Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Святая пульхерия. Святая царица пульхерия. Старец Паисий Святогорец

благоверных за её борьбу с ересями, память 10 сентября (по юлианскому календарю).

Происхождение и детство

Мать Пульхерии происходила родом из франков , историк Филосторгий так характеризует эту женщину: «Эта супруга императора была совершенно чужда вялости своего мужа. Напротив, в ней было немало свойственной варварам отваги. » Уже в детстве Пульхерия проявила свой характер, взявшись за строгое воспитание младших сестёр Аркадии и Марины и брата Феодосия , унаследовавшего в возрасте 7 лет византийский трон в 408 году после смерти отца. Византийский двор превратился в подобие монастыря. О благочестивых нравах, установленных там Феодосием под влиянием сестры, с восторгом писал современник Сократ Схоластик : «В царском дворце он учредил порядок, подобный монастырскому: вставал рано утром и вместе со своими сестрами пел во славу Божию антифоны ».

В правление Пульхерии обострились религиозные распри на востоке. В египетской Александрии в 415 году во время таких волнений толпой была растерзана женщина-математик и философ Ипатия . В Персидской державе началась резня христиан, после того, как епископ христиан в г. Сузе Авда разрушил один зороастрийский храм. В 420 году Византия вступила в войну с персами, успешно завершив её в подписанием договора, по которому христианам предоставлялась свобода вероисповедания в пределах государства Сассанидов .

Интригу Хрисафий направил против Пульхерии. Он подбил Евдокию просить императора, чтобы Пульхерия была посвящена в диакониссы , что удалило бы её от мирских дел. Патриарх Флавиан предупредил Пульхерию, и та скрылась в пригороде Константинополя (Евдомоне).

Византийская царица

В Константинополе Пульхерия построила 3 храма: Влахернская церковь , монастырь Панагии Одигитрии и святилище Халкопратии, куда поместила христианские реликвии. Согласно Никифору Каллисту , Пульхерия в Халкопратейском храме положила пояс Пресвятой Богородицы, принесённый из Палестины в Константинополь еще при Аркадии ; в храме Одигитрии поставила икону с портретом Богоматери ; во Влахернский пожертвовала погребальные пелены Богоматери , присланные из Иерусалима архиепископом Ювеналием .

Пульхерия скончалась в 453 году , завещав всё своё имущество бедным. Признана святой в западной и восточной церквях, день памяти 10 сентября в католической и православной (греческая царица Пульхерия) церквях, 7 августа в восточных календарях.

Напишите отзыв о статье "Пульхерия"

Примечания

  1. Отец Элии Евдокии был франк Флавий Бавтон , военачальник Римской империи и консул 385 года. О матери ничего не известно.
  2. Филосторгий, «Церковная история», кн.11
  3. О том, как Пульхерия воспитывала собственным примером брата и сестер в «христианских истинах» рассказали Феофан и особенно подробно Созомен (9.1)
  4. Сократ Схоластик, «Церковная история», 7.22
  5. Catholic Encyclopedia (1913) / St. Pulcheria
  6. Созомен, «Церковная история», 9.1. По изд. 1851 г., -С.Петербург
  7. Феодорит , «Церковная история», 5.39
  8. Сократ Схоластик, «Церковная история», 7.29
  9. «Богородица » (Богоматерь), что подчеркивает божественную природу Христа. Несторий говорил, что нельзя превращать мать Христа в богиню, потому что это приведет к языческому политеизму.
  10. Суда : pi, 2145 (Pulcheria)
  11. Catholic Encyclopedia (1913)/St. Pulcheria. Также письмо римского папы Льва I от 13 апреля, 451 («Leonis epist.», lxxix, in Migne, LVI, 785 sq.) в котором он признаёт решающую роль Пульхерии в преодолении несторианской и др. ересей.
  12. Феофан, л. м. 5940. По словам Феофана Хрисафий хотел возвести в сан Константинопольского патриарха своего человека, архимандрита Евтихия, вместо епископа Флавиана (447-449 гг.). Однако опала Пульхерии произошла ранее избрания Флавиана на пост патриарха. Когда она вернулась к власти после ухода Евдокии в Иерусалим, то действительно защищала Флавиана.
  13. Иоанн из Никиу - епископ конца VII века в Никиу, египетском городе.
  14. Иоанн из Никиу , «Хроника», LXXXVII.29
  15. Иоанн Малала , XIV.366
  16. Феофан, л. м. 5942
  17. «Пасхальная хроника»
  18. По другим источникам эта икона хранилась в Влахернском храме
  19. Никифор Каллист , «Церковная история», xvi-xviii

Ссылки

  • (англ.) . Проверено 23 октября 2008. .
  • (англ.) . Проверено 23 октября 2008. .

