Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Колесницы египтян. Око Ра - боевая небесная колесница в древнем Египте - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. Снаряжение Древнего Царства

49. Находки в Красном море. Древнеегипетские колесницы

49.1. Боевые колесницы египетской армии

На вооружении у египетской армии были боевые колесницы, которые использовались в погоне за израильтянами: «[Фараон] запряг колесницу свою и народ свой взял с собою; и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими» (Исх.14:6,7).

Историк Иосиф Флавий упоминает то же количество колесниц, а также 50 тыс. солдат, сопровождавших их, и 200 тыс. пехотинцев (JA 2/15:3).

Боевые колесницы предназначались для сражений, где требовалась быстрота передвижения. Их экипаж, как правило, состоял из двух солдат: один управлял колесницей, другой - сражался мечом или стрелял из лука. Колесницы были лёгкими; корзины, где размещались солдаты, изготавливались из дерева и кожи. К деревянному днищу повозки крепилась ось. Дышло на две лошади также фиксировалось под полом колесницы. К весу солдат следует добавить их оружие, доспехи, щиты и прочее снаряжение. Изображения египетских боевых колесниц часто встречаются в древних рисунках. Некоторые примеры показаны на рис.367–370.

Рис.367, 368

Рис.369, 370

Изображения древнеегипетских боевых колесниц можно увидеть на многочисленных фресках и рисунках, лишь несколько находок было сделано в царских гробницах .

Рис.371

Колесница, найденная в гробнице фараона.

Рис.372

Колесничные колёса имели различный дизайн. На снимке: пример колеса от лёгкой колесницы, предназначенной, очевидно, для церемониальных целей.

На рис.371 показана церемониальная колесница Тутанхамона, найденная в его гробнице. Конструкция её колеса видна на рис.372. Несмотря на то, что она меньшего размера, нежели боевые колесницы египтян, её можно рассматривать как образец. Важно понимать, что все повозки, обнаруженные в гробницах фараонов, предназначались для различных церемоний. В качестве сравнения можно привести пример открытой кареты королевы Великобритании Елизаветы II - она схожа с повозками, использовавшимися англичанами в Первой мировой войне, только экипировка её экипажа была более тяжёлой .

Рис.373

Колёса с 8 и 4 спицами времён Тутмоса IV .

Рис.374

Колпаки ступицы колёс более тяжёлых колесниц (по сравнению с рис.372).

Совершенно очевидно, что колесницы состояли из тщательно продуманных частей. Вероятнее всего, боевые повозки были более крепкими и простыми по своей конструкции. Они содержали металлические детали, например бронзовые колпаки ступицы колеса колесницы, принадлежавшей Тутмосу IV (рис.374), которые сохранились до наших дней. На рис.373, где показан её вид сбоку, хорошо видны колёса с восемью и четырьмя спицами. На некоторых египетских барельефах изображена технология производства колёс и показаны примеры колёс с четырьмя спицами.

Помимо боевых колесниц, в египетской армии в большом количестве должны были быть крепкие транспортные повозки с провиантом и различным полевым оборудованием (например, палатками). Их колёса, вероятнее всего, были хотя бы частично покрыты бронзой, чтобы выдержать давление груза и вес самих повозок.

Жрецы также принимали участие в военных кампаниях, но они чаще всего двигались позади всей армии. Их задачей был не бой, но поддерживание боевого духа в солдатах и обеспечение «прикрытия» со стороны богов. Есть все основания полагать, что колесницы духовенства исполняли символические функции и своим внешним видом отражали силу и покровительство богов.

В библейском тексте указывается, что когда воды моря сомкнулись, вся армия Египта была уничтожена. Можно ли сегодня обнаружить останки египетских колесниц на дне Красного моря у Нувейбы, которая, согласно рабочей гипотезе нашей книги, являлась отправной точкой для перехода через Акабский залив?

Рис.375, 376

Рис.377, 378

Примеры разных вариантов египетских боевых колесниц. Фото справа является фрагментом египетской денежной купюры.

49.2. Колёса на морском дне

Важно помнить, что дно в исследуемом участке было чистым. Кораллы, которые можно обнаружить повсюду в Красном море, прикрепляются к подводным объектам, так как не могут расти на песке. Поэтому, принимая во внимание, что дно на месте пересечения моря было чистым, имеющиеся в обилии кораллы должны были прикрепиться к опустившимся на дно останкам египетской армии.

Проблема заключается в трудности идентификации объектов, обросших кораллами, которые могли соединиться с другими коралловыми наростами. Особенностью кораллов является уничтожение ими органических материалов: всё, что остается от последних - лишь форма, отдалённо напоминающая исходный объект. Дополнительные трудности создают большая глубина и сильные течения.

Имеются основания полагать, что более лёгкие объекты были унесены течениями, создаваемыми приливами и отливами, по обоим краям подводного моста во впадины (их глубина достигает 1900 м; без специального оборудования, подобного тому, которое применялось, например, при изучении «Титаника», исследовать их невозможно).

Рис.380, 381, 382

Это позолоченное колесо было найдено на дне Красного моря. Будучи занесённым донными осадками, оно не обросло кораллами (за исключением одной небольшой ветви). Нет сомнений, что этот объект – колесо с четырьмя спицами. Все его части легко различимы, его диаметр составляет приблизительно 1 м.

Наиболее легко распознаваемыми структурами являются колёса. Кораллы не растут на илистых отложениях, поэтому колесо с золотым покрытием (рис.380-382) хорошо различимо на дне залива. Его диаметр составляет примерно 1 м. Колесо имеет четыре спицы и является деревянной рамой, полностью покрытой золотом. Найденное колесо представляет крепкую конструкцию и было скорее частью боевой колесницы или транспортной повозки, нежели церемониальной кареты, наподобие тех, что помещали в гробницы ( , 372). Следует отметить, что до сих пор такие колёса находили только в гробницах фараонов.

Позолоченное колесо на дне залива было частью колесницы, двигавшейся сзади войск и возможно принадлежавшей жрецу. Офицеры и фараон, чьи повозки также имели позолоченные колеса, как правило, ехали впереди армии.

Это позолоченное колесо уникально в нескольких отношениях:

1. Это первое древнее колесо, найденное не в погребальном помещении.

2. Это первое колесо, покрытое золотом.

3. Его конструкция отличается от дизайна колёс, обнаруженных в гробницах (усиленный обод, более крепкие спицы, колпак ступицы также имеет некоторые отличия от колпаков, используемых в церемониальных колесницах). С другой стороны, это колесо схоже с колёсами, изображёнными в древнеегипетских рисунках.

