Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Многоцелевой тягач мт-лб и его модификации. Мтлб — гусеничный многоцелевой тягач Мтлб размеры

В следующем году исполняется полвека с принятия на вооружение машины МТ-ЛБ («Объект 6»). Разработанный в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода «Многоцелевой транспортер/тягач легкий бронированный» выпускался в течение нескольких десятилетий и в итоге стал одной из самых распространенных машин в армии Советского Союза. Первоначально на МТ-ЛБ возлагались сугубо транспортные задачи: перевозка грузов и личного состава, а также буксировка артиллерийских орудий. Однако в дальнейшем, благодаря удачной конструкции, легкий транспортер стал основой для массы новых бронемашин различного назначения. Общее количество модификаций машины МТ-ЛБ превышает два десятка, а количество типов боевой и вспомогательной техники на ее базе приближается к пятидесяти.

МТ-ЛБ в своем изначальном качестве - тягач противотанковой пушки МТ-12П «Рапира». На крыше в кормовой части видны ящики с боеприпасами для ПТ орудия, штатный пулемет ПКТ временно снят. Машина оснащена устройством для самоокапывания на корме корпуса. Тоцкий окружной полигон, февраль 2002 г.

МТ-ЛБ на занятиях по боевой подготовке. 27 мсд, п. Тоцкое Оренбургской области, июль 2003 г.

Десант в МТ-ЛБ в ходе тактических учений. Слева вместо сиденья для десанта имелся стеллаж для имущества. На нем лежат саперы со своей собакой, обнаружившей около 200 мин и фугасов. 27 мсд, Тоцкий окружной полигон, февраль 2002 г.

Описание всех вариантов модернизации и переделки базового транспортера займет отдельную книгу, поэтому ограничимся лишь модификациями, в которых машина МТ-ЛБ сохранила свои изначальные функции. Иными словами, в этой статье пойдет речь только о вариантах обновления машины, которые по-прежнему предназначены для перевозки людей и грузов.

Первой модернизацией базовой машины стал проект МТ-ЛБВ, появившийся немного позже исходного. Литера «В» в названии расшифровывается как «вездеходный». Дело в том, что при использовании оригинальных гусениц шириной 350 мм тягач имеет хорошую проходимость и небольшую удельную нагрузку на грунт. Тем не менее, на мягких поверхностях наподобие глубокого снега или болота базовый МТ-ЛБ резко теряет ходовые качества. Для исправления этой ситуации была создана новая гусеница шириной 565 мм. Благодаря применению этой гусеницы удельное давление на грунт стало меньше, чем у человека. Получившаяся в результате такой модернизации машина МТ-ЛБВ способна перемещаться там, где оригинальный транспортер пройти не может.

Вездеходный тягач претерпел небольшие изменения, в результате которых получил название МТ-ЛБВМ и стал основой для целого семейства многоцелевых машин. От предыдущих вариантов машины его отличало вооружение. Вместо родной башенки с пулеметом ПКТ на МТ-ЛБВМ установили более крупный открытый боевой модуль с зенитным пулеметом НСВТ калибра 12,7 мм. Несколько лет назад появилось очередное обновление «линейки» вездеходных транспортеров под названием МТ-ЛБ ВМК. В ней вместо пулемета НСВТ используется крупнокалиберный «Корд». Также был выполнен и запущен в производство проект установки нового более мощного двигателя (300-310 л.с.), нового оборудования связи и т.п. Такая модернизация обозначается как МТ-ЛБ ВМ1К.

Вариант модернизации МТ-ЛБ с установкой боевого модуля разработанного Горьковским автомобильным заводом для модернизации БТР-80 (МТ-ЛБ 6МБ) (фото http://btvt.narod.ru)

Вариант модернизации МТ-ЛБ (6М1Б3) с установкой усовершенствованной башенной установки собственной разработки, на которой установлен автоматический гранатомет АГ-17, 12,7-мм пулемет «Корд» и спаренная 23 мм автоматическая пушка ГШ-23, также предусмотрена установка двух ПЗРК «Игла». (фото http://btvt.narod.ru)



Вариант с установленной башней БТР-80 (МТ-ЛБ 6МА) (фото http://btvt.narod.ru)

Стоит отметить, после распада Советского Союза Харьковский тракторный завод остался в независимой Украине, что соответствующим образом сказалось на поставках МТ-ЛБ в армию России. Для восполнения потерь производство тягачей было налажено на муромском заводе «Муромтепловоз». Там же было создано большинство современных модификаций машины. В настоящее время в списке выпускаемой заводом продукции имеется несколько модификаций МТ-ЛБ. Кроме того, предприятие предлагает ремонт и модернизацию находящихся в эксплуатации машин с приведением их к определенному виду.

Основой для всех новых машин, выпускаемых «Муромтепловозом», стал транспортер МТ-ЛБМ («Объект 6М»). Эта модификация бронемашины фактически представляет собой базовый вариант тягача с рядом технических и технологических доработок, связанных с производством техники на новом заводе. Тем не менее, и без серьезных изменений МТ-ЛБМ смог стать основой для нескольких машин транспортного назначения.

В локальных конфликтах последних десятилетий тягачи МТ-ЛБ нередко использовались не только как гусеничные грузовики или буксиры, но и в качестве бронетранспортеров для перевозки личного состава. Бронированный корпус и наличие оборонительного вооружения позволяли тягачам частично выполнять функции бронетранспортеров. Конечно, такая замена не была полноценной – броня МТ-ЛБ ощутимо уступала защите БТР-60 или БТР-70. Однако при необходимости солдаты ездили и на тягачах. Уже в девяностых годах окончательно сформировалась концепция, в соответствии с которой планировалось развивать машины МТ-ЛБМ. Прежде всего было предложено улучшать машины за счет установки нового вооружения. Таким образом появилось несколько новых модификаций.