Отрывок, характеризующий Пульхерия

Два молодые человека, студент и офицер, друзья с детства, были одних лет и оба красивы, но не похожи друг на друга. Борис был высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица; Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность.
Николай покраснел, как только вошел в гостиную. Видно было, что он искал и не находил, что сказать; Борис, напротив, тотчас же нашелся и рассказал спокойно, шутливо, как эту Мими куклу он знал еще молодою девицей с неиспорченным еще носом, как она в пять лет на его памяти состарелась и как у ней по всему черепу треснула голова. Сказав это, он взглянул на Наташу. Наташа отвернулась от него, взглянула на младшего брата, который, зажмурившись, трясся от беззвучного смеха, и, не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки. Борис не рассмеялся.
– Вы, кажется, тоже хотели ехать, maman? Карета нужна? – .сказал он, с улыбкой обращаясь к матери.
– Да, поди, поди, вели приготовить, – сказала она, уливаясь.
Борис вышел тихо в двери и пошел за Наташей, толстый мальчик сердито побежал за ними, как будто досадуя на расстройство, происшедшее в его занятиях.

Из молодежи, не считая старшей дочери графини (которая была четырьмя годами старше сестры и держала себя уже, как большая) и гостьи барышни, в гостиной остались Николай и Соня племянница. Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору; но против воли ее глаза из под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию cousin [двоюродного брата] с таким девическим страстным обожанием, что улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого, и видно было, что кошечка присела только для того, чтоб еще энергичнее прыгнуть и заиграть с своим соusin, как скоро только они так же, как Борис с Наташей, выберутся из этой гостиной.
– Да, ma chere, – сказал старый граф, обращаясь к гостье и указывая на своего Николая. – Вот его друг Борис произведен в офицеры, и он из дружбы не хочет отставать от него; бросает и университет и меня старика: идет в военную службу, ma chere. А уж ему место в архиве было готово, и всё. Вот дружба то? – сказал граф вопросительно.
– Да ведь война, говорят, объявлена, – сказала гостья.
– Давно говорят, – сказал граф. – Опять поговорят, поговорят, да так и оставят. Ma chere, вот дружба то! – повторил он. – Он идет в гусары.
Гостья, не зная, что сказать, покачала головой.
– Совсем не из дружбы, – отвечал Николай, вспыхнув и отговариваясь как будто от постыдного на него наклепа. – Совсем не дружба, а просто чувствую призвание к военной службе.
Он оглянулся на кузину и на гостью барышню: обе смотрели на него с улыбкой одобрения.
– Нынче обедает у нас Шуберт, полковник Павлоградского гусарского полка. Он был в отпуску здесь и берет его с собой. Что делать? – сказал граф, пожимая плечами и говоря шуточно о деле, которое, видимо, стоило ему много горя.
– Я уж вам говорил, папенька, – сказал сын, – что ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что я никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую, – говорил он, всё поглядывая с кокетством красивой молодости на Соню и гостью барышню.
Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и выказать всю свою кошачью натуру.
– Ну, ну, хорошо! – сказал старый граф, – всё горячится. Всё Бонапарте всем голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры. Что ж, дай Бог, – прибавил он, не замечая насмешливой улыбки гостьи.
Большие заговорили о Бонапарте. Жюли, дочь Карагиной, обратилась к молодому Ростову:
– Как жаль, что вас не было в четверг у Архаровых. Мне скучно было без вас, – сказала она, нежно улыбаясь ему.
Польщенный молодой человек с кокетливой улыбкой молодости ближе пересел к ней и вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор, совсем не замечая того, что эта его невольная улыбка ножом ревности резала сердце красневшей и притворно улыбавшейся Сони. – В середине разговора он оглянулся на нее. Соня страстно озлобленно взглянула на него и, едва удерживая на глазах слезы, а на губах притворную улыбку, встала и вышла из комнаты. Всё оживление Николая исчезло. Он выждал первый перерыв разговора и с расстроенным лицом вышел из комнаты отыскивать Соню.
– Как секреты то этой всей молодежи шиты белыми нитками! – сказала Анна Михайловна, указывая на выходящего Николая. – Cousinage dangereux voisinage, [Бедовое дело – двоюродные братцы и сестрицы,] – прибавила она.
– Да, – сказала графиня, после того как луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с этим молодым поколением, исчез, и как будто отвечая на вопрос, которого никто ей не делал, но который постоянно занимал ее. – Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться! А и теперь, право, больше страха, чем радости. Всё боишься, всё боишься! Именно тот возраст, в котором так много опасностей и для девочек и для мальчиков.
– Всё от воспитания зависит, – сказала гостья.
– Да, ваша правда, – продолжала графиня. – До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, – говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них. – Я знаю, что я всегда буду первою confidente [поверенной] моих дочерей, и что Николенька, по своему пылкому характеру, ежели будет шалить (мальчику нельзя без этого), то всё не так, как эти петербургские господа.
– Да, славные, славные ребята, – подтвердил граф, всегда разрешавший запутанные для него вопросы тем, что всё находил славным. – Вот подите, захотел в гусары! Да вот что вы хотите, ma chere!
– Какое милое существо ваша меньшая, – сказала гостья. – Порох!
– Да, порох, – сказал граф. – В меня пошла! И какой голос: хоть и моя дочь, а я правду скажу, певица будет, Саломони другая. Мы взяли итальянца ее учить.
– Не рано ли? Говорят, вредно для голоса учиться в эту пору.
– О, нет, какой рано! – сказал граф. – Как же наши матери выходили в двенадцать тринадцать лет замуж?
– Уж она и теперь влюблена в Бориса! Какова? – сказала графиня, тихо улыбаясь, глядя на мать Бориса, и, видимо отвечая на мысль, всегда ее занимавшую, продолжала. – Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела: они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и всё мне расскажет. Может быть, я балую ее; но, право, это, кажется, лучше. Я старшую держала строго.
– Да, меня совсем иначе воспитывали, – сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь.
Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно.
Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.
– Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что нибудь необыкновенное, – сказала гостья.
– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
– Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.

Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.
Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.
– Соня! Что с тобой? Можно ли это? – сказал Николай, подбегая к ней.
– Ничего, ничего, оставьте меня! – Соня зарыдала.
– Нет, я знаю что.
– Ну знаете, и прекрасно, и подите к ней.
– Соооня! Одно слово! Можно ли так мучить меня и себя из за фантазии? – говорил Николай, взяв ее за руку.
Соня не вырывала у него руки и перестала плакать.
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она.
– Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе.
– Я не люблю, когда ты так говоришь.
– Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал.
«Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса.
– Борис, подите сюда, – сказала она с значительным и хитрым видом. – Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда, – сказала она и привела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, шел за нею.
– Какая же это одна вещь? – спросил он.
Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки.
– Поцелуйте куклу, – сказала она.
Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал.
– Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх.
– А меня хотите поцеловать? – прошептала она чуть слышно, исподлобья глядя на него, улыбаясь и чуть не плача от волненья.
Борис покраснел.
– Какая вы смешная! – проговорил он, нагибаясь к ней, еще более краснея, но ничего не предпринимая и выжидая.
Она вдруг вскочила на кадку, так что стала выше его, обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала его в самые губы.
Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась.
– Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но…
– Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа.
– Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки.
Наташа подумала.
– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено?
И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.
– Кончено! – сказал Борис.
– Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти?
И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини.
– С тобой я буду совершенно откровенна, – сказала Анна Михайловна. – Уж мало нас осталось, старых друзей! От этого я так и дорожу твоею дружбой.

23 сентября (10 сентября по «старому стилю», церковному юлианскому календарю). Неделя 17-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением (семнадцатый воскресный день после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, Пятидесятницы, канун седмицы, на которой празднуется великий двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня ). Поста нет . Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору Липецких святых, Собору Алтайских святых , а также память 29 поименно известных угодников Божиих. Далее коротко расскажем о них.

Благоверная царица Пульхерия . Святая V столетия , дочь императора Аркадия, царствовавшего в Восточной Римской империи в 395-408 годах от Рождества Христова, соправительница и наставница своего родного брата, императора Феодосия II Младшего (правил в 408-450 годах ), а затем — супруга императора Маркиана, царствовавшего в 450-457 годах .

Важно отметить, что во время правления своего брата Феодосия II святая Пульхерия была оклеветана его женой Евдокией и изгнана. Однако во времена, когда в Империи начались серьезные нестроения, брат раскаялся и пригласил сестру снова помогать ему в правлении.

В 450 году , за три года до своей блаженной кончины, 51-летняя Пульхерия вышла замуж за преемника Феодосия, полководца Маркиана, сделав его императором, став ему наставницей и помощницей, но сохранив в этом браке девство.

Святая Пульхерия многое сделала для уврачевания церковных смут и борьбы против ересей, которые раздирали Церковь Христову в V веке . Так, именно она инициировала низвержение с Константинопольской архиепископской кафедры ересиарха Нестория в 431 году , а в 451 году по инициативе святой Пульхерии был созван Четвертый Вселенский Собор в Халкидоне против монфизитской ереси Диоскора и Евтихия.

