Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Шумные согласные в русском. Основы фонетики. Шипящие согласные звуки

Перед глухими согласными звонкие заменяются глухими, возникает сочетание глухих согласных: ска[з]очка - ска[ск]а (сказка), ло[ж]ечка- ло[шк]а (ложка), о [б]рубить - о[т"]есать, колдо [в] ать - колдо [фс] кой, гото [в 1 ] ите - го-то [ф"т"] е.

Перед звонкими согласными глухие заменяются звонкими, возникает сочетание звонких согласных: про[с"]ить - про[з"б]а, мало [т"] ить - моло [д"б] а, та [к] ой - та [гж] е, о [т]разить - о [дг] рузить, ал [ч"] ный - ал [дж"б] а, со [ц] обязательство - со [дзд] оговор. Эта закономерность действует и на стыке слов при отсутствии паузы: [к] морю - [г] дому, о [т] отца - о [д] брата, отне [с] ла - отнё[з] бы, чере[б] большой (череп), на [ж] город (наш), шка[в] закрыли (шкаф).

Перед [в] замена глухого согласного звонким происходит только тогда, когда после [в] произносится звонкий шумный: [з] вдовой (но [c] врачом, [с] вами), о[ц] взглядов (но о [т] власти, о[т] ворот), [г] вздохам (но [к] внуку, [к] выбору).

3. Сонорные согласные на конце слова и перед глухими согласными могут факультативно заменяться полуглухими или глухими. На конце слова такие глухие согласные произносятся чаще всего после глухих: смот[р], вих[р"], смыс[л], вол[л], рит[м] и т. п. Такие же звуки возможны в начале слова перед глухими согласными: [p]туть, [л"] стить, [м] ха и т. п. В этих же позициях могут произноситься и звонкие сонорные согласные, но они тогда развивают дополнительную слоговость: шиф, мыс[л"^], [р^]та, [м^]чаться и т. п.

б. чередования твердых и мягких согласных,

Чередование твердых и мягких согласных. Раньше в русском языке действовала закономерность: перед мягким согласным твердый согласный должен был заменяться мягким. Сейчас эта закономерность в значительной степени разрушена. Одни согласные перестали заменяться мягкими, другие перестали требовать впереди себя такой замены. Но в части согласных этот закон действует. Замена твердого согласного мягким происходит в следующих позициях:

1. Зубные перед мягкими зубными: мо[ст] -мо[с"т"]ик, ле[сн]ой - ле[с"н"]ик, у[зд]а-у[з"д"]ечка, ка[зн]а - в ка[з"н"]е, рабо [т] а - рабо [т"н"] ик и т. п.

Перед [т", д", с", з"] обычен и мягкий [н"]: ба[нт] -ба [н"т"]ик, о рома[н"с"]е, Пе[нз]а- в Пе[н"з"]е. Однако в некоторых словах допустимо и произношение [н] в этой позиции: вонзить, консервы, консилиум и др.

Звуки [л] и [л"] не участвуют в действии этой закономерности: [л] не заменяется мягким - по[л]ый - по[лн"]ей, перед [л"] замена твердого зубного мягким не обязательна: [з"л"]ить и [зл"]ить, о[с"л"]ик и о[сл"]ик.

2. Перед [ч"] и [ш"] звук [н] заменяется [н"]: ваго [н] - ваго [н"ч 1 ] ик, обма [н] - обма [н"ч"] ивый, то [н] кий - уто [н"ч"] ен-ный, коле [н] о - коле [н"ч"]атый.

в. чередования согласных по месту и способу образования,

Чередования согласных по месту и способу образования. 1. Перед передненёбными шумными зубные шумные заменяются соответст­вующими передненёбными: [с] орденом - [ш] шапкой - [ш"] чайником, бе [з] отца - бе [ж] жены, о [т] мороза - о [ч"] чудес - о [ч] шума.

2. Взрывные согласные перед щелевыми того же места образования заменяются аффрикатами: о[ц]сыпать (отсыпать), пя[ц"]ся (пяться), о[ч 1 ]щипнуть, ве[ч]шать (ветшать).