Фото МТ-ЛБ 6МБ. Установка большой номенклатуры сменного вооружения обеспечена конструкцией башни. (фото http://btvt.narod.ru)

Первым был создан «Объект 6МА». Вместо родной башенки с пулеметом ПКТ на него поставили боевой модуль от бронетранспортера БТР-80. Благодаря такой модернизации многоцелевой тягач вдобавок к родному 7,62-мм пулемету получил 14,5-мм пулемет КПВТ. Вскоре на «Муромтепловозе» спроектировали еще несколько вариантов МТ-ЛБМ с различным вооружением, смонтированном в башне, заимствованной у бронетранспортера:
- «Объект 6МА1», комплекс вооружения которого расширился автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя»;
- «Объект 6МА2». Эта версия тягача лишена пулемета КПВТ, вместо которого предлагалось устанавливать 23-мм автоматическую пушку 2А14 (автомат зенитной установки ЗУ-23);
- «Объект 6МА4», являющийся своеобразным гибридом проектов «6МА1» и «6МА2». На нем планировалось устанавливать пулемет ПКТ, пушку 2А14 и гранатомет АГС-17.

Логическим концом линейки «6МА» стал «Объект 6МА3», чье вооружение вплотную приблизилось к боевых машин пехоты. Это были 30-мм гранатомет АГС-30, пулемет ПКТ, а также четыре пусковые установки противотанковых ракет «Корнет». При этом бронемашина по-прежнему могла перевозить людей или грузы.

Почти одновременно и параллельно с линейкой машин на основе «Объекта 6МА» развивалось другое направление. Его основой стал транспортер «Объект 6МБ», оснащенный боевым модулем, заимствованным у бронетранспортера БТР-80А. Эта башня изначально несет 30-мм автоматическую пушку 2А72 и пулемет ПКТ. При помощи такой модернизации планировалось значительно поднять боевой потенциал МТ-ЛБМ и тем самым компенсировать недостаточный уровень бронезащиты, поскольку при помощи автоматической пушки экипаж машины мог бы обстреливать противника, не входя в его зону поражения. «Объект 6МБ» тоже стал основой для нескольких вариантов с различным вооружением:
- «Объект 6МБ2». В дополнение к автоматической пушке и пулемету эта машина могла получить гранатомет АГС-17;
- «Объект 6МБ3» и «Объект 6МБ4». На башню БТР-80А предлагалось монтировать 23-мм пушку ГШ-23, крупнокалиберный пулемет «Корд» и гранатомет АГС-30. Друг от друга проекты отличались компоновкой агрегатов и рядом других моментов.

МТ-ЛБ с устройством для самоокапывания на позиции боевого охранения. Чечня, май 2000 г.

Одна из командно-штабных машин управления 42 мсд в развернутом, «рабочем» виде. Чечня, Ханкала, июнь 2000 г.

МТ-ЛБ санитарной роты 71 мсп 42 мсд. Чечня, июль 2000 г.

Данные о производстве машин на базе «Объекта 6М» отсутствуют. Судя по имеющейся информации, все они так и остались на стадии опытных образцов, которым не удалось заинтересовать заказчика. Причиной этого, скорее всего, стали недостаточный уровень защиты базовой бронемашины, наличие полноценных специально разработанных бронетранспортеров и боевых машин пехоты, а также сложное финансовое состояние вооруженных сил.

Большой интерес представляют модификации «Объект 6М1» и «Объект 6М2», разработанные «Муромтепловозом» и «Курганмашзаводом» соответственно. В ходе этих модернизаций базовая машина МТ-ЛБМ получила новые двигатели мощностью до 300-310 лошадиных сил, новые системы трансмиссии и т.д. Согласно открытым сведениям, в серию пошла только машина от «Муромтепловоза». Она оснащается 310-сильным дизелем ЯМЗ-238БЛ-1 с механической трансмиссией, которые позволяют ей при возросшей массе иметь такие же ходовые характеристики, как и у базовых машин.

На базе «Объекта 6М1» или МТ-ЛБ М1 были созданы две легкие бронемашины, которые сейчас доступны для заказа. Первая из них, МТ-ЛБ М1А7 вооружена крупнокалиберным пулеметом «Корд» с боекомплектом в 1050 патронов, пулеметом ПКТ с 2000 патронами и гранатометом АГС-17 с запасом на 200 выстрелов. Второй многоцелевой тягач под названием МТ-ЛБ М1Б2 оснащается 30-мм пушкой 2А42, пулеметом ПКТ и гранатометом АГС-17. Боекомплект состоит из 300 снарядов, 2000 патронов и 200 гранат. Вооружение установлено на башне со стабилизатором 2Э36, заимствованной у бронетранспортера БТР-80А.

Обе новые машины, как и ранее, способны перевозить личный состав. Одновременно с тремя членами экипажа на МТ-ЛБ М1А7 и МТ-ЛБ М1Б2 могут ездить восемь и шесть человек соответственно. При этом сохраняется возможность буксировки груза, например, артиллерийского орудия. При необходимости экипаж машин может применить дымовые гранатометы 902В «Туча».

Установка разминирования УР-77 инженерно-саперного батальона 42 мсд. Чечня, Ханкала, июнь 2000 г.

Машина управления артиллерии 1В14М. Вооружена пулеметом ПКМБ. На бортах закреплены круглые дымовые шашки, очень похожие на мины. Чечня, Ханкала, июнь 2000 г.

МТ-ЛБМ 6МБ с 30-мм автоматической пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом ПКТ в парке воинской части 42 мcд. Чечня, Ханкала, май 2000 г.

