Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Смотреть что такое "бесы" в других словарях. Значение слова бесы в справочнике персонажей и культовых объектов греческой мифологии Кто такие бесы у древних славян

Сегодня всевозможнейшая нечистая сила основательно заполонила различные фильмы, а также страницы книг. А откуда она взялась?

Известно большое количество количество преданий, легенд и сказаний, по поводу того, откуда появилась нечистая сила на Земле. Традиционно принято представлять чертей в виде темных, черных или серых лохматых существа с рогами, копытами и хвостом. (смотреть или читать “Вечера на хуторе близ Диканьки”). Есть описание происхождения нечистой силы и в Библии.

Как упал ты с неба, Денница , сын Зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.

Ис. 14:12-17

" Слово "Денница " в старославянском языке означает "утренняя звезда", а по-латыни звучит как "Люцифер ". Люцифер (лат. Lucifer — «светоносный») в христианстве — главный падший ангел (то есть херувим), традиционно отождествляемый с дьяволом.

Аналогичная информация встречается и в другой книге Ветхого Завета, книга пророка Иезекииля. (Иез. 28:14-18 )

Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. Внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней.

А в откровении говорится “И низвержен был великий дракон, (Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю.) древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.


Это библейское представление о нечистой силе. А имеют ли бесы национальные черты? И какие классические черты нашей, так сказать национальной, славянской нечистой силы?

Итак, какие же они - черти в представлении древних славян?

Согласно легенде распространённой на Волыни, ещё перед сотворением мира чёрт, который был один-одинешенек на целый мир, устал от такого одиночества, по тому он попросил у Белобога (так западные славяне именовали главного бога.) сотворить ему побратима. И Белобог разрешил бесу обмакнуть палец в живую воду и стряхнуть её с пальца за спину. Из этой капли и должен был появиться побратим для чёрта. Но жадный бес вместо пальца обмакнул руку по локоть. А когда стряхнул капли с руки (только представьте эту волосатую руку и сколько с неё можно было получить капель), появилось видимо-невидимо бесов, которых вместе с их создателем изгнали (низвергли) с неба.

Нечисть разлеталась в разные стороны в течении 40 суток, и как только Белобог произнёс «Аминь!», бесы навсегда остались там, куда сумели спрятаться в то мгновение: кто - в лесу (лешие), кто - в воде (реке, ручейке, болоте и тд.) (водяные), кто - в горах, а кто - в человеческих жилищах (домовые). И в соответствии с этим, украинский пантеон демонов четко разделился на виды:

    демоны проживающие на природе (водяные, лесовики, русалки),

    демоны проживающие у семейного очага (домовые),

    человеческие химеры (упыри, песиголовцы, ведьмы, черти),

    призраки (нищие, привидения, трясучие и другие).


Можно ли верить подобным легендам - пусть каждый решает для себя сам. Только имейте в виду, что на этом численность чертей не ограничивается.

Так как бесы могут появляться на свет разными путями, например, - они могут рождаться, как люди, жениться, при этом живут и крайне редко умирают. Помимо этого, славяне считают что черти могут вступать в брак с ведьмами. Увидев пылевой вихрь посреди степной дороги, наши предки были уверены, что повстречали бесовскую свадьбу. Считалось, что если в такой вихрь правильно метнуть нож - смерч должен исчезнуть, а на лезвии ножа должна остаться кровь. А так же, в бесов, по народным верованиям, превращаются дети, умершие некрещеными, и люди, которых прокляли.

А вот именовали бесов везде по-разному, при этом остерегаясь упоминать их настоящие имена - дабы не накликать нелёгкую. Вместо этого употреблялись разнообразнейшие прозвища-эвфемизмы: нежить, враг, нечистый, немытик, игрец, окаянный, скаменюшник, осинавец, щезба, щезник и прочее прочее, прочее... Известны названия чертей, характеризующие основные черты конкретного беса в конкретной ситуации. Скажем, чёрт - адское отродье и ещё - перелесник, лукавый, нечистый, бес.

Внешний вид чёрта так же разнообразен, как и прозвища - не только в виде нечистого или(и) обросшего шерстью существа с хвостом и рожками. Иногда чёрт может превращаться в животного (или вселяться в него). Можно найти описания чертей как мужчины с крыльями летучей мыши, либо же как мужчины невысокого роста, с собачьими или куриными ногами, длинноносого и красноглазого.