Понять это легко. Последняя фаза взрывного согласного - резкий и достаточно широкий отход сомкнутых органов речи друг от друга. Но перед щелевым согласным того же места образования этого не происходит. После смычки активный орган речи, уже готовясь к образованию следующего щелевого согласного, лишь слегка отодвигается от пассивного, создавая узкую щель. Образуется аффриката.

Так, [т] перед [с] меняется на [ц]: де[ц]сад, бра [ц] Саши (брат), бу [ц]сы (бутсы); [т"] перед [с"] меняется на [ц"]: ме[ц"]ся (меться), пя[ц"] селедок (пять). Точно так же и [д] перед [з] меняется на [дз]: на[дз]зор (надзор), по[дз]зуживать (подзуживать), [д"] перед [з"] меняется на [дз"] : на[дз"]зиратель, пя[д"з"] земли.

В позиции перед [ш, ж] звуки [т, д] по предыдущему закону заменяются передненёбными: кончик языка примыкает не к зубам, а к альвеолам. В результате на месте [т, д] перед [ш, ж] образуются передненёбные аффрикаты [ч, дж]: о[ч]шибить (отшибить), мла[ч]шая (младшая), по[дж]жилки, та[дж]жик, о[дж]жать (отжать) и т.п.

По уровню шума (степени его интенсивности) со­гласные делятся на сонорные [м], [м’], [н], [н’], [л], [л ’ ], [p] , [j] и шумные [п], [п’], [б], [б’], [ф], [ф’], [т], [т’], [д], [д’], [c],[с’], [з], [з’], [ц], [ч’], [ш], [ш’], [ж], [ж’], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’] и др.

Интенсивность шума у шумных согласных значи­тельно выше, чем у сонорных . Объясняется это различия­ми в напряженности органов речи и в силе воздушной струи при произнесении сонорных и шумных согласных.

Шум­ные согласные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возни­кает преграда воздушной струе. Поэтому и сила воздушной струи, выходящей из ротовой полости во время речи, при произнесении шумных согласных гораздо больше, чем при произнесении сонорных.

Глухие и звонкие согласные определяются по отсутствию или наличию при их произнесении голоса (тона). Голос возникает в результате того, что голосовые связки сбли­жены и дрожат при прохождении струи воздуха. Так обра­зуются звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и др. Разница между звонкими сонорными и звонкими шумными в том, что у звонких сонорных голос значительно преобладает над шумом, а у звонких шумных шум преобладает над голосом. Без голоса, при помощи одного только шума образуются глухие согласные: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш] и др. При их произнесение голосовая щель раскрыта, а голосовые связки расслаблены.

По глухости/звонкости согласные звуки образуют пары [п] - [б], [ф] - [в], [д] - [т], [с] - [з], [ш] - [ж] и др. Звук [ц] глухой, но у него есть парный звонкий [дз], который произносится на месте [ц] перед звонким согласным: пла[дз]дарм, Шпи[дз]бёрген, коне[ дз]года. Такую же пару составляю глухой [ч’] и звонкий [д’ж’]. Перед звонким шумным со гласным на месте [ч’] произносится [д’ж’]: на[д’ж’]базы мя[ д’ж’] забили, до[д’ж’] говорила. Звук [γ] составляет звон­кую пару [х] и произносится, например, в словах дву[у] годичный, мо[ γ] зеленый, и[γ] ждали.

У сонорных согласных тоже есть звонкие и глухие пары и др. Глухие сонорные могут выступать, в частности, на конце слова после глухого согласного: мет [р], вих[р’] , смыс[л], мыс [л’], пес [н’], кос[м] . Глухой - пара звонкому сонорному [j] - возможен на конце слова, особенно в эмоциональной речи: Отда !; Откpo !; Спо[j]!

Артикуляционная характеристика и классификация согласных звуков по месту, по способу образования, по твердости-мягкости (веляризации и палатализации)

Место образовани я согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с ка­ким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где воздушная струя встречает препят­ствие. Если активный орган - нижняя губа, то согласные могут быть

- губно-губными : [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] (пассивный орган - верхняя губа) и

- губно-зуб­ными : [в], [в’], [ф], [ф’] (пассивный орган - верхние зубы).

