка, которая «разыгрывается» при контакте врача и пациента - сохранение здоровья, степень его потери, продолжение жизни или смерть.

Ни в какой иной сфере человеческой деятельности не обсуждаются подобные альтернативы. С момента возникновения медицины появилась необходимость регулировать такие взаимоотношения. С тех пор как существует философия, вопросами нравственности (морали) в обществе занимается один из разделов этой науки - этика.

Этика - учение о нравственных, моральных нормах и правилах, которые определяют взаимоотношения людей в семье, обществе, быту и трудовой деятельности. Медицинская этика существует десятки столетий. В основе многочисленных медицинских присяг, которые сегодня принимают врачи в разных странах мира лежит «Клятва Гиппократа» известная уже около 2400 лет. Во второй половине ХХ века американский ученый В.Р. Поттер предложил понятие «биоэтика», как определение новой этики человечества, которая должна стать «наукой выживания», «мостом в будущее» в условиях современного экологического кризиса.

Деонтология - раздел общей этики, в котором рассматриваются специфические критерии долга и моральных требований при исполнении профессиональных обязанностей.

Принципы поведения врача и медицинского персонала в практической и научной деятельности рассматриваются медицинской деонтологией. В общих чертах медицинская деонтология означает свод предписаний и запретов, соблюдение которых в отличие от правовых норм регулируется совестью врача и медицинского работника.

Особый характер взаимоотношений врача и персонала с детьми и их родителями обосновывает выделение раздела медицинской этики - педиатрической деонтологии.

Принципы этики и медицинской деонтологии закреплены в ряде международных деклараций и конвенций. Прежде всего - это Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН в которой статус важнейшего положения международного права приобрел один из принципов врачебной этики Гиппократа - о святости человеческой жизни. Основные положения медицинской этики, изложенные в «Клятве Гиппократа» сохраняющие актуальность и в настоящее время, гласят:

  • 1. «Non nocere!» («Не вреди!»). Всякое лечение, все действия, все рекомендации врача должны быть направлены на благо больного, приносить ему пользу;
  • 2. Человеческая жизнь есть безусловная ценность;
  • 3. Врач должен уважать личную жизнь пациентов, воздерживаться от аморальных поступков;
  • 4. Врач должен соблюдать медицинскую тайну, уважать свою профессию.

Следует подчеркнуть, что медицинская этика всегда была средоточием морально-этических идеалов своей эпохи. Гиппократ (460-377 гг. до н. э.), писал, что на вооружении у врача должны быть «...презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку...». Проблемы этики и деонтологии всегда находились под пристальным вниманием передовых клиницистов XVIII-XXI вв. - С.Г. Зыбелина, Д.С. Самойловича, Н.И. Пирогова, В.А. Манассеина, С.П. Боткина, И.А. Кассирского, Б.В. Петровского, Е.И. Чазова и др.

Основы общения детского врача с ребенком заложены в трудах Н.Ф. Филатова, А.А. Кисель, В.И. Молчанова, Г.Н. Сперанского, М.С. Маслова, С.Д. Терновского, С.Я. Долецкого, отечественных ученых-педиатров В.А. Леонова, И.Н. Усова и др.

100-120 лет назад, когда объем научных сведений, был во много раз меньшим, чем в настоящее время, педиатры были «элитой» врачебной корпорации, обладали широким кругозором и глубокими медицинскими знаниями. В настоящее время перегрузка общей и профессиональной информацией столь велика, что широко образованный детский врач стал встречаться реже.

Появились детские хирурги, педиатры инфекционисты и др.

Специалисты вынуждены сочетать знания двух и более пограничных дисциплин. Например, детский хирург должен мыслить как педиатр, а действовать, как хирург.

Врач-педиатр - особая профессия, суть которой состоит не только в диагностике, лечении и профилактике заболеваний у детей, но и прежде всего в осуществлении контроля за ростом и развитием ребенка, предупреждении и раннем выявлении отклонений от нормы данных параметров. Кроме того, педиатр должен обладать или развивать в себе особые личностные качества.

Одним из первых на это обратил внимание С. Хотовицкий (1874), который писал, что «кроме основательных теоретических и практических познаний, кроме надлежащей теоретической способности, кроме спокойствия и твердости духа, кроме справедливости и кротости в поступках, детский врач не только должен вполне ознакомиться с физиологическими и патологическими отличиями детского организма, но вместе с тем иметь особую врожденную привязанность к детям».

Клиническая практика показывает, что проблемы и вопросы, возникающие при оказании медицинской помощи детям, имеют не только сугубо медицинский, но и этический характер и присутствуют на всех уровнях системы «врач - родители - больной ребенок».

Без четкого представления этических особенностей охраны здоровья ребенка нельзя гарантировать безопасность детей при получении ими медицинской помощи. Для квалифицированного оказания медицинской помощи детям врачу необходимо иметь не только глубокие теоретические знания, умело использовать практические навыки, но и тонко понимать психологию больного ребенка и его родителей, четко представлять существующие в этой области этические проблемы.

Одна из важнейших среди них - осведомление родителей, родственников ребенка об особенностях заболевания для получения согласия на лечение. Умение врача успокоить, объективно информировать родителей о методах диагностики, организации медицинской помощи ребенку, развитии возможных осложнений и при этом ободрить, настроить на активную помощь, является обязательным этическим требованием.

