Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Как исполняли смертные приговоры в ссср (8 фото). Мир православия Причины отказа от смертной казни

В данной работе мы предлагаем обсудить последний смертный приговор в России. В настоящее время такой вид наказания запрещен юридически, что приводит к увеличению количества опасных преступлений. Смертный приговор принято заменять

В статье вы узнаете не только про преступную жизнь последнего казненного, но и узнаете, что будет, если мораторий отменят.

Мораторий на смертную казнь

Последний смертный приговор в России привели в исполнение всего за пару недель до его отмены. Для ознакомления с данной темой необходимо обратиться к Конституции РФ и Уголовному кодексу. Смертная казнь - это высшая степень наказания, которой приговаривались лица, совершившие страшные преступления или покушавшиеся на жизнь человека.

В данный момент смертная казнь запрещена следующим документом: протокол под номером 6 и условия-рекомендации ПАСЕ. Этот вид наказания запрещен юридически.

Причины отказа от смертной казни

Данный вид наказания недоступен по двум причинам:

  • подписанный протокол №6 (Европейская конвенция о защите ПЧ);
  • указ президента о не разрешении смертной казни.

Что касается первого пункта, то текст гласит, что нельзя лишать жизни человека умышлено, за исключением приведения смертного приговора. То есть, по большому счету, в Европейской конвенции смертная казнь разрешена. Но, из-за она остается недоступна. Этот документ запрещает смертную казнь до того момента, пока во всех регионах РФ не создадут суд присяжных. Последний смертный приговор в России вынесли незадолго до введения моратория (апрель 1997 года), который истекал в январе 2010. Но, в 2009 году его продлили до момента ратификации протокола об отмене данного наказания.

Пересмотр вида наказания после отмены моратория

Последний смертный приговор в России привели в исполнение в 1996 году. Но, что будет, если мораторий отменят? Заключенные не обязаны, но вправе подать ходатайство о помиловании. Это совершенно не зависит от того, был ли подан данный документ до введения моратория или нет.

Смертный приговор могут исполнить в трех случаях:

  • после вступления в силу приговора суда;
  • отклонение ходатайства президентом Российской Федерации;
  • неприменение помилования, если осужденный не обратился с ходатайством.

Необходимо знать и то, что новые законы могут как смягчить, так и ухудшить меру наказания заключенному.

Последняя смертная казнь в России

Последний смертный приговор в России (2 сентября 1996 года) вынесли и привели в исполнение в Бутырке Данный гражданин совершил порядка 40 особо тяжких преступлений (изнасилование и убийство мальчиков Московской области). Он вел свою преступную деятельность 6 лет. За два дня до поимки «Удава», Ростовский суд вынес вердикт самому страшному и опасному преступник СССР Андрею Чикатило.

Так как похожие преступления велись сразу в двух районах (Москва и Ростовская область), сотрудники уголовного розыска СССР склонялись к такой версии: преступления совершаются одним человеком, который совершал рейсы между двумя этими районами. До поимки "Удава", преступник был известен под кличкой «Фишер».

Ролевая игра

Вынесли последний смертный приговор в России 2 сентября 1996 года особо опасному серийному убийце и насильнику Сергею Головкину. Самое ужасное в этих преступлениях было то, что Удав воображал себя фашистом, а свою жертву - партизаном. Для Головкина убийство и пытки - это своеобразная ролевая игра.

Первое преступление он совершил в 1982 году недалеко от лагеря «Романтик». Головкин выследил мальчика и под угрозой смерти отвел его в лес. Там он сорвал с ребенка одежду и подвесил на дереве с помощью веревочной петли. К счастью, на этот раз жертва осталась жива и смогла описать внешность преступника.

Свидетель

Следующие преступления Удав, которому вынесли последний приговор смертной казни в России, совершал с большей жестокостью. Вторая жертва - подросток лагеря «Звездный» в Одинцовском районе. Мальчику он отрезал голову и вспорол брюшную полость, отрезанные половые органы были обнаружены рядом с телом в пакете.

Третья жертва была расчленена в поселке Заречье. Преступление было совершено с большой жестокостью, ведь на останках расчлененного тела обнаружили более 30 ножевых ранений.

После трех случаев в Одинцовском РУВД создали следственно-оперативную группу для поимки Головкина, ведь стало понятно, что в городе появился серийный особо опасный преступник. Так и нашли первого свидетеля в пионерлагере «Звездный», он утверждал, что видел Удава, и он сказал фамилию.

Версия Фишера

Последний смертный приговор в России был исполнен в 1996 году, судимого звали Сергей Головкин. После совершения трех преступлений он «залег на дно» на несколько лет. Но этот перерыв был только «затишьем перед бурей».

Мы уже упомянули, что в лагере «Звездный» нашелся свидетель. Так вот, этот мальчик, в отличие от своего друга, смог сбежать от преступника. Он сказал, что разговорились с ним недалеко от лагеря. Головкин сказал, что его фамилия Фишер, он сбежал с тюрьмы и его разыскивает милиция. Мальчик описал внешность и татуировку, которую увидел на его руке.

Так сотрудники милиции смогли выявить порядка 6 тысяч людей, склонных к насилию, и раскрыть некоторые преступления. Но, Головкин так и оставался на свободе.

Почерк

Смертный приговор в России последний раз был выполнен за несколько недель до отмены смертной казни на территории государства.

Во время «затишья» Фишер приобрел машину и получил место под гараж на территории Московского конного завода, где он работал зоотехником. Под ним он оборудовал место пыток для своих будущих жертв.

Так сменился почерк преступника, он заманивал под разными предлогами к себе в гараж или подбирал голосующих на дороге подростков. После истязания, Головкин вывозил тела на «могильники».

Вкус добычи

Незадолго до того, когда был исполнен последний смертный приговор в России, Головкин сделал ошибку в своих просчетах. Он решил попробовать жертву на вкус, а голову и кожу оставить в качестве сувениров.

В ходе судебной экспертизы выявили, что преступник использовал кормовую соль для дубления кожи. Эта зацепка и привела сотрудников милиции в конный завод.

Усиление оперативной группы

Последний смертный приговор в России привели в исполнение 2 сентября 1996 г. Но как же был пойман преступник? После усиления оперативной группы произошло еще одно страшное преступление. 15.09.92 года пропало сразу три мальчика.

Оперативникам удалось узнать, что когда-то их подвозил на своей новой машине дядя Сережа, который работает на Московском конном заводе №1. Тогда сомнений у сотрудников не осталось. Нужно брать преступника, и срочно, пока не погибли другие дети в «лапах» серийного убийцы.