Если активный орган - язык, то характеристика согласно­го зависит от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - участвует в создании преграды и с каким пассивным органом - зубами, передней, средней или зад­ней частью нёба - язык сближается либо смыкается.

Переднеязычные согласные бывают

- зубными , когда передняя часть языка направляется к зубам: [т], [т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [н], [н’], [л], [л’], [ц], и

- передне­нёбными , когда она направлена к передней части нёба: [p], [р’], [ш], [ш’], [ж], [ж’], [ч’].

Среднеязычные одно­временно всегда и средненёбные : [j], .

Заднеязыч­ные либо задненёбные : [к], [г], [х], [γ], [ҥ], либо средненёбные: [к’], [г’], , [γ’]. Звук [ҥ] - носовой заднеязычный - редок в русском языке. Он произносится на месте [н] перед [к], [г], обычно в тех случаях, когда дальше следует согласный: пу[ҥ]ктйр, фра[ҥ]кский, ко[ҥ]гресс .

Способ образования согласного - это характеристика препятствия в полости рта на пути воздушно струи и способа его преодоления. Препятствие это бывает трех родов:

Узкая щель между сближенными органами речи,

Полная их смычка и

Дрожащий в потоке речи активны орган.

Поэтому все согласные делятся на щелевые , смычные и дрожащие .

Щелевые (или фрикативные, от лат. fricatio – ‘трение’) образуются в результате трения воздушной струи о края сближенных органов речи, образующих узкую щель.

Щелевые срединные образуются посредине сближенных органов речи: [в], [в’], [ф], [ф’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ш’], [ж], [ж’], [j], [х], [х’], [γ], [γ’].

При артикуляции щеле­вых боковых воздух протекает по бокам ротовой полости, между боковыми частями языка и зубами: [л], [л’].

Смычные согласные включают момент полного прекращения протекания воздушной струи через ротовую полость. В зависимости от характера преодоления смычки согласные делятся на носовые, взрывные, аффрикаты, имплозивные .

Носовые согласные характеризуются полным замы­канием ротовой полости и одновременным опусканием нёбной занавески, в результате чего воздух свободно протекает через носовую полость: [м], [м’], [н], [н’], [ҥ]. Другие согласные неносовые, ртовые . При их произношении нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так что воздушная струя выходит через рот.

При образовании взрывных согласных сначала про­исходит полная задержка воздушной струи и повышение в результате этого внутриротового давления, а затем резкое размыкание органов речи и прорыв воздушной струи в об­разовавшийся проход с характерным шумом: [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’].

Образование аффрикат (или смычнощелевых, слитных согласных ), как и взрывных, начинает­ся с полной смычки органов речи. Но на последней фазе сомкнутые органы не резко размыкаются, а только приот­крываются, образуя щель для выхода воздуха. Таковы, на­пример, [ц], [ч’]. Они иногда обозначаются в транскрипции и иначе: [ц] как , [ч’] как . Такой способ обозначе­ния указывает на неоднородность звука. Однако не равно [т+с] (как и не равно [т’+ш’]): - один слитный звук, а [т+с] - два звука. По-разному произносятся сочетания о целевой и от солевой , о цепной и отсыпной , о цыпке и отсыпке : в первом примере этих пар звук [ц] (= ), во втором примере ему соответствуют два звука. Начальная и конечная фазы аффрикаты только напоминают звуки [т], [с], но не совпадают с ними полностью.

Имплозивные (или сомкнутые) согласные со­держат только фазу смычки. У них нет второй фазы, как у взрывных и аффрикат. Имплозивные выступают на месте взрывных перед взрывными и аффрикатами того же места образования и на месте аффрикат перед такими же аффри­

Дрожащие согласные, или вибранты , образуют­ся путем вибрации, дрожания кончика языка в выходящей струе воздуха. Обычно происходит также смыкание и раз­мыкание с альвеолами или заальвеолярной частью нёба: [р], [р’]. Дрожащие характеризуются точечным контактом языка с пассивным органом и кратковременностью смыч­ки в отличие от смычных согласных, у которых эта смычка более плотная и более длительная.

