Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Образовательный процесс на основе междисциплинарной интеграции – важнейшее условие повышения уровня обучения в СПО. Интеграция образовательных программ среднего и высшего профессионального образования (На материале подготовки специалистов информационной с

Разделы: Общепедагогические технологии

Важное место в развитии общества отводится системе образования, в том числе и системе среднего профессионального образования. Современное производство требует от технических кадров высокого уровня профессионально-педагогических знаний. Подготовка такого рода специалистов возможна только в том случае, если, во-первых, становление личности студента будет осуществляться в рамках модели обучения и воспитания, которая отражает реальную действительность; во-вторых, эта модель по мере своего развития будет приближаться к реальной действительности и в конечном итоге переходить в нее. Это требует от преподавателей изменения отношения к науке, овладения современной теорией обучения, формирования нового типа педагогического мышления. Все это является непременным условием интенсификации образовательного процесса в профессиональном образовании.

Среднее профессиональное образование должно соответствовать уровню развития науки, техники, технологии и культуры, тенденциям усиления взаимосвязи наук, их интеграции с производственными процессами, отвечать новым социальным требованиям, предъявляемым к подготовке специалиста среднего звена. Все это вызывает необходимость дальнейшего совершенствования содержания образования и повышения качества образовательного процесса.

Задачи подготовки специалистов среднего звена выдвигают в качестве одного из важнейших требований к содержанию образования обеспечение единства общего и специально-технического образования, а также единство обучения и воспитания. Это требование предопределено особенностями усвоения знаний, умений и навыков, которые могут быть прочными и действенными только в том случае, если составляют целостную систему в сознании студентов, а также потребностями современного производства по обеспечению широкой политехнической основы обучения и профессиональной мобильности специалистов.

В связи с этим особое значение приобретает проблема органичного сочетания специально-технического и общего образования, которая делает актуальной постановку задачи исследования возможностей рационального построения образовательного процесса на базе междисциплинарной интеграции.

Проблема междисциплинарной интеграции имеет принципиально важное значение как для развития научных основ педагогики, так и для практической деятельности преподавателей. Она связана с проблемой структурирования содержания образования, узловыми вопросами которой являются вычленение структурных элементов содержания образования и определение системообразующих связей между ними, что подтверждается сквозным значением этих вопросов в истории развития педагогических теорий. В последние десятилетия значительно возрос научный интерес к разным аспектам интеграции в связи с усилением интегративных процессов на производстве, в экономике, науке и общественных отношениях.

Переход на новые федеральные образовательные государственные стандарты требует дифференциации и интеграции содержания образования по основным видам будущей профессиональной деятельности, что способствует не только формированию ключевых компетенций выпускника, но и развитию нестандартного творческого мышления и исследовательских умений будущих специалистов.

Современное профессиональное образование должно обеспечить не только умение переориентироваться с одной профессии на другую, но и развивать умение активно реагировать на изменения интересов общества, работодателей, а также потребителей услуг.

В новых социально-культурных условиях профессиональное образование должно способствовать интегрированному освоению умений и знаний в рамках профессиональной компетенции, профессии или смежных профессий. Согласно требованиям ФГОС приоритетным направлением является интеграция профессиональных и общеобразовательных дисциплин в содержании среднего профессионального образования.

В среднем профессиональном образовании наблюдается тенденция как к интеграции компонентов содержания учебных дисциплин, так и методов, средств и форм обучения. Однако наиболее доступной и привлекательной в практической реализации является интеграция по компонентам содержания, обеспечивающая взаимопроникновение и синтез знаний, формирование целостного восприятия законов развития природы, общества и мышления человека.

Интеграция в образовании способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовке студентов к процессу восприятия, понимания и осмысления информации, формирование у учащихся понятий и представлений о взаимодействии всего в мире, как едином целом, кроме того:

Способствует развитию мышления студентов;

Дает возможность широкого применения методов научного познания;

Формирует комплексный подход к учебным предметам и спец.дисциплинам;

Отражает объективные связи в окружающем мире;

Формирует общие теоретические и профессиональные понятия;

Повышает качество знаний учащихся;

Повышает и развивает интерес студентов не только к предметам общегуманитарного и естественнонаучного циклов, но к выбранной профессии;

Расширяет кругозор студентов, способствует развитию творческих возможностей, помогает более глубокому осознанию и усвоению теоретического материала;

Приобщает студентов к научно-исследовательской деятельности.