4. Единственной причиной, по которой колесо могло оказаться на дне Красного моря, является несчастный случай или катастрофа. Довольно трудно логичное объяснение, как колесница оказалась вдали от берега и опустилась на дно. К тому же украшенная золотом повозка представляла большую материальную ценность и свидетельствовала о благосостоянии её владельца.

5. Очертания колеса легко различимы, благодаря тому, что оно было занесено илом и донными осадками и не обросло кораллами.

Само колесо очень хрупкое - его деревянная основа по большей части сгнила. О существовании колесниц, украшенных золотом, стало известно из древних надписей и рисунков. В одной из них (посвящённой Тутмосу III , 18-я династия) многократно упоминаются золотые колесницы (50).

Рис.379

Верхний рисунок – колесо, найденное на дне Красного моря; далее – колесо с рисунка ~ 1430 г. до н.э.; рисунок снизу – вариант колеса, изображённый на древней фреске (18-я династия).

На рис.379 показаны изображения колёс египетских боевых колесниц (~ 1430 г. до н.э.), приведённых в качестве иллюстрации в современной книге о военном искусстве (51). Их можно сравнить с позолоченным колесом на –382. Внизу рис.379 показана сцена изготовления колёс с четырьмя спицами (18-я династия), схожих с находкой на дне Акабского залива (52).

Во время правления 18-й династии Египет был могущественной державой с сильной армией, на вооружении которой было много колесниц как египетского производства, так и захваченных в качестве трофеев. К примеру, в одной из битв египтяне захватили 2041 коня (51), что подразумевает и определённое количество трофейных колесниц.

В библейском тексте (Исх.14:6,7) указывается, что для погони за израильтянами, помимо всех имеющихся колесниц (вероятно, трофейных, и вследствие этого, скорее всего, самого различного дизайна), египтяне воспользовались «600 отборными колесницами» (возможно, речь шла о лучших боевых колесницах, управляемых солдатами из элитных войск).

Рис.387, 388

Это колесо покрыто кораллами. В его центральной части выступает ступица, от которой в разных направлениях расходятся спицы (всего восемь). Круглая форма объекта также хорошо различима. Часть колеса (снизу) отсутствует.

На рис.387 показано ещё одно деревянное колесо. Он покрыто коралловыми наростами. На снимке можно различить круглую симметричную структуру, спицы и вертикально стоящую ступицу. На следующем рисунке (рис.388) показана фотография образования, на которую было наложено изображение с восстановленными очертаниями колеса c восемью спицами.

Из-за сложности исследований на большой глубине невозможно представить большое количество находок.

Рис.383, 384

На снимке показаны два колеса, соединённых осью.

На рис.383 представлено необычное коралловое образование, которое, вероятно, скрывает под собой пару колёс и ось, стоящую вертикально. Здесь также видны объекты круглой формы и сохранившаяся ось колесницы. Обратите внимание на то, что ось и колесо расположены под прямым углом по отношению друг ко другу. На рис.384 показано, как могла выглядеть эта пара колес, опустившаяся на дно залива.

Рис.385, 386

Два колеса с шестью спицами (окрашены в розовый цвет) в груде объектов, о которых речь пойдёт позже. Обратите внимание на сходство колеса справа с колесом на рисунке, сделанном до того, как на морском дне были обнаружены описываемые объекты. В основе иллюстрации на рис.386 лежит общее представление художника о конструкции египетских колёс.

На рис.385 также видны два колеса. Они являются частью груды объектов, речь о которых пойдёт в следующих главах нашей книги. Эти колёса (на снимке они были окрашены в другой цвет, чтобы вы могли их рассмотреть) находятся в вертикальном положении или опираются на упомянутую груду объектов. Правое колесо имеет шесть спиц. Обратите внимание на его общее сходство с колесом на рисунке рядом (рис.386), который был сделан до того, как оно было обнаружено .

Рис.393

Объект полностью обросший кораллами. В его необычных формах угадываются очертания колесницы, круглая структура, похожая на колесо, и ось, стоящая вертикально. На её конце видны останки спицы и часть ступицы.

Объект на рис.393, вероятнее всего, является боевой или транспортной колесницей, лежащей на боку. В задней её части виден предмет круглой формы, который вполне мог быть колесом. В передней части колесницы выступает вертикальная ось с останками, предположительно, спицы и частью ступицы. Большое образование между ними очень напоминает колесницу.

Колесо - объект характерной правильной формы, являвшийся важной частью боевой колесницы. Он упоминается в Библии, в частности в эпизоде, когда по воле Господа колёса египетских колесниц отваливаются от повозок, что вносит панику в ряды преследователей (Исх.14:24,25). На подводном мосту в Акабском заливе было обнаружено множество отдельно лежащих колёс.

Колёса, показанные на –388 и , находятся близ западного берега залива на подводном мосту. Другими словами, они могли принадлежать колесницам, двигавшимся сзади египетского войска. Колёса, фотоснимки которых показаны на рис.389–392 и –404, были обнаружены на восточной стороне моста и могли быть частью колесниц авангарда армии египтян.

Рис.389, 390

Это колесо лежит на морском дне в горизонтальном положении. Оно сохранилось хуже, чем колесо с . Объект имеет круглую форму; в его центре видна ступица; он занесён донным мусором. Это колесо имело шесть спиц.

На рис.389 показано колесо, лежащее на дне Красного моря. Отчётливо видны его симметричная круглая форма, шесть спиц, а также место, куда входила ступица (в центре колеса). Рядом, на рис.390, показаны схематически восстановленные очертания объекта.

Рис.391, 392

Ось, некогда соединявшая два колеса, сломана. Часть оси торчит из колеса, лежащего плашмя. Хорошо различим обод, спицы сильно пострадали от коралловых наростов.

На рис.391 и 392 показаны снимки ещё одной пары колес. Ось, некогда соединявшая их, сломалась и теперь выступает из колеса, лежащего на дне горизонтально. Хорошо видны внешние и внутренние поверхности его обода. Второе колесо стоит вертикально; часть оси выступает из него под прямым углом.

Рис.399, 400

Морское дно на исследуемом участке чистое и ровное. На такой поверхности легко разглядеть объект, напоминающий перевёрнутую транспортную колесницу, оси которой оказались, таким образом сверху. Останки колёс разбросаны вокруг. У предмета справа, похожего на колесо, можно рассмотреть одну из спиц.

Объект, похожий на транспортную колесницу (рис.399, 400), лежит отдельно от других предметов на своём плоском днище. Рядом с ним находятся, предположительно, останки четырёх колёс. Все они поросли кораллами, однако в их очертаниях угадываются правильные формы ободов колёс.

