Какие можно привести примеры конфликтов из сказок? Как придумать конфликт в детской книге В какой сказке есть конфликт
МБОУ Ново - Горкинская СШ
Лежневского района
Педагог – психолог
Рябикова И.Н.
Решение
конфликта на примере сказки
(Мастер - класс по медиации)
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/04/24/k_5adec5da25012/img_user_file_5adec5daa72a7_1.jpg)
Конфликт - это столкновение
отдельных людей
или социальных
групп, выражающих
различные цели, интересы и
взгляды.
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/04/24/k_5adec5da25012/img_user_file_5adec5daa72a7_2.jpg)
Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного
противоборства сторон
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/04/24/k_5adec5da25012/img_user_file_5adec5daa72a7_3.jpg)
Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения
сторон.
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/04/24/k_5adec5da25012/img_user_file_5adec5daa72a7_4.jpg)
Модель конфликта
Конфликтная ситуация
Инцидент
Конфликтное взаимодействие
Разрешение конфликта
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/04/24/k_5adec5da25012/img_user_file_5adec5daa72a7_5.jpg)
Разрешение конфликта
Конструктивное
Деструктивное
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/04/24/k_5adec5da25012/img_user_file_5adec5daa72a7_6.jpg)
Стратегия поведения в конфликте
- Компромисс
- Приспособление
- Сотрудничество
- Избегание
- Соперничество
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/04/24/k_5adec5da25012/img_user_file_5adec5daa72a7_7.jpg)
Решение конфликта
на примере сказки
«Теремок»
Конфликт между животными и медведем
«Сказка о золотой рыбке»
Конфликт между стариком и старухой. Старухе хотелось слишком многого и сразу.
«Сказка о царе Салтане»
Конфликт между царем и ткачихой, поварихой. Они хотели поссорить царя с царицей и специально отправили другое, неправильное письмо царю.
« Золушка»
Конфликт между золушкой и мачехой с ее дочерьми. Мачеха заставляла Золушку
выполнять всю работу по дому.
«Федорино горе»
Конфликт между Федорой и посудо й.
«Мойдодыр»
Конфликт между мальчиком и вещами.
Конфликт между стариком и старухой. Старухе хотелось слишком многого и сразу.
Воротился старик - на его дворе стоит изба новая, дубовая, с вырезными узорами. Выбегает к нему навстречу старуха, пуще прежнего сердится, пуще прежнего ругается: «Ах, ты, старый пес! Не умеешь ты счастьем пользоваться. Выпросил избу и, чай, думаешь - дело сделал! Нет, ступай-ка опять к золотой рыбке да скажи ей: не хочу я быть крестьянкою, хочу быть воеводихой, чтоб меня добрые люди слушались, при встречах в пояс кланялись». Пошел старик на море, говорит громким голосом: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла рыбка, стала в море хвостом, к нему головой: «Что тебе, старик, надо? » Отвечает старик: «Не дает мне старуха спокою, совсем вздурилась: не хочет быть крестьянкою, хочет быть воеводихой». - «Хорошо, не тужи! Ступай домой да молись богу, все будет сделано»
В данной конфликтной ситуации можно предложить старухе побольше прислушаться к мнению старика и не требовать слишком много от него. Старику же нужно быть понастойчивей, не идти на поводу у старухи, не выполнять все ее указания.
«Сказка о царе Салтане»
Конфликт между царем и ткачихой, поварихой. Они хотели поссорить царя с царицей и специально отправили другое, неправильное письмо царю.
Шлет с письмом она гонца, Чтоб обрадовать отца. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой, Извести ее хотят, Перенять гонца велят; Сами шлют гонца другого Вот с чем от слова до слова: «Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь; Не мышонка, не лягушку, А неведому зверюшку».
В данном конфликте царю следует не слушать посторонних лиц, а все проверять самому. Из-за того, что он послушал посторонних произошла такая ужасная ситуация.
«Золушка»
Конфликт между золушкой и мачехой с ее дочерьми. Мачеха заставляла Золушку выполнять всю работу по дому.
Никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить локоны.
– А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал? – спрашивали сестры, пока она причесывала их перед зеркалом.
– Ах, что вы, сестрицы! Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках!
– Что правда, то правда. Вот была бы умора, если бы такая замарашка явилась на бал!
Другая на месте Золушки причесала бы сестриц как можно хуже. Но Золушка была добра: она причесала их как можно лучше.
За два дня до бала сестрицы от волнения перестали обедать и ужинать. Они ни на минуту не отходили от зеркала и разорвали больше дюжины шнурков, пытаясь потуже затянуть свои талии и сделаться потоньше и постройнее.