Ставшая независимой Украина смогла сохранить производство бронемашин МТ-ЛБ и даже провести несколько модернизаций. Примечательно, что основной задачей конструкторов Харьковского конструкторского бюро по машиностроению тоже было повышение боевых качеств транспортера. Украинцы пошли по пути развития транспортных возможностей и фактически сделали несколько новых боевых машин пехоты на базе многоцелевого тягача. При этом, в отличие от российских инженеров, украинские пришли к выводу о необходимости повышения не только огневой мощи, но и уровня защиты. Модернизированный таким образом транспортер уже мог стать полноценной боевой машиной наподобие бронетранспортеров или БМП.

Первым вариантом такого обновления стал проект МТ-ЛБР6. С машины сняли родную башенку и поставили на ее место полноценный пушечно-пулеметный боевой модуль. В башне с одним рабочим местом наводчика установили 30-мм автоматическую пушку ЗТМ-1 (украинский вариант советской 2А72) и спаренный пулемет КТ-7,62 (ПКТ украинского производства). Для экономии места внутри бронекорпуса боекомплект пушки разместили в двух коробах, расположенных по бокам от самого орудия. В лобовой проекции ящики боекомплекта прикрыты дополнительными бронелистами. Непосредственно перед ними предусмотрены шесть дымовых гранатометов «Туча».

Уровень защиты машины МТ-ЛБР6 был повышен при помощи разнесенного бронирования, устанавливаемого поверх собственного корпуса машины, и кевларового подбоя. Кроме того, ходовая часть закрыта противокумулятивными экранами. Обновление многоцелевого транспортера привело к заметному увеличению веса, что было компенсировано новым более двигателем мощностью около 310 лошадиных сил. По имеющимся данным, на Харьковском тракторном заводе было собрано и переоборудовано из имеющихся некоторое количество таких машин.

Машина радиационной и химической разведки РХМ «Кашалот» в окопе. Тактические учения 27 мсд, Тоцкий окружной полигон, июль 2003 г.

МТ-ЛБ с модулем вооружения "Штурм" (МТ-ЛБМШ)

Похожим образом была создана модификация МТ-ЛБР7, однако от предыдущей машины она отличается составом вооружения. Вместо оригинальной орудийной башни на ней предложили монтировать боевой модуль «Штурм». Специально разработанный для унификации бронетехники модуль вооружен пушкой ЗТМ-1, пулеметом КТ-7,62, автоматическим гранатометом АГС-17, дымовыми гранатометами и пусковыми установками противотанковых ракет «Конкурс-М». Все вооружение стабилизировано. Уровень защиты соответствует предыдущей модификации, поскольку МТ-ЛБР7 также может оснащаться дополнительным бронированием.

Последней на данный момент украинской модификацией машины МТ-ЛБ является бронетранспортер МТ-ЛБМШ. В соответствии с этим проектом базовая машина получила новый 360-сильный двигатель и боевой модуль «Шквал». Вооружение этого модуля похоже на «Штурм» – автоматические пушка и гранатомет, а также пулемет и дымовые гранатометы. Однако вместо противотанковых ракет «Конкурс-М» на машине МТ-ЛБМШ используется комплекс «Барьер». Как и все предыдущие модификации украинской разработки, МТ-ЛБМШ способна перевозить до семи человек и буксировать некоторый груз, например, пушку.

Как видим, в последние годы улучшение многоцелевого транспортера МТ-ЛБ в основном шло при помощи усиления вооружений. В локальных конфликтах последних десятилетий эти машины нередко использовались в качестве транспорта для личного состава, в связи с чем возникла надобность в защите от нападения из засад. Одновременно с этим предпринимались попытки поднять потенциал тягача за счет использования более мощных двигателей и установки дополнительного бронирования. Тем не менее, оба таких метода модернизации не получили широкого распространения.

Вообще стоит отметить, что большинство стран-эксплуатантов МТ-ЛБ, предпринимая попытки улучшить имеющиеся у себя машины, ограничивалось установкой более мощного вооружения. К примеру, польские лицензионные копии тягача MT-LB сходили с конвейера оснащенными крупнокалиберными пулеметами ДШКМ. Вероятно, причиной популярности именно такого пути развития многоцелевой бронемашины стали особенности ее тактической ниши. В отличие от бронетранспортеров и боевых машин пехоты, МТ-ЛБ предназначались для перевозки личного состава и грузов вдали от переднего края и имели достаточные для этого характеристики. Поэтому силовая установка машин долгое время оставалась прежней, а бронирование не менялось ввиду отсутствия соответствующей необходимости. Когда МТ-ЛБ начали осваивать «профессию» бронетранспортера, стали появляться соответствующие модификации с другими двигателями, оружием и защитой.

Однако задолго до начала локальных конфликтов последних лет многоцелевые машины МТ-ЛБ успели стать основой для массы систем. На шасси МТ-ЛБ монтировалось оборудование зенитных ракетных комплексов («Стрела-10»), самоходных минометов («Тунджа», «Тунджа-Сани» и т.п.), машин радиационной и химической разведки (РХМ и РПМ), противотанковых ракетных комплексов («Штурм-С») и т.п. Однако после таких обновлений многоцелевые бронемашины теряли свое изначальное предназначение и уже не могли перевозить грузы или личный состав помимо экипажа или расчета систем вооружения. Тем не менее, Многоцелевой транспортер легкий бронированный оказался популярной базовой машиной. Как уже говорилось, на его основе было создано почти полсотни различных машин.

По материалам сайтов:
http://btvt.narod.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://army-guide.com/
http://muromteplovoz.ru/
http://morozov.com.ua/

МТЛБ – это гусеничный многоцелевой тягач – уникальный в своем роде. Предназначение – перевозка людей и груза на различные дистанции. У МТЛБ технические характеристики такие, что позволяют беспрепятственно проходить на неустойчивых нетвердых грунтах в труднопроходимых местностях.

