Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Имя лазарева на географической карте. Михаил лазарев краткая биография и интересные факты. Имя В. И. Беринга носят также

Михаил Петрович Лазарев (1788 г. - 1851 г.) - талантливый и деятельный моряк, исследователь Антарктиды, герой Наваринского сражения. Под его руководством в Николаеве и Севастополе было построено свыше 150 боевых кораблей и судов. При Лазареве было фактически заново построено Адмиралтейство в Севастополе и Новороссийске, перестроено Адмиралтейство в Николаеве. Под его руководством Севастополь превратился в сильную морскую крепость.

Имя адмирала Лазарева стало символом возрождения Черноморского флота после его фактического развала. В первой трети XIX века, при переходе на “новый облик” Флот Юга России был минимизирован, утратил свою былую мощь. Михаил Петрович со своими сподвижниками и единомышленниками его возродил. Семнадцать лет командовал Черноморским флотом адмирал Лазарев. Этот период современники и потомки называли “лазаревской эпохой” флота, достигшего пика развития в период истории использования паруса...

Перед самой смертью, окружающие адмирала упрашивали его написать письмо государю и поручить ему свое семейство. «Я никогда ничего в жизнь мою ни у кого для себя не просил, — ответил умирающий Лазарев, — и теперь не стану просить перед смертью».

Знаменитый русский флотоводец Михаил Петрович Лазарев родился во Владимирской губернии 14 ноября 1788 г., в дворянской семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева, правителя Владимирского наместничества. Незадолго до смерти, в 1800 году сенатор определил троих сыновей — Андрея, Михаила, Алексея — в Морской кадетский корпус.

В 1803 г. выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. В том же году, в числе тридцати лучших гардемаринов Лазарев был отправлен в заграничное плавание. Пять лет непрерывного плавания в Северном и Средиземном морях, в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах были для Лазарева отличной морской школой. Капитаны кораблей, на которых плавал Михаил Петрович, аттестовали его как "юношу ума острого и поведения благонравного".

В декабре 1805 г. произведен в первый офицерский чин — мичмана. В числе 30 лучших выпускников корпуса отправлен в Англию, где служил волонтёром на флоте до 1808 года для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах.

По прибытии в Россию, уже будучи офицером, Лазарев вскоре принял участие в боевых действиях. Особенно отличился он в бою 14 августа 1808 г. вблизи Балтийского порта, находясь на корабле "Всеволод", которому пришлось тогда вести бой с двумя английскими линейными кораблями.

Михаил Петрович участвовал в Отечественной войне 1812 г., служа на бриге "Феникс".

В августе 1812 г., когда Риге угрожали полчища Наполеона, стремившиеся поработить народы России, корабли Балтийского флота должны были отвлечь от города часть французских сил. Лазарев на бриге "Феникс" участвовал в демонстративной высадке десанта и бомбардировке Данцига. Цель была достигнута - французы оттянули к Данцигу часть своих сил, и натиск на Ригу был ослаблен.

В 1813 году лейтенант Лазарев получил новое назначение — командовать шлюпом «Суворов», отправляющимся в кругосветное плавание вокруг земного шара. Корабль «Суворов», на который получил назначение Лазарев, принадлежал Российско-Американской компании, созданной русскими промышленниками в конце XVIII-го столетия. Своей задачей компания поставила улучшение использования природных богатств Русской Америки. Компания была чрезвычайно заинтересована в регулярном морском сообщении между Петербургом и Русской Америкой и не жалела средств на снаряжение кругосветных экспедиций. В начале октября 1813 года подготовка к путешествию была завершена, и на рассвете 9 октября «Суворов» отошёл от Кронштадтского рейда. В начале пути их встретили сильные ветры и густые туманы, от которых «Суворову» пришлось укрыться в шведской гавани Карлскруна. Пройдя проливы Зунд, Каттегат и Скагеррак (между Данией и Скандинавским полуостровом) и благополучно избежав нападения французских и союзных им датских военных кораблей, Лазарев благополучно довел «Суворова» до Ла-Манша. В Портсмуте корабль сделал остановку, затянувшуюся на целых три месяца. 27 февраля 1814 года «Суворов» отошёл от Портсмутского рейда и устремился к югу. Спустя две недели корабль Лазарева уже подходил к острову Мадейра — португальской колонии у берегов Африки. 2 апреля «Суворов» пересек экватор, а вечером 21 апреля вошёл в бухту Рио-де-Жанейро. 24 мая «Суворов» покинул Рио-де-Жанейро и вышел в Атлантический океан.

14 августа «Суворов» вошёл в Порт-Джэксон, принадлежавший англичанам. При подходе к гавани «Суворов» был встречен громом артиллерийского салюта, которым приветствовал русских моряков губернатор острова по случаю окончательной победы над Наполеоном.

«Суворов» плыл по Тихому океану, вновь приближаясь к экватору. 28 сентября впереди показались очертания суши. Однако на карте, имеющейся в распоряжении Лазарева, никаких признаков суши не было и лишь при подходе на более близкое расстояние и обследовании этих мест Лазарев понял, что перед ним группа коралловых островов, возвышающихся над поверхностью океана и соединяющихся между собой коралловыми перемычками. Эти острова были покрыты кустарником и деревьями. Вновь открытым островам Лазарев дал имя Суворова.

Закончив обследования островов, «Суворов» вновь продолжил путь на север. 10 октября был пересечен экватор.

В ноябре корабль Лазарева подошёл к центру Русской Америки — порту и поселению Ново-Архангельску. Здесь Лазарева встретил управитель Российско-Американской компании А. А. Баранов, выразивший ему благодарность за сохранность вверенных ему грузов. На зиму «Суворов» остался в Ново-Архангельске. После окончания зимовки «Суворов» был нагружен продовольствием и товарами, и по приказанию А. А. Баранова Лазарев взял курс на один из островов Алеутской группы (Уналашка) и находящиеся рядом с ним Прибыловы острова. Выгрузив вверенный ему груз, он принял на борт пушнину, заготовленную местными промышленниками. Корабль Лазарева пробыл в пути чуть более месяца. Груз, принятый на борт в Уналашке, предстояло доставить в Кронштадт, предварительно вернувшись в Ново-Архангельск. В конце июля «Суворов» покинул Ново-Архангельск. Теперь его путь в Кронштадт лежал вдоль берегов Северной и Южной Америки, в обход мыса Горн. Лазареву ещё предстояло сделать остановку в перуанском порту Кальяо для разрешения ряда вопросов, связанных с делами Российско-Американской компании.

После захода в порт Сан-Франциско «Суворов» двинулся к берегам Перу. На протяжении трехмесячной стоянки в порту Кальяо Лазарев с офицерами знакомился с жизнью города и порта.

Пройдя в штормовую погоду через пролив Дрейка и мимо опасного мыса Горна, Лазарев приказал повернуть на северо-восток в Атлантический океан. Он не стал останавливаться в Рио-де-Жанейро, а сделал лишь небольшую остановку у острова Фернанду-ди-Норонья. Здесь на «Суворове» были исправлены повреждения, причиненные штормом, и корабль поплыл к берегам Англии. 8 июня он уже был в Портсмуте, а ещё через пять недель вернулся в Кронштадт.

Из плавания Михаил Петрович вернулся зрелым, опытным командиром и вскоре, в марте 1819 года Лазарев получил назначение командовать шлюпом "Мирный", отправлявшийся в кругосветную экспедицию в Южный Ледовитый океан. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами.

Вместе со шлюпом "Восток" (под общим командованием его командира капитан-лейтенанта Беллинсгаузена) шлюп "Мирный" отбыл в том же 1819 г. из Кронштадта.