Задержание Удава

Как проводить задержание, если нет никаких улик? Даже круглосуточное наблюдение за маньяком не дало никакого результата.

Пришлось брать его по статье 90 (19.10.92). Только после осмотра гаража его обвиняли по ст. 102 (30 октября того же года). Головкин указал все места захоронений, некоторые из людей еще числились на тот момент «без вести пропавшими». Головкин признался в убийстве только одиннадцати детей, что не помешало присудить ему высшую степень наказания. Следствие вели до 1994 года, но доказать причастность Удава в остальных преступлениях не удалось.

Затяжка

В исполнение приведен последний смертный приговор в России относительно Головкина в 1996 году, а решение суда было выслушано еще в 1994. Почему приговор не был приведен в действие раньше?

Борис Ельцин долго игнорировал ходатайства, но в преддверии подписания протокола №6, все жалования (более 100) были рассмотрены в срочном порядке. Отклонили более половины, сюда же отнесли и ходатайство Головкина. Остальным смертную казнь заменили на пожизненное или 25-ти летнее заключение.

В минувшем году с января по август в городах России прогремели 53 выстрела, которые не вошли в милицейскую статистику. Ни по одному из них на место преступления не выезжали оперативные группы. Все было известно и так: в специально оборудованных камерах следственных изоляторов обрывалась жизнь человека, чьи преступления суд наказал смертной казнью — расстрелом.

Из первых рук

Как и во все минувшие годы, расстрел обреченных на смерть преступников до сих пор окружен завесой секретности

Ч то знаю о страшной этой процедуре я, последние годы моей службы в МВД работавший замполитом СИЗО Камчатки? Немногое. Во-первых, такое таинство свершалось лишь в тех тюремных казематах, которые были определены МВД для каждого российского региона. Когда смертнику, содержащемуся у нас, отказывали в помиловании, из Москвы приходила шифровка с этой вестью и указание: для исполнения приговора обреченного на смерть человека нам надлежит немедленно спецконвоем этапировать в СИЗО Хабаровска для приведения приговора в исполнение. Я всегда поражался, с какой быстротой тамошние мои коллеги отправляли в мир иной человека, которого я буквально только что передавал конвою, — выходило, что его ставили к стенке в первые же часы после знакомства. Как говорится, здравствуй и прощай.

И другое: правила содержания смертников, их подготовка к экзекуции и сам ее ритуал объявлены совершенно секретным приказом МВД СССР № 002 — мой тогдашний начальник хранил его в личном сейфе и лишь раз помахал перед моим носом обложкой. Сколько тайн мы ни выведали у спецслужб за последнее десятилетие — расстрельная тема до сих пор остается для общества закрытой наглухо, те претендующие на сенсацию беседы с исполнителями приговоров, которые частенько мелькают в газетах, не более чем фантазии моих коллег по перу.

А потому поделюсь с читателем тем, что мне известно доподлинно.

Ожидание казни

К ак только суд объявляет преступнику смертный приговор, сразу же после возвращения в СИЗО его переодевают в полосатую робу с полосатой шапочкой и поселяют в специальную камеру. Зарешеченное окно в ней забрано настолько плотным козырьком, что о небесах по ту сторону можно только догадываться. Дверь заперта на кодовый замок, открыть который без ведома дежурного помощника начальника СИЗО невозможно. Осужденные на смерть коротают дни либо в одиночестве, либо с напарником. Каждый день у них начинается с пристегивания наручников и повального обыска — простукивают стены, решетки, по сантиметру прощупывают постельное белье и одежду. Ни прогулок, ни свиданий, ни разговоров по телефону, которые изредка позволены другим. Вывод в баню или в медчасть — только поодиночке, только в наручниках и с усиленной охраной, только по пустынным коридорам.

Первые месяцы после приговора смертники живут надеждой — ушла ведь кассационная жалоба в Верховный суд, вдруг там приговор либо отменят, либо отправят дело на доследование, или «вышку» заменят пожизненным? Ожидание это может длиться полгода, а то и больше, все это время надежда на лучший исход человека не оставляет. Время от времени появляется единственный человек с воли, с которым общаться дозволено, — его адвокат, который и утешит, и новостями поделится.

Но вот определение Верховного суда получено, приговор подтвержден, но смертник и тут держится — еще не вечер! Еще можно сочинить и отправить жалостливое прошение президенту и ждать милости от него. Ждут год, полтора — мне до сих пор памятен двойной убийца Марат Конкин, которого мытарили в ожидании расстрела четыре года и все же оставили жить. Это был уже не человек — труп лежачий. Седые патлы на лысеющей голове, ходуном ходящие руки, худоба дистрофика — шел ему тогда двадцать четвертый год.

И еще одна хитрость, о которой, пожалуй, мало кто знает. Результат рассмотрения прошения о помиловании смертники узнают лишь в том случае, если оно удовлетворено и человеку дарована жизнь. Если же я вскрывал доставленный фельдсвязью секретный пакет с отказом, в тот же день и час к нам приходило распоряжение: ближайшим рейсом самолета отправить приговоренного в Хабаровск. Что это значит, знали не только мы, офицеры, но и те пассажиры, которых везли на убой.

В последний путь

С тарая истина: все, что стараются утаить, опутано не только одной секретностью — ложью. Смертники умоляли о встрече с женой, матерью или ребенком — мы врали им, что те либо хворают простудой, либо пурга перекрыла все дороги, либо почта и телефон работают из рук вон плохо. Только бы он нам поверил, только бы не психанул и не трепал нам нервы вскрытием вен или изготовлением удавки. Как-то нам зачитали грозный приказ министра, которым с руководителей одного из «расстрельных» СИЗО посрывали погоны: один из их смертников все-таки наложил на себя руки. Между строк легко узнавался не только гнев министра, но и просто личное для него оскорбление: бандита должны были расстрелять по воле суда и президента, а он, наглец, самовольно лишил себя жизни и от законного наказания улизнул.

Проводы осужденных на казнь, в которых я по своей окаянной должности принимал участие, видятся мне теперь добротным театральным действом, в котором и главные действующие лица, и массовка свои роли сыграли натурально. Представьте себе — абсолютно все смертники нам верили.

Итак, спецконвой прибыл — четверо здоровенных ребят с автоматами, рациями и собакой. Сегодня они повезут в последний путь Костю Иванцова, 26 лет от роду, всегда слывшего и отменным работягой на судоверфи, и примерным семьянином. И вот на тебе: поехал с дружками на рыбалку, стали браконьерничать, а тут является инспектор рыбоохраны. Костя тогда был пьян до изумления, а потому перепалку с нежданным гостем закончил проще простого: бахнул в него из ружья дуплетом...