Святые девицы Минодора, Митродора и Нимфодора Вифинские . Эти святые страдалицы за Христа и Его Церковь сподобились мученических венцов в малоазийской области Вифиния в начале IV столетия от Рождества Христова. Святые Минодора, Митродора и Нимфодора были родными сестрами-христианками, в юности давшими обет безбрачия. Уединившись в пустынном месте, они все время проводили в молитве и аскетических подвигах.

Господь даровал святым сестрам способность исцелять больных молитвой, а потому слава о девах очень быстро распространилась по всей Вифинии. Однажды о будущих мученицах узнал правитель области Фронтон, приказавший арестовать их и подвергнуть пыткам. Первой во время истязаний отошла ко Господу Минодора, но даже вид истерзанной старшей сестры не поколебал в Митродоре и Нимфодоре верности Христу. После страшных пыток погибли и младшие сестры.

Язычники пытались сжечь тела святых мучениц, но сильный дождь не позволил надругаться над мощами, а молния поразила нечестивого правителя Фронтона и его слуг. Вифинские христиане благоговейно погребли страдалиц, и сегодня частицы их мощей почивают в том числе в Русском Пантелеимоновом монастыре на Святой горе Афон.

Святые девицы Минодора, Митродора и Нимфодора Вифинские. Фото: www.pravoslavie.ru

Апостолы от 70-ти Апеллий, Лукий и Климент . Эти святые I столетия от Рождества Христова входят в число семидесяти апостолов, среди которых как ученики Самого Спасителя, которых Он избрал вслед за первыми 12-ю апостолами, так и ряд учеников других апостолов. Апостол Апеллий был епископом в городе Смирне, апостол Лукий — в Лаодикии Сирской, а апостол Климент — в Сардике. О каждом из них имеются краткие упоминания в Священном Писании, а именно — в Посланиях первоверховного апостола Павла .

Мученик Варипсав, пустынник . Святой страдалец I — начала II столетий от Рождества Христова. Согласно кратким житийным сведениям, отшельник Варипсав был хранителем величайшей святыни — собранной в сосуд в день Распятия Господня Крови и воды, которые истекли из ребра Христова. Святой Варипсав был убит разбойниками, пожелавшими завладеть этой святыней.

Святители Петр и Павел, епископы Никейские . Святые, занимавшие Никейскую епископскую кафедру в разные годы, но равно прославившиеся как защитники истинной веры. Известно, что святитель Петр был борцом против иконоборческой ереси в первой половине IX века от Рождества Христова, за что претерпел страдания. Известны несколько писем преподобного Феодора Студита к святителю Петру, относящиеся к 816-823 годам .

Преподобный Павел Печерский, Послушливый . Русский святой XIII - XIV столетий от Рождества Христова, совершавший монашеские подвиги в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Святой Павел проходил самые трудные послушания, никогда не роптал, совершая их с непрестанной молитвой. За это преподобный Павел и получил прозвание Послушливый.

Преподобный князь Андрей, в иночестве Иоасаф, Спасокубенский, Вологодский чудотворец . Русский святой XV века , выходец из знатного княжеского рода, оставивший мир и в двадцатилетнем возрасте принявший монашеский постриг в Кубенском Спасо-Каменном монастыре. Несмотря на происхождение, святой Иоасаф безропотно совершал аскетические духовные подвиги, прославившись глубокой молитвенностью, строжайшим постничеством и любовью к священным книгам. Преподобный прожил недолгую земную жизнь, после пяти лет монашеских подвигов он мирно отошел ко Господу в 1453 году от Рождества Христова.

Преподобный князь Андрей, в иночестве Иоасаф, Спасокубенский, Вологодский чудотворец. Фото: www.pravoslavie.ru