Плавание проходило в тяжелых полярных условиях: среди ледяных гор, при частых штормах. Благодаря превосходному знанию морского дела Лазаревым и Беллинсгаузеном "Восток" и "Мирный" ни разу не теряли друг друга из виду и прошли через все опасности невредимыми.

Корабли находились в походе 751 день, из них 527 под парусами, и прошли свыше 50 000 миль. Экспедицией был открыт ряд островов, в том числе группа коралловых, названных в честь героев 1812 г. именами Кутузова, Слонимского, Барклая-де-Толли, Витгенштейна, Ермолова, Раевского, Милорадовича, Волконского.

Недалеко от острова Ю. Георгия экспедиция обнаружила остров, названный в честь лейтенанта шлюпа "Мирный" о. Анненкова. На карту были нанесены три мыса этого острова: мыс Парядина, мыс Куприянова и мыс Демидова, названные также в честь офицеров, участвовавших в экспедиции. Кроме того, в честь - мичмана Новосильского был назван и нанесен на карту залив.

16 января 1820 г. шлюпы "Восток" и "Мирный", несмотря на тяжелую ледовую обстановку, подошли к Антарктиде. Через несколько дней - 21 января 1820 г. русские моряки подошли вплотную к берегу Антарктического материка на 69° 25" ю. ш. После этого корабли пошли в Тихий океан, отложив исследование открытого материка на следующий год. В октябре 1820 г., отремонтировав корабли и пополнив запасы продовольствия, Беллинсгаузен и Лазарев, пробиваясь сквозь льды и туманы, снова направились к Антарктиде. 9 января 1821 г. они открыли остров Петра I, а через неделю на 68°43" южной широты и 73°10" западной долготы подошли к гористому берегу, который был назван берегом Александра I.

Так русские моряки первыми в мире открыли новую часть света Антарктиду, опровергнув мнение английского путешественника Джеймса Кука, утверждавшего, что в южных широтах нет никакого материка, а если он и существует, то только близ полюса, в недоступном для плавания районе.

Через неделю экспедиция достигла Южно-Шетландских островов. Русские мореплаватели, пройдя вдоль всего южного побережья Южной Шетландии, доказали, что она состоит из гряды высоких каменистых островов, покрытых вечным снегом.

Плавание "Востока" и "Мирного" является замечательным вкладом в историю географических открытий. За Россией был закреплен приоритет в открытии ряда земель Антарктики.

По возвращении в Россию Михаил Петрович был произведен через чин в капитаны 2 ранга и получил в командование фрегат "Крейсер".

В то время как Лазарев находился в полярной экспедиции, обострилась обстановка в районе Русской Америки. Все более широкий размах принимали действия английских и американских контрабандистов. Ново-Архангельск прикрывал корабль «Аполлон» — единственное военное судно Российско-Американской компании, но безопасность всех территориальных вод России в этом районе он обеспечить не мог. Поэтому было решено направить к берегам Русской Америки 36-пушечный фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога». Командование фрегатом возлагалось на Лазарева, а командование «Ладогой» — на его младшего брата Андрея.

17 августа 1822 года корабли под командованием Лазарева покинули кронштадтский рейд. Экспедиция началась в условиях жестоких штормов, вынуждавших Лазарева сделать остановку в Портсмуте. Лишь в ноябре удалось покинуть гавань и взять курс на Канарские острова, а оттуда к берегам Бразилии.

Плавание к Рио-де-Жанейро проходило в исключительно благоприятных условиях, однако после отплытия из столицы Бразилии стихия вновь разбушевалась. В море поднялся ураган, начались бури, сопровождаемые снегом. Лишь в середине мая «Крейсеру» удалось подойти к Тасмании. Затем фрегат Лазарева взял курс на Таити.

На Таити «Крейсер» встретился с «Ладогой», с которой он разошёлся во время штормов и теперь согласно полученному ранее предписанию каждый корабль с вверенным ему грузом поплыл своим курсом. «Ладога» — к полуострову Камчатка, «Крейсер» пошёл к берегам Русской Америки.

Около года провел «Крейсер» у берегов северо-западной Америки, охраняя русские территориальные воды от контрабандистов. Летом 1824 года «Крейсер» сменил прибывший в Ново-Архангельск шлюп «Предприятие» под командованием капитан-лейтенанта О. Е. Коцебу. 16 октября «Крейсер» покинул Ново-Архангельск.

Лишь только «Крейсер» вышел в открытое море, как вновь разыгрался ураган. Однако корабль Лазарева не стал укрываться в гавани Сан-Франциско, а выдержал шторм в открытом море. 5 августа 1825 года «Крейсер» подошёл к Кронштадтскому рейду.

За образцовое выполнение задания Лазарев был произведен в капитаны 1-го ранга. Но капитан «Крейсера» настоял, чтобы награды получили не только он сам и его офицеры, но и все матросы его корабля, участники труднейшего похода.

На следующий год Лазарев был назначен командиром 12-го флотского экипажа. Ему было поручено личное наблюдение за строительством в Архангельске военного корабля «Азов».

В 1826 г. Михаила Петровича назначили командиром этого нового линейного корабля "Азов". Лазарев привел его в Кронштадт, где "Азов" вступил в строй Балтийской эскадры. Здесь Михаилу Петровичу довелось некоторое время служить под начальством знаменитого русского адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина, который очень уважал и ценил его.

Линейный корабль "Азов"

После перехода отряда кораблей из Архангельска в Кронштадт его ожидало новое назначение. Лазарев переводился на Черное, а затем на Средиземное море. В 1827 г. командир "Азова" Лазарев был назначен по совместительству начальником штаба эскадры, снаряжавшейся для похода в Средиземное море.

20 октября 1827 г. произошел знаменитый Наваринский бой, в котором участвовали русская, английская и французская эскадры. Командуя «Азовом», М. П. Лазарев принял участие в Наваринском сражении.

Русские вынесли на себе всю тяжесть боя и сыграли главную роль в разгроме турецко-египетского флота. Противник потерял линейный корабль, 13 фрегатов, 17 корветов, 4 брига, 5 брандеров и другие суда.

Капитан 1 ранга Михаил Петрович Лазарев был душой русской эскадры. От него шли все нити боевого управления на корабли эскадры. "Азов", которым командовал Лазарев, находился в центре изогнутой боевой линии из четырех линейных кораблей. И именно сюда турки направили свой главный удар. Линейному кораблю "Азов" пришлось вести бой одновременно с пятью вражескими кораблями, все они были уничтожены метким огнем артиллерии "Азова". Вместе с Лазаревым сражались будущие герои севастопольской обороны - лейтенант П.С. Нахимов, мичман В.А. Корнилов и гардемарин В.М. Истомин. За Наваринский бой линейный корабль "Азов" удостоился высшей награды - кормового георгиевского флага. Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награжден орденом.

Позже Нахимов писал о Лазареве: "...Я до сих пор не знал цены нашему капитану. Надобно было на него смотреть во время сражения, с каким благоразумием, с каким хладнокровием он везде распоряжался. Но у меня недостанет слов описать все его похвальные дела и я смело уверен, что русский флот не имел подобного капитана".

За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награждён сразу тремя орденами(греческий — «Командорский крест Спасителя», английский — Бани и французский — Святого Людовика, а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг.)

Линкор "Азов" в бою

После Наваринского боя Лазарев, будучи начальником штаба эскадры, крейсировал в Архипелаге и участвовал в блокаде Дарданелл, после чего, командуя эскадрой из 10 кораблей, привел ее из Архипелага в Кронштадт.

