Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Из опыта работы учителя истории. Применение приёма сравнения на уроках истории. Подписка на новости журанала Принципы педагогической деятельности

Представление опыта работы

Развиваясь как личность,человек формирует

И раскрывает свою собственную природу.

П.А.Флоренский

Когда ребёнок рождается, никто не может дать точного ответа, каким он будет человеком, когда вырастет, как сложится его судьба, какую он выберет профессию.

Может он станет гениальным поэтом?

Или талантливой актрисой?

Кем быть?

Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Все начинается с детства. А детство – с семьи и школы.

Добрый день, меня зовут Ханзярова Гузалия Рифкатовна. Я учитель истории и обществознания II квалификационной категории Стародрожжановской средней школы №2.

В 1995г окончила Арский педагогический колледж и получила специальность «учитель начальных классов».

Высшее образование получила заочно в Казанском педагогическом университете, в 2000 году получила диплом по специальности «учитель истории». Но мало иметь учительский диплом. Необходимо ещё овладеть величайшим из искусств – искусством любить детей.

С 1995 по 2006 годы работала музыкальным руководителем в детском саду № 3 села Новое Дрожжаное. Один год проработала воспитателем в детском саду № 1. Эти годы помогли мне на практике понять особенности развития детей, находить с ними общий язык. Этот ценный опыт помогает мне в сегодняшней педагогической деятельности. И вот уже 4 года по направлению Районного отдела образования я работаю учителем истории и обществознания в Стародрожжановской средней школе № 2.

Профессия учителя истории привлекает меня своей гуманностью и благородством. Для меня очень важно, чтобы мои ученики ушли с урока, не только получив определенный объём знаний, но и став хоть чуточку добрее, справедливее, лучше. Современный педагогический процесс невозможно представить, лишенным нововведений. Для сегодняшней школы требуется творчески работающий учитель, способный свободно мыслить, моделировать учебно-воспитательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания. И важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога.

Поэтому я уже в 2008 году прошла курсовую подготовку на базе института развития образования РТ в г. Казани по теме: «Преподавание истории в условиях модернизация школьного образования». Успешно аттестовалась, и в 2009 г была присвоена 2 квалификационная категория. Активно участвую в интернет проектах, семинарах и сообществах. В 2011 году участвовала в Республиканском семинаре руководителей школьных этнографических музеев. В этом году прошла краткосрочное дистанционное обучение при ИРО РТ по проблеме «Основы религиозных культур и светской этики»

Человечество вступило в ХХI век с величайшими научно-техническими достижениями: освоением космоса, изобретением радио, телевидения, компьютера и т. д. Общество поставило перед педагогами задачу воспитания всесторонне развитого, конкурентоспособного человека. Только хорошие уроки, увлеченность учителя, глубокое проникновение в предмет, активные методы и многообразие форм проведения занятий, широкое привлечение внеурочных источников информации, интересная внеклассная работа формируют интерес учащихся к углубленному изучению предмета.

Основной документ, по которому работает современный педагог – это Федеральный государственный образовательный стандарт, обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Следующий документы на которые мы опираемся, это- Базисный учебный план и примерные программы основного общего образования по истории. На базе этих документов мы разрабатываем свои рабочие программы по тем УМК, которые допущены ГОСом.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

· воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

· освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

· овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

· формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

· применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. Одним из основных принципов Стандарта нового поколения, является принцип минимальной достаточности, т.е. от нас педагогов требуется воспитание такого выпускника, который сможет трудоустроиться при минимальном дополнительном профессиональном обучении. Соответственно содержание образования должно стать практико-ориентированным обучением. Отсюда вытекает и особенность нового образовательного стандарта. Изменение роли преподавателя – от позиции транслятора к позиции консультанта.

Соответственно, перед собой я поставила задачи, которые стараюсь решать в эти годы. Это, прежде всего развитие личности обучающегося. Выстраиваю личностно-ориентированное обучение, опираясь на следующие признаки:

  1. системообразующий фактор организации образовательного процесса – это личность обучающегося;
  2. субъекты образовательного процесса – педагог и обучаемые;
  3. ведущие мотивы образования – это саморазвитие и самореализация обучающихся.

Мое педагогическое кредо можно сформулировать так: «Навязывать – НЕЛЬЗЯ! Вызубрить – НЕВОЗМОЖНО! Стараться запомнить всё - БЕЗУСПЕШНО Заинтересовать - ВОТ РЕШЕНИЕ!»

На каждый урок тщательно готовлюсь, изучаю теоретический материал, стараюсь использовать различные методы преподавания с дифференцированным подходом к учащимся. Главное, к чему я стремлюсь – привить ребятам глубокий интерес к истории, привить каждому школьнику навыки самостоятельной работы и мышления, умения анализа исторических фактов, поиска аргументов в дискуссиях. В результате продуманной системы работы, качество знаний постепенно растет из года в год.

Над темой своего самообразования «Развитие творческих способности учащихся на уроках истории и обществознания» я работаю 4-й год. Одним из законов методики обучения истории, да и вообще любого предмета является использование всего многообразия источников сообщения знаний, форм организации обучения, приемов учебной работы, типов познавательной деятельности. Какие же приёмы и методы обучения применяю я на своих уроках истории, чтобы повысить интерес учащихся к предмету.

Использование наглядности

Здесь нет ничего из того, что может быть неведомо учителю, который знает, что яркий образ, воплощённый в картине, рисунке, модели может стать поводом не только для формирования недостающего школьникам опыта, который не заменишь никакими объяснениями, но прежде всего – для начала живого обсуждения проблемы, идеи. Например, с помощью репродукции с картины «Покорение Сибири Ермаком» можно добиться более глубокого восприятия школьниками той эпохи, показать им особенности быта вооружения, уровня развития. Выясняется, что не все было просто: не хлебом-солью встречали народы Сибири Ермака Тимофеевича, а жесткой сечей. Есть темы, которые наглядно показывают зависимость урока от наличия знаний, полученных вне школы. К ним, прежде всего, относится

Тема: «Великая отечественная война» Юноши и девушки смотрят множество кинофильмов телепередач о полководцев, посещаем музеи.

Решение кроссвордов Создание кроссворда дело не хитрое для любого педагога. Нужно только попробовать, проявив терпение и немного смекалки и 5 минутный фрагмент урока, насыщенный напряжённой мыслительной деятельностью детей.

