Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Обслуживание закрытых аккумуляторных батарей. Техническое обслуживание аккумуляторной батареи. Правильная эксплуатация батареи

Во всех автомобилях обязательным штатным элементом является аккумуляторная батарея. Она обеспечивает легкий старт силовой установки дизельного или бензинового типа. За счет подачи достаточного количества напряжения на электрический мотор запускается вращение рабочих элементов двигателя.

Бесперебойную и продолжительную работу автомобиля владелец транспорта обеспечит при грамотном содержании и эксплуатации батареи. Для отдельных моделей АКБ предусмотрено не единоразовое, а регулярное обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками или с помощью специалистов.

Работа аккумуляторной батареи в автомобиле предусмотрена в нескольких случаях:

  • питание напряжением стартера при запуске двигателя;
  • обеспечение электроэнергией всей системы в то время, когда двигатель выключен;
  • подача дополнительного электропитания в систему, когда возникают неполадки с генератором или он не справляется с возросшей нагрузкой.

Для такой работы используется классическая конструкция кислотных или щелочных батарей. Внутри пластикового корпуса располагается шесть емкостей, заполненных свинцовыми пластинами. Между ними залита разбавленная в определенной пропорции кислота.

Пластины, находящиеся в прочном корпусе и изолированные между собой, покрыты специальным химреагентом, облегчающим создание электрического тока. Производитель может предоставлять или скрывать доступ к внутренней части емкостей в разных марках.

Разновидности АКБ

Существует несколько типов автомобильных аккумуляторов, отличающихся в основном по степени доступу и возможности изменения некоторых параметров электролита.

Градация по типам современных батарей:

  • обслуживаемые;
  • малообслуживаемые;
  • гибридный тип;
  • необслуживаемые модели.

Обслуживаемые модели достаточно редко эксплуатируются в последнее время автомобилистами. За счет низкого спроса на них, такие модели тяжело найти в свободной продаже. Чаще всего их выпускают отечественные предприятия.

Обслуживаемая АКБ

В конструкции присутствуют недостатки, одним из которых является достаточно хрупкий корпус. Чаще всего его изготавливают на эбонитовой основе, а позже покрывают защитным слоем. Не всегда надежное покрытие при частых перепадах температуры окружающей среды скалывается. Также электролит уходит из полостей, что требует периодической доливки жидкости.

Тип малообслуживаемых батарей встречается чаще. Характерной особенностью его является прочный пластиковый корпус, который обеспечивает надежную эксплуатацию в течение всего периода жизнедеятельности АКБ. Умеренная стоимость и обслуживание автомобильных аккумуляторов данного типа, предусмотренное раз в 25…30 тыс. км пробега, делает прибор популярным у многих водителей.

Долив дистиллятав малообслуживаемую батарею

Гибридная разновидность батарей является более редкой среди автомобилистов и имеет более высокую стоимость. По типу она схожа с предыдущей разновидностью, однако, ее контактные группы, установленные в различных ячейках, имеют в основе разнородные металлы. Благодаря такому сочетанию получаются преимущества в работе:

  1. Максимальная для такой конструкции сила тока во время старта.
  2. Незначительный расход электролита в процессе эксплуатации.
  3. Длительная, эффективная и комфортная эксплуатация с большим периодом на обслуживание.

Необслуживаемые АКБ

Необслуживаемыми моделями оснащается большинство выходящих с конвейера машин в мире. Их конструкция не позволяет регулировать уровень заливки электролита в полостях, так как на верхней стороне АКБ нет даже крышек или пробок для емкостей. Все обслуживание необслуживаемого аккумулятора автомобиля ограничивается контролем внешнего физического состояния корпуса на предмет сколов и трещин, клеммы мониторятся на окисление, также не допускаются вздутия на поверхностях от химических процессов внутри. Также общая регулировка таких АКБ заключается в контроле заряда.

Процедуры по обслуживанию автомобильной батареи

Наиболее популярными операциями по обеспечению работоспособности АКБ являются контроль уровня электролита в банках, а также процедура измерения плотности этой жидкости. В первом случае операция проводится чаще, а выявления плотности и ее корректировка подразумевает сезонный характер или изменения температурного режима окружающей среды.

Замеры уровня электролита

Для контроля уровня электролита необходима стеклянная трубка диаметром 7-12 мм. Она используется батарей, на которых отсутствует встроенная шкала с минимальными/максимальными значениями уровня, установленными производителем.