С Костей я беседовал чаще, чем с другими, как ни старался пройти незаметно возле его камеры — он слышал и узнавал мои шаги. Эту удивительную способность я замечал у каждого смертника: бог его знает как, но они безошибочно отгадывали, кто проходит по коридору — хозяин, кум или лепила (врач). Не скрою, беседовать с обреченными было для меня мукой смертной, особенно вечерами, когда чувствовал, что запас сострадания уже истрачен, что ни слушать, ни улыбаться, ни говорить уже невмоготу. А тут следи за своим лицом, походкой, движениями, речью и думай, какую улыбку выдавить из себя, когда тот же Костя спрашивал одно и то же: «Начальник, а скоро меня убьют?»

Но вот теперь все. Теперь я прихожу к Иванцову аккурат после ужина и роль свою играю старательно: дескать, помиловка его не будет рассмотрена до тех пор, покуда не проведут еще одной экспертизы, на этот раз в Хабаровске. Так что с вещичками — и на выход. Прокатишься, дескать, за наш кошт на хорошем самолете, отлежишься две-три недели на больничной койке и вернешься. И в ту же секунду вижу я перед собой уже робота, манекена: лицо белое, недвижимое, движения замедленны, но точны. Складывает свои нехитрые пожитки в узелок, а вот тесемки завязать не может: не слушаются его руки. Ни одного вопроса, ни одной просьбы — догадался?

Сержанты с дежурным, которые ждут нас в коридоре, конвой, которому через восемьдесят пять шагов (сосчитано!) они передадут Иванцова, — само радушие, сама любезность. Шагай, Костя, через решетки, пудовые двери, садись в специально для тебя поданный автозак, лети в самолете с милыми стюардессами и веселыми пассажирами — это твой последний путь, в конце которого — пуля в затылок. Ни прощания с родными, ни исповеди с причастием, ни последнего письма — лицедейство, в котором мы участвуем, таких излишеств не предусматривает.

Из уголовно-исправительного Кодекса Российской Федерации.

П ринят Государственной думой 18 декабря 1996 года
Раздел VII
Исполнение наказания в виде смертной казни
ст. 186. Порядок исполнения смертной казни
1. Смертная казнь исполняется не публично путем расстрела. Исполнение смертной казни в отношении нескольких осужденных производится отдельно в отношении каждого и в отсутствие остальных.
2. При исполнении смертной казни присутствуют прокурор, представитель учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач.
...
4. Администрация учреждения, в котором исполнена смертная казнь, обязана поставить в известность суд, вынесший приговор, а также одного из близких родственников осужденного, тело для захоронения не выдается и о месте его захоронения не сообщается.

25 апреля - 16 июня Церковь Эстонская апостольская православная церковь Предшественник епархия учреждена Преемник Николай (Лейсман)
Наместник Псково-Печерского монастыря
20 февраля - 16 июня Церковь Русская православная церковь Предшественник Преемник Николай (Лейсман) Имя при рождении Николай Александрович Булин Рождение 16 февраля (1893-02-16 )
Вепс , Выруский уезд , Эстляндская губерния , Российская империя Смерть 30 июля (1941-07-30 ) (48 лет)
Отец Александр Булин Мать Ольга Беляева Принятие священного сана 23 мая 1918 года Принятие монашества 21 мая 1918 года Епископская хиротония 25 апреля 1926 года Епископ Иоанн на Викискладе

Биография [ | ]

Родился 16 февраля 1893 года в местечке Вепс Ряпинской волости Выруского уезда на юге Эстляндской губерниии (ныне Выыпсу , Эстония) в русской рабочей семье . Его родители были потомками выходцев с Дона , переселёнными во времена императрицы Елизаветы Петровны в числе 220 семей в Ряпино для работы на бумажной фабрике. Эти переселенцы образовали свой собственный посёлок, в котором для них была выстроена православная Церковь во имя святых праведных Захарии и Елизаветы .

С шести лет помогал в церкви во время богослужений, с восьми - читал по памяти «Трисвятое » .

В 1901-1903 годы учился в начальной школе посёлка Выыпсу. Ещё 2 года учился в Радомской министерской школе в .

В Петербурге [ | ]

В том же году Николай Булин поступил в Петербургскую духовную академию , где зарекомендовал себя надёжным товарищем и прилежным учеником. Известно, что в самые ответственные моменты жизни курса, на котором обучался Николай, именно ему доверяли проповедовать за богослужением или на торжественных актах выступать со словом приветствия .

Под влиянием патриотического подъёма в России, связанного с началом Первой мировой войны несмотря на «бронь» от армии, перешёл в Петергофскую школу прапорщиков, которую успешно окончил в 1916 году и отправился в действующую армию . Участвовал в нескольких сражениях .

В декабре 1917 года Николай Булин был освобождён от армии приказом Главнокомандующего Крыленко и вернулся в Петроградскую духовную академию для продолжения учёбы

21 мая 1918 года в храме 12 Апостолов ректором епископом Ямбургским Анастасием (Александровым) он был пострижен в монашество с именем Иоанн , в честь святителя Иоанна Тобольского , а 23 мая того же года был рукоположен во иеродиакона . 12 августа того же года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) рукоположил его в сан иеромонаха .

После рукоположения получил направление в в Петроградской губернии , где псаломщиком был его дядя по матери .

В России в это время усиливались гонения на Церковь, один за другим арестовывались священнослужители, прекратились занятия в академии. Опасаясь ареста, в январе 1919 года бежал по льду Чудского озера из России в обретшую независимость Эстонию .

Служение в Эстонии [ | ]

Вернувшись на родину, был архиепископом Псковским Евсевием назначен приходским священником в .

В январе 1920 года иеромонах Иоанн был утверждён исполняющим обязанности Благочинного Печерского края.

20 февраля 1920 года иеромонах Иоанн (Булин) прибыл в Псково-Печерский монастырь в качестве его наместника .

Монастырь после событий 1917-1919 годов был в упадке, почти всё хозяйство было уничтожено. Земля отобрана, здания пришли в ветхость, крыши текли, стены обвалились. Трапезная использовалась в качестве казармы для роты эстонских войск. Верхний этаж настоятельского дома был отведён под помещение мирового судьи. Мировой судья жил там же. А нижний этаж дома занимала землеустроительная комиссия. Наместнику первоначально пришлось ютиться в небольшой комнате Лазаревского корпуса. Братии было немного: престарелые монахи, несколько диаконов, послушников - почти весь штат. Новый наместник активно взялся за его восстановление .