Тесты. Организация тестирования. Тестирование – это одна из наиболее эффективных форм проверки и самопроверки знаний по истории. Тест – это игра, достаточно увлекательная и познавательная. Использование тестирования на уроках позволит осуществить всеобъемлющий опрос учащихся по самым разным проблемам и отказаться от «шоковой терапии» экзамена. Тестирование превратит экзамен в занимательное действие. Решение задач в виде карточек, которые даются индивидуальному каждому ученику по пройденной теме.

Для наших дней характерны все возрастающее обилие разного рода информации, все большая доступность их для всех учащихся. Современный урок немыслим без опоры на эти знания. Поэтому ИКТ, технические средства обучения на уроке – объективная необходимость. Компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяет красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, разработать письменные задания.

Поэтому в основе обучения применяю следующие современные педагогические технологии:

  1. «технология интерактивного обучения» - обучение, погруженное в общение, основанное на взаимодействии, получении конкретного опыта, осмыслении его и применении на практике;
  2. «технология проектного обучения» - создаю условия для реализации умений и компетентностей, связанных с планированием работы, разработкой поэтапной программы действий от замысла до готового продукта;
  3. «технология развития критического мышления» - целевое назначение которой, в формировании таких гражданских умений и навыков, как умение вырабатывать своё собственное мнение, осмыслить опыт, логично выстроить цепь доказательств, выразить себя.

В качестве примера я могу перечислить различные уроки по истории и обществознании, проведенных мною с использованием современных педагогических технологий.

№ п/п

Тема

Дата

Использование современных педагогических технологий

«В рыцарском замке» в 6 классе (урок изучении новой темы).

2009 год

Открытый урок. Технология интерактивного обучения.

Парламентский урок «Где рождаются законы».

2009 год

Открытый урок. Технология развития критического мышления.

Открытый урок. «Для чего нужны налоги?» 5 классе

2011

год

Открытый урок по обществознанию. Технология интерактивного обучения.

Открытый урок «Сказать коррупции нет!» в 9а классе

2011

год

Открытый урок по обществознанию в рамках методической недели

гуманитарных наук. Технология развития критического мышления.

Развитию и укреплению познавательного интереса способствует и проводимые мною внеклассные мероприятия. Разработала и провела мероприятия: «Этот день мы вспоминали, как могли...» - открытое внеклассное мероприятие посвященное 65-летию Победы ВОВ, «Уроки-экскурсии по достопримечательностям Родного края» - урок в районном краеведческом музее, «Уроки прекрасного»-интегрированный урок в школьной библиотеке. Есть опыт работы с учениками в интернет проектах: Хайруллин Салават, ученик 10 класса опубликовал биографию своего деда Идиатуллина Шәрифджана Идиатулловича в проекте Галерея памяти, посвященный 64-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. После участия в Республиканском семинаре руководителей школьных этнографических музеев, в нашей школе началась работа сбора материала для школьного музея.

Учащиеся 9-11-х классов ежегодно достойно участвуют районных олимпиадах по истории и обществознания. Мои ученики участвовали межрегиональных предметных олимпиадах Казанского федерального университета.

Одним из показателей результативности считаю, что выпускники нашей школы все успешно сдают экзамены по данным предметам. За 4 года моей работы в данной должности 26 выпускников сдали ЕГЭ по истории и 28 выпускников - по обществознанию. Средний балл - 58 по истории по обществознанию 61.

Мы живем В замечательном творческом, активным коллективе учителей и воспитателей.

Каждый учитель в течение года даёт открытые уроки, мы организовываем педагогические чтения, круглые столы и семинары. За годы работы в педагогическом коллективе я выступила

№ п/п

Тема выступления

Дата

Форма распространения опыта

«Работа с одаренными детьми в системе личностно - ориентированного образования»

2009 год

«Преподавание истории в условиях модернизации школьного образования»,

2008 год

Выступление на методическом совещании педагогических работников.

«Личностно - ориентированные технологии аттестации и контроля учащихся»

2011

год

Участие V-ой Всероссийской педагогической видеоконференции.

«Личностно-ориентированный и компетентностный подход в воспитании старшеклассников»

2012

год

Выступление на педагогическом совете школы.

Прогресс определяется не только научными открытиями. Он, в первую очередь, зависит от того, насколько глубоко в обществе ценятся такие понятия, как любовь, сочувствие, уважение. Воспитание подрастающего поколения является первым и самым важным шагом в этом направлении, ибо это наше будущее. Процесс воспитания для меня – самовоспитание, ибо дети на все смотрят глазами воспитателя, одобряя то, что одобряет учитель, и считая отвратительным то, что считает отвратительным педагог.

Являясь классным руководителем, как субъект процесса воспитания, занимаю активную личностно - ориентированную позицию, выстраиваю свою работу, исходя из гуманных и культурных ценностей.

Педагогическая позиция классного руководителя: Принимать ребенка как личность, признавать его индивидуальное своеобразие, его право проявлять свое «Я».

Мой 10 класс! Сколько всего мы прошли за 3 года.

Я придерживаюсь Гуманистической концепция воспитания, основан на на:

  1. признании человека наивысшей ценностью жизни;
  2. заботе о счастье человека в жизни;
  3. учёте уникальной способности человека тонко и глубоко реагировать на воздействия окружающего мира;
  4. взаимоотношениях, которые обуславливают общее личностное развитие человека.

И воспитательная работа построена по следующим направлениям:

Направление 1. «Здоровье и спорт»

Направление 2. «Я - Гражданин»

Направление 3. «Досуг и Общение»

Направление 4. «Нравственность и Семья»

В взаимоотношения с родителями своих учеников я использую следующие формы:

  1. Родительские собрания
  2. Интеллектуальные состязания, конкурсы
  3. Моя семья – моя крепость (совместные праздники родителей и учащихся)
  4. Совместные походы на природу, спортивные соревнования, праздничные чаепития и др.
  5. Родительские ринги

В чем же состоит миссия УЧИТЕЛЯ?

Вера, Надежда, Любовь.

  1. Верю в себя, в свои силы, в своих учеников, в их большие и маленькие победы.
  2. Надеюсь, что знания и умения, которые получат ученики на уроках истории, обществознания и права пригодятся им в жизни.
  3. В.О.Ключевский говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь»
  4. Высокий профессионализм, любовь к детям, доброта и желание видеть в окружающем мире лучшее,– вот тот фундамент, на котором строится храм духовности и знаний наша новая школа.

А закончить сегодняшнее выступление мне хочется стихотворением известного поэта.

Не вдоль по речке, не по лесам –
Вдали от родных огней –
Ты выбрал эту дорогу сам,
Тебе и идти по ней.

И ты уже отказаться рад
От тяжких своих забот.
Но если ты повернешь назад,
Кто же пойдет вперед.