Замер высоты жидкости

Применять такое приспособление несложно, достаточно открыть пробку на нужной банке. Далее опускается строго вертикально трубочка внутрь емкости до упора в ограничитель. Пальцем наглухо закрываем верхнее отверстие трубки и после этого вынимаем второй конец из емкости. Замер уровня жидкости можно проводить с помощью обычной линейки или угольника с миллиметровой насечкой.

Оптимальным считается уровень электролита, высота которого над ограничителем находится в пределах 12…15 мм.

Если выявлен недостаток, до положенного объема доливается дистиллированная вода. Она продается в любом автомагазине или аптеке.

Замеры плотности

Во время обслуживания АКБ контролируется плотность электролита. Параметр обеспечивает правильное течение химических процессов во время вырабатывания электричества. Значение подбирается по рекомендациям компании-изготовителя аккумуляторов.

Замеры проводятся с помощью ареометра, который представляет собой стеклянную трубку с резиновой полостью на верхнем конце. Внутри трубки в свободном состоянии располагается градуированный поплавок со шкалой.

Замер плотности электролита

Процедура осуществляется таким способом:

  • пробки открываются во всех банках;
  • выжав резиновую грушу, создаем разряжение внутри ареометра;
  • опускаем свободный конец прибора внутрь колбы для забора электролита и медленно разжимаем грушу, чтобы внутрь заходила жидкость;
  • поплавок должен, не касаясь стенок свободно плавать на определенной глубине;
  • по уровню шкалы определяем значение плотности;
  • проводим сверку реальных данных с требуемым значением;
  • при необходимости корректируем значение доливом.

Оптимальным показанием плотности принято считать для большинства моделей значение 1,24 г/см 3 . Параметр может повышаться для более холодных регионов и понижаться для более жаркой климатической зоны на 3…5%.

Ареометр

При получении после замера данных, меньших, чем требуемое значение, можно долить дистиллята и поставить АКБ на зарядку. По достижении уровня заряда в 12,6 В аккумулятор считается полностью готовым к эксплуатации.

Обеспечение безопасности во время работ с АКБ

Процедура обслуживания автомобильного аккумулятора относится к работам с повышенной опасностью. Для соблюдения всех необходимых мер требуется использование защитных приспособлений и обеспечение максимальной безопасности:

  • применяются резиновые кислотостойкие перчатки и очки с боковыми щитками;
  • помещение должно иметь отличную вентиляцию, желательно с использованием принудительных элементов вытяжки;
  • недопущение попадания кислоты или щелочи на кожу;
  • обеспечение мер пожарной и электробезопасности.

От качественной работы аккумулятора зависит также и долговременная работа потребителей электроэнергии в системе автомобиля. Своевременное обслуживание АКБ относится к необходимым работам по поддержанию работоспособности автомобиля в целом.

Современные машины комплектуются достаточно надежными АКБ со значительными сроками эксплуатации.

Тем не менее регулярное техническое обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками позволит существенно повысить его ресурс при минимальных затратах времени и финансов.

Необходимость в проведении регламентных работ такого рода обуславливается следующими факторами:

  • В процессе эксплуатации автомобиля возможны отклонения параметров заряда из-за неисправностей генератора.
  • Продолжительный простой транспортного средства с подключенным аккумулятором приводит к постепенной потере заряда.
  • Отсутствие должного ухода за батареей может вызвать ее неисправность и необратимые процессы, которые сделают невозможным ее дальнейшее использование.

Современные автомобильные аккумуляторы бывают двух видов: обслуживаемые и необслуживаемые (ГОСТ 53165-2008 действующий с 01.07.2009 года).

Видео — как обслужить аккумулятор автомобиля:

Первый тип батарей нуждается в проведении регламентных работ в соответствии с рекомендациями, разработанными производителем. Второй тип аккумуляторов, невзирая на название, также нуждается в периодическом уходе. Разница между ними в этом плане состоит в основном в объеме проводимых операций.

Как обслуживать аккумулятор автомобиля: состав регламентных работ

Свинцово-кислотные батареи хорошего качества известных производителей имеют срок службы не менее пяти лет при условии тщательного и своевременного ухода. Достаточно квалифицированное обслуживание аккумулятора автомобиля возможно организовать и своими силами без привлечения специалистов и обращения на СТО.

Состав регламентных работ для каждого из видов батарей существенно различается.