Гусеничный вездеход-тягач

В 1964 году с конвейера в Харькове сошел первый легкий бронированный многоцелевой тягач. МТЛБ (в народе «Мотолыга»), по понятным причинам, не имел толстой брони и имел отличное от БМП или БТР техническое описание.

Он применялся исключительно для перевозки пассажиров, артиллерийских орудий, при устранении последствий чрезвычайных ситуаций или как санитарная машина. Сейчас он используется геологами, разведкой, охотниками и рыболовами в труднопроходимых местностях, при обустройстве дорог или транспортировки прицепов.

Технические характеристики

Кузов вездехода вмещал в себя 11 мотострелков. В кабине находилось до трех человек. Бригада размещалась во фронтовой части шумоизолированного кузова. Попасть в машину можно через 2 дверей и 2 люка. Тягач отапливался, а в условиях северных широт имел дополнительную печку.

Благодаря широкому обзору, и водитель, и механик уверенно управляли им днем и ночью. Техника также оснащена двумя фарами и фарой-искателем для улучшенного ночного виденья. Характеристики МТЛБ позволили ему развивать скорость до 6 км/час в воде. В стандартный набор (военной комплектации) входил пулемет с ручным поворотом на вращающейся башне калибром 7,62 мм и защита против ОМП.

Двигатель

Тягач имеет предпусковой механизм, а запуск двигателя осуществляется с места шофера. Система впрыска топлива – непосредственно в цилиндры.

Габаритные размеры

Эксплуатационный вес гусеничного вездехода 9700 кг, а вес буксируемого прицепа – 6500 кг.

Обозначенная тоннажность при транспортировании прицепов – 2 т, а предельная – 2,5 т, при транспортировании груза без прицепа.

Подвижность

За счет подвижных ленточных гусениц, вездеход легко покоряет болота и мягкий зыбучий грунт. Чтоб увереннее проходить через такие места, ширина гусениц увеличена. Тогда у него повышается проходимость, и уменьшается нагрузка на грунт.

Управление

Практически все функции бронетранспортера легко доступны водителю. Помимо описанного выше пуска мотора, он может также включить систему отопления и иные функции, важные для комфортного пребывания внутри.
Купить МТЛБ можно как новый – с разными улучшениями и модификациями, так и снятый с консервации.

Модификации

За прошедшие годы советские, российские, украинские и польские конструкторы изобрели достаточное количество модификаций.

Самые популярные модели:

  1. МТЛБВ или снегоболотоход – используется в основном в северных регионах. Расстояние между гусеницами шире, чем у базовой модели, для меньшего давления на землю.
  2. МТЛБВ – для народного использования.
  3. МТ-ЛБВМ – с установленным зенитным пулеметом с калибром 12,7 мм.
  4. МТ-ЛБВМ1К – для работ на большой высоте над уровнем моря. Мощность мотора 310 л.с.

Тягач МТЛБу прочный, надежный и универсальный.

Предельное количество человек, которое он может вместить – 18.

Эксплуатация


Фото МТЛБу.

Тягач - вездеход активно использовался во времена войны в Афганистане, в разных других вооруженных конфликтах в странах бывшего СССР и ближнего зарубежья.

Срок службы техники зависит от правильной эксплуатации и своевременного ремонта.

В техническом описании и в написано, что нужно производить ежедневную проверку всех узлов и механизмов, проверять отдельные его части до и после преодоления водных преград.

Периодичность и виды ТО:

  • контрольный осмотр – перед выездом и на всех остановках;
  • ежедневное ТО – после окончания работ;
  • ТО 1 – после 800 - 1000 км пробега;
  • ТО 2 – после 2400 - 3000 км;
  • сезонное ТО – подготовка к летнему и зимнему сезону.

Вывод

Так что такое МТЛБ. Это помощник в поле деятельности человека. Машина, которая верой и правдой служила многие годы и до сих пор находится на вооружении у многих стран.

Видео

В видео показана работа техники.

Несмотря на стремительное развитие автомобильного производства и создание высокотехнологических автомобилей, некоторые советские агрегаты все равно остаются одними из наиболее востребованных машин благодаря высоким показателям выносливости и мощности двигателей. Например, вездеход МТЛБ известен во всем мире, как уникальный бронетранспортёр, не имеющий достойных аналогов. Что же, давайте выясним, за счёт чего автомобиль получил такую популярность.

Первая гусеничная модель была произведена на Харьковском машиностроительном заводе в 1964 году. Среди инженеров, а впоследствии и других жителей СССР, агрегат получил прозвище «Мотолыга». После провозглашения независимости, Россия начала самостоятельно выпускать модифицированные версии МТЛБ 2 и другие модели. На сегодняшний день бронетранспортёры активно изготавливаются в городе Муроме и на Иркутском заводе, занимающимся производством тяжёлой техники.

Вездеход предназначен как для военных операций, так и для гражданских потребностей

Основное предназначение вездехода заключается в перевозке военных приспособлений и транспортировке людей. В некоторых случаях гусеничный тягач также может использоваться как санитарная машина для устранения последствий стихийных и других бедствий.

Широкое применение автомобиль получил во время Афганской войны, когда советские солдаты вели боевые действия, а руководство СССР лично контролировало крупные поставки в горячие точки. Собственно, с этого момента начался новый этап развития МТЛБ, но уже в качестве военного танка. Увидев автомобиль в действии, многие нейтральные и дружественные страны, начали активно заказывать бронетранспортёры для собственных оборонительных целей.