Внедрение в образовательный процесс междисциплинарных комплексных задач, связанных несколькими дисциплинами, профессиональными модулями позволяет:

– снизить загруженность обучающихся в рамках совмещенных, бинарных занятий или практических работ;

– последовательно реализовывать репродуктивные, частично-поисковые, творческие и научно-исследовательские, дидактические принципы по нескольким дисциплинам, профессиональным модулям;

– на основе дифференцированного личностно-ориентированного подхода к обучению выбирать уровень сложности решаемой задачи;

– развивать самостоятельность и ответственность обучающихся при выполнении индивидуальных заданий;

– вовлекать обучающихся с целью активизации самостоятельной познавательной деятельности во внеучебную деятельность.

Актуальность создания системы междисциплинарных связей определяется следующими факторами:

– потребностью в разработке механизма повышения качества обучения по дисциплинам и профессиональным модулям на основе внедрения междисциплинарных задач и системообразующей роли.

– необходимостью компьютеризации дисциплин на основе междисциплинарного задачного подхода;

– развитие творческих способностей обучающихся в процессе самостоятельной познавательной деятельности.

Межпредметные связи в профессиональном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знание и умение в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и в производственной деятельности.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании учащихся в учебных заведениях НПО и СПО.

Соединение общего и профессионального образования составляет дидактическую основу межпредметных связей. Такие связи подготавливают учащихся к овладению в совершенстве любой профессией.

Практика последних лет показывает, что межпредметные связи охватывают все структурные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, формы, методы и средства обучения, способствуя повышению его эффективности, обеспечивая усвоение знаний, формирование умений и навыков в определенной системе, способствуя активизации мыслительной деятельности, осуществлению переноса теоретических знаний на учебно-производственную деятельность студентов в средних профессиональных учебных заведениях. Рациональное использование межпредметных связей позволяет расширить профессиональную подготовку квалифицированных специалистов и готовить их по группе взаимосвязанных профессий или по новым сложным профессиям, способствовать обеспечению профессиональной мобильности.
Учащаяся молодежь представляет собой особую социальную группу, которой предстоит в ближайшем будущем в качестве наиболее подготовленной части высококвалифицированных кадров решать разнообразные научно-технические и социально-экономические проблемы в ходе строительства демократического и правового общества.

Междисциплинарные связи реализуются в различных формах организации урочной и внеурочной деятельности образовательных учреждений НПО и СПО: на обобщающих уроках, комплексных семинарах, уроках-лекциях, комплексных экскурсиях, в домашних заданиях, на факультативах, конференциях, тематических вечерах и др. При отсутствии полностью скоординированных учебных программ междисциплинарные связи реализуются в практике обучения по-разному: в соответствии с требованиями новых программ, на уровне расширенного использования взаимосвязей учебных предметов, во всей системе воспитательно-образовательного процесса, включая внеклассную работу.

Таким образом, междисциплинарные связи реализуются на основе сочетания знаний, которые дополняют друг друга. Реализация идеи воспитывающего и развивающего обучения требует усиления межцикловых связей, сближения предметов гуманитарного, естественно-математического и специальных циклов.

Использование знаний смежных дисциплин на занятиях и в самостоятельной работе требует от преподавателя хорошего знания предмета, что поможет избежать повторов, будет формировать навыки свободного и квалифицированного обращения с учебной, научной и специальной литературой.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний обучащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности студентов.

Литература.

1. Интернет-ресурсы

2. Журнал “Среднее профессиональное образование” №3 2011 г.

3. Журнал “Специалист” № 10 2013 г.