Медицинская деонтология предъявляет особые требования к педиатру, прежде всего потому, что его деятельность основана не только на прямом контакте с детьми, но и на общении с ближайшими родственниками с их восприятием состояния здоровья своего ребенка и характерологическими особенностями. Второе принципиальное отличие педиатрической деонтологии состоит в необходимости использования специальных навыков общения с детьми, которые основаны на знании их возрастных особенностей. В-третьих, требуются глубокие познания не только возрастной патологии, но и возрастной физиологии, без которых трудно выявить ранние отклонения, свидетельствующие о болезни. Педиатр контактирует в своей работе с детьми, родителями и родственниками больного ребенка. Каждая из этих категорий требует особого подхода. В настоящее время родители и их родственники обладают большим запасом сведений о заболеваниях детского возраста, почерпнутых из специальной, просветительской литературы и средств массовой информации. В связи с этим, увлечение модными различными средствами и методами лечения, рекламируемыми порой самими медиками, могут создавать затруднение при контакте врачей с родителями. Общаясь с врачом, родители больного ребенка нередко ожидают встречи с крупной личностью. Порой они испытывают разочарование, встречаясь «всего лишь» с добросовестным тружеником и хорошим профессионалом. И если при этом нарушаются правила деонтологии, то возникает повод для недоразумений. Полезно воспользоваться следующими рекомендациями, относящимися к форме отношений с родителями маленьких пациентов, описанными в книге - Деонтология в медицине: под ред. Б.В. Петровского:

  • 1. Контакт устанавливают в первую очередь с ребенком, ибо, как только родители отмечают, что ребенок не сопротивляется врачу, они относятся к нему с доверием;
  • 2. Доверие к врачу вызывается его поведением, личным примером, человеческими качествами. Спокойный, внимательный, оптимистичный, аккуратный врач, сохраняющий здоровый цвет лица, правильную осанку, без избытка массы тела, не курящий служит примером, внушающим доверие;
  • 3. Убежденное и четкое изложение сведений о больном ребенке в доброжелательной и мягкой форме, свидетельствующее о высоком профессиональном уровне врача, вызывает доверие к нему лично и к учреждению, которое он представляет;
  • 4. Подавление страха у ребенка и его близких - одна из главных деонтологии задач, чему способствуют перечисленные качества врача и некоторые приемы - отвлечение, шутка и др.;
  • 5. Соблюдение известной дистанции при условии предельной доброжелательности облегчает взаимопонимание в сложных ситуациях;
  • 6. Проявление таких душевных качеств, как внимание, доброта, ласка, вносит успокоение в сознание родителей;
  • 7. Твердая воля при предъявлении родителям определенных требований облегчает лечебный процесс, так как родители, порой теряющие самообладание, не всегда понимают, что их поведение отражается на состоянии ребенка;
  • 8. Внушение ребенку и его родным мысли о том, что они сами заинтересованы и нуждаются в выполнении врачебных предписаний, снимает многие трудности.

Соблюдение врачебной этики в отношении к ребенку не зависит от его возраста. В этом состоит специфика профессии детского врача - высокий профессионализм, сочетающийся с терпением и любовью к детям. Педиатры в отношениях с ребенком и родителями должны быть психологами и педагогами. При общении с детьми целесообразно учитывать следующие психологические особенности детского возраста:

  • 1. Контакт с детьми облегчают - их доверчивость, внушаемость, непонимание степени опасности заболевания, манипуляции или хирургического вмешательства, оптимизм, отсутствие психических комплексов;
  • 2. Общение с детьми затрудняют - чувство страха, полярность и неадекватность реакций, негативизм, низкие сознательно-волевые качества, склонность к симуляции и диссимуляции, редкие, но опасные психосоматические реакции, когда боязнь манипуляций способна осложниться срывом компенсаторных механизмов.

При контакте с детьми, особенно в ситуациях угрожающих жизни ребенка, необходимо учитывать, что одно и то же заболевание переносится в разном возрасте неодинаково. Чем старше ребенок, тем осознаннее и трагичнее ощущает он свое состояние и тем серьезнее для него психологическая травма. Различие таких представлений зависит от познавательного уровня ребенка, психосоциального развития, пережитого опыта. Поэтому крайне важно предотвратить психогенную (информационную) ятрогению, которая может возникнуть вследствие необдуманной беседы врача, сообщения им без предварительной подготовки угрожающего жизни диагноза, непонятной медицинской информации или его излишней молчаливости. В настоящее время к ятрогенным относят не только ошибочные или неадекватные действия врача, а и неблагоприятные последствия действий всех медицинских работников. Международная классификация болезней IX пересмотра определяет ятрогению как «любые нежелательные или неблагоприятные последствия профилактических и терапевтических вмешательств либо процедур, которые приводят к нарушению функции организма, ограничению привычной деятельности, инвалидизации и смерти».

Опыт показывает, что детей, боящихся хирургического вмешательства, ни в коем случае не следует оперировать. Необходимо терпеливо готовить их к операции, применяя различные методы (объяснение, внушение, медикаменты). Пластичность психики в детском возрасте имеет как положительные, так и отрицательные стороны - ребенок, подвергаясь в процессе роста и развития какому-либо вредному воздействию, может настолько страдать, что эта «поломка» спустя многие годы проявится в виде какой-либо патологии.

Отказ родителей от госпитализации, оперативного лечения, профилактических, диагностических и лечебных процедур нередко ставит врача в затруднительное положение. Родители часто рассматривают ребенка как собственность, с которой могут поступать как им угодно, причем решения их, как правило, основываются на сиюминутных впечатлениях. Стремясь защитить своего ребенка от возможных ошибочных, по их мнению, агрессивных процедур они выдвигают собственные, далеко не всегда правомерные и адекватные требования, не задумываясь об их последствиях. Это в особенности относится к молодым родителям, не имеющим жизненного опыта. В качестве примера можно привести отказ от профилактических прививок, что способствует росту заболеваемости дифтерией, корью, туберкулезом, эпидемическим вспышкам коклюша и др. Конечно, и это признано во всем мире, небольшой процент вакцинаций сопровождается осложнениями, однако вред, наносимый отказом от прививок, существенно превышает риск побочных реакций.