Уход за необслуживаемой батареей в процессе эксплуатации

АКБ данного типа получают все большее распространение и пользуются в среде автолюбителей популярностью. Уход за необслуживаемым аккумулятором сводится к довольно простым действиям и предусматривает выполнение следующих мероприятий:

  • Осмотр корпуса на предмет выявления течи.
  • Очистка дренажных отверстий других деталей батареи от загрязнений.
  • Своевременное устранение течей электролита и нейтрализация кислоты при помощи соды.
  • При наличии встроенного ареометра производится постоянный контроль плотность жидкости в корпусе.
  • Регулярное смазывание контактов аккумулятора для предохранения от разрушения.
  • Периодические проверки напряжения на клеммах аккумулятора при работающем двигателе.

Последняя процедура позволяет оценить уровень заряда, который . Если напряжение находится в пределах от 12,5 до 14,5 В это означает что агрегат исправен. Отклонения от указанных параметров говорит об износе генератора и необходимо произвести диагностику и устранить неисправность. После ремонта повторить контрольные мероприятия в разных режимах работы, и в том числе при включенных фарах и иных потребителях.

Необслуживаемые батареи не имеют технологических отверстий с пробками для контроля уровня и доливки электролита до нужного. В случае критического падения уровня жидкости или снижения плотности аккумулятор подлежит замене исправным. Если автомобиль в течение длительного времени не будет использоваться, то необходимо отключить массу. Данное действие позволит избежать саморазряда.

Видео — как проверить аккумулятор автомобиля:

Аккумулятор, который не используется в течение длительного времени необходимо периодически подзаряжать. Для этих целей используются специальные устройства, которые понижают напряжение до необходимого уровня и после этого переходят в Современные зарядные устройства по большей части автоматические и в процессе их применения не требуют контроля со стороны человека.

Уход за обслуживаемой АКБ

Устройства данного типа имеют отверстия для заливки электролита, плотно закрытые пробками. Техническое обслуживание автомобильного аккумулятора данного типа производится в том же порядке что и для необслуживаемого, но при этом имеет ряд особенностей.

Периодически необходимо контролировать уровень электролита в банках и определять его плотность с использованием ареометра. В приборе имеется ряд поплавков с разным удельным весом и груша для заполнения корпуса.

Видео — как проверить плотность электролита в аккумуляторе:

Техническое обслуживание аккумулятора автомобиля данного типа включает в себя следующие операции:

  • Проверка надежности крепления батареи, при необходимости подтяжка гаек или болтов.
  • Удаление окислов между клеммами аккумулятора и зажимами проводов, их обработка консистентными смазками для исключения коррозионных процессов.
  • Проверка уровня электролита визуально или с использованием специальной мерной трубки. В случае падения уровня — в банки доливается дистиллированная вода, приобрести которую можно в магазине автозапчастей или в аптеке.
  • Плотность электролита проверяется ареометром и по ней оценивается уровень заряда, уменьшение данного показателя на 0,01 г/см 3 говорит о снижении заряда на 6 %.
  • Исправность аккумулятора проверяется специальным прибором – нагрузочной вилкой. Рабочей батарея считается в том случае, если напряжение не падает в течение минимум 5 секунд.

Доливка электролита в банки допускается только при выявлении явных признаков его утечки. Обычно в магазинах предлагаются уже заряженные аккумуляторы, что позволяет сразу же использовать их на автомобиле.

Видео — обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками:

В случае приобретения сухозаряженной батареи ее необходимо заправить электролитом с плотностью в 1,27 г/см 3 до установленного уровня. Не ранее, чем через 20 минут и не позднее двух часов проводится проверка ареометром.

Если падение плотности не превысило 0,03 г/см 3 батарею можно устанавливать на автомобиль для эксплуатации. В противном случае необходимо подключить зарядное устройство. Ток заряда не должен превышать 10 % от номинального значения, процедура проводится до появления обильного выделения газов в банках. После этого повторно контролируется плотность и уровень, при необходимости в банки доливается дистиллированная вода.

После этого вновь подключается зарядное устройство на полчаса для равномерного распределения электролита по всему объему банок.

Теперь аккумулятор готов к применению и может быть установлен на автомобиль для эксплуатации.

Особое внимание состоянию батареи уделяется в зимний период. Снижение температуры воздуха приводит к падению плотности электролита и уровню заряда, которого может быть недостаточно для уверенного запуска двигателя.