- 144.50 Кб

Глава 2: Применение интеграции на практике в образовательных учреждениях среднего профессионального образования

Интеграция при подготовке студентов в системе СПО

Непрерывное образование в течение всей жизни является фактором мобильности личности. Нередки случаи ошибочного или вынужденного выбора профессии, материальные затруднения, различные семейные обстоятельства и т.д. Потери контингента в колледже достигают 30%. В современных условиях появляется возможность предоставления учащейся молодежи больше шансов на самоопределение, позволяющей ей на время прервать учебу, а затем, при изменившихся обстоятельствах, продолжить ее. При этом повышается возможность корректировать выбор специальности при профессии в соответствии с изменившимися представлениями или вновь возникшими личностно-профессиональными интересами.

За счет введения интегративных учебных планов возможно сокращение сроков обучения, что позволяет выпускникам раньше приобщиться к профессиональной деятельности. Разрабатываться интегративные планы образовательных траекторий СПО, по которым в настоящее время уже ведется подготовка кадров. За счет такого подхода к интеграции образовательных программ, когда в системе профессионального образования нет «тупиковых траекторий», создаться условия мобильности студентов для успешного выхода на рынок труда.

Подобная ситуация возникает и при обучении студентов технических специальностей. Отсутствие интегративных связей между учебными дисциплинами приводит к тому, что при объективно достаточных знаниях студенты испытывают затруднения при решении профессиональных задач.

Наблюдения показывают, что студенты, получив подготовку по общепрофессиональным дисциплинам, затрудняются применять знания при изучении специальных дисциплин. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации.

Изучение математики интеллектуально обогащает студента, развивая в нем необходимую для инженера гибкость и строгость мышления. Это тем более актуально сейчас, когда студенческие аудитории заполнила молодежь, не получившая необходимой математической подготовки в школе (об этом свидетельствуют результаты ЕНТ (Единого Национального Тестирования)).

Интеграция в разнообразных формах синтеза междисциплинарных исследований имеет значение как для процесса формирования профессиональной компетенции будущих инженеров в процессе обучения, так и в профессиональной последующей деятельности.

Большинство студентов не осознают необходимости изучения общеобразовательных дисциплин, в число которых входит математика. В результате поверхностного изучения математики, общепрофессиональных и специальных дисциплин у студентов слабо формируются знания и умения, позволяющие им правильно ориентироваться в практических заданиях, применять знания для решения задач, связанных с будущей специальностью.

Студентам инженерных специальностей приходится изучать множество различных дисциплин, каждая из которых представляет сложную систему знаний, умений и навыков. Связи между компонентами дисциплин разнообразны и зависят от содержания элементов, между которыми они устанавливаются. Усиление взаимосвязей как интеграционный процесс происходит в результате образования общих теоретических концепций для каких-либо самостоятельных отраслей знаний или общих методов решения практических задач. В первом случае интеграция выражается в теоретизации, фундаментализации знаний, во втором – в усилении их прикладного характера. Таким образом, объединение знаний может давать новые теоретические и практические результаты и способствовать повышению уровня подготовки специалистов. Синтез имеет место в любой совокупности знаний. В высшем образовании он наиболее интенсивно осуществляется внутри отдельных дисциплин и слабее – между дисциплинами и циклами дисциплин.

На практике в большей степени происходит спонтанная, нецеленаправленная интеграция знаний. Одним из организационно-методических средств повышения качества подготовки специалиста можно назвать междисциплинарную интеграцию, которая может принимать два значения: во-первых, это создание у обучающегося целостного представления об окружающем мире (здесь интеграцию можно рассматривать как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения).

Проведение бинарных занятий

Преподаватели Тульского экономического колледжа используют междисциплинарные связи на своих занятиях. Учебные дисциплины "Программное обеспечение компьютерных сетей" и "Компьютерные сети" являться специальными дисциплинами, формирующими базовые знания по специальности "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем".

Тема "Язык разметки гипертекстовых станиц HTML и прикладной протокол web-сервиса" важна для изучения дисциплин и "Компьютерные сети" и "Программное обеспечение компьютерных сетей". Занятия по теме готовят студентов к курсовому и дипломному проектированию.