Достаточно часто в описании виденного чёрта наблюдается хромота, в связи с тем, что черти переломали себе ноги когда они были сброшены с неба. И всё же чёрт выглядеть может практически как угодно. Так, особенно часто черти принимают вид чёрной кошки (отсюда выражение, что когда люди поссорились то говорят, что между ними чёрная кошка прошла, реже - чёрной собаки, свиньи, змеи, волка и прочих чёрных животных.


Умеют черти принимать облик и в неодушевлённых предметов - в клубка ниток, в ворох сена, в камни и т.д. Хотя имеются у них и ограничения: чёрт не может превратиться в корову, ибо в этом обличье его легко узнает любая баба. Не дерзают злые духи прикидываться петухом - птицей, чей крик возвещает пробуждение солнца и начало нового дня, а также голубями. Точно так же никто не видал злой нежити в ослиной шкуре.

Живут черти практически везде - в старых полуразрушенных домах, на старых мельницах, в болотах, в зарослях бузины, в дуплах деревьев (особенно любят вербу и грушу)… Гнездом чёрта иногда считают омелу. Кроме того, может находиться и в человеке.

Чертей можно условно разделить на три категории.

    Первая - самые старые и мудрые черти. Эти не только особо не вредят, а и могут помочь - они учат людей кузнечному ремеслу, помогали разжечь первый огонь, изобрести водку, колесо… (А как известно, благими намерениями путь куда выслан?)

    И третья категория чертей, которые могут восстанавливать справедливость: так, к примеру, существует легенда, по которой чёрт заставляет своего младшего соплеменника отслужить три года у бедняка за украденный кусок хлеба.


И ещё: С давних времён известна людям целительное воздействие парной бани, (в том числе и для изгнания бесов) особенно, если париться с дубовыми, березовыми или осиновыми вениками. Как выяснено, парная баня не только благоприятно воздействует на человеческий организм, но и оказывает губительное воздействие на чертей, которые умудрились поселиться в человеке. Дело в том, что температура тела у чертей намного ниже, чем у людей. Поэтому в бане черти просто сгорали в человеке. Кроме того, дуб, березу, осину очень не любят «нечистые» и люди хорошо подметили это.

Вот такие вот они - славянские черти. Герои старых сказок и неотъемлемая часть мира, в котором жили наши предки.

PS. В интернет магазине “KIDS and GAMES.ru” можно приобрести самые разнообразные игрушки из мультиков Disney . Причем для того чтобы было удобнее выбирать, можно отсортировать игрушки по названию мультфильма, по возрасту ребенка или для кого игрушка предназначена - для девочки или мальчика. И это ещё не все игрушки могут быть классифицированы по типам: логические, музыкальные, творческие и так далее. Убедитесь сами!

В любой религиозной культуре существуют антагонисты божественных сущностей. В христианстве - Сатана, Дьявол, в исламе - Иблис, Шайтан, в Индуизме - Кали (демоница, богиня зла и порока). Даже у древних шумеров противостояли друг другу Мардук и Тиамат.

Бесы - это слуги Дьявола. В христианской культуре бесами объявлены бывшие ангелы Бога. Те, кто восстали против Него и были низвергнуты вслед за мятежным Люцифером из рая в ад. Однако, не утратили при этом многих своих особенностей. Они все также мудры, могущественны. Способны сохранять невидимость. Но в то же время и могут изменять образ и являться человеку в различных обличиях.

Семантически слово «бес» восходит к древнеславянским корням, означающим «страх», «вселяющий ужас», «бояться». В старославянской церковной литературе слово «бес» перевели как греческий эквивалент слова «демон». В современном русском языке слова «бес», «демон», «черт» и другие являются синонимами.

В церковной литературе бесами именовались все злые духи, что является не совсем корректным, т.к. «злыми духами» были также объявлены все языческие божества. Считается, что бесы являясь слугами Сатаны олицетворяют собой все порочное и их основная задача склонить человека к грехам. Именно они являются искусителями, проповедующими блуд, чревоугодие, пьянство, гнев, гордость, праздность. Особенного внимания удостаиваются люди, ведущие праведный образ жизни: монахи, аскеты, святые, отшельники. Жития святых так и пестрят всяческими ухищрениями бесовского искушения.

В восточной мифологии бесы названы «Девами» и « ». Они также не пригодны ни для каких договоров, планирующих доброе дело и благополучный исход. Во всех известных иллюстрациях они представлены невероятно неприятными, уродливыми созданиями.