С 1830 г. Лазарев командовал бригадой кораблей Балтийского флота. В 1832 г. он стал начальником штаба Черноморского флота, а в следующем году - его командующим. В этой должности Михаил Петрович находился в течение 18 лет.

В феврале 1833 г. М.П. Лазарев мастерски провел переброску 10-тысячного десанта русских войск в Босфор, что было связано с демонстрацией "дружественных чувств" к Турции в период турецко-египетского конфликта. Десант 1833 г., отличавшийся очень высокой по тому времени организацией перехода морем, явился хорошей школой для черноморских моряков.

Большого искусства взаимодействия с армией достиг русский Черноморский флот в период войны на Кавказе. Закрепление России на Кавказе особенно враждебно воспринималось Англией, которая стремилась превратить Кавказ с его богатыми естественными ресурсами в свою колонию. На протяжении многих лет Англия поддерживала Турцию и Персию в их борьбе против России. Английские и турецкие агенты организовали на Кавказе движение групп религиозных фанатиков (мюрдизм), одним из основных лозунгов которого было присоединение Кавказа к Турции.

Корабли Черноморского флота под командой Лазарева содействовали сухопутным войскам в занятии многих пунктов Черноморского побережья. В 1838 г. Лазарев высадил десант в районе Туапсе.

В период 1838-1840 гг. с кораблей Черноморского флота под непосредственным руководством Лазарева было высажено несколько десантов войск генерала Раевского, которые очистили от противника побережье и устья рек Туапсе, Субаши и Пазуапе, причем на берегу последней русские построили форт, названный именем Лазарева.

И.К. Айвазовский "Десант в Субаши"

У Кавказских берегов в сложных условиях малоизвестного тогда побережья черноморские моряки лазаревской школы проявили большое искусство взаимодействия с сухопутными войсками, наглядным примером чего являются действия кораблей отряда контр-адмирала Станюковича, посланных Лазаревым для содействия продвижению русских войск генерала Анрепа (преемник Раевского) в район Сочи-Адлер в 1841 г.

В 1840 г. на побережье между Анапой и Сухум-Кале русские имели 12 укреплений, построенных на территориях, занятых при содействии кораблей Черноморского флота. Укрепления эти подвергались частым нападениям отрядов Шамиля, подстрекаемых английскими и турецкими агентами. В целях борьбы с ними на мысе Адлер у укрепления св. Духа к октябрю 1841 г. был сосредоточен 11-тысячный отряд под командой генерала Анрепа, большая часть которого была доставлена сюда на кораблях Черноморского флота. В отряд также входила милиция, состоявшая из кавказских народов и племен, поддерживавших в этой борьбе русских. Там были такие милицейские части, как Абхазская, Самуразаканская, Цибельдинская, Мингрельская, Гурийская, Имеретинская. Войска должны были повести наступление от мыса Адлер вдоль побережья до форта Навагинского (Сочи).

В первых числах октября 1841 г. генерал Анреп вместе с контр-адмиралом Станюковичем произвел рекогносцировку района побережья, В котором предстояло действовать. Были засечены на берегу наиболее крупные завалы, сделанные бандами Шамиля из огромных вековых деревьев или из двойного ряда плетеных изгородей, заполненных землей. Эти завалы должна была уничтожить корабельная артиллерия. 8 октября ночью русский сухопутный отряд двинулся вдоль побережья. На следующий день вдоль берега двинулись корабли Черноморского флота. На - буксире пароходов шли линейный корабль "Три Иерарха" (84 пушки) и фрегат "Агатопль" (60 пушек). Корабли эти двигались впереди сухопутных войск на расстоянии около километра от них. Когда на берегу показывался крупный завал, адмирал давал сигнал сухопутным частям остановиться. После этого пароходы подводили близко к берегу корабль и фрегат, которые артиллерийским огнем легко разрушали завалы и выбивали оттуда противника. Затем корабли продолжали движение вперед, а для того чтобы неприятель не вернулся вновь к местам прежних завалов, между сухопутным отрядом и группой артиллерийских кораблей все время крейсировали шхуна и тендер. Кроме того, вдоль побережья ходили 18-пушечные бриги, обстреливавшие скопления врага на берегу. У самого берега непосредственно впереди и сзади войск шли вооруженные казачьи лодки и баркасы, причем на последних были установлены каронады. Временами лодки и баркасы приставали носом к берегу и картечью поражали противника. Для перевозки раненых имелись специальные невооруженные катера. Они же перевозили с кораблей воду для войска, которое испытывало в ней большую нужду.

В результате тесного взаимодействия между сухопутными частями н кораблями в эти дни был разбит крупный отряд одного из сподвижников Шамиля - Хаджи Берзекс (отряд потерял до 1700 человек убитыми и ранеными) и занят ряд важных опорных пунктов Шамиля на побережье Кавказа. Таким образом, успешная деятельность возглавляемого М.П. Лазаревым Черноморского флота мешала осуществлению планов англичан и турок на Кавказе.

Лазарев первый организовал двухлетнюю экспедицию фрегата "Скорый" и тендера "Поспешный" с целью описи Черного моря, следствием которой было издание первой лоции Черного моря.

Под его руководством парусный Черноморский флот стал лучшим в России. Были достигнуты серьезные успехи в кораблестроении. Лазарев лично следил за постройкой каждого нового большого корабля.

При Лазареве число кораблей Черноморского флота было доведено до полного штатного комплекта. Была значительно усовершенствована артиллерия. В Николаеве с учетом всех достижений техники того времени было построено адмиралтейство; началась постройка адмиралтейства под Новороссийском.

Под личным наблюдением Лазарева были составлены планы и подготовлена местность для строительства адмиралтейства в Севастополе и построены доки. В заново реорганизованном по его указаниям Гидрографическом депо было напечатано много карт, лоций, положений, руководств и издан подробный атлас Черного моря. В депо печатались также книги по военно-морским вопросам.

При Лазареве редким явлением были телесные наказания и муштра. Сам Лазарев был прекрасно образован, обладал богатым практическим и боевым опытом, был требователен к себе и к подчиненным, для которых являлся всегда живым примером. Под его руководством выросла целая плеяда замечательных моряков и флотоводцев, из которых многие покрыли свои имена неувядаемой славой.

Лазарев прекрасно понимал, что парусный флот отживает свой век, что на смену парусному кораблю должен прийти паровой. Отсталость царской России не давала возможности совершить быстрыми темпами переход русского флота к паровым кораблям, тем не менее Лазарев напрягал все усилия к тому, чтобы в состав Черноморского флота начинали поступать пароходы.

При этом Лазарев добивается заказов на железные паровые суда со всеми новейшими усовершенствованиями, которые позволяла техника того времени. При Лазареве, например, была проведена подготовка к строительству в Николаеве винтового 131-пушечного линейного корабля "Босфор" (заложен был после смерти Лазарева в 1852 г. и спущен на воду в 1858 г.).

В 1842 г. Лазарев добился заказа на постройку судостроительными верфями для Черноморского флота пяти пароходо-фрегатов - "Херсонес", "Бессарабия", "Крым", "Громоносец", "Одесса".

Пароход "Одесса"

В 1846 г. Лазарев командировал на английские верфи для непосредственного руководства постройкой четырех пароходов для Черноморского флота ("Владимир", "Эльбрус", "Еникале", "Тамань") своего ближайшего помощника капитана 1 ранга Корнилова. Все пароходы и пароходофрегаты в Англии строились по русским проектам и эскизным чертежам. Часть этих чертежей утверждал лично Лазарев, а часть - Корнилов. Английские инженеры очень много заимствовали для себя из русских проектов.

Много внимания уделял Лазарев культурному росту моряков. По его указаниям и под его руководством была реорганизована Севастопольская морская библиотека и выстроен Дом собраний, а также много других общественный зданий.