Священномученики Исмаил Кудрявцев, Евгений Попов, Иоанн Софронов, Константин Колпецкий, Петр Григорьев, Василий Малинин, Глеб Апухтин, Василий Максимов, Иоанн Попов, Петр Юрков, Николай Павлинов, Палладий Попов, пресвитеры, преподобномученики Мелетий (Федюнев), иеромонах, и Гавриил (Яцик), архимандрит, мученик Симеон Туркин, мученица Татиана Гримблит (1937). Священномученик Уар (Шмарин), епископ Липецкий (1938) . Православные священнослужители, в том числе один в архиерейском сане, и миряне, принявшие мученические венцы в этот день в годы так называемого Большого террора (1937-1938 ) эпохи советских богоборческих гонений и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем всех православных христиан с днем всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же людей, кто носит имена в честь этих угодников Божиих, сердечно поздравляем с именинами. Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Благоверная царица Пульхерия, дочь греческого императора Аркадия (395-408), была соправительницей и наставницей своего брата Феодосия Младшего (408-450). Получив разностороннее образование, она отличалась мудростью и благочестием, являлась твердой последовательницей православного вероучения. Ее заботой был сооружен храм Пресвятой Богородицы во Влахернах, а также другие церкви и монастыри. При ее содействии был созван в 431 году в городе Ефесе III Вселенский Собор против Нестория. Из-за происков врагов и жены императора Феодосия Евдокии царица Пульхерия была отстранена от управления. Она удалилась в уединение, где проводила благочестивую жизнь. Однако без нее начались волнения, и через некоторое время, по просьбам своего царственного брата, она возвратилась, усмирив вызванные возникшими ересями смуты. После смерти Феодосия Младшего на царство был избран Маркиан (450-457). Святая Пульхерия хотела вновь удалиться в свое уединение, но царь и сановники просили ее не оставлять управления и стать супругой царя Маркиана. Ради общей пользы она согласилась быть женой Маркиана при условии, что девственная чистота ее не будет нарушена в браке. Таким образом, царственные супруги жили в чистоте, как брат и сестра.
Заботами царицы Пульхерии был созван в 451 году Собор в Халкидоне против ереси Диоскора и Евтихия.
В продолжение всей своей жизни царица Пульхерия защищала православное вероучение от возникавших ересей. Раздав свое имение бедным и Церкви, она мирно скончалась в возрасте 54 лет от роду в 453 году.

Молитва о даровании детей

Услыши, Боже милосердый и всемогущий, моления наша, буди милостив нам и низпосли нам благодать Твою. Яко давый закон умножения рода человеческаго, буди и нам милостивным покровителем, да помощию Твоею исполнится и на нас Тобою установленное. Ты властию Твоею из не сущаго вся сотворил еси и положил еси начало всему, в мире сущему - сотворил еси и человека по образу Своему и тайною высокою освятил еси союз супружества в предуказание тайны единения Христа с Церковию Своею.
Призри, Милосерде, на нас, рабов Твоих, союзом брака соединенных и о помощи Тя умоляющих, да будет на нас милость Твоя, да будем яко лозы плодовиты и да увидем сыны сынов своих даже до третияго и четвертаго рода, и, старости достигше, войдем в Царство Небесное, милостию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает с Тобою всякая слава, честь и поклонение и со Святым Духом во веки. Аминь.

Молитва супруги, имущей плод чрева

Боже великий, животе и жизни подателю и хранителю! Благодарю Тя, яко милостию Твоею и мене, смиренную рабу Твою, причастной соделал еси благодати чадородия: се бо имам плод чрева. Обаче веси, Господи, яко боюся, да не како грех моих ради люте постражду раждающи, и того ради к милосердию Твоему прибегаю,
Не молю Тя, да избавиши мя участи всего рода нашего женскаго, ему же определил еси в болезнех раждати чада, общий бо закон есть нам, согрешившим. О сем же молю Тя: егда приидет час мой, даждь ми ослабу и разрешение нетрудное, избави мя от болезней непосильных. Исполни, Господи, желание сердца моего, вкупе же и желание супруга моего, егоже дал ми еси. Даждь нам радость рождения новаго человека в мир Твой. Да явится младенец цел, здрав и крепок, и да ктому не помним скорби за радость, благодатию и щедротами еди-нороднаго Сына Твоего, Иже нас ради воплотися от пречистых кровей Марии Девы, в ложеснах носим бысть и плотию рождение восприят, Емуже с Тобою слава подобает и со Святым Духом во веки. Аминь.

Противоядие от шума - добрые помыслы

«Нынешние люди, к сожалению, пользуются шумной техникой даже для незначительных дел. Поэтому если кто на время окажется в шумной обстановке, ему нужно возделать в себе добрые помыслы. Заставить людей не включать ту или иную шумную технику ты не можешь. Вместо этого сразу же сам включай добрый помысл. Например, ты слышишь, как работает опрыскиватель, и он напоминает тебе шум вертолета. Подумай так: "Могло случиться, что какая-то из сестер тяжело заболела и прилетел вертолет, чтобы забрать ее в больницу"; представь, как бы ты была тогда расстроена, а сейчас, слава Богу, мы все здоровы. В этом деле требуется разум и находчивость, искусство включения доброго помысла.
- А если, Геронда, испорчены нервы?
- Испорчены нервы? Это что же такое значит? Может быть, испорчен помысл? Нет ничего лучше доброго помысла. Любое искушение отражайте добрым помыслом. Например, кто-то громко хлопнул дверью - скажи себе: "А если бы, упаси Боже, с какой-нибудь сестрой что-то случилось, если бы она ударилась и сломала ногу, то разве смогла бы я уснуть? А сейчас просто хлопнула дверь - ну что же, видно, у сестры было какое-то дело". Один добрый помысл помогает человеку так, как ничто другое.
Задача в том, чтобы человек из всего извлекал пользу для духовной борьбы. Нужно постараться стяжать в себе внутреннее безмолвие. Включая в работу правый помысл, можно извлечь пользу даже из шума. Самое основное - правильное отношение к происходящему. Всему нужно противопоставлять добрые помыслы».
Старец Паисий Святогорец