Как восстановить аккумулятор автомобиля

Автомобильный аккумулятор, который в течение длительного времени не использовался, теряет заряд. В случае если напряжение на клеммах падает ниже 10,5 В, то этого недостаточно для запуска двигателя и батарею необходимо заряжать.

Восстановление аккумулятора автомобиля осуществляется несколькими способами:

  • Произвести зарядку малым током в течение длительного времени. Если по окончании процесса плотность начинает увеличиваться, то есть надежда на положительный результат. При продолжении заряда возможно его повышение до приемлемого уровня.
  • В случае если пластины аккумулятора в рабочем состоянии, то допускается повышение плотности электролита добавлением серной кислоты с удельным показателем в 1,4 г/см 3 .
  • Реанимация полностью разряженной батареи может быть выполнена в условиях специализированной мастерской. Здесь используются специальные методики заряда в дистиллированной воде.

Качественное восстановление

Без аккумулятора автомобиль не заведете. Расскажем о том, как правильно обслуживать и заряжать аккумулятор, рассмотрим его строение.

Назначение батареи в автомобиле знает каждый автолюбитель, несмотря на его опыт. Главная задача аккумулятора - это запуск двигателя и питание электронной системы автомобиля при заглушенном двигателе. В инжекторных двигателях используется для сглаживания напряжения, которое поступает с генератора.

Если ваш автомобиль с инжекторным двигателем, то не стоит снимать аккумулятор в рабочем состоянии двигателя. Обычно это приведет к сбросу компьютера или куда хуже к полному сгоранию.


В большинстве автомобилей используется всё та же технология кислотно-свинцовых аккумуляторов. Последним новшеством стало использование герметических аккумуляторов. С их плюсов это то, что может работать в любом положении, обычный же аккумулятор переворачивать запрещается, так как может вытечь кислота. С минусов герметического, это отсутствие возможности проверить плотность или заправить его.


Обычно внутри аккумулятора находится шесть секций, каждая из которых вырабатывает 2,1 вольта. В каждой из секций по две свинцовые пластины, одна отрицательная, другая секция положительная. Принцип работы очень и очень прост, на отрицательную пластину наносится губчатый свинец, на положительную наносится двуокись свинца. Внутрь батареи заливается электролит, смесь воды и серной кислоты. Благодаря химической реакции получается заряд.

Во время работы двигателя не стоит открывать крышки банок на аккумуляторе.



Для замера плотности электролита используют специальный прибор - автомобильный ареометр, стеклянная колба с резиновой грушей на конце (цена от 80 до 250 рублей). По показателям плотности можно судить, насколько заряжен аккумулятор. Так 0,01г/см3 - это где-то 6 % заряда батареи, изначальная нормальная плотность от 1,25 до 1,27 г/см3. Когда зимой плотность составляет 1,20г/см3, то электролит будет замерзать примерно при -20С. Не стоит проверять каждый день плотность аккумулятора, но и время от времени не забывайте посматривать.


Когда автомобиль перестает заводиться, а световые приборы или магнитола вовсе не включаются, это первый показатель того, что аккумулятор стоит зарядить. Заряжать аккумулятор можно как на автомобиле, так и сняв его с машины. При зарядке на автомобиле нельзя заводить, так как можете спалить приборы или предохранители.

Заряжают с помощью специального зарядного, их тоже можно поделить на два типа, это просто зарядные приборы и зарядно-пусковые, которые позволяют не только зарядить, но и запустить двигатель при вовсе севшем аккумуляторе в считанные секунды. Кроме зарядных приборов, стоит помнить, что аккумулятор также заряжается во время езды на автомобиле, от генератора машины. Чем больше обороты двигателя и меньше включено приборов потребления, тем быстрей будет происходить зарядка.

Следует помнить, что езда на короткие дистанции в километр, два и часто глушить и заводить автомобиль, не позволяют достаточно зарядить аккумулятор, зачастую она только идет на разрядку, по статистике завести машину равносильно десяти километрам езды.


Рассмотрим вариант зарядки обычной батареи на 12 Вольт с помощью зарядного устройства. Подключаем зарядное, плюс прибора к плюсовой клемме аккумулятора, минус соответственно к минусовой клемме, главное не перепутайте местами, иначе можете спалить электронную систему и аккумулятор. Нынче аккумулятор стоить немалых денег, порядка 2400 рублей, а то и больше. При зарядке советуют открыть пробки секций для того, чтоб во время кипения электролита не разорвало аккумулятор.