Из опыта работы учителя истории и обществознания - страница №1/1

Из опыта работы учителя истории и обществознания

Пфейфер В.В.

Знатоки юриспруденции - науки, олицетворяющей собой с давних пор представления о справедливом и несправедливом, во все времена занимали особое место в обществе, оказывая немалое влияние на судьбы людей.

Чем цивилизованнее становится общество, тем большую роль в жизни начинает играть право как совокупность общеобязательных правил поведения, способных обеспечивать организацию и порядок во взаимоотношениях между людьми. Сегодня очевидна необходимость правовой компетентности любого человека, которая открывает широкие возможности для лидерства и успешности в жизни.

Преподавание элективного курса в 10, 11 классах «Право. Основы правовой культуры» дает возможность старшеклассникам легко ориентироваться в отраслях права, учиться его практическому использованию. Для тех, кто хочет добиться успеха в жизни, найти престижную работу, научиться общению с разными людьми и решению разных проблем поможет информация, полученная на занятиях этого элективного курса. Я, как учитель должна так организовать занятия, чтобы учащиеся усвоили всю нужную информацию. Для этого обращаю внимание на выделенные в учебнике понятия и термины. Они будут важны для того, чтобы научить их понимать юридический язык, разбираться в правовых ситуациях, грамотно «читать» закон, анализировать юридические документы. Обращаю внимание на то, что правовые нормы могут меняться, дополняться и даже отменяться. Поэтому важно быть в курсе текущей политической и правовой жизни страны. Предлагаю старшеклассникам следить за сообщениями о новых законах, изменениями в стране, публикуемыми в средствах массовой информации. Важно научить их пользоваться информационными системами посредством компьютерных технологий, что позволит быстро находить необходимые юридические документы и знакомиться с их содержанием.

Подготовка ответов на вопросы после параграфа поможет им систематизировать юридические знания, развивать правовое мышление и память. Правовед должен быть внимателен при анализе ситуации, решая проблему, обязан аргументировать свою позицию, подтверждать конкретными фактами, поэтому особое внимание при выполнении домашнего задания необходимо уделять заданиям творческого характера. Во время работы в классе применяю следующие формы практических работ: анкетирование, психологические игры, составление словаря терминов по теории права, подготовка и составление кроссвордов по теме « Право», «Экстремальные ситуации», методы тестирования, решение практических задач, практическая работа.

Знакомство с распространенными в науке мнениями ученых по тем или иным проблемам юриспруденции даст возможность учащимся не считать их позиции неоспоримыми. Так как по определению сущности многих правовых понятий до сих пор ведутся дискуссии и высказываются разнообразные суждения.

Элективный курс «Право. Основы правовой культуры» призван формировать правовую культуру тех, кто знакомится с правилами поведения людей в различных сферах общественной жизни. Нет необходимости заучивать наизусть текст учебника или законы, важно научиться использовать их в правовой жизни.

Использование ИКТ при подготовке учащихся к ЕГЭ

Уже в течение нескольких лет учащиеся 11 классов сдают выпускные экзамены в форме ЕГЭ. Как сделать так, чтобы учащиеся чувствовали себя уверенно на такого рода экзаменах, смогли показать все, чему научились? Кроме того, в прошлом году мы вышли из режима эксперимента и дополнительные баллы к экзаменам по выбору не применялись. Поэтому на плечи учителя ложится огромная ответственность, так как от нашей работы зависит и оценка по предмету, и возможность получения аттестата, поступление в желанный ВУЗ на основе баллов по ЕГЭ.

Необходимо отметить, что обществознание и история являются предметами устными в отличии, например, от русского языка и математики, поэтому контроль знаний, умений и навыков здесь большей частью не предусматривает письменных ответов. Акцент делается на умения дискутировать, аргументировать свою точку зрения, рассуждать. Кроме того, учащееся порой затрудняются кратко и логично обосновать свою точку зрения в заданиях части «С». Данную проблему можно решить двумя путями: использование дополнительных занятий и использование новых педагогических технологий. У меня, как учителя появляется огромный простор для применения самых разных методов работы.

Методические приемы при подготовке к ЕГЭ использую со всеми стандартными средствами обучения: ТСО, наглядные средства обучения, блок-схема, раздаточный материал, опорные конспекты, различные исторические источники, компьютер, который уже давно вошел в жизнь нашего общества. Наступило время, когда без этой чудо-техники нельзя представить себе школу, компьютер стал привычным атрибутом, в том числе и на уроках истории.

Какое место должны занимать информационные технологии на уроках истории, какова роль учителя и ученика на таких уроках, можно ли в связи с этим говорить о новой методике преподавания истории в школе?

С использованием современного учебного оборудования самые обычные формы проведения уроков становятся более интересными и эффективными, например, обычную лекцию можно заменить слайд-лекцией, в старших классах эта форма, если используется во всей параллели, не только сэкономит время, но и подготавливает ребят для работы в больших аудиториях в дальнейшем. Слайд-лекция иллюстрируется яркими фотографиями, рисунками, схемами, их может быть столько, сколько требуется для всестороннего рассмотрения объекта. Но очень важно выстроить вопросы темы в логической последовательности, и здесь важна текстовая часть слайд-лекции. Делая записи в тетрадь, учащиеся опираются на текст слайдов, он как развернутый план отражает содержание, в нем выделены понятия, термины, определения, но объем в целом не велик. Все это делает работу учащихся менее утомительной, более привлекательной, и как следствие более эффективной.

Мультимедийная поддержка может быть использована в различных типах уроков и в разных его частях: в блоке целеполагания для определения учащимися цели и задач урока. Например, на уроке истории в десятом классе при изучении темы «Внутренняя политика Ивана Грозного» используется сюжет из фильма «Иван Грозный». При просмотре сюжета учащиеся самостоятельно формируют цель урока и ставят совместно с учителем задачи для ее реализации. Использование компьютера сэкономить массу времени, так как на уроках часто используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, кратко сформулированные идеи, обобщающие выводы.

Систематическое использование компьютера на уроках приводит к целому ряду любопытных последствий:


  1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

  2. Повышение производительности труда.

  3. Учитель, использующий информационные технологии, вынужден уделять большое внимание подаче учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний.
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала. Одной из наиболее удобных форм использования инновационных технологий является применение на уроке компакт-дисков. Достоинствами этих дисков является наличие большого количества исторических карт, видео-фрагментов, таблиц, схем. Это позволяет воссоздать на уроке атмосферу исторической эпохи, повысить интерес учащихся к изучаемым историческим процессам, что в конечном итоге отражается в лучшую сторону на качестве знаний.