Твердые и мягкие согласные звуки отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией. При образовании мягких согласных язык концентрируется в передней части, а при образовании твердых - в задней части ротовой полости; ср.: [в’]ил - [в]ыг, [п’]ил - [п]ыл; [л’]ёг - [л]ог, [р’]яд - [р]ад.

Это основное положение языка сопровождается дополнительной артикуляцией. При обра­зовании мягких согласных в результате сдвига языка впе­ред происходит палатализация - приподнятие по направлению к твердому нёбу средней части спинки языка (от лат. palatum - нёбо), а также расширение и увеличение объема глотки. Поэтому мягкие согласные, кроме [j], палатализованные.

У [j] приподнятие к средней час­ти нёба средней части спинки языка не дополнительная, а основная артикуляция, поэтому [j] - палатальный согласный.

При образовании твердых согласных в резуль­тате сдвига языка назад происходит сужение в области глот­ки и уменьшение ее объема - фарингализация (от греч. pharinx - глотка). Поэтому твердые согласные фарингализованные.

Кроме того, при образовании твер­дых согласных может наблюдаться веляризация - приподнятие по направлению к мягкому нёбу задней части спинки языка (от лат. velum palat i - ‘нёбная занавеска’), такие согласные - веляризованные .

У заднеязыч­ных [к], [г], [х], [γ] подъем задней части спинки языка к мягкому нёбу - основная артикуляция, без которой задне­язычные произноситься не могут, веляризация же - арти­куляция дополнительная к основному фокусу согласных. Поэтому заднеязычные не веляризованные согласные, а ве­лярные.

Согласные звуки образуют пары по твердости/мягко­сти: [п]-[п’], [б]-[б’], [ф] - [ф’], [в]-[в’], [м]-[м’], [т]-[т’], [д]-[д’], [с]-[с’], [з]-[з’] и др.

Звук [ц] твердый, а мягкий [ц’] произносится, например, на месте [т’] перед [с’]: пя[ц’]ся, жа[ц’] Серёжи. Звук [ч’] мягкий, его твердая пара - [ч], который бывает перед [ш], в том числе на месте [т], [д]: лу[ч]ше (ср. лу[ ч’]), о[ч]шатнуться, по[ч]шутить. У твер­дого звука [ш] мягкая пара [ш’]: [ш’] чаем, мо [ш’]ный! [ш’:]ука. У звука [ж] пара [ж’], который бывает почти всегда двойным, долгим: во[ж’:]и, дро[ж’:]и, ви[ж’:]ать. Так произносят слова вожжи, дрожжи, визжать многие гово­рящие на литературном языке (допустимо и произноше­ние [ж:] на месте [ж’:]).

Если, например, сравнить начальные звуки слов сад и суд , дам и дум , таз и туз , то можно заметить разницу в их артикуляции. Перед [а] согласные произносятся без напря­жения губ, а перед [у] - с округленными и вытянутыми губами. Мы еще только приготовились произнести слова суд, дум , туз , а губы уже приняли это положение. Такая дополнительная артикуляция называется лабиализа­цией (от лат. labium - ‘губа’), а согласные звуки [с°], [д°], [т°] и т.п. - лабиализованными (или огубленными). Эти звуки отличаются от [с], [д], [т] артикуляцией и на слух. (Эту разницу можно услышать, если начать произ­носить слово сад и остановиться после первого согласного, затем начать произносить слово суд , но произнести только первый согласный.) В русском языке лабиализация соглас­ных всегда связана с их положением перед [у] или [о], а также перед лабиализованными согласными: [с°т°ул], [с°т°ол], но [стал]. Исключений нет, поэтому в транскрипции она обыч­но не отмечается.

Специфика функционирования и звукового воплощения

Только у звука [j] не может быть твердой пары. У остальных мягких согласных поднятие средней части спинки языка по направлению к твердому нёбу - артикуляция, дополнительная к основному способу образования согласного. У [j] же поднятие средней части спинки языка к средней части нёба - основная артикуля­ция, без которой никакого согласного звука вообще не воз­никает.