В том же году иеромонах Иоанн был выдвинут кандидатом во епископы, но из-за молодости, всего 27 лет, патриархом Московским и всея Руси Тихоном , его кандидатура была отклонена.

23 ноября (6 декабря) этого же года он был возведен в сан архимандрита .

Но стараниями Епископа Иоанна всё начало постепенно принимать должный вид. Был произведен капитальный ремонт всех жилых корпусов после выселения мирских жильцов. Трапезная и настоятельский дом были отремонтированы. В 1924 году произведен капитальный ремонт Сретенского храма, а в 1927 году - большой капитальный ремонт Успенского собора. Был восстановлен древний звон времён Бориса Годунова на малой звоннице у Никольского храма, нарушенный в 1918 году, Произведен большой внутренний ремонт в том же Успенском храме. Капитально отремонтирован Михайловский собор внутри. Была приведена в порядок внутренняя монастырская жизнь.

Деньги на производимые работы поступали как от неизвестных жертвователей, так и от.

В 1926 году архимандрит Иоанн постановлением Синода Эстонской Автономной Православной Церкви был призван к епископскому служению с сохраниением должности настоятеля Псково-Печерского монастыря. 25 апреля 1926 года состоялась его хиротония во епископа Печерского. Хиротонию совершили митрополит Таллиннский и всея Эстонии Александр (Паулус) и архиепископ Нарвский Евсевий (Гроздов) .

В августе 1929 года в Псково-Печерском монастыре проходил Второй съезд РСХД . Настоятель обители Епископ Иоанн был душой собрания, и во многом, благодаря его духовному руководству, съезд, по словам одного из его участников, превратился в «великий взлёт веры и любви… сломал лёд самых холодных душ, сделав верующими неверующих, указал смысл жизни искавшим его и явил … в своей высшей точке ослепительную истину торжества Православия» .

После смерти архиепископа Евсевия в 1929 году он до 1932 года одновременно управлял и Нарвской епархией .

В 1930 году построена новая каменная лестница вместо деревянной - спуск от Михайловского собора вниз к центру монастыря .

Епископ Иоанн был молитвенником, обладал неплохим голосом, много проповедовал. В своей богослужебной практике владыка придерживался старых традиций Православной Церкви и возрождал забытые. В то же время как бы данью обстоятельствам многоязычному населению - был введен епископом Иоанном порядок чтения Пасхального Евангелия на девяти языках: греческом , церковнославянском , эстонском , русском , латинском , польском , немецком , латышском и древнееврейском . При владыке Иоанне Печерский монастырь активизировал свою религиозную деятельность. Были возобновлены, а также учреждены новые крестные ходы , собиравшие множество паломников как со всей Прибалтики так из более отдалённых земель. Все это сделало епископа Иоанна одним из известнейших церковных деятелей Эстонии конца 1920-х начала 1930-х годов.

В то же время эстонские власти вмешивались в деятельность монастыря, и епископа Иоанна неоднократно возникали разногласия с Синодом Эстонской Церкви по проблеме собственности Печерской обители. Он выступал против новшеств, вводимых в некоторых храмах, был противником введения нового стиля .

16 июня 1932 года на состоявшемся в Таллине Соборе Православной Церкви в Эстонии голосами эстонского большинства его членов вынес решение о переводе епископа Печерского Иоанна на вакантную с 1927 года Нарвскую и Изборскую кафедру . Вопреки протесту епископа Иоанна, ему предписывалось покинуть Псково-Печерский монастырь . Несмотря ни на какие доводы, епископ Иоанн не принял Нарвской кафедры. 30 декабря 1932 года он был уволен на покой, причём служить, согласно распоряжению митрополита Александра, он имел право только по особому распоряжению.

Владыка Иоанн (Булин), епископ Печерский, один из великого множества страдальцев за Христа, претерпевших мучения и смерть от богоборческих советских властей в лихую годину. Епископ Иоанн пока не прославлен, но его жизнь, или правильнее сказать житие, хорошо подходит для рассказа о ней в нашей рубрике, что мы и делаем с радостью.

Николай Александрович Булин родился 1 марта 1893 года в поселке Выпсу Ряпинской волости Выруского уезда Эстляндской губернии в бедной благочестивой семье выходцев с Дона, живущих в Эстонии с XVIII века. Николая с детства привлекало служение Богу, и он решил пойти по духовной линии. Юноша с успехом окончил сначала духовное училище и семинарию в Риге, а в 1915 году поступил в Духовную Академию в Петербурге. Соученики по Академии запомнили его как надёжного товарища, а преподаватели как прилежного ученика.

Началась Первая мировая война, и после первого курса Академии Николай был призван в армию. Он окончил школу прапорщиков и в июне 1917 года отправился в действующую армию в Закарпатье, где младшим офицером участвовал в нескольких сражениях.

В 1918 году Николай Булин вернулся в Духовную Академию. В том же году был пострижен в монашество с именем Иоанн, в честь свт. Иоанна, митр. Тобольского. 12 августа 1918 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополит Петроградский Вениамин рукоположил молодого монаха Иоанна во иеромонаха.

Закончить Академию иеромонаху Иоанну так и не удалось из-за её закрытия. В Петрограде в то время царили голод и революционный террор, молодому иеромонаху, как и многим священнослужителям, угрожал арест, и, больной туберкулезом, отец Иоанн по благословению своего архиерея бежит по льду Чудского озера в Эстонию. На родине иеромонах Иоанн был определён архиепископом Евсевием (Гроздовым) на приход Зачернье (Саатсе). В январе 1920 года отец Иоанн становится исполняющим обязанности благочинного Печорского края, а в феврале того же года иеромонах Иоанн (Булин) назначен сначала наместником, а вскоре и настоятелем Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря.

2 февраля 1920 года между советской Россией и Эстонией был заключён Тартуский мирный договор, по которому Печоры промыслительно отошли к Эстонии. В результате Псково-Печерский монастырь не только сохранился, но и обрёл вторую жизнь. Для расцвета духовной жизни в монастыре, да и во всем Печорском крае, немало потрудился архимандрит Иоанн.