Адмирал Лазарев пользовался влиянием как технический специалист и наставник молодых офицеров. Он выступал за оборудование российского флота кораблями на паровой тяге, но техническая и экономическая отсталость России того времени была главным препятствием на этом пути. Также он выступал наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.

Незадолго до своей кончины, в последний свой приезд в Петербург, адмирал был на приеме у Николая I. После радушного приема, желая показать адмиралу свое внимание и уважение, государь сказал: «Старик, останься у меня обедать». «Не могу, государь, — ответил Михаил Петрович, — я дал слово обедать у адмирала Г.». Сказав это, Лазарев вынул свой хронометр, взглянул на него и, порывисто встав, промолвил: «Опоздал, государь!» Потом поцеловал озадаченного императора и быстро вышел из кабинета…

В Вене болезнь адмирала Лазарева резко обострилась. Не оставалось никакой надежды спасти его жизнь. Окружающие адмирала, упрашивали его написать письмо государю и поручить ему свое семейство. «Я никогда ничего в жизнь мою ни у кого для себя не просил, — ответил умирающий Лазарев, — и теперь не стану просить перед смертью».

Похоронен в склепе Владимирского собора в г. Севастополе (в тот момент строительство которого было только начато). Там же похоронены его ученики и последователи адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.

Моря и реки, проливы и острова, горы и населенные пункты - немалое количество объектов на географических картах носит имена исследователей и первопроходцев. Такие наименования называют мемориальными или именными.

Все географические названия можно условно разделить на 3 группы:

  • сохраненные национальные названия на языках местных народностей;
  • названия, отражающие природные особенности или расположение географических объектов;
  • именные названия, данные в честь общественных деятелей, ученых, исследователей или участников экспедиционных групп.

Преимущественное право присвоения названий всегда принадлежало первооткрывателям - тем, кто первым заметил, описал или нанес на карту географический объект. В случае, если открытый объект остался безымянным, право на выбор названия переходило последующим исследовательским экспедициям либо учреждениям, ответственным за сбор и распространение географических сведений.

В дореволюционной России названия утверждались указами правящих монархов или решением Русского географического общества, в советский период - постановлениями ВЦИК СССР. В настоящее время присвоение наименований географическим объектам осуществляет Правительство РФ по представлению Росреестра.

ТОП-10 значимых объектов в мире, названных в честь первооткрывателей

Географические объекты, названные в честь путешественников, в подавляющем большинстве связаны с мореплаванием: это острова, заливы, проливы, моря и реки.

Америка

Америка - крупнейший из объектов земного шара, получивших именные названия. Северная и Южная Америки составляют наиболее протяженный материк планеты, на территории которого представлены почти все климатические пояса и географические зоны.

Христофор Колумб, чей флот причалил к берегу Нового Света в 1492 г., не дал открытым землям названия: он был до конца жизни убежден, что обнаружил морской путь в Индию. Мысль о том, что достигнутые Колумбом земли являются неизвестным прежде континентом, первым высказал флорентийский торговец, навигатор и астроном Америго Веспуччи.

О путешествиях Веспуччи к берегам Центральной и Южной Америки известно из его собственных писем, адресованных другу. В 1504 - 1505 г. они были опубликованы и вызвали большой интерес в Европе, заставив многих считать Веспуччи первооткрывателем нового континента.

В 1507 г. немецкий картограф Мартин Вальдзеемюллер, изготовивший одну из первых карт Нового Света, дал материку имя Америго. Традиционно земным континентам присваиваются названия женского рода, поэтому имя мореплавателя было использовано в его женском варианте - Америка. С последующего издания карты название было удалено, однако к тому времени оно уже прочно вошло в обиход.

Колумбия

Колумбия, названная в честь Христофора Колумба, занимает 2 место по численности населения и 4 место по площади среди государств Южной Америки. В стране сосредоточено 90% мировых запасов изумрудов, а по объему производимого кофе она уступает лишь Бразилии.

В течение 3 веков, последовавших за открытием американского континента, территория Колумбии являлась испанской колонией Нуэва-Гранада. Наименование Колумбия было впервые предложено Франсиско Миранда - одним из лидеров движения за независимость, принимавшим участие в Великой французской революции.

Идея была поддержана Симоном Боливаром, под чьим командованием республиканские войска взяли Новую Гранаду под контроль. В 1819 г. была основана республика Гран-Колумбия, включив в себя территории, позднее ставшие Венесуэлой, Колумбией, Панамой и Эквадором.

С отделением части территорий страна вернулась к названию Нуэва-Гранада, после чего была последовательно переименована в Гранадскую Конфедерацию и Соединенные Штаты Колумбии. В 1886 г. Республика Колумбия получила свое современное название.

Баренцево море

Баренцево море входит в акваторию Северного Ледовитого океана и лежит между Шпицбергеном, Землей Франца-Иосифа и Новой Землей. Его южное побережье составляют материковые земли России и Норвегии.

Благодаря теплым течениям южная часть Баренцева моря судоходна круглый год. Здесь проходят важные торговые пути, соединяющие Россию с портами других государств. Море отличают богатые запасы промысловых видов рыб, а на шельфе ведется активная добыча нефти и газа.

Море, первоначально носившее название Мурманского, переименовано в Баренцево в 1853 г. Имя присвоено в честь мореплавателя из Голландии Виллема Баренца, первым пересекшего море и открывшего острова архипелага Шпицберген.

Бермуды

Бермуды, расположенные в северо-западной Атлантике - это цепь из 138 островов вулканического происхождения, окруженных рифами. Это крайняя северная точка распространения кораллов-рифостроителей и один из углов знаменитого Бермудского треугольника.

Считается, что за последние 500 лет в этой части океана бесследно исчезло не менее 1 000 морских и воздушных судов.

Архипелаг, обнаруженный в 1503 г. испанским мореплавателем Хуаном Бермудесом, более ста лет оставался безымянным и необитаемым. Первое поселение заложил в 1609 г. британский адмирал Джордж Сомерс, чей корабль сел на мель вблизи островов. Архипелаг получил название острова Сомерса, после чего был переименован в Бермуды.

Гудзонов залив

Гудзонов залив на северо-востоке Канады - четвертый по площади залив земного шара, протянувшийся на 1350 км с юга на север и 830 км с востока на запад.

Первым залив обнаружил итальянский мореплаватель Себастьян Кэбот, возглавлявший экспедицию по поиску морского пути в Индию в 1506 - 1509 гг. Современное название присвоено заливу в честь Генри Гудзона (Хадсона) - английского морского исследователя и навигатора, посвятившего большую часть жизни поискам северного пути из Европы в Азию.

Экспедиция Гудзона исследовала бухту в 1910 г., нанеся на карту большую часть ее восточного берега.

Магелланов пролив

Магелланов пролив, разделяющий материковую часть Чили и архипелаг Огненная Земля - важнейший из естественных водных проходов между Тихим океаном и Атлантикой. Особую значимость пролив имел до открытия Панамского канала: несмотря на частые туманы и непредсказуемость течений, он значительно безопаснее пролива Дрейка.

Пролив носит имя Фердинанда (Фернана) Магеллана - португальского мореплавателя на службе у испанской короны, совершившего первое в истории кругосветное плавание. В 1520 г. он стал первым европейцем, проведшим корабль по проливу.

В память о том, что проход начался в день Всех Святых 1 ноября, мореплаватель назвал открытый водный путь проливом Всех Святых. Позднее пролив был переименован в честь Магеллана королем Испании Карлом V.