В западной культуре их изображают похожими на древнегреческих сатиров, фавнов: рога, копыта, хвостик. Зачастую, в память о бытности ангелами, в изображениях бесы наделены крыльями, иногда это крылья летучей мыши, по мифам животного нечистого. Впрочем, утверждается, что слуги Дьявола, при появлении способны перевоплощаться и предстать в различных образах. Они могут предстать животным, птицей, насекомым, а в отдельных случаях и людьми. В мифологической литературе описываются случаи соблазнения людей демонами в образе мужчины (), либо женщины (). Некоторых святых даже пытались ввести в заблуждение представ перед ними в образе Иисуса Христа. Собственно, образы черного кота и черного пса также считаются каноническими для нечисти. Недаром ведь черный кот во всех рассказах о ведьмах присутствует, и удивительно если его нет.

Одним из признаков близости беса является тошнота. Отсюда и русское выражение «тошная сила». Один из сеансов экзорцизма, проводимых Христом, сопровождался тошнотой одержимого, которую тот никак не мог преодолеть. Когда же Иисус помог больному - того вытошнило огромным червем, поползшим в сторону. Сын Божий взял два камня и размозжил червю голову, а человеку посоветовал отныне вести праведную жизнь во имя Бога, чтобы Сатана не вернулся в тело его и не начал вновь мучить, как долги годы до этого.

В наши дни образы бесов присутствуют повсюду. В литературе это и стихотворение Пушкина, и роман Достоевского, и Данте, написавший «Божественную комедию», две трети книги описывал ужасы ада и чистилища. Тут же вспоминается доктор «Фауст» Гете и бесчисленные подражатели-продолжатели этой темы. «Мастер и Маргарита» и «Дьяволиада» . Не говоря уже о романистах XX века. Особенно после 1969 года, когда в Сан-Франциско Антоном Шандором Лавеем была основана 1я официальная церковь Сатаны.

В живописи это бесконечные Босха, Шонгауэра, Веронезе, Грюневальда, Яна Госсарта, Лукаса Лейденского и многих других. Зачастую бесовские образы появляются в картинах искушения всяческих святых. Самым нелогичным представляется изображение демонов в росписях и архитектуре храмов, соборов и церквей. Особенно этим грешит готический стиль.

Кинематограф также не обошел стороной эту тему. На данный момент не менее 8 фильмов и сериалов называются «Бесы», и не все они экранизируют роман Достоевского. К тому же бесчисленные фильмы ужасов пестрят разнообразными воплощениями нечисти. «Изгоняющий дьявола», «Изгоняя Дьявола из Эмили Роуз», «Омен», «Константин» и прочие иллюстрирую одержимость.

Музыка не обошла внимание тему демонизма. Многие хеви-метал группы предстают в бесовском образе, воспевают их в текстах песен, изображают на обложках. Но не только рок-музыка подверглась очарованию. Блюзовые исполнители считают демонов главными вдохновителям своей музыки. Основная легенда всех блюзменов: в полночь нужно выйти на пустынный перекресток, встретить Дьявола и в обмен на свою душу подписать контракт о славе, благополучии и умении играть как никто другой. Что касается современной «хорошей» поп-музыки, то обнаженные певицы, пьяные певцы и песни, прославляющие секс, красивую праздную жизнь и прочие прелести жизни, не оставляют сомнения под чьим влиянием находятся исполнители и авторы.

В любом случае, как говорили на Руси «не буди лихо, пока оно тихо».