Звук — это минимальная нерасчленимая единица озвученного речевого потока, которая не имеет значения. Изучению звукового строя языка, всех его проявлений и функций посвящен раздел лингвистики, называемый фонетикой.

Фонетическая система русского языка содержит в себе 42 звука, 6 из которых являются гласными, а остальные 36 — согласными. Особого внимания заслуживают сонорные звуки в русском языке. Как правило, произношение некоторых из них вызывает наибольшие трудности у детей, которые только учатся говорить. Чтобы понимать, что такое сонорные звуки, необходимо рассмотреть систему звуков русского языка в целом.

Каждому звуку присущи следующие характеристики:

  • акустическая;
  • артикуляционная;
  • функциональная (смысловая).

Акустическая характеристика

Охарактеризовать звук с точки зрения акустики — значит охарактеризовать то, как он звучит. Это можно сделать по его звучности, силе и высоте.

Звучность позволяет разделить вокальные и невокальные звуки. Невокальными являются все шумные согласные. К вокальным относятся все гласные и сонорные согласные звуки.

С точки зрения силы звуки могут быть консонантными и неконсонантными. Консонантными, т. е. слабыми, являются все согласные, а неконсонантными, т.е. сильными — все гласные.

С позиции высоты звук может быть, соответственно, высоким или низким. Высокими являются гласные переднего ряда, переднеязычные и среднеязычные согласные звуки. Все остальные гласные и согласные являются низкими звуками.

Понятие артикуляции

Артикуляцией называется процесс образования звуков. Речевой аппарат человека, с помощью которого образуются звуки, представлен достаточно большим набором органов. Сюда входят легкие, гортань, голосовые связки, полость носа, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть, губы и язык. Поток выдыхаемого воздуха выходит из легких и проходит через образованную голосовыми связками щель в гортани. При напряженных и колеблющихся голосовых связках образуется голос (тон). Он служит основой для гласных, звонких и сонорных согласных звуков. Если голосовые связки расслаблены, голос не образуется, возникает шум, который лежит в основе шумных согласных.

Дальнейшее разграничение звуков происходит в ротовой полости в зависимости от того, какую преграду встречает на своем пути воздушная струя.

Характеристика гласных

Главной особенностью гласных звуков является то, что при их образовании струя воздуха, образовав в голосовых связках тон, не встречает больше никаких преград в ротовой полости. То есть они состоят только из тона (голоса) без добавления шума.

Гласными являются звуки а, о, у, и, ы, э. Артикуляция каждого гласного звука зависит только от положения активных органов речи (губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти).

Функциональной особенностью гласных звуков служит то, что они образуют слог, т.е. играют слогообразовательную роль.

Характеристика согласных

При образовании согласного звука воздушная струя встречает на своем пути разного рода преграды. Во время преодоления преграды возникает шум. Поэтому главное отличие согласного звука от гласного — это наличие помимо тона (голоса) еще и шума. Возникновение конкретного согласного звука зависит от места образования преграды и способа ее преодоления. Таким образом, все они разделяются в зависимости от соотношения тона и шума, места и способа образования.

По соотношению тона и шума согласные делятся на сонорные звуки, звонкие и глухие согласные. Звонкие и глухие согласные являются шумными, т.к. в их образовании шум участвует или наравне с голосом (звонкие), или преобладает над голосом (глухие).

При произношении согласного звука преграда может быть образована языком или губами, поэтому все согласные делятся по месту образования на губные и язычные.

По способу образования, или по способу преодоления преграды, они бывают смычными, щелевыми, смычно-щелевыми (аффрикатами), смычно-проходными и дрожащими.

Еще одной характеристикой согласных является палатализованность (твердость/мягкость). Пары по твердости/мягкости не имеют только несколько согласных звуков: ж, ц (всегда твердые) и ч, j (всегда мягкие).

Характеристика сонорных звуков

Что такое сонорный звук, становится понятно уже из перевода данного определения. Слово "сонорный" происходит от латинского sonorus. Это означает "звучный". Действительно, при образовании такого звука преобладает голос, а шум настолько минимален, что сонорные звуки становятся близки к гласным. Сонорными звуками в русском языке являются м, м", н, н", л, л", р, р", j.