Помимо варианта модификации с силовыми установками, вездеход МТЛБ часто эксплуатируется в сельскохозяйственном и гражданском секторах. После распада Советского Союза, техническая база осталась на территории современной Украины и стала основой для создания новой модели харьковского вездехода ХТЗ-3Н.

Дополнительно на танк можно крепить различное техническое оборудование благодаря уникальной конструкции шасси , а также использовать его для обслуживания транспортных магистралей. По сути, вездеход МТЛБ можно применять практически для любых целей, включая перевозку небольших грузов. Качественные технические характеристики машины позволяют свободно передвигаться при плохих погодных условиях и преодолевать различные препятствия.

Модели и модификации

Советский автомобиль представлен огромным количеством различных вариаций, которые отличаются годом производства и некоторыми дополнительными конструкциями. Если во время СССР МТЛБ выпускался в разных местах, но как одна модель, то после провозглашения независимости многие страны начали выпускать собственные варианты бронетранспортёра.

Список современных государств, которые занимаются производством автомобиля МТЛБ:

  1. Россия.
  2. Украина.
  3. Польша.
  4. Азербайджан.
  5. Казахстан.
  6. Швеция.

Стоит отметить, что в Швеции существует собственная модель МТЛБ под названием Pbv 401 со специальной пулевой установкой. То же самое касается Казахстана, где инженеры разработали самоходный миномёт «Айбат», оснащённый советской военной техникой. В свою очередь, Польша выпустила вариант танка MT-LB с тридцати (12,7) миллиметровым пулемётом.

Стандартный вездеход вмещает одиннадцать пассажиров, а тягач МТЛБу восемнадцать

Что касается российских и советских моделей, то наиболее популярным вездеходом является МТ-ЛБВ, известный также как «снегоболотоход». Очень широко используется в северных регионах и может передвигаться по толстому льду благодаря системе пониженного давления на грунт. Стандартный вариант агрегата МТ-ЛБ предназначен для работы в гражданском секторе и может применяться в качестве перевозчика. Но лучше всего на автомобильном рынке все же продаются военные модели, представленные наиболее широкой линейкой различных танков и силовых установок. Например, версия МТ-ЛБВМК, оснащённая новым двигателем от Ярославского завода, чья мощность составляет 240 л.с, дополнительно включает зенитный пулемёт «Корд».

Важно отметить, что среди всех аналогичных моделей, самым высоким показателем мощности обладает двигатель МТ-ЛБВМ1К - 310 л.с.

Среди качественных украинских агрегатов можно выделить вездеход МТ-ЛБР6 с новым дизельным мотором. Оригинальность этого автомобиля заключается в усовершенствованной одноместной башне и повышенном уровне безопасности водителя за счёт специального кевларового подбоя.

Лучшими техническими характеристиками, по мнению экспертов, обладает тягач МТЛБу. Максимально внутрь вездехода помещается около восемнадцати человек в зависимости от экипировки, но оптимальным показателем считается 10-12 пассажиров. Тягач оснащён двигателем ЯМЗ-238Н и имеет мощность 300 л.с, а общий примерный расход топлива составляет 100 литров на каждые 100 км. Грузоподъёмность машины равняется 4000 кг, а общий вес 11500 кг. Среди всех других схожих моделей, МТЛБу считается самым прочным и надёжным.

Как было отмечено выше, помимо основной серии, военный вездеход на гусеницах имеет множество вариантов комплектации от разных заводов и даже стран. Более подробную информацию касательно линейки бронетранспортёров может предоставить Википедия или другие схожие автомобильные ресурсы.

В военных операциях МТБЛ применяется исключительно для оборонительных целей

Технические характеристики

Специальная кабина полностью изолирована от внешнего шума и максимально сохраняет тепло внутри самого танка. Бронетранспортёр МТЛБ оборудован кузовом закрытого типа на одиннадцать пассажирских мест, а водительская кабина вмещает до двух человек. В рабочем состоянии общая масса агрегата составляет почти десять тысяч килограмм, но в эту цифру не входит возможное количество пассажиров. Максимальная скорость танка составляет 61 км/час на нормальной дороге, а на сухой грунтовке примерно тридцать километров.

Машина оснащена двумя отдельными входами и двумя люками для быстрой высадки и посадки солдат. Кабина и основная платформа вездехода хорошо отапливается, а в специальных моделях, предназначенных для дальних северных регионов, включены дополнительные тепловые установки.

Несмотря на все защитные комплектации, танк сохраняет широкий панорамный обзор на дорогу, благодаря которому оператор может вести машину в ночное время. Помимо двух основных фар, вездеход МТЛБ имеет специальную фару-искатель для хорошего видения в тёмное время суток. Благодаря новым мощным двигателям, автомобиль передвигается по воде со скоростью шесть километров в час и беспрепятственно преодолевает любые болота средней глубины.

Важно отметить, что, несмотря на все технические характеристики, машина не предназначена для наступательных операций и силовые установки крепятся исключительно в средствах самообороны! Общая длина вездехода составляет около 6500 мм, а ширина 2860 мм.

Все органы управления танком находятся в непосредственной доступности для оператора, и любые операции осуществляются в течение нескольких секунд. Помимо основных механизмов передвижения, водитель может регулировать температуру на платформе и кабине, а также приводить в действие все дополнительные установки.

Двигатель и эксплуатация

Стандартные модели современного российского бронетранспортёра оснащены мотором ЯМЗ-238В. Мощность агрегата составляет 240 л.с, позволяя быстро передвигаться на труднопроходимых участках. Двигатель работает на дизеле и является продуктом Ярославского завода, который на сегодняшний день поставляет моторы для многих отечественных компаний. ЯМЗ-238В имеет v-образную форму и состоит из восьми цилиндров.