(общеславянское слово; старослав. ед.,ч. Бъсъ, укр. бic, болг. бяс, бес, сербо-хорв. вйjес, словен. б?s, чеш. bus, польск.bies и т. д.; исконно родственно литов. baisus, «страшный» и в конечном счёте восходит к индоевроп. bhoi-dho-s, «вызывающий страх, ужас»; Б. - того же корня, что слово «бояться») в древнеславянских языческих религиозно-мифологических представлениях злые духи (следы такого употребления термина - в архаичных фольклорных текстах, особенно в заговорах). Из языческой терминологии слово попало в христианскую традицию, где было использовано для перевода греч. ???????- демоны. В старых церковных поучениях против язычества слово «Б.» продолжало использоваться в первоначальном значении «злой дух», хотя категория злых духов расширена за счет включения сюда старых слав. языческих богов (Перун, Велес, Мокошь и др. называются здесь тоже Б.). в. и., в. т. В христианских религиозно-мифологических представлениях Б. - духи зла, антагонисты троицы и ангелов, слуги, воины и шпионы дьявола. «враги невидимые» человеческого рода. Как сеятели дурных внушений, болезней (особенно душевных расстройств - «беснования») и всякой скверны и порчи, как разрушители социальных связей, с особенной ненавистью относящиеся к браку и строящие против него всякие козни, Б. сопоставимы со злыми духами различных мифологий (см. ДУХИ), начиная с самых примитивных. Но согласно христианским представлениям, Б. не только опасны, как амбивалентные фольклорные персонажи, но абсолютно злы и не могут быть партнерами никакого договора, ведущего к добру. Идейный комплекс «священной войны» против злых духов сближает христианские представления о Б. с иранской мифологией (мотив борьбы с дэвами); но с точки зрения христианства живущее в Б. зло - не свойство, изначально присущее их природе, а следствие ложного выбора их свободной воли. Б. и сам дьявол - не порождение какой-то иной, неподвластной богу «теневой» стороны бытия (как Ангро-Майнью в его отношении к Ахурамазде), но создание самого бога, его неверные слуги. Когда-то они были ангелами, но не сохранили «своего достоинства» (Иуд. 6), отпали от бога в акте измены и стали «ангелами сатаны» (Апок. 12, 9 и др.), «ангелами бездны». (В церковно-славянском и русском народном обиходе иногда было принято называть Б. в отличие от добрых ангелов «аггелами», что соответствует орфографии, но не произношению греч. слова??????? «ангел».)От своего ангельского прошлого Б. удержали, хотя и в умаленной мере, прерогативы сверхчеловеческого знания и могущества, поставленные у Б. на службу злу. Помимо несвязанности условиями пространства и власти над стихиями, они имеют возможности тонкого проникновения в ход человеческих мыслей и вкладывания в ум и сердце человека нужных им внушений. Но Б. не обладают полным и достоверным знанием о глубинах человеческих душ; тайное решение очень твердой и праведной воли имеет шанс скрыться от глаз Б.Деятельность Б. как искусителей направлена на всех людей, но с особым вниманием они относятся к монахам, аскетам и пустынникам, находящимся с ними в отношении объявленной войны (отшельники ранней поры монашества с особым намерением избирали для проживания места, пользовавшиеся наиболее недоброй славой по части «нечистой силы», чтобы сразиться с Б. в самом их гнезде). Уже основатель христианского монашества египетский пустынник 4 в. Антоний Великий стал героем красочных рассказов о преодолении бесовских козней.Б. имеют общую с ангелами способность быть невидимыми и являться людям лишь по собственному произволу. Образ, который они принимают, также зависит от их выбора; а так как самая сущность бытия Б. - ложь, образ этот - фальшивая видимость, маска. По характерной русской пословице, «у нежити своего облика нет, она ходит в личинах». Чтобы добиться полного доверия соблазняемого, Б. могут принять образ светлого ангела или даже Иисуса Христа. Явившиеся в этом образе Б. говорят возгордившемуся монаху о его святости и богоизбранности (частый агиографический мотив), а малодушного, напротив, запугивают мнимой неизбежностью его осуждения (итальянская легенда о молодом ученике Франциска Ассизского, которому учитель велел ответить сверхъестественному посетителю простецкой, намеренно грубой бранью, после чего Лже-Христос исчез с сильным шумом и серным запахом). Считается, что видения, инспирированные Б., вызывают тяжелое чувство смущения и тоски или, напротив, судорожной веселости, которыми они сопровождаются (обычный симптом видимой или невидимой близости Б. - тошнота, ср. название Б. в русском фольклоре - «тошная сила»). Чтобы вкрасться в доверие, Б. принимают облик реальных отсутствующих людей, напр. друзей соблазняемого (легенда о Феодоре и Василии Печерских). Другие личины нужны Б. для побуждения похотливых чувств, обычно в пустыннике (явления в виде женщин, напр., герою апокрифической повести о Макарии Римском); тоскующую вдову Б. могут навещать и ласкать в обличье ее умершего мужа и т. п. Для позднего западноевропейского средневековья особенно характерны представления о Б., предлагающих себя для блуда мужчине - в виде женщины («суккуб»), а женщине - в виде мужчины («инкуб»); представления эти не чужды Византии (в «Житии Василия Нового», 10 в., упоминается грех соития с Б.) и Древней Руси («Повесть о бесноватой жене Соломонии», 17 в.). Третий род личин - гротескные подобия фантастических, уродливых чудищ (огнедышащий змий, псоглавец, «единаок», напоминающий одноглазых киклопов) или животных, либо хищных и опасных (лев, медведь, волк и т. п.), либо «нечистых» и внушающих отвращение (жаба, ср. Апок. 16, 13, мышь и т. п.). Сюда же примыкают образы черного пса, а в Западной