Рис.397, 398

Данный объект, полностью поросший кораллами, очевидно, является каркасом транспортной колесницы. В нём имеются структуры с прямыми углами и образования, похожие на доски. Поперёк объекта лежит колёсная ось. Обратите внимание на объект, занесённый песком (см. увеличение на рис.396).

Рис.396

Вероятнее всего, это человеческий череп, оказавшийся под более крупным объектом (см. рис.397). Видна лишь верхняя часть черепа. Если имеется остальная часть скелета, то, возможно, она лежит под объектом, описанном в комментарии к рис.397.

В центре фотографии на рис.397, 398 (снимок сделан у восточного побережья залива) виден необычный объект. Это мог быть каркас транспортной повозки, под центральной частью днища которого проходит колёсная ось. Следует снова отметить прямые углы между частями объекта, изготовленного, очевидно, из дерева, покрывшегося кораллами. Судя по его виду, отдельные элементы корпуса колесницы (возможно, её борта) были сделаны из досок. В нижнем левом углу снимка (рис.396) виден объект, являющийся, вероятно, человеческим черепом. Он частично занесён илистыми осадками и лежит возле угла колесницы. Его видно сверху, с той позиции, на которой находился фотограф. Остальная часть тела, оказалась прижатой к дну останками колесницы .

Рис.394, 395

Участок дна, где полностью отсутствуют кораллы – кроме объекта, в котором угадываются прямые углы, предметы, похожие на колёса и т.д. Вероятно, перед нами – большое скопление объектов искусственного происхождения.

На рис.394 и 395 видно образование, которое также трудно назвать объектом естественного происхождения, так как он отличается от обычных донных структур. Возможно, это нижняя часть боевой колесницы. Это может быть колёсная ось с прикреплёнными к ней объектами. Напротив того, что могло являться корпусом колесницы, под слоем осадков находятся останки, имеющие правильные формы (несвойственные для кораллов). Очевидно - это части колёс с четырьмя спицами .

Рис.401, 402

Как и в остальных случаях, на чистом дне виден странный объект, похожий на перевёрнутую колесницу, на которой различимы ось и колеса. Под ними – корпус колесницы. Эта находка примечательна тем, что на одном из её боков виден объект, напоминающий колчан (для лука и стрел). Вероятно, это была лёгкая боевая колесница. На её колёсах – по четыре спицы. Благодаря слою кораллов, каждый объект кажется несколько толще, чем на самом деле.

На рис.401 и 402 показаны уже ставшие типичными для этого участка находки. На ровной поверхности морского дна был обнаружен объект необычной формы. Несмотря на то, что он покрыт кораллами, в его очертаниях можно рассмотреть структуры искусственного происхождения. Вероятно, это перевёрнутая боевая колесница, рядом с которой лежит колчан стрел. Под ней виднеется объект, похожий на ось с останками колеса (в данном случае - колеса с четырьмя спицами). Перед колесницей видны останки, вероятно, ещё двух колес; одно из них покрыто кораллами, но даже несмотря на это, отчётливо просматриваются круглые очертания. Другое колесо занесено донными осадками, из под них проступают хорошо различимые спицы, угол между которыми составляет 90 о , иными словами, перед нами - колесо с четырьмя спицами.

Рис.403, 404

На чистом дне обнаружены объекты, лежащие близко друг к другу. Возможно, это останки колесницы. Обратите внимание на правильные формы её днища. Оглобля, соединявшая колесницу с конной упряжкой, немного изогнута. Круглый, похожий на трубку предмет, является связующим элементом корпуса колесницы и оглобли. Судя по его положению, колесница находится в перевёрнутом положении, её днище почти полностью разрушилось.

Другая находка (рис.403) похожа на объект с . Вновь на чистом ровном дне залива была обнаружена группа останков, вероятнее всего, являющихся практически полностью сохранившейся боевой колесницей, стоящей на колёсах. На её крыше лежит предмет, предположительно представляющий собой ось от другой колесницы или иной объект, который трудно идентифицировать. Вокруг колесницы лежат (либо стоят прямо) останки нескольких колёс.

Большинство кораллов в этой и некоторых других областях были мёртвыми. Причиной тому могли быть облака частиц, прибывающих со стороны побережья после сильного дождя. Возможно, этот тип эрозии создал подводный мост поперёк Акабского залива. Частицы и материал эрозии - угроза всем коралловым рифам.

Итак, на исследованном участке морского дна было обнаружено большое количество останков искусственного происхождения. Иногда они с трудом поддавались идентификации, но в отдельных случаях их отличие от окружающих объектов было очевидным (идеально круглая или квадратная форма, расположение различных частей под прямым углом и т. п.), что свидетельствовало о том, что они имеют искусственное происхождение (останки колесниц, колёс, упряжь и т.д.). В отдельных случаях идентификация находок была настолько определённой, что можно было с уверенностью сказать: «Это колесо». Примеры подобных объектов приведены в рассмотренных ранее –382.



План:

    Введение
  • 1 История
    • 1.1 Изобретение колесниц
    • 1.2 Египетские колесницы
    • 1.3 Серпоносные колесницы
      • 1.3.1 Тактика противодействия колесницам
  • 2 Роль колесниц в армии
  • Примечания

Введение

Колесница в Египте

Карта распространения повозок вместе с миграциями индоевропейцев согласно курганной гипотезе

Колесни́ца - большая двухколёсная повозка, использующая как движущую силу скаковых животных.


1. История

1.1. Изобретение колесниц

Колесницы были древнейшим видом военной техники вообще, а также использовались в Олимпийских играх. Как свидетельствуют изображения на Штандарте из Ура, появились они около 2600 лет до нашей эры.

Для создания боевых колесниц требовались две инновации: приручение лошади и изобретение лёгких колёс со спицами, позволяющее создавать быстроходные повозки.

Самым ранним вариантом «боевой колесницы» был транспортный возок-арсенал, возимый на поле боя за командиром и лучшими воинами. Но достаточно быстро «прото-колесничие» оценили преимущества передвижения на поле боя перед собственно рукопашной схваткой - они сели в кузова, которые продолжали возить возницы-щитоносцы. В момент рукопашной возницы держали повозку возле места боя и подавали своим «рыцарям» новое вооружение взамен сломанного (медь, камень и непрочное дерево легко ломались). Для повышения мобильности возничих так же начали усаживать в кузова запряжек. Это была первая функция боевых колесниц - транспортная.

Одновременно с транспортно-маневренной функцией у нового рода оружия появилась и вторая: при сближении с противником воины из кузовов запряжек могли метать дротики и стрелять из лука (в Месопотамии этого периода лук был крайне редким оружием, только после изобретения аккадского треугольного лука это оружие стало весьма массовым). То есть, запряжка стала «подвижной огневой точкой».