И вот наконец долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали.
Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала.
Отцу следовало бы побольше уделять внимания своей родной дочери и прислушиваться к ней. Мачеха же будучи взрослой женщиной должна была быть умнее и относится к Золушке так же как и к своим дочерям. Можно было поделить всю работу по дому поровну.
«Федорино горе»
Конфликт между Федорой и посудой.
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»
Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!»
А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!»
Федоре следовало бы следить за состоянием посуды, за своим внешним видом, чаще убираться.
«Мойдодыр»
Конфликт между мальчиком и вещами.
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
Мальчику следует следить за своим внешним видом, выглядеть прилежно, быть аккуратным.
Много создано человечеством сказок, в которых ярко выражен конфликт добра и зла. При этом посредником в конфликте является какое-либо волшебство. Это взаимодействие может выглядеть как треугольник, вершины которого - герой положительный, герой отрицательный и волшебный предмет.
ПР: взаимодействие Кота в сапогах, Людоеда и Волшебной дубинки, которая умеет превращать в разных зверей.
Основой составления текста по этой модели является вепольный анализ (автор Г.С. Альтшуллер). Это взаимодействие двух объектов в определенном поле. Усиление одной из составляющих (у положительного героя появляется друг) или ослабление свойств (волшебный предмет потерялся) ведет к обострению конфликта в сказочном сюжете.
Основное жизненное правило, которое заключено в текстах сказок с явно выраженным конфликтом, это необходимость творчески решать задачи по обеспечению равновесия объектов. Если же конфликт все-таки происходит, то его надо решать таким образом, чтобы наименьшим образом разрушался окружающий мир.
Цель: научить детей создавать тексты сказочного содержания, основанные на ярко выраженном противодействии добра и зла.
Добро и зло всегда борются между собой, используя дополнительные свойства, взятые у помощников или волшебных предметов. Победа приносит удовлетворение только тогда, когда устанавливается равновесие и наименьшим образом страдает противоположная сторона.
Базовый алгоритм
1. На доске обозначается треугольник и выбирается место, в котором будут происходить события:
2. Выбирается положительный герой (Королева природы) и отрицательный герой (Свистун).
3. Обозначаются свойства и действия этих героев. ПР: Королева Природы все украшала цветами, а Свистун был злым и коварным.
4. Объявляется Волшебство. ПР: Волшебная книга времени.
5. Описывается взаимодействие отрицательного и положительного героя за обладание волшебным предметом для реализации своих целей. ПР: Свистуну нужна была Волшебная Книга Времени, чтобы все портить, а Королеве Природе чтобы все возрождать.
6. Конфликт разрешается средствами самих героев.
7. Придумывается названия сказочного текста.
Конфликтный тип сказки дети начинают осваивать через разбор ситуаций, описанных в знакомых сказках. ПР: Алладин, Джафар и Волшебна Лампа ("Волшебная лампа Алладина"). С детьми следует обсуждать, каким образом происходило разрешение конфликтов в этих сказках.
Побуждать детей выбирать разные варианты Волшебства: Волшебное слово, Волшебный предмет и др.
При составлении текстов сказочного содержания важно использовать различные мотивы, которые позволили бы героям начать свои действия. Этими мотивами могут руководствоваться как положительные герои, так и отрицательные. В качестве рекомендаций можно использовать предложения А.А. Нестеренко.
Пример сказки: "Счастливый день"
Жил-был Свистун. Он всех пугал своим свистом в лесу. Жил он в пещере. Там то светило солнце, то шел дождь. Такая погода ему очень нравилась, потому что вокруг росла трава, которую он кушал. Свистун был главным в лесном городе. Все его боялись. Он был злым и подлым все дни недели. А в субботу совершалось чудо, и он становился добрым и ласковым. В этом лесу жила Королева Поляны. Она приносила всем радость и счастье, нежность, рост и цветение. Свистун задумал подлый план: забрать у Королевы Поляны все ее богатства.
В пятницу Свистун захватил Королеву Поляны, и все сразу стало гибнуть. Время остановилось. В дальнем углу леса жил старичок волшебник. У него была Волшебная Книга. Он открыл ее, перевернул страничку, сказал Инцы-Брынцы", и сразу наступила суббота. Проснулся Свистун добрым и ласковым и подумал, что же я наделал, ведь сам себе навредил - моя любимая трава тоже засохла. Отпустил он Королеву Поляны, извинился перед ней, Ожило все вокруг. Для всех настал счастливый день.
Гость студии Анна Бену - писатель, сказкотерапевт и арт-терапевт, режиссёр документального кино и ТВ, дизайнер, член Творческого союза художников России.