После октябрьского переворота и гражданской войны Печерский монастырь оказался в плачевном состоянии: монахов почти не осталось, храмы и корпуса обветшали, а многие были разрушены. Хозяйство, дававшее средства для существования обители, было разорено. В трапезной размещалась рота солдат. Весь верхний этаж настоятельского дома занимал мировой суд, там же жил сам судья. А на нижнем этаже располагалась землеустроительная комиссия.

Молодой настоятель начал восстановление древней обители с богослужений по монастырскому чину. Причём сам участвовал во всех делах лично – пел в церковном хоре, писал иконы, зажигательно проповедовал и трудился на самых тяжёлых монастырских послушаниях. Местный житель, Николай Павлович Златинский, знавший будущего владыку, вспоминал: «Хорошо помню его худощавую фигуру среднего роста в скромном подряснике, голубоглазое строгое, но улыбчивое красивое лицо, золотые вьющиеся волосы рассыпаны по плечам. Во все времена года его можно было видеть на строительных площадках, огородах, посадке деревьев. А какой он был прекрасный проповедник! Речь его правильная, логически построенная, художественно оформленная, достигала до глубины души. Он был эрудит, много знал, всем интересовался, никого и ничего не боялся. Часто на проповедях отец Иоанн говорил о чудовищных преступлениях палачей ЧК... Он задевал «за живое»…Помню, как все плакали на проповеди, посвященной страданиям и смерти глубоко почитаемого его учителя и наставника, ныне прославленного в лике мучеников митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина».

В то время в православных приходах Эстонии за богослужением внедрялись лютеранские элементы – сидение на скамьях, исполнение кантов, совершение служб по новому календарю. Архимандрит Иоанн смог не только противостоять западному влиянию, но и наладил богослужения по монастырскому уставу и «старому» стилю.

Братия не отставала от своего игумена. За короткий срок древняя обитель преобразилась. Были отремонтированы храмы и братские корпуса, восстановлен водопровод, построена каменная лестница и даже проведено электричество в Михайловский собор.

В монастыре в числе братии появились молодые и образованные послушники, много бывших офицеров, письма с просьбой принять в монастырь приходили со всего мира, из тех мест, где оказались русские люди в результате катастрофы 1917 года.

В 1924 году состоялась архиерейская хиротония архимандрита Иоанна во епископа Печерского, викария Таллинского митрополита Александра (Паулуса). Эстонская Православная Церковь в то время неканонично (без согласия РПЦ) входила в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, что противоречило духу христианской любви и попирало общепринятые принципы церковного права.

Псково-Печерский монастырь стал центром духовной и общественной жизни Печорского края, возрастал и авторитет епископа Иоанна, занимавшегося кроме монастырских дел, развитием культуры, просвещения и благотворительности. Владыка был активным участником «Печерского просветительского общества», почётным членом и жертвователем «Союза русских увечных воинов», духовным попечителем скаутов. Монастырь ежегодно участвовал в Днях русской культуры и в певческих праздниках в Печорах.

Владыка Иоанн лично проводил экскурсии для гостей и паломников по монастырю, с особенной радостью представлял он собрание церковной утвари и реликвий.

В июле 1929 года в стенах монастыря проходил съезд Русского Студенческого Христианского Движения в Прибалтике. Владыка проявил себя радушным хозяином и другом молодёжи. Каждый день съезда начинался с Литургии в монастырских храмах, часто звучало его живое слово наместника обители.

В 1930 году съезд РСХД в Прибалтике проходил в Пюхтицком монастыре. По воспоминаниям его участников, попечением владыки съезд превратился в «великий взлёт веры и любви... сломал лёд самых холодных душ, сделав верующими неверующих, указал смысл жизни искавшим его и явил... в своей высшей точке ослепительную истину торжества Православия».

Но владыку и православных края ждали нелёгкие испытания. Ещё в 1928 году Синод Эстонской Православной Церкви, опираясь на закон Эстонской Республики об упразднении сословных имуществ, потребовал зарегистрировать имущество Печерского монастыря на имя Синода. Братия во главе с настоятелем, как и большинство православных жителей печорского края, выступили против этих притязаний, поскольку имущество монастыря издревле являлось его собственностью.

В 1929 году епископ Иоанн был избран депутатом Риигикогу, свои голоса за него отдали около 32 тысяч русских и 15 тысяч сету, надо отметить, что это поразительный результат и для нашего времени. Последовательность и твёрдость епископа Печерского позволили отстоять от сноса кафедральный собор св. Александра Невского на Тоомпеа. Владыка Иоанн защищал православные приходы и русских людей, активно участвовал в общественной жизни Эстонии.

Всё это увеличивало недовольство против владыки со стороны Предстоятеля и Синода Эстонской Церкви. В июле 1932 года Собор Эстонской Православной Церкви решил в срочном порядке перевести деятельного епископа на вакантную Нарвскую кафедру. Владыка Иоанн отказался покинуть свою паству(тем более, что на епископскую кафедру в Нарву уже был избран вдовый местный протоиерей А.Остроумов), за что в декабре 1932 года был уволен на покой и ограничен в служении. Не помогли ни протест самого владыки, ни письмо-обращение на имя митрополита Александра (Паулюса) с подписями около 10 000 православных жителей Печор. 30 декабря 1932 года опальный епископ был исключён из числа братии, хотя он просил разрешить ему остаться в монастыре «хотя бы простым монахом».

В довершение всего, 4 ноября 1932 года в монастыре появился судебный пристав, очевидно для изгнания с позором бывшего наместника из стен обители. Очевидцы вспоминали, что в холодный осенний день у стен монастыря стояло множество людей, пришедших проводить любимого архипастыря, и даже мужчины плакали. А когда владыка Иоанн шёл по Успенской площади, перед ним оказалась большая лужа, и тогда один благочестивый мужчина снял с себя дорогую шубу и положил её владыке под ноги.

Опальный епископ стал жить вместе с мамой, ставшей его келейницей, в небольшой квартире недалеко от монастыря, куда к нему постоянно приходили друзья и духовные чада.

В 1934 году по приглашению Сербского Патриарха Варнавы епископ Иоанн уехал на четыре с лишним года за границу. Побывал он у Вселенского Патриарха с просьбой разрешить непростую церковную ситуацию в Эстонии, но понимания не нашёл.

После этого владыка Иоанн побывал в древних православных монастырях Палестины, Сирии и Афона, читал лекции по истории Русской Православной Церкви, учился иконописи у мастеров в сербском монастыре Раковица.