МТЛБ может использоваться для выравнивания грунта и перевозки грузов

Качественная комплектация агрегата позволяет передвигаться по болотам и мягкому зубчатому грунту. Дополнительно за проходимость вездехода отвечают увеличенные ленточные гусеницы, снижающие нагрузку на почву и увеличивающие предельную скорость, которая составляет 61 км/час. На каждые сто километров вам понадобится примерно 110 литров топлива в зависимости от сложности трассы.

Затрагивая вопрос эксплуатации, стоит отметить, что срок жизни вездеходов МТБЛ будет зависеть от нагрузок и регулярного ремонта. Согласно инструкции производителя владельцу необходимо ежедневно осуществлять проверку всех механизмов агрегата, включая технические характеристики, и уделять особое внимание частям, которые потенциально могут повредиться при пересечении водной местности. Также не стоит забывать о сезонных проверках и подготовке автомобиля к зимнему времени года, когда он требует особого бережного отношения.

Цена

К сожалению, многие модели транспортёра давно сняты с производства и найти их можно только на вторичном рынке. Стоимость нового автомобиля 2017 года составляет примерно три миллиона рублей, а более старые версии обойдутся в полтора миллиона. Подержанные модели можно приобрести за один миллион или даже дешевле, и финальная цена будет зависеть от пробега и состояния вездехода.

Завершая обзор, хочется ещё раз подчеркнуть, что вездеход МТБЛ прекрасно зарекомендовал себя во многих странах, как качественный и выносливый агрегат, который с лёгкостью выполняет задания любой сложности. Даже сегодня бронетранспортёр можно встретить на вооружении некоторых стран, и каждые несколько лет машиностроительные заводы выпускают новые варианты модификаций.

При регулярном уходе и бережном отношении техника однозначно прослужит вам ни один десяток лет и полностью отобьёт свою стоимость!

  • МТ-ЛБ (Объект 6) - базовый вариант.
    • МТ-ЛБВ - снегоболотоходный вариант. Модификация имеет более широкие траки и пониженное удельное давление на грунт (около 0,27 кгс/см² ). Предназначена для северных регионов.
      • МТ-ЛБВ-Н - многоцелевой транспортёр-тягач, адаптированный для эксплуатации в народном хозяйстве.
        • МТ-ЛБВ-НС «Алтай» - многоцелевой транспортёр-тягач, адаптированный для эксплуатации в народном хозяйстве.
      • МТ-ЛБВМ - версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта НСВТ , вместо башенной установки ТКБ-01-1.
      • МТ-ЛБВМК - версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд ». Двигатель ЯМЗ-238ВМ, мощностью 240 л. с. .
        • МТ-ЛБВМ1К - модификация, приспособленная для работы на высокогорье, с установкой нового двигателя ЯМЗ-238БЛ-1, мощностью 310 л. с. , новой радиостанцией и новым отопителем.
    • МТ-ЛБМ (Объект 6М) - современная модификация, разработана в ОАО «Муромтепловоз ».
      • Объект 6МА - вариант МТ-ЛБМ с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80 .
        • Объект 6МА1 - модернизация «Объекта 6МА» с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя» .
        • Объект 6МА2 - модернизация «Объекта 6МА» с установкой 23-мм автоматической пушки 2А14 вместо пулемёта КПВТ.
        • Объект 6МА3 - модернизация «Объекта 6МА» с установкой 4 пусковых установок ПТУР 9М133 «Корнет» , 7,62-мм пулемёта ПКТМ и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант» .
        • Объект 6МА4 - модернизация «Объекта 6МА1» с установкой 23-мм автоматической пушки 2А14 вместо пулемёта КПВТ .
      • Объект 6МБ - вариант МТ-ЛБМ с модулем МБ2, включающий в себя 30-мм пушку 2А72 .
        • Объект 6МБ2 - модернизация «Объекта 6МБ» с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя».
      • Объект 6МБ3 - вариант МТ-ЛБМ с установкой 23-мм авиационной пушки ГШ-23в , 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант».
      • Объект 6МБ4 - вариант МТ-ЛБМ с установкой 30-мм авиационной пушки ГШ-30к, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант».
      • МТ-ЛБМ1 (Объект 6М1) - модификация МТ-ЛБ с установкой нового двигателя ЯМЗ-238БЛ-1, мощностью 300-310 л. с. , механической трансмиссии с гидрообъёмным механизмом управления поворотом.
        • МТ-ЛБМ1А7 - вариант с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80, с установкой 7,62-мм пулемёта ПКТМ, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд», 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя» и установлена система 902В для постановки дымовых завес.
        • МТ-ЛБМ1Б2 - модификация МТ-ЛБМ1 с идентичным вооружением «Объекта 6МБ2».
      • МТ-ЛБМ2 (Объект 6М2) - модификация МТ-ЛБ от «Курганмашзавода » с установкой нового двигателя и трансмиссии .
    • МТ-ЛБ-ЛПТ - лесопожарный трактор. Производитель - ОАО «Муромтепловоз».
    • КТМ-10 - снегоболотоход для инженерных войск вооружённых сил РФ.
      • КТМ-10Г - снегоболотоход для гражданского сектора.
        • КТМ-10-01Г - многоцелевой грузопассажирский снегоболотоход с двигателем ЯМЗ-238БЛ.
      • УБГМ-1А - буровая гидромеханизированная установка на базе КТМ-10
    • УБШМ-1-20 - буровая шнековая малогабаритная установка
    • УСМ - 4311 - универсальная снегоболотоходная машина для гражданского сектора, имеется несколько модификаций.