О благочестии

Основной принцип отношения человека к ближнему - честность, при этом нормой являются правдивость и искренность.
Честь и честность суть предпосылки и условия религиозного благочестия. Они дают нам право со дерзновением обращаться к Богу, сознавая свое собственное достоинство и видя в то же время в другом человеке сопутника к Богу и сонаследника Божией благодати.
Упражнению в благочестии (см.: 1 Тим. 4, 7), преуспеванию в нем (см.: 1 Тим. 6, И) должна быть подчинена вся жизнь верующего человека, который призван оставаться при этом духовно-трезвенным и не обольщать свое сердце, рискуя впасть в пустое благочестие (см.: Иак. 1, 26).
Благочестие - это как бы вертикаль, устремленная от земли к небу (человек - Бог), церковный этикет - это горизонталь (человек - человек). При этом нельзя подняться к небу, не любя человека, и нельзя любить человека, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает (1 Ин. 4, 12), и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20).
Таким образом, духовными основаниями определяются все правила церковного этикета, которые должны регулировать отношения между верующими, устремленными к Богу.
Существует мнение, что "манерничать ни к чему", так как Бог смотрит на сердце. Последнее, конечно, верно, но ведь и сама добродетель оскорбляет, если она соединяется с отталкивающими манерами. Безусловно, что за блестящим обхождением могут скрываться ужасающие намерения, что связано со знаковым характером нашего поведения, когда, скажем, жест может открывать истинное наше состояние или желание, но может и скрывать. Так, Пон-тий Пилат в одном современном романе, умывая руки на суде над Христом, дает этакое толкование своему жесту: "Пусть хоть жест будет элегантен и символ безупречен, коль поступок безчестен". Подобные способности людей с помощью многозначности жеста, хороших манер скрывать худое сердце не могут служить оправданием при отсутствии церковного "хорошего тона". "Плохой тон" в храме может стать претыканием малоцерковного человека на его пути к Богу. Вспомним стенания и жалобы новообращенных, которые приходят в храмы и встречают там порой просто варварское отношение к себе со стороны тех, кто считает себя воцерковленным. Сколько грубости, примитивного менторства, неприязни и непрощения можно встретить в иных общинах! Скольких людей - в особенности из числа молодежи и интеллигенции - утеряли приходы из-за этого! И когда-то они, эти ушедшие люди, придут вновь в храм? И какой ответ дадут те, кто послужил таким соблазном на пути к храму?
Богобоязненный и церковно-воспитанный человек, если и видит что-либо неблагопристойное в поведении иного, лишь с любовью и уважением исправляет брата или сестру. Показателен в этом отношении случай из жития преподобного Арсения Великого: «Старец сей удержал одну привычку из своей мирской жизни, именно - иногда он, садясь, полагал ногу на ногу, что могло показаться не совсем благопристойным. Некоторые братия видели это, однако никто из них не осмелился сделать ему замечание, потому что все весьма уважали его. Но только один старец, авва Пимен, сказал братии: "Пойдите к авве Арсению, и я сяду при нем так, как иногда садится он; тогда вы сделайте мне замечание, что я нехорошо сижу. Я стану просить у вас прощения; вместе с тем мы исправим и старца".
Они пошли и сделали так. Преподобный же Арсений, поняв, что так неприлично сидеть иноку, оставил свою привычку» (Жития святых. Месяц май. День восьмой).
Вежливость, как составляющая этикета, у человека духовного может стать средством, привлекающим благодать Божию. Обычно под вежливостью понимают не только искусство проявлять внешними знаками то внутреннее уважение, которое мы имеем к человеку, но и искусство быть приветливым с людьми, к которым мы не имеем расположения. Что это - ханжество, лицемерие? Для человека духовного, знающего сокровенную диалектику внешнего и внутреннего, вежливость может стать средством на пути стяжания и развития смирения.

Пульхерия родилась в Константинополе в 399 году, спустя 4 года после того, как её дедушка император Феодосий Великий официально разделил свои владения между сыновьями. Папа Пульхерии Флавий Аркадий стал властелином Восточной Римской империи. Правителем он был неплохим, но чересчур мягкохарактерным. По крайней мере, в императорской семье всем заправляла его жена Евдоксия. Красавица вертела безвольным мужем как хотела. В городе шушукались, что она изменяет императору направо и налево. Её распутство осуждал с амвона даже константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст, за что угодил в опалу. Евдоксия родила императору четырех дочерей и сына. Правда, по слухам, истинным отцом маленького Феодосия был высокопоставленный чиновник Иоанн.

