Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Михаил щетинин биография. О поступлении в школу Щетинина. Специально для интересующихся родителей. Почему школа русская

Михаил Петрович Щетинин, учитель, академик Российской академии образования – автор методики "погружения", создатель экспериментальных школ гуманистической ориентации.

Основные принципы обучения в данной системе:

Каждый человек ("чело веков", то есть ум столетий) - источник своего развития, уникальный многомерный мир, нуждающийся в сообразной его природе среде.

Опора на понятие доминанты, введённое русским учёным А.А. Ухтомским. Концентрация содержания (конценты) и учебного процесса (один или два предмета определённого цикла, ведущиеся непрерывно в течение 3-5 дней). Предметы эмоционального и интеллектуального циклов сменяют друг друга.

Природосообразность ритмов деятельности ученика и всей школы (опора на ритмы человека: годовые, недельные, индивидуальные).

В основе школы М.П. Щетинина лежит система "погружения" . Учебный процесс строится таким образом, чтобы образовательная доминанта сохранялась несколько дней. Чтобы недельное "погружение" в один предмет не стало для учеников утомительным, разнообразятся виды и формы деятельности, выстраиваемые по сочетанию противоположностей: "тихие - громкие", "образные - логические" и т.д.

Система ученических кафедр - форма обучения, когда дети приходят к учителю и планируют свою деятельность (какой предмет выбрать для обучения на данный момент), углубляются в изучение выбранного предмета, готовят опыты и демонстрации для коллективных уроков, учатся выступать в роли учителей на общеклассных занятиях.

На выбранной кафедре дети могут "погрузиться" в интересующий их предмет, не опасаясь, что нужно заниматься другими предметами.

Работа кафедры предполагает несколько уровней освоения учениками деятельности:

    Я учусь (изучаю предмет).

    Я учусь учить (постижение методических знаний и способов).

    Я учу (взаимообучение учеников).

    Я учу учить (уровень передачи методических способов).

Разновозрастная структура обучения. Занятия на кафедрах, а иногда и в ходе самих "погружений" проводятся в разновозрастном режиме. Например, в "погружении" по одному разделу курса (например, механика в курсе физики), одновременно участвуют школьники 7-10-х классов, но каждый из них участвует в "погружении" по данному разделу первый, второй, третий или четвёртый раз. Соответственно уровень освоения темы у всех разный. Ученики учат и учатся друг у друга.

Элементы педагогической системы "погружения":

    чередование контрастных уроков, что позволяет делать равномерными нагрузки на оба полушария мозга;

    многообразие форм уроков при единстве содержания учебного материала;

    наличие "разности потенциалов" в знаниях учеников обеспечиваются либо благодаря опережающему обучению на кафедре, либо в разновозрастном коллективе; как следствие - организуется и происходит интенсивное взаимообучение детей;

    систематизация знаний, их структурирование при помощи компактных структурно-логических схем - концептов ;

    совместная работа учителя и ученика по планированию учебного процесса и его последующему анализу;

    система оценок многообразна: защита и оценка творческих работ, рейтинг достижений, другие формы.

Система обучения методом "погружения" реализована в различных вариантах в других школах альтернативного типа: школа № 14 г. Тула (Е.В. Сковин), школы г. Красноярска (Г.М. Вебер, И.Г. Литвинская), Школа самоопределения г. Москва (А.Н. Тубельский) и др.

Школа свободного развития.

Практическое воплощение образования, опирающегося на природосообразность, свободу выбора и приоритет детских образовательных ценностей, выразилось в создании и реализации модели Школы свободного развития.

В основе этой школы лежат идеи Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, других педагогов - приверженцев естественного воспитания и обучения. В начале 1990-х годов эти идеи получили распространение среди педагогов и родителей, желающих обучать своих детей без обычного школьного авторитаризма. В разных городах стали создаваться небольшие школы семейного типа, учредителями которых часто выступали родители детей: Школа индивидуального развития "Мыслитель" (Е.М. и Е.А. Николаевы, г. Москва), Школа "Диалог" (Е. Букова, г. Сосновый Бор Ленинградской обл.), Школа интенсивного развития (М.Т. Сочень, г. Пермь), Лицей "Троице-Лыково" (О. Цой, О. Проценко, г. Москва) и др.

Теоретико-дидактические направления, учебные программы и методические условия обучения как свободного развития разработаны в авторской школе доктора педагогических наук А.В. Хуторского (п. Черноголовка Московской обл.), на базе которой с 1992 по 1997 г. велось экспериментальное обучение, проводились оргдеятельностные семинары для педагогов из других школ и городов.

Концепция Школы свободного развития:

    Предназначение человека - выявить свой внутренний потенциал, раскрыть и реализовать себя в соответствии с индивидуальными возможностями и в соотношении с общечеловеческими культурными процессами.

    Смысл образования заключается не столько в передаче ученику опыта прошлого, сколько в расширении его собственного опыта, обеспечивающего как личностный, так и общекультурный рост ребёнка.

    Индивидуальная ориентация обучения. В каждом ученике развивается то лучшее, к чему он способен.

    Развитие творческих способностей. Раз в четверть ученики выполняют и защищают индивидуальные творческие работы по выбранным ими темам: пишут стихи, делают опыты, составляют компьютерные программы, ведут научные исследования по словесности, математике, естествознанию.

    Культурно-историческая ориентация. В школе разработаны и ведутся курсы древнерусской словесности, славянской мифологии. В деятельности учителей, учеников и родителей воссоздаются народные традиции, проживаются календарные события и праздники. Через осмысленное изучение английского и французского языков ученики знакомятся с культурами других народов.

В Школе свободного развития обучаются дети от 5 до 16 лет по всем базовым учебным курсам и дополнительным предметам. В классах - не более 10 человек. Каждый из учителей составляет собственные программы занятий с учётом индивидуальности каждого ученика. Сами дети также участвуют в разработке и реализации своих целей и планов по всем учебным курсам.

Каждый день в школе проводится специальное занятие - рефлексия, где ребята и учителя анализируют свои успехи и трудности, формулируют цели следующего дня, корректируют ход обучения. Каждую пятницу проходит научно-методический семинар работающих в школе учителей, на котором обсуждаются успехи и трудности детей, методические проблемы, разрабатываются программы образования отдельных учеников.

Регулярно проводятся защиты творческих работ различных типов, связанных с базовыми образовательными стандартами и личностными способностями учеников.