Относительно тока, рекомендуют ставить десятую часть от номинала батареи, к примеру если у вас 55-ка (номинал ампер/часов), то ставить нужно на 5,5А, но с личной практики лучше ставить двадцатую часть от номинала, это порядка два, три ампера, пусть лучше дольше будет на зарядке, чем перезарядится.

Не стоит доводить при зарядке до кипения, так как за пятым разом точно пропадут свинцовые пластины. В магазине всегда советуют при первой эксплуатации сначала полностью зарядить, а затем полностью разрядить. Не нужно делать такого, аккумулятор потеряет 25 % своей емкости, и это касается не только автомобильного аккумулятора, но и тех, которые на мобильных телефонах, ноутбуках и других приборах. Советуют это только для того, чтоб через время вы снова вернулись и купили новую батарею.

В среднем заряжать нужно около восьми часов, но присматривайтесь, чтоб не закипел. После зарядки, следует протереть батарею насухо, осмотреть клеммы на наличие окиси, если есть, то в срочном порядке убрать.

Зарядку обычно проводят в сухом помещении, ни в коем случае не проводите в жилой комнате или на кухне.

Полезные советы при зарядке аккумулятора:

Автомобильные аккумуляторные батареи предназначены для того, чтобы выполнять несколько основных функций. В первую очередь, АКБ отвечает за запуск стартера двигателя и обеспечивает электропитанием всю «бортовую систему» машины: работу фар, сигнализации, музыки. Также она поддерживает генератор при нагрузках. Поэтому АКБ всегда должна быть первым объектом, на который автомобилистам следует постоянно обращать свое внимание, проводя своевременное обслуживание аккумулятора.

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками - навык, необходимый для каждого его владельца, потому что именно от АКБ зависит жизнеспособность машины. Правильным и своевременным обслуживанием можно значительно продлить любой батарее. И тогда вы не окажетесь в ситуации, когда нужно будет искать способ, где-нибудь на трассе.

Начинающим автомобилистам следует уяснить то, что сейчас в розничной продаже не встретить стандартных автомобильных аккумуляторов. Они все разные: по типу электролита, по внешнему виду и по длительности использования. Когда-то в автомобилях времен СССР устанавливались стандартные АКБ, которые можно было обслужить полностью, разобрав, в буквальном смысле, по частям. Банки с электролитом помещались в крепкий эбонитовый корпус черного цвета и заливались мастикой.

Сейчас же, в связи с тем, что на рынке очень много разных фирм-производителей, автомобильные аккумуляторы не производятся по какому-либо определенному стандарту. Ухаживать за ними следует, будучи в курсе по поводу их некоторых особенностей, в суть которых вникнуть не так сложно.

Например, если в батареях исключается возможность доливать дистиллированную воду, следует применять зарядные устройства, которые поддерживают напряжение автоматически. Если этого не делать, то аккумуляторную батарею можно «посадить» раньше времени.

Поскольку одна из разумных целей каждого владельца машины - стать автомобилистом, который будет обслуживать ее самостоятельно, нужно научиться внимательно и подробно изучать инструкции, прилагающиеся к той модели АКБ, которая установлена в машине. Доливать электролит при его недостаче следует исключительно дистиллированной водой. Сам электролит заливать в батарею ни в коем случае нельзя.

Текущий уход

Уход за аккумулятором автомобиля должен проводиться регулярно, с учетом интенсивности использования машины и тех условий, в которые она попадает во время пути. Так, внешнее состояние батареи следует проверять как можно чаще в том случае, если автомобилист находится в плохих или экстремальных дорожных условиях : осматривать место в машине, куда установлена АКБ, с целью вовремя предотвратить серьезные повреждения корпуса и утечку электролита, возможную при тряске или столкновении с другим объектом. Кстати, это основная причина, . Также необходимо контролировать, не ослабло ли крепление.

Простой регулярный осмотр можно проводить, не снимая аккумулятор с автомобиля. Но если АКБ нужно зарядить, ее следует вынуть из машины. Корпус тщательно осматривается, чтобы не пропустить возможную утечку электролита. Проверяются отверстия для дренажа, если они загрязнены, их следует очистить. Таким же образом следует регулярно очищать все внешние аккумуляторные отверстия, которые можно увидеть снаружи на батареях.