Владыку приглашали занять епископские кафедры в Германии и Северной Америке, но он после смерти близкого друга - патриарха Варнавы, летом 1938 года, принимает решение вернуться в Эстонию. Понимал ли владыка Иоанн, что там его ждёт мученичество? Без всякого сомнения. Ведь ещё в начале 20-х годов он рассказывал некоторым насельницам Пюхтицкого монастыря, что в алтаре во время рукоположения ему явились три Вселенских святителя и сказали: «Тебе надлежит быть мучеником».

Служить владыке по-прежнему не разрешали, но он часто приходил в монастырь помолиться на богослужениях и причаститься Святых Христовых Тайн. Активно выступал епископ Иоанн за присоединение Эстонской Православной Церкви к Московской Патриархии.

Летом 1940 года Эстония вошла в состав СССР. И почти сразу начались массовые аресты всех, кого новая власть посчитала врагами. Были арестованы и репрессированы как эстонские политические и общественные деятели, так и русские, из числа «бывших» – офицеры, интеллигенция, священство, деятели русских просветительских обществ, руководители и активисты РСХД. Епископ Иоанн (Булин) был арестован одним из первых.

Владыка Иоанн был арестован с формулировкой: «...И.Булин – бывший белый офицер, будучи епископом Печорского монастыря, в проповедях с амвона выступал против Советского правительства и коммунистической партии. Сам монастырь являлся штабом, откуда перебрасывались шпионы и диверсанты в СССР». 8 апреля 1941 года Ленинградский областной суд «приговорил гражданина И. Булина к высшей мере – расстрелу». 30 июля 1941 года власти привели приговор в исполнение.

7 октября 2015 года на встрече представителей Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион (Капрал) предложил рассмотреть возможность причисления епископа Печерского Иоанна к сонму новомучеников.

Протоиерей Виктор Мельник

18 октября 1940 года к дому № 11 по улице Монастырской (ныне улица Мира) подъехал "черный ворон". У епископа Печерского Иоанна (Булина) в присутствии Ринусова Н. С., Купки Эльмара (сотрудника НКВД) и Булина В. А. был произведен обыск, после чего епископ Иоанн был увезен в Таллиннскую тюрьму НКВД, из которой через две недели он пропал навсегда.

О епископе Иоанне я слышала столько, сколько приезжала в Печоры. Говорили с уважением, с любовью, с восторгом, с почтением, редко - с завистью, но никогда ничего и ни от кого - ни слова, порочащего его нравственность, культуру, духовность, церковность. Не могла его забыть и советская власть. В музее г. Печоры под его фотографией значилась подпись: "Епископ Печерский Иоанн (Булин) - монархист, контрреволюционер, антисоветчик". Клеймо по всем нормам советского времени периода репрессий. В то время оно обычно ставилось церковникам, интеллигентам, работящим и хозяйственным людям. Говорило оно о том, что человек был репрессирован.

Так как одновременно с епископом Иоанном были арестованы, осуждены по ст. 58-10, 11 УК РСФСР и отправлены в лагеря на длительные сроки его брат Феликс, друг - адвокат Михаил Петрович Шувалов, иподиакон Николай Павлович Златинский, - то считалось, что Владыка Иоанн был этапирован в лагерь, где и умер. В 1992 году он был реабилитирован. Но где он был, в каком лагере? Все это оставалось загадкой. И вот в 1999 году старцы благословили меня найти следственное дело епископа Иоанна и, собрав нужные для этого сведения, подготовить публикацию о нем, как о достойнейшем святителе.

Через месяц моих поисков я держу в руках объемистую папку следственного дела № С-5680 со штампом "Дело с расстрелом". Вот и ответ на все вопросы. В начале дела конверт с фотографией, на ней - бритый мужчина со спокойным, измученным лицом. 323 листа протоколов, допросов, за которыми пытки и истязания, страдания человека, так много сделавшего для Церкви, в конце приговор, вынесенный на суде без прокурора и адвоката, по ст. 58-4 УК РСФСР. Статья эта в редакции 1926 года звучит так: "Оказание каким бы то ни было способом помощи той части международной буржуазии, которая, не признавая равенства коммунистической системы, приходящей на смену капиталистической системы, стремится к ее свершению, ...влечет за собой - лишение свободы на срок не ниже 3-х лет...с повышением, при особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до высшей меры социальной защиты - расстрела..."

Что же за личность - епископ Иоанн, который "удостоен чести" быть расстрелянным по ст. 58-4?

Еще в XVIII веке Императрица Елизавета Петровна переселила 200 семей с Дона в поселок Выжу близ поселка Ряпина для работы на бумажной фабрике. Переселенцы сначала держались особняком и обосновали как бы свой поселок Папрекюла (бумажная деревня). Для них была построена церковь в честь святых праведных Захарии и Елисаветы. Фабрика располагалась в поселке Ряпина, а поселок Выжу входил в состав Ряпинской волости на берегу реки Выханду, по противоположному берегу которой проходила тогда граница сетумяэ (земли сету) - эстонцев, принявших Православие и составивших обособленную этническую группу со своей культурой и языком.

Прадед епископа Иоанна - Георгий - был участником Отечественной войны 1812 года, служил в разведке. Дед епископа, Максим, имел каменную мастерскую, перешедшую к отцу Владыки - Александру, женатому на русской девушке Ольге Беляевой. От этого брака родилось 6 детей, старшим из которых был Николай (родился 1 марта 1893 года). Дети общались на двух языках: русском и эстонском. Семья была религиозная: сестра отца - монахиня Ювеналия - подвизалась в Иоанно-Предтеченском монастыре города Пскова.

С шести лет Коля помогал в Церкви во время богослужений, с восьми читал по памяти "Трисвятое".

В поселке Выжу Коля окончил начальную школу (1901-1903 г.г.), потом окончил 2-х-классную Радамаскую министерскую школу в 1903-1904 годах. В 1905 году он поступил в Рижское духовное училище, по окончании его в 1909 году в Духовную семинарию, которую кончил в 1915 году по первому разряду, то есть с отличием. Имея прекрасные способности, юноша решает продолжить учебу в Санкт-Петербургской Духовной Академии. После первого курса его по жребию призвали в армию, - шла Первая мировая война. Николая отправили учиться в Петергофскую школу прапорщиков, которую он успешно окончил.

Николай Александрович в чине офицера-прапорщика воевал в Бессарабии и Буковине. В 1917 году был освобожден от армии в связи с приказом Главнокомандующего и вернулся в Петроградскую Академию. По этому приказу Николай Александрович имел право преподавать в высших или средних учебных заведениях, но он хотел сам закончить полный курс Духовной Академии.