Начиная с 1-го класса, ребёнок может выбрать любую интересующую его тему и с помощью учителя провести углублённую индивидуальную работу. Каждый из учеников школы имеет на своём счету десятки придуманных стихов и сказок, собственных математических исследований, компьютерных программ, работ по истории и мифологии, живописи, музыке и другим предметам. Эти работы распечатываются и передаются родителям, продаются на школьных ярмарках. Школа издаёт сборники детских творческих работ по всем предметам. Учителя также публикуют свои работы в журналах, газетах, методических сборниках.

Первым этапом разработки учебных программ становится составление каждым учителем ведущих образовательных установок по своим видам деятельности. Даётся перечень возможных направлений, предметных тем или областей знаний, на базе которых будет организовываться обучение.

Образовательные установки учителей обсуждаются на педагогических занятиях-семинарах.

Откорректированные образовательные установки для каждого класса отпечатываются и вывешиваются (раздаются) для ознакомления всех учителей. В ходе обучения эти установки корректируются с учётом конкретных условий и детей.

Окончательные учебные программы в их общепринятом виде появляются не до обучения, а после него как результат работы конкретного учителя с конкретными детьми. Эти программы выступают совместным продуктом деятельности детей и учителей. На следующий год составление программ повторяется вновь. Предыдущие программы используются в качестве сопоставительных аналогов.

Чтобы оформить получающиеся межпредметные образовательные блоки, вводятся особые дисциплины - метапредметы , которые представляют собой предметно оформленные связки образовательных направлений, определяемых учителями. Темы метапредметов опираются на фундаментальные внепредметные основания и комплексное познание учениками ключевых первосмыслов. Для метапредмета в целом характерны те же требования, что и для обычных курсов: гармония и единство целей, содержания, форм и способов проверки результатов. Отличия - в субъективном характере построения такого предмета, в возможности перекомпоновки метапредмета и появления во время образовательного процесса на его основе новых метапредметов.

Русская школа.

Автор: Иван Фёдорович Гончаров, доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского педагогического университета. Объединил в системе обучения три направления русской национальной школы: историко-этнографическое (былины, сказания, русские народные песни и музыка, хоровое пение, родиноведческий материал); православное (молитвы, Жития святых, духовная музыка, церковное песнопение); общеобразовательную и общекультурную подготовку, обращённую в будущее.

В основе Русской школы - три идеи:

    Душевная и нравственно-духовная красота как идеал отечественной культуры. Школа как мастерская гуманности, доверия и взаимопомощи.

    Сотворчество воспитателя и воспитанника, совместное созидание, соразвитие, соавторство с печатью высокой нравственности и эвристики. Соборность как единение учителя и ученика вокруг общего дела.

    Самоусовершенствование человека (Л.Н. Толстой) как основной инструмент развития и сохранения душевности и духовности.

Целевые ориентиры. Образование русского человека с национальным духовным характером.

Концептуальные положения.

    Русская школа - средство национальной самозащиты, а также форма защиты национального от националистического.

    Образование на уровне современных научных и хозяйственных технологий.

    Приоритет духовных ценностей: добра, истины, красоты, христианских идей веры, надежды, любви.

    Опора на концепции экологического, планетарного, ноосферного, космического мышления, сочетание принципов патриотизма и всемирного взаимоуважения народов.

    Ориентир на создание массовой регулярной школы как национального русского организма, продукт которого - широко образованные и преданные России люди.

Содержание образования определяется наукой, народностью и православием. Науку представляют учебные дисциплины по основным отраслям знания, история развития мировой и отечественной науки, разумное сочетание гуманитарных и естественных дисциплин. Народность - это отечественная культура: русский язык и литература, отечественная история и география, родная природа и др. Родной, русский язык изучается в россиеведческом аспекте: русскость русского языка, искусство русского слова, русского красноречия, речевой этикет, связь с историей. Православие - это не столько уроки о религии, сколько построение всего процесса воспитания на идеях, на духе, менталитете православия.

Школа диалога культур.

Диалог в данной школе не столько форма или способ обучения, сколько сущностная методологическая характеристика всего образования. Ученик проживает в ходе своего образования основные этапы развития человечества, ведя с ним диалог с позиций современности (соотношение филогенеза и онтогенеза).

В основе школы лежат идеи М.М. Бахтина о внутреннем диалоге, положения В.С. Библера о философской логике культуры, результаты исследований С.Ю. Курганова.

Образовательная система построена на следующих концептуальных идеях :

Формирование у детей диалогического сознания, свободного от монокультурного восприятия действительности.

Построение содержания образования на основе не сводимых друг к другу культур.

Структура школьного обучения:

1-2 классы: обучение строится вокруг "точек удивления", которые в дальнейшем становятся для детей предметами разноречия и диалогов. "Точки удивления" обозначаются в виде загадок числа, слова, явлений природы, момента истории, сознания человека, предметного орудия. Межвозрастные диалоги со старшими классами.

3-4 классы: античная культура во всей совокупности её форм. Но это не "погружение" ученика в античность с потерей его "всенаходимости", а диалог с ней. Эйдетическое (образное) мышление.

5-6 классы: культура средневековья. Причащающее средневековое мышление.

7-8 классы: культура нового времени, Возрождения. Рационалистическое мышление, разум - это всё.

9-10 классы: культура современности. Релятивизм (отсутствие единой картины мира).

11-й класс: специальный диалогический класс.

Автор программ для каждого класса - сам педагог. Вместе с учениками он обнаруживает некую сквозную "проблему-воронку", которая может стать основой 10-летней программы. Эта воронка есть уникальное для каждого класса средоточение удивлений, втягивающее в себя все проблемы, культуры и возрасты.

Функции диалога в школе: а) диалог - форма организации обучения; б) диалог - организация самого содержания изучаемых наук.

Особенности ведения урока-диалога:

    Переопределение общей учебной проблемы каждым учеником. Порождение им своего вопроса.

    Смысл занятий - в постоянном воспроизведении ситуации учёного незнания, сгущение учеником своего видения проблемы.

    Выполнение мысленного эксперимента в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель: не решить проблему, а углубить её, вывести на вечные проблемы бытия.

    Позиция учителя: выслушивает все варианты решения проблемы, помогает в проявлении разных логик.

    Позиция ученика: оказывается в промежутке культур, что требует наличия от него собственного видения. Обучение строится на основе не учебников, а текстов-первоисточников.

Диалог в данной школе не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.

Школа самоопределения.

Концепция школы основывается на следующей антропологической позиции: появившись на свет, индивид начинает осуществлять свою предзаданность (А.Н. Тубельский), которая реализуется в онтогенезе в определённых культуросообразных формах мышления и деятельности (философии, религии, науке, искусстве, экономике, производстве и т.п.). Процесс образования есть развёртывание этой предзанятости, поиск, узнавание, формирование ребёнком образа "Я". Роль школы - создавать систему благоприятных условий для осуществления такого процесса.