Гора Кука

Гора Кука, являющаяся самой высокой точкой Австралазии - пик высотой 3 724 м в горном массиве Южные Альпы, расположенном на Южном острове Новой Зеландии. Аборигены-маори называли пик Аораки, что означает «пронзающий облака», и считали его одним из сыновей отца-небо.


Джеймс Кук — путешественник, мореплаватель, исследователь. В его честь назван не один географический объект, например, остров Кука

Название гора Кука получила благодаря Джону Лорту Стоуксу - капитану парохода «Ахерон», команда которого в 1846 - 1850 г. проводила гидрографическую съемку новозеландского побережья. Стоукс присвоил горе имя английского мореплавателя и картографа Джеймса Кука, совершившего 3 кругосветных путешествия и первым из европейцев исследовавшего острова Новой Зеландии в 1770 г.

В 1998 г. в знак уважения к коренному населению страны вершина получила наименование Аораки/гора Кука - это единственный случай двойного названия, в котором английское имя стоит после местного.

Тасмания

Тасмания - островной штат Австралии, отделенный от материка Бассовым проливом. Площадь острова составляет 68 322 кв. км, что сопоставимо с размерами Ирландии.

Изолированное положение Тасмании способствовало сохранению уникальной флоры и фауны, многие виды которых являются эндемичными. Более 45% территории острова занимают природные парки, заповедники и объекты всемирного наследия.

Первым европейцем, открывшим Тасманию во время экспедиции 1642 г., был голландский капитан Абель Янсзон Тасман. Первооткрыватель назвал остров Земля Ван Димена - в честь организовавшего экспедицию генерал-губернатора Антони ван Димена. Название Тасмания закреплено за островом специальным указом английской королевы Виктории, вступившим в силу 1 января 1856 г.

Река Маккензи

Маккензи - крупнейшая в Канаде и вторая по величине в Северной Америке речная система. Общая длина притоков и основного русла, впадающего в Северный Ледовитый океан, составляет более 4 000 км.

Река названа в честь шотландского исследователя Александра Маккензи, который впервые в истории пересек территорию Северной Америки от восточного до западного побережья.

В поисках выхода к Тихому океану экспедиционная группа Маккензи прошла на каноэ до устья реки, в июле 1789 г. достигнув покрытого льдами моря Бофорта. Считается, что осознавший ошибку исследователь назвал реку Дисапойнтмент (Разочарование), однако это наименование в официальных документах не упоминается.

Пролив Дрейка

Пролив Дрейка расположен между архипелагом Огненная Земля, являющимся крайней южной точкой американского континента, и относящимися к Антарктиде Южными Шетландскими островами.

Это крупнейший из имеющих название земных проливов, с глубинами свыше 5 км и шириной не менее 800 км. Ураганные ветры, сильные течения, дрейфующие айсберги и штормы с волнами высотой до 15 м делают его чрезвычайно опасным для судоходства.

Первым мореплавателем, сумевшим в 1578 г. провести корабль через пролив, стал известный английский корсар, вице-адмирал королевского флота Фрэнсис Дрейк. Пролив был назван в его честь значительно позднее, во время Имперской трансантарктической экспедиции 1914 - 1917 гг. под руководством сэра Эрнеста Генри Шеклтона.

Какие географические объекты названы в честь русских путешественников

Географические объекты, названные в честь путешественников, в полной мере представлены на карте России.

Большинство таких объектов было исследовано и наименовано во время 4 крупнейших исследовательских экспедиций:

Наименование экспедиции и ФИО руководителя Период Пункты маршрута
Великая Северная (Вторая Качатская) экспедиция,

В. И. Беринг

1732 - 1743 гг. Сибирь, Дальний Восток и побережье Северного Ледовитого океана
Первое кругосветное плавание,

И. Ф. Крузенштерн,

Ю. Ф. Лисянский

1803 - 1806 гг. Атлантический океан, Япония, Китай, Сахалин, Камчатка
Второе кругосветное плавание,

Ф. Ф. Беллинсгаузен,

М. П. Лазарев

1818 - 1821 гг. Антарктида, Австралия, Тихий океан
Русская полярная экспедиция,

Э. В. Толль

1900 - 1902 гг. Арктика

Остров Атласова

Остров Атласова - необитаемый остров-вулкан, один из самых активных вулканов Большой Курильской гряды. Вулкан острова, носящий название Алаид, имеет высоту 2 285 м и почти идеальную конусовидную форму. Извержения вулкана происходят каждые 30 - 40 лет.

Вулкан, видимый с берега материка в ясную погоду, впервые заметил и описал Владимир Васильевич Атласов (1661 - 1711 гг.) - землепроходец и открыватель Камчатки. В его честь остров был назван в 1954 г.

Остров Вилькицкого

Географические объекты Арктики насчитывают около 2 тыс. именных названий, большинство из которых присвоено в честь участников и руководителей полярных экспедиций. Одним из таких объектов является остров Вилькицкого - необитаемая часть суши площадью 170 кв. км, расположенная в Карском море.

Остров назван в 1896 г. в честь гидрографа Андрея Ипполитовича Вилькицкого, составившего первую карту его береговой линии.

В честь А. И. Вилькицкого названы также:

  • Залив в Баренцевом море;
  • Ледник на архипелаге Новая Земля;
  • Остров в Восточно-Сибирском море;
  • 2 мыса в архипелаге Новая Земля;
  • Группа островов в составе архипелага Норденшельда.

Пролив Вилькицкого

Пролив, соединяющий моря Карское и Лаптевых, расположен между островами Северная Земля и берегом Таймыра.
Нанесенный на карту экспедиционной группой гидрографа Б. А. Вилькицкого в 1913 г., первоначально он получил наименование пролив Цесаревича Алексея. В 1918 г. наименование было изменено на пролив Бориса Вилькицкого, а в 1957 г. сокращено, утратив имя исследователя.

Мыс Дежнева

Мыс Дежнева - высокий горный массив, расположенный в Беринговом проливе. Мыс открыт мореплавателем Семеном Ивановичем Дежневым, прошедшим по проливу за 80 лет до Беринга. Первоначально он носил названия Большой Чукотский Нос, Каменный Нос и мыс Восточный, а в 1879 г. был переименован в мыс Дежнева шведским исследователем А. Э. Норденшельдом.

Берингов пролив

Имя мореплавателя Витуса Ионассена Беринга носит пролив, соединяющий акватории Северного Ледовитого и Тихого океанов. Между двумя островами Диомида, находящимися в проливе, проходит граница США и России.

Пролив, пройденный В. Берингом в 1728 г., назван его именем по предложению капитана Д. Кука, высоко оценившего изготовленную Берингом карту.

Имя В. И. Беринга носят также:

  • Море в северной части Тихого океана;
  • Один из крупнейших горных ледников мира, находящийся в горном массиве Чугач на Аляске;
  • Один из Командорских островов в море Беринга.

Остров Воронина

Остров Воронина - необитаемая часть суши в Карском море, состоящая из главного острова и песчаной косы, отделенной от него узким и мелким проливом. Острову, обнаруженному в 1930 г. экспедицией О. Ю. Шмидта, присвоено имя арктического исследователя Владимира Ивановича Воронина.

Кроме того, именем В. И. Воронина названы:

  • Мыс на о. Солсбери (Земля Франца-Иосифа);
  • Бухта в Хабаровском крае.

Остров Врангеля

Остров Врангеля - необитаемый остров площадью более 7 600 кв. км в Северном Ледовитом океане, обнаруженный британским исследователем Генри Келлеттом в 1849 г. и получивший наименование Земля Келлета. Современное название ему присвоено капитаном китобойного судна Томасом Лонгом в 1867 г. в честь исследователя Арктики Фердинанда Петровича Врангеля.