Украинские

  • МТ-ЛБР6 - бронетранспортёр на шасси МТ-ЛБ. Производитель - Харьковский тракторный завод . Установлены новый дизельный двигатель, новая одноместная башня (30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1 со спаренным 7,62-мм пулемётом КТ-7,62, дымовые гранатомёты системы 902Б «Туча»). Защищённость экипажа усилена за счёт разнесённого бронирования и кевларового подбоя, ходовая часть прикрыта противокумулятивными экранами. Изготовлен 1 опытный .
  • МТ-ЛБР7 - БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем БМ-3 «Штурм» . Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62, две пусковые установки ПТУР 9М114М «Конкурс-М », 30-мм автоматический гранатомёт, дымовые гранатомёты. Защищённость экипажа усилена за счёт разнесённого бронирования и кевларового подбоя. Производитель - Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе .
  • МТ-ЛБМШ - БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем «Шквал» . Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62, две противотанковые управляемые ракеты (ПТРК) «Барьер», 30-мм автоматический гранатомёт, дымовые гранатомёты. Сделано 26 для Мьянмы .
  • «Положение-2 » - разведывательный автоматизированный звукометрический акустический комплекс «Положение-2» производства СКБ «Молния» был разработан в 1995-2012 годах и в феврале 2013 года принят на вооружение украинской армии. В апреле 2013 года был изготовлен один демонстрационный образец на шасси МТ-ЛБ
  • МТ-ЛБ-Т-23-2 - МТ-ЛБ с

МТЛБУ | Вездеход МТЛБУ | МТ-ЛБу Технические характеристики, Купить, Цена

МТЛБу

МТЛБу — модернизированный транспортер МТЛБ легкий бронированный с универсальным корпусом. В ходе модернизации МТЛБу получил новую 7 катковую ходовую часть, увеличенный корпус большой вместимости, а также новый двигатель мощностью 300 л.с., что значительно повысило грузоподъемность вездехода.

Вездеход МТЛБу

Универсальность вездехода МТЛБу позволяет устанавливать на базе 7 катковой шасси различного оборудования, лабораторий, буровых установок, а также для перевозки пассажиров и грузов. Вездеход МТ-ЛБу эксплуатируется в нефтегазовой отрасли, геологической разведке, как транспортное средство в условиях бездорожья и преодоления водных преград.

МТЛБу военный

Бронетранспортер МТЛБу разрабатывался как универсальная платформа для установки вооружения и гаубиц советской армии. В ходе испытаний выяснилось, что 6 катковая шасси МТЛБ не справляется с нагрузкой, а корпус слишком мал для установки тяжелого вооружения и ПВО.

В результате, МТЛБу получил удлиненный корпус за счет дополнительного 7 колеса, увеличенную грузоподъемность и новый двигатель ЯМЗ-238Н мощностью до 300 л.с.

Модернизированный вездеход МТЛБУ получил новую кабину на 8 человек, а также закрытый отапливаемый кузов, где могут поместиться до 10 пассажиров, благодаря чему получил широкое применение в гражданском секторе.
Вездеход МТЛБу — легкий и мощный транспортер отлично подходит для лесозаготовительных предприятий, перевозки пассажиров и транспортировки грузов массой до 4т, охоты и рыбалки. Большой запас хода МТ-ЛБу и высокая проходимость позволяет добраться даже до самых труднодоступных районов.

Преимущества:

  • Увеличенный корпус;
  • 7 катковая шасси;
  • Двигатель ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с.;
  • Грузоподъемность до 4т.

МТЛБу Купить

Вы можете купить МТЛБу - цена от производителя. Вы также можете купить вездеход МТЛБу в наличии и на заказ, как новый, так и с консервации.

МТЛБу Цена - от 2 750 000 руб

Цена на вездеход МТЛБу зависит от комплектации и навесного оборудования. Цена нового МТЛБу начинаются от 2 750 000 руб. Цена на вездеход МТ-ЛБу также значительно зависит от общего состояния и года выпуска. Для более подробной информации по цене обращайтесь к официальным дилерам.

МТЛБу с консервации - от 2 350 000 руб

Цена МТЛБу с консервации зависит от года выпуска и общего состояния вездехода. Купить МТЛБу с консервации можно от 2 350 000 руб. Цена на МТ-ЛБу с консервации в рабочем состоянии - от 1 550 000 руб. Цена зависит от наличия навесного и дополнительного оборудования.

МТЛБу | Технические характеристики

Вездеход МТЛБу после модернизации получил новое усовершенствованное шасси с 7 катковой гусеницей, а также более мощный двигатель ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с. В результате, вездеход превзошел своего предшественника МТЛБ как по техническим характеристикам, так и по проходимости.

Ходовые характеристики, мощный двигатель, увеличенная грузоподъемность МТЛБу позволяют эксплуатировать вездеход на всей территории России, как в условиях бездорожья, так и в районах крайнего Севера и Сибири.

МТЛБу | Двигатель

Вездеход МТЛБу оснащен новым восьмицилиндровым, четырехтактным дизельным двигателем ЯМЗ-238Н-1 с системой турбонаддува, мощностью 300 л.с.

Отличительными чертами двигателя ЯМЗ-238Н-1 вездехода от предыдущих конструктивных версий являются серьезные конструкторские доработки: масляный картер глубокий с обечайкой, привод вентилятора без шкива и упругой муфты.

Ходовая часть

Ходовая часть вездехода МТЛБу также была модернизирована и теперь состоит из 14 опорных катков, двух ведущих колес, двух направляющих колес с натяжными устройствами, двух гусениц шириной 560 мм и четырех гидроамортизаторов.

Подвеска ходовой системы смягчает удары и толчки, возникающие при движении вездехода МТЛБ на неровностях колеи. Подвеска независимая, торсионная.