Принципы школы самоопределения.

    Личностный смысл учёбы. Каждый учитель раскрывает свой собственный смыл курса или предмета, своё понимание его содержания, своё представление о деятельности.

    Межпредметные "погружения". Учителя вместе с детьми работают над одними понятиями или универсальными умениями. Вместо "правильного" вывода в конце "погружения" организуется рефлексия: что понял ученик про себя и про то, чем занимались на уроке.

    Рефлексия позволяет учителям осмысленно вместе с детьми проектировать и осуществлять образовательный процесс.

    Творческий экзамен является той образовательной ситуацией, где возможно накопление опыта самоопределения, где создаётся своеобразное поле для сопоставления своих представлений с представлениями других людей: товарищей, младшеклассников, учителей, различных субъектов культуры - писателей, поэтов, филологов и т.п.

    Разновозрастное взаимодействие и самоуправление учеников. Старшеклассники проводят уроки в младших классах. Это не столько готовит ребят к выбору педагогической профессии, сколько расширяет опыт самостоятельного действия и рефлексии. Старшеклассники проходят стажировки в других школах, по месту предполагаемой учёбы или работы.

    Совокупность образовательных пространств: учебного, игрового, трудового, художественно-творческого, в котором ребёнок приобретает опыт жизни. Предполагается взамен классно-урочной системы создавать насыщенную среду - пространство, наполненное людьми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл. В свободном взаимодействии со всем этим ребёнок сможет образовывать себя.

    Педагогическая деятельность как искусство и исследование. Большинство учителей школы вовлечены в поисковую педагогическую работу. Ежемесячные семинары для коллег из разных школ России являются способом профессионального саморазвития учителей школы.

Структура школы. Подготовка детей к школьному периоду состоит не в формировании первоначальных навыков чтения, письма и счёта, а в подготовке к жизни в свободном образовательном пространстве школы, умению ориентироваться во взаимодействии с природой, культурой, другими людьми.

В начальной школе освоение общекультурных навыков чтения, письма, счёта ведётся в индивидуальном для каждого ребёнка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов.

В основной школе главная задача состоит в обеспечении "пробы сил" подростка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной деятельности. Кроме обязательных предметов выделяется время для уроков по выбору , а также для занятий в кабинетах-лабораториях для работы над самостоятельно выбранными темами и проектами.

В старшей школе за исключением нескольких обязательных предметов обучение ведётся по индивидуальным учебным планам , которые составляет сам ученик. Основная форма учебного процесса - мастерская, которой руководит учитель или приглашённый специалист. Для желающих освоить все курсы базисного учебного плана введены "интенсивы", где за короткое время можно освоить государственный образовательный минимум.

Учебный процесс. Основной организационной формой учебно-воспитательного процесса является "погружение" , когда в течение нескольких дней изучается только один предмет, причём тема, виды работ, критерии оценки продвижения и форма зачёта вырабатываются детьми вместе с учителем.

В разновозрастных группах вместе с воспитателем дети "проживают" различные события индивидуальной и коллективной жизни, смену времён года, традиционные праздники, играют в ролевые игры, имитирующие занятия взрослых, сюжетные игры в театр, цирк, музей и т.п.

Принципиальным является отказ от программирования деятельности детей, воспитатель должен угадать их насущную потребность в той или иной деятельности, преобладающее настроение группы и отдельного ребёнка, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодеятельности.

Особенностью учебного занятия в школе самоопределения является его версионный характер , когда содержание курса или темы представляется в виде нескольких равноправных гипотез, различных способов работы, предлагаемых учителем, учениками и существующих в культуре.

Один день в неделю посвящается трудовой подготовке - учащиеся сами определяют виды деятельности, которыми хотят овладеть: изготовление изделий из дерева, металла, шитьё и конструирование одежды, кулинария, художественные ремёсла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т.п. Через два месяца ученик может сменить мастерскую. Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда.

Особое место занимают мастерские по общеобразовательным и дополнительным предметам, в которых происходит передача способов работы: естественнонаучного исследования, текстологического анализа художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в керамике или батике и др. Учителя-мастера ученик выбирает сам из числа учителей, работающих в школе (с их согласия). Позиция ведущего мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий.

Балльной системы оценивания не существует, в конце учебного периода составляется качественно-содержательная характеристика , в которой отмечаются продвижения ребёнка в освоении и выращивании способов работы, даются рекомендации как повысить эффективность учёбы, совершается также переход от оценки к самооценке.

Учебный год завершается творческими экзаменами, на которых проводится защита самостоятельной работы, готовящейся в течение года. Такая защита, проводимая открыто в присутствии приглашённых учениками родителей и товарищей, является демонстрацией и показателем индивидуального продвижения детей.

Самостоятельная работа № 7.

Задание № 1.

● Выпишите основные понятия дидактики:

Инновация -…………………………………………………………………………

Типы школ -………………………………………………………………………..

Альтернативная школа - …………………………………………………………

Модернизация образования - …………………………………………………………

Интеграция образования - ……………………………………………………………

Задание № 2.

● Используя научную и научно-методическую литературу,

а) выпишите основные подходы к пониманию термина "инновация";

Критерии инноваций

Виды нововведений

Сфера осуществления новшества

(что обновляется в образовании?).

Способ возникновения новаторского процесса.

Широта и глубина новаторских мероприятий.

Основа, на которой возникают новшества.

Задание № 3.

Познакомьтесь с целями и основными принципами государственной политики в области образования, зафиксированными Законом РФ "Об образовании" :"Под образованием… понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)".

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

    гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

    единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

    общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

    светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

    свобода и плюрализм в образовании;

    демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

● Ответьте письменно на вопрос: какие нововведения в сфере образования отражены в данных положениях Закона? Приведите примеры, подтверждающие сущность ваших выводов.

Задание № 4.

Проанализируйте схему финансовых потоков в системе общего образования, предложенную П.И. Пидкасистым.

● Перечислите новшества в сфере финансирования образования.

1. _____________________________

2. _____________________________

3. _____________________________

Задание № 5.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент об инновационных процессах в педагогической практике и образовании:

"В последние годы у нас в стране идёт стихийный поиск новых форм на разных уровнях образования. Можно приводить примеры возникновения альтернативных школ, гимназий, лицеев, колледжей, создаются различные концепции в поисках оптимальных путей развития школы. Однако все эти эксперименты не носят системного характера и нацелены, как правило, только на "элитарное" образование. Поэтому массовой школой, работающей в рамках традиционной парадигмы образования, любые такие нововведения отторгаются. С другой стороны, поскольку элитные школы находятся в образовательном пространстве, сформированном на основе чуждой им парадигмы, то они вынуждены идти по пути наименьшего сопротивления и включать новые, нужные им предметы, в добавление к традиционным, а новые формы пытаться приспособить к старому содержанию. Это в лучшем случае ведёт к сильной перегрузке учащихся, а в худшем сводится к смене вывески."