Европе - черного кота (в порядке ложной этимологии связывавшегося с наименованием средневековой ереси катаров). Фольклор часто представлял Б. в обличье иноверцев (иудеев, мусульман) и иноземцев, либо наиболее экзотических («черные мурины», т. е. эфиопы, - постоянное обозначение Б. в старинной русской литературе), либо, напротив, наиболее известных и одиозных (арабы в византийской литературе, ляхи и литвины в древнерусских текстах). Темные фигуры «муринов» являются мучить и томить после смерти человека его душу, вышедшую из тела и страшащуюся неведомого пути. Наиболее обычный образ Б. в народной фантазии и в иконографических традициях православного и католического средневековья совмещает антропоморфные и териоморфные черты, приближаясь в этом отношении к языческому образу сатира или фавна: он темен, рогат, хвостат, ноги его оканчиваются копытцами, хотя в воспоминание о своей изначальной ангельской природе он имеет крылья (впрочем, в западной традиции это обычно крылья летучей мыши - еще одного «нечистого» животного). Особенно богатой иконография Б. становится на исходе средневековья. «Дьяблерии» на Западе и аналогичные явления русской фантазии неразрывно связаны с судьбами низовой сатиры. Образы Б. как мучителей грешников в аду у Данте («Божественная комедия»), отмеченные неприкрашенной убедительностью, сохраняют связь с ортодоксальной традицией. В позднейшей литературе необходимо отметить образ черта из «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского (и его почти цитатное отражение в «Докторе Фаустусе» Т. Манна), стилизацию апокрифических историй о Б. у А. М. Ремизова, декоративное использование «дьяблерии» в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова и др.Лит.: Буслаев Ф. И., Бес, в его кн.: Мои досуги, т. 2, М., 1886, с. 1-23; Дурново Н. Н., Легенда о заключенном бесе в византийской и старинной русской литературе, в сб.: Древности. Труды славянской комиссии императорского Московского археологического общества, т. 4 в. 1, М., 1907, с. 64-152; Успенский А. И. Бес. (Из материалов для истории русской живописи), «Золотое Руно», 1907, № 1, с. 21-27 Спасский А. А., Вера в демонов в древней церкви и борьба с ними, «Богословский вестник» 1907, т. 2, с. 357-91; Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила, СПБ, 1903; Рязавовский Ф. А., Демонология в древнерусской литературе, М., 1915. С. С. АверинцеВ. В Западной Европе начиная с 15 в. в изобразительном искусстве особую популярность обретает сюжет «Искушение святого Антония», дававший широкий простор воображению живописцев в воплощении фигур Б. (произведения М. Шонгауэра, И. Босха, М. Грюневальда, Яна Госсарта, Л. Кранаха Старшего, Лукаса Лейденского, П. Веронезе, X. Голциуса и др.). Среди произведений литературы на этот сюжет философская драма Г. Флобера «Искушение святого Антония». Фигуры Б. встречаются в миниатюрах средневековых рукописей и в пластике соборов 11-15 вв. Особенно причудливые порождения фантазии художников содержатся в числе гротескных деталей готического орнамента соборов. Изображение Б. в живописи связано также с воплощением сцен ада (напр., у Босха) и особенно страшного суда.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БЕСЫ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БЕСЫ
    Бесы — в христианстве духи зла, антагонисты Троицы и ангелов, слуги, воины и шпионы дьявола, «враги невидимые» человеческого рода. Бесы …
  • БЕСЫ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    БЕ’СЫв христианстве духи зла, антагонисты Троицы и ангелов, слуги, воины и шпионы дьявола, «враги невидимые» человеческого рода. Бесы — сеятели …
  • БЕСЫ в Большом энциклопедическом словаре:
  • БЕСЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Biessi, ??????? — имя славянского народа, жившего во время Птолемея в теперешней Галиции, у подножия Карпат. О них писал Шафарик …
  • БЕСЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Biessi, ??????? ? имя славянского народа, жившего во время Птолемея в теперешней Галиции, у подножия Карпат. О них писал Шафарик …
  • БЕСЫ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в древнеславянской мифологии злые духи; в христианских представлениях то же, что …
  • БЕСЫ (РОМАН) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-25 Time: 09:19:52 Бесы — роман Фёдора Михайловича Достоевского, написанный им в 1872 годах. - * Говорили об …
  • БЕС, БЕСЫ
    злые духи, служащие диаволу и вместе с ним составляющие царство тьмы, главою коего есть диавол (Мф 12:24-29 и др.). Указания …
  • УФООДЕРЖИМОСТЬ в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    нездоровая одержимость, присущая некоторым исследователям и контактерам (уфоманам), которая, по данным официальной науки объясняется "обычной" манией, а согласно мнению церкви, …
  • ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ в Новейшем философском словаре:
    (1821-1881) - русский писатель, мыслитель-гуманист. Основные сочинения: "Бедные люди" (1845), "Записки из Мертвого дома" (1860), "Униженные и оскорбленные" (1861), "Идиот" …
  • БЕСНОВАТЫЙ, БЕСНОВАТЫЕ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Мф 4:24, Мк 1:23, Лк 6:35, Ин 10:20-21 и др.) - так называются люди, одержимые злыми духами. В Свящ. Писании …
  • НИКИТА СТОЛПНИК
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита Столпник, Переяславский (+ ок. 1186), чудотворец, преподобный. Память 23 мая в Соборе …
  • МФ 12 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Евангелие от Матфея. Глава 12 Главы: 1 2 3 4 …
  • МК 3 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Евангелие от Марка. Глава 3 Главы: 1 2 3 4 …