На бинарном занятии по указанной теме используются:

  • мотивационная беседа с целью создания у студентов положительного настроя на работу.
  • активизация опорных знаний для обобщения и систематизации знаний студентов.
  • сообщение новых знаний.
  • Диагностика с целью проверки теоретической подготовки студентов по основным понятиям языка HTML и прикладному протоколу HTTP.

Урок способствует проявлению активности студентов, предполагает развитие профессионального мышления, овладение профессиональным первоначальным опытом, проверку профессиональной готовности к самостоятельной деятельности. На уроке используется региональный компонент: студенты подбирают, изучают, систематизируют материал по истории родного края. Урок построен как логически законченный, целостный процесс, который начинается с постановки обоснования задания и заканчивается подведением итогов.

Анализ. В представленном фрагменте образовательного процесса подразумевающего применение практической интеграции, мы видим, как происходит межпредметная связь околостояших дисциплин. Так как обе дисциплины информатические, и методы заимствуются частично, из каждого предмета, можно сделать вывод, что имеет место концептуальный уровень, интеграции. Стоит отметить, что этот уровень в данном бинарном занятии не единственный, но выражен он наиболее сильно. Данный бинарный урок направлен на формирование профессионально- ореентированных знаний навыков и умений. На данном занятии студенты в теории и на практике изучают Компьютерные сети, и какое программное обеспечение организует исправную работу данных систем. В частности они изучают "Язык разметки гипертекстовых станиц HTML и прикладной протокол web-сервиса". Дисциплины взаимодополняемо сообщаются между собой, составляя полную картину темы.

Достоинства данного бинарного занятия, заключаются в следующем:

  • Оно готовит студентов к последующей исследовательской деятельности; к написанию курсовых и дипломных работ;
  • Занятие экономит время, ускоряя образовательный процесс;
  • Занятие качественно по-другому формирует знания, умения и навыки;
  • Выполняя одну из главных функций интеграции, данное занятие быстро реагирует и гибко подстраивается под динамично меняющиеся требования на рынке труда.

Интегрированный урок как средство развития компетентности

В арзамасском приборостроительном колледже идея бинарного урока "информатика" и "Английский язык" возникла в процессе изучения темы "Программирование на языке Turbo Paskal" на 1-ом курсе, когда столкнулись с трудностями чтения и перевода слов-терминов, понятий и команд, используемых на уроке информатики.

Занятие состояло из теоретической части (повторение и закрепление пройденного материала в форме блиц-опроса с использованием различных режимов работы) и практической (решение задач и составление программ).

Преподаватель, обращаясь к студентам с вопросами по теме занятия с целью закрепления теоретических знаний, повышения интереса студентов к составлению программ, переходу к практической части урока. Так как многие слова заимствованы из английского языка, основная задача преподавателя иностранного языка заключалась в фонетической обработке, воспроизведении и закрепления лексических единиц при помощи зрительного и слухового восприятия записи структуры программы операторов языка.

Занятие проводилось в игровой форме. Группа была разделена на 3 команды: "математики" - составляли алгоритм решения задач, "программисты" - записывали программы на языке Turbo Paskal, "лингвистики" - помогали лучше усвоить английские термины, необходимые при изучении темы. Студенты показывали графические изображения слов (языки программирования), все присутствующие имели возможность послушать лексику. При этом происходило формирование звукового образа слов, а письменная фиксация лексики способствовала укреплению связи слов. Теоретическая часть урока закончилась презентацией работ, показом и комментариями, подготовленными студентами самостоятельно.

Игровой момент повышает активность познавательной деятельности, создает творческую атмосферу на уроке, вызывает положительные эмоции.

Анализ. На данном примере мы можем наблюдать, как происходит межпредметная интеграция далеких друг от друга дисциплин информатики и иностранного языка. Доминирующий уровень интеграции в данном примере – тематический. На этом примере хорошо видно как при помощи интеграции преподавательским составом была преодолена проблема того, что ученики не могли произносить термины из изучаемой темы. Разработанный педагогами урок позволил восполнить пробел в знаниях по английскому языку. Стоит отметить, что данный пример применения интеграции очень грамотный. Восполнение пробела по английскому языку на уроке информатики не только не помешало проведению самой информационной дисциплины, а лишь поспособствовало ускоренному усвоению материала. По истечении урока было достигнуто сразу две цели: восполнение недостающих навыков в произношении англоязычных терминов, и понимание английских слов-терминов, а так же прохождению темы по информатике.