(О.П. Морозова. Педагогический практикум.)

● Ответьте письменно на вопросы:

    Насколько правомерно утверждение подобного рода?

    Существуют ли сегодня реально функционирующие образовательные модели школ, которые снимали бы обозначенные противоречия?

Аргументируйте свою точку зрения.

Школа академика Михаила Петровича Щетинина - школа общеобразовательная и экспериментальная, создана в её нынешнем виде в 1994 г. в посёлке Текос Краснодарского края. Создана вероятно потому, что академик он, да еще какой уважаемый. На самом деле методика преподавания предполагает использования принципов ведической культуры, о которых активно рассказывает в своих книгах и лекция упоминавшийся уже на нашем сайте Владимир Мегре. Мало кто уже не слышал о движении «Звенящие кедры России» — так вот это всё оттуда или во всяком случае, в ту же тему.

Анастасийцев официальные власти пока не сильно жалуют, хотя уже и законодательные акты они в Думу продвигать пытаются. Цервовь — так и вовсе сектантами называет. Ну и тому подобное. А Михаил Щетинин известен не только на всю Россию, известность у него в мировых масштабах. Щетинин использует новаторские методики в педагогике, способствующие раннему творческому развитию ребенка. А главная задача человека какая? — ТВОРИТЬ конечно, не на работу же ходить. Мы все рождаемся чтоб творить. Вот это Щетинин и стремится подчеркнуть в своей работе. Его ученики обычные дети, но фоне обычных общеобразовательных школ — вундеркинды. В 14 лет они заканчивают среднюю школу, а к двадцати годам многие имеют по два-три высших образования .

Опыт академика Щетинана и его находки в педагогике изучают в разных странах. Неоднократно получал «Человеком года» в сфере образования. ЮНЕСКО признавала разработанную им систему образования лучшей в мире и занесла имя М.П. Щетинина в список величайших людей ушедшего второго тысячелетия.

Главная цель школы Михаила Щетинина — это духовное возрождение России, служение Отечеству, служение людям.

Нам нужна иная школа

Осуществляя выбор частной школы задумайтесь, а не эту ли школу вы ищите для своего ребенка. Да, расположена она далеко и только одна, это не сеть школ. Очень многое там по-особенному. Комплекс школы поражает воображение, на южном солнце весело поблескивают разноцветной мозаикой здания, кругом горбатые мостики и сказочные дорожки во дворе, которые ведут к раскидистым деревьям. Дети поют полузабытые песни о Родине, долге и чести. После наших школ, зацикленных на конечный результат — тупое ЕГЭ — тут все ошеломляет новизной и непохожестью.

Первое, что стараются прививать в школе Щетинина – это не знание математики, а понимание того, что такое Род и Любовь. Здесь мало учебников, методика предполагает «живую» передачу информации.

Дети у Щетинина спокойные, как-то особенно приветливые, радушные и организованные. В их походке и манерах угадывается отточенность движений, почти танцевальная плавность. Танцы — одна из основных дисциплин, поют – тоже все.
В теории все дети рождаются талантливыми. Но в школе Щетинина это еще и подтверждено практикой. Дети не сразу стали такими. Просто попали в нужную среду.

Здесь уважительное отношение друг к другу независимо от возраста и заслуг – аксиома. В школе учат думать и высказывать свои мысли, не боясь осуждения. Быть образованными – это еще и уметь работать, рисовать, танцевать и владеть навыками самообороны. Детей учат помнить и честь предков, и осознавать, что они являются не просто мальчиками и девочками, а продолжателями славного рода своих предков. Потому и все – великие. Анастасия у Мегре в книгах говорит — все люди Боги. Богами их и воспитывают, но не высокомерными созданиями. оценки тут тоже редкость, есть конечно, но цель не в оценках, а в знаниях.

Особенности методики преподавания в школе Щетинина:

  • Разновозрастные группы учащихся
  • Отсутствие системы классов
  • Отсутствие чётко установленной системы проведения уроков
  • Отсутствие отдельных учебных кабинетов. Уроки проводятся в любом удобном помещении на территории школы либо вне их
  • Отсутствие дипломированных педагогов. Ученики самостоятельно изучают научный материал
  • Отсутствие балловой системы оценок

Школа была основана в 1994 году. Ученики в неё съезжаются со всех уголков России, и не только России. В первую очередь это читатели и последователи Владимира Мегре . Когда в начале 2000-х в России начали вводить ЕГЭ, школа упорно сопротивлялась новой системе экзаменов. Конфликт был нешуточный, начались статьи в прессе, выступления по телевидению. Оппоненты объявляли школу тоталитарной сектой, ну впрочем и как анастасийцев. Дошло по пожара в 2003 году, когда ночью каким-то образом загорелось сразу 5 зданий. Пожарные приехали с сильным опозданием, но пожар всё-таки потушили усилиями учеников и преподавателей.

Школа Щетинина не погибла даже в пожаре

Местные жители тех мест очень положительно очевидно воспринимают соседство со школой Щетинина. Об этом в частности свидетельствует тот факт, что после указанного пожара местные казаки (Геленджикского района) взяли школу свою охрану, патрулирование вокруг территории велось круглосуточно. Власти продолжили давление и в 2004 году школу сняли с государственного обеспечения. Школа выжила и в таких условиях на самообеспечении при сохранении бесплатной основы образования.

Ученики стали участвовать в строительных работах по заказам, в школьные мастерские принимали заказы на пошив и изготовление одежды. И не забывайте — они ж там все по.т и танцуют — в гастроли поехали. Были конечно и частные пожертвования. А где без них — сейчас во всех даже самых бесплатных школах есть такая практика.

Про школу Щетинина узнал Путин, в 2011 году по его поручению школу проинспектировали из министерства финансов РФ. Результат был зафиксирован положительный и с 2011 года школа вновь находится на гос. обеспечении, при этом за счет государства было построено дополнительное здание для проживания учителей.

Кроме это здания, все остальные строения в школе были построены руками самих учеников, включая внутреннюю отделку, роспись на стенах и многое другое — абсолютно все было сделано с любовью, детскими руками.