БЕСЫ БЕСЫ

(общеславянское слово; старослав. ед. ,ч. Бъсъ, укр. бic, болг. бяс, бес, сербо-хорв. вйjес, словен. бês, чеш. bus, польск. bies и т. д.; исконно родственно литов. baisus, «страшный» и в конечном счёте восходит к индоевроп. bhoi-dho-s, «вызывающий страх, ужас»; Б. - того же корня, что слово «бояться»), в древнеславянских языческих религиозно-мифологических представлениях злые духи (следы такого употребления термина - в архаичных фольклорных текстах, особенно в заговорах). Из языческой терминологии слово попало в христианскую традицию, где было использовано для перевода греч. δαίμονς- демоны. В старых церковных поучениях против язычества слово «Б.» продолжало использоваться в первоначальном значении «злой дух», хотя категория злых духов расширена за счёт включения сюда старых слав. языческих богов (Перун, Велес, Мокошь и др. называются здесь тоже Б.).
в. и., в. т.

В христианских религиозно-мифологических представлениях Б. - духи зла, антагонисты троицы и ангелов, слуги, воины и шпионы дьявола. «враги невидимые» человеческого рода. Как сеятели дурных внушений, болезней (особенно душевных расстройств - «беснования») и всякой скверны и порчи, как разрушители социальных связей, с особенной ненавистью относящиеся к браку и строящие против него всякие козни, Б. сопоставимы со злыми духами различных мифологий (см. Духи ), начиная с самых примитивных. Но согласно христианским представлениям, Б. не только опасны, как амбивалентные фольклорные персонажи, но абсолютно злы и не могут быть партнёрами никакого договора, ведущего к добру. Идейный комплекс «священной войны» против злых духов сближает христианские представления о Б. с иранской мифологией (мотив борьбы с дэвами); но с точки зрения христианства живущее в Б. зло - не свойство, изначально присущее их природе, а следствие ложного выбора их свободной воли. Б. и сам дьявол - не порождение какой-то иной, неподвластной богу «теневой» стороны бытия (как Ангро-Майнью в его отношении к Ахурамазде), но создание самого бога, его неверные слуги. Когда-то они были ангелами, но не сохранили «своего достоинства» (Иуд. 6), отпали от бога в акте измены и стали «ангелами сатаны» (Апок. 12, 9 и др.), «ангелами бездны». (В церковно-славянском и русском народном обиходе иногда было принято называть Б. в отличие от добрых ангелов «аггелами», что соответствует орфографии, но не произношению греч. слова άλλελος «ангел».)
От своего ангельского прошлого Б. удержали, хотя и в умалённой мере, прерогативы сверхчеловеческого знания и могущества, поставленные у Б. на службу злу. Помимо несвязанности условиями пространства и власти над стихиями, они имеют возможности тонкого проникновения в ход человеческих мыслей и вкладывания в ум и сердце человека нужных им внушений. Но Б. не обладают полным и достоверным знанием о глубинах человеческих душ; тайное решение очень твёрдой и праведной воли имеет шанс скрыться от глаз Б.
Деятельность Б. как искусителей направлена на всех людей, но с особым вниманием они относятся к монахам, аскетам и пустынникам, находящимся с ними в отношении объявленной войны (отшельники ранней поры монашества с особым намерением избирали для проживания места, пользовавшиеся наиболее недоброй славой по части «нечистой силы», чтобы сразиться с Б. в самом их гнезде). Уже основатель христианского монашества египетский пустынник 4 в. Антоний Великий стал героем красочных рассказов о преодолении бесовских козней.