С 1976 г. территория острова является государственным природным заповедником.

В честь Ф. П. Врангеля названы также:

  • Горы Врангеля - горный массив длиной около 150 км на Аляске;
  • Один из островов Александра (Аляска).

Море Лаптевых

Море Лаптевых - море у побережья Таймыра, являющееся частью Северного Ледовитого океана. Море Лаптевых известно русским землепроходцам с начала XVII в. под названием Сибирское, а с конца XIX в. - Норденшельда.

Современное наименование дано в 1935 г. в память о двоюродных братьях Лаптевых, бывших капитанами судов в составе Второй Камчатской экспедиции. Под их руководством береговая линия моря была исследована и нанесена на карту.

Именами Лаптевых названы также:


Море Лазарева

Море Лазарева, находящееся у берегов Антарктиды, граничит с акваториями морей Уэдделла и Рисер-Ларсена. Четко выраженные естественные границы у моря отсутствуют.

Море Лазарева, получившее статус отдельного географического объекта в 1962 г., носит имя мореплавателя Михаила Петровича Лазарева.

Именем М. П. Лазарева названы также:

  • Атолл в архипелаге Туамоту (Французская Полинезия);
  • Бухта в Антарктиде;
  • Мыс в Севастопольской бухте Черного моря;
  • Мыс в проливе Невельского (Хабаровский край);
  • Мыс на острове Унимак (Аляска).

Остров Лисянского

Географические объекты, названные в честь путешественников русского происхождения, можно встретить и за пределами России.
Остров Лисянского - необитаемый остров площадью 1,5 кв. км в составе Гавайского архипелага (США), открытый капитаном Юрием Федоровичем Лисянским во время первого кругосветного плавания под командованием Крузенштерна в 1805 г. Остров представляет собой невысокий атолл, окруженный обширной отмелью.

На атолле обитает большое количество птиц различных видов, благодаря чему в 1909 г. он был включен в состав Гавайского птичьего заповедника. В настоящее время остров Лисянского объявлен национальным памятником природы.

Именем Лисянского назван также полуостров на северо-востоке Хабаровского края.

Остров Макарова

Остров Макарова - один из островов Норденшельда, открытый во время Русской полярной экспедиции. Острову присвоено имя исследователя, кораблестроителя и океанографа Степана Осиповича Макарова.

В честь С. О. Макарова названы также:

  • Гора Макарова в составе одноименного хребта поблизости от г. Партизанск Приморского края;
  • Река на о.Сахалин;
  • Город Макаров на восточном берегу Сахалина в устье одноименной реки;
  • Подводная котловина глубиной до 3 940 м в Северном Ледовитом океане, открытая советскими учеными в 1950 г.;
  • Перешеек на о. Шиашкотан (Курильские острова).

Берег Прончищева

Отрезок восточной части побережья Таймыра, протянувшийся от залива Фаддея на 380 км, носит название берег Прончищева. Это типичная арктическая тундра с большим количеством мелких озер и болот.

Берег назван в 1913 г. Б. А. Вилькицким в честь полярного исследователя Василия Васильевича Прончищева, исследовавшего побережье Таймыра в составе Второй Камчатской экспедиции в 1735 - 1736 гг.

Именем В. В. Прончищева также названы:

  • Река и озеро в течении этой реки на Таймырском полуострове;
  • Горный кряж в Якутии.

Бухта Прончищевой

Бухта Прончищевой - узкий залив моря Лаптевых на побережье Таймыра. Бухта названа советскими картографами в 1920-х гг. честь Марии Федоровны (подлинное имя - Татьяна) Прончищевой - первой полярной путешественницы, во время Второй Камчатской экспедиции неофициально сопровождавшей своего супруга В. В. Прончищева.

Мыс Челюскин

Мыс, расположенный на северной оконечности Таймырского полуострова, - крайняя северная точка Евразийского континента, покрытая снегом в течение 11 - 12 месяцев в году. Первооткрывателем этого участка суши был участник Второй Камчатской экспедиции, штурман Семен Иванович Челюскин, проводивший картографическую съемку в мае 1742 г. Название присвоено мысу А. Ф. Миддендорфом в 1843 г.

Именем С. И. Челюскина также названы:

  • Остров в Карском море;
  • Полуостров, являющийся частью полуострова Таймыр.

Несмотря на то, что основная часть географических объектов была открыта в период с конца XV в. по начало XX в., процесс исследования отдельных частей земного шара все еще продолжается. На картах регулярно появляются новые названия, в том числе присвоенные в честь путешественников и ученых.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео про великие географические открытия

Об эпохе Великих географических открытий:

ЛАЗАРЕВ, МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ (1788–1851) – русский адмирал, путешественник, участник трех кругосветных плаваний, губернатор Севастополя и Николаева.

Родился 3 ноября 1788 во Владимире в семье наместника, сенатора, тайного советника П.Г.Лазарева. Рано осиротев, был в 1800 определен в Морской кадетский корпус, который окончил с лестной оценкой: «Поведения благородного, в должности знающ; отправляет оную с неутомимым рачением и расторопностью». После экзаменов 1803 в звании гардемарина служил на крейсере; на нем ходил по Балтике. Отправившись волонтером в Англию, пять лет учился там морскому делу – ходил в Атлантическом и Индийском океанах, Северном и Средиземном морях. Там же занимался самообразованием, изучая историю, этнографию.

В 1808 произведен в мичманы и направлен на русско-шведскую войну. Там за проявленную отвагу в 1811 произведен в морские лейтенанты. В 1812 служил на бриге «Феникс». За доблесть в Отечественной войне получил серебряную медаль.

В 1813 на корабле «Суворов» совершил первое кругосветное плавание: доставил грузы на Дальний Восток, попутно открыв необитаемые острова на Тихом океане (и дав им имя Суворова). Закупив в Перу партию хинина, приняв на борт диковинных для России животных, вернулся в 1816 в Кронштадт. В ходе этого плавания Лазаревым были уточнены координаты и сделаны зарисовки участков побережий Австралии, Бразилии, Северной Америки.

В 1819 Лазарев вместе с Ф.Ф.Беллинсгаузеном определен «для поисков шестого континента». Назначенный командиром шлюпа «Мирный», он совершил в последующие три года свое второе кругосветное плавание, в ходе которого 16 января 1820 им (вместе с Беллинсгаузеном) была открыта шестая часть света – Антарктида – и ряд островов в Тихом океане. За эту экспедицию М.П.Лазарев был произведен через чин сразу в капитаны 2-го ранга, пожалован пенсией по чину лейтенанта и назначен командиром фрегата «Крейсер».

На «Крейсере» М.П.Лазарев совершил в 1822–1825 свое третье кругосветное путешествие – к берегам русских владений в Северной Америке. Во время него были проведены широкие научные исследования по метеорологии и этнографии. Успехи Лазарева в ратных делах и исследовательской работе были отмечены орденом Св. Владимира 3-й степени и пожалованием чина капитана 1-го ранга.

В 1826 в качестве командира корабля «Азов» флотоводец осуществил переход в Средиземное море, где участвовал в 1827 Наваринском морском сражении. В том бою «Азов» возглавлял русские линкоры, принявшие на себя главный удар турецко-египетского флота, наголову разбитого совместными усилиями русской, французской и английской эскадр. За эту победу мореход получил звание контр-адмирала, а возглавляемая им команда «Азов» впервые в истории русского флота была награждена Георгиевским флагом.

В 1828–1829 Лазарев как начальник штаба русской эскадры в Средиземном море принимал участие в блокаде Дарданелл.