Тогда же появилась и третья функция боевых колесниц - ударная. Она появилась в середине третьего тыс. до н. э. как ответ на появившуюся месопотамскую протофалангу. ударные колесницы имели двухместный кузов и были двухосными, в отличие от более ранних одноосных. Они включали такой характерный элемент конструкции, как высокий щит, защищавший спереди экипаж из двух человек. К колеснице крепилась коробка с запасом дротиков.

Изображение шумерской ударной колесницы, Урский штандарт, ок. 2500 г. до н. э.

Основным оружием этой колесницы был не воин, а дышло и копыта животных. Хотя эта колесница и не могла ещё развить высокую скорость, удар по достаточно плотному пехотному строю его опрокидывал.

Отметим, что после установления в XXIII в. до н. э. власти династии Аккаде, в связи с изменением структуры армии в Междуречье превалирующими функциями боевых запряжек стали стрелковая и транспортная.

Честь изобретения классических колесниц (на колёсах со спицами) приписывается ранним индо-европейским племенам, кочевавшим на юге России. Именно из этой степной зоны распространились они по всему миру - в Митанни, Китае и Европе. Самые ранние классические колесницы были обнаружены в захоронениях индоевропейских племен на территории Южного Урала. Как известно, арии хоронили своих воинов вместе с лошадьми прямо в колесницах.

Именно изобретение колеса на спицах создало из колесницы грозное и всесокрушающее оружие, встяхнувшее всю Ойкумену. Произошло это в первой четверти второго тыс. до н. э. Именно тогда колесница стала вершительницей судеб народов - арии на «громовых запряжках» ворвались в долину Инда, шаньцы в XVIII в. до н. э. захватили Китай (вернее центральную часть нынешнего Китая), в Европе носители культуры терра-мар и иже с ними значительно потеснили автохтонов в горы и леса. Египту так же досталось, но не от степняков Евразии, а от ближневосточных кочевников (гиксосов), весьма быстро принявших на вооружение конные колесницы.

Центр появления конной боевой колесницы это район северо-восточного Ирана и Южного Урала. Недавно найденные на Южном Урале захоронения с колесницами позволили чётко увязать ближневосточные и дальневосточные запряжки начала второго тыс. до н. э. Древнейшая известная учёным колесница классического типа обнаружена в районе с. Черноречье (Челябинской области), на археологическом объекте синташтинской культуры - в могильнике Кривое Озеро (курган 9, м.я.1), и датируется XX-XVIII вв. до н. э. )

Арийский способ боя, с достаточно большей долей вероятности можно реконструировать как смесь транспортной и стрелковой функций, благо высокая скорость запряжек (в Иране на рубеже 3 - 2 тысячелетия изобрели колесо со спицами (по крайней мере, самое раннее изображение такого колеса именно оттуда)) этому весьма способствало. Судя по археологическим данным «раннебалканский» вариант применения колесниц имел достаточно глубокие «шумерские» корни - боевые запряжки через Малую Азию в Южную Европу попали именно в варианте двуосников, да и позднее кельты - прямые наследники Баденской культуры, помимо одноосных «восточных» типов колесниц до самого позднего времени использовали двуосные «боевые телеги», причём в ударном варианте ).


1.2. Египетские колесницы

Кавалерия Древнего Египта

Фараон в бою на колеснице

Начиная с середины второго тыс. до н. э. «арийская» традиция применения боевых колесниц начала дифференцироваться на «восточную» и «западную». Отличительной особенностью «восточной» стало то, что главной функцией «кшатриев» стал дистанционный обстрел противника из лука, а спешивание осуществлялось как второстепенный приём .

«Западная» традиция наоборот, стала «драгунской», при стрельбе и метании с колесниц как вспомогателных действиях .

Отсутствие в «арийской» традиции ударного элемента обусловлена отсутствием в этот период цели для подобных колесниц - в Евразии первой половины второго тыс. до н. э. практически не было строёв, подобных фаланге. Исключение составлял Египет со своей знаменитой пехотой, но туда не добрался даже отголосок шумерских двуосников. Поэтому новое изобретение ударной колесницы в этом регионе случилось только через тысячу лет.

При гиксосских фараонах, и после свержения этой династии, главной силой египетского войска стали двухместные колесницы, подобные тем, что в ту пору составляли и ядро месопотамских армий, перевооружённых на «арийский» лад.

15 мая 1468 года до н. э. состоялась первая документированная битва в истории - Мегиддо где египетский фараон Тутмос III сражался против ханаанских царей. Блестящий полководец, Тутмос III, лично возглавляя размещенные по центру боевые колесницы, наголову разбил разрозненные сирийско-палестинские войска.

Самой крупной колесничной битвой в древней истории считается Битва при Кадеше (1299 г. до н. э.), в которой со стороны египтян, хеттов и сирийцев участвовало до семи тысяч колесниц.

В конце второго тыс. до н. э. человечество освоило верховую езду. это не отменило боевые колесницы, тем более, что и способы применения, и возможности у этих родов войск были разные. Но с экономической точки зрения кавалерия нанесла сокрушительный удар по колесницам: два всадника хоть и куда менее эффективны чем одна колесница, но несравнимо дешевле. В кочевой среде это сразу же уничтожило колесницу - даже путём неимоверного напряжения всех производственных сил запряжками можно было обеспечить не более 10 % воинов, а вообще и меньше - при захвате шаньцами среднего течения Хуанхэ на 6000 пехоты приходилось всего 200 запряжек. А посадив всех 6400 человек на лошадей можно было получить невероятно мобильный, хотя и не очень сильный отряд (как показал опыт противостояния того же Китая и кочевников, когда войска сходились в стратегически равных условиях (все одинаково сыты отдохнувшие и здоровы), 6000 пехоты и 200 колесниц всегда били 10000 всадников, другое дело, на то они и кавалеристы, чтобы вступать в бой только тогда, когда пехотинцы падали с ног тот усталости, а лошади запряжек от бескормицы).

Именно поэтому звезда «классических» колесниц начала постепенно клонится к упадку: «западно-арийский» вариант быстрее, «восточно-арийский» медленнее.

С военной точки зрения отказываться от колесниц было полной бессмыслицей, но когда в Греции, а затем и в Италии исчезла социальная группа, выезжающая в битву на колесницах, умерли и сами колесницы. И тут даже дело не в появлении классической фаланги - в той же Италии классическое манипулярное построение создавалось именно для взаимодействия с собственными колесничими частями,-а в ближнем бою легион великолепно перистраивался в единый строй,- а исключительно в социально-экономических причинах.