Когда Пульхерии исполнилось пять лет, её мать умерла. Еще через четыре года скончался император Аркадий. Девятилетняя Пульхерия вдруг оказалась главой семьи (её старшая сестра Флацилла умерла в совсем раннем возрасте). По римским законам императором мог стать только мужчина, поэтому византийскую корону возложили на голову семилетнего Феодосия. Следующие шесть лет государственными делами управлял префект претория, то есть столичный губернатор Анфемий Флавий. Он сумел наладить снабжение Константинополя хлебом, возвел вокруг города высокие крепкие стены и с помощью дипломатии сумел сохранить в неприкосновенности восточные и северные рубежи Византии, осаждавшиеся персами и гуннами. В 414 году власть крепко взяла в свои маленькие руки 15-летняя Пульхерия. Дальнейших следов Анфемия историки отыскать не сумели. Некоторые из них предположили, что Анфемий хотел жениться на юной Пульхерии, но эта попытка закончилась для него плачевно.

4 июля 414 года Пульхерия провозгласила себя регентшей при младшем брате с чином августы. Византийский сенат не замедлил это законодательно утвердить. Новая правительница, призвав в свидетели весь византийский народ, дала обет безбрачия, посвятив свою девственность богу. Сегодня трудно сказать, что именно послужило причиной такого поступка, но её подданным чистота помыслов новой августы явно пришлась по душе.

Монеты с изображением августы Пульхерии. Около 420 года. Источник: wikipedia.org

Не могли не понравиться благочестивым византийцам и порядки, заведенные Пульхерией в императорском дворце. Теперь он разительно отличался от времен её мамочки. Дворец стал больше напоминать монастырь. Его обитатели проводили большую часть времени в совместных молитвах, а вход в личные покои августы был запрещен всем мужчинам кроме Феодосия и дворцовых евнухов. Пульхерия явно обладала способностями харизматичного лидера: под её влиянием обеты безбрачия дали её младшие сёстры Аркадия и Марина.

Юный император Феодосий государственными делами интересовался мало, но старшая сестра упорно готовила его к управлению империей. Это напоминало тренировку: Пульхерия учила Феодосия приличествующей государю походке, правильному восседанию на троне, умению разговаривать с подданными, повышая голос лишь в необходимые моменты. Кто бы ни был отцом Феодосия, характером он явно походил на покойного императора Аркадия — был таким же мягким и безвольным. Он покорно терпел сестринскую дрессировку, а, едва освободившись, тут же бежал в дворцовую библиотеку, где часами читал и переписывал старинные манускрипты. За любовь к чистописанию и образцовый почерк император даже получил прозвище, под которым остался в истории, — Феодосий II Каллиграф.


Бюст Феодосия II. V век, Источник: wikipedia.org

Пульхерия же, потренировав брата, принималась за государственные дела. Больше всего она уделяла внимания поддержке церкви или филантропии. Августа возводила храмы и приюты для бедняков. Постепенно богадельни составили целый район Константинополя, который получил название Пульхерианай. Августа всячески содействовала распространению и укреплению христианства в империи и за её пределами, а также борьбе с инаковерующими. Она одобрила зверскую расправу над александрийской ученой Гипатией, с которой фанатичные христиане острыми раковинами содрали кожу и мясо лишь за то, что та не разделяла их веру. Пульхерия от имени Феодосия запретила строительство новых синагог в Константинополе, и повелела снести старые. Её покровительство христианским проповедникам в Персии привело к войне Византии с восточным соседом.

Непосредственным поводом для неё стало разорение персидскими христианами зороастрийского святилища. Персы возмутились такому оскорблению их религиозных чувств, и по всей стране начались погромы христиан. Тут уж встала на дыбы Византия и объявила Персии войну. Проблема заключалась в том, что войско по традиции должен был возглавлять император, а Феодосий не умел и не хотел командовать. Тогда Пульхерия придумала «духовное руководство» армией и объявила собственную девственность покровительницей византийского войска. Двухлетняя война закончилась мирным договором, по которому стороны остались при своих. В Византии этот итог был объявлен славной победой, которой страна оказалась обязанной непорочности августы Пульхерии.

Пока на восточных рубежах империи шли боевые действия, Феодосий был занят личными делами: сестра подыскала ему невесту. Гречанка Афинаида была хороша собой, но бедна. Она обратилась к Пульхерии за помощью в дележе небольшого отцовского наследства. Красавица понравилась августе, и та осведомилась, девственна ли гречанка. Убедившись в непорочности Афинаиды, Пульхерия представила её брату. Красота гречанки так впечатлила императора, что её тут же окрестили под именем Евдокии и 7 июня 421 года сыграли свадьбу.