На уроках истории используется компьютерный учебник, который позволяет организовать систематическое изучение целого курса истории. Лекции, в которых использованы карты, например, описание военных действий Первой и особенно Второй мировых войн, позволяет представить изучаемые события в динамике, что достаточно сложно, мне как учителю, воспроизвести на настенной карте. Также считаю эффективным использование лекций, в которых даны диаграммы, схемы, формирующиеся постепенно по ходу изложения материала.

Хорошей подготовке учащихся к итоговой аттестации способствует использование такой технологии как здоровьесберегающей технологии. Поэтому одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового климата на уроках и повышение интереса к предмету. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук. Большое внимание уделяется нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок.

Кабинет истории насыщен зелеными растениями, и это положительно влияет на эмоционально-психологическое состояние учащихся и создает неповторимый микроклимат в помещении.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»г.Щучье

Щучанский район

Клементьева Татьяна Сергеевна

Учитель истории и обществознания

«Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.»

Опыт работы

Теоретическая интерпретация опыта

В современных условиях модернизации исторического образования необходим переход на такие формы, методы, приемы организации учебного процесса, которые в большей степени помогут выпускнику войти в новое пространство, предполагающее умение применять знания в новых условиях, иметь широкий кругозор, уметь устанавливать конструктивные отношения с другими людьми.

Исходя их этих предпосылок, приоритетным направлением в своей педагогической деятельности я рассматриваю развитие критического мышления у школьников. И если говорить об историческом образовании, это - развитие у учащихся критического исторического мышления, т.е. способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии, оценки исторических событий и личностей, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Исследование по данной теме выявляет противоречия : между требованиями к подготовке учащихся и низкой мотивацией к обучению.

Современная школа не достаточно развивает способности, необходимые ее выпускникам для того, чтобы самостоятельно самоопределиться в социуме, принимать решения, быть активным и мобильным субъектом на рынке труда. Большими недостатками традиционной системы образования являются рожденные ею неумение и нежелание детей учиться, несформированность ценностного отношения к собственному развитию и образованию.

Правильная, рациональная организация учебной деятельности ученика, позволяет повысить уровень мотивации и качество подготовки.

Сегодня в образовательном процессе недостаточно ораторского искусства педагога, недостаточно прекрасных по содержанию учебников. Современный урок сегодня – это не просто информативная единица, а комплексный, личностнообразующий и социализирующий элемент.

Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ).

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления.

Что такое критическое мышление?

    Открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный

    жизненный опыт;

    Мышление, анализирующее информацию с точки зрения логики и личностно-ориентированного подхода;

    Мышление анализирующее, оценивающее и проблематизирующее;

    Мышление рефлексивное.

Все они сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное.

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

    Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.

    Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.

    Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими

    Развитие умения анализировать полученную информацию.

Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:

1– я стадия

2– я стадия

3– я стадия

Вызов:

– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
– постановка учеником собственных целей обучения.

Реализация смысла:

– получение новой информации;
– учащиеся соотносят старые знания с новыми.

Рефлексия:

– размышление, рождение нового знания;
– постановка учеником новых целей обучения.

Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий. Новизна опыта заключается в практическом применении и выявлении результатов воздействия технологии развития критического мышления на личность ученика. Факторами успешности описываемого опыта, на наш взгляд, являются владение учителем методологией ТРКМ и современными педагогическим технологиями образования и воспитания учащихся. Большое значение имеет широкое использование в педагогической практике фактора человеческого общения, что способствует созданию ситуации успеха как для ученика, так и для учителя.

Научная основа опыта:

Технология критического мышления - это "изобретение" американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Специалисты по психологии и смежным с ней наукам дали несколько понятий термина "критическое мышление", но все они довольно близки по смыслу. Так, например, по определению американского психолога Д. Халперн "критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата».

"Критическое мышление - сложный процесс творческого интегрирования идей и возможностей, переосмысления и перестройки концепций и информации. Это активный и интерактивный процесс познания, происходящий одновременно на нескольких уровнях". Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине 90-х годов. Сторонников развития критического мышления учащихся достаточно много.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рас­смотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каж­дый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной програм­мы.

Обобщённое описание (модель) системы работы:

Мой подход к технологии развития критического мышления носит стратегический характер. Это даёт мне возможность ориентировать весь учебно-воспитательный процесс, начиная с учебного года в целом и заканчивая каждым уроком, занятием или мероприятием, на развитие учащегося, его способности самостоятельно решать и предупреждать жизненные проблемы.

Пути достижения поставленной цели могут быть разными. Но я убеждена, что ни один из них не будет ничего значить, если учитель будет отдельно учить, отдельно воспитывать и отдельно внедрять в жизнь опыт учёбы и воспитания. Поэтому ТРКМ для меня представляет особую ценность, так как позволяет и развивать, и воспитывать, и беречь здоровье ребёнка.

Несколько лет работы по данной системе дают возможность наблюдать у моих учеников сформированность таких личностных качеств, как мышление, речь, творчество, эмоциональность, смысловая память, эффективное внимание, что позволяет мне воспитывать в ребятах самостоятельность, толерантность, уважение друг к другу, открытость, искренность, ответственность, вежливость, этикетность речи, культуру чувств и эмоций. Учёт особенностей аудитории, создание благоприятного психологического фона, использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения, ситуации успеха, всё это вместе взятое формирует здоровьесберегающую среду.

В целом моя педагогическая система представляет собой совокупность урочной и внеурочной деятельности.

Делюсь опытом своей работы с коллегами школы, района, города и области. В 2014 году была участницей районных, а затем областных педагогических чтений, семинаров учителей истории, заседаний МО, РМО по следующей тематике: «Использование технологии критического мышления на уроках истории, обществознания». В прошлом учебном году обобщала свой опыт работы по теме «Системно- деятельностный подход на уроках истории и обществознания», на РМО учителей истории. В 2014 году участвовала в региональной научно-практической конференции с тезисами по теме «Применение электронного обучения с использованием технологии дистанционного обучения на уроках истории и обществознания». В 2012 году проводила мастер-класс для заместителей директоров по теме « Использование ИКТ на уроках истории, обществознания» .

Вся моя педагогическая деятельность основывается на определённых принципах и соответствующих им методах и приёмах, средствах и формах обучения и воспитания, о которых речь пойдёт далее.