Обратите внимание. Главное, в чем особенность сонорных звуков - то, что при прохождении через преграду в ротовой полости воздух, образующий звук, находит пути обхода. Так, например, при образовании звука л и его мягкой пары воздух обходит смычку, образованную языком и верхними зубами, по бокам. Соответственно, по месту образования этот звук является язычно-зубным. А по способу образования — смычно-проходным. При образовании звука р и его мягкой пары поток воздуха заставляет вибрировать смычку, образованную языком и твердым небом. Таким образом, он является по месту образования язычно-альвеолярным, а по способу образования — дрожащим (вибрантом). Интересно, что такой сонорный звук, как j (й) очень похож по своему образованию на гласный и. Однако во время его произношения происходит значительное сужение при прохождении потока воздуха. Из-за этого возникает незначительный шум, который и позволяет отнести данный звук к согласным. По месту образования j является язычно-средне-небным, по способу образования — щелевым, и бывает только палатализованным (мягким).

Все сонорные звуки в русском языке не имеют пары по глухости/звонкости и бывают только звонкими. На конце слова не происходит оглушение сонорных звуков, как бывает с остальными звонкими согласными.

Ротовые и носовые сонорные звуки

В зависимости от положения небной занавески образуются разные согласные звуки. Если небная занавеска приподнимается и прижимается к задней стенке зева, проход в носовую полость для воздушной струи закрывается. Образующиеся таким способом звуки называются ротовыми. Или чистыми. Если же небная занавеска опускается, проход в носовую полость для воздушной струи открывается, и носовая полость служит дополнительным резонатором при образовании звука. Таким способом образуются звуки, называемые носовыми, или назальными.

В русском языке только четыре назальных звука: м, м", н, н". По месту образования м и его мягкая пара является губно-губным, а по способу образования — смычно-проходным. Звук н и его мягкая пара по месту образования является язычно-зубным, а по способу образования — смычно-проходным.

Итак, понимание, что такое сонорный звук, возможно лишь при полноценном осознании механизма образования звуков. То есть их артикуляции. Знание особенностей сонорных согласных звуков помогает определить их место в фонетической системе русского языка.

В русском языке согласные звуки делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие. Например, у звуков, нет мягкой пары, а у и – твёрдой. Найдите согласные звуки, звучащие перед звонкими парными согласными. 5 букв, 6 звуков). Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: – , – и другие. По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие. В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах.

В каждом случае есть согласные, у которых есть пара, а также согласные, у которых пары нет. Давайте рассмотрим парные и непарные согласные, и в каких словах они встречаются. В следующих уроках мы рассмотрим и другие слова, которые используются в русском. Согласные нельзя спеть. Они произносятся с шумом и голосом: Б, Ж, З. Или только с шумом: П, Т, Ф. Согласные бывают звонкие глухие парные непарные.

Звонкому «Ж» парным будет глухой «Ш». Например: жар - шар. - Я понял, – сказал Зубок. Глухой звук это то же что и звонкий, но сказанный тихо, без голоса. Однако не все согласные парные. В одном будут жить парные согласные, а в другом - непарные. Каждый согласный имеет признаки, отличающие его от остальных согласных звуков. В речи может происходить замена звуков под влиянием соседних звуков в слове. Важно знать сильные и слабые позиции согласных звуков в слове для их правильного написания.

Особенность 6. В русском языке есть две буквы, которые не дают никаких звуков. К сонорным в русском языке относятся девять звуков: , . Как и у всех согласных, при артикуляции сонорных в ротовой полости создается преграда. В образовании шумных согласных (, и др.) основную роль играет, наоборот, шум. Он возникает в результате преодоления преграды воздушной струей.

Перечисленные звуки являются соответственно либо звонкими парными, либо глухими парными. Эта замена называется озвончением согласного. Не забывайте, что парные звонкие согласные в слабой позиции на конце слова или перед глухим согласным всегда оглушаются, а глухие перед звонким – иногда озвончаются. Когда буквы, обыкновенно обозначающие глухие согласные, при озвончении обозначают звонкие звуки, это кажется настолько необычным, что может привести к ошибкам в транскрипции.