Показательно, что южные кельты (галлы) и островные (британцы и ирландцы) прекрасно сохранили и развили навык колесничего боя, сплавив воедино шумеро-малоазиатские и аккадо-арийские принципы их применения, к тому же с прибавлением очень сильной кавалерии именно потому, что вплодь до римского завоевания (а в ирландии и до скандинавского) у них сохранилась не просто богатая (всадники), а очень богатая (колесничие) и многочисленная знать. Например, после второй высадки Цезаря в Британии и неудачных для островитян авангардных боёв пехота британцев была распущена по домам, а сопротивлялись летучие отряды, численность которых была такова: 6000 всадников и 4000 колесниц . И римлянам было очень сложно с ними бороться - конница отсекала лёгкие силы, колесницы при сближении использовались как стрелковые помосты, а при прямой атаке, или же обороне воины из кузовов спешивались и строились в фалангоподобный строй, легко опрокидывающий растянутого, или впавшего в замешательство, противника. Сложился устойчивый тандем: лёгкая колесница - кавалерия.

«Восточно-арийский» способ применения колесниц сдал свои права только в тех регионах, где не было развитой экономики - в Китае колесницы благополучно просуществовали как полноправный род оружия вплоть до монгольского завоевания, в Индии, в некоторых районах, и того позже. Разумеется, они уже сильно отличались от первоначальной конструкции, но функцию подвижной стрелковой точки сохранили.

На Ближнем Востоке апофеозом колесниц стало время Новоассирийского царства, когда в грандиознейших битвах сходилась масса колесниц в два, а то и в три раза большая, чем под Кадешем - например в битве при Каркаре (8-й в. до н. э.) только со стороны антиассирийской коалиции было почти 1500 колесниц, не считая остальных сил (более 4000 всадников и около 10000 пехоты). Судя по некоторым данным, именно ассирийцы, воюя с египтянами, вновь изобрели ударные запряжки, но уже на принципиально ином уровне. Основным типом колесниц ассирийцев были запряжки четвернёй с увеличенным в размерах корпусом, в которых размещалось 3-4 воина, причём один из них обязательно был щитоносцем. Подобное «утяжеление» запряжек произошло ещё у противников Египта хеттов.

Китай, кстати, пошёл несколько иным путём: колесницы из оружия наступательного постепенно стали становиться оружием оборонительным, - когда отряды в 5-7 колесниц начали выполнять роль «крепостных башен» в тех живых стенах, которыми перегораживала поля сражений пехота. Именно поэтому, дополнительные поражающие элементы на дальневосточных запряжках выполняли роль подвижных рогаток, а не предназначались для сокрушения вражеского строя.

Похожая тенденция наблюдалась и в центральной Индии, но там тяжёлые запряжки начали увеличивать в высоту и ставить позади традиционных индийских пехотных «цепей» (как по другому назвать этот строй, когда на один погонный метр фронта приходится 3-4 пехотинца).

Но помимо тяжёлых стрелковых запряжек как в Индии, так и в Китае продолжали использоваться и лёгкие, тактически соединённые со всадниками, как это практиковалось и в кельтской Британии. Надо заметить, что тандем: лёгкие запряжки - конница существовал также у лидийцев и в Урарту.

Надо отметить, что в Греции колесничая традиция не подверглась полному забвению - на севере в Беотии и Фессалии колесничие формироваия просуществовали по крайней мере до персидского нашествия (Плутарх, Жизнеописание Пелопида), да и позднее, на примере Киренаики, Эней-тактик (4 в. до н. э.) настоятельно советовал создавать колесничие отряды, но не для действий в бою как раньше, а для быстрого оперативного манёвра, когда непосредственно в сражении, из кузовов колесниц оглоблями вперёд создается подобие засеки, а воины, вместе с возницами, выстраиваются в единую фалангу.

Разумеется, помимо боевой функции колесницы выполняли сакральную, а в Европе ещё и спортивную. Недаром римский триумфатор въезжал в город на колеснице.

Император Тит въезжает в Рим на квадриге. Рельеф на арке Тита

ипподром Циркус Максимус

В транспортных и спортивных колесницах ездили 1-2 человека. Среди колесниц наибольшей популярностью пользовались carrus . Верхняя часть такой повозки была открыта, а передняя закрыта. В ней обычно ехали возница и пассажир. Колесница, в которую запрягались две лошади, называлась biga (бига), три лошади - triga (трига), четыре лошади - quadriga (квадрига). Колесный бандаж делался из железа. Когда колесницы не использовались, колеса с них снимались для лучшей сохранности.

В Риме колесничные гонки устраивались главным образом на гигантском ипподроме Циркус Максимус, который имел сидячие места для 150 000 зрителей и располагался в долине между холмами Палатин и Авентин. Возможно, Циркус Максимус ведёт свою историю ещё от этрусков, но около 50 года до н. э. Юлий Цезарь перестроил его, увеличив до 600 метров в длину и 225 метров в ширину. Колесницы запрягались четверней или парой, но более важными считались, конечно, гонки на четвернях. Иногда, если колесничий хотел продемонстрировать своё мастерство, он мог запрячь до 10 лошадей сразу, но управлять такой «гроздью» было крайне сложно. В частности, Митридат Евпатор справедливо гордился тем, что на торжественных выездах он единолично управлял запряжкой из 16 лошадей .

Северо-восточная Индия, куда дошёл Александр Македонский, ещё не вооружилась тяжёлыми экипажами. Показательно, что в битве с царём Пором (Пуаравой), было только 300 лёгких колесниц, действующих совместно с конницей в русле традиционных индо-персидских тактических решений, что против Македонца было совершенно недостаточно.

И в Китае, и в Риме примерно в одно и то же время (III-V вв. н. э.) на основе колесницы было создано специфическое оружие - подвижный лафет для лёгкой метательной установки, причём, если баллиста-арбалет были относительно небольшими, то расчёт полностью находился в кузове и мог стрелять на ходу. Подобные конструкции, а частности в Европе дожили до позднего Средневековья (итальянские «батареи» - повозки со стрелками и станковыми арбалетами, а позже и с 1-2 лёгкими пушками).

Помимо использования колесниц в Китае и Корее в оборонительных целях, особенно против кавалерииности для защиты на марше и прикрытия лагеря в Средневековье и особенно активно в борьбе против киданей , военная мысль попыталась возродить пограничные конно-колесничие корпуса, но удачно реализовать этот замысел не удалось из-за недостачи лошадей (Школяр Китайская доогнестрельная артиллерия М.: Наука, 1980 г.).