Вот такая школа есть на планете Земля. Никаких религиозных, этнических цензов для поступления нет, но желающих много, на всех мест не хватает.

Михаил Петрович Щетинин (1944, село Новый Бирюзяк Дагестанской АССР) — советский и российский педагог, член Российской академии образования, основатель и директор экспериментальной общеобразовательной школы интернатного типа.

В 1973 году заочно закончил Саратовский педагогический институт по специальности «музыка и пение» (класс баяна).

Работал директором музыкальной школы в Кизляре.

После Кизлярской школы, примерно 1974 году становится директором школы в посёлке Ясные Зори, Белгородской области, где также занимается педагогическим экспериментом, развивая модную на то время педагогическую идею создания школы-комплекса, в котором усиленное внимание уделяется музыке, пению и хореографии.

После Ясных Зорь Михаил Петрович оказывается в селе Зыбково Кировоградской области, где до 1986 года является научным руководителем эксперимента, занимая должность старшего сотрудника НИИ средств и методов обучения АПН СССР. Суть эксперимента состояла в создании школьного агропромышленного комплекса, при этом сочеталась учёба в первой половине дня с трудом школьников во второй половине дня. Кроме этого М. П. Щетининым вводились неожиданные педагогические новшества: сокращение времени уроков, отмена оценок, домашних заданий и другое. Состоявшаяся в 1986 году комиссия Министерства Просвещения СССР пришла к выводу, что опыт не дал положительного результата и эксперимент был закрыт.

С 1991 года является академиком Российской академии образования.

В 1994 году создал экспериментальную школу-интернат в посёлке Текос Краснодарского края.

Книги (1)

Объять необъятное: Записки педагога

Как помочь ребенку найти себя и свое место в мире людей? Как научить детей творчески трудиться и жить?

Какие условия жизни и учения в школе могут максимально содействовать становлению гармонической личности учеников, развитию их возможностей и способностей.

Над этими и другими важнейшими проблемами детства размышляет автор. Для широкого круга читателей.

Комментарии читателей

Игорь Т. / 11.03.2016 Ребята, всем здравствуйте! Обратите пожалуйста внимание на "имена" некоторых авторов, в частности: "белочек, гостей и прочих живностей". Есть очень чёткая психологическая характеристика таких людей.Точнее марионеток! Просто игнорьте. Это пустозвоны!Видящий да увидит! Слышащий, да услышит. Всем Здравия!

Александр / 22.01.2016 Познакомился со Щетининым в АПН (Москва) в 1985 году. Прав rvv.45 - ничего умнее классической школы не придумано,но только для того, чтобы воспитывать недоученых, недовоспитаных нетворческих винтиков - рабов системы. Щетинин создал школу радости, творчества и саморазвития личности, а таковы технократическому обществу потребления, где главенствует золотой телец, не нужны. Общество еще не доросло до этого, Михаил Петрович - педагог 22 века. Спасибо Богу, что когда-то познакомил меня с ним!!!

Яков / 11.02.2015 Ура!!! Жизнь заходит на новый виток и он будет прекрасен...М.П. Щетинину низкий поклон...я считаю всем тем, кто с ним работал сильно повезло...и они должны нести этот свет дальше в века несмотря не на что, ради наших детей

Алина Б / 10.04.2014 Достаточно вспомнить великую мудрость: "Чем выше идеал, тем больше псов его облаивает", чтоб всё стало понятно. Михаил Петрович - всех благ вам и крепкого здоровья!

гостья / 27.12.2012 Ребята и девчата!!! Самые лучшие годы в моей жизни это время в школе с нашим любимым Михаил Пертровичем!!! Не в коем случае это не секта а М.П. не сектант))) это очень смешно и не разумно такого великого человека называть сектантом)) а просто он всех любит как плод нашей земли!!! Жаль только что он не без смертен, и не может открыть глаза всем кто этого хочет!!

Марина Тальвик / 31.12.2011 Здравствуйте! Вам нужны учителя или просто работники? Возьмите меня к себе на работу! Пожалуйста. Я умею делать очень многое. И ещё у меня есть сын 13 лет

Лазаренко В.А. / 28.11.2011 Очень много поверхностных и не прожитых на собственной шкуре возгласов.
Каждое дело характеризуется плодами.
Лично знаком с Щетининым. мои контакты
http://vkontakte.ru/stratosfer

белочка / 16.08.2011 rvv.45! уважаю.
так смешно читать наивные истории о том что не видели и не знают люди! вам только подай очередное "чудо"! сколько можно поддерживать подобных людей! ИМХО! была, знаю и видела! этот человек банальный сектант - урод который зарабатывает денюшки на состоятельных родителях учеников!!!
благо я сама глаза раскрыла и ушла из этой школы, чего желаю и вам.

Куприна Галина / 26.05.2011 Обожаю всё,что связано Щетининым М.П.помогите советом или делом в Новосибирской обл.на Родовом поместье, организовать школу Щетинина для наших деток.С 1996 года мечтаю об этом.

Таня / 10.12.2010 Здравствуйте.Меня зовут Таня,мне 13 лет и я очень хочу попасть в школу Щетинина.Я из другого города и не знаю номера телефона.Пожалуйста,если его кто-то знает,напишите на этот адрес [email protected]

Алина / 24.08.2010 Добрый день вам.Меня зовут Алина мне 16 лет.Я мечтаю попасть в школу Щетинина М.П.
Но я не знаю как это сделать,и куда мне обратится. Я пересмотрела много статей но нечего не нашла...
Пожалуйста помогите, или может есть подобные школы в Украине...
прошу помогите.
Родители не разделяют мои мечты и взгляды о родовом поместье...А там я найду понимание..
Если кто то знает как мне помочь напишите [email protected] или в контакте id55444979.
Заранее всем спасибо..

Олег / 31.05.2010 меня тоже удивляет, почему эта книга не стала настольной для уважающих хотя бы себя педагогов? Об авторе скажу еще короче: почему Он до сих пор - не Министр Образования? Наконец: Куда и как смотрят наши Правители?

Влада / 24.05.2010 я училась в школе Щетинина, отвечаю на вопросы. пишите: [email protected]

Михаил Петрович Щетинин родился в 1944 г. в с. Новый Бирюзяк (Кизлярский район Дагестана) в семье потомственного терского казака. С 1962 г. служил в армии.

Потом учился в музучилище, но не окончил из-за болезни рук. С 1966 г. начинает преподавать в музшколе, одновременно заочно учась в пединституте. Уже тогда Михаил начал педагогические эксперименты.