21 мая 1918 года студент второго курса Николай Булин в возрасте 23 лет принимает постриг в мантию от руки ректора епископа Ямбургского Анастасия (Александрова) в честь святителя Иоанна, Митрополита Тобольского. 25 мая был рукоположен во иеродиакона, а 12 сентября в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры Митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским) - во иеромонаха.

После рукоположения отец Иоанн был направлен в Ведриловский женский монастырь в честь Покрова Божией Матери в Петроградской губернии, где псаломщиком был его дядя по матери.

В это время в Петрограде усилились гонения на верующих, начались аресты. Академия закрылась, отец Иоанн успел закончить лишь два курса. У него открылся туберкулез легких, и молодой батюшка переехал в Эстонию к родителям в районе станции Новоселье. В апреле 1919 года архиепископом Псковским Евсевием был назначен служить в деревне Зачеренье.

20 октября 1920 года иеромонах Иоанн был определен в число братии Псково-Печерского монастыря и получил должность наместника. Этот ответственный пост еще осложнялся тем, что по Тартускому мирному договору от 2 февраля 1920 года граница между Эстонией и Россией отодвинулась восточнее Печор и город оказался на территории Эстонии. Эстонское правительство стало оказывать давление на русских, на Русскую Православную Церковь. Кроме этого, настоятель столкнулся с трудностями другого характера: монастырь был сильно поврежден во время войны - в него заходили немцы.

Учитывая политическое положение и националистические взгляды Эстонского правительства, Святейший Патриарх Тихон даровал Православной Церкви в Эстонии автономию, но архиепископ Ревельский Александр (Паулус) совместно с Эстонским правительством добились у Вселенского Патриарха Мелетия автокефалии. Архиепископа Александра Патриарх Мелетий при этом хиротонисал в митрополита. Псково-Печерский монастырь оказался в крайне затруднительном положении.

6 декабря 1920 года митрополитом Александром настоятель иеромонах Иоанн (Булин) был возведен в сан архимандрита. По принятому в Эстонской Республике закону об отделении Церкви от государства духовенство как сословие было объявлено ликвидированным. Чтобы власти не могли закрыть монастырь, настоятель принял решение - зарегистрировать обитель как "Успенскую трудовую общину".

После регистрации общины часть земли монастырю дали в аренду, но условия были крайне невыгодные. Братия монастыря состояла лишь из нескольких человек престарелых иеромонахов и диаконов, часть их были неграмотные. Монастырские постройки и храмы стояли неремонтированными в течение многих лет. Во время войны в трапезной размещалась рота эстонских солдат. В настоятельском доме располагались гражданский суд, землеустроительная комиссия, а также квартиры городских жителей. От пулевых и осколочных пробоин пострадали крыши зданий. Нужда доходила до такой степени, что новый настоятель вынужден был обратиться в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь со следующим письмом: "Не изыщется ли Вами возможность оказать братскую во Христе помощь и нашей убогой обители пожертвованием тех облачений, кои уже поношены у Вас, но кои могут быть починены и еще употреблены за богослужениями".

Архимандрит Иоанн активно занялся восстановлением монастыря. Он имел знакомых и друзей буквально во всем мире. Из многих стран поступали пожертвования, и на них были отреставрированы и отремонтированы храмы, жилые постройки, сделана железобетонная лестница от Михайловского собора до центральной площади, починен неработавший водопровод, проведено электричество. Ризницу заполнили новые облачения, а библиотеку - книги.

С гражданских лиц, проживающих в монастыре, стали брать арендную плату, а позднее монастырь был от них освобожден.

Вся братия, во главе с настоятелем, не щадя живота трудилась на восстановлении, вставали в 5 утра, вставали к полуночи. Спал отец Иоанн на деревянном топчанчике, на который клал лишь тоненький матрасик. Был аскетом и молитвенником.

В те времена по всей Эстонии в храмы внедрялись лютеранские элементы богослужения: сидение на скамьях, исполнение богослужебных кантов под орган, совершение богослужений по новому календарному стилю.

Архимандрит Иоанн не только сумел противостоять западным тенденциям, но и наладил весь служебный круг по монастырскому уставу Юлианского календаря. Сам составлял расписание ранних и поздних Литургий, всенощного бдения, проповеди. Любил проповедовать сам, при этом смело обличал новую власть в России, говорил о гонениях, репрессиях верующих, о пробковых камерах, о падении нравственности, призывал помогать голодающим. На его проповедях многие плакали, он умел задеть за живое. Настоятель любил молиться и чаще всего сам возглавлял богослужения, любил хорошее церковное пение, имел прекрасный баритон и замечательный слух.

После богослужения, полунощницы или Литургии и скромного завтрака шел с братией на послушания. Его худощавую фигуру среднего роста, в простеньком подряснике, с золотистыми кудрями, рассыпанными по плечам, видели на посадке деревьев, на огородах, на ремонте. Выросший в сельской местности, архимандрит Иоанн сумел восстановить правильное землепользование, обезпечив питание братии собственными овощами.

Человек всесторонне развитый, эрудит, интеллигент, он знал толк в иконописи, сам писал иконы.

Церковная деятельность при настоятельстве отца Иоанна заметно активизировалась: стали совершаться крестные ходы, однодневные и многодневные, по всему Печорскому району с заходами в Латвию. Их всегда возглавлял сам настоятель: в любую погоду, пешком, в сапогах, подоткнув подрясник, по грязи шел он за чтимыми иконами много километров.

В монастырь приезжали паломники из Швеции, Германии, Америки, Франции.

25 апреля 1926 года в соборе благоверного князя Александра Невского в Таллинне архимандрит Иоанн (Булин) был хиротонисан во епископа Печерского.

Из-за огромного авторитета и любви Владыки к людям его выбрали депутатом в Эстонский Парламент от русского меньшинства, которое в Печерском крае было большинством. За его кандидатуру проголосовали 32 тысячи русских и 15 тысяч сету.

Не боясь ничего, отстаивал Владыка Иоанн интересы русских, ему удалось спасти от закрытия собор святого Александра Невского в Таллинне. Владыка был почетным членом в общественных организациях и обществах.