При утечке электролита его нужно нейтрализовать, используя для этого обычную соду: как известно, щелочной раствор нейтрализует действие кислоты . Клеммы необходимо смазывать и очищать тем же содовым раствором и время от времени проверять на них уровень напряжения, когда работает автомобильный двигатель. В норме должно составлять от 12 до 14,5 В.

Зимой и после холодного сезона следует проводить более тщательное обслуживание аккумуляторных батарей. Проведение регулярного технического осмотра АКБ без изъятия ее из машины допустимо. Но, тем не менее, очень желательно почаще снимать аккумулятор при его обслуживании, так как можно осмотреть место, куда он установлен.

Например, при выкипании электролита в условиях высоких температур он часто затекает в разные места машины, и кислота может разъесть ее внутренность. Место под аккумулятор нужно вымыть, вычистить, смазать преобразователем ржавчины или даже покрасить.

Как проверить плотность электролита

Опытные автомобилисты уже давно придумали свою классификацию АКБ, особо выделив «малообслуживаемую» аккумуляторную батарею с открытым доступом к банкам. В данном случае есть возможность проверить уровень электролита в банке, долить воды и поставить на зарядку. Кстати, если в самом начале процесса, скорее всего, уровень электролита изначально был слишком низким.

Если же в батарее нет отверстий вообще, значит она полностью лишена возможности обслуживания, и такому автомобильному аккумулятору можно помочь только периодически его заряжая.

В случае, когда приходится иметь дело с «классическим» примером АКБ, а не с , придется научиться самостоятельно определять плотность электролита внутри батареи.

Уход за необслуживаемым аккумулятором

Если аккумулятор необслуживаемый, это не значит, что он не нуждается в уходе и контроле его эксплуатации. Несмотря на то, что техническое обслуживание аккумуляторной батареи такого типа очень простое, оно тоже должно проводиться регулярно.

Корпус необслуживаемых АКБ также тщательно осматривается на предмет возможных внешних повреждений и утечки электролита. Проверяются отверстия для дренажа, и, если они загрязнены, их следует очистить. Таким же образом следует регулярно очищать все части необслуживаемого аккумулятора, не забывая снимать верхние фальш-крышки и протирать их, если они имеются.

Иногда на батарее пишется, что она необслуживаемая, но как ни странно, доступ к банкам есть. В данном случае в отверстия можно аккуратно доливать дистилированную воду. Возможно, написав на корпусе батареи слово «необслуживаемый», производители рассчитывали на то, что количества электролита хватит на весь срок службы работы аккумулятора. Но так бывает далеко не всегда. Фальш-крышки при их откручивании могут оказаться самыми настоящими, поэтому их рекомендуется проверять более тщательно.

После зарядки батареи электролиту нужно дать немного остыть перед тем, как снимать показатели его плотности, потому что горячий электролит может давать неточные показания.

Зимой, когда температура особенно низкая, нужно попытаться максимально облегчить процесс работы стартера и запуска двигателя. Согласно правилам, стартер во время пуска не должен работать больше 15 секунд. Если в первой попытки машину завести не вышло, необходимо обязательно сделать 1- или лучше 2-минутную паузу и повторить запуск снова. Батарею также возможно «раскачать», включив фары дальнего света на 10 секунд, а для более быстрого запуска следует полностью выжимать сцепление.

Выполняя простые, но необходимые советы по обслуживанию автомобилей, можно увеличить срок их службы, и тогда не придется часто отдавать машну в ремонт. Правильный и регулярный уход не только за автомобилем, но и за его аккумулятором помогут водителю получить максимальное удовольствие и пользу при эксплуатации одного из самых важных средств передвижения.

17 июля 2017

Одной из важных деталей автомобиля является аккумулятор. Он накапливает электроэнергию и отдает ее бортовой системе машины. Без него не запустится стартер.

Опытные автомобилисты знают, как обеспечить работу аккумулятора на протяжении пяти - шести лет. Если же не заниматься обслуживанием этого элемента, срок его службы не превысит и трех лет. Всегда экономически выгоднее проводить периодическое обслуживание, чем приобретать новый аккумулятор.

В данной статье мы расскажем о причинах снижения срока эксплуатации и этапах диагностики аккумулятора, проверке плотности и способах ее повышения.