С 1972 г. работает директором музшколы в г. Кизляр (Дагестан), где создает первый лицей искусств, координируясь с обычной школой. Есть первый положительный опыт: активизировались способности отстающих учеников.

В 1973 г. заканчивает музыкально-педагогический факультет пединститута в Саратове и становится учителем музыки и пения (играет на баяне). Еще год работает в музшколе, заканчивая эксперимент.

В 1974 г. назначается директором школы-комплекса в пос. Ясные Зори (Белгородской обл.). К этому времени Щетинин понял, что воспитать самодостаточную личность можно только через синтез искусства, спорта, творчества и знания. Его новаторство было направлено на это: уделяя много внимания музыке, пению, хореографии и физкультуре, он не забывал о школьном самоуправлении, насыщенных коротких продуктивных уроках (35 мин.) по широкому перечню предметов; практиковал «кафедры», которые были прообразом метода погружения.

В 1979 г. Михаил Петрович становится научным сотрудником АПН. О странной школе становится известно в Москве, причем пресса о ней высказывается нелицеприятно. Комплекс закрывают, а Щетинину дают школу на Украине в село Зыбково (Кировоградская обл.), чтобы дискредитировать его идеи. Он назначен научным руководителем эксперимента по созданию учебно-трудового комплекса-интерната. Щетинин продолжает внедрять новаторские методики, впервые пробует метод «погружения». К 1986 г. об эксперименте заговорили по всей стране, но Минобразования СССР не увидело в нем положительных результатов, и школу закрыли.

Щетинину не дают учительствовать, и он уезжает в Москву по приглашению академика Петровского. Два года он работает старшим сотрудником НИИ АПН. За эти годы он обобщает свой опыт, расширяя педагогику сотрудничества, выпускает свою книгу «Объять необъятное», изучает Рерихов.

В 1988 г. некоторые люди из ЦК помогают Михаилу Петровичу устроиться директором школы в станице Азовская (Краснодарский край). Школа сразу реорганизуется, в ней вводятся новаторские методики, которые не всем по вкусу.

В 1990 г. родители настаивают на введении классического обучения, и школа делится на две. Щетинин становится гендиректором Центра комплексного формирования личности детей и подростков в ст. Азовская. Вокруг новатора формируется коллектив единомышленников, налаживаются связи институтами и университетами, отрабатывается методика погружения.

В 1991 г. учреждается РАО и Щетинин становится академиком.

В 1993 г. после Всероссийской конференции по национальной школе, в центре возникли противоречия. В 1994 г. Щетинин с педагогами-единомышленниками и некоторыми учениками перебирается в посёлок Текос под Геленджиком (Краснодарский край) для создания экспериментальной Русской родовой школы-лицея интернатного типа.

Под школу отдали старую армейскую казарму. Руками Щетинина, его единомышленников и детей была построена новая школа. К 2000 г. она стала широко известна в мире как школа будущего, признана ЮНЕСКО. Возглавляется Щетининым и сейчас.

Заслуги:

  • 1976 г. — грамота Минпросвещения РСФСР.
  • 1978 г. — Отличник нарпросвещения РСФСР и медаль "За трудовую доблесть".
  • 1981 г. — Отличник нарпросвещения УССР.
  • 1990 г. — заслуж. учитель России.
  • 1991 г. — академик РАО.

Педагогика сотрудничества как основа системы Щетинина

Образовательную систему Щетинина называют философской, ибо она призвана сотворить цельную, творческую, обладающую системным мышлением личность.

Главная идея его системы

  • Каждый человек обладает от рождения огромными возможностями саморазвития.
  • Воспитание должно дать максимум свободы для саморазвития.
  • Саморазвитие основано на природных склонностях учеников.
  • Каждый ученик развивается в свои индивидуальные сроки.

Другими словами, ребенок должен сам создавать свою систему образования.

Щетининская система является частью педагогики сотрудничества.

В ее основе лежит:

  • Развитие нравственности и духовности через образ жизни, а не через наставления.
  • Стремление к познанию.
  • Видение прекрасного во всем.
  • Любовь к любому труду.
  • Физподготовка каждого ученика через русский рукопашный бой для самозащиты.

Ребята, которые вырастают в атмосфере сотрудничества:

  • много и продуктивно думают;
  • изначально становятся учителями — легко могут объяснить материал другому;
  • коммуникабельны и организованы;
  • открыты для людей;
  • способны к любому творчеству;
  • обладают огромным чувством ответственности.

Дети в школе Щетинина получают системное образование: целостное мировоззрение глубоко связывается с фундаментальными знаниями. Это достигается созданием комплексного образовательного пространства.

Русская родовая школа

Все эксперименты Щетинина и его педагогика сотрудничества стали основой для итогового дела его жизни — создания школы нового типа. Для этого пришлось ответить на вопрос: «Школа должна давать только знания или формировать личность?». В своей системе Щетинин сделал акцент на духовно-нравственное развитие, т.е. воспитание гармоничной, самодостаточной, социально-активной личности с багажом необходимых знаний и умений.

Такие задачи можно было реализовать через школу-общину, которая опирается на:

  • организованность и дисциплину;
  • возвышенное чувствование Родины;
  • труд и творчество каждого;
  • уважение родителей, память о предках, любовь к ближнему;
  • полное отсутствие дурных пристрастий;
  • свободный выбор каждого ученика;
  • взаимоподдержку и взаимопомощь;
  • желание учиться;
  • стремление к цели;
  • общие интересы и энтузиазм;
  • преданность идеалам.

Тогда познавательная деятельность организуется так, чтобы ребенок не готовился жить, а жил. Педагоги-наставники помогают в становлении личности через умение работать и реализации себя.

Основным принципом родовой школы должно быть принятие единого целого каждым, кто составляет это целое. Отсюда вытекает суть Русской родовой школы: бытие человека как элемента космоса.

А почему школа родовая?

Да потому что мы все носим в себе память предков, память рода. Это сосредоточено в нас, стоит только открыть эту сокровищницу, и можно черпать оттуда бесконечный духовный потенциал.

Родовая школа воспитывает особое отношение к родителям: отца и мать можно только любить, их нельзя ни за что осуждать. Цель Родовой школы — связать детей с родителями любовью и верностью, чтобы ребенок с честью представлял свою фамилию, гордился ею.

Почему школа русская?

Залог будущего России — в воссоздании своей истории, соединении с памятью предков. Это положено в основу народности школы: воссоздание гордого образа славянина, бережно хранящего свою страну и историю. Такая модель взята за основу школы в Текосе — это «русская община», казачья станица, казачий круг, артель, одна большая духовная семья.