Б. имеют общую с ангелами способность быть невидимыми и являться людям лишь по собственному произволу. Образ, который они принимают, также зависит от их выбора; а так как самая сущность бытия Б. - ложь, образ этот - фальшивая видимость, маска. По характерной русской пословице, «у нежити своего облика нет, она ходит в личинах». Чтобы добиться полного доверия соблазняемого, Б. могут принять образ светлого ангела или даже Иисуса Христа. Явившиеся в этом образе Б. говорят возгордившемуся монаху о его святости и богоизбранности (частый агиографический мотив), а малодушного, напротив, запугивают мнимой неизбежностью его осуждения (итальянская легенда о молодом ученике Франциска Ассизского, которому учитель велел ответить сверхъестественному посетителю простецкой, намеренно грубой бранью, после чего Лже-Христос исчез с сильным шумом и серным запахом). Считается, что видения, инспирированные Б., вызывают тяжёлое чувство смущения и тоски или, напротив, судорожной весёлости, которыми они сопровождаются (обычный симптом видимой или невидимой близости Б. - тошнота, ср. название Б. в русском фольклоре - «тошная сила»). Чтобы вкрасться в доверие, Б. принимают облик реальных отсутствующих людей, напр. друзей соблазняемого (легенда о Феодоре и Василии Печерских). Другие личины нужны Б. для побуждения похотливых чувств, обычно в пустыннике (явления в виде женщин, напр., герою апокрифической повести о Макарии Римском); тоскующую вдову Б. могут навещать и ласкать в обличье её умершего мужа и т. п. Для позднего западноевропейского средневековья особенно характерны представления о Б., предлагающих себя для блуда мужчине - в виде женщины («суккуб»), а женщине - в виде мужчины («инкуб»); представления эти не чужды Византии (в «Житии Василия Нового», 10 в., упоминается грех соития с Б.) и Древней Руси («Повесть о бесноватой жене Соломонии», 17 в.). Третий род личин - гротескные подобия фантастических, уродливых чудищ (огнедышащий змий, псоглавец, «единаок», напоминающий одноглазых киклопов) или животных, либо хищных и опасных (лев, медведь, волк и т. п.), либо «нечистых» и внушающих отвращение (жаба, ср. Апок. 16, 13, мышь и т. п.). Сюда же примыкают образы чёрного пса, а в Западной Европе - чёрного кота (в порядке ложной этимологии связывавшегося с наименованием средневековой ереси катаров). Фольклор часто представлял Б. в обличье иноверцев (иудеев, мусульман) и иноземцев, либо наиболее экзотических («чёрные мурины», т. е. эфиопы, - постоянное обозначение Б. в старинной русской литературе), либо, напротив, наиболее известных и одиозных (арабы в византийской литературе, ляхи и литвины в древнерусских текстах). Тёмные фигуры «муринов» являются мучить и томить после смерти человека его душу, вышедшую из тела и страшащуюся неведомого пути. Наиболее обычный образ Б. в народной фантазии и в иконографических традициях православного и католического средневековья совмещает антропоморфные и териоморфные черты, приближаясь в этом отношении к языческому образу сатира или фавна: он тёмен, рогат, хвостат, ноги его оканчиваются копытцами, хотя в воспоминание о своей изначальной ангельской природе он имеет крылья (впрочем, в западной традиции это обычно крылья летучей мыши - ещё одного «нечистого» животного). Особенно богатой иконография Б. становится на исходе средневековья. «Дьяблерии» на Западе и аналогичные явления русской фантазии неразрывно связаны с судьбами низовой сатиры. Образы Б. как мучителей грешников в аду у Данте («Божественная комедия»), отмеченные неприкрашенной убедительностью, сохраняют связь с ортодоксальной традицией. В позднейшей литературе необходимо отметить образ чёрта из «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского (и его почти цитатное отражение в «Докторе Фаустусе» Т. Манна), стилизацию апокрифических историй о Б. у А. М. Ремизова, декоративное использование «дьяблерии» в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова и др.
Лит.: Буслаев Ф. И., Бес, в его кн.: Мои досуги, т. 2, М., 1886, с. 1-23; Дурново Н. Н., Легенда о заключенном бесе в византийской и старинной русской литературе, в сб.: Древности. Труды славянской комиссии императорского Московского археологического общества, т. 4 в. 1, М., 1907, с. 64-152; Успенский А. И. Бес. (Из материалов для истории русской живописи), «Золотое Руно», 1907, № 1, с. 21-27 Спасский А. А., Вера в демонов в древней церкви и борьба с ними, «Богословский вестник» 1907, т. 2, с. 357-91; Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила, СПБ, 1903; Рязавовский Ф. А., Демонология в древнерусской литературе, М., 1915.
С. С. АверинцеВ.