Важно учитывать, что родители больного ребенка часто находятся в стрессовом состоянии. Поэтому сообщение о развитии тяжелого осложнения, возможном неблагоприятном исходе заболевания должно быть крайне осторожным и поэтапным. Более подробная информация представляется по прошествии некоторого времени, когда родители будут способны воспринять ее более спокойно. Родители или опекуны могут и должны участвовать в решении вопросов организации диагностических и лечебных мероприятий. Исключение составляют особые случаи, когда нельзя своевременно сообщить родителям о предстоящем хирургическом вмешательстве ввиду внезапного ухудшения состояния ребенка и необходимости оказания неотложной медицинской помощи.

При отказе родителей от медицинской помощи необходимой для спасения жизни ребенка, медицинские организации имеют право обратиться в орган опеки, попечительства или суд. Как правило, в этом случае врачи продолжают лечение, если оно показано ребенку по жизненным показаниям. Однако этот вопрос до конца не урегулирован и остается серьезной этико-правовой дилеммой требующей разрешения. Именно здесь необходимо влияние и помощь больничных и региональных этических комитетов, имеющих юридический статус. Госпитализация в больницу - серьезное психологическое испытание для семьи и ребенка. Существовавший ранее запрет на госпитализацию матери с ребенком (кроме детей первого года жизни) был обусловлен не этическими, а чисто административными соображениями. К сожалению, это не вина, а беда врачей. Отмечено - если мать участвует в уходе за ребенком, находясь с ним в больнице, лечение оказывается более эффективным.

Всегда следует помнить о существовании врачебной (медицинской) тайны (право пациента на конфиденциальность).

К ней относится «информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении».

Врачебная тайна соблюдалась уже в глубокой древности. Ее история насчитывает более двух тысячелетий. По некоторым источникам, она зародилась в Древней Индии, где существовала пословица: «Можно страшиться брата, матери, друга, но врача - никогда».

Исходя из традиционного понимания медицинской тайны, сохранять ее следует от всех посторонних. Однако необходимо отметить, что с одной стороны, медицинский работник, обязан хранить тайну, с другой - он может и должен нарушить ее, если общественные интересы преобладают над личными. Известна история разглашения медицинской тайны английскими врачами в связи с жестоким обращением родителей с детьми. Закон сохранения врачебной тайны, важнейшего элемента клятвы Гиппократа в детских учреждениях нередко нарушается.

Истории болезни не всегда хранятся надлежащим образом и могут быть доступны детям и родителям, а эпикризы зачастую печатаются техническими сотрудниками, которые получают доступ к медицинским заключениям. Родители обычно стремятся сохранить в тайне пороки развития у ребенка, наследственные заболевания, умственную отсталость, психические заболевания у членов семьи.

Сохранение медицинской тайны обязательно, если подросток, особенно девушка, доверился врачу о начале половой жизни, не поставив об этом в известность родителей. Разглашение врачебной тайны сопряжено с вмешательством посторонних людей в жизнь семьи и личную жизнь ее членов, а это прямое нарушение Декларации прав человека.

Не следует скрывать от родителей и ребенка наличие у него серьезного, фатального заболевания (злокачественная опухоль, лейкоз) и хотя ранее преобладало стремление защитить маленьких пациентов от серьезного диагноза, многие дети догадывались или были уже осведомлены о природе их болезни. Поэтому в настоящее время преобладающей становится позиция, согласно которой ребенок должен быть информирован о заболевании. Часто эту миссию должен выполнить врач естественно с выражением надежды и внушением веры. Нельзя обманывать ребенка, тем самым врач теряет его доверие. В то же время, учитывая особенности психики ребенка, в некоторых ситуациях необходимо воспользоваться советом Гиппократа: «окружи больного любовью и разумным утешением, но главное, оставь его в неведении того, что ему предстоит, и особенно того, что ему угрожает».

Большой такт и чуткость необходимы врачу при сообщении родителям о летальном исходе заболевания ребенка. Внезапная смерть ребенка и смерть, наступившая после продолжительного периода угасания, расцениваются родителями по-разному. Первая, как правило, является для них тяжелым ударом, вторая воспринимается порой как облегчение. От врача требуется большая деликатность, сочувствие и умение объяснить причину смерти, убедить родителей, что печальный исход болезни связан с объективными причинами, а не вызван неверными действиями врача или их самих. Одним из видов врачебных ошибок, которые могут повлечь за собой серьезные последствия, являются деонтологические ошибки. При неблагоприятном исходе лечения именно такие ошибки нередко учитываются родственниками в первую очередь, порождая многочисленные жалобы и требования о привлечении врача, допустившего эту ошибку, к уголовной ответственности. Напротив, известны случаи, когда при неблагоприятном исходе лечения, но соблюдении врачом правил медицинской деонтологии родственники умершего больного становились защитниками врача, поскольку видели, что врач сделал все, что было в его силах, и сам тяжело переживал происшедшее.

Вместе с тем, если не соблюдаются правила медицинской деонтологии, конфликты между родственниками больного ребенка и детским хирургом часто возникают даже при правильном лечении. В этих случаях родственники умершего больного, потрясенные случившимся горем, стараются найти виновных и нередко действуют, исходя из принципа: «Post hoc - ergo propter hoc» («после этого - значит, вследствие этого»). Необходимо отметить, что ответственность медицинских работников за нарушение прав граждан в сфере здравоохранения может быть гражданской, уголовной, административной и дисциплинарной. С точки зрения и врача и пациента наиболее важными из них являются гражданская и уголовная. В связи с появлением таких понятий, как «смерть мозга», «декортикация» при заключении о безнадежности прогноза для жизни вновь возникла дискуссия об эвтаназии (легкой смерти) и о праве на смерть. Эвтаназию, то есть применение активных агентов, ускоряющих наступление смерти безнадежного пациента на заключительных этапах болезни, большинство ученых мира считают безнравственной.