Если говорить о методах применяемых на данном бинарном уроке, стоит отметить то, что урок был проведен в игровой форме. Это способствовало присутствию здоровой атмосферы и хорошему настроению. Для всех участников данного урока это был, бесспорно, эксперимент, в то время как для преподавателей это был еще и педагогически удачный эксперимент.

Интеграционная модель формирования образовательных траекторий подготовки практико-орентированных специалистов

В современных условиях сложившегося рынка труда возникла острая необходимость в такой системе подготовки практико-орентированных специалистов, которая могла бы быстро и адекватно реагировать на быстрые изменения, происходящие при создании новых видов производств и технологий. Остро ощущается нехватка работников новых профессий, а так же специалистов, обладающих обновленными знаниями и умениями в рамках существующих профессий. По мере увеличения сложности производственных процессов растет и уровень требования работодателей к квалификации своих потенциальных работников.

Однако между требованиями современного рынка труда и подготовкой кадров наблюдается целый ряд противоречий и проблем, которые из-за недостаточной их проработки по целому ряду направлений, включая и нормативный аспект, не позволяют обеспечить требуемый уровень профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, что затрудняет внедрение инновационных моделей образовательных траекторий. Вот некоторые противоречия:

  • Государственные образовательные стандарты СПО второго поколения, которые уже уступают дорогу стандартам третьего поколения, не обеспечивают необходимый уровень квалификации выпускников в условиях модернизации высокотехнологичных предприятий;
  • Существует объективная реальность организации процесса обучения, ориентированная на профессиональную компетентность рабочего и специалиста, но сохраняется преимущественно традиционная направленность знаниевого подхода к содержанию профессиональной подготовки;
  • Осуществляется модернизация производства и освоение новых технологий, а притока квалифицированных кадров, по-прежнему, не хватает;
  • До сих пор сохраняется низкий уровень престижа рабочих профессий у молодежи и их семей;
  • Существует острая нехватка у профессиональных образовательных учреждений материальных, кадровых и других ресурсов для образовательного процесса подготовки квалифицированных кадров, ориентированных на высокие технологии.

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть интеграцию в процессе среднего профессионального образования.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть общее понятие интеграции.
Кратко описать этапы становления и вклад педагогов в изучение интеграции;
Описать принципы, уровни и возможные итоги интеграции;
Проанализировать опыт бинарных уроков и практики межпредметной интеграции на примере двух – трех образовательных учреждений СПО.

Содержание

Введение 3
2. Глава 1: Общие теоретические данные об интеграции в педагогическом процессе 6
2.1. Понятие интеграции в педагогическом процессе 6
2.2. Этапы становления, ученые и их вклад в развитие интеграции 7
2.3. Три принципа интеграции. Уровни интеграции. Результаты. 12
3. Глава 2: Применение интеграции на практике в образовательных учреждениях среднего профессионального образования 18
3.1. Интеграция при подготовке студентов в системе СПО 18
3.2. Проведение бинарных занятий 21
3.3. Интегрированный урок как средство развития компетентности 23
3.4. Интеграционная модель формирования образовательных траекторий подготовки практико-орентированных специалистов 25
4. Заключение 29
5. Список используемой литературы 31

Интеграция общеобразовательных и спец дисциплин как способ реализации компетентностного подхода в системе СПО

Согласитесь, что вопросы профессионального образования на сегодняшний день очень актуальны. В процессе преподавания своих дисциплин и объяснения учебного материала я часто сталкиваюсь с тем, что студенты затрудняются в использовании знаний, полученных при изучении общеобразовательных дисциплин, таких как математика, химия, физика, не говоря уже о русском языке.