К этому времени обострились отношения Владыки Иоанна с Эстонским Синодом по имущественному вопросу. Опираясь на принятый закон Эстонской Республики об упорядочении сословных имуществ, принятый 12 ноября 1925 года, Синод потребовал в феврале 1928 года, чтобы Настоятель монастыря зарегистрировал имущество на имя Синода, находящегося в юрисдикции Константинополя. Епископ Иоанн и вся братия монастыря, а также все православные жители Печерского края восприняли это как посягательство на монастырскую собственность. Синод Эстонской Православной Церкви летом 1930 года образовал инвентарную комиссию под председательством комиссара Петра Пятса, который фактически стал экономом монастыря и в официальных документах стал именовать обитель "бывшим монастырем". Начались репрессии по отношению к братии монастыря. В административном порядке был выселен из монастыря и выслан из Печор архидиакон Вениамин - секретарь епископа Иоанна, его друг, бывший офицер Царской армии, который особенно решительно противился самоуправству Петра Пятса. Из-за границы поступали сочувственные телеграммы в адрес епископа Иоанна.

В июне 1932 года в Таллинне состоялся Собор Православной Церкви, на котором чрезвычайно ярко выявились шовинистические стремления эстонского большинства: вопреки всем канонам и протесту самого епископа Иоанна, его удалили из монастыря на Нарвскую кафедру. Владыка подал в Синод протест, жители Печор направили митрополиту Александру меморандум за подписью почти 10 тысяч человек, но 30 декабря 1932 года гонимый епископ Иоанн был объявлен не состоящим на службе в Эстонской Православной Церкви, а митрополит Александр самолично исключил его из числа монахов Псково-Печерского монастыря, несмотря на то, что Владыка просил оставить его "хотя бы простым монахом".

4 ноября 1932 года в монастырь явился судебный пристав и епископ Иоанн был публично выдворен из обители. Собралась толпа почитателей Владыки Иоанна, многие плакали. Владыка шел из дома Настоятеля по Успенской площади спокойно... Но что пришлось пережить ему?.. Один Бог знает, какого величия духа стоило это спокойствие во время расправы над ним!

Он спустился по ступенькам, перед ним оказалась большая лужа, какой-то пожилой мужчина снял с себя дорогую шубу и постелил Владыке под ноги. Тот обошел шубу и так же спокойно направился к выходу.

Изгнанный епископ Иоанн поселился в своей квартире на улице Смоленской (ныне Эд. Верховича). Его келейницей стала его мать. Постоянно приходили чада и почитатели, друзья. Через год по приглашению Патриарха Сербского Варнавы епископ Иоанн уехал в Сербию. За границей епископ Иоанн посетил святые места Палестины, Стамбула, Сирии, Ливана, совершал богослужения в Афонских монастырях, учился в Сербии в Раковицкой иконописной школе. В 1937 году Владыка Иоанн похоронил своих друзей - Патриарха Варнаву и секретаря архидиакона Вениамина - и захотел вернуться на Родину.

Епископ Иоанн (Булин) принял монашеский чин и священнический сан в то время, когда за то преследовали и убивали. Домой он вернулся тогда, когда репрессии достигли апогея. Владыка Иоанн знал, что его ждут мучения и насильственная смерть. Будучи благочинным Пюхтицкого монастыря (1926-1932 годы), он рассказывал некоторым насельницам, что во время его рукоположения в алтаре ему явились три Вселенских святителя - Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов - и сказали: "А тебе надлежит быть мучеником". Будущий мученик возвращался домой, чтобы исполнить уготованное Господом.

Летом 1938 года епископ Иоанн возвращается в Печоры. Он спокоен и молитвенен, пишет иконы, его посещают друзья и духовные чада. Епископ Иоанн приходит в монастырь помолиться на богослужениях и принять Святые Дары. Самому совершать богослужения ему по-прежнему не разрешают. Епископ Иоанн активно выступает за присоединение Эстонской Церкви к Московской Патриархии.

Задолго до выхода Владыки из дома собирается огромное количество народа, так что весь путь его от дома брата, где он поселился после возвращения, до храма монастыря лежал через толпу народа. Владыку очень любили.

18 октября 1940 года епископа Иоанна забрали в ЧК. Одну ночь он ночевал в Печорах, рано утром его увезли в Таллинн. Там в тюрьме НКВД он провел две недели, а потом его перевели в закрытую тюрьму НКВД в Ленинграде.

Начались каждодневные допросы. Иподиакон Владыки Иоанна Н.П. Злейинский рассказывал: "Цель всех допросов сводилась к тому, чтобы сломать психику и заставить подписать то, что было надо НКВД. Вызывали всегда ночью. Допрос начинался с того, что следователь и его помощники, всего 5-6 человек, заставляли арестованного, встав на четвереньки, бегать по помещению, ускоряя скорость пинками. Когда заключенный был уже в полном изнеможении, его сажали, и все присутствующие с силой били в особенно болевые точки на теле, предлагали подписать заранее заготовленный протокол. Спать не давали. Через 4 месяца я не выдержал и подписал протокол, в котором "признавался", что являюсь разведчиком всех иностранных разведслужб мира. Абсурд, но это так. Я получил за свою "разведдеятельность" 13 лет лагерей, но мне было все равно, так как пытки были нестерпимы. Всяческими способами заставляли "признать свою вину", которая была заранее заготовлена так же, как и срок".

Епископа Иоанна допрашивали с большим пристрастием. 23-26 ноября допрос шел конвейером, с промежутками, 2 раза за 4 часа. Приходится только догадываться, что пришлось вытерпеть Владыке, если в медицинской справке, подшитой в дело, говорится, что у епископа неврастения и анемия - это после двух месяцев ареста, у человека, который восстановил монастырь из развалин и столько вынес моральных переживаний! Измученного епископа заставляли переписывать заранее отпечатанные на машинке протоколы, текст и лексика которых не выдерживают никакой церковной и культурной критики.

Суд, проведенный без адвоката и прокурора 8 апреля 1940 года, приговорил епископа Печерского Иоанна (Булина) к высшей мере наказания - расстрелу за контрреволюционную деятельность и связь с тайной эстонской полицией (и это русский патриот!). Собственно говоря, исход этого дела был предрешен еще во время ареста, надо было просто уничтожить личность такого яркого человека, как епископ Иоанн, поэтому в завершении следственного дела уже совсем больного Владыку, допрашиваемого еще несколько суток подряд, заставляли обратиться с кассационной жалобой в Верховный суд. "Строители новой жизни" устами пламенного проповедника и русского патриота пели себе славу и старались показать безполезность Церкви, епископ которой, ниже каменщика - созидателя "светлого будущего"...

Приговор был приведен в исполнение 30 июля 1941 года. Епископ Иоанн исполнил повеление Великих Святителей и окончил жизнь свою мучеником. Татьяна Зотова 26.01.2001

Похожие публикации