Молодая жена оказалась умна и образована. Феодосий в ней души не чаял. В январе 423 года после рождения первой дочери, он объявил Евдокию августой, уровняв таким образом её с сестрой. Это не понравилось Пульхерии. Еще большую её тревогу вызвали новые порядки во дворце. Получившей эллинское воспитание Евдокии монастырский уклад был совсем не по душе, и во дворце стали звучать не только молитвы, но и стихи, и даже, о, ужас, весёлые песни. Влияние Пульхерии на брата явно ослабевало. Она начала настоящую борьбу с невесткой за императора. Еще больше эту борьбу обострили внутрицерковные распри.

В 428 году константинопольским архиепископом стал Несторий. Он был ярым противником всяческих ересей, которые, по его мнению, слишком расплодились в Византии, однако понимал, что только огнём и мечом еретиков не вразумить. Несторий предпринял реформу церковных обрядов, задумав включить в них элементы еретических вероучений, чтобы вернуть раскольников в лоно истиной церкви. То, что у него получилось в итоге, возмутило ортодоксов, и они объявили еретиком самого Нестория. Помимо обрядов, правоверное священство в обеих римских империях возмущали и взгляды Нестория. Тот осмеливался рассуждать о человеческой и божественной природе Христа и отказывался величать деву Марию именами, которых нет в Евангелии. «Она не богородица, проповедовал Несторий, — ведь она родила человеческого младенца, а не бога». Максимум, на что он соглашался, так это называть Марию христородицей.


Большинству обычных верующих подобные тонкости были непонятны, но Пульхерия почувствовала в этом покушение на принявший к тому времени государственный размах культ собственной непорочности и объявила Несторию настоящую войну. В этом её поддерживал александрийский епископ Кирилл, тот самый, под руководством которого убивали несчастную Гипатию.

Император с женой симпатизировали Несторию, что тоже бесило Пульхерию. Ходили слухи, что архиепископ в разговоре с Феодосием обвинил его сестру в многочисленных романтических связях, и чуть ли не в проституции, но это вряд ли могло быть в действительности: трудно представить, что у богобоязненного монарха и архиепископа зашел разговор о сексуальной жизни членов императорской семьи.

Во многом благодаря активной деятельности Пульхерии, в 431 году в Эфесе специально для обсуждения персонального дела Нестория был созван Вселенский собор. Несмотря на поддержку константинопольского архиепископа лично императором, собор осудил несторианскую ересь. Собравшееся священство сделало это не только под влиянием теологических аргументов, но и под давлением воинствующих адептов Кирилла Александрийского. Они угрожали делегатам собора физической расправой, если те не низложат Нестория. Пришлось архиепископу уйти в отставку. Пульхерия торжествовала победу и не преминула её отпраздновать. В столичных соборах звонили колокола, а по улицам Константинополя бродили толпы, кричавшие «Да здравствует дева Мария! Да здравствует дева Пульхерия!».



Торжественная процессия, возглавляемая Пульхерией и Феодосием II. (Резьба по слоновой кости)

Пульхерия Греческая, благоверная царица, родилась в 399 году в семье византийского императора Аркадия. После смерти отца она в возрасте 15 лет стала соправительницей своего младшего брата Феодосия II, которому было 8 лет. Имела превосходное историческое, философское и богословское образование, знала латынь. Благодаря ей в стране прекратились внутренние беспорядки, укрепились армия и флот, налажена экономика, основаны новые больницы, странноприимные дома (гостиницы для бездомных).

Благоверная Пульхерия заботилась об укреплении православной веры, поэтому свою жизнь посвятила строительству храмов и монастырей. При ее содействии был построен храм в честь , положивший основание монастырю Ксиропотам, Влахернский, Одигитриевский и Халкопратийский храмы Пресвятой Богородицы и храм первомученика Стефана в Константинополе. Она организовала III Вселенский Собор в Ефесе против еретика Нестория и IV Вселенский Собор в Халкидоне против монофизитства.

Интересные факты о Пульхерии Греческой, царице

    В ранней юности благоверная Пульхерия Приняла обет безбрачия, после чего в Соборном храме был поставлен золотой престол с драгоценными камнями с надписью «Обет девства».

    После смерти ее брата императором стал Маркиан, который просил Пульхерию стать соправительницей также, как когда-то при Феодосии. Для Пульхерии такое было возможно лишь если бы она вышла замуж за нового императора, чего не позволял ее обет безбрачия. Однако Маркиан объявил, что он также дал Богу обет девства, поэтому в возрасте 51 года Пульхерия стала женой нового императора, с которым они прожили как брат и сестра.

Похожие публикации