Заключение

В заключение необходимо подчеркнуть, что в настоящий период этике и медицинской деонтологии угрожает девальвация таких принципов, как гуманность, доброта, сострадание и милосердие. Эта тенденция проявляется в тех случаях, когда врачи усматривают в своих обязанностях не заботу о пациентах и их здоровье, а источник материального благополучия. С другой стороны, появились новые проблемы биоэтики, основанные на последних достижениях генетики и молекулярной биологии. В связи с этим, крайне важно создание медицинских этических комитетов при органах здравоохранения и лечебно-профилактических учреждениях, куда наряду с врачами, должны входить юристы, представители общественности и священнослужители для обсуждения этических вопросов. Только коллегиальный анализ позволит найти рациональное решение спорных этико-правовых проблем при оказании медицинской помощи пациентам детского возраста. Отсутствие законов, охраняющих здоровье и благополучие детей с позиции биоэтики, создает условия не только для этических, но и для правовых нарушений.

Именно в этих условиях крайне важно не предавать забвению нравственные постулаты, принципы человеческих отношений и медицинской деонтологии.

Психологический уход за больным ребенком является частью медицинской деонтологией. Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Термин медицинской деонтологии ввел выдающийся хирург Н.Н. Петров.

Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов. Особенности деонтологии в педиатрии обусловлены своеобразием детской психики, а также необходимостью контакта в работе не только с детьми, но и с их родителями.

Аспектами медицинской деонтологии являются:

  • - взаимоотношения медицинских работников с больным ребенком;
  • - взаимоотношения медицинских работников с родственниками больного ребенка; здравоохранение врач педиатр
  • - взаимоотношения медицинских работников между собой.

Деонтология медицинская (греч. deon, deontos должное, надлежащее + logos учение)

Понятия « » и «медицинская этика» не тождественны. Проблема долга - одна из основных проблем медицинской этики; соответственно Д. м. является отражением этических концепций, но она имеет более прагматический и конкретный . Если медицинская этика не несет в себе специфики, обусловленной той или иной врачебной специальностью (не существует отдельно этики терапевта, этики хирурга и т.д.), то Д. м. обрела черты специализации, обусловленные ее прикладным характером, взаимосвязью с той или иной медицинской профессией (различают деонтологию хирурга, педиатра, онколога, рентгенолога, венеролога и т.д.).

Термин « » предложен английским философом Бентамом (J. Bentham) в 19 в. для обозначения теории нравственности. Однако основы Д. м. были заложены еще в медицине древнего мира. В каждую историческую эпоху в соответствии с господствовавшей в данном обществе моралью принципы Д. м. имели характерные особенности, но тем не менее общечеловеческие, внеклассовые этические нормы медицинской профессии, определяемые ее гуманной сущностью - стремлением облегчить страдания и помочь больному человеку, оставались незыблемыми. Принципы Д. м. определялись также уровнем развития медицинской науки, которого во многом зависят действия врачей. Так, в Древней Индии рекомендовалось браться за только такого человека, которого излечима; от неизлечимых больных следовало отказываться, как и от не выздоровевших в течение года. Гиппократ также считал, что лечение безнадежных больных ведет к потере врачебного авторитета.

Нравственные требования к людям, занимавшимся врачеванием, были сформулированы еще в рабовладельческом обществе, когда произошло разделение труда и врачевание стало профессией. Наиболее древним источником, в котором сформулированы требования к врачу и его права, считают относящийся к 18 в. до н.э. законов Хаммурапи, принятый в Вавилоне. Вопросы Д. м. нашли отражение и в древнейших памятниках индийской литературы - в своде законов Ману (около 2 в. до н.э. - 1 в. н.э.) и в Аюрведе (Науке жизни; 9-3 вв. до н.э.). Существуют три редакции Аюрведы - этой медицинской энциклопедии древности; наиболее полная принадлежит врачу Сушруте. В одной из книг Аюрведы говорится, каким должен быть , как следует ему себя вести, как и что говорить больному. Обращает на себя дифференцированный подход к больным: можно и нужно лечить бедных, сирот, чужестранцев, но в то же время нельзя прописывать лекарства тем, кто в немилости у раджи. С появлением социального неравенства отношение больных к врачам становится неоднозначным: представители господствующих классов видели вних слуг, а угнетенных классов - господ.

Неоценимую роль в развитии Д. м. сыграл Гиппократ. Ему принадлежат максимы: «Где любовь к людям, там и любовь к своему искусству», «Не вредить», «Врач-философ подобен богу». «Клятва Гиппократа» пережила века. Примечательно, что II Международный деонтологический конгресс (Париж, 1967), счел возможным рекомендовать дополнить клятву единственной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь!». Ill Международный конгресс « » (1983) внес предложение дополнить национальные и международные кодексы о профессиональном моральном долге врача, в основе которых лежит «Клятва Гиппократа», пунктом, обязывающим медиков бороться против ядерной катастрофы.

Гиппократ впервые обратил внимание на вопросы должного отношения врача к родственникам больного, к своим учителям, взаимоотношений между врачами. Деонтологические принципы, сформулированные Гиппократом, получили дальнейшее развитие в работах Асклепиада, Цельса, Галена и др. В период средневековья разработкой вопросов должного отношения врача к больному занимались представители Салернской медицинской школы, называемой Гиппократовой общиной.

Огромное влияние на развитие Д. м. оказали врачи Востока. Ибн-Сина (Авиценна) - создатель «Канона врачебной науки», рассматривая различные стороны врачебной деятельности, подчеркивал неповторимость и обращающихся за медпомощью: «... Каждый отдельный обладает особой натурой, присущей ему лично». Ибн-Сине также приписывают изречение: « должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью и сердцем льва». Одной из главных идей «Канона врачебной науки» является необходимость предупреждения болезни, на что должны быть направлены усилия и врача, и больного, и здорового. Примечательно, что издавна проблема отношения врача к больному рассматривалась в плане их сотрудничества и взаимопонимания. Так, врач и писатель Абу-ль-Фарадж, живший в 13 в., сформулировал следующее обращение к заболевшему: « трое - ты, болезнь и я; если ты будешь с болезнью, вас будет двое, я останусь один - вы меня одолеете; если ты будешь со мной, будет двое, болезнь останется одна - мы ее одолеем». Большое значение наравне с требованиями к личности врача, его человеческим качествам (порядочности, честности, доброте), придавалось необходимости постоянного самоусовершенствования, ибо малоквалифицированный врач может нанести больному вред, что является грубым нарушением моральных норм врачевания.