Методика обучения в школе Щетинина

В школе Щетинина синтезированы в единое целое несколько спецшкол:

  • обучающая (общеобразовательная);
  • искусств (художественная, музыкальная, хореографическая);
  • спортивная;
  • трудовая.

Это помогает всесторонне раскрыть потенциал ребенка. Обучение предметным дисциплинам ведется методом «погружения».

Методика погружения

Щетинин трактует ее как целостное концентрированное восприятие и понимание учеником всего годичного курса в короткий срок. За год дети четыре раза погружаются в каждый предмет. Они начинают с общих представлений о нем, постепенно углубляясь и творчески расширяя свои познания. Такие погружения обязательно перемежаются с «образными» занятиями (музыка, живопись) и «двигательными» (хореография, спорт, труд).

Ученики, которые усвоили предмет, и подошли к нему творчески, сами становятся учителями и проводят занятия с вышедшими из погружения товарищами. В школе приветствуется коллективное творчество и взаимопомощь.

Модель погружения в предмет

Погружения длятся не больше недели, завершаются экзаменом.

1. Погружение в предмет:

  • собирается группа по интересам;
  • выбирается направление изучения;
  • начитываются лекции известными специалистами.

2. Выход из погружения:

  • период самоподготовки;
  • группа разбивается на подгруппы из 2-5 человек;
  • к ним подключаются помощники (те, кто защитил право быть учителем);
  • они рекомендуют свои разработки и источники информации;
  • подгруппа уединяется и глубоко изучает предмет;
  • параллельно составляют свою наглядную информацию, завоевывая право быть учителем.

3. Итоги погружения:

  • зачет;
  • учительство по этому предмету среди подгрупп;
  • экзамен на уровне вузовских программ;
  • студент.

Базовое образование для всех — история. Второе и далее — по выбору. Уже к 14-15 годам ребята получают первое высшее образование.

Особенности преподавания в школе Щетинина

Это сельская школа-интернат, которая полностью выстроена детьми (взрослые лишь консультируют). В школе есть хореографический и конференцзалы, спортплощадка, кухня-столовая, пекарня, цех по производству соевого молока, баня, мастерские, скважины для забора воды, швейный цех и многое другое.

Учебный процесс построен на своих принципах:

  • группы из учеников разного возраста;
  • нет классов;
  • нет узаконенных тем уроков;
  • нет отдельных учебных кабинетов;
  • нет оценок;
  • нет стандартных учебников;
  • нет звонков;
  • нет домашних заданий;
  • нет педсоветов;
  • нет никаких нравоучений.

Уроки проводятся в любом удобном помещении или на улице. Ученики самостоятельно изучают научный материал. Важным предметом является история Отечества и слово (русский язык и литература). Учителя — это наставники. Уроки уплотнены и сокращены, поскольку для детей продуктивное время работы — 30 минут. Оставшееся время можно эффективно используется для саморазвития детей. Отсутствие домашних заданий позволяют учителям всматриваться в склонности учеников и развивать их. В школе нет учеников в чистом виде: все здесь сотрудники.

Структура школы будущего

Щетининский центр в Текосе поделен на НППО (научно-производственные педагогические объединения), которые подразделяются на лицеи и лаборатории. Главным является казачий лицей. Совокупность НППО, лицеев и лабораторий образуют ассоциацию. Обучение в центре полностью бесплатное.

Режим учебы напряженный:

  • подъем в 5.30 утра;
  • физподготовка до 9.00;
  • вегетарианский завтрак;
  • учебные занятия вперемешку с танцами и спортом;
  • обед;
  • свободный час;
  • работа;
  • ужин;
  • свободный час;
  • отбой в 21.30-22.00.

Выходных и каникул в учебном процессе нет. Встречи с родителями довольно редки — несколько раз в году. При поступлении в школу установлен адаптационный испытательный срок в две недели. Каждый выпускник получает базовое высшее историческое образование и 15 разных рабочих специальностей (швея, строитель, повар, отделочник и т.п.), а также владеет навыками самообороны.

Критика

Новаторские идеи и деятельность Щетинина в педагогике еще со времен СССР получали неоднозначную оценку у коллег и в прессе. За его склонность к идеям Рерихов и Агни-Йоги, текоскую школу даже называют тоталитарной сектой, самого Щетинина — Гуру, транслирующего «космическую информацию», а учеников — адептами.

Агрессия по отношению к Щетинину так велика, что на его семью было совершено несколько покушений, погиб сын брата. Сам Михаил Петрович о Русской школе говорит так: «Мы пока военный корабль, в который стреляют... Вы хотите стать его пассажиром, но здесь только матросы. А вы готовы стать матросом одной команды?»

Распространенность системы Щетинина

В настоящее время существует всего одна школа в Текосе, которая работает по методикам Щетинина. Разработанная им система обучения три раза признавалась ЮНЕСКО как самая лучшая в мире. А сам учитель признан величайшим человеком тысячелетия. В текоскую школу свозят детей со всей страны и из ближнего зарубежья. Его популярность выросла настолько, что на 300 мест в школе претендует более 4000 человек.

Желающих открыть такие же школы в разных областях России много. Но Щентинин осторожен — он не хочет навредить детям, ему не нужны простые обещания о стабильности потенциальной школы, ему нужны гарантии. Но их пока нет. Поэтому нет и подобных школ. Русская школа на государственных дотациях и опекается Минобразования. Но и здесь нет стабильности: экспериментальную отработку модели новой школы будущего уже не раз приостанавливали. И очень неясна ее будущность. Учебный центр тесно сотрудничает с центром Рерихов, который во всем его поддерживает. Щетининский центр получает поддержку и от Шалвы Амонашвили.

Библиография

М.П. Щетинин больше человек действия. По педагогике он написал всего одну книгу, отражающую его педагогические идеи:

  1. Объять необъятное: записки педагога. — М.: Педагогика, 1986.

В ней он размышляет:

  • о помощи детям в поисках себя и своего места в мире людей;
  • как помочь ребенку научиться жить и творчески работать;
  • какую создать среду, чтобы развить способности ребенка;
  • как взрослые должны содействовать становлению гармонической личности ребенка.

Книга полезна родителям и учителям. В планах есть написание еще одной книги о ребенке.

Контакты

Школа Щетинина в Текосе открыта для всех. Всегда можно позвонить в учительскую по всем вопросам. Телефоны учительской школы: 8-107-86141-260346, 8-107-86141-60062. Есть также контактное лицо: Елена Олеговна Крылова (

Педагог-новатор, педагог-экспериментатор, академик РАО, в 70-е- 80-е годы организовал школы-комплексы в с. Ясные Зори (Белгородская область) и с. Зыбково (Кировоградская область), экспериментального учебного комплекса на ст. Азовская (Краснодарский край).