Основные вопросы, которые интересуют студента с первого дня в техникуме, сводятся к актуальности выбранной профессии или специальности, в то время как дисциплины общеобразовательного цикла уходят на второй план. В то же время общеобразовательная подготовка для будущих специалистов технического профиля имеет важное прикладное значение, т.к. формирует у них необходимые в профессиональной деятельности качества, развивает мыслительную деятельность. Это способствует формированию компетенций будущего специалиста как профессиональных, так и общих.

Работая по новым стандартам, я убедилась, что для качественной подготовки выпускников очень важным являются вопросы межпредметных связей. Эта проблема давно была областью наших педагогических интересов, но особенно актуальной она стала в последнее время.

Наблюдения показывают, что потребность в новых знаниях возникает у студентов только при осознании их значимости для будущей профессиональной деятельности.

Для конструирования общей системы объяснения материала я провела небольшую исследовательскую работу по определению межпредметных связей по каждой теме.

Межпредметные связи дисциплины «Процессы формообразования и инструменты». Раздел «Обработка металлов точением»

Темы раздела

Знания, используемые из других дисциплин для раскрытия темы

1. Инструментальные материалы: Требования, предъявляемые к материалам для изготовления режущих инструментов.

Инструментальные стали: углеродистые, легированные, быстрорежущие.

Твёрдые сплавы: металлокерамические, безвольфрамовые.

Минералокерамические материалы. Сверхтвёрдые материалы на основе нитрида бора и алмаза.

ХИМИЯ: периодический закон и система

химических элементов Д. И. Менделеева. Физические и химические свойства металлов. Основные способы получения металлов.

ФИЗИКА: строение и физические свойства металлов. Основы динамики: силы трения, коэффициент трения, скольжения.

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ: строение и свойства материалов. Теория металлических сплавов. Влияние строения сплавов на их физические и механические свойства. Сплавы на основе железа. Влияние углерода и постоянных примесей на свойства сталей. Легирующие элементы в сталях. Классификация и маркировка сталей. Термическая обработка сталей. Инструментальные стали, особенности их химического состава и термической обработки. Твердые сплавы.

2. Токарные резцы: Общая классификация токарных резцов по конструкции, технологическому назначению, направлению движения подачи.

Формы передних поверхностей резцов. Резцы с механическим креплением многогранных неперетачиваемых твердосплавных и минералокерамических пластин. Выбор конструкции резца в зависимости от условий обработки. Фасонные резцы: стержневые, круглые, призматические. Заточка резцов.

ГЕОМЕТРИЯ: решение треугольников.

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА: основные сведения по оформлению чертежей. Разъемные и неразъемные соединения деталей. Чертежи общего вида и сборочные чертежи.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА:

ФИЗИКА: Основы динамики: силы трения, коэффициент трения, скольжения.

3. Геометрия токарного резца: Поверхности обрабатываемой детали при точении. Части и элементы токарного резца. Исходные плоскости при точении.

Углы токарного резца.

ГЕОМЕТРИЯ: угол между прямыми.

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА: основные сведения по оформлению чертежей. Сечение геометрических тел секущими плоскостями. Изображение – виды, разрезы, сечения.

4. Элементы режима резания и срезаемого слоя: Рабочие движения при точении.

Элементы резания: глубина резания, скорость резания, подача. Срез и его геометрия, площадь поперечного сечения среза. Основное время обработки.

ГЕОМЕТРИЯ: площадь параллелограмма. Прямоугольные треугольники. прямоугольная система координат в пространстве.

АЛГЕБРА: тригонометрические функции: синус, косинус, тангенс, котангенс. Длина окружности. Умножение, деление, возведение в n -ю степень, извлечение корней.

ФИЗИКА: основы кинематики: механическое действие. Траектория, путь и перемещение.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА: простейшее движение твердого тела: скорости точек твердого тела, вращающегося вокруг неподвижной оси.

5. Физические явления при токарной обработке: Процесс стружкообразования и типы стружек. Физические явления, сопровождающие процесс резания.