Цели и задачи педагогического процесса

Вопрос о том, чему учить, пожалуй, основной для педагогики. История, одна из самых увлекательных наук, может превратиться в скучнейшее школьное занятие, если сводить его к заучиванию имён и дат. За этим мало увлекательным занятием пропадает самое главное в истории: захватывающая драма исторических событий и их сокровенная суть. Как сделать так, чтобы урок истории волшебным образом превратился из прогулки по кладбищу, где перед тобою – бесконечные ряды надгробий с именами, датами, в кинопанораму, где один сюжет интереснее другого? Для этого, на мой взгляд, нужно как можно чаще спрашивать на уроке: «А что ты думаешь по этому поводу?», « Как ты относишься к этому событию? К этому историческому деятелю?». При таком подходе в процесс образования включаются образное мышление, интуиция, творческое воображение, эмоции, чувства. Названные качества обогащают мировосприятие человека, делают процесс усвоения учебного материала целостным.

Основная цель моей педагогической системы – создание необходимых условий, как для формирования ключевых компетенций учащегося, так и для повышения уровня усвоения им учебного материала через развитие критического мышления. Прогнозируемым результатом достижения этой цели, на мой взгляд, будет повышение внутренней мотивации к учебной, познавательной деятельности; углубление уровня понимания и усвоения учебного материала.

Путь к достижению основной цели педагогического процесса лежит через более конкретное целеполагание и поэтапное решение стоящих в связи с этим задач:

Задачи, ориентированные на формирование осознанной мотивации;

Задачи, связанные с повышением уровня усвоения ЗУН;

Задачи, связанные с активизацией творческих способностей: видение и формулирование проблемы – выдвижение гипотезы – решение проблемной ситуации – анализ полученных результатов;

Задачи, ориентированные на развитие рефлексивной культуры учащихся.

Приёмы педагогической деятельности

Применяя технологию развития критического мышления на уроках истории и обществознания, я выделила следующие компоненты, используемые на моих уроках:

Стадия Вызов

На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, создают свое видение изучаемого предмета или понятия, оперируют имеющимися в памяти представлениями, признаками, преобразовывают их.

Одной из технологий, используемых на стадии вызова, является технология “Понятийное колесо” . Свое название она получила из– за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова– ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.

Пример: урок обществознания в 8, 10 классе по теме: “Что такое общество”.

Цель урока: актуализировать имеющиеся знания об обществе; создать условия для формирования новых знаний об обществе и его типах.

Стадия вызова: учитель предлагает учащимся перечислить известные им типы обществ (синонимы, слова– ассоциации, словосочетания), изобразив их схемой. В дальнейшем работу на уроке можно строить, используя готовое понятийное колесо. Например, дать задание сгруппировать похожие понятия, а затем назвать признаки, по которым проводилось объединение. Так хаотичное, на первый взгляд, “колесо” выстраивается в стройную логическую схему урока.

Стратегия ЗХУ в лекционной форме .

Эта стратегия используется как для чтения, так и для прослушивания лекции. Ее форма отображает три стадии, по которым строится образовательный процесс: вызов, осмысление, рефлексия. Данную стратегию наиболее уместно использовать в том случае, когда лекция предваряет исследовательскую работу учащихся, когда она выполняет функцию установочной, предполагает дальнейшую самостоятельную работу.

Часто стратегия “ЗХУ” применяется с использованием одноименной таблицы:

З” Знаем

Х” Хотим узнать

У” Узнали

Пример: Урок истории в 9, 11– м классе по теме: “Причины и начало Первой мировой войны”.

Цель урока: Создать условия для усвоения нового материала о причинах и начале Первой мировой войны.

Фаза вызова.

    Актуализация знаний и смыслов . Заполняя графу “З” учащиеся составляют список знаний, обсуждают их и обобщают. В процессе обсуждения могут аргументировать свою точку зрения. Учитель уточняет и обобщает их высказывания.

    Пробуждение познавательного интереса. Заполняя графу “Хотим узнать”, учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению.

    Определение направления в изучении темы. Учащиеся самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графу “Х”.


Фаза реализации смысла

    Активное восприятие информации. Слушая лекцию, учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой.

    Сопоставление нового и старого знания . Слушая лекцию, учащиеся могут корректировать знания в графе “З”.

Фаза рефлексии

В графу “У” учащиеся записывают новую для себя информацию, что способствует осознанию приобретенного знания.

Стратегия помогает систематизировать материал, развивает умение определять понятийный аппарат, связанный с темой, отражает процесс работы с информацией.

«З» знаем

Мировая война – война, в которой принимает участие много стран

Первую мировую войну начала Германия

Первая мировая война велась за колонии

Россия принимала участие в первой мировой войне

«Х» хотим узнать

Героев Первой мировой войны

Основные события Первой мировой войны

Какое оружие применялось в годы Первой мировой войны

Кто победил в войне

«У» узнали

Стадия Реализация смысла

Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками нформации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником, учебным фильмом. На данной стадии применяется прием“Инсерт”

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

Пометки могут быть следующие:

– Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

– Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

– Знаком “минус” (–) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

– Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. При использовании этой стратегии важно, чтобы отмеченные вопросы (?) не остались без ответа. После прочтения или прослушивания текста учащимся можно предложить заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Пример: Урок истории в 10 классе по теме “Великие географические открытия и их последствия”

Цель урока: создать условия для формирования знаний о Великих географических открытиях и их последствиях.

Прием “инсерт” на этом уроке использовался в двух фазах: реализации смысла и рефлексии. На стадии реализации смысла дети работали с текстом параграфа учебника, а на стадии рефлексии им было предложено заполнить соответствующую таблицу.

Значки

Ключевые слова

ü

Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию

Конкиста – завоевание

Колония – территория, потерявшая независимость

Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов

Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары

Прием “Кластеры”

Кластеры или “грозди” – графический способ организации учебного материала. Кластеры – рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируется информация, как– то с ним связанная. В центре – тема; вокруг нее – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с темой, у каждой смысловой единицы – свои черты, особенности.

Пример. Урок обществознания в 10 классе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
№ 10 г.Кунгура
Пермского края

Из опыта работы
учителя истории
Килуниной Н.А.