Технические характеристики МТЛБу

Двигатель ЯМЗ-238Н
Мощность, л.с. 300
Тип гусеничный, высокой проходимости
Собственная масса, т 11
Грузоподъемность, т 4
Удельное давление не более, кг/см² 0,24
Длина, м 7,210
Ширина, м 3,15
Высота, м 2
Дорожный просвет, м 0,4
Средняя скорость по снежной целине или болоту, км/ч 18-23
Макс. скорость по снежной дороге, км/ч 60
Скорость на плаву, км/ч 4-6
Масса буксируемого прицепа, т 6,5
Мест в кабине/пассажирском отсеке 8/10

МТЛБУ | Устройство

Вездеход оборудован цельнометаллической кабиной для посадки 8-и пассажиров, а также закрытым кузовом для перевозки груза до 4 т или 10 пассажиров.

Увеличенная кабина вездехода МТЛБу теперь гораздо большей вместимости и имеет широкий круговой обзор.

Кузов также увеличен на 810 мм за счёт добавления 7-го опорного катка и вмещает до 10 человек. Также может использоваться для перевозки грузов.

Увеличение высоты на 200 мм также позволило значительно увеличить внутренний объём вездехода МТЛБу.

Модификации

Универсальность вездехода позволяет модифицировать МТЛБу под различные цели и задачи от геологоразведки и перевозки грузов, до командно-штабных машин и буровых установок.

  • МТ-ЛБу - базовый вариант.
  • МТ-ЛБу-Н - многоцелевой транспортёр тягач.
  • МТ-ЛБу-М - модифицированный вариант тягача с увеличенной кабиной.
  • МТ-ЛБу-ГПМ-10 - гусеничная пожарная машина, также на её базе создан авианаводчик-разведчик.
  • МТ-ЛБу-ПНС-1 - передвижная насосная станция.
  • МТ-ЛБу-ЛПВ - гусеничный лесопожарный вездеход.

  • 1Б32 - звукотепловой разведывательный комплекс.
  • 1Л219 «Зоопарк-1» - радиолокационный комплекс разведки и управления огнём.
  • 1Л219М «Зоопарк-1М» - модернизированная версия, представлена в 2002 году.
  • 1Л245 - наземный комплекс радиоэлектронного противодействия (РЭП).
  • 1РЛ239 «Рысь» - станция артиллерийской разведки АРК-1.
  • 1РЛ243 - станция радиотехнической разведки.
  • 9С80 «Овод-М-СВ» - подвижный пункт разведки и управления ППРУ-1 «Овод-М-СВ».

  • 1В12 «Машина-C» - комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии «Машина-C», включает в себя четыре машины управления огнём артиллерии.
  • 1В13 - машина старшего офицера батареи КСАУО 1В12. По классификации НАТО: ACRV M1974/1.
  • 1В14 - машина командира батареи КСАУО 1В12. По классификации НАТО: ACRV M1974/2a.
  • 1В15 - машина командира дивизиона КСАУО 1В12. По классификации НАТО: ACRV M1974/2b.

  • 1В16 - машина начальника штаба дивизиона КСАУО 1В12. По классификации НАТО: ACRV M1974/3.
  • 1В12-3 «Машина-М» - комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии.
  • 1В12М-3 «Фальцет-М» - комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии.
  • 1В181 «Ринг-2» - комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) артиллерии, включает в себя две машины управления огнём артиллерии.
  • 1В185 - унифицированная командно-наблюдательная машина.
  • 1В186 - унифицированная командно-штабная машина.
  • 1В197 - комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии.
  • 9В514 «Бета-3» - автоматизированная система управления войсками. Изготавливалась с 1980 по 1990 годы.
  • 9Т451 - транспортно-заряжающая машина для боевой машины 9П139 РСЗО «Град-1» (гусеничный вариант).

  • КДХР-1Н «Даль» - комплекс дистанционной химической разведки.
  • ЛКМ-3 - линейно-кабельная машина.
  • МП21-25 - АСУВ «Манёвр».
  • МП21 - командно-штабная машина.
  • МП22 - разведывательно-информационный центр армии.
  • МП22-1 9С737 «Ранжир» - унифицированный батарейный командный пункт «Ранжир».
  • МП95 «Бета-4» - АСУВ.
  • МЗС-83 - мощная звуковещательная станция «Многосложность».
  • ППРИ-5 - пункт приёма и обработки информации.
  • Р-149БМРг - командно-штабная машина оперативно-тактического звена.
  • Р-161Б - автоматизированная подвижная КВ радиостанция.
  • Р-161БМ «Реквием» - модернизированная версия.

  • Р-166-0,5Б - автоматизированная подвижная КВ-УКВ радиостанция.
  • Р-330Б - автоматизированная станция помех УКВ радиосвязи.
  • Р-330КБ - командно-штабная машина для Р-330Б и Р-378Б.
  • Р-330П «Пирамида» - станция постановки помех радиосвязи.
  • Р-378Б - автоматизированная станция помех.
  • Р-381Т «Таран» - комплекс радиотехнической разведки Р-381Т.
  • Р-381Т1 «Таран 1» - станция радиоразведки КВ диапазона радиосвязи противника.
  • Р-381Т2 «Таран 2» - станция радиоразведки УКВ диапазона радиосвязи противника.
  • Р-381Т3 «Таран 3» - АСОИ (автоматизированная станция обработки информации).
  • Р-412Б «Торф» - станция тропосферной связи.
  • Р-439БГ «Легенда-2БГ» - мобильная станция космической связи.
  • Р-934Б - автоматизированная станция помех авиационной УКВ-радиосвязи.
  • ТГМ - транспортная гусеничная машина.

Производитель

ОАО «Харьковский тракторный завод», Украина, ОАО «Муромтепловоз», Россия.

МТЛБу Отзывы

Похожие публикации