В заданиях, связанных со сравнением количества букв и звуков в слове, могут быть «ловушки», провоцирующие ошибки. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие. Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.

Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. При этом выделяются пары звуков по звонкости и глухости, всегда звонкие (термин «сонорные» не вводится) и всегда глухие.

Наблюдения убеждают учащихся в том, что согласные звуки л, м, н, р произносятся с голосом и шумом, т. е. являются звонкими, и они не имеют парного себе глухого звука (непарные звонкие звуки). Аналогично учащиеся приходят и к выводу о том, что согласные х, ц, ч -непарные глухие.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ согласных. Это же одна пара: и! Только мы привыкли, что все согласные из твёрдых переходят в мягкие, если после них стоит ь или йотированная гласная. Эти звуки есть, например, в украинском языке. Что же касается звука, то я не раз слышала мнение, что это вообще не согласный звук, а полугласный. Таким образом видим, что звуки, и являются непарными звонкими, а звуки, и - непарными глухими.

Правильно, . Да и если произнести и потянуть его, то становится слышно, что это ни что иное, как, а эти звуки являются парными. Следовательно, должен быть и звук. А вот глухие и, судя по всему, вообще не существуют. Таким образом мы видим, что наиболее употребимых согласных звуков в русском языке не 36, а 39, или 38 согласных и один полугласный, это уже кому как больше нравится)).

В русском языке согласных намного больше, чем гласных. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных. Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных.

2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). В школьных учебниках сказано, что и — непарные по твёрдости-мягкости. Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук ещё и долгий, а твёрдый нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком.

Поощряйте достижение компетентности в любом достойном деле. Хвалите и вознаграждайте компетентность всякий раз, когда вы с ней сталкиваетесь. Требуйте высокого качества в любом деле. Критерием для оценки общества является то, можете ли вы, ваша семья и друзья жить в нём, находясь в безопасности.

Шумные и сонорные, глухие и звонкие согласные звуки

Шаг за шагом мы с вами разберем все основные слова, и вам станет многое понятно в этом предмете, и он перестанет быть чем-то запутанным и сложным. Ведущая Василиса попросила повторить всё, что выучили ученики про согласные.

Как это парные? Всё дело в том, что ты пропустил предыдущий урок, на котором мы изучали парные согласные, - пояснила Василиса. И приведут примеры. Достаточно изменить слово так, чтобы после непонятного согласного стояла гласная. И тогда мы поймём точно - какую букву нужно писать. Давайте вместе найдём в русской азбуке этих одиночек. Парные Непарные Ж - Ш М, Н З - С Х, Ц К - Г Р, Л А теперь давайте составим рассказ из слов, в которых только непарные согласные.

Он этого не заметил, потому что смотрел на луну. И тут вошёл его верный рыцарь. И спугнул муху. Молодцы! То ли звонкий, то ли потише, Кот - кота, год - года. Различим без труда. И в конец букву верно напишем. Сравнение с гласными звуками. На письме эти изменения звуков обычно не отражаются. Уважаемые коллеги и выпускники! Я приветствую вас на своём блоге)) Хочу сообщить о том, что блог «По уши в ОГЭ и ЕГЭ!»расширил тематику контента.

Звуки делятся на гласные и согласные.У них разная природа. Обратите внимание на согласные звуки, звучащие на конце слова и перед глухими согласными. Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные. Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Тоновая составляющая звука является неосновной и может либо вообще отсутствовать (у глухих согласных), либо дополнять основную (у звонких согласных).

В системе согласных фонем выделяются соотносительные ряды фонем, парные по:

v Глухости – звонкости.

v Твёрдости – мягкости.

Поэтому русские согласные фонемы могут нейтрализоваться по признакам глухость/звонкость и твердость/мягкость .