Ведущий передачи Дмитрий Зеливанский - эксперт по игровому обучению
Сказки - это интересный инструмент для работы с конфликтами.
Сказки, которые были связаны с определенными традициями, сегодня понимаются по-другому. А чаще - не понимаются. Почему?
Раньше традиции, обряды и сказки были вместе и воспринимались, как одно целое. Сейчас становится непонятным, зачем Баба Яга помещает героя в печь. Если посмотреть историю, то когда младенец рождался недоношенным, болезненным, то существовал обряд «выпекания младенца». Ребенка укладывали на хлебную лопату, обмазывали тестом (тесто-символ солнечных лучей) и помещали в хорошо протопленную печь. Но она в этот момент не горела, ребенка не сжигали. Устье печки - это лоно, утроба материнская. Помещая ребенка внутрь, считалось, что он допекся там, перерождался. И когда его вынимали обратно после троекратного погружения в устье печки, то считалось, что он родился здоровым. Поэтому в сказках помещение героя в печь - это отголосок традиций.
То есть, Баба Яга хочет добра, перерождения главному герою?
В нашей культуре мы боимся конфликтов и той трансформирующей силы, которая в них скрыта. Потому что они приносят дискомфорт, боль. И поэтому мы желаем друг другу, чтобы все было хорошо. А представим себе человека, у которого по жизни все хорошо. Жизнь невозможна без конфликтов. Если с детства дать ребенку понимание, что в конфликте есть пружина трансформации, которая способна вывести на новый уровень, что там есть позитивное зерно всегда. Просто важно его найти.
Как вы это сделаете с помощью сказок? Как с ребенком об этом говорить? Как рассказывать?
Когда мы видим сказочных персонажей, которые сталкиваются постоянно на своем пути с такими неоднозначными (дающими знания) персонажами, как Баба Яга, мы замечаем, что герой побеждает. Герой превосходит в силе, уме, ловкости злых персонажей. В жизни люди тоже стремятся победить в конфликтах другого. А нужно побеждать не другого, а скорее, агрессию внутри себя. Как победить? Осознав страх или обиду. Если мы победили одного, это значит, что тот был просто слабее. Но в жизни всегда найдется тот, у которого его агрессия окажется сильнее нашей.
Разве в сказках не так? Герой побеждает Бабу Ягу, Кощея Бессмертного?
Баба Яга как раз такой персонаж, который дает знания, как победить. Она указывает, где можно отыскать Кощея Бессмертного и освободиться от него. Она дает клубочек мудрости. Вот если мы прибегаем к мудрости, то способны освободиться от негативного составляющего внутри себя. Побеждать другого человека - это война. Маленькая война порождает большую. Нужно увидеть причину этого конфликта, почему мы обиделись, стали уязвимы, что нас задело? Это разрушительные качества, которые разрушают нашу личность. И ребенка они тоже разрушают. Часто с такими детьми не дружат. Ребенку можно показать почему. Жадность - тоже негативное проявление. С жадным ребенком тоже дети не будут дружить. А ребенок не понимает, почему все это происходит.
Какая сказка подойдет, чтобы объяснить ребенку его внутреннюю проблему?
К примеру, возьмем сказку «Лисичка-сестричка». Лисичка обманула Волка, еще на нем и покаталась. Эта лисичка постоянно убегает от людей, и как к ней относятся люди? Здесь можно задать ребенку вопрос: «Лисичку любят? Она же хитренькая. Ее уважают?» Ребенок сам поймет, что нет. «А ты хочешь так же?» - следующий вопрос думающему над проблемой ребенку. Через сказку дети понимают ошибочное поведение, примеряя героев на себя. Ребенка никто не обвиняет в жадности или хитрости. Сказки указывают путь к счастью. В сказках негативные герои нужны как источник вдохновения для решения непростых конфликтных ситуаций.
Жили-были лиса да заяц.
Судя по выбору героев для сказки, нам будет представлен классический конфликт субъектов, у которых разные взгляды на жизнь, разные ценности, разный цвет шкуры (а у некоторых героев есть даже перья!), наконец, и разные пристрастия в питании.
У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика ― лубяная. Пришла весна красна ― у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.
Скорее всего, автор намекает на давно ожидаемое потепление климата Земли. Современная конфликтология рекомендует: не следует спешить при разборе конфликта ― сначала нужно найти его причины, а не торопиться разбирать последствия. Как видим, в дальнейшей трагедии героев виноват, скорее всего, человек со своими неугомонными желаниями жарить на открытом огне на природе шашлык, безжалостно сжигая кислород, и держать водочку в холодильнике с фреоном, то есть портить таким образом земную атмосферу.
Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала.
Да, судя по всему, мы отгадали. Действительно сказка о конфликте. Напомним классику: конфликт возникает тогда, когда есть некое целое ― неделимый объект (здесь ― лубяная избушка) и как минимум две стороны (здесь ― лиса и заяц), которые на этот неделимый объект претендуют одновременно. Это конфликтная ситуация. Но конфликт происходит тогда, когда к конфликтной ситуации добавляется еще инцидент, в данном случае ― это когда лиса прогнала зайца.
Идет зайчик да плачет,
Однако для конфликта необходимо, чтобы у одной из сторон появилось понимание, что не просто невозможно решить проблему, а есть виновный в этом ― другая сторона. В данном случае причину своих невзгод заяц ошибочно связывает не с потеплением климата на земле, а именно с лисой. Возникает такое психологическое явление, как фрустрация. Отметим, что фрустрация бывает двух видов: реальная, когда вторая сторона действительно является виновной, и воображаемая. Причем воображаемая причина, как видно из сказки, может в конце концов послужить развитию уже вполне реального конфликта.
а ему навстречу собаки:
― Тяф-тяф-тяф! Про что, зайчик, плачешь?
Как видим, появляются новые герои сказки ― собаки. При этом, предположительно, собаки обладают большим эмоциональным интеллектом ― понимают эмоции зайца. Напомню: эмоциональный интеллект предполагает такие качества, как понимание чужих эмоций, с одной стороны (собаки жалеют зайца), и, с другой стороны, понимание своих эмоций (собаки возмущены поведением лисы, но понимают ли они свои эмоции?). Но главное все-таки ― понимание эмоций партнера по коммуникации (собаки понимают, что заяц горюет по своей избушке). Однако эмоциональный интеллект предполагает также умение управлять своими эмоциями. Так ли это ― узнаем дальше.
А зайчик говорит:
― Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ― ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
― Не плачь, зайчик! ― говорят собаки. ― Мы ее выгоним.
Как видим, с управлением эмоциями у собак в сказке не очень. Вместо того чтобы успокоить зайца, они без раздумий готовы на конфликтные действия ― «Наших бьют!». Причем вместо того чтобы выслушать вторую сторону. Быть может, лиса еще больше обижена на зайца, ведь, покинув избушку, он оставил лису голодать. Хорошо ли это? С точки зрения лисы, думаю, почти безнравственно. Тем более что, судя по описанию, заяц ― самец, то есть мужчина, а лиса ― самочка, то есть слабая женщина (речь в сказке не идет про лиса, а именно про лису, и не про зайчиху, а определенно про зайца).
Представьте, если бы по приходу в суд одной стороны судья сразу бы выносил решения. Я уж не говорю о том, что лисе нужно было зачитать ее права, в частности лиса могла пригласить в качестве адвоката знакомого волка. Мы же наблюдаем сплошное нарушение процессуального кодекса. Ну да ладно, посмотрим, что будет дальше.
― Нет, не выгоните!
―Нет, выгоним!
Подошли к избенке:
―Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
Как видим, собаки, вместо того чтобы разобраться в ситуации объективно, отправляют лисе так называемый конфликтоген («Тяф-тяф-тяф», что означает «Сам дурак!»), который, несомненно, приведет к соответствующему конфликтогену другой стороны, что мы и наблюдаем. Обмен конфликтогенами обычно приводит к эскалации конфликта. А ведь можно было начать разговор по-умному: сделать лисе комплимент, похвалить ее шкурку например.
А она им с печи:
Собаки испугались и убежали.
Налицо развитие конфликта, где лиса выбрала стратегию принуждения. (Напомним, что еще есть стратегии компромисса, уклонения от конфликта, уступки и разрешения конфликта к радости обеих сторон.) Известно, что в случае выбора такой стратегии выигрывает только одна сторона. Однако такую стратегию управления конфликтом можно применять, если вторая сторона уверена в своем превосходстве. Как видим, лиса соразмерно учла свои возможности и вышла победителем.
Зайчик опять идет да плачет. Ему навстречу медведь:
О чем, зайчик, плачешь?
А зайчик говорит:
― Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ― ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
― Не плачь, зайчик! ― говорит медведь. ― Я выгоню ее.
― Нет, не выгонишь! Собаки гнали ― не выгнали, и ты не выгонишь.
― Нет, выгоню!