Образование нароста на передней поверхности резца и влияние его на качество обрабатываемой поверхности. Усадка стружки. Упрочнение поверхностного слоя детали при её обработке (наклёп).

Теплота, выделяемая в зоне резания в процессе стружкообразования, источники тепловыделения. Распределение теплоты между стружкой, резцом, заготовкой и окружающей средой. Виды износа инструмента. Три периода в течении времени работы инструмента. Критерии износа инструмента.

ФИЗИКА: диффузия, плотность. Основы динамики: силы упругости.

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ: теория пластической и упругой деформации. Влияние степени деформации на структуру и свойства металлов. Влияние нагрева на структуру, физические и механические свойства металла.

ХИМИЯ: изменение термической устойчивости металлов и их соединений.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА: трение качения. Пара трения качения и ее момент, коэффициент трения качения.

6. Сопротивление резанию при токарной обработке : Сила, возникающая в процессе стружкообразования и ее источники. Разложение силы резания на составляющие. Действие составляющих силы резания на заготовку, резец, приспособление и станок.

ФИЗИКА: основы динамики: взаимодействие сил. Сила. Сложение сил.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА: моменты сил. Пара сил.

ГЕОМЕТРИЯ: понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов.

Таки образом стали прорисовываться общие стороны процесса подготовки специалистов по различным дисциплинам. Стал ясно прослеживаться курс, в котором общеобразовательные предметы служат базой для изучения общетехнических и специальных предметов, а последние помогают закреплению знаний по общеобразовательным предметам, дополняют и углубляют их. Это означает, что рабочие программы по общеобразовательным дисциплинам должны иметь профессиональную направленность, поэтому важно сотрудничество преподавателей математики, физики, химии с преподавателями спецдисциплин.

В рамках этой направленности мной и моими коллегами были спроектированы и апробированы интегративные уроки, многие из которых являлись бинарными. Для таких уроков необходима разработка задач профессиональной направленности. Эти задачи создаются в сотрудничестве с преподавателей общеобразовательных и спецдисциплин. Наблюдения показывают, что в результате использования таких задач на уроках резко возрастает интерес к изучению и математики, и спецдисциплин.

В качестве примера хочу представить Электронное учебное пособие: «Математика + Процессы формообразования и инструмент (ПФИ)».

Пособие состоит из нескольких частей: спец дисциплина (теория), математика (теория) и практикоориентированные задачи, контроль знаний. Это дает возможность их разностороннего использования. Выбор дисциплины позволяют сделать гиперссылки: Математика или Процессы формообразования и инструмент (в зависимости от того, на каком уроке используется данный материал). Дальше описывается лекционный и практический материалы тем дисциплины ПФИ, например: «Элементы режима резания» или «Элементы среза»:

или тем дисциплины Математика, например: «Окружность» или «Параллелограмм» со всеми схемами, формулами и определениями. Каждый элемент режима резания и среза можно рассмотреть и с точки зрения математики, и с точки зрения дисциплины ПФИ. Это позволяет студенту более осознанно подходить к процессу запоминания формул, делает решение задач более логичным и понятным для обучающихся.

Эффективность работы с данным ЭУП повышается с помощью гиперссылок: с каждой страницы можно переместиться на страницу с ключевым словом или перейти к решению задачи. Если обучающийся не может справиться с задачей, он, перейдя по ссылке, может ознакомиться с примером ее решения. После выполнения задачи студент может проверить ответ.

Разработанное пособие удобно в использовании, содержит много практикоориентированных примеров, иллюстраций, что немаловажно для прочного усвоения учебного материала.

Можно порекомендовать использовать данное пособие преподавателям математики при повторении школьного курса геометрии, на подготовительных курсах с целью систематизации знаний и профориентационной работы, преподавателям общепрофессиональных дисциплин по специальности металлообрабатывающего профиля.

В результате информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Использование интегративной технологии позволяет более доступно объяснять материал, помогает научиться решать нестандартные задачи, что в дальнейшем позволит стать высококвалифицированными и востребованными на рынке труда специалистами и продвинуться по карьерной лестнице.

Похожие публикации