1.3. Серпоносные колесницы

Веспасиан - триумфатор

biga (бига)-Колесница для гонок

Решая проблему борьбы с вражеской лёгкой пехотой и кавалерией ассирийцы установили на ступицах колес колесниц длинные ножи, - так появились «серпоносные» или «косящие» колесницы. Серпы оказывали на противника не только сильное моральное воздействие но и поражала отряды лёгкой пехоты противника, взаимодействующие с вражескими запряжками. Следующим шагом стала установка остриёв копий на дышло - теперь колесница могла снова атаковать в лоб регулярную тяжёлую пехоту.

Наибольшую известность эти экипажи получили благодаря персам - в дополнении к установке серпов и копий, те стали и защищать лошадей броней и поставили ещё серпы под осью вниз. Хотя это и снижало проходимость колесницы, но значительно повышало смертоносность экипажа при атаке.

Ещё одной проблемой была прочность колёс - решалась она у разных народов по разному, но оптимума достигли именно персы, они начали делать цельнобронзовые колёса. Конечно, это несколько увеличило вес корпуса, но значительное увеличение прочности, а главное диаметра колеса, увеличить проходимость при той же скорости.

При правильном применении это оружие было чрезвычайно эффективно, но, к моменту нападения Александра Македонского на персидского колосса, ни о какой эффективности говорить не приходилось.

Позднее, серпоносные колесницы в очень больших количествах (многие сотни ) встречались на вооружении армий диадохов. Они были значительно усовершенствованы по сравнению с персидским прототипом: стали более проходимы, получили возможность практически безопасно атаковать в лоб македонскую фалангу с длинными сариссами. К сожалению, описание войн диадохов сохранилось очень плохо, поэтому совершенно неизвестно, где и когда они использовались. Плутарх в своём жизнеописании Деметрия Полиоркета подчёркивал, что он был настолько хорошим полководцем, что мог разбить и опрокинуть колесницы Антигона, что говорит о их высокой военной ценности. Позже колесницы с косами (серпами) применил Митридат Великий, в частности, с их помощью он полностью уничтожил войско легата Лукулла Триария в первой битве при Зеле. Через несколько лет на том же самом месте серпоносные колесницы сына Митридата Фарнака чуть было не уничтожили армию Юлия Цезаря. Путём невероятных усилий тому удалось победить . В римскую и парфянскую армии косящие колесницы не вписывались тактически, поэтому начался их упадок. Но, по некоторым данным (Шахнамэ, Чатран и маджатик) этот род войск возродился и в сасанидском Иране, и в средневековой Византии , но применялся не очень широко - стоимость такой колесницы была очень высокой, а если учитывать и сложность подготовки экипажей, то чрезмерно высокой и для Ирана, и для Византии.


1.3.1. Тактика противодействия колесницам

На протяжении веков пехота вырабатывала приёмы защиты от атаки боевых колесниц. Так, в эпоху диадохов защитная тактика фаланги заключалась в том, что гоплиты расступались, пропуская колесницу в тыл, где она становилась добычей вспомогательных отрядов (данный приём облегчался тем, что возницы спрыгивали с колесниц до того, как те достигали вражеского строя, и колесница оставалась неуправляемой).

Римляне со времён Юлия Цезаря также разработали эффективные методы противодействия колесницам. В битве при Магнесии атака серпоносных колесниц селевкидского царя Антиоха Великого была успешно отбита воинами Л.Корнелия Сципиона, применившими целый комплекс тактических приёмов:

Сражение на правом фланге римлян началось атакой серпоносных колесниц. Евмен <союзный римлянам царь Пергама, командовавший правым флангом> приказал выдвинуться вперед критским лучникам, пращникам, римским метателям дротиков и нескольким эскадронам (турмам) конницы. Римляне и их союзники действовали в рассыпном строю. Они обстреливали колесницы со всех сторон, целясь в лошадей, а также громкими и нестройными криками пугали коней. При приближении противника подвижные пехотинцы уклонялись от столкновения. Одни колесницы остановились из-за гибели лошадей. Лошади других заметались. Нервы возниц не выдержали. Часть из них повернули назад, другие отступали по направлению к центру, к слонам. Всадники Евмена их преследовали и громкими криками усиливали панику. В стремлении избежать столкновения с серпами и обезумевшими лошадьми арабские воины на верблюдах расстроили свои ряды. Смятение перекинулось на катафрактов. В конце концов, колесницы и верблюды покинули пространство между армиями.

- Дмитрий Шкрабо , Битва при Магнесии

Таким образом, действия хорошо обученной пехоты, использующей уязвимые стороны данного вида оружия, позволяли не только защититься от колесниц, но и заставить их нанести серьёзный урон собственным войскам. Это обстоятельство практически ликвидировало боевую ценность серпоносных колесниц к концу эллинистической эпохи.


2. Роль колесниц в армии

Количество колесниц в составе армий могло сильно разниться. В Китае и Индии одна колесница приходилась на 100 солдат. В Ассирии - на 200. В Египте конца II тысячелетия - на 50. В сухопутной армии Карфагена - даже одна на 20 солдат. Есть указания, что у хеттов колесница приходилась даже на 10 человек, но это маловероятно.

Колесницы по своему времени представляли собой достаточно дорогостоящие и технологичные изделия. В Ассирии имелся царский завод по производству колесниц, причем стратегические материалы (главным образом дерево разных пород) свозились со всего известного ассирийцам мира. Только ценой подобных затрат удавалось сочетать прочность конструкции с её легкостью, позволявшей размещать в коляске трёх человек, вместо 1-2 у менее изощрённых народов.


Примечания

  1. Виноградов Н. Б. Могильник бронзового века Кривое Озеро в Южном Зауралье. - Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 2003. - 362 с.
  2. Тит Ливий кн. 10
  3. Махабхарата, Сыма-Цянь Исторические записки, Древнеегипетские изображения, особенно в Карнаке и Луксоре
  4. Илиада, греческие мзображения Микенского периодов, Пилосский архив
  5. Гай Юлий Цезарь Записки о галльской войне
  6. Аппиан
  7. К вопросу о применении колесницы «комчха» - Корея - a l t a i c a . n m . r u - altaica.nm.ru/korea/article3.dhtml
  8. Полибий
  9. Аппиан, Митридатовы войны, «Александрийская война» анонимного автора
  10. Анна Комнин
  11. Журнал «Воин», № 12"2003, С.2-12
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии, Военная техника , Типы повозок .
Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike .

08.05.2013

До того момента, когда человек впервые посмел оседлать коня верхом, он ездил в колесницах - легких повозках, запряженных двумя, четырьмя или шестью лошадьми. , которые появились в третьем тысячелетии до нашей эры были очень неповоротливыми и медлительными. В правдивости этих данных сомневаться не приходится, потому что до нас дошли древние шумерские изображения четырехколесных колесниц. Колеса у них крепились на осях, которые были абсолютно неподвижными по отношению к самому корпусу повозки. А теперь представьте, как сложно было такой зафиксированной колеснице повернуть или развернуться!

Боевые колесницы в древних войнах.

Огромное влияние на ход древних войн долгое время оказывали колесницы, созданные ассирийцами, египтянами и мудрыми хеттами. Эти усовершенствованные сооружения распространились в 17-15 веках до нашей эры и критично отличались от первобытных шумерских колесниц. Во-первых у них было не четыре колеса, а всего два больших колеса, которые крепились сзади повозки. Во-вторых, сама эта повозка стала значительно меньше и имела щит впереди и соединялась с конями с помощью дышла. Эти колесницы использовали как на охоте, так и на войне. Они были более маневренными и быстроходными. Боевые же колесницы дополнительно оснащались. К их колесам крепились специально выкованные, длинные и очень острые ножи, которые больше походили на сабли или косы. Это хитрое приспособление работало безотказно: крушило пехоту с двух сторон от колесницы, к тому же расчищало дорогу перед колесницей. Эти ужасные и дико опасные орудия приводили воинов противника в ужас и нагоняли страх.

С появлением этих новых колесниц, в войсках древних государств очень многое изменилось. Больше не делалось упора на пехоте, теперь акцент делался на новом роде войск - на коннице. Весь исход сражения теперь зависел от слаженности действий конницы. Вплоть до первого века нашей эры, колесницы значились самым передовым и опасным оружием, но это вовсе не говорит, что к тому времени боевые колесницы были такие же, что и полторы тысячи лет назад. Колесницы совершенствовались очень быстро. Новые модели колесниц призваны были стать более эффективными, а египетские и ассирийские воины полагали, что для военных целей будет намного выгоднее, если кроме возницы и двух лучников там будет находиться больше стрелков. Для того, чтобы перевозить шестерых воинов вместо двоих, было нужно создать более прочную конструкцию самой телеги-колесницы, которую должны были тянуть большее количество лошадей.

И вот, в I тысячелетии до нашей эры появилась тяжёлая конница - боевая колесница, запряженная четырьмя, а то и шестью лошадьми. Тогда еще не умели запрягать лошадей друг за другом, поэтому все кони запрягались в один ряд.
Все больше и больше боевых колесниц создавали правители и фараоны тех далеких лет. И в итоге столкнулись с проблемой, на поле боя им стало тесно. Безусловно, на широких равнинах и полях боевой колеснице не было равных, но на узких лесных тропах и в ущельях эта боевая машина оставалась беспомощной.
И только когда человек смог оседлать коня верхом - боевые колесницы начали уходить в прошлое.

Колесницы фараона

В Исходе 14:7 написано: «и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников (шалишим) над всеми ими».

Египетская колесница (Мемфисский храм).

Фараон мобилизовал все быстроходные колесницы, чтобы преследовать сынов Израиля. В египетской армии в 13 в. до н. э. охранники фараона являлись элитной частью. Подразделение, под началом командира, включало двадцать пять колесниц. Вероятно, эти командиры и были упоминаемые «шалишим» – начальники над колесницами. Кстати, слово «шалишим» не египетское, а семитское.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1069: Слова Аллаха Всевышнего: «Привёл Аллах в пример тем, кто уверовал, жену фараона. Вот она сказала: “О Господь мой, построй мне дом в раю (поблизости) от Тебя, и избавь меня от фараона и избавь меня от людей несправедливых!” (И привёл Он в пример) Марйам, дочь ‘Имрана,

Из книги Сутра сердца: Учения о Праджняпарамите автора Гьяцо Тензин

Истоки учения Великой Колесницы После паринирваны Будды все его учения были собраны некоторыми из главных учеников. В действительности это собирание происходило не одновременно, а в три этапа. Кроме того, совершенно ясно, что писания Махаяны не входят в те три корпуса

Из книги Кельты-язычники. Быт, религия, культура автора Росс Энн

Из книги Текст Требника на церковнославянском языке автора Автор неизвестен

Чин освящения колесницы. Священник: Благослове?н Бог наш всегда?, ны?не и при?сно, и во ве?ки веко?в.Чтец: Ами?нь. Сла?ва Тебе?, Бо?же наш, сла?ва Тебе?. Царю? Небе?сный: Трисвятое. Пресвята?я Тро?ице: О?тче наш: Священник: Я?ко Твое? есть Ца?рство: Чтец: Ами?нь. Го?споди, поми?луй, 12.

Из книги Текст Требника на русском языке автора Автор неизвестен

ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ КОЛЕСНИЦЫ Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство:

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Глава 41 Возвышение Иосифа на степень первого вельможи фараона и правителя Египта. Сны фараона 1. По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки; Два года считаются, вероятно, судя по связи речи со ст. 23 гл. 40, от освобождения виночерпия, или же эта дата может

Из книги Советы от всего сердца автора Ринпоче Дуджом

21. Так и сделали сыны Израилевы. И дал им Иосиф колесницы по приказанию фараона, и дал им путевой запас, 22. каждому из них он дал перемену одежд, а Вениамину дал триста сребренников и пять перемен одежд; Отправляя братьев за отцом, Иосиф наделяет всех их подарками и

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

7. И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, 8. и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем. 9. С ним отправились также

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

ТРИ КОЛЕСНИЦЫ Каково происхождение этого высокого учения? Оно пришло к нам от совершенного Будды, чет–вертого из тысячи двух будд, которым надлежит явить себя в ходе Счастливой кальпы. Мы живем в такое время, когда его учение еще существует. Более того, хотя все будды

Из книги Рамаяна автора

Восьмое видение: четыре колесницы 1 Я вновь поднял глаза и вижу: передо мной четыре колесницы, выезжающие из ущелья между двумя медными горами. 2 Первую колесницу тащили рыжие кони, вторую - вороные, 3 третью - белые, а четвёртую - пегие; все они - кони сильные.4 Я спросил

Из книги Основы истории религий [Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ] автора Гойтимиров Шамиль Ибнумасхудович

Восьмое видение: четыре колесницы 1 Я вновь поднял глаза и вижу: предо мной четыре колесницы, выезжающие из ущелья между двумя медными горами. 2 Первую колесницу тащили рыжие кони, вторую - вороные, 3 третью - белые, а четвертую - пегие; все они - кони сильные a.4 Я спросил

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

Глава 7. Описание небесной колесницы Пушпака Могучий Хануман продолжал осматривать дворцовые палаты с золотыми окнами, усеянные изумрудами, напоминавшие груду облаков в период дождей, разрываемых молнией, мимо которых пролетают стаи журавлей. Он увидел различные залы и

Из книги Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ автора

Глава 8. Дальнейшее описание небесной колесницы Пушпака Разумный Хануман, рожденный Паваной, остановился, чтобы внимательно рассмотреть великолепную колесницу, инкрустированную золотом и драгоценностями. Отделанная золотом и украшенная несравненными произведениями

Из книги автора

§ 14. Буддизм «алмазной колесницы» В середине I в. н. э. в Индии складывается новое направление махаяны – ваджраяна («алмазная колесница»), или тантраяна, которая с философской точки зрения полностью согласуется с махаяной и может считаться небольшим ее отклонением.