В Западной Европе начиная с 15 в. в изобразительном искусстве особую популярность обретает сюжет «Искушение святого Антония», дававший широкий простор воображению живописцев в воплощении фигур Б. (произведения М. Шонгауэра, И. Босха, М. Грюневальда, Яна Госсарта, Л. Кранаха Старшего, Лукаса Лейденского, П. Веронезе, X. Голциуса и др.). Среди произведений литературы на этот сюжет философская драма Г. Флобера «Искушение святого Антония». Фигуры Б. встречаются в миниатюрах средневековых рукописей и в пластике соборов 11-15 вв. Особенно причудливые порождения фантазии художников содержатся в числе гротескных деталей готического орнамента соборов. Изображение Б. в живописи связано также с воплощением сцен ада (напр., у Босха) и особенно страшного суда.


(Источник: «Мифы народов мира».)

БЕСЫ

в славянской мифологии злые духи. Именно в этом смысле употребляется данный термин в народном творчестве, особенно ярко в заговорах. Бесы могут представляться в различных образах. Характерна русская пословица: «У нежити своего облика нет, она ходит в личинах». Наиболее обычный образ бесов в иконографии и фольклоре такой - темный, рогатый, хвостат, на ногах копытца. Деятельность бесов как искусителей направлена на всех людей, но особенно не равнодушны они к монахам, аскетам и пустынникам. «...В поле бес нас водит, видно, /Да кружит по сторонам. /Посмотри: вон, вон играет, /Дует, плюет на меня; /Вон - теперь в овраг толкает /Одичалого коня; /Там верстою небывалой /Он торчал передо мной; /Гам сверкал он искрой малой /И пропал во тьме ночной» (А.С. Пушкин. «Бесы»).

(Источник: «Славянская мифология. Словарь-справочник.»)

Гравюра М. Шонгауэра.
1470—75.
Москва.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.


Смотреть что такое "БЕСЫ" в других словарях:

    - «Бесы» (1830) стихотворение Александр Сергеевича Пушкина. «Бесы» (1872) роман Федора Михайловича Достоевского. Бесы (Biessi, Βίεσσοι) имя славянского народа, жившего во время Птолемея в теперешней Галиции, у подножия… … Википедия

    БЕСЫ, в древнеславянской мифологии злые духи; слово общеславянское, восходит к индоевропейскому bhoi dho s «вызывающий страх». Следы древнего значения сохранились в архаичных фольклорных текстах, особенно заговорах. В христианской традиции «бес»… … Энциклопедический словарь

    В древнеславянской мифологии злые духи; в христианских представлениях то же, что черти … Большой Энциклопедический словарь

    - «БЕСЫ (Николай Ставрогин)», Россия, Время (кинокомпания «Мосфильм), 1992, цв., 153 мин. Драма. По мотивам одноименного романа Ф.Достоевского. Действие психологической драмы происходит в конце века. На мутной волне российской революционной… … Энциклопедия кино

    Демоны, нечистые духи, нечистая сила противники Бога и Божия дела в мире, «враги невидимые» Церкви и всего человеческого рода, слуги, воины и соглядатаи сатаны. По учению Церкви, Б. страшная реальность; верующий человек имеет право находить… … Энциклопедия культурологии

Похожие публикации