Подготовила
учитель истории
Килунина Надежда Александровна

Г. Кунгур
2013

«Учитель основной школы».
Из опыта работы
учителя истории и обществознания
Килуниной Надежды Александровны
МАОУ СОШ №10.
Г. Кунгура

Представляю опыт работы по преподаванию истории и обществознания в основной школе.
Цель моей работы:
Развивать историческое мышление учащихся, как основу миропознания, формировать активную гражданскую позицию, воспитывать личность, обладающую высокими нравственными качествами.
Цель включает в себя ряд задач:
-ознакомление учащихся с совокупностью знаний об историческом пути и опыте человечества, служащих основой для социализации вступающего в жизнь человека;
-формирования навыков самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, умение сравнивать факты, версии, оценки, исторические источники, строить свою аргументацию;
-формирование ценностных ориентации и убеждений школьников на основе осмысления социального духовного, нравственного опыта людей в прошлом, толерантного отношения к культуре и историческому прошлому других народов.
Поставленные цели и задачи решаю через содержание истории и обществознание, в соответствии Госстандарта, программ общего и среднего образования по учебникам, рекомендованным Министерством Образования РФ.
Материал усваивается учениками посредством методической организации обучения, включающие в себя классные, внеклассные и внешкольные занятия.
Хорошо продуманная методическая организация обучения позволяет мне формировать у учащихся исторические знания и познавательные умения, научные взгляды и убеждения, развивать их способности.
В работе для достижения цели использую педагогические технологии, которые включают в себя разнообразные активные методики.
Обучение в сотрудничестве (cooperative learning). Система Е.С. Полат мне представляется интересной. Особенно, если учесть тот факт, что эти технологии вполне органично вписываются в классно-урочную систему. Это технологии, которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Учитывая специфику предмета «история», эта технология обеспечивает необходимые условия для активизации познавательной деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому ученику возможность осознать, осмыслить новый материал, получить достаточную практику для формирования необходимых навыков и умений. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные - одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им ОДНО общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении ЭТОГО задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабый ученик досконально разобрались в материале, а заодно и сильный ученик имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Это общая идея обучения в сотрудничестве. После выполнения заданий всеми группами, я даю тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. Здесь я конечно, тоже дифференцирую сложность заданий для сильных и слабых учеников по сложности и объему. Но в отличие от предыдущего случая каждый ученик оценивается персонально и его отметка не влияет на результаты группы.
Результативность. Суть состоит в том, чтобы учащийся захотел САМ приобретать знания. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее, а может быть и более важна, чем способ организации. Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.
На уроках истории использую технологию проблемного обучения.
В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский, И.Я. Лернер.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятель¬ность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умени¬ями и развитие мыслительных способностей.
Методические приемы создания проблемной ситуации:
- учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им са¬мим найти способ его разрешения;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает учащимся рассмотреть явление с различных позиций,
- побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты;
Цели:
1.приобретение знаний, умений, навыков; 2. усвоение способов самостоятельной деятельности; 3. развитие познавательных и творческих способностей.
При работе с технологией проблемного обучения выделяю четыре взаимосвязанных этапа:
1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации. 2) Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации. 3) Поиск решений проблемы, аргументаци, источниковой базы, осмысление проблемы, обобщение материала. 4) Дискуссия. Аргументация, синтез, обобщение, выводы.
Технология проблемного обучения на уроках истории является объективной необходимостью.
В современной исторической науке продолжаются дискуссии по проблемам формирования Киевского государства (норманнская теория), спор «западников» и «славянофилов» об оценках деятельности Петра I. альтернативы развития российского общества после Февральской (1917 г.) революции; революция или переворот (октябрь 1917 г.) и др. Ученик вольно или невольно втягивается в поле¬мику, развернутую на страницах учебников.
- создавая проблемную ситуацию, я высказываю противополож¬ные, полярные мнения ученых, очевидцев, современников историчес¬ких событий и предлагаю ребятам принять ту или иную точку зре¬ния и объяснить свою позицию. Например, при изучении темы «Первая революция в России 1905-1907гг.» я формулирую перед учениками проблему: «В годы первой русской революции большевики считали, что поддержка политики реформ может ослабить силу непосредственного предстоящего революционного взрыва. Какой путь – революционного взрыва или реформ – вы считаете более реальным в 1906-1907 гг., более предпочтительным как средство преобразования действительности»
- я указываю детям, что сама столкнулась с этой проблемой впервые и не знаю решения вопроса, и предлагаю одно¬временно со мной попытаться самостоятельно решить проблему.
При организации проблемной ситуации, я использую следующие приемы:
1)знакомлю с учеников с предположением о том, что событие развива¬лось иначе; 2) высказываю или зачитываю фрагмент документа, в котором есть неожи¬данный поворот на оценку событий; 3)показываю неопределенность в сущности исторических явлений (со¬бытия 1991 г. в СССР); 4) знакомлю с опровержениями по случаю «Пакта о ненападении между Германией и СССР» в 1939 г. и др.
Приемы:
- проблемное решение задач;
- игровая проблемная ситуация.
При планировании урока я выдерживаю основные этапы технологии:
1) постановка проблемы, например, «Октябрь 1917г. - революция или переворот?»;
2) деление на группы - выдвижение гипотез;
3) подтверждение гипотез фактами, документами, определением содер¬жания терминов, примерами из всемирной и отечественной истории;
4) защита;
5) выводы по решению проблемы.
Проблемные ситуации можно создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреп¬лении, контроле. Например, на контрольном уроке по теме: «Великая Отечественная война 1941 -1945 гг.», я формулирую проблемное задание: «Одна из точек зрения западной историографии состоит в утверждении, что война Германии против СССР носила превентивный характер: Гитлер был вынужден начать войну против СССР, так как Советы угрожали Германии войной. Как вы относитесь к этому утверждению? Свой ответ обоснуйте.
Результативность: создавая проблемную ситуацию, я направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.
Игровые технологии в организации учебного процесса на уроках истории.
Учебная игра продолжает оставаться одним из наиболее широкоиспользуемых мной в практике преподавания средств обучения. Игра для обучающегося важна, понятна. Используя игру, я организую учебную деятельность, исхо¬дя из естественных потребностей детей. Продолжая учебную работу в игровой форме, доби¬ваюсь прочных знаний. Обучение в игре происходит незаметно для обучаемого. Однако во всех случаях я стараюсь подвести учащихся к пониманию объективности и закономерности исторического процесса, к установлению логических связей между исто¬рическими событиями.
Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет детей, обо¬гащает впечатлениями, помогает мне избежать назойливой на¬зидательности, создает в подростковом коллективе атмосферу дружелюбия. Я стремлюсь вызывать не только интерес учащихся к игре, но и добиваться того, чтобы он был устойчивым и не ослабевал, а наоборот, нарастал по ходу игры.
Я использую игру как возможность погружения в изучаемую эпоху, но параллельно с этим учу детей выделять главное, составлять некую опору для себя.
В проведении урока-игры я придерживаюсь всех основные структурных ком¬понентов урока:
- постановка учебной задачи;
- решение поставленной задачи;
- контроль;
- про¬верка знаний.
Результативность: В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, использование игровых технологий на уроках истории отражает отношение между людьми, формирует у студентов правила общественного поведения, повышает интерес к историческому прошлому, активизирует познавательную деятельность студентов, повышает эффективность урока и качество знаний. Прил. №2.
Информационно-коммуникационные технологии.
Я познакомилась с опытом Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств».
Информационные технологии ставят учащегося в позицию исследователя, заставляют понимать, суть изучаемой проблемы. Изучая и анализируя разные информационные источники, совместно со мной учатся ставить цели, планировать ожидаемый результат.
Опыт работы показывает, что у учеников, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль - учителя истории в раскрытии возможностей новых информационно-коммуникационных технологий в обучении не только информатики, но и на предметных уроках. ИКТ позволяют по-новому «зазвучать» уроку, позволяют мне и учащимся использовать самые различные источники информации, использовать текстовую, звуковую и видеоинформацию.
Я, уже давно работаю с компьютерным учебником Т.С. Антонова, А.Л. Харитонова, А.А. Данилова «История России в XX веке» (4 диска), «Династия Романовых» и др.. Результатом этой деятельности стало создание более 10 презентации, электронный каталог которые используются мною как на занятиях, так и во внеурочное время.
На уроках истории и во внеурочное время используем такие формы работы, как подготовка учащихся докладов, рефератов. Теоретические знания я стараюсь закреплять во время практических заня¬тий в компьютерном классе. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет ребятам пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке.
С помощью информационных технологий можно организовать не только поисковую работу по предмету, но и проверочные и тренинговые упражнения. Стремительно входят в практику обучения разного рода тесты с помощью компьютера. Презентация позволяет мне иллюстрировать лекции или доклады, исследовательские работы детей.
Результативность: использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории позволяет развивать познавательные навыки учеников, умения самостоятельно добывать знания, ориентироваться в информационном пространстве, Уметь видеть, сформулировать и решить проблему. Результат очевиден – ребята овладевают приемами учебной деятельности, навыками анализа и отбора информации. Именно это и формирует «компетенцию».
Формирование навыка самостоятельной работы происходит не только на уроке. В деятельность учащихся включаю распространенные виды работы с учебником – составление таблиц, логических схем, различных видов планов, организую деятельность по алгоритму с источником, документами. Изучение источников, позволяет почувствовать дух эпохи и активизировать мышление учащихся.
Для запоминания главных фактов и связанных с ними исторических дат
применяю приемы запоминания хронологии:
-устанавливаю связь между историческими событиями и возрастом правителя;
-выделяю промежутки времени;
-сопоставляю даты.
Для формирования навыков самообразования применяю задания творческого характера, мини исследования. Как инструмент самооценки собственного, познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности предлагаю учащимся задания результатом, которого является «портфель достижений ученика».
Результатом, того что система работает, являются следующие показатели. Приложение№1.