Причины сокращения срока службы АКБ

Предупрежден - значит вооружен. Именно такой принцип позволит продлить жизнь аккумулятору автомобиля, расставить приоритеты в обслуживании. Важно знать, какие причины могут привести к сокращению работоспособности.

Периодическое разряженное состояние

Правильное состояние аккумулятора – заряженное. В таком случае, при запуске происходит отдача накопленной энергии стартеру. Дальнейшая подзарядка происходит от генератора во время движения автомобиля.

Современные транспортные средства, начиненные множеством приборов, потребляют энергию в таком количестве, что аккумулятор не справляется с восполнением запаса. Особенно негативное воздействие на состояние аккумулятора оказывает напряженный городской стиль вождения, когда часто приходится находиться в пробках. Поэтому важно помнить о подзарядке аккумулятора.

Температура окружения

Технически предусмотрено, что аккумулятор в заряженном состоянии полноценно отдает энергию при температурном режиме 15-20 0С. Заряд начинает теряться при снижении температуры уже на 1 0С.

Несоблюдение правил эксплуатации

Чаще всего во время зимней эксплуатации авто, в разряженном аккумуляторе на морозе происходит промерзание электролита. Какие могут быть последствия для аккумуляторной батареи? Самые серьезные – полный выход из строя. В момент промерзания электролита получают неисправимые повреждения свинцовые пластины, корпус.

Летом в жару автомобилисты сталкиваются с испарением воды из электролита. В такой ситуации опять страдают пластины (возникает замыкание), сокращая срок работы аккумулятора.

Неисправность бортовой сети

Важные ее узлы: генератор и регулятор напряжения должны работать безупречно. Любая их неисправность резко снижает работу аккумулятора.

Еще один момент, уровень напряжения бортовой сети. Повышенный уровень приводит к постоянной перезарядке батареи и выкипанию электролита. Пониженный уровень приведет к хроническому разряженному состоянию аккумулятора. Какие будут последствия, говорилось выше.

Некачественные расходные материалы

Внутри аккумулятора неизбежны процессы коррозии. Борьба с этим явлением осуществляется производителями. Что может сделать автомобилист? Заправлять аккумулятор исключительно качественным электролитом и дистиллированной водой. Последнюю специалисты рекомендует брать в аптечных сетях.

Сульфатирование пластин также неизбежно. В наших силах только снизить интенсивность данного процесса, прибегая к десульфатации. О возникновении данной проблемы говорит быстрое падение емкости, перегрев, наличие повышенного напряжения на выводах аккумулятора.

Когда проводить обслуживание?

Важно знать не только, как обслуживать аккумулятор автомобиля, но и когда это делать. Обслуживание складывается из сервисных операций и диагностики. Если сервисное обслуживание лучше проводить в автосервисах, то диагностику можно и нужно проводить самостоятельно. Только так автомобилист будет знать о реальном состоянии аккумулятора.

Диагностику состояния аккумулятора разумно проводить в момент проверки уровня масла, наполнения омывательного бачка и т.п. Такой подход позволит предотвратить некоторые проблемы с батарей.

Что входит в диагностику:

  • проверка напряжения на клеммах при отключенном аккумуляторе;
  • проверка напряжения при рабочем состоянии двигателя;
  • определение уровня электролита;
  • проверка на отсутствие загрязнений и поверхностных повреждений.

Сервисное обслуживание

Когда операции по обслуживанию проводят сотрудники СТО, владелец авто не задумывается, что же они делают. Но если автомобилист выполняет обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками, ему стоит изучить, какие операции необходимо осуществлять.

Рассмотрим пять основных действий.

1. При постоянной эксплуатации автомобиля аккумуляторную батарею рекомендуется подзаряжать раз в три месяца с помощью сетевых зарядных устройств. В этом случае происходит достижение максимального уровня зарядки, и искореняется проблема с разряженным состоянием аккумулятора. Периодическая подзарядка осуществляется в автоматическом режиме при постоянном напряжении от генератора авто.

Подзарядка может быть и внеплановой. В ситуациях, когда владелец забывает выключить фары или случается долгий простой автомобиля, тогда уровень зарядки падает до нуля. В этом случае зарядка проводится в режиме постоянного тока. Эту операцию необходимо проводить под контролем.

2. Проверка нагрузки аккумулятора осуществляется с помощью нагрузочной вилки. Этот прибор покажет реальную работоспособность батареи. Проверка должна проводиться в два этапа: без нагрузки и с нагрузкой.