Нейтрализоваться по признаку глухость – звонкость могут не все согласные фонемы. Например, одним звуком могут быть представлены фонемы <б> и <п> в позиции конца слова: дуб /дуп/, глуп /глуп/ или фонемы <в> и <ф>: ров /роф/, шкаф /шкаф/. Но не может быть представлена звуком /р/, например, никакая другая фонема кроме <р>, у нее нет пары. Значит, нейтрализоваться по признаку глухость-звонкость могут только парные фонемы. Парные фонемы по глухости – звонкости следующие: <б п б’ п’ в ф в’ ф’ г к д т д’ т’ ж ж’ ш ш’ з с з’ с’ >. Не могут нейтрализоваться по звонкости-глухости такие согласные фонемы <м м’ н н’ л л’ р р’ j ц ч х> - эти фонемы не имеют пары.

Парные фонемы, нейтрализуясь в слабых позициях, могут быть представлены глухим или звонким звуком. Нейтрализация происходит в следующих позициях:

Слабые позиции по глухости - звонкости:

1. на конце слова. Звонкие и глухие согласные фонемы реализуются в глухих согласных: род /рот/ и рот /рот/, глуп /глуп/ и губ /гуп/.

2. перед глухими шумными согласными. Звонкие и глухие согласные фонемы реализуются в глухих согласных: спать /СП/ать и из парты /ИСП/арты.

3. перед звонкими шумными. Звонкие и глухие согласные фонемы реализуются в звонких согласных: из бани /ИЗБ/ и с баней /ЗБ/.

Нет нейтрализации по глухости – звонкости, а значит звук – основной представитель фонемы, в следующих позициях:

Сильные позиции по глухости – звонкости:

1. Позиция перед гласным.

2. Позиция перед сонорным согласным.

3. Позиция перед [в] и [ в’].

Непарные фонемы <ч>, <ц>, <х>, , <м>, <н>, <л>, <р>, <м’>, <н’>, <р’>, <л’> не участвуют в нейтрализации, но каждая из них представлена вариациями как глухими, так и звонкими:

<ц>



Согласные фонемы могут не различаться также по признаку твердости – мягкости. Нейтрализуются согласные фонемы, парные по твердости – мягкости, в следующих позициях:

Слабые позиции по твёрдости – мягкости:

1. Зубные перед мягкими зубными (кроме /л/). Мягкие и твердые фонемы реализуются в мягких зубных.

2. Перед /ш’/, /ч’/ нейтрализуются <н>, <н’>. Мягкая и твердая фонема реализуется в мягком /н’/.

3. Зубные перед мягкими губными. Мягкие и твердые фонемы реализуются в мягких зубных.

Нет нейтрализации по твердости-мягкости, а значит звук – основной представитель фонемы, в следующих позициях:

Сильные позиции по твёрдости – мягкости:

1. на конце слова.

2. перед гласным.

3. перед заднеязычным согласным.

Не различаются твердые и мягкие фонемы в следующих позициях:

Непарные фонемы по твёрдости – мягкости:

<к>, <г>, <х>, <ц>, <ч>, ,<л>, <л’> - данные фонемы не участвуют в нейтрализации по твёрдости – мягкости.

Согласные фонемы могут нейтрализоваться еще по одному признаку – месту образования. Фонемы <с с’з з’ т т ’д д’ ц > реализуются в зубных шумных звуках / с с’з з’ т т ’д д’ ц/. Фонемы <ш ш’ ж ж’ ч’> реализуются в передненебных шумных / ш ш’ ж ж’ ч’/. В позиции перед передненебными шумными зубные меняются на передненебные: сшить /шшить/, сжать /жжать/.

Вопросы и задания.

1. Что такое нейтрализация?

2. Заполните таблицу:

Позиции: на конце слова, позиция перед гласным, позиция перед сонорным согласным, перед заднеязычным согласным, позиция перед [в] и [ в’].

3. Назовите непарные фонемы по глухости/звонкости, твердости/мягкости.

4. Определите состав фонем в следующих словах:

дом, род, рот, с ветром, без ветра, из беды, из пруда, кино.

5. Определите звуковой и фонемный состав следующих слов:

С Шурой, с Чуком, с Сашей, с Щукарем, с Зиной, с Аней.

Похожие публикации