Приложение №1/

Игры при изучении нового материала.
Игра «Три предложения» В ее основе – логическая операция по выделению главного. Условный компонент, делающий игру занимательной, достигается посредством правила – изложить это «главное» в трех простых предложениях. Без него нет игры – есть обычное учебное задание. Один из вариантов – работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа или документ. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом точно передается содержание. Эта игра позволяет развивать очень важное умение – выделять главное.
Игра «Дерево мудрости». Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на трех листочках три разных по уровню сложности вопроса. После изучения материала вопросы сдаются. Наиболее интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок» или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости». (красные – на 5, желтые – на 4, зеленые – на 3). На следующих уроках ученики «срывают» плод или лист и отвечают.

Игра «Переводчик». Трудностью в усвоении различных определений является сложность научного языка. В этой игре детям предлагается высказать какую-либо историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный». Например: «Разночинцы – межсословная категория населения, в основном занимавшаяся умственным трудом»= «люди разного чина и звания, получившие высшее образование» = «выходцы из разных сословий, пополнившие ряды русской интеллигенции».
Помимо этих игр при изучении нового материала используются игры «Оживи картину», «Экскурсия», «Историческая гостиная», кроссворды и т.д.

Игры на закрепление и обобщение исторического материала.
Игра «Аукцион». Эта игра поводится после изучения одного из исторических периодов, например по теме «Эпоха Ивана Грозного». На уроке обобщения ребятам предлагается игра: «Продается оценка»5». Каждый ученик может ее «купить». Для этого нужно назвать историческое лицо, жившее в эпоху правления Ивана IV. Любой другой «участник торгов» может назвать более высокую «цену», назвав другого современника Ивана Грозного. При этом имена не должны повторяться. Каждое имя записывается на доске и в тетради. Желательно о каждом сказать несколько слов. Если после очередного названного имени наступает пауза, учитель медленно ударяет три раза молотком. Выигрывает тот, кто последним назовет имя. После третьего удара никто не должен называть имен. Победитель получает «5». Можно провести аукцион дат, понятий и т.д.
Игра «Реставрация». Для игры выбирается текст (легкий для восприятия) по изучаемой теме, каждое предложение записывается с новой строки, оно несет самостоятельную смысловую нагрузку. Затем текст разрезается на полоски так, чтобы на каждой помещалось одно предложение. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Ученик должен восстановить текст. Для удобства проверки предложения нумеруются в произвольном порядке или можно в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении складывалось бы слово (молодец, правильно и т.д.)
Игра «Исторические пятнашки» На лоске квадрат с 9 клеточками, в которых вписаны даты. Дается задание: восстановить даты в восходящем хронологическом порядке или «запятнать» даты, относящиеся к определенному периоду, или связанные с определенным историческим лицом, показывая на дату в квадрате, необходимо назвать событие, о котором идет речь. Выигрывает тот, кто более точно укажет все даты за меньшее количество времени. Иногда дата подчеркнута, значит, об этом событии нужно рассказать более подробно.
Игра «Слово по вертикали» может быть сконструирована по любой теме, например по теме «Двуречье (Месопотамия)». В этой игре потребуется знания городов. Слева пишутся необычные слова это названия городов Месопотамии, в которых нарушен порядок букв, кроме того, в каждом слове есть еще лишняя буква. Необходимо восстановить порядок букв и написать получившееся название рядом с необычным словом, а лишнюю букву вписать между двумя звездочками. Если задание выполнено правильно, то из лишних букв по вертикали можно будет прочесть название еще одного города этой страны.
КУВУР __________________ * * Ответ: Урук В
АШАГАЛ ________________* * Лагаш А
РЭВУДЭ _________________ * * Эруду В
ИРИАМ _________________* * Мари И
ШРУШАЛ _______________* * Ашшур Л
ИНЕЯВИНО _____________* * Ниневия О
НУР ___________________* * Ур Н
Эта игра в увлекательной форме позволит закрепить сложные для запоминания слова.