В чём сущность и нюансы эксперимента М.П. Щетинина

Эксперимент М.П. Щетинина был задуман широко, всеохватывающе и опирался на ряд ведущих идей.
Концептуальной основой дидактической (шире: учебно-воспитательной) системы М. П. Щетинина стала идея гармонического сочетания рационального и эмоционального в познавательной деятельности человека. Она находит подтверждение в учении академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, о художественном и абстрактном типе мышления. Говоря проще, в учебной (как и вообще в познавательной) деятельности человека должны быть задействованы равно как ум, так и живое восприятие и эмоции, разумеется, в их гармоническом сочетании. Без этого невозможно добиться и гармонического развития личности. И научно-педагогические эксперименты М.П. Щетинина проводятся с целью найти и обосновать такую учебно-воспитательную систему, которая наилучшим образом (оптимально) решала бы задачу гармонического развития интеллекта и чувств молодого человека.
Начнем с того, что в соответствии с этой концепцией и был учрежден новый тип учебного заведения: школа-комплекс на селе. Он объединял, по сути, 6 разнотипных школ: общеобразовательную, художественную, спортивную, хореографическую, музыкальную и учебно-производственный комбинат.
Анализируя типовые учебные планы общеобразовательных школ того времени, М.П. Щетинин пришел к выводу, что в них на 2/3 представлены учебные предметы для развития ума и только лишь 1/3 - для чувственного восприятия и двигательных действий учащихся. Парадокс!
Школьник на занятиях большею частью сидит, но мало двигается. Он мало занят художественным творчеством. В комплексе есть разнопрофильные школы. Но как сделать так, чтобы у учащихся без перегрузки было реальное время в них заниматься? Где его взять? И приходит гениально простое решение: сократить продолжительность каждого урока с 45 минут (так называемый академический час) до 35 и даже до 30 в младших классах!
Проведя специальное исследование о продуктивности 45-минутного урока в начале, середине и в конце его, М.П. Щетинин убедился, что самыми малопродуктивными, а иногда- нулевыми являются последние 10-12 минут. И если от них отказаться, то продуктивность каждого урока почти не пострадает. Но зато будет сэкономлено 10-12 минут только на одном. Из них складываются дополнительно почти 2 урока по 30-35 минут или, можно сказать, вместо 5-6 уроков по 45 минут в день можно заниматься 6-7 уроков по укороченному времени. Эти-то уроки и пойдут на занятия в художественной, спортивной и других школах. Кроме того, ведь занятия в общеобразовательной школе согласуются с внеурочными и внешкольными занятиями. Значит, и это время можно использовать для занятий в профильных школах.
Расписание уроков составляется так, чтобы занятия «речевого» цикла обязательно чередовались с занятиями «образного», т.е. по музыке, изобразительному искусству, а также с занятиями «двигательного» цикла (физическая культура, труд, хореография). Опыт подтвердил, что утомления у детей не наступает, интерес к занятиям по всем предметам даже возрастает. Домашние задания даются редко (например, чтение программной художественной литературы), потому что все общеобразовательные «словесные» предметы отрабатываются на уроке. Это в целом гарантирует и укрепление здоровья детей.
Педагог-новатор попробовал организовать занятия методом погружения в учебный предмет. В свое время эта идея была высказана Д.И.Писаревым (Россия, 1840-1868). В опыте М.П.Щетинина исходным положением метода была идея целостного восприятия и понимания учеником всего годичного курса в короткий срок. Организационно это достигается, во-первых, путем концентрированного изучения одного предмета в возможно короткий срок - это и есть погружение - и, во-вторых, путем четырехкратной повторяемости в течение учебного года подобного погружения на более высоком уровне - от ориентировочного до творческого. В реальном опыте в школе-комплексе у М. П. Щетинина это выглядело так.
При традиционной организации обучения в один день учащиеся класса занимаются по 5-6 предметам: по математике, географии, литературе и т.д. В течение всей недели общее количество учебных предметов, например, в средних и старших классах бывает 13-15. По всем предметам школьники продвигаются параллельно и равномерно. Обучаясь способом погружения в течение одной недели все 34-36 часов, учащиеся изучают только один предмет, например, математику. После каждых двух уроков проводятся занятия музыкой, физкультурой, хореографией.
При первом погружении (сентябрь) учащиеся схватывают основные понятия и идеи курса за весь учебный год. Считается, что это - погружение на ориентировочном уровне. Потом по этому же способу изучают всю следующую неделю другой учебный предмет, например, язык и др. Но вернемся к математике. Второе погружение проводится в ноябре. На этот раз конкретизируются понятия и идеи предмета, схваченные при первом погружении. Теоретические вопросы изучаются глубоко и всесторонне. Следующее, третье погружение по той же математике проводится уже в марте. Учащиеся воспроизводят теорию на новом уровне устно, письменно и, опираясь на наглядность. И, наконец, в апреле организуется еще одно, четвертое, заключительное погружение на новом витке усвоения. Учащиеся сами придумывают и решают задачи, проводят опыты, выполняют творческие задания. При этом методы проверки знаний остаются традиционными.
При занятиях способом погружения учителю надо добиться формирования у учащихся действенных мотивов учения: интереса к предмету, образования доминанты, что этот предмет ученику необходим, что он имеет невосполнимое прикладное значение и т.п.
Индивидуальные занятия чередуются с коллективными, репродуктивные с творческими. В различных видах деятельности участвуют все анализаторы человека, происходит гармоническое развитие органов чувств. Учитель на занятиях прибегает к помощи консультантов из хорошо успевающих учащихся.

Как была воспринята методика

Хотя результаты учебной деятельности способом погружения были обнадеживающими, но группой учителей и некоторыми сотрудниками органов образования они были оценены неоднозначно и даже негативно. И поэтому опыт обучения способом погружения дальнейшего развития не получил, хотя он бесспорно эффективен, например при изучении иностранных языков (интенсивное изучение языков в короткий срок), правил дорожного движения, при формировании навыков владения музыкальным инструментом и некоторых других занятиях. Для обучения рассматриваемым способом нужна серьезная подготовка и переподготовка учителей, причем, принципиально иная. А этого на практике пока нет.
М.П. Щетинин обращает внимание и на воспитательную работу, формирует у школьников чувство собственного достоинства, своей значимости среди людей. В школах М.П. Щетинина активно действуют органы школьного самоуправления. С 1988 г. М.П. Щетинин - генеральный директор Центра комплексного формирования личности в станице Азовская.

Похожие публикации