Из книги автора

Сны фараона После этого прошло два года, и фараону приснилось, будто он стоит на берегу Нила и оттуда одна за другой выходят семь коров, красивых и упитанных, и пасутся в прибрежных тростниках. Вслед за ними из воды выходят семь других коров, безобразных и тощих. И они

Из книги автора

Глава 41. Возвышение Иосифа на степень первого вельможи фараона и правителя Египта. 1. Сны фараона. 1. По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки;Два года считаются, вероятно, судя по связи речи со ст. 23 гл. 40, от освобождения виночерпия, или же эта дата может

Фиванский миф об истреблении людей

Согласно популярному фиванскому мифу об истреблении людей, Ра сначала создал Первый мир, отличный от нашего, и, заселив его созданными им людьми, мирно им правил. Когда он состарился, тело его стало дряблым, а волосы - цвета лазури, силы стали покидать бога и его ум притупился. Тогда люди замыслили против Ра заговор. Они собрали большое войско и двинулись штурмовать дворец бога. Однако Ра, обладавший божественной проницательностью, раскрыл заговор и вознамерился наказать бунтовщиков (по другой версии, ему сказал о заговоре Тот)...
- Сын мой Ра, - ответил мудрый старик Нун. - Сын мой Ра, бог более великий, чем создавшие его и сотворившие его! Крепок твой трон, и велик страх от тебя, - да направится твоё Око (Ра) против оскорбивших тебя!
Воистину! - согласились остальные боги. - Нет другого Ока, которое могло бы быть перед ним и воспрепятствовать ему, когда оно сходит в образе Хатхор.
- Ваш совет хорош, - подумав, промолвил Ра и посмотрел на людей своим Глазом-Солнцем, направляя в их стан испепеляющие лучи урея. Но люди были готовы к этому и успели укрыться за высокой горой, в пустыне, - поэтому лучи не причинили им никакого вреда, испепелив землю в стороне от войска. Мятежники продолжали наступать, рассыпавшись на небольшие группы и прячась за скалами и камнями. Ра не смог прожечь скалы, хотя напрягал свое Око до тех пор, пока оно не заслезилось.
Тогда бог Солнца велел своему Оку в образе Хатхор отправиться в пустыню и жестоко наказать дерзких, непокорных людей.
Хатхор-Око приняла обличье женщины-львицы и получила имя Сехмет. Полная ярости, она набросилась на людей и принялась безжалостно их уничтожать одного за другим, орошая пустыню кровью и разбрасывая вокруг себя куски мяса...
Ра ужаснулся, увидя, какую бойню учинила Хатхор. Гнев его на людей окончательно прошёл...

Гелиопольский миф о Гебе, пытавшемся завладеть Глазом Ра (Оком Уаджет)

Через двадцать семь дней после начала царствования Геб решил обойти свои владения. Он отправился на восток и встретил там людей, которые рассказали ему о доблести Шу, о том, как Шу сражался с Апопом и о том, как он поместил себе на лоб Глаз или Око Ра.
- Это Око, - сказали люди, - обладает великой силой и называется Око Уаджет. Если поместить его на лоб, оно своими ослепительными лучами будет убивать врагов.
Едва Геб услышал это, он решил во что бы то ни стало заполучить Око. Бог отправился на его поиски и через несколько дней встретил Око у подножия горы. Геб бросился к нему и хотел его схватить, но Око внезапно превратилось в кобру-урей и выпустило яд. Бога земли охватило пламя...

Эти и другие египетские мифы, на мой взгляд, являются хорошим подтверждением того, что Глаз Ра (Око Ра, Око Уаджет) относился к смертоносному оружию богов и несущей его небесной колеснице , пилотами которых являлись богини - апсары . Так, в мифе об истреблении людей Ра, пытаясь наказать мятежников, направил в них испепелящие лучи своего урея. Они сожгли землю в стороне от войска. Однако, люди, которые были готовы к такому ходу событий, успели укрыться за высокой горой и смертоносные лучи не причинили им никакого вреда. Как Ра ни старался, он не мог прожечь скалы. Однако, как только Хатхор-Око или урей полетела на место событий, она произвела там страшное опустошение всего за один вечер. Потому что люди больше не могли укрываться от нее, летящей в боевой колеснице.
По всей вероятности, эта колесница (или, скорее, колесницы) несла ядерное, химическое или какое-то другое аналогичное им по воздействию оружие . Подтверждением этому является приготовление свитой Ра семи тысяч сосудов "пива с толчёным красным порошком диди", который они разлили по всем полям, на которых произвела опустошение Хатхор. Возможно, это было сделано для того, чтобы нейтрализовать остаточную радиацию, химическое заражение или ликвидировать какие-то другие последствия, вызванные применением оружия богов.
В мифе о сотворении Земли Атум направил свое Око в океан на поиски пропавших детей и через некоторое время оно нашло их. Мне трудно объяснить это иначе, чем отправкой Атумом на поиски детей летательного аппарата. Тем более, что за время долгого отсутствия Ока Атум сделал себе другое.
В еще одном сказании о Горе Бендехском он представлен в виде крылатого солнечного диска, взмывшего в небеса и мгновенно уничтожившего своих врагов. В дальнейшем Гор патрулировал на этом диске небо на носу Ладье Вечности, а вместе с ним были два солнечных Око - Нехбет и Уаджет ( по другим данным, Хатхор и Маат или Тефнут), которые бесжалостно испепеляли врагов Ра.
Наконец, миф о Гебе, пытавшемся завладеть Глазом Ра или Оком Уаджет, которое выпустило в него "яд", так, что бога Земли охватило пламя, также позволяет отождествить Глаз Ра с оружием богов или летающей колесницей.

Похожие публикации