На первом этапе необходимо отключить аккумулятор от источника зарядки. После этого подключают нагрузочную вилку и сверяют данные встроенного вольтметра с таблицей соответствия.

Ко второму этапу приступают только при 100% уровне зарядки. При подключенной нагрузке замер производится на пятой секунде работы. Обычно, показатели вольтметра равные и больше 9 говорят о том, что батарея хорошо держит нагрузку. Если же значения ниже, то аккумулятор пора менять.

В зависимости от величины используемой нагрузки показания вольтметра могут различаться. Таким образом один и тот же аккумулятор, проверенный двумя разными нагрузочными вилками, может выдать значения как 8.5 В, так и 10.5 В.

Допустимый диапазон значений указывается в документации, идущей вместе с нагрузочной вилкой.

3. Определение тока утечки. Если у вас новый аккумулятор, он исправен, но утром после предыдущей нормальной работы вы не можете завести авто, то следует замерить ток утечки. Наличие является нормальным для аккумулятора, только если его величина не превышает норму.

Определение уровня тока утечки проводят с помощью мультиметра. Во время проверки надо отключить все потребители тока, выключить зажигание, отключить минусовую клемму аккумулятора. Мультиметр переводим в режим измерения тока и подсоединяем в разрыв между минусовой клеммой и отрицательным выводом, соблюдая полярность. Показания мультиметра считаются нормальными при уровне 15-70 мА.

Если получившееся значение выше, то следует искать источник утечки. Это уже вопрос отдельной статьи, но начать можно с поочередного вынимания предохранителей. В тот момент, когда показатели мультиметра вернутся в норму и будет найден источник проблем.

Практика показывает, что на увеличение тока утечки влияют:

  • изношенная проводка, некачественная изоляция;
  • некорректное подключение электронных систем;
  • грязь и окись на контактах.

4. Десульфатация аккумулятора помогает только на первичном этапе сульфатации пластин. Если во время диагностики вы столкнулись с такой проблемой, то не затягивайте с восстановлением работоспособности батареи. Выделяют два типа десульфатации.

  • химическая . Из разряженного аккумулятора сливают электролит и наполняют раствором «Трилона В». В течение часа происходит реакция, потом его сливают и промывают дистиллированной водой;
  • импульсным током . Стоит оговориться, что эта процедура сложная и необходимо иметь познания в области электротехники. Суть этого метода состоит в подключении аккумулятора к источнику питания большой величины (более 100 А). Импульсный ток возбуждает электроны, сбивая тем самым сульфат свинца с пластин.

5. Проверка плотности электролита. Также встречается термин - «плотность аккумулятора». По сути это одно и то же. Замер плотности проводят при полной зарядке аккумулятора. Среднее значение различается по климатическим зонам. Так, в средней полосе норма – 1,27-1,29 г/см3, а в северной – 1,3 г/см3.

Проверку проводят с помощью денсиметра при температуре +25 0С. Если замер происходит при другом температурном режиме, то нужно соотнести значения с таблицей ниже.

Температура электролита, в 0С Поправка к показателю денсиметра, в г/см3
-55 - 41 -0,05
-40 - 26 -0,04
-25 - 11 -0,03
-10 +4 -0,02
+5 +19 -0,01
+20 +30 0,00
+31 +45 +0,01
+ 46 +60 +0,02

Замер проводят в каждом отсеке аккумулятора и отклонение в показателях не должно быть более 0,01 г/см 3.

Полученный результат замера плотности электролита может классифицироваться как:

  • нормальный;
  • завышенный (ситуацию можно исправить простым доливом дистиллированной воды);
  • заниженный (повысить уровень сложнее).

Повышение плотности электролита

Рассмотрим отдельно, как повысить плотность. Ведь низкий уровень снижает напряжение и затрудняет пуск двигателя автомобиля.

  1. Предварительно надо замерить плотность в каждой банке аккумулятора, соотнести с нормой по климатической зоне.
  2. Повышение плотности происходит путем долива электролита большей плотности. Для этого грушей убираем старый раствор и наполняем новым по объему вдвое меньше старого.
  3. Потрясти аккумулятор, не переворачивая его для смешивания жидкостей.
  4. Проводится контрольный замер плотности, повторяя при необходимости процедуру до достижения требуемых значений.
  5. Остаток объема дополняем дистиллированной водой.

Похожие публикации