В 1832 назначен начальником штаба Черноморского флота и портов. В апреле 1833 произведен в вице-адмиралы, получил звание генерал-адъютанта и назначение военным губернатором Севастополя и Николаева. Под его руководством были начаты сооружение новых и реконструкция старых портовых городов (перестройка в центре Севастополя «Хребта беззакония» – беспорядочно построенных на центральном городском холме домишек-мазанок городской бедноты, заложение Графской пристани, Исторического бульвара). По инициативе губернатора в Севастополе была создана Морская библиотека, за комплектованием ее фондов он следил лично.

За 18 лет губернаторства на Черном море с его участием было построено более 30 линейных кораблей и пароходов, вошло в строй свыше 150 больших и малых военных судов.

Выступив с инициативой постоянных военных наблюдений, охраны, разведки, отдельных боевых действий с помощью кораблей Черноморского флота, курсировавших вдоль Кавказского побережья, Лазарев вызвался лично руководить эскадрой с десантными войсками генерала Н.Н.Раевского. Высадившись на побережье Кавказа в 1838, десант занял несколько прибрежных пунктов и возвел укрепления при речках Туапсе, Псезуапе, Субаши, Шапсухо. Укрепление при р. Псезуапе было названо фортом Лазарева. Таким образом в 1838–1840 было укреплено Кавказское побережье, созданы условия для бесперебойного крейсирования кораблей флота и защиты южных границ России.

Неутомимый работник, настойчивый в достижении поставленной цели, беззаветно преданный морскому делу, Лазарев и у своих подчиненных воспитывал такие же качества. Особое внимание уделял развитию в личном составе здорового духа соревнования в работе, учениях и особенно в управлении судами. Считая, что лучшей школой для воспитания молодых офицеров является командование, Лазарев не жалел средств для увеличения числа малых судов. Они широко использовались им для крейсерской и блокадной службы у кавказских берегов. В суровой обстановке этой службы выросла целая плеяда питомцев, блестящих офицеров и адмиралов, воспитанных на славных традициях русского военно-морского дела, заложенных в 18 в. Ф.Ф.Ушаковым – П.С.Нахимов, В.А.Корнилов, В.И.Истомин, Г.И.Бутаков. За годы морской и статской службы Лазарев неоднократно награждался орденами Российской империи, имел и высшую степень отличия – орден Св. Андрея Первозванного, а также ордена других государств.

Внимательно следя за развитием флотов главных морских держав, особенно Англии, адмирал заботился об увеличении тоннажа и артиллерийского вооружения линейных кораблей, настаивал на перевооружении флота, предвидя неизбежный переход к паровому двигателю. Лазарев лично возил Николаю I проект сооружения в Николаеве нового адмиралтейства с пятью сухими доками, состоял с императором в личной переписке. «Несмотря на утомление, Вы продолжаете неослабно заниматься делами... – писал ему Николай I в письме, сопровождающем царский подарок в 2000 рублей серебром. – Вы не щадите себя. Как бы Вы не усугубили своей болезни...».

Император имел в виду неизлечимую к тому времени болезнь адмирала – рак желудка. В 1851 с женой, дочерью и лейб-медиком он отправился в Европу для консультаций в врачами и 11 апреля умер в Вене. Погребли его в Севастополе с огромными почестями. В день похорон собрали 7000 рублей серебром на памятник (сооруженный в 1867 по проекту скульптора Н.С.Пименова, он был поставлен на одной из площадей Севастополя, до настоящего времени не сохранился). Отстроенное и открытое уже после смерти адмирала, адмиралтейство в Николаеве получило имя Лазаревского. Рядом построены каменные трехэтажные казармы для флотских чинов на 6000 человек (также – Лазаревские). Они сохранились до настоящего времени, как и одноименный крымский поселок.

Имя Лазарева присваивалось русским кораблям: броненосному фрегату, крейсеру, ледоколу. В Севастополе одна из улиц Корабельной стороны носила имя флотоводца вплоть до июля 1993, когда его именем назвали площадь в центре города.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

Российский флотоводец, мореплаватель и исследователь, адмирал. В 1834 - 1851 годах командовал Черноморским флотом, принимал участие в Кавказской войне.

Семья и начало военной карьеры

Родился 3 ноября 1788 года в г. Владимире. Отец, Петр Гаврилович Лазарев, сенатор, тайный советник. Императорским указом от 25 января 1800 года будущий флотоводец и его братья Алексей и Андрей были приняты в Морской кадетский корпус.

В 1803 командирован на английский флот, где в течение 5 лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом и Индийском океанах, Северном и Средиземном морях.

В 1808 - 1813 служил на Балтийском флоте, участвовал в русско-шведской войне 1808 - 1809 и Отечественной войне 1812 г. .

Кругосветные путешествия

В 1813 - 1816 годах на принадлежащем Русско-Американской компании судне "Суворов" совершил своё первое кругосветное плавание из Кронштадта к берегам Аляски и обратно через Перу и мыс Горн, открыв атолл Суворова.

В 1819 - 1821 годах М.П. Лазарев принимал участие в кругосветной экспедиции под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена, командовал шлюпом "Мирный" и был помощником начальника экспедиции. В ходе экспедиции Беллинсгаузена - Лазарева была открыта Антарктида и ряд островов в Тихом океане .

С 1822 года М.П. Лазарев командовал фрегатом "Крейсер", на котором осуществил своё третье кругосветное плавание (1822-25), проводя широкие научные исследования по метеорологии, этнографии и др.

С 1826 г. капитан 1-го ранга М.П. Лазарев назначен командиром 74-пушечного линейного корабля "Азов".

В 1827 г. М. П. Лазарев назначен начальником штаба эскадры контр-адмирала Л.П. Гейдена, направленной в Средиземноморье для совместного с французской и английской эскадрами оказания помощи Греции, восставшей против турецкого ига.

8 октября 1827 года союзный флот под общим командованием английского адмирала Э. Кодрингтона атаковал и уничтожил турецко-египетский флот в Наваринской бухте. За отличие в Наваринском сражении М.П. Лазарев был произведён в контр-адмиралы.

Во время русско-турецкой войны 1828 - 1829 гг. Лазарев являлся начальником штаба русской эскадры, осуществлявшей блокаду Дарданелл. После заключения Адрианопольского мира М.П. Лазарев, командуя эскадрой из десяти кораблей, вернулся в Кронштадт.

Командование Черноморским флотом

В 1830 - 1831 гг. М.П. Лазарев принимал участие в работе Комитета по обновлению вооружения военных судов и выработке положения об управлении Черноморским флотом.

С 1832 г. М.П. Лазарев - начальник штаба Черноморского флота.

В феврале - июне 1833 года М.П. Лазарев, командуя эскадрой, возглавил Экспедицию русского флота в Босфор 1833, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор.

С 1833 года М.П. Лазарев стал главным командиром Черноморского флота и портов Чёрного моря, а также военным губернатором Севастополя и Николаева . При Лазареве на черноморских верфях было построено 16 линейных и свыше 150 других кораблей и судов, впервые спущены на воду корабли с железными корпусами и введены в строй пароходофрегаты. В Севастополе при Лазареве учреждено адмиралтейство, сооружены док и мастерские, Александровская, Константиновская, Михайловская и Павловская батареи .

Под руководством М.П. Лазарева Черноморский флот принимал участие в Кавказской войне .

В 1838 - 1840 годах М.П. Лазарев во главе эскадр Черноморского флота организовывал и проводил высадки десантов на берега Кавказа при Туапсе, Псезуапе, Субаши, Шапсухо. М.П. Лазарев уделял большое внимание теоретической подготовке и планированию десантных операций, обеспечению огневой поддержки. Была установлена тесная связь между флотом и командованием сухопутных войск.