Что мы наблюдаем? Классическое развитие событий. Когда конфликт не разрешен, стороны начинают подключать к своему конфликту все большее число участников со своей стороны. В конце концов вместо конфликта двух личностей мы наблюдаем конфликты между группами и даже иногда между странами, причем разных конфессий. В сказке, правда, наблюдается другой феномен: на первой стадии конфликта зайчик подключает к конфликту не большее число участников, а все более крупных по размеру участников.
Пошли гнать.
Медведь:
― Поди, лиса, вон!
А она с печки:
― Как выскочу, как выпрыгну ― пойдут клочки по заулочкам!
Медведь испугался и ушел.
Правда, подключение медведя не привело к созданию группы конфликтующих, вероятно, по причине острой болезни, известной в народе, как медвежья.
Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу бык:
― Про что, зайчик, плачешь?
― Отстань, бык! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ― ледяная; попросилась она ко мне да меня и выгнала.
― Пойдем, я ее выгоню.
― Нет, бык, не выгонишь! Собаки гнали ― не выгнали, медведь гнал ― не выгнал, и ты не выгонишь.
― Нет, выгоню!
Подошли к избенке:
― Поди, лиса, вон!
А она с печи:
― Как выскочу, как выпрыгну ― пойдут клочки по заулочкам!
Бык испугался и ушел.
Да, бык тоже оказался не очень умным и выдержанным ― сразу встал на тропу войны, поверив зайцу на слово. А ведь можно было бы не спешить, спросить у лисы документы на жилплощадь. Быть может, по договору найма (заяц же пустил лису погреться добровольно) лиса имела все права и дальше проживать в лубяной избушке зайца (к слову, прописку никто не проверял не только у лисы, но даже у зайца).
Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу петух с косой:
― Кукареку! О чем, зайчик, плачешь?
― Отстань, петух! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ― ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
― Пойдем, я ее выгоню.
― Нет, не выгонишь! Собаки гнали ― не выгнали, медведь гнал ― не выгнал, бык гнал ― не выгнал, и ты не выгонишь.
― Нет, выгоню!
Петуху, судя по всему, также не известна современная технология разрешения конфликтов с помощью третьей стороны. И потому вместо поиска вариантов примирения конфликтующих сторон он тоже решил использовать принуждение, выступив со стороны зайца.
Подошли к избенке. Петух:
А она услыхала, испугалась, говорит:
― Одеваюсь...
Где вы видели, чтобы лиса боялась петуха? Судя по всему, просто у лисы истек срок договора найма лубяной избушки (наверняка он был, и заяц «заливает», что лиса вела себя нечестно), и она решила, как и положено, исполнить условия договора со своей стороны.
Петух опять:
― Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!
А она говорит:
― Шубу надеваю.
Как видим, конфликт исчерпан ― лиса решила оставить помещение в пользу зайца.
Петух в третий раз:
― Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!
Лисица выбежала, а он ее зарубил косой и стал с зайчиком жить да поживать.
Батюшки! Где это видано, чтобы за захват помещения, да еще на небольшой срок, было такое неправомерное наказание?
Как видим, описанные в сказке события похожи не на заслуженное наказание, а на убийство по заказу (заказчик ― заяц). Расплата с киллером-петухом (автор сказки нам с самого начала намекал, что петух был с косой, понятно с чем ассоциирующейся) произошла, бартером ― предоставлением последнему помещения для проживания.
Надеюсь, что после публикации данной интерпретации сказки прокуратура России заинтересуется этим делом, произошедшим в русском лесу.
Вместо заключения
Как часто мы предполагаем за других то, что они думают, и в большинстве случаев ошибаемся. Именно так поступил в сказке заяц, обвиняя лису в неблагодарном поведении: он ее пустил в свою избушку погреться, а она его самого из избушки выгнала.
А давайте рассмотрим ситуацию с другой стороны. Дело происходит в голодный период, ранней весной, лиса замерзла (а звери замерзают, когда они голодные). Заяц пустил лису погреться. Лиса отогрелась и, само собой, могла бы беззащитного зайца слопать. Она же в качестве благодарности за приют «выгнала» зайца, чтобы он мог спрятаться и, таким образом, остаться живым.
Спрашивается, почему бы лисе самой не уйти из избушки, когда она отогрелась? Здесь все просто: лиса уже знала место жительства питательного зайца и понимала, что если она уйдет сама, то, когда инстинкт голодного зверя сработает, она все равно вернется к избушке, подкараулит зайца и съест его. Заяц же, предполагая со стороны своего компаньона только худшее, лишил лису самого ценного ― жизни.
Вот так и происходит большинство конфликтов ― от недопонимания. И потому рекомендация сказки топ-менеджерам: чтобы уменьшить число конфликтов, задавайте вопросы, не стесняйтесь узнать истинные мысли своих коллег по общению.