При капитализме, который породил новые классы и новые общественные отношения, существенно изменились и представления о морали, в т.ч. о нравственных основах врачевания. В «Манифесте Коммунистической партии» отмечалось. «Буржуазия лишила священного ореола все деятельности, которые до тех считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, с. 427). Однако многие известные врачи, и в их числе Швейцер (A. Schweitzer), Лериш (R. Lenche), Спок (В. Spock), призывали болезни людей не превращать в средство наживы.

В современных условиях вопросам Д. м. во всех странах уделяют большое внимание. Принят ряд деклараций, кодексов, правил, которые призваны определить этические нормы поведения врачей. Во многих странах (Франции, ФРГ, Италии, Швейцарии, США и др.) существуют национальные деонтологические кодексы. Ряд документов носит международный характер. К ним следует отнести Женевскую декларацию (1948), Международный кодекс медицинской этики (Лондон, 1949), Хельсинкско-Токийскую декларацию (1964, 1975), Сиднейскую декларацию (1969), декларацию, касающуюся отношения врачей к пыткам (1975), и др. Однако в международных документах по вопросам Д. м. не всегда учитываются конкретные условия жизни той или иной страны, национальные особенности.

В основу Женевской декларации положена «Клятва Гиппократа», но в ней нашли отражение и наиболее острые социальные проблемы 20 в. Так, в декларацию внесены фразы: «Я не позволю, чтобы религия, национализм, политика или социальное положение оказывали влияние на выполнение моего долга... Даже под угрозой я не использую мои знания в области медицины в противовес законам человечности». Последняя фраза, отражая опыт второй мировой войны, закрепляет положения «Десяти Нюрнбергских правил» (Нюрнбергский кодекс, 1947), в которых подчеркивается недопустимость преступных опытов на людях.

В 1970 г. вопросы Д. м. обсуждались на Х Международном конгрессе терапевтов в Варшаве и на Международном конгрессе историков медицины в Бухаресте. В 1973 г. деонтологические вопросы медицины в условиях научно-технической революции стали предметом обсуждения специального симпозиума XV Международного философского конгресса в Варне, а в 1974 г. - XVIII Международного конгресса по прикладной психологии в Монреале. В 1989 г. ВОЗ « мира» посвятил проблеме «этика и » специальный номер, в котором затрагиваются и многие вопросы медицинской деонтологии.

В России вопросы Д. м. получили правовое отражение еще в ряде документов Древней Руси. Так, в «Изборнике Святослава» (11 в.) имеется указание, что монастыри должны давать приют не только богатым, но и бедным больным. юридических норм Киевской Руси «Русская правда» (11-12 вв.) утвердил положение о праве на медицинскую практику и установил законность взимания врачами с заболевших платы за лечение. В Морском уставе Петра I сформулированы требования к врачу, однако его обязанности рассматривались в отрыве от врачебных прав.

Многое для пропаганды гуманной направленности врачебной деятельности сделали передовые русские ученые-медики 18-19 вв.: С.Г. Зыбелин, Д.С. Самойлович, И.Е. Дядьковский, С.П. Боткин, В.А. Манассеин. Особо следует отметить «Слово о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача», «Слово о способе учить и учиться медицине практической» М.Я. Мудрова и произведения Н.И. Пирогова, представляющие собой сплав любви к своему делу, высокого профессионализма и заботы о больном человеке. Всеобщую известность получила подвижническая деятельность доктора Ф.П. Гааза, ставшего главным врачом московских тюрем. Его девизом было: «Спешите делать добро!». В формировании принципов Д. м. большую роль сыграли прогрессивные представители земской медицины, которые считали своим нравственным долгом помогать бедным и обездоленным. Гуманистическая направленность деятельности русских медиков описана в произведениях писателей-врачей А.П. Чехова и В.В. Вересаева.

В России выпускники высших медицинских учебных заведений давали так называемое факультетское обещание. Большое место в нем отводилось отношениям между врачами: «Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам... Буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям...».

В СССР разработка вопросов Д. м. получила дальнейшее развитие в трудах многих медиков и философов.

Нравственные вопросы деятельности медиков нашли отражение в принятых Верховным Советом СССР в 1969 г. Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (см. Правовые основы охраны здоровья) и утвержденной Указом Президиума Верховного Совета СССР 26 марта 1971 г. «Присяге врача (Присяга врача) Советского Союза». Наряду с другими положениями в ней определена роль врача в охране и улучшении здоровья людей, в предупреждении заболеваний. Этим подчеркивается профилактическая направленность советского здравоохранения. В связи с важной ролью врачей в борьбе за мир Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1983 г. в «Присягу врача Советского Союза» было внесено следующее дополнение: «... Сознавая опасность, которую представляет собой для человечества, неустанно бороться за мир, за предотвращение ядерной войны».

Медицинская деонтология охватывает широкий круг проблем, связанных с взаимоотношениями медиков с больными, их близкими, со здоровыми людьми (практические мероприятия), а также между собой в процессе лечения больного. Должное отношение врача к больному предполагает доброжелательность, сострадание, максимальную отдачу своих умений и знаний, основанных на высоком профессионализме в постоянном самосовершенствовании. Главный принцип в отношении врача к больному состоит в следующем: относись к заболевшему так, как хотелось бы, чтобы относились в аналогичном положении к тебе.

Отношение медиков к родственникам больного предполагает приобщение их к борьбе за заболевшего, а также попытки смягчить близких больному людей в случаях, когда лечение неэффективно. При этом следует учитывать психотравмирующий эффект болезни на родственников больного, их реакцию на неблагоприятный исход заболевания, возможности и желание сотрудничать с врачами.

В свете профилактической направленности и перспектив развития советского здравоохранения принципиально важен вопрос об отношении медиков к здоровым людям. Врач должен стараться сделать здорового человека своим союзником в борьбе за сохранение здоровья.

Научно-технический прогресс обусловил возникновение ряда новых нравственных проблем в области Д. м., в частности касающихся отношений медиков между собой, что существенно сказывается на эффективности медпомощи. Научно-техническая революция и специализация в медицине резко увеличили число врачей и средних медработников, принимающих участие в лечебно-диагностическом процессе. Поэтому возросло значение сотрудничества между ними. Вопросы взаимоотношений врачей между собой приобретают особую актуальность в связи с разрешением в СССР индивидуальной трудовой деятельности (см. Кооператив медицинский). Основой поведения врачей, работающих в кооперативах, остается выполнение требований, обязательных для всех медиков в стране при выполнении ими своего профессионального долга. На многих научных форумах, посвященных проблемам Д. м., обсуждался вопрос о том, что , аппаратура, многочисленные лабораторные анализы отдалили врача от больного и обезличили пациента. На фоне прогрессирующей специализации и улучшения технической оснащенности медицины может теряться не только целостное больного, но и интерес к нему как к личности. Это явление получило название дегуманизации, или «ветеринаризации», медицины. Ухудшаются возможности психотерапии, часто возникают ситуации, когда лечат болезнь, а не больного. Все это создает предпосылки для нарушения изначальных принципов, служащих основой врачебной деятельности. В таких условиях потребность больного в сердечном отношении к нему медиков еще более возросла.

При всем том, что техника, особенно компьютерная, способствует объективизации диагностического, лечебного и прогностического процессов, была и остается сплавом науки и искусства. А.Ф. Билибин писал: «При врачевании должно использоваться не одно крыло (наука), а два крыла - наука и искусство. Для настоящего полета (врачевания) нужен взмах обоих крыльев. Без проникновения во внутренний мир больного человека, чему способствует искусство, врачевание неполноценно». Эту же мысль лапидарно выразил Б.Е. Вотчал: «„Знающий врач“ и „хороший врач“» - не синонимы».

В литературе по вопросам Д. м. уделяется мало внимания проблеме старения населения, росту удельного веса лиц пожилого и старческого возраста, что отмечается за последние десятилетия и станет еще более актуальным в будущем. Медики недостаточно знакомы с психологией старения, прекращения профессиональной деятельности, одиночества. Это может быть причиной возникновения психических травм у пациентов.

В условиях возросших возможностей медицинской науки и практики появились новые проблемы, связанные с медицинской генетикой, регуляцией рождаемости и прерыванием беременности, экспериментами на людях. Последний вопрос специально освящен в Нюрнбергском кодексе, Хельсинкско-Токийской декларации и решениях XV конференции Совета международных организаций медицинских наук (Манила, 1981), одобренных специальным комитетом ВОЗ. Согласно этим документам, интересы испытуемых должны всегда превалировать интересами науки и практики. Гуманистическая направленность документов, касающихся экспериментов на людях, безусловно заслуживает положительной оценки. Однако никакой документ не может предусмотреть всего, что связано с такими исследованиями, в частности индивидуальную , степень добровольности согласия испытуемого и др. Поэтому необходима конкретизация и разработка моральных норм применительно к появляющимся новым типам экспериментов. Практическим решением этой задачи занимаются национальные и международные организации, в некоторых случаях с участием не только медиков, но и представителей общественности.

В связи с развитием здравоохранения возникает ряд новых вопросов, связанных с соблюдением врачебной правды и врачебной тайны (Врачебная тайна). Врачебная правда предполагает такую информацию для больного и близких ему людей, которая не приносит вреда. Что же касается врачебной тайны, то вследствие увеличения числа лиц, имеющих к информации о больном (врачи различных специальностей, регистратор, статистик, другой медперсонал, представители профсоюзной организации и др.), эта проблема выходит за рамки только врачебной. Поэтому правильнее говорить о медицинской тайне. Кроме того, возросшая образованность пациентов обусловливает их повышенный интерес к диагнозам, результатам исследований, прогнозу болезни. Медицинская тайна предполагает неразглашение сведений о болезни (если это не противоречит интересам общества) не только окружающим, но в ряде случаев и самому больному. Надо беречь пациента от тех сведений, которые могут нанести вред его психике и бороться с болезнью. Несоблюдение медицинской тайны медиками влечет за собой меры общественного воздействия. В особых случаях, повлекших за собой тяжелые последствия, возможно привлечение виновного к уголовной ответственности.

Успехи реаниматологии, возросшие возможности длительного поддержания функций ряда органов и систем при необратимом прекращении функции головного мозга (см. Смерть мозга), потребности трансплантации органов вынесли на повестку дня целый ряд серьезных морально-этических и юридических проблем, связанных с определением достоверных критериев наступления смерти и поведением врача у постели умирающего (см. Смерть). Принципы советской Д. м. предполагают безусловную необходимость борьбы за больного с использованием всех возможных средств. Умышленное ускорение летального исхода безнадежно больного из ложно понимаемых гуманных соображений (см. Эйтаназия) с позиций советской медицины является недопустимым.

Несоблюдение норм нравственности само по себе не является предметом юриспруденции, в качестве судей выступает общественность, а если проступок не обусловлен некорригируемыми особенностями личности медработника - собственная совесть. Преступления медиков (см. Медицинские правонарушения) рассматриваются в уголовных кодексах с учетом особенностей той или иной страны. Серьезные нравственные конфликты возникают в связи с врачебными ошибками (Врачебные ошибки). По существующим в СССР определениям, они не содержат элемента предумышленности и не наказуемы. Для разбора особо конфликтных ситуаций, когда допущены грубые ошибки или иные прегрешения против врачебного долга, в 1987 г. при МЗ СССР создана специальная Высшая аттестационная комиссия. При некоторых врачебных обществах начали функционировать суды чести. За рубежом (США, ФРГ, Франция и др.) участились случаи предъявления врачам иска по поводу запоздалой госпитализации, неправильного лечения и т.п. Требования компенсации рассматривают суды, медицинские ассоциации, специальные комиссии «премирования» и др.

В 1956 г. в Гаване совместным научным комитетом в составе Международного комитета Красного Креста, Международного комитета по военной медицине и фармации. Всемирной медицинской ассоциации при участии в качестве наблюдателя ВОЗ были приняты «Положения на период вооруженного конфликта». Документ гласит, что требования Д. м. в период вооруженного конфликта идентичны принципам Д. м. в мирное время. Врач обязан оказывать необходимую помощь больному независимо от его расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений, принадлежности к той или иной воюющей стороне.

На состоявшейся в Праге (1974) IV Международной медико-правовой конференции было высказано мнение, что в связи с появлением новых морально-этических проблем в медицине целесообразно создание медицинского права. Эту точку зрения поддержали и представители СССР.

Присяга, которую не дают представители ни одной другой мирной специальности, подчеркивает уникальность деятельности врача. Профессия врача предполагает органичное сочетание гуманизма, высоких нравственных качеств и глубоких профессиональных знаний. Многие медики правильно сознают свой моральный долг перед обществом. Не случайно врачи многих стран мира принимают участие в борьбе за мир на Земле, за предотвращение ядерной катастрофы. В 1985 г. движению «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» присуждена Нобелевская премия мира.

Библиогр.: Билибин Д.Ф. Горизонты деонтологии, Вести. АМН СССР, № 5, с. 35, 1979; Грандо А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология, Киев, 1988; Сук И.С. - (медицинская деонтология) раздел этики, изучающий проблему взаимоотношений медицинских работников с пациентами и коллегами. Профессиональная этика это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека. Считается,… … Википедия

- (от греч. δέον должное) учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали. Основы деонтологии в отечественной медицине заложил заслуженный… … Википедия

- (греч., от deon, deontos необходимое, и logos слово). Учение о правах и обязанностях учение о нравственности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕОНТОЛОГИЯ [Словарь иностранных слов русского языка

I Деонтология (от греч. déon, родительный падеж déontos нужное, должное и...Логия) раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного. Термин введён английским философом утилитаристом И. Бентамом, который употребил его для … Большая советская энциклопедия

- (греч. deon, deontos должное, надлежащее) в медицине см. Медицинская деонтология … Большой медицинский словарь

Наука, занимающаяся изучением этики и корректного поведения, а также определенных обязанностей врача по отношению к больному. Медицинская деонтология занимается изучением правил поведения врача по отношению к своим пациентам и врачей между собой; … Медицинские термины

Медицинская деонтология - см. Деонтология … Криминалистическая энциклопедия

Деонтология - – юридические, профессиональные и моральные правила и нормы общения медицинских работников (врачей и медсестер) с больными. Данная этика подразумевает, в основном, чтобы врачи воздерживались от сообщения больному о неизлечимости его заболевания,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ДЕОНТОЛОГИЯ - (deontology) наука, занимающаяся изучением этики и корректного поведения, а также определенных обязанностей врача по отношению к больному. Медицинская деонтология занимается изучением правил поведения врача по отношению к своим пациентам и врачей … Толковый словарь по медицине

Этические нормы и принципы поведения медицинского работника при выполнении прфоессиональных обязенностей.

deontology) - наука, занимающаяся изучением этики и корректного поведения, а также определенных обязанностей врача по отношению к больному. Медицинская деонтология занимается изучением правил поведения врача по отношению к своим пациентам и врачей между собой; вопросом, необходимо ли сообщать пациенту о том, что он неизлечимо болен, или нет, а также некоторыми другими проблемами. Наиболее известен свод применяемых в медицине этических норм, сформулированный Гиппократом (клятва Гиппократа).

деонтология

(от греч. deontos – нужное, должное и logos – учение) -1) раздел этики, рассматривающий личность в свете проблем долга, должного; 2) одновременно учение о профессиональной этике психиатра, психолога.

Деонтология

греч. deontos, должное, logos - слово, понятие, учение) - 1. раздел этики, учение о должном; 2. медицинская деонтология - совокупность этических норм профессиональной деятельности медицинского работника с положенной в их основу нравственным принципом Гиппократа «не вредить пациенту ни делом, ни словом». Заметим, что основа врачебной этики формулируется здесь негативным образом, она, эта основа, как бы не подразумевает позитивной, действенной нравственной позиции. На самом деле нравственный долг врача в первую очередь требует от него действовать, как говорят, «на совесть», а не ради славы, денег или «за страх», с оглядкой на прокурора, который призван заменить чью-то совесть. Тем более, что в самих правоохранительных органах существуют серьезные проблемы как с деонтологией, так и с соблюдением норм закона. Так, по данным следственного комитета при прокуратуре РФ, на начало 2011 г. 34 % всех коррупционных дел в РФ заведены на работников правоохранительной сферы. И это при том, что иррациональные, явно коррупционные зарплаты и пенсии судей и тех же прокуроров на порядок превышают таковые у врача или учителя. Приоритет нравственного начала над правовым рассматривается как традиционный во врачебной деятельности отечественного врача, вероятно потому, что в народе издавна принято считать, что законы пишут люди, причем не обязательно самые достойные, а совесть создает природа человека, а для верующих людей она есть сам Господь в человеческой душе. Законами и указами разваливают не только государства, но и процесс формирования нравственных убеждений. По данным упомянутого комитета, по числу коррупционных дел министерство здравоохранения и социального развития вышло на конец 2010 г. на почетное четвертое место.

Для психиатра его нравственный долг имеет особенное, специфическое значение в связи с тем, что некоторые и даже многие его пациенты воспринимают адекватное предложение о госпитализации в психиатрическое учреждение, советы о целесообразности специфической терапии, как оскорбление, моральный вред, насилие, посягательство на права и свободы личности. С этим в значительной степени связаны появление безумного по своей сути антипсихиатрического движения, а также широкое распространение мифологии, в которой психиатры нередко предстают в глуповато-анекдотическом виде или, что еще чаще, в самом зловещем, садистическом облике, которым только и нужно, что стигматизировать, мучать людей, экспериментировать над ними, навешивать ярлыки, калечить их судьбы, и которые ничего другого делать просто не умеют и не желают делать. С давлением упомянутого движения в своей стране и стремлением угодить руссофобски настроенным политикам страны связано, очевидно, принятие у нас соответствующих законов, призванных, наконец, будто бы положить конец произволу психиатров самого черного, диктаторского, коммунистического периода существования страны, который, по словам «страдальца карательной психиатрии» Буковского, подлежит безусловному осуждению и заслуживает самого сурового приговора. Отказ от применявшейся ранее практики принудительной госпитализации и недобровольного лечения, когда это действительно показано, необходимо и понятно любому профессионально подготовленному врачу, замаскированный расплывчатыми формулировками, зафиксированными в законе об оказании психиатрической помощи в РФ (1993), несет явственный отпечаток этой разрушительной по своей сущности антипсихиатрической, если не сказать антисоциальной тенденции.

На деле упомянутый закон, вопреки декларируемым в нем высоким гуманистическим ценностям, зачастую серьезно затрудняет оказание своевременной помощи пациентам, поскольку последние, в силу нередко свойственной им анозогнозии, а вдобавок и присущих всякому обывателю предрассудков и суеверий, особенно касающихся психиатрической патологии, сравнительно редко осознанно соглашаются на лечение и тем более сами обращаются с такой просьбой. Откладывание в таких случаях помощи на неопределенное время причиняет серьезный ущерб как им самим, так и их близким, жизнь которых нередко превращается в кошмар, часто страдают и многие окружающие люди (между прочим, в литературе едва ли найдется серьезное исследование того, во что обходится домочадцам такой многолетний стресс, как жизнь бок о бок с психиатрическим пациентом, которому, по формальным основаниям, нет возможности оказать своевременную помощь). Этот закон, кроме того, демобилизует врачей неотложной помощи и дежурантов приемных отделений больниц, некоторые из которых предпочитают отказывать в необходимой помощи опять же по буквальным основаниям, с формальной точки зрения правильно ссылаясь на этот пресловутый закон (например, «галлюцинаций нет, госпитализация не показана», «пациент правильно ориентирован, психоза у него нет, ему следует лечиться амбулаторно» и т.п.). Иными словами, упомянутым законом фактически положено начало разрушению врачебной деонтологии, а не поощрению нравственной позиции врача, поскольку он далеко не всегда стоит на стороне принципа своевременного оказания специализированной помощи психиатрическому пациенту и его близким, как того требуют от врача вековые этические принципы. Последние, должен он делать вывод, устарели, от них пора отказаться, так как отныне все определяет параграф закона, а не норма морали. Кроме того, в силу упомянутого закона в населении страны начался и быстрыми темпами продолжается процесс накопления психотических пациентов, скорые психиатрические бригады временами бывают буквально заваленными заявками на вызова, пограничные отделения многих психиатрических больниц фактически превращаются или уже превратились в общепсихиатрические. Растет преступность, особенно бытовая, в значительной степени связанная именно с психиатрической, наркологической патологией и расстройствами личности, но которая лишь в малой части учитывается статистикой.

То же, что и о законе, можно сказать об официально принятом на Пленуме правления общества Российского общества психиатров в 1994 г. отечественном кодексе этики психиатра, где говорится: следующее::» Никакое психиатрическое вмешательство не может быть произведено против или независимо от воли пациента, за исключением случаев, когда вследствие тяжелого психического расстройства пациент лишается способности решать, что для него является благом, и когда без такого вмешательства с высокой вероятностью может последовать серьезный ущерб самому пациенту или окружающим. Применение психиатром к пациенту в этих случаях недобровольных мер необходимо и морально оправдано, но допустимо лишь в пределах, которые определяются наличием такой необходимости». Основываясь на подобных указаниях («непосредственная опасность больного для себя или окружающих», «неспособность решать, что есть благо», «высокая вероятность ущерба для себя и окружающих» и т.п.), врач едва ли сможет доказать на суде, лицам, совершенно некомпетентным в области психиатрии, правомерность принятых им недобровольных мер помощи, даже если фактически, процессуально и с моральной точки зрения он будет абсолютно прав. Очевидно, получив взыскание или иное наказание, в другой раз он не раз подумает, стоит ли ему повторять свой моральный подвиг. Реальное решение проблемы совершенствования психиатрической службы состоит не в том, чтобы написать благозвучный закон с ритуальным перечислением всех демократических ценностей и делать вид, будто он исполняется ко всеобщему удовлетворению. Оно, это решение, очевидно для всякого врача, и кроется оно в том, чтобы обеспечить, наконец, психиатру просто нормальные условия для выполнения его чрезвычайно сложных в интеллектуальном и эмоциональном плане обязанностей, вернуть ему в глазах общества нормальный человеческий облик, сохранить его профессию уважаемой и престижной, создать ему условия для постоянного профессионального роста, а не оплачиваемой им же самим видимости последипломного обучения, а помощь пациентам сделать доступной на самых ранних этапах развития психического расстройства, бесплатной, а не доходной для фармацевтических дельцов, каковой она ныне становится, и по-настоящему квалифицированной, комплексной, проводимой совместно с клиническими психологами, социальными работниками, экспертными службами и общественными организациями.

Похожие публикации