Высаженные войска создавали Черноморскую береговую линию, которая при поддержке крейсирующих в море кораблей блокировала доставку оружия и многих жизненно важных материалов черкесам, чем оказала серьезное влияние на ход военных действий на Северо-Западном Кавказе. Одно из укреплений линии было названо Лазаревским (ныне микрорайон Лазаревское города Сочи) .

При этом ряд современных черкесских активистов - например, Асфар Куек или Маджид Чачух - неоднократно высказывали в адрес М.П. Лазарева обвинения в неизбирательном применении силы во время высадки десантов, в том числе против черкесского гражданского населения.

"Адмирал Лазарев... это герой, много сделал для России, но дело в том, что он в 1838 году здесь убивал шапсугов - детей, женщин" , - сказал Асфар Куек .

Скончался М.П. Лазарев 11 апреля 1851 года от рака желудка. Он похоронен во Владимирском соборе Севастополя.

Современные оценки деятельности М.П. Лазарева

С точки зрения традиционной российской историографии, М.П. Лазарев - один из самых заслуженных моряков русского флота, адмирал, путешественник, первооткрыватель. Он внес большой вклад в развитие морского дела, им лично или при его участии была открыта Антарктида и множество островов в Тихом океане.

Однако роль М.П. Лазарева в Кавказской войне трактуется не столь однозначно.

В 2003 году черкесская общественность заявила резкий протест против восстановления памятника М.П. Лазареву в поселке Лазаревское.

В постановлении исполкома Международной черкесской ассоциации было сказано: "Считать не соответствующим общечеловеческим нравственным принципам и нормам решение органов местного самоуправления г. Сочи об установке на этнической родине адыгов памятника адмиралу М.П. Лазареву, непосредственному участнику военных действий против коренного населения, приведших к массовой гибели мирного населения и национальной трагедии адыгов" .

Источники:

  1. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012.
  2. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
  3. Михаил Лазарев. Биография - Сайт Peoples.ru.
  4. Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII - начала XX века. М. 1997 г.
  5. Михаил Петрович Лазарев. - Сайт "ХРОНОС – всемирная история в интернете".
  6. Кавказские хроники. Шапсуги. - Радио Свобода, 9.03.2004 г.
  7. Светлана Турьялай. Памятник войне. - "Известия", 1.08.2003 г.

Биография

Ранние годы

Родился в дворянской семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева, правителя Владимирского наместничества. Незадолго до смерти, в году сенатор определил троих сыновей – Андрея, Михаила, Алексея – в Морской кадетский корпус .

Кругосветное путешествие

Плавание М.П.Лазарева на шлюпе "Суворов" в 1813 - 1815 годах.

В начале пути их встретили сильные ветры и густые тума­ны, от которых «Суворову» пришлось укрыться в шведской гавани Карлскруна. Пройдя проливы Зунд, Каттегат и Ска­геррак (между Данией и Скандинавским полуостровом) и благополучно избежав нападения французских и союзных им датских военных кораблей, Лазарев благополучно довел «Су­ворова» до Ла-Манша.

В Портсмуте корабль сделал остановку, затянувшуюся на целых три месяца. 27 февраля года «Суворов» отошёл от Портсмутского рейда и устремился к югу. Спустя две недели корабль Лазарева уже подходил к острову Мадейра - португальской колонии у берегов Африки. 2 апреля «Суворов» пересек экватор, а вечером 21 апреля вошёл в бухту Рио-де-Жанейро. 24 мая «Суворов» покинул Рио-де-Жанейро и вышел в Атлантический океан.

Незадолго до своей кончины, в последний свой приезд в Петербург, адмирал был на приеме у Николая I. После радушного приема, желая показать адмиралу свое внимание и уважение, государь сказал: «Старик, останься у меня обедать». «Не могу, государь, - ответил Михаил Петрович, - я дал слово обедать у адмирала Г.». Сказав это, Лазарев вынул свой хронометр , взглянул на него и, порывисто встав, промолвил: «Опоздал, государь!» Потом поцеловал озадаченного императора и быстро вышел из кабинета…

В Вене болезнь адмирала Лазарева резко обострилась. Не оставалось никакой надежды спасти его жизнь. Окружающие адмирала, упрашивали его написать письмо государю и поручить ему свое семейство. «Я никогда ничего в жизнь мою ни у кого для себя не просил, - ответил умирающий Лазарев, - и теперь не стану просить перед смертью».

  • В 1867 в Севастополе был установлен памятник Михаилу Лазареву,
  • На железнодорожной станции Лазаревская (Лазаревский район г. Сочи) был установлен бюст адмиралу Лазареву.
  • В Петербурге на Балтийском заводе в 1871 году спущен на воду первый российский броненосец «Адмирал Лазарев».

Названия

В настоящее время в честь Лазарева названы:

  • район города Сочи - Лазаревское
  • атолл в группе островов Россиян в Тихом океане
  • остров в Аральском море
  • мысы:
    • в северной части о. Унимак
  • бухта и порт в Японском море
  • Площадь Лазарева в Севастополе
  • Ссылки

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Лазарев Михаил Петрович" в других словарях:

      Михаил Петрович Лазарев … Википедия

      Адмирал, генерал адъютант; род. 3 ноября 1788 г., ум. 11 апреля 1851 г. Сын правителя Владимирского наместничества, П. Гавр. Лазарева (ум. в 1800 г.), брат вице адмирала А. П. Лазарева. Образование получил в Морском кадетском корпусе; 23 мая 1803 … Большая биографическая энциклопедия

      Лазарев, Михаил Петрович - Михаил Петрович Лазарев. ЛАЗАРЕВ Михаил Петрович (1788 1851), российский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843). В 1813 25 совершил 3 кругосветных плавания, в том числе в 1819 21 командовал шлюпом “Мирный” в экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      Русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843). Родился в дворянской семье. В 1800 поступил в Морской кадетский корпус, в 1803 командирован на английский флот, где… … Большая советская энциклопедия

      Лазарев Михаил Петрович - (1788—1851), флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), генерал адъютант (1833). Окончил Морской корпус (1803) в Петербурге. В 1813—16 на судне «Суворов» совершил первое кругосветное плавание из Кронштадта к берегам Аляски и обратно; в … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

      - (1788 1851) российский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843). В 1813 25 совершил 3 кругосветных плавания, в т. ч. в 1819 21 (командир Мирного) в экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена, открывшей Антарктику. При разгроме турок в Наваринском… … Большой Энциклопедический словарь

      Лазарев, Михаил Петрович адмирал русского флота (1788 1851). По окончании курса в морском корпусе служил в Англии волонтером. С 1813 по 1816 г. жил в Ситхе; более 2 лет (1819 1821) пробыл в ученой экспедиции Беллинсгаузена, во время которой… … Биографический словарь

      - (1788 1851), флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), генерал адъютант (1833). Окончил Морской корпус (1803) в Петербурге. В 1813 16 на судне «Суворов» совершил первое кругосветное плавание из Кронштадта к берегам Аляски и обратно; в… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

      - (1788 1851), флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843). В 1813 25 совершил 3 кругосветных плавания, в том числе в 1819 21 (командир «Мирного») в экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена, открывшей Антарктику. При разгроме турок в Наваринском сражении… … Энциклопедический словарь

      Лазарев, Михаил Петрович - ЛА/ЗАРЕВ Михаил Петрович (1788 1851) российский флотоводец и мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды (1820), адмирал (1843). Окончил Морской корпус (1803). В 1803 1808 гг. служил волонтёром на кораблях английского флота. В 1808 1812 гг.… … Морской биографический словарь

    Похожие публикации