Ролевые игры
Ролевая игра требует серьезной подготовки, глубокого изучения документальных источников эпохи.
Игры – импровизации. Например, при изучении темы «Либеральные реформы 1860-1870-х гг.» можно провести игру «Импровизации на тему…». Класс делится на несколько групп, каждая должна подготовить небольшую сценку по той или иной теме. Игровые задания записываются на карточке, там же указываются страницы учебника, где можно найти информацию, можно дать детям дополнительный материал. Время на работу ограничено 15 минутами, затем группы показывают инсценировки.

1. Военная реформа.
Сюжет: Крестьяне прослышали, что в соседней деревне приехали забирать мужиков в армию. Раньше тоже забирали да только не всех. А сейчас, мол, в Ивановской да в Семеновке всех молодых забрали, теперь к нам едут. Мужики прибежали к старосте, спрашивают, как быть…»
Роли: сельский староста, крестьяне
2. Судебная реформа.
Сюжет: Заседание окружного суда по делу В.И. Засулич. Обвиняемая стреляла в градоначальника Санкт-Петербурга Трепова и тяжело ранила его. Задержанная объяснила свой поступок как протест против самоуправства Трепова, приказавшего подвергнуть телесному наказанию политического заключенного.
Роли: судья, прокурор, присяжный поверенный (защитник), присяжные заседатели обвиняемая, свидетели.
Так можно провести игры по всем реформам, что позволяет глубже вникнуть в содержание изучаемого материала, развивает историческое воображение. Можно использовать такие ролевые игры как: «Светский салон XIX века», « Интервью с историческими героями», «Урок – суд», «Музей» и др.

Опыт работы учителя истории Шматовой Т.Е.

«Формирование информационной компетентности на уроках истории»

В современных условиях важной задачей учителя становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации учащимися. Современное образовательное учреждение призвано сформировать социально-активную, творчески мыслящую личность, выработать у выпускников умение ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, углубляя и расширяя имеющиеся знания. Компетентностный подход выдвигает на первый план не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы. В современном обществе, переходящем на стадию постиндустриального развития, поток информации все более усиливается.Информационная компетентность определяется как степень овладения знаниями и умениями в области использования различных источников информации. Она предполагает достаточно развитый уровень информационной культуры. Информационная компетентность учащихся обеспечивает им способность грамотно ориентироваться в условиях постоянного многократного прироста информации и применять ее для решения возникающих задач и непрерывного самообразования. Главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Поэтому в своей работе я пытаюсь формировать и развивать творческие способности учащихся, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, умение самостоятельно находить решение поставленных задач. Развитие информационной компетентности является одним из приоритетных направлений моей деятельности, и в своей работе я делаю все возможное для создания условий ее развития у своих учеников.

Для достижения данной цели:

Активизирую познавательную деятельность учащихся;

Приобщаю к историческому, культурному и духовному богатству родного отечества (на основе уроков и внеклассных мероприятий патриотической направленности)

В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю:

Активизацию познавательной активности учащихся;

Развитие умений рассуждать и мыслить;

Развитие творческих способностей учащихся, через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий;

Развитие умений работы с текстами (учебника, исторических источников);

Развитие навыков работы с картами и иллюстративным материалом.

Большое значение в своей работеуделяю развитию информационной компетентности, так как работа историка – исследование различных источников информации: карт, исторических текстов, археологических находок, произведений искусства. В процессе моей работы реализуется метод дифференцированного обучения, личностно ориентированного подхода к учащимся. Применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную форму обучения. Творческие способности учащихся развиваются при непосредственном участии в трудовой деятельности. Стараюсь так сформулировать тему урока, чтобы она заставляла ребят задуматься, сделать свой собственный вывод по изучаемой на уроке проблеме. Изучение новой темы строится в виде проблемной беседы, используя вопросы типа «Как вы думаете?..», «Как вы считаете…?», «Что бы вы

сделали на месте того или иного исторического лица?» По возможности объясняю новый материал на примерах из жизни. Предлагаю учащимся самим проанализировать или построить какую-нибудь схему, таблицу и т. п. Не тороплюсь сама давать правильный ответ, а призываю ребят самим найти правильное решение проблемы. В среднем звене довольно часто предлагаю написание сочинения от лица какого-нибудь исторического лица или участника того или иного исторического события. Исторические диктанты, составление и разгадывание исторических кроссвордов, тестовые и контрольные работы позволяют проверить уровень развития каждого ученика. В своей работе часто использую работу по составлению таблиц. Предлагаю ученикам самим заполнить элементы таблицы по аналогии с тем, что были сделаны вместе. Это способствует формированию информационной компетентности учащихся: учит выделять главное в тексте, систематизировать полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно. На своих уроках применяю различные образовательные технологии их элементы: информационно-коммуникативная, исследовательская, проектная, технология проблемного обучения, групповые технологии.

Для развития у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами используются следующие виды учебной деятельности:

традиционный урок, сочетающий рассказ учителя с самостоятельной групповой работой учащихся;

лабораторно-практические занятия с использованием материалов и документов на основе самостоятельной работы учеников;

проведение различных видов опроса и контроля знаний учащихся;

коррекционная работа по совершенствованию знаний и другие

Цель моей работы заключается в определении путей повышения эффективности процесса обучения истории посредством широкого внедрения в учебный процесс информационных технологий, которые позволяют учащимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении, возможность самореализации через исследовательскую деятельность, создание презентаций; приобрести знания об особенностях работы с историческими источниками, умения анализировать различную информацию, работать в сети Интернет, пользоваться электронными учебниками и электронными энциклопедиями; совершать виртуальные экскурсии в лучшие музеи мира. Современное общество все чаще называют информационным. Для человека одним из самых важных умений сегодня становиться умение работать с информацией. И образование сегодня все больше ориентируется не только на полноту сообщаемых сведений, но и на умение добывать информацию, осмысливать ее, преобразовывать, извлекать из нее необходимые знания, интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Умение извлекать, структурировать, анализировать и порождать новую информацию на основе получаемых сведений характеризует то, что можно называть информационной компетентностью личности. Информационная компетентность формируется на протяжении всей жизни человека и выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе.

Похожие публикации