Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Сага об осаго. эксперимент: можно ли получить заветный полис без «довесков. Страховщики массово покидают рынок осаго Две крупные компании уходят с рынка осаго

Цена полисов автострахования растет ежегодно, но страховщики продолжают жаловаться на убытки и массово покидают рынок. Регуляторы постоянно проводят реформы, которые по идее должны сделать тарифные сетки более логичными и справедливыми. В ближайшее время Центробанк вновь изменит тарифы на ОСАГО. "Деньги" разбирались в причинах и следствиях реформ.


Иван Ананьев


С июня 2018 года лимит выплат по ДТП, оформленным с использованием европротокола, в регионах России вырос с 50 тыс. до 100 тыс. руб. (в Москве, Санкт-Петербурге и областях он давно составляет 400 тыс. руб.). Водители получили формальную возможность самостоятельно оформить ДТП с помощью специального приложения, даже если стороны не согласны с оценкой обстоятельств аварии.

Почти сразу после этого Центробанк опубликовал проект следующей реформы ОСАГО со сменой базовых тарифов и корректировкой коэффициентов, благодаря чему стоимость полисов может вырасти сразу на 20%. Впрочем, некоторые категории водителей, напротив, получат послабления. Все эти изменения происходят в период обострения проблем в ОСАГО, когда убыточность страхования достигла критической точки. Система готовится к самым серьезным реформам за всю историю своего существования.

Почему страховщики уходят


В Российском союзе автостраховщиков (РСА) утверждают: несмотря на рост цен, ОСАГО остается убыточным. "Средняя выплата продолжает расти, а средняя стоимость договора ОСАГО и объем собранных премий страховщиками в прошлом году впервые ушли в минус",— заявил президент РСА Игорь Юргенс. По данным организации, сейчас средняя стоимость полиса составляет 5,8 тыс. руб. против 6,6 тыс. руб. годом ранее. При этом средняя выплата за год выросла на 15% и достигла 77 тыс. руб. По статистике РСА, коэффициент выплат по ОСАГО сейчас составляет 118% собранных премий. Соответственно, убытки страховых компаний оцениваются в десятки миллиардов рублей. "Коэффициент убыточности по ОСАГО в 2017 году достиг своего максимума, страховщики получили 15 млрд руб. убытка. Если по Москве в среднем убыточность ОСАГО составляет 95-105%, то по регионам — от 120% и выше",— подсчитал гендиректор Mains Insurance Brokers & Consultants Сергей Худяков.

Из-за роста цен многие автовладельцы вообще отказались от покупки ОСАГО, предпочитая изредка платить штрафы. По данным Mains Insurance Brokers & Consultants, в 2017 году число штрафов за езду без полиса ОСАГО выросло на 40%. Дорогие полисы ОСАГО заставили клиентов отказаться и от каско, замечает Дмитрий Белов из "Автоспеццентра": "Увеличенная сумма выплаты гарантирует ремонт автомобиля без дополнительных разбирательств. Водители стали пренебрегать каско, рассчитывая на свою опытность и невиновность".

"Страховщики жалуются на множество видов мошенничества в этой сфере и практически ничего не могут с этим поделать",— говорит представитель онлайн-агрегатора strahovkaru.ru Валерий Коляда. "Рынок ОСАГО наводнили подделки, причем речь может идти как о прямом обмане покупателя, так и об открытой реализации нелегитимных бланков, когда клиент сознательно покупает дешевый недействительный полис для сотрудников ГИБДД. Люди идут на подлог, поскольку не могут себе позволить настоящий полис из-за высокой стоимости",— сетует руководитель юридической компании "Главстрахконтроль" Николай Тюрников. В РСА насчитали несколько миллионов подделок и сотни мошеннических сайтов.

Еще одна причина убытков — рост числа страховых мошенничеств. После того как общий лимит выплат был увеличен до 500 тыс. руб., количество преступлений в сфере ОСАГО выросло на 159%, говорят в РСА, ссылаясь на данные Генпрокуратуры. За год мошенники получают от 20 млрд до 40 млрд руб. Самыми проблемными регионами являются Адыгея, Ростов и Волгоград, где средняя выплата достигает 180 тыс. руб. Сразу в 14 регионах средняя выплата превышает 100 тыс. руб.

По той же причине страховщики перестали предлагать добровольную страховку гражданской ответственности (ДГО), которую еще несколько лет назад буквально навязывали страхователям. Николай Тюрников подтверждает: почти никто из страховых компаний не работает с добровольной автогражданкой. Например, "Росгосстрах", "РЕСО-Гарантия" и "Ренессанс" вообще не продают полисы ДГО, а "АльфаСтрахование" и "Ингосстрах" готовы оформить расширение ОСАГО только надежным собственным клиентам в комплекте с полисом каско и ограничением ответственности суммой от 500 тыс. до 1,5 млн руб.

Убыточность ОСАГО и деятельность автоюристов, которые через суды принуждают компании выплачивать крупные суммы, заставляет многих страховщиков вовсе отказываться от автогражданки. За два последних года лицензии на ОСАГО сдали "ВТБ Страхование", "Уралсиб", "Альянс", "Интач-страхование", "Бин-страхование", СК "Траст", "Россия", "Росстрах", Русская страховая компания и другие. Еще у 24 компаний в 2017 году лицензии были отозваны принудительно. "Всего с рынка ушло около сотни компаний",— констатирует Валерий Коляда. "Обязательства отказников приходится брать на себя оставшимся игрокам, что не помогает оздоровлению рынка",— добавляет Сергей Худяков.

Самые убыточные регионы по ОСАГО (2017 год)


Место

Регион
Частота
страховых
случаев (%)
Средняя
выплата
(руб.)
РФ В среднем по стране 5,5 78 301
1 Северная Осетия — Алания 5,1 146 945
2 Карачаево-Черкесская Республика 5,9 161 297
3 Волгоградская область 7 83 525
4 Липецкая область 6 98 811
5 Адыгея 5,8 162 996
6 Амурская область 6,5 121 267
7 Ингушетия 4,6 123 631
8 Ростовская область 5,1 117 964
9 Оренбургская 5,1 87 611
10 Приморский край 5,3 91 839
11 Кабардино-Балкарская Республика 4,8 96 106
12 Краснодарский край 5,1 132 189
13 Свердловская область 5,6 77 306
14 Челябинская область 6,6 88 890
15 Астраханская область 5,9 67 214
16 Камчатский край 4,5 115 166
17 Воронежская область 5,3 79 289
18 Красноярский край 5,9 67 106
19 Дагестан 7,2 84 819
20 Ярославская область 5,7 69 113

Источник: РСА.

Что меняют реформы


ОСАГО реформируют каждый год, но проблемы остаются и у компаний, и у их клиентов. За несколько последних лет были введены единая методика расчета суммы выплат и прямое возмещение ущерба, когда пострадавший должен обращаться в свою страховую компанию, а не в компанию виновника. Появился обязательный европротокол для оформления простых ДТП без вызова ГИБДД. Для решения проблем доступности полисов в регионах страховщиков обязали запустить сервисы онлайн-продаж. Наконец, регуляторы начали постепенный процесс либерализации тарифов, введя коридор базовых ставок.

Полисы при этом дешевле не стали. Управляющий директор департамента автострахования группы "Ренессанс" Сергей Демидов поясняет, что при выборе базового тарифа страховщики чаще всего опираются на уровень убыточности того или иного региона или города. "На практике нижний ценовой диапазон не может обеспечить рентабельность, поэтому страховщики используют верхний порог",— говорит Сергей Худяков. Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала не сомневается, что выбор максимального тарифа абсолютно законен. Причем клиенты, по его словам, возмущаются редко: "Из-за известных проблем с оформлением ОСАГО многие соглашаются на любые условия, лишь бы заполучить полис".

Увеличение базовых тарифов ОСАГО последний раз произошло в 2015 году, когда Центробанк поднял ставку на 40-60% и расширил тарифный коридор до значений 3432-4118 руб. Одновременно выросли и лимиты выплат с 120-160 тыс. до 400-500 тыс. руб. Повышение тарифа тогда тоже объяснялось убыточностью бизнеса, напоминает Сергей Худяков. К увеличению затрат страховых компаний привела и единая методика расчета стоимости ремонта, добавляет директор по продажам финансовых услуг ГК "Автоспеццентр" Дмитрий Белов.

Очередную смену тарифов Центробанк планирует, предположительно, с сентября 2018 года, когда вновь будут изменены как базовые ставки, так и коэффициенты. Если сейчас базовая ставка варьируется от 3432 руб. до 4118 руб., то с сентября коридор станет шире: от 2746 руб. до 4942 руб., то есть при прочих равных стоимость полиса может увеличиться на 20%. Дешевле полисы станут лишь для водителей двухколесной техники и легковых автомобилей юридических лиц, поскольку для них верхняя граница тарифа снижена на величину 10,9% и 5,7% соответственно.

Коэффициенты аварийности (бонус-малус) теперь предлагается привязывать только к водителю и рассчитывать каждый календарный год, а не за время действия предыдущего полиса. Это позволит избежать путаницы в случаях, когда у водителя в базах РСА есть несколько разных коэффициентов по разным автомобилям. 1 января 2019 года им будет присвоен наименьший из имеющихся КБМ. А юрлица получат единый коэффициент для всех автомобилей своего парка.

Зависимость от стажа и возраста тоже планируется сохранить, однако вместо нынешних четырех вариантов появится целая матрица коэффициентов, размер которых будет зависеть от одного из семи диапазонов возраста и восьми — стажа вождения. Для опытных водителей зрелого возраста коэффициенты будут снижены до значения 0,96, для молодых и неопытных, напротив, повышены до 1,87, то есть на 4,5%. Ранее Минфин предлагал привязать бонус-малус к аварийной истории водителя, а также ввести сетку повышающих коэффициентов для злостных нарушителей ПДД.

Как будут расти цены


Старший аналитик инвесткомпании "Альпари" Роман Ткачук считает, что после всех изменений стоимость полиса для начинающих водителей может вырасти уже на 60-80%. Представитель агрегатора strahovkaru.ru Валерий Коляда предрекает наибольший рост в "токсичных" регионах, где велики убытки страховщиков.

"Не исключено, что продавать полисы самостоятельно смогут также онлайн-посредники, которые пока имеют право на роль агрегаторов",— считает Валерий Коляда. По его мнению, с их помощью Центробанк надеется решить проблемы с доступностью электронных полисов в регионах. Доля онлайн-продаж быстро растет уже сейчас и в первом квартале 2018 года превысила 40%, что вчетверо больше показателя 2017 года, приводит цифры Сергей Демидов из "Ренессанс Страхования". Планируемые изменения — еще один шаг к либерализации тарифов ОСАГО, уверяет эксперт. В перспективе вопросами выплат будут заниматься страховщики, а государство перестанет регулировать тарифы. В РСА уверены, что рыночные схемы будут выгодны всем, а тарифы станут более справедливыми. При этом коэффициенты территории, возраста и стажа, ограничения по возрасту, мощности и использованию с прицепом в РСА предлагают отменить, позволив страховщикам самостоятельно договариваться с клиентами.

На примере опыта европейских стран Игорь Юргенс ожидает небольшого повышения цен (на 10-15%) на первом этапе и скорого отката к более низким тарифам как следствие прямой конкуренции страховщиков. Конкурентная борьба за клиента, по мнению президента РСА, приведет к появлению более гибких предложений, особенно для клиентов с хорошей репутацией: "Страховые компании, с одной стороны, смогут предлагать наиболее интересные тарифы для безаварийных и аккуратных клиентов, а тем, кто ездит агрессивно, будут предлагать другие условия",— говорит эксперт. Сергей Худяков тоже ждет более справедливых цен: "После полноценной либерализации рынка желание не переплачивать за ОСАГО заставит водителей ездить более аккуратно с меньшим количеством нарушений".

"Пока же, чтобы привлечь клиентов, компании могут лишь предлагать дополнительные сервисы и услуги, а также развивать мобильные приложения, но ключевым фактором остается простота получения выплат",— считает Сергей Худяков. "После введения прямого урегулирования и натурального возмещения значительная часть клиентов при выборе страховой компании ориентируется в первую очередь на качество урегулирования убытков, отзывы о компании и уровне ее сервиса",— добавляет Сергей Демидов.

"Ставка страховых компаний на добровольное страхование не сработала,— утверждает Роман Ткачук.— Большинство водителей ограничиваются обязательной страховкой. ОСАГО продолжает оставаться основным продуктом автострахования. Для сокращения собственных рисков компании будут и дальше поднимать стоимость ОСАГО".

МОСКВА, 8 авг - РИА Новости, Наталья Дембинская. Последние несколько лет страховщики активно добиваются либерализации тарифов ОСАГО - по сути это переход к свободному тарифообразованию, который должен позволить им снизить колоссальную убыточность в этом секторе. В многострадальный закон об ОСАГО едва ли не каждый месяц вносят какие-то поправки.

Защитить автовладельцев вызвался Минфин . Он предложил запретить страховщикам устанавливать повышающие стоимость полиса коэффициенты, разрешить продавать полисы с лимитами до 1-2 млн рублей, и продавать ОСАГО cроком на три года. Эксперты указывают: предлагаемые нововведения говорят лишь о том, что отрасль находится в системном кризисе, водители по-прежнему будут переплачивать, а страховщики быстрее уйдут с рынка, чем снизят стоимость полиса. О том, что происходит с рынком ОСАГО, и можно ли вывести его из порочного круга - в материале РИА Новости.

Чем обернулось «натуральное ОСАГО»

В конце апреля в России вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, устанавливающие приоритет натурального возмещения перед денежной компенсацией при наступлении страхового случая. Это стало одним из ключевых изменений, за которое ратовали страховщики. Игроки объясняли: такой подход позволит им охладить пыл нечистых на руку автоюристов, выкупающих у водителей права требования по ОСАГО, и выбивающих со страховых внушительные суммы.

Защитники прав автовладельцев сразу же заявили, что для владельцев ОСАГО такая инициатива сомнительна: стремление заинтересованных сторон к экономии грозит им низким качеством ремонта и запчастями с разборок. Споры о «натуралке» не утихают до сих пор, но не прошло и трех месяцев, как выяснилось: переход на натуральное возмещение начал работать против страховых компаний, лишь повысив убыточность ОСАГО. Если в прошлом году, рынок потерял на обязательной «автогражданке» 60 млрд рублей, то в этом году убытки будут еще больше, констатировали крупнейшие игроки.

Почему закон, на который отрасль возлагала огромные надежды не оправдал ожиданий и принес новые потери?

Забыли про износ

Прямое урегулирование - это правильный шаг в сторону клиентоориентированности: где купил полис, там и отремонтировал, указывают эксперты. Но здесь есть нюанс - по правилам, выплаты между страховщиками осуществляются с учетом износа, а натуральная форма возмещения износа не предполагает. На практике это получается так:

Вася въехал в Алену. Алена застрахована в Ингосстрахе , а Вася - в Росгосстрахе . Чтобы получить возмещение Алена обращается по прямому урегулированию в свою компанию - Ингосстрах. По нормам РСА Ингосстрах ремонтирует Алене машину без учета износа (то есть, как новую), а страховая компания ответчика - Росгосстрах компенсирует Ингосстраху расходы с учетом износа автомобиля Алены. В итоге Ингосстрах теряет деньги.

Печальные итоги

Таким образом, система в ее нынешнем виде сама мотивирует страховщиков уходить от натуральной формы возмещения, за которую они сами вроде бы и ратовали.

"Крупные страховщики саботируют «натуралку», и выбирают выплаты деньгами. По сути ничего не изменилось, система не работает, мошенники продолжают мошенничать, а автоюристы - работать на свой карман", - констатирует Максим Ханжин, президент Ассоциации по защите прав автострахователей.

В условиях, когда страховщики уходят с рынка, растут убытки и средний чек по ОСАГО, страховые компании просто не могут взять и опустить цены, указывает Ханжин.

Готовый иностранный опыт

Одной из главных ошибок наблюдатели считают передачу натуральной формы возмещения страховым компаниям - чтобы те определяли сервис, куда направляют автовладельца. Дело в том, что страховщики оказывают ценовое давление на сервисы, и чем крупнее компания, тем оно выше:

"Они говорят авторемонтникам: если хотите получить объем, то - минус 30% от единой методики расчета (cтоимости ремонта). В результате качество ремонта страдает, автовладельцы недовольны, сервисы и разоряются. Довольны только страховщики", - поясняет Ханжин.

Гораздо эффективней, по его словам, было бы рассмотреть иностранный опыт: снять ответственность по ремонту со страховщиков, и передать ее саморегулируемым организациям (СРО), куда вошли бы заинтересованные сервисы, отвечающие требованиям Минтранса и ЦБ .

При таком подходе компенсационный фонд будет у СРО, а страховщики не смогут оказывать давление на сервис.

"Только тогда все будут довольны, и можно проводить либерализацию рынка. Сейчас же пока - нужно дисциплинировать страховщиков и ужесточить над ними контроль", - считает Ханжин.

Спорные предложения

Наблюдатели неохотно комментируют новые предложения Минфина в части ОСАГО, и расходятся в оценках того, каким будет эффект от нововведений. Разногласия, например, вызывает подход, который позволяет покупать различный объем ответственности.

"Очевидно, если вы живете в поселке городского типа, где преимущественно отечественные автомобили - 400-х тысяч хватит за глаза, а если в столице, где вокруг дорогие машины, то это смешная сумма", - отмечает Игорь Пушкарь, руководитель Общества по защите прав потребителей в сфере страхования. По его мнению, приобретать полисы на срок больше года - тоже неплохая идея.

В РСА же опасаются: продажа «улучшенных» полисов с лимитами 1-2 млн рублей вызовет новую волну мошенничеств.

"Черные" автоюристы" смогут покупать полис себе на 2 млн хоть каждый год, и страховщик не сможет отказать. А платить мошенник будет всего в три раза больше, чем честный водитель", - соглашается Михаил Анохин , исполнительный директор «Лаборатории умного вождения». Он указывает и на то, что, например, трехлетний полис ОСАГО может подстегнуть недобросовестных игроков - они будут собирать страховую премию за несколько лет, а потом пропадать.

Лоскутное одеяло

Закон об ОСАГО наблюдатели сравнивают с лоскутным одеялом: возникла какая-то проблема - тут же вносятся изменения в закон, экономически плохо просчитанные. А позже выясняется, что, то уже узаконили, не решает проблему - возникает следующая проблема, и так шаг за шагом.

Пушкарь выделяет несколько причин, по которым на рынке ОСАГО воцарился хаос. Во-первых, изначально на него были допущены любые компании, порог входа был минимален, а получить лицензию было очень легко.

"В результате очень много мелких компаний собрали деньги, и ушли с рынка, оставив эти долги Российскому союзу автостраховщиков. Все эти компенсационные выплаты серьезно ударили по РСА", - отмечает эксперт.

Проблемой стало и отсутствие диалога между страховым сообществом и организациями, которые представляют интересы автовладельцев.

Наконец, в отрасли нет единого регулятора. Сначала это был Департамент страхового надзора при Минфине, потом Федеральная служба по ценным бумагам, а сейчас ЦБ. Не успеет один регулятор вникнуть в практику и суть закона, происходит какая-то административная реформа, полномочия по регулированию страховой отрасли уже передаются другому регулятору, и так далее. Такой пинг-понг, в итоге, приводит к отсутствию единого взгляда на отрасль.

Заказ-наряд на обслуживание автомобиля

Суть данного документа сводится к тому, что страховые компании получат определенные квоты на объемы продаж ОСАГО. При невыполнении заданных объемов право реализации полисов уйдет к конкурентам, которые смогут заключать договоры с автовладельцами от имени проштрафившихся страховщиков. Такое положение устроило не всех игроков данного рынка.

«Необходимость продавать полисы ОСАГО в регионах, которые являются проблемными, однозначно изменяет бизнес-модель компаний. И мы видим по факту и по плану уменьшение количества игроков», - цитирует Banki.ru слова директора департамента страхового рынка Банка России Игоря Жука .

Крайний срок подписания соглашения - 25 июля. Выходит, что сегодня автовладельцы могут столкнуться с проблемами при приобретении «автогражданки». Среди недовольных есть и лидеры рынка. Так, в «Росгосстрахе» могут заявить о прекращении работы с этим видом страховки. Эта компания занимает четверть рынка ОСАГО, однако в последние месяцы сокращала активность в этом направлении бизнеса. Аналитики считают, что отказ «Россгостраха» от ОСАГО маловероятен, поскольку компания зависит от соответствующих поступлений, но если это произойдет, обвала «автогражданки» не случится - четыре компании-лидера готовы занять долю «Россгостраха», в их числе - «РЕСО-Гарантия», «Ингосстрах», ВСК, «Альфа Страхование».

В Российском союзе автостраховщиков продолжают рассчитывать, что «отказников» не будет и все подпишут соглашение до 25 июля.

«После этого срока компании, не подписавшие соглашение, будут подвергаться штрафам. Максимальный размер штрафа составляет 500 тыс. рублей, и штраф в 200 тыс. рублей может быть наложен на компанию, которая подала пакет документов для присоединения к соглашению, но не устранила в них определенные недочеты, затягивает срок подписания документов», - рассказал агентству «Интерфакс» президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс .

Пока РСА и страховые компании разбираются с соглашением, в регионах по-прежнему не меняется ситуация с приобретением полиса ОСАГО. С этим столкнулись в Челябинской области. К нам обратился автомобилист Илья Липатников .

«Настало время страховаться. Прошел техосмотр и заехал в страховую "ЮжУралАско". Народу почти не было, ну, думаю, сейчас по-быстренькому все оформлю, а мне говорят: "У нас прием по талонам". Приезжайте с утра, занимайте очередь и в девять утра (кому хватит) получите талон. Нормально, говорю! А сейчас можно получить, раз приехал, чтобы в шесть утра очередь не занимать? Ответили, что нет, только с утра», - написал Илья в письме в редакцию сайта.

На этом история не закончилась.

«С утра приехал. Выдают в день по 19 талонов! Спрашиваю: кто последний? Позвала женщина из "Волги", записывайся, говорит, все последние тут. Предприимчивые люди собирают по сто рублей за ведение очереди по списку. Передают эту эстафету как-то между собой, еще и умудряются заработать. Самое интересное оказалось позже: люди приезжают за талонами утром (такие как я, новенькие) и натыкаются на людей, которые уже давно стоят по спискам. До драки вырывают эти талоны у сотрудниц страховой при открытии», - продолжает возмущенный автовладелец.

А вот снимок, который прислал нам Антон Заболотников. Так в Челябинске стоят в очередях за ОСАГО.


Мы дозвонились в компанию «ЮжУралАско» и попытались приобрести обязательную для водителей страховку.

«Приезжайте к девяти утра и получайте талон. С ним вас примут в этот же день», - уверили в страховой.

Связавшись с нашим собственным источником в компании, мы узнали, можно ли получить заветный полис.

«Если будете страховать по кругу, то без проблем оформят и ОСАГО. Тут никаких очередей. Только ОСАГО - тогда по талону. На них лимит и постоянная очередь. Почему так происходит? Мне ответ неизвестен», - рассказал менеджер, пожелавший скрыть свое имя.

Подобные проблемы наблюдаются в Ростовской области, республике Адыгее, Нижнекамске и других городах России.

Ремонт вместо денег: почему страховщики уходят с рынка ОСАГО
2 марта 2017 20:20
Татьяна Ремезова
Россия 1
Вести
Видеосюжет с участием исполнительного директора Евгения Уфимцева
http://www.vesti.ru/videos/show/vid/708854/cid/1/#/video/https%3A%2F%2Fplayer.vgtrk.com%2Fiframe%2Fvideo%2Fid%2F1637704%2Fstart_zoom%2Ftrue%2FshowZoomBtn%2Ffalse%2Fsid%2Fvesti%2FisPlay%2Ftrue%2F%3Facc_video_id%3D708854
Продавцы полисов ОСАГО на грани разорения. Как уверяют сами страховщики, в январе 2016-го они впервые в истории оказались в минусе: выплатили по ОСАГО больше, чем заработали. Правдивы ли эти данные или нам просто снова хотят поднять стоимость страховки?
ВЕДУЩИЙ: Это большие Вести. Мы продолжаем выпуск. Продавцы полисов ОСАГО на грани разорения. Как уверяют сами страховщики, в январе 2016 года они впервые в истории оказались в минусе: выплатили по ОСАГО больше, чем заработали. Правдивы ли эти данные или нам просто снова хотят поднять стоимость страховки? Обсудим с нашим обозревателем Татьяной Ремезовой. Татьяна, вот, в последнее время мы постоянно слышим о грядущей реформе ОСАГО. При чем, мнения полярные слышим. Это заявление страховщиков правда, или такой своеобразный лоббистский ход, чтобы влиять на ситуацию в свою пользу? КОРР.: Уж подозрительно вовремя появилась эта информация, что страховщики по ОСАГО терпят одни убытки. По их данным, в январе 2017 года они продали полисов ОСАГО на 14 млрд. 50 млн. рублей, а выплатили клиентам 14 млрд. 300 млн. По сравнению с январем 2016-го гражданам заплатили аж на 77% больше, а сборы с автовладельцев подросли всего на 6. Средняя выплата по ОСАГО составила 71 тыс. рублей, а средняя стоимость страховки или страховая премия якобы даже снизилась до 60 тыс. 47 рублей. Отчетность страховой компании контролируется Центробанком, подтасовки здесь мало вероятны, действительно, 2016 стал первым годом, когда продавцы ОСАГО стали массово уходить. Евгений УФИМЦЕВ, исполнительный директор Российского союза страховщиков: Убыточность по рынку ОСАГО стала очень высокая и страховщики сами складывали лицензию. Сейчас, по сути дела, работающих компаний примерно 60 на рынке ОСАГО. КОРР.: Главный враг, Джек Потрошитель страховой компании - это автоюрист, который абсолютно легально помогает людям увеличивать компенсации в несколько раз. Вот из-за автоюристов страховщики теряют 26 млрд. рублей в год, ВЕДУЩИЙ: И, на сколько я понимаю, именно против автоюристов направлены грядущие реформы ОСАГО, когда вместо денег вас будут сразу же отправлять на ремонт? Выгодно ли это водителям потребителям? КОРР.: Эрнест, как говорится, «дьявол в деталях». Сейчас главное поле битвы - это Госдума. Закон на следующей неделе будет проходить второе чтение. Пока страховщиков хотят обязать использовать при ремонте новой запчасти, а сервис под автовладельцев будут направлять принудительно. Должен быть не дальше 50 км от места аварии или проживания гражданина. Страховщики хотят это ограничение убрать, а детали использовать б/у. Депутаты уверяют, что на качестве новшества никак не отразятся. Анатолий АКСАКОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству: В законе предусмотрена ответственность страховой компании за качество ремонта. Если ремонт будет не качественным, то соответственно, застрахованное лицо может обратиться в страховую компанию и потребовать, чтобы был проведен дополнительный, второй ремонт, третий, четвертый. Пока не будет качественного ремонта. КОРР.: Важный нюанс. Заказчиком ремонта будете выступать уже не вы, а страховая и предъявить претензии станций и техобслуживания юридически нельзя. А у страховщика цель одна - экономия. Сергей КАНАЕВ, руководитель Федерации автовладельцев России: ну, а вот теперь представьте, у вас есть скрытые повреждения в автомобиле. Как с этим можно бороться, если вы можете только визуально осмотреть автомобиль. Ничего более. А если станция технического обслуживания раз, два, три, там, четыре выявит скрытые нарушения, да страховая компания просто откажется от этой станции технического обслуживания, потому что заставить работать пчел против меда практически невозможно. КОРР.: Посмотрим, чье лобби в итоге окажется сильнее, закон обещают принять за месяц. ВЕДУЩИЙ: Главное только, чтобы страховка после этого опять не подорожала. Спасибо, Татьяна. Это была наш обозреватель Татьяна Ремезова. А мы продолжаем выпуск.

Отозвал лицензию на ОСАГО страховой компании " "; решение принято в связи с добровольным отказом страховщика от работы с ОСАГО. Ранее, в 2015 году, от ОСАГО отказался Русский страховой центр, а в марте этого года лицензию в ЦБ вернула петербургская Региональная страховая компания. Согласно прогнозам, если убыточность ОСАГО в регионах будет расти, с рынка будут уходить и другие страховщики, а оставшиеся будут сокращать свои портфели в сегменте.

По словам члена правления СК "Альянс" и СК "Альянс Жизнь" , руководство Allianz планировало уйти с рынка ОСАГО с 2014 года - тогда была принята новая стратегия компании, которая предусматривала сокращение присутствия в рознице. Затем, с декабря 2014 года по декабрь 2015 года, "Альянс" приостанавливал продажи ОСАГО, но лицензия по этому виду страхования не была отозвана. "Мы вернулись к аккуратной, внимательной продаже полисов с декабря 2015 года, но в июле этого года, проанализировав ситуацию, совет директоров принял окончательное решение о том, что мы начинаем процедуру возврата лицензии в Центральный банк", - заявил Дубенский.

До решения уйти из сегмента "Альянс" на протяжении многих лет входил в топ-10 страховщиков по сборам ОСАГО. Ежегодные сборы компании в этом сегменте до кризиса в целом по РФ в среднем составляли около 3 млрд рублей, по итогам 2013 года компания собрала 5 млрд рублей. В Петербурге по ОСАГО "Альянс" также не покидал топ-10, собирая 100-200 млн рублей премий ежегодно. За 6 месяцев этого года после приостановки и сокращения бизнеса в сегменте компания собрала по ОСАГО только 117 тыс. рублей в Петербурге и 4 млн рублей по стране.

Часть действующих полисов "Альянса", которая осталась после сокращения бизнеса, вместе с действующими обязательствами по ранее проданным полисам уже переданы страховой компании "Медэкспресс" (входит в группу компаний Allianz в России и специализируется на медицинском страховании). "Медэкспресс" займется урегулированием убытков, которые тянутся по этому портфелю с прошлых лет, их размер "Альянсом" не раскрывается. Расширять продажи полисов ОСАГО "Медэкспресс" не планирует, уточнил Дубенский.

Кризис не отступает

Главной причиной решения "Альянса" уйти с рынка ОСАГО стали новые правила работы на рынке автострахования, которые обязывают страховщиков работать во всех регионах страны, а также обязательная продажа электронных полисов с 1 января 2017 года.

В июле все страховщики должны были присоединиться к системе "Единого агента РСА", запущенной Российским союзом автостраховщиков. По этой системе компании, которые имеют филиалы в определенном регионе, теперь могут продавать не только свои полисы, но и заключать договоры от имени других страховщиков ОСАГО. Страховщикам же не выгодны массовые продажи в проблемных регионах, в которых убыточность иногда достигает 200-300%.

Надежда на реформу

Надеждой на стабилизацию ситуации на рынке ОСАГО стали поправки о натуральном возмещении, которые вступят в силу в июле 2017 года. Страховщики будут сами выбирать форму возмещения для каждого пострадавшего: денежная выплата или ремонт на станции техобслуживания (СТО), а также будут заключать договоры со станциями и постоянно с ними сотрудничать. Минфин, который разрабатывал проект, рассчитывает, что свыше 90% страховых случаев в ОСАГО будут урегулироваться ремонтом.

Натуральное возмещение убытков в ОСАГО перекроет возможности для автоюристов перекупать права требования выплат и получать за пострадавшего суммы, в разы превосходящие ущерб, и таким образом хотя бы притормозит негативные процессы, считает директор филиала компании " " в Петербурге и Ленобласти Игорь Лагуткин. При этом он рассчитывает на дальнейшее реформирование рынка. "Проблемы ОСАГО требуют пристального внимания всех государственных организаций, включая руководство регионов, правоохранительные органы, судейский корпус. Их совместные усилия должны быть направлены на реальную борьбу с автоюризмом, а не на включение своего региона в список "Единого агента РСА", - отметил он.

"Если рост тарифов не сопроводить механизмом натурального возмещения, то он никогда не сможет покрыть убытки, создаваемые автоюристами", - оценил представитель " " Юрий Нехайчук. "Электронный полис в ОСАГО снимет вопрос дефицита полисов в регионах, которые столкнулись с данной сложностью, а натуральный ремонт позволит повысить качество услуг, не позволит серым автоюристам несправедливо обогащаться на чужих ДТП. Дальнейшая реформа ОСАГО и ее сроки будут зависеть исключительно от регулятора и законодательных органов РФ", - добавил он.

В Петербурге ситуация, безусловно, лучше, чем в ряде городов, но все равно в целом ситуация с ОСАГО остается достаточно сложной, оценил управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств " " Сергей Демидов. За первое полугодие сборы по ОСАГО в Петербурге за счет роста тарифов выросли на 20%, до 7,1 млрд рублей, выплаты за тот же период увеличились на 38%, до 4,5 млрд рублей. В целом по России за полгода сборы выросли на 21%, до 113 млрд рублей, а выплаты - на 40%, до 77,5 млрд рублей. Окончательно финансовые последствия можно будет оценить только в следующем году, но уже сейчас очевидно, что ситуация не самая лучшая, добавил начальник отдела по работе со страховыми посредниками филиала " " в Петербурге Артем Яковлев. По его словам, "Ингосстрах" также надеется на согласованные действия страховщиков, ЦБ